Научная статья на тему 'Развитие толерантности инженерно-педагогических работников как фактор повышения профессиональной компетентности'

Развитие толерантности инженерно-педагогических работников как фактор повышения профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / толерантное поведение / формирование толерантности / развитие толерантности / профессиональная компетентность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева А. А.

Культура общения, толерантное поведение, высокий уровень нравственности определяют воспитанность любого человека, и для современного учебного заведения это должно стать одним из качественных показателей развития образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The communication culture, tolerant behavior, high level of morals define good breeding of any person it should become one of the quality indicators of a modern educational institution"s development.

Текст научной работы на тему «Развитие толерантности инженерно-педагогических работников как фактор повышения профессиональной компетентности»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

А. А. Афанасьева

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

Работа представлена кафедрой педагогики Иркутского государственного педагогического университета. Научный руководитель - доктор педагогических

наук, профессор Е. Л. Федотова

Культура общения, толерантное поведение, высокий уровень нравственности определяют воспитанность любого человека, и для современного учебного заведения это должно стать одним из качественных показателей развития образования.

The communication culture, tolerant behavior, high level of morals define good breeding of any person; it should become one of the quality indicators of a modern educational institution's development.

В новых социально-экономических условиях признается очевидным, что профессиональные учебные заведения XXI в. будут выполнять социальный заказ общества на формирование личности будущего рабочего: конкурентоспособной, интеллектуальной, высококультурной, способной действовать в системе динамично изменяющихся общественных отношений, приносящей пользу не только себе, но и обществу в целом. Значительные изменения, происходящие в системе начального профессионального образования, обусловлены тем, что обновляется содержание образования, в педагогический процесс внедряются современные педагогические технологии обу-чения и воспитания будущих молодых рабочих, гуманизируется и демократизируется воспитательная система.

Главной интегрирующей фигурой в реализации новых условий развития системы начального профессионального образования являются инженерно-педагогические

работники - это мастера производственного обучения, преподаватели общеобразовательных и спецдисциплин.

В решении задач, стоящих на современном этапе перед системой профессионально-технического образования, ведущая роль

принадлежит мастеру производственного обучения. От его личностных качеств, профессионального уровня как педагога во многом зависит уровень подготовленности и воспитанности будущих рабочих. Производственное обучение в профессиональной школе, которое ведется мастером, включает в себя формирование профессиональных навыков, развитие мастерства, совершенствование индивидуального профессионального стиля будущего рабочего, базирующегося прежде всего на синтезе научно-технических, экономических, производственных и педагогических знаний. От мастера производственного обучения требуется современная инженерная и педагогическая подготовка, знание основ производственного менеджмента, владение современными передовыми навыками профессиональной деятельности.

Уровень и качество профессионально-педагогической подготовки мастера производственного обучения в значительной мере определяют качество подготовки учащегося не только как будущего рабочего современного производства, но и как современного культурного человека, обладающего чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Развитие толерантности инженерно-педагогических работников как фактор повышения...

Обучающиеся в системе начального профессионального образования являются особой социальной группой молодежи.

Первая и главная особенность, отражающая специфику воспитательной системы учреждения начального профессионального образования, - это то, что у нас обучаются подростки в возрасте от 14 до 18 лет. Ведущая потребность молодых людей в этом возрасте заключается в стремлении найти, определить свое место в жизни; ее психологическое проявление - в непреодолимом желании творческого общественно полезного проявления своей личности и индивидуальности. Эта потребность влияет на формирование всех других потребностей: в труде, знаниях и творческом самовыражении, общении, другом человеке, дружбе и любви, нравственном совершенствовании, физическом и эстетическом развитии.

Второй особенностью учреждений НПО является то, что «постепенно начальные профессиональные учреждения становятся прибежищем детей, которые не в состоянии усвоить общеобразовательную программу и для которых профессиональные училища становятся единственной возможностью выйти на рынок труда с дипломом». У многих учащихся велики проблемы не только в знаниях, но и в развитии познавательных процессов, не воспитаны организованность, дисциплинированность, позитивное отношение к обучению, характерен низкий уровень человеческого общения, уважения и интереса к самому себе.

Третьей особенностью является то, что более 50% учащихся воспитываются в неполных, дисфункциональных семьях; 7-10% от общего контингента поступивших в учреждения НПО - это опекаемые дети и дети-сироты. Многие из них физически нездоровы, у них высокий уровень тревожности, агрессии, представления об окружающем мире искажены. Причиной этому является недостаток родительского внимания, перенесенные психические травмы, а также крайне низкий уровень материальной обеспеченности семей учащихся.

