Научная статья на тему 'Воспитание толерантности в многонациональной школе на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 52» города Нижнего Новгорода'

Воспитание толерантности в многонациональной школе на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 52» города Нижнего Новгорода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
835
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / MULTINATIONAL SCHOOL / INTERNATIONAL RELATIONS / INTERCULTURAL DIALOGUE / ETHNIC TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боев Эрадж Бегиджонович, Поташник Елена Семеновна

Актуальность настоящей статьи объясняется важной ролью толерантности как одной из целей поликультурного воспитания. В статье предметом исследования выступает опыт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 52» города Нижнего Новгорода в сфере практической деятельности по гармонизации межнациональных отношений и воспитанию толерантности в детско-юношеской среде. При использовании аналитического метода раскрывается целостная и последовательная структура деятельности по созданию в образовательной организации поликультурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боев Эрадж Бегиджонович, Поташник Елена Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promote tolerance in multiethnic school on an example of municipal budgetary general education institution «School № 52» of the city of nizhny novgorod

The relevance of this article explains the important role of tolerance as one of the goals of multicultural education. In this paper, the subject of research is the experience of the municipal budgetary general education institution «School № 52» of the city of Nizhny Novgorod in practical activities on the harmonization of interethnic relations and tolerance education in junior environment. By using the analytical method disclosed an integrated and consistent framework for capacity in the educational organization multicultural environment.

Текст научной работы на тему «Воспитание толерантности в многонациональной школе на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 52» города Нижнего Новгорода»

УДК 37.035; 351.858; 351.855

Э. Б. Боев, Е. С. Поташник

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ШКОЛА № 52» ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Актуальность настоящей статьи объясняется важной ролью толерантности как одной из целей поликультурного воспитания. В статье предметом исследования выступает опыт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 52» города Нижнего Новгорода в сфере практической деятельности по гармонизации межнациональных отношений и воспитанию толерантности в детско-юношеской среде. При использовании аналитического метода раскрывается целостная и последовательная структура деятельности по созданию в образовательной организации поликультурной среды.

The relevance of this article explains the important role of tolerance as one of the goals of multicultural education. In this paper, the subject of research is the experience of the municipal budgetary general education institution «School № 52» of the city of Nizhny Novgorod in practical activities on the harmonization of interethnic relations and tolerance education in junior environment. By using the analytical method disclosed an integrated and consistent framework for capacity in the educational organization multicultural environment.

Ключевые слова: многонациональная школа, межнациональные отношения, межкультурный диалог, этническая толерантность.

Keywords: multinational school, international relations, intercultural dialogue, ethnic tolerance.

В период глобализации экономики острой и значимой не только на национальном, но и на международном уровне является проблема трудовой миграции населения. Значительные изменения внешней среды вызвали в жизни школы как одного из важнейших социальных институтов такую проблемную ситуацию, как появление на ограниченных сегментах жизненного пространства представителей большого количества этнических групп, чья историческая родина находится за пределами страны пребывания. Сегодня во

многих крупных городах России в одном дворе, в одном классе школы, на одном родительском собрании встречаются и решают общие задачи как представители местного сообщества, включающие в себя выходцев из традиционно проживающих в данном муниципальном образовании этносов, так и представители новых для данного образования этнических групп, в силу обстоятельств оказавшиеся в положении социальной неопределенности, столкнувшиеся с непривычными морально-этическими традициями и, зачастую, с необходимостью уверенного общения на русском языке.

В результате последствий масштабных миграционных процессов в непривычных условиях оказались и учителя, которым в настоящее время приходится учить школьников не только писать, но порой и разговаривать на русском языке, а также сами учащиеся школ, говорящие на разных языках, воспитанные на различных национальных традициях и культуре.

Глобализация выдвигает перед современной школой необходимость решения новых задач, важнейшими из которых являются воспитание у учащихся толерантности, приобщение детей к достижениям общемировой культуры [1].

В связи с этим воспитание толерантности, понимаемой как терпимость в отношении иных культур и этносов, - это лишь нижняя ступень одной из целей поликультурного воспитания. За воспитанием терпимости как таковой должны следовать развитие понимания, взаимного уважения и, наконец, активное сотрудничество.

Особое внимание в новых нормативных документах, регламентирующих деятельность современной школы, уделяется воспитательной работе, духовно-нравственному развитию учащихся. В новых образовательных стандартах утверждается, что духовно-нравственное развитие обучающихся

Рис. 1. Фрагмент экспозиции культуры народа Республики Дагестан

должно осуществляться на основе сохранения культурного разнообразия многонационального народа России [2].

При постановке целей и задач важным условием является опора на современный национальный воспитательный идеал, сформулированный в Концепции духовно-нравственного воспитания личности

гражданина России. Реализация поликультурного образования требует от школы быть посредником между культурами разных народов, организатором межкультурной коммуникации. В настоящей статье рассматривается реализация данных задач на примере Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 52» г. Нижнего Новгорода.

Школа № 52 была основана в 1936 г. Она расположена в историческом центре наиболее многонационального Канавинско-го района г. Нижнего Новгорода и пользуется заслуженным авторитетом в городе. В 2014 г. школа получила звание «Школа-лидер в образовании» и была включена в национальный реестр «Ведущие национальные учреждения России». Основной миссией школы является воспитание инициативных, отважных, жизнерадостных, физически и нравственно здоровых граждан, готовых к труду и защите Отечества, людей, обладающих современным мировоззрением и эстетическим вкусом, умеющих любить и ценить прекрасное [3]. Педагогический коллектив школы состоит из 52 педагогов, среди

которых один заслуженный учитель РФ, 7 почетных работников общего образования РФ и 3 кандидата наук. Педагоги школы являются победителями многих проектов и конкурсов федерального уровня, среди которых следует отметить конкурс «Разные культуры - единый мир» (1-е место), «ФГОС НОО: реалии и перспективы», международный интернет-фестиваль «Поликультурное образование: пути интеграции детей-мигрантов в российское общество» (1-е место) [4].

Выпускники школы стабильно демонстрируют высокие результаты по ЕГЭ, которые выше средних показателей по России и Нижегородской области, традиционно имеют высокие результаты на научных олимпиадах и конференциях и продолжают свое образование в различных высших учебных заведениях страны. В школе работают кружки: «Юный физик», «Эколог», «Я - нижегородец», «Искатели», «Морячок», «Юный инспектор дорожного движения», спортивные кружки по таким видам спорта, как самбо, дзюдо, баскетбол, парусный спорт, футбол и бокс. Ученики и педагоги школы традиционно занимают призовые места в конкурсах различного уровня, среди которых: международный фестиваль знатоков русского языка «О России по-русски» (1-е место), международный конкурс «Будущее планеты» (1-е место), международный конкурс «Новые вершины» (1-е место), международный конкурс эстрадного вокала «Волга в сердце впадает моё» (1-е место).

Рис. 3. Фрагмент экспозиции культуры украинского народа

Школьная команда КВН третий год подряд занимает 1-е место в городской школьной лиге КВН (в 2013, 2014, 2015 гг.). В

2014/2015 учебном году школа выступила инициатором и организатором проведения I городского слёта дружин юных пожарных

[5].

Школа № 52 отличается пестрым национальным составом обучающихся в ней детей. 75% учащихся составляют русские; 2,9% - азербайджанцы; 4,5% - мордва; 3,2% - татары; 2,1% - евреи; 3,5% - таджики; 2,4% - узбеки; 0,7% - грузины; 1,3% - лезгины; 0,7% - киргизы; 0,7% - украинцы; 0,5% - белорусы, 0,5% -курды; 1,7% - армяне; 0,1% - вьетнамцы, 0,2% - корейцы. Из 833 человек, обучающихся в школе, 63% составляют мальчики [6]. Школа стала вторым домом для ребят многих национальностей, местом встречи разных культур, разных традиций, разного мировоззрения. Исходя из сложившихся условий, приоритетными задачами духовно-нравственного воспитания школы № 52 стали:

• формирование толерантности и позитивной коммуникации учащихся;

• знакомство с инновационными практиками воспитания детей и подростков в духе миротворчества и культуры мира;

• знакомство с социально значимой деятельностью образовательных учреждений регионов и зарубежья;

• развитие творческого потенциала детей средствами проектной деятельности и музейной педагогики;

• расширение кругозора учащихся с целью развития у них представлений о разных странах, о месте их расположения, о национальных традициях;

• воспитание дружелюбного и уважительного отношения к другим народам;

• развитие умения вступать в позитивное коммуникативное общение с людьми разных национальностей.

Рис. 4. Фрагмент экспозиции культуры еврейского народа

При планировании стратегии в области формирования толерантного пространства в среде учащихся школа исходит из того, что необходимость толерантности объясняется этническими, психологическими, ценностными, коммуникативными и поведенческими факторами, коррелирующими между собой.

В соответствии с этим учитель в толерантной школе должен придерживаться следующих критериев:

• уметь воспитывать детей в духе мира;

• формировать миротворческое мировоззрение;

• уважать ребенка любой национальности;

• уметь слушать и понимать чувства каждого ребенка;

• поддерживать эмоциональные привязанности детей;

• быть примером для детей;

• развивать у учащихся чувство взаимного расположения друг к другу;

• давать возможность учащимся самостоятельно решать возникающие у них проблемы в общении;

• избегать выстраивания жестких иерархических отношений;

• не допускать проявлений авторитаризма;

• организовывать совместную творческую деятельность детей, объединяя и направляя их на совместное осуществление добрых дел;

• поощрять творческую инициативу и активность учеников.

Школа осуществляет работу по развитию этнической толерантности по двум основным направлениям. Это урочная и внеурочная деятельность. Урочная работа основывается на национально-региональном компоненте содержания образования, который представляет собой систему знаний, способов деятельности и ценностей, обеспечивающих развитие этнической толерантности [7]. Внеурочная работа проводится через введение в действие специальной программы, которая направлена на решение той же задачи, что и урочная работа, но является более объемной, так как ориентирована на реализацию в течение продолжительного периода времени. Реализация поставленных задач в процессе урочной и внеурочной работы происходит при использовании известных педагогических технологий, включающих в себя тренинги общения, ролевые игры, психодраму (социодраму) и т. д.

Наибольшей эффективностью отличается использование тренинга общения - одного из видов групповой психологической работы, направленной на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в межэтническом взаимодействии [8]. Участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые воспроизводятся в группе, ученик стремится не допускать коммуникативных ошибок. Тренинг помогает учащимся овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений; обучает индивидуализированным приёмам взаимодействия с людьми различных национальностей; способствует правильной оценке себя и окружающих, в том числе и представителей других национальностей; через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений школьников способствует снятию барьеров, которые мешают

реальному межэтническому общению [9].

Важной составляющей в формировании позитивной межкультурной коммуникации среди учащихся является деятельность по развитию речевой компетентности школьников в классе полиэтниче-

ского состава. В классах с полиэтническим составом перед учителями школы ставятся важнейшие задачи:

1) привить интерес к русскому языку,

2) сформировать у детей устойчивую мотивацию к изучению русского языка;

3) приучать слух детей к звукам, словам русской речи, а речевой аппарат - к правильному произношению этих звуков и слов;

4) создавать у детей большой запас наиболее употребительных русских слов и фраз, вырабатывать умение пользоваться ими в разговорной и письменной речи;

5) учить детей построению фраз на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме;

6) обучать русскому словесному ударению;

7) воспитывать уважение к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,

8) приобщать к культуре и литературе русского народа.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ними и взрослыми. Одним из продуктивных способов вовлечения ребенка в познавательный процесс является включение в урок дидактических игр и занимательных заданий, что позволяет решить многие педагогические задачи. Для ребенка-билингва дидактическая игра становится такой деятельностью, в которой школьник без стеснения преодолевает коммуникативный языковой барьер и вместе с тем приобретает необходимые навыки умственного труда и чувство уверенности в своих интеллектуальных силах.

Рис. 6. Фрагмент экскурсии

При этом задачей учителя является максимальное использование таких приёмов обучения, которые обеспечили бы каждому ученику положительный опыт сотрудничества с русским языком, возможность думать и общаться на неродном для них языке, создали положительный психологический и эмоциональный настрой [10].

