Петр КОВАЛЬ
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ
В статье рассматриваются основные факторы, детерминирующие формирование этнической толерантности военнослужащих. Раскрываются особенности влияния внешней (внеармейской) и внутренней (армейской) среды на установки и поведение военнослужащих.
In this article the main factors which determine formation of ethnic tolerance of the military personnel are considered. Particularities of impact of the external and internal environment on attitudes and behavior of military servants are revealed.
Ключевые слова:
воинский коллектив, социальное единство, этническая толерантность, управление, факторы формирования этнической толерантности, средовые факторы, личностные установки; military team, social cohesion, ethnic tolerance, management, factors of formation of ethnic tolerance, external factors, personal attitudes.
КОВАЛЬ
Петр
Ростиславович — соискатель кафедры социологии Военного университета МО РФ; помощник начальника учебнометодического отдела Военного учебно-научного центра
Сухопутньа войск «Общевойсковая академия Вооруженньа Сил РФ»
Воинский коллектив представляет собой особую социальную группу, характеризующуюся высоким уровнем сплоченности. Коллектив — это устойчивое, имеющее определенную орга -низационную структуру объединение людей, созданное на основе их общей прогрессивно направленной деятельности и единства коренных интересов, а также отношений товарищества и личной дружбы. Являясь особым видом коллектива, воинский коллектив представляет собой организованное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально - нравственных пози -ций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под единоначальным руководством1.
В своем развитии воинский коллектив проходит определенные стадии. Чаще всего выделяют 3 основные стадии: социальное един -ство, войсковое товарищество, социальная зрелость.
Первая, начальная стадия развития воинского коллектива (стадия социального единства), характеризуется тем, что военнослужащие устанавливают многообразные контакты, которые необходимы для успешного выполнения служебных и общественных заданий.
На второй стадии (стадии войскового товарищества), как пра -вило, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются позитивные отношения между военнослужащими, формируется достаточно стабильная структура коллектива, которая немыслима без коллективных взаимоотношений, дисциплинированности и коллективных привычек.
На третьей стадии социальной и боевой зрелости достигается единство воли и действий, знаний и убеждений, интересов и цен ностных ориентаций воинского коллектива. Отношения между военнослужащими характеризуются наличием взаимопомощи, взаимной поддержки, взаимозаменяемости и бесконфликтности. В коллективе, достигшем такой стадии развития, преобладает здоро -вый морально психологический климат, благотворно влияющий на всестороннее развитие личности военнослужащего.
В связи с реформированием Вооруженных сил РФ последняя стадия развития коллективов наблюдается все реже. Это связано с рядом условий.
1 Колосов А. Общие признаки воинского коллектива // Ориентир, 2009, № 3.
1. Сокращен срок службы по призыву до 1 года. За такой период военнослужащему тяжело абстрагироваться от тех установок, которые он вносит в коллектив извне, не говоря уже о том, что очень трудно осмыс лить необходимость этнической толерант ности и функционировать с ее позиций.
2. Сокращается численность офицер -ского состава. Приоритеты расставляются в пользу молодых офицеров, что, с одной стороны, очень полезно для такой органи -зации, как воинский коллектив, с другой
— наблюдается потеря бесценного опыта работы с личным составом.
3. Многие офицерские должности пере -ведены на гражданскую основу. Это каса ется должностей, которые не определяют боевую готовность воинских подразделе -ний. К таким категориям относятся воен -ные воспитатели, военные психологи, которые как раз и призваны помогать командиру формировать воинский кол лектив и качества этого коллектива, в т.ч. этническую толерантность.
Выделяются следующие группы факто -ров непосредственного воздействия.
Внешнесредовые факторы. К факторам этой группы относятся экономическая ситуация и политическая обстановка в стране и регионе, которые могут служить как сплачивающим, так и разобщающим фактором. Сплачивание людей, даже испытывающих нетолерантные позиции по отношению друг к другу, происходит при формировании общего государствен ного «врага». Этот образ может основываться не только на физическом пре восходстве, но и возникать в результате каких либо экономических механизмов. Разобщение населения страны происходит в тех случаях, когда внутренняя политиче ская обстановка напряженная, происходят нарушения закона, силовые акции, сопря женные с гибелью людей. Происходящие события настраивают общественность против определенных этнических групп. К таким событиям можно отнести вооруженные конфликты в Чечне 90 -х гг. про -шлого века, взрывы на станциях москов -ского метро «Лубянка» и «Парк культуры» (2010 г.), акции расовой нетерпимости на Манежной площади (декабрь 2010 г.) и на площади Европы (2011 г.) в Москве.
Экономическая ситуация в стране и регионе может влиять на этническую толерантность, если рассматривать уро -вень занятости населения и деятельность
бизнес диаспор. В тех регионах, где уро вень занятости низкий (высокая безра ботица), отмечаются частые конфликты на национальной почве. В регионах, где осуществляется деятельность этнических бизнес диаспор, нарушаются такие эко номические принципы, как свободная конкуренция, отсутствие коррумпиро ванности, соблюдение закона в догово рах купли продажи, равенство в торговых отношениях.
Средовые факторы. К факторам этой группы относятся традиции определен ной национальности или места прожива ния, общественное мнение, полиэтниче -ские условия первичной социализации, средства массовой информации. Каждая национальность имеет свои традиции, которые могут быть похожими, различ ными или универсальными. Сама по себе традиция формируется в течение несколь ких веков и поддерживается поколениями потомков. В ряде случаев смысл тради ции может быть утерян, т.е. социальные группы, следующие традициям, не всегда могут объяснить рациональность выпол няемых действий, что не является препят ствием для их совершения. В отношениях с другими этносами ни одна традиция не предписывает поведения, ущемляющего их. Открытые или латентные противосто яния между этносами происходят отнюдь не из - за традиционных предписаний.
Общественное мнение также представ -ляет собой очень действенный фактор фор -мирования личного отношения. В отличие от традиций, общественное мнение может часто и полярно варьироваться, а также быть явно ошибочным. Как отмечают социологи А. Лоуэлл и У. Липман, обще -ственное мнение ограничено в своих воз можностях и не может адекватно отражать существующую реальность, а в кризисных ситуациях может оказаться ошибочным1. Осуществляя взаимодействия в институте военной службы, военнослужащий изна -чально находится «под колпаком» обще ственного мнения, в дальнейшем получая фактическое доказательство или опровер жение позиций общественности.
Полиэтнические условия первичной социализации включают в себя те коллек тивы, микрогруппы и социальные инсти туты, с которыми индивид взаимодей
1 Липман У. Общественное мнение. — М. : Институт фонда «Общественное мнение», 2004.
ствует в ходе первичной социализации. Основной социальной ячейкой россий ского общества является семья, именно в ней происходит формирование инди вида, его качеств, прививаются ценности, ответственность, формируются идеалы. Сформировать толерантные установки в семье возможно не только при помощи системы обучения и воспитания, которая включает в себя множество социальных (в частности, педагогических) практик, но и неоднородным этническим составом. В случае когда родители представляют собой различные этносы, референтная толерантная ориентация переходит и на эти этносы. Дальнейшая социализация осуществляется в дошкольных воспита тельных учреждениях (детские сады, сады -интернаты и т.д.), где разнородный этни -ческий состав будет способствовать появ лению опыта полиэтнического социаль ного взаимодействия в условиях «вынужденной» толерантности. Воспитание в условиях этнически неоднородного кол лектива порождает отношения взаимного доверия и ожидания.
Существуя в социальной среде со специ фическими характеристиками и особенно -стями, проходя этапы первичной и после дующей социализации, индивид посто -янно подвергается воздействию средств массовой информации. В целях формиро вания толерантного отношения к предста вителям других национальностей влияние средств массовой информации должно быть исключительно гуманизирующим, что требует жесткого государственного институционального контроля при усло -виях гарантий свободы слова. В настоящее время не создано единой государственной системы контроля за СМИ, что вынуждает индивида или его законных предста вителей самостоятельно принимать реше ния об ограничении влияния определен ных информационных средств. Лексемы, употребляемые многими журналистами, вроде таких как «лицо кавказской нацио нальности», уничижительные этнические идеи, внедряемые в массовое сознание через заголовки газет (например, «Второе пришествие чеченцев», «Чернокожие конкуренты», «Лица бандитской нацио нальности дружнее Коминтерна», «Чужие в городе» и т.д.) способствуют снижению этнической толерантности у населения и нарастанию враждебности по отноше нию к различным этническим группам.
Большинство масс-медиа не способствуют формированию этнической толе рантности. Господство массовой культуры определяет вектор развития ее средств в пользу прибыли, которая достигается по средством постоянного представления вымышленной реальности и культивиро -вания невысоких человеческих качеств.
Личностные факторы отличаются от вышеуказанных большей степенью субъективизации. К личностным фак торам относятся уровень образования, социальные установки, этнические сте реотипы. Реализация государственной программы по переходу Вооруженных сил РФ к современному облику и в соот ветствующая ей отмена ряда отсрочек от прохождения военной службы по при зыву, создание дополнительных гарантий военнослужащим, проведение ежегодных аттестаций офицеров, повышение требо вательности к поступающим на военную службу по контракту привели к тому, что в Вооруженных силах значительно повы сился процент военнослужащих с высшим образованием.
Реформирование Вооруженных сил РФ требует культурной, интеллигент ной, образованной, профессионально компетентной личности военнослужа щего. Концепция гуманизации образования по новому рассматривает цель образования — как самоактуализацию и самореализацию личности, предполагающие осознание человеком самого себя в окружающем мире, достижение внутренней гармонии и раскрытие всех его потенциальных возможностей. Чем более высокую ступень образования имеет военнослужащий, тем более он предрас положен к адекватному взаимодействию, проявлению этнической толерантности, неприятию этнических стереотипов.
Социальные установки личности харак -теризуют ее готовность к проявлению этнической толерантности по отноше нию к другим национальностям вообще или к конкретным национальностям в частности. Социальные установки не воз -никают необоснованно, на пустом месте, они предопределены и совокупностью политико экономических событий, и социализацией. В воинских коллекти -вах успешное выполнение обязанностей военной службы отражает готовность к межэтническому толерантному взаимо действию. Даже в мирное время воинские
коллективы заняты в несении караульной и внутренней служб, что предполагает обращение с боевым оружием, участие в учениях, где необходима высокая сла -женность. При установке на неготовность к толерантному взаимодействию обо стряется вопрос успешного выполнения поставленных задач при условии создания полиэтнических функциональных групп (суточный наряд, экипаж танка, боевой машины пехоты или любой другой тех ники, состоящий из военнослужащих раз ных этнических групп).
Близкими к понятию социальных уста новок являются этнические стереотипы. Социальный стереотип — это стандарти -зированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ, являющийся концентрирован ным выражением социальной установки. Военнослужащие получают этнические стереотипы от своей семьи, друзей, окру жающих людей, входящих в круг общения, через СМИ и т.д. Большинство усваивае -мых стереотипов, не подкрепленных соб ственным опытом, оказываются ложными. В силу того что стереотип не допускает никаких сомнений в своей истинности, он может являться условием неустойчи -вого равновесия этносистемы в воинских коллективах, определяемого высоким уровнем конфликтогенного потенциала. Толерантное поведение военнослужащих, которое подчиняется этническим стерео типам, очень тяжело, а зачастую и невоз можно исправить.
Организационно-деятельностные факторы являются самыми малочислен ными из всех групп и представлены национальным составом командиров. Обусловливание формирования этниче ской толерантности у военнослужащего
этим фактором выражается в необходи -мости подчинения. Функционирование института военной службы требует безого -ворочного подчинения. Основным прин -ципом является единоначалие, задачи для подчиненных имеют форму исклю -чительно приказов или приказаний, за их неисполнение может наступить уго ловная ответственность. Необходимость подчиняться многими индивидами вос принимается как ущемление личности. Реализуя свою подчиненность, любой военнослужащий оценивает не только профессиональные, но и личностные качества командира. Этнический состав командования — характеристика, кото -рая оценивается далеко не в последнюю очередь. В дальнейшем отдача приказов, определение негативных санкций, посто янный контроль могут быть рассмотрены военнослужащим через призму различий в этнической принадлежности, что вызо вет у него чувство ущемленности, мни мой дискриминации, даже если командир является профессионалом. Это может привести к интолерантному поведению
— от осознанного неполного выполнения приказов до умышленного неподчине ния.
Таким образом, представленное фактор -ное поле способно сформировать этниче -скую толерантность военнослужащего на уровне базовых предположений, т.е. толе -рантное или интолерантное отношение к представителям иных национальностей, не основанное на сознательном анализе или гуманистических ценностях обще ства. Командирам воинских коллективов необходимо проводить целенаправленную работу по сплочению воинских коллек тивов, минимизируя негативные послед -ствия воздействия средовых факторов.