ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
А. А. Афанасьева
РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
Работа представлена кафедрой педагогики Иркутского государственного педагогического университета. Научный руководитель - доктор педагогических
наук, профессор Е. Л. Федотова
Культура общения, толерантное поведение, высокий уровень нравственности определяют воспитанность любого человека, и для современного учебного заведения это должно стать одним из качественных показателей развития образования.
The communication culture, tolerant behavior, high level of morals define good breeding of any person; it should become one of the quality indicators of a modern educational institution's development.
В новых социально-экономических условиях признается очевидным, что профессиональные учебные заведения XXI в. будут выполнять социальный заказ общества на формирование личности будущего рабочего: конкурентоспособной, интеллектуальной, высококультурной, способной действовать в системе динамично изменяющихся общественных отношений, приносящей пользу не только себе, но и обществу в целом. Значительные изменения, происходящие в системе начального профессионального образования, обусловлены тем, что обновляется содержание образования, в педагогический процесс внедряются современные педагогические технологии обу-чения и воспитания будущих молодых рабочих, гуманизируется и демократизируется воспитательная система.
Главной интегрирующей фигурой в реализации новых условий развития системы начального профессионального образования являются инженерно-педагогические
работники - это мастера производственного обучения, преподаватели общеобразовательных и спецдисциплин.
В решении задач, стоящих на современном этапе перед системой профессионально-технического образования, ведущая роль
принадлежит мастеру производственного обучения. От его личностных качеств, профессионального уровня как педагога во многом зависит уровень подготовленности и воспитанности будущих рабочих. Производственное обучение в профессиональной школе, которое ведется мастером, включает в себя формирование профессиональных навыков, развитие мастерства, совершенствование индивидуального профессионального стиля будущего рабочего, базирующегося прежде всего на синтезе научно-технических, экономических, производственных и педагогических знаний. От мастера производственного обучения требуется современная инженерная и педагогическая подготовка, знание основ производственного менеджмента, владение современными передовыми навыками профессиональной деятельности.
Уровень и качество профессионально-педагогической подготовки мастера производственного обучения в значительной мере определяют качество подготовки учащегося не только как будущего рабочего современного производства, но и как современного культурного человека, обладающего чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Развитие толерантности инженерно-педагогических работников как фактор повышения...
Обучающиеся в системе начального профессионального образования являются особой социальной группой молодежи.
Первая и главная особенность, отражающая специфику воспитательной системы учреждения начального профессионального образования, - это то, что у нас обучаются подростки в возрасте от 14 до 18 лет. Ведущая потребность молодых людей в этом возрасте заключается в стремлении найти, определить свое место в жизни; ее психологическое проявление - в непреодолимом желании творческого общественно полезного проявления своей личности и индивидуальности. Эта потребность влияет на формирование всех других потребностей: в труде, знаниях и творческом самовыражении, общении, другом человеке, дружбе и любви, нравственном совершенствовании, физическом и эстетическом развитии.
Второй особенностью учреждений НПО является то, что «постепенно начальные профессиональные учреждения становятся прибежищем детей, которые не в состоянии усвоить общеобразовательную программу и для которых профессиональные училища становятся единственной возможностью выйти на рынок труда с дипломом». У многих учащихся велики проблемы не только в знаниях, но и в развитии познавательных процессов, не воспитаны организованность, дисциплинированность, позитивное отношение к обучению, характерен низкий уровень человеческого общения, уважения и интереса к самому себе.
Третьей особенностью является то, что более 50% учащихся воспитываются в неполных, дисфункциональных семьях; 7-10% от общего контингента поступивших в учреждения НПО - это опекаемые дети и дети-сироты. Многие из них физически нездоровы, у них высокий уровень тревожности, агрессии, представления об окружающем мире искажены. Причиной этому является недостаток родительского внимания, перенесенные психические травмы, а также крайне низкий уровень материальной обеспеченности семей учащихся.
Четвертая особенность заключается в том, что в отличие от прошлых лет сегодня
приходится говорить не об общественной активности, а об общественной пассивности как преобладающей характеристике учащейся молодежи. Характер досуга в большинстве случаев пассивно-развлекательный.
Пятая особенность заключается в том, что не каждый учащийся приходит с выраженной направленностью на профессию. Отношение к учебному заведению как к «камере хранения» создает определенные трудности как в профессиональной ориентации, так и в профессиональном становлении1.