Педагогическим коллективом школы № 52 был разработан и успешно реализован социально-образовательный проект «Мы все такие разные, но мы - вместе!», направленный на развитие этнической толерантности среди учащихся. Целью проекта являлось формирование у школьников понятия о единстве взглядов и интересов разных народов, проживающих на территории России. Задачами проекта стали:

- знакомство учащихся с особенностями национальной культуры различных народов, представители которых проживают на

территории Канавин-ского района г. Нижнего Новгорода;

- содействие осознанию детьми необходимости согласия, сплочённости, взаимовыручки и дружбы между различными народами России;

- развитие у учеников школы аналитических способностей, применительно

к пониманию сущности понятий, на которых основаны общечеловеческие правила поведения: духовность, культура, ценности, добро и зло;

- развитие умения определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки;

- воспитание чувства гражданственности, человеческого достоинства, патриотизма;

- создание условий для реализации творческой деятельности учащихся; развитие умения работать в команде.

Руководителями проекта стали: учитель школы Н. Ю. Текаева и заместитель директора Е. Г. Капранова. В состав проектной группы на начальной стадии проекта вошли ученики школы в количестве 125 человек из 5 классов, на финальной стадии проекта -833 человека из 33 классов. К реализации проекта были дополнительно привлечены следующие специалисты: психолог школы С. Ю. Уржумова, социальный педагог Г. И. Хачатрян, учитель ИЗО М. В. Тихонычева, учитель музыки А. В. Широкорад. Социальные партнёрами стали представители национальных диаспор Канавинс-кого района Нижнего Новгорода, представители православного духовенства и родители учащихся.

Были определены ожидаемые результаты: 1) расширение знаний учащихся о народах, населяющих Российскую Федерацию; 2) ознакомление детей с культурными традициями всех тех народов, чьи дети учатся в нашей школе (с национальной одеждой, кухней, праздниками, традициями, национальными героями, фольклором), воспитание этнического самосознания и межнациональной толерантности; 3) формирование у школьников уважения к человеческому достоинству, готовности принимать чужое мнение, способности к сопереживанию, снижение чувства тревожности (в том числе и

\ Л \ с с

у детей-мигрантов); 4) развитие умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности; 5) расширение словарного запаса обучающихся (особенно у детей-билингвов), развитие коммуникативных навыков; 6) создание в учебной среде положительного эмоционального фона, психологической комфортности; 7) личностный рост детей.

В ходе диагностического этапа реализации проекта «Мы все такие разные, но мы - вместе!» осуществлялся мониторинг учащихся и их родителей по проблеме толерантности. Входная диаг-

ностика толерантности проводилась с использованием методики изучения толерантности детей, разработанной Доминик де Сент Марс по материалам ЮНЕСКО. В соответствии с полученными результатами было установлено, что в детской среде высокий уровень толерантности отмечался примерно у 45%, средний уровень -у 25% и низкий уровень - у 15%. В свою очередь, у родителей высокий уровень толерантности продемонстрировали 45%, средний уровень - 25%, низкий уровень - 20% [11]. Проведенное диагностическое обследование позволило выявить группы детей и их родителей со сниженными показателями по отдельным компонентам толерантности. После изучения каждого компонента толерантности по отдельности были определены акценты в проведении развивающей работы с детьми и консультативной работы с родителями. Диагностика уровня толерантности школьников позволила определить перспективу дальнейшей работы, а именно разработать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у детей.

На подготовительном этапе были обсуждены итоги диагностических исследований и определены важность и необходимость более расширенного изучения проблемы межэтнических и межличностных отношений как на уровне класса, школы, так и района.

В ходе организационного этапа были сформированы рабочие группы из числа детей, родителей, педагогов; проведено планирование деятельности; разработаны критерии оценки деятельности. В качестве итогового продукта проекта были определены проведение фестиваля национальных культур «Радуга дружбы» и создание «Музея дружбы народов».

На деятельностном этапе проекта были изучены различные информационные источники, подготовлены и проведены круглые столы с участием педагогов, родителей и учащихся «Что такое толерантность?», «Ценностные ориентиры воспитания ребенка в современном мире». Состоялось общешкольное родительское собрание «Как научить своего ребенка жить в мире

людей?». Были проведены встречи учащихся с представителями руководства национально-культурных объединений. На районных педагогических чтениях был представлен доклад «Воспитание толерантности как важнейший фактор духовно-нравственного воспитания школьника», в котором раскрывалась роль учителя в развитии этнической толерантности как на уроках, так и во внеурочное время. Учащиеся школы приняли участие в ежегодном татарском народном празднике «Сабантуй», русском празднике «Масленица», встретили Новый год по китайскому календарю. Кроме этого были организованы школьные экскурсии в музей быта народов Поволжья, в собор Александра Невского, Нижегородский кремль, в другие города Нижегородской области, где можно было узнать о традиционных промыслах, проведены беседы, классные часы, психологические тренинги по проблеме межнациональных и межличностных отношений.

Итоговый этап в реализации проекта включал в себя презентацию итогового продукта проекта - фестиваля национальных культур «Радуга дружбы», съёмку видеоклипа «Мир без войны», проведения праздника национальной кухни, создание сборника «Секреты многонациональной кухни», проведение спортивных состязаний, подготовку концертных номеров для участия в районных и городских мероприятиях ко Дню народного единства, Дню района, Дню города. Был подготовлен цикл временных выставок и презентаций о культуре народов, на которых экскурсоводами стали дети и их родители. А экскурсия о культуре и традициях народа лезгины заняла 1-е место на городском конкурсе юных экскурсоводов. Важнейшим результатом работы стало также создание «Музея дружбы народов».

Рис. 9. Фрагмент экспозиции культуры русского народа

На оценочно-рефлексивном этапе было проведено итоговое анкетирование учащихся и их родителей Анкетирование детей показало, что высокий уровень толерантности отмечался у 85%, средний уровень - у 5%, низкий уровень - у 1%. Что характерно, анкетирование родителей показало идентичные результаты. Таким образом, после проведения комплекса мероприятий по воспитанию толерантности по всем компонентам выявлена положительная динамика [12].

Реализация социально-образовательного проекта «Мы все такие разные, но мы - вместе!» в школе № 52 позволила достичь следующих результатов. В ходе работы над проектом дети познакомились и расширили свои знания о национальных особенностях народов, проживающих в Канавинском районе Нижнего Новгорода. Школьники и их родители пришли к пониманию того, что на современном этапе развития общества просто необходимы позитивные взаимоотношения между людьми разных национальностей, основанные на принципах толерантности. Это подтвердили и результаты итоговой диагностики. Получило дальнейшее развитие умение работать в команде (в том числе и совместно с родителями), коммуникативные навыки. У детей разных национальностей значительно повысился уровень владения русским языком (например, в этом учебном году средний балл на ЕГЭ по русскому языку - 80), а также снизилось чувство тревожности у детей нерусской национальности. При осуществлении проектов, направленных на развитие этнической толерантности, школа № 52 активно сотрудничает с лабораторией гражданского становления личности Нижегородского института развития образования, кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, центром международного образования «Этносфера» (г. Москва). Социальными партнерами школы на протяжении долгих лет являются библиотека им. В Дубинина, Дворец культуры железнодорожников, Нижегородский планетарий, музей быта народов Поволжья, музей Нижегородской региональной организации общества «Динамо», на базе которых ученики школы познают основы позитивных межнациональных отношений, обогащаются культурами друг друга. Ученики школы и их родители ежегодно принимают участие в фестивалях национальных культур, в работе круглых столов по вопросам толерантного отношения.