Четвертая особенность заключается в том, что в отличие от прошлых лет сегодня

приходится говорить не об общественной активности, а об общественной пассивности как преобладающей характеристике учащейся молодежи. Характер досуга в большинстве случаев пассивно-развлекательный.

Пятая особенность заключается в том, что не каждый учащийся приходит с выраженной направленностью на профессию. Отношение к учебному заведению как к «камере хранения» создает определенные трудности как в профессиональной ориентации, так и в профессиональном становлении1.

Учитывая особенности контингента профессиональных училищ и лицеев, можно прийти к выводу, что в воспитании и обучении подростков большая ответственность ложится на инженерно-педагогических работников. Так как основную задачу учебного заведения начального профессионального образования мы видим в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции, то в связи с этим одним из важных направлений в деятельности мастеров производственного обучения является развитие культуры толерантных отношений, способствующих формированию у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в национальном и общечеловеческом понимании. Воспитать толерантную личность может лишь специалист с такими личностными установками, как открытость, доверие, поощрение, принятие, эмпатическое понимание, обеспечивающие комфортные условия для самораскрытия, самореализации каждого учащегося.

Воспитание толерантности у подрастающего поколения - одна из важнейших задач современного образования. Разрабатывается содержание нового направления педагогической науки - педагогики толерантности (А. М. Байбаков, В. А. Тишков, М. А. Перепелицина, В. В. Шалин и др.), появляются фундаментальные и прикладные исследования по проблеме воспитания толерантности (А. Г. Асмолов, Л. В. Бай-

бородова, Н. М. Борытко, Б. 3. Вульфов, В. Н. Гуров, П. Ф. Комогоров, В. С. Ку-кушин, 3. Ф. Мубинова, Б. Риэрдон, М. И. Рожков, Е. О. Смирнова, П. В. Степанов, В. В. Уланов и

др.).

П. В. Степанов2 предлагает рассматривать толерантность как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании представителей иных культур.

По определению академика В. А. Тиш-кова, толерантность - это «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу».

Толерантность рассматривается как индивидуальное и общественное отношение к социальным и культурным различиям, как готовность и способность к сотрудничеству между людьми. Такая позиция является своевременной и отвечает требованиям, предъявляемым к образованию, которое способно помочь человеку познать себя, многообразие окружающего мира, счастье общения и тенденции в духовной и нравственной сфере человека, предоставить возможность строить свою жизнь на основе толерантных отношений, исключающих любые проявления насилия и конфронтации.

Проблема толерантности актуальна для современной сферы образования, так как способность толерантного отношения инженера-педагога к своим учащимся выступает условием эффективности педагогического труда. В этой ситуации есть смысл говорить об особой интегрирующей форме -педагогической толерантности. М. А. Перепелицина рассматривает педагогическую толерантность как способность педагога понять, признать и принять ученика таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.

Реализация на практике ведущих идей педагогики толерантности во многом зависит от уровня профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

Следует отметить, что в современной отечественной научной литературе нет единства в вопросе определения содержания и структуры понятия «профессиональная

компетентность», но большинство исследователей рассматривают данное понятие с позиции компетентностного подхода.

В материалах модернизации образования компетентностный подход провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Компетентностный подход -это приоритетная ориентация на цели -векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве

инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные качества: компетентности, компетенции и метапрофессио-нальные качества3.

Так, Л. М. Митина рассматривает компетентность как знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.

А. К. Маркова5 компетентным считает такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученно-сти и воспитанности учащихся. При этом компетентность учителя определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств - с другой.

Д. А. Иванова, К. Г. Митрофанова, О. В. Соколова определяют компетентность как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. А компетенцию, в свою очередь, рассматривают как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним .

Универсальные компетентности широкого спектра использования называют ключевыми. Они включают основы множества предметов и явлений действительности.

Мы считаем, что одной из ключевых компетенций инженерно-педагогических работников (в частности, мастера произ-

водственного обучения) должна стать толерантность.

Формирование педагогической толерантности инженерно-педагогических работников должно осуществляться поэтапно в соответствии с логикой развития этой ключевой компетенции. Для этого могут использоваться такие эффективные педагогические методы, как дискуссии, социально-педагогические тренинги, беседы, диалоги, ролевые игры и т. д. Все это способствует тому, что инженеры-педагоги должны:

• совершенствовать свои знания о ценности ненасилия как приоритетной позиции утверждения и сохранения жизