Научная статья на тему 'Формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы'

Формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
975
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НОРМЫ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина Ольга Евгеньевна, Малаева Менслу Сембаевна

В современном мире наблюдается тенденция к межэтническому общению, перестают существовать границы между людьми разных национальностей. В данном контексте этническая толерантность является культурной направленностью миротворческой личности. Начальная школа предоставляет обучающимся широкие возможности для овладения теоретическими знаниями и практическими действиями для формирования опыта толерантного поведения. В статье анализируется положительный опыт учебно-воспитательной работы по формированию этнической толерантности младших школьников в поликультурном пространстве начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Володина Ольга Евгеньевна, Малаева Менслу Сембаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы»

Список литературы

1. Генель Л. С., Руденко В. Л. «Хромосомная подсказка» в проекте Генеля Л. С. Мировоззренческие проекты, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.мировоззрение-ген.рф/ (дата обращения: 05.09.2016).

2. Genel L. S. Great Minds of Mankind in 21st Century. ABI, 2005. P. 197.

3. Аронова Е. А. Иммунитет. М. Изд. «КомКнига», 2006. 160 с.

4. Фроули Д. Аюрведическая терапия. М. Саттва, 2015. 448 с.

5. Радионова Е. А. Анализ звуковых сигналов в слуховой системе. АН СССР. Л. Наука, 1987. 320 с.

6. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов М.: АСТ. Астрель Транзит книга, 2005. 384 с.

7. Хокинс Дж., Блейксли С. Об интеллекте. М. Вильямс, 2007. 240 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1 2 Володина О. Е.\ Малаева М. С.2

1Володина Ольга Евгеньевна - учитель начальных классов;

2Малаева Менслу Сембаевна - почетный работник общего образования РФ, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 12 Муниципального округа «Ахтубинский район», пос. Верхний Баскунчак, Астраханская область

Аннотация: в современном мире наблюдается тенденция к межэтническому общению, перестают существовать границы между людьми разных национальностей. В данном контексте этническая толерантность является культурной направленностью миротворческой личности. Начальная школа предоставляет обучающимся широкие возможности для овладения теоретическими знаниями и практическими действиями для формирования опыта толерантного поведения. В статье анализируется положительный опыт учебно-воспитательной работы по формированию этнической толерантности младших школьников в поликультурном пространстве начальной школы.

Ключевые слова: этническая толерантность, поликультурное пространство, межнациональное общение, поведенческие нормы, начальная школа.

Россия представляла и представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей. По экономическим и социальным характеристикам, по уровню политической организации, по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации, воспитание толерантности обозначено как актуальная задача, входящая в состав основных целей и задач образования, решение которой обеспечивает формирование культуры мира и межличностных отношений [4, с. 115].

Мы считаем, что этническая толерантность является той культурной направленностью миротворческой личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость к людям, отличающимся от тебя.

Астраханская область является одним из многонациональных субъектов Российской Федерации. По статистическим данным на 2016 год, численность населения Астраханской области составила 1 018 626 человек, из них русские - 67%, казахи - 16%, татары - 7%, украинцы - 0,8%, азербайдзанцы - 0,8%, ногайцы - 0,8%, чеченцы - 0,7%, калмыки - 0,7%, армяне - 0,6%, цыгане - 0,5% и др.

В нашей школе обучаются дети разных национальностей. За время существования школы не произошло ни одного открытого этнического или межконфессионального конфликта, однако изучение этнической толерантности учащихся показало, что 69% детей сталкивались в той или иной форме с проявлениями этнических противоречий.

Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста. Далай-Лама XIV1.

Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Работа по формированию толерантной личности проходит по следующим направлениям:

• Информационное насыщение, т.е. сообщение и получение информации о традициях, обычаях разных народов нашего края, страны и мира. Знакомство учащихся с языком, историей, культурой, бытом различных народов на теоретическом уровне.

• Эмоциональное воздействие происходит в результате «информационного насыщения», когда младший школьник готов к продуктивному межнациональному и культурному взаимодействию на основе имеющихся у него знаний и чувств.

• Поведенческие нормы - это третий уровень сформированности этнической толерантности, т. е. способность применять имеющийся опыт в конкретных ситуациях, утверждая принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества.

Процесс формирования этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы можно представить в виде схемы (Рисунок 1), включающей предметный, межпредметный и надпредметный компоненты, реализуемые посредством урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

1 Далай-Лама XIV - духовный лидер буддистов Тибета, Монголии, Бурятии, Тувы, Калмыкии и др.; лауреат Нобелевской премии мира (1989 г), в 2006 г. награжден высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса.

Рис. 1. Этническая толерантность в поликультурном пространстве начальной

школы

Урочная деятельность предоставляет широкие возможности для освоения теоретических знаний и овладения практическими навыками и способами совместной деятельности школьников через применение различных педагогических технологий, форм и методов педагогической деятельности.

Так на уроках окружающего мира ведущими содержательными линиями: Я и другие люди, Человек и общество, История родной страны и др.

Одним из личностных результатов авторы курса «окружающий мир» определяют «воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от их возраста, национальности, вероисповедания».