Учитывая особенности контингента профессиональных училищ и лицеев, можно прийти к выводу, что в воспитании и обучении подростков большая ответственность ложится на инженерно-педагогических работников. Так как основную задачу учебного заведения начального профессионального образования мы видим в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции, то в связи с этим одним из важных направлений в деятельности мастеров производственного обучения является развитие культуры толерантных отношений, способствующих формированию у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в национальном и общечеловеческом понимании. Воспитать толерантную личность может лишь специалист с такими личностными установками, как открытость, доверие, поощрение, принятие, эмпатическое понимание, обеспечивающие комфортные условия для самораскрытия, самореализации каждого учащегося.
Воспитание толерантности у подрастающего поколения - одна из важнейших задач современного образования. Разрабатывается содержание нового направления педагогической науки - педагогики толерантности (А. М. Байбаков, В. А. Тишков, М. А. Перепелицина, В. В. Шалин и др.), появляются фундаментальные и прикладные исследования по проблеме воспитания толерантности (А. Г. Асмолов, Л. В. Бай-
бородова, Н. М. Борытко, Б. 3. Вульфов, В. Н. Гуров, П. Ф. Комогоров, В. С. Ку-кушин, 3. Ф. Мубинова, Б. Риэрдон, М. И. Рожков, Е. О. Смирнова, П. В. Степанов, В. В. Уланов и
др.).
П. В. Степанов2 предлагает рассматривать толерантность как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании представителей иных культур.
По определению академика В. А. Тиш-кова, толерантность - это «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу».
Толерантность рассматривается как индивидуальное и общественное отношение к социальным и культурным различиям, как готовность и способность к сотрудничеству между людьми. Такая позиция является своевременной и отвечает требованиям, предъявляемым к образованию, которое способно помочь человеку познать себя, многообразие окружающего мира, счастье общения и тенденции в духовной и нравственной сфере человека, предоставить возможность строить свою жизнь на основе толерантных отношений, исключающих любые проявления насилия и конфронтации.
Проблема толерантности актуальна для современной сферы образования, так как способность толерантного отношения инженера-педагога к своим учащимся выступает условием эффективности педагогического труда. В этой ситуации есть смысл говорить об особой интегрирующей форме -педагогической толерантности. М. А. Перепелицина рассматривает педагогическую толерантность как способность педагога понять, признать и принять ученика таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.
Реализация на практике ведущих идей педагогики толерантности во многом зависит от уровня профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.
Следует отметить, что в современной отечественной научной литературе нет единства в вопросе определения содержания и структуры понятия «профессиональная
компетентность», но большинство исследователей рассматривают данное понятие с позиции компетентностного подхода.
В материалах модернизации образования компетентностный подход провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Компетентностный подход -это приоритетная ориентация на цели -векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве
инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные качества: компетентности, компетенции и метапрофессио-нальные качества3.
Так, Л. М. Митина рассматривает компетентность как знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.
А. К. Маркова5 компетентным считает такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученно-сти и воспитанности учащихся. При этом компетентность учителя определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств - с другой.
Д. А. Иванова, К. Г. Митрофанова, О. В. Соколова определяют компетентность как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. А компетенцию, в свою очередь, рассматривают как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним .
Универсальные компетентности широкого спектра использования называют ключевыми. Они включают основы множества предметов и явлений действительности.
Мы считаем, что одной из ключевых компетенций инженерно-педагогических работников (в частности, мастера произ-
водственного обучения) должна стать толерантность.
Формирование педагогической толерантности инженерно-педагогических работников должно осуществляться поэтапно в соответствии с логикой развития этой ключевой компетенции. Для этого могут использоваться такие эффективные педагогические методы, как дискуссии, социально-педагогические тренинги, беседы, диалоги, ролевые игры и т. д. Все это способствует тому, что инженеры-педагоги должны:
• совершенствовать свои знания о ценности ненасилия как приоритетной позиции утверждения и сохранения жизни и как
отрицания принуждающих способов взаимодействия с учащимися;
• приобретать информацию о важности преодоления эгоцентризма, о необходимости и осознания результата собственных действий при организации образовательного процесса;
• развивать умения позитивного бесконфликтного взаимодействия;
• формировать свое представление о границах толерантности;
• знакомиться с международными документами, гарантирующими основные права человека;
• активизировать работу по применению полученных знаний.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Кондратьева О. Г. Организационно-педагогическая поддержка ученического самоуправления на институциональном уровне // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 6. С. 247-256.
2 Степанов П. В. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. 2001. № 6.С. 152-156.
1 Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сьшанюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностныйподход. М., 2005.
4МитинаЛМ. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.
5Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.
6Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М., 2003.