Тесное взаимодействие школа поддерживает с национально-культурными объединениями города Нижнего Новгорода и Нижегородской области - Национально-культурным центром народов Дагестана, Нижегородской региональной общественной организацией «Конгресс ираноязычных народов», Нижегородской армянской общиной, Нижегородской еврейской общиной, региональной общественной организацией поддержки выходцев из Республики Узбекистан «Саховат», Нижегородским региональным отделением Всероссийского азербайджанского конгресса, местной национально-культурной автономией курдов города Нижнего Новгорода, местной национально-культурной автономией корейцев города Нижнего Новгорода, Региональной национально-культурной автономией татар Нижегородской области, обществом украинской культуры «Криница», областной общественной организацией белорусской культуры, вьетнамской национальной диаспорой. При их активном участии, а также при поддержке администрации Канавинского района и депутатского корпуса нижегородской городской думы 1 сентября 2016 г. в здании школы № 52 был торжественно открыт Музей дружбы народов, в котором представлены предметы национального творчества различных этносов, представители которых проживают в городе [13]. Открытие музея стало своего рода кульминацией многолетней деятельности школы по развитию толерантности и укреплению дружбы между народами. Целью создания музея является содействие укреплению межнациональной дружбы в детской и юношеской среде, развитие культурного обмена и знакомство учащихся с историей и культурой различных народов. В фойе школы было торжественно открыто «Дерево дружбы», символизирующее единство народов России. Также учащиеся школы провели с гостями мероприятия квест-игру, посвященную национально-культурным традициям народов региона, продемонстрировали национальные танцы и народные костюмы. По музейной экспозиции школьники провели обзорную экскурсию.

Рис. 10. Фрагмент экспозиции культуры народов Республики Азербайджан

Администрация школы и ее социальные партнеры в лице руководства национально-культурных объединений рассчитывают на то, что Музей дружбы народов в самой многонациональной школе Нижнего Новгорода - школе № 52 - станет центром национально-культурной работы городского уровня и будет оказывать методическую поддержку в сфере осуществления культурно-просветительской деятельности другим учебным заведениям. На площадке музея планируется осуществление различных национально-культурных мероприятий на регулярной основе. Работа по развитию межкультурной коммуникации должна стала органической частью процесса формирования основ гражданской и национальной идентичности у учащихся.

В качестве заключения необходимо отметить, что в процессе многолетней работы педагогического коллектива школы № 52 по формированию позитивной межкультурной коммуникации был приобретен значительный опыт. Несомненно, создание Музея дружбы народов явилось важнейшим событием в жизни школы и сыграло значительную роль в деле формирования миротворческого сознания и позитивной коммуникации у подрастающего поколения.

Примечания

1. Аксельрод А. Е., Любарская Е. Е. Мир различий : сб. упражнений для учащихся общеобраз. школ. Уфа : Фонд гуманитарных проектов и технологий «Толерантность», 2004. С. 21.

2. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1. С. 90.

3. Все о школе. Сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 52». URL: http://www.shkola52.ru/index/ oshkole/0-2 (дата обращения: 15.09.2016)

4. Персональный кадровый состав. Педагогический коллектив школы. Сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 52». URL:.http://www.shkola52.ru/index/http_www_shkola52_ru_ index_pedagogicheskij_sostav_0_123/0-88 (дата обращения: 14.09.2016)

5. Наши достижения. Сайт учителя начальных классов МБОУ № 52 Текаевой Н. Ю. URL: http://tekaevanu.ucoz.com/index/nashi_dostizhenija/ 0-7 (дата обращения: 14.09.2016)

6. Все о школе.

7. Беглов А. Л., Сатина Е. В., Токарева Е. С. и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 45 классы: учеб. пособие для общеобраз. учреждений. М. : Просвещение, 2010. С. 4.

8. Байбородова Л. В. Указ. соч. С. 93.

9. Крутелева Л. Ю. Формирование толерантного сознания как одна из основных задач современной системы образования // Российский психологический журнал. 2008. № 5. С. 90.

10.Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. 2010. № 7. С. 65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Наши достижения.

12. Там же.

13. Музей дружбы народов. Сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 52». URL: http://www.shkola52.ru/ index/muzej/0-332 (дата обращения: 14.09.2016)

УДК 351.855; 351.858

Т. Н. Мацаренко

ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВ КАК ФАКТОР ДИАЛОГА КУЛЬТУР

Представлен и проанализирован опыт проведения фестиваля-конкурса «Звездная юность планеты», сопровождающийся смотром учебных достижений и творческого развития одаренных детей. Показана организация сотрудничества через детское творчество в фольклорном ансамбле «Озорные ложкари» г. Орла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.