В эмоциональной же сфере необходимо вызвать нравственные переживания, связанные с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд. Этому способствуют уроки литературного чтения, дающие детям опыт общения, нравственных норм поведения в различных ситуациях на примерах героев произведений. Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению [5, с. 99].

Введение в курс начальной школы предмета ОРКСЭ дало дополнительную возможность формирования у учащихся этнокультурного поведения. Учащиеся приходят к выводу о необходимости существования определенного свода правил, кодекса взаимоотношений между людьми различной этнической принадлежности.

Немаловажная роль в формировании этнической толерантности отводится изучению иностранного языка как средства межнационального общения в современном мире, уроков ИЗО, технологии и физкультуры. Т.е. поликультурное образовательное пространство начальной школы является благоприятной средой для

получения знаний о культуре, традициях и вероисповедании других народов и формировании нравственных позиций младших школьников.

Наиболее благоприятной средой для проявления этнической толерантности является внеклассная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются границы деятельности, и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели используются различные виды внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми.

В нашей школе традиционными КТД в воспитательной работе классных руководителей являются:

• Фестиваль, посвященный Дню Ахтубинского района «Мы разные, но мы вместе», «Мы все живем в России» (октябрь), в котором участвуют классные коллективы с привлечением родительской общественности. Каждый класс представляет народность или национальность, живущую в нашем районе; показывает культуру, традиции и обычаи этого народа,

• Неделя Толерантности проходит традиционно в ноябре. Это КТД готовят старшеклассники совместно с учителем истории и обществознания. Мероприятие включает интересные конкурсы, занимательные вопросы и ситуации общения, в которые с удовольствием включаются младшеклассники, таким образом, усваивая, нормы и принципы бесконфликтного взаимопонимания и взаимодействия.

• Фольклорный праздник «Широкая Масленица» (март) расширяет знания детей о традициях далеких предков, подводит к сознанию национальной гордости. Масленичные игры и забавы формируют не только знания, но и способствуют здоровому образу жизни.

• Акция «От сердца к сердцу» проводится в День пожилого человека.

• Акция «Георгиевская ленточка», посвященная Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне, воспитывает патриотизм, чувство сопричастности к великому подвигу народа нашей страны;

• Операции «Ветеран живет рядом», «Согреем ладони, разгладим морщины» - это поздравление ветеранов труда и Великой Отечественной войны с календарными праздниками, а также поздравление мам в День матери.

• Посещение школьного музея вживую позволяет учащимся прикоснуться к культуре других народов. Традиционными в нашем школьном музее стали экспозиции «Калейдоскоп национальных культур», «Святочные гулянья с элементами игры», «В единстве сила». Сотрудничество с краеведческими музеями поселка, района, области делает внутренний мир детей богаче и полнее, наполняет жизнь детей новыми интересными фактами и событиями.

• Участие младших школьников в творческих конкурсах рисунков «В мире любви, добра и красоты», «Край, в котором я живу», конкурсах поделок из бросового материала «Традиции и современность», из природного материала «Зеленая планета» помогают почувствовать творческий настрой, увлекают общим делом, снимают имеющуюся межличностную напряженность в отношениях.

Поликультурное пространство начальной школы не ограничивается рамками школьных стен. Начальная школа успешно сотрудничает с организациями дополнительного образования. В поселке это ЦДТ «Вита», Дом культуры, библиотеки, музыкальная и художественная школа, которые активно посещают наши учащиеся в свободное от уроков время и принимают непосредственное участие в работе различных творческих объединений.

Опыт работы школы по формированию этнической толерантности востребован в мире, где живут люди разных национальностей и вероисповеданий.

Наша педагогическая задача - помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, показать, что нет народа лучше или хуже другого.

Главное в каждом из нас: каков человек, а не его принадлежность к какой-либо национальности, и кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности - признак бескультурья, невоспитанности, что надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности [6, 25].

Поэтому такой фенОмен как этническая толерантность в современном мире приобретает все более значимое место, а для Российского государства проявление межэтнической толерантности является неотъемлемой частью общественной жизни и общения.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа, 2001. № 11-12.

2. Аргун О. А. Воспитание этнической толерантности в школе / О. А. Аргун. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65 625a2bd78a4d53a89421306c36_0.html/ (дата обращения: 24.01.2017).

3. Воспитание толерантности и профилактика экстремизма. Формирование установок толерантного сознания. Кондаков А. М., зам. министра образования России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bank.orenipk.ru/Text/t43_26.ht т/ (дата обращения: 24.01.2017).

4. Декларация Принципов Толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995.

5. Малаева М. С. Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках в начальной школе / М. С. Малаева // Вестник образования и науки, 2015. № 10 (12).

6. Палаткина Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников / Г. В. Палаткина // Начальная школа, 2003. № 11.

7. Самсонова Е. К. Организация толерантности как основа модели межкультурного взаимодействия молодежи // Е. К. Самсонова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/35_FPN_2014/Pedagogica/2_179926.doc.htm/ (дата обращения: 24.01.2017).

8. Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков / Л. В. Строганова. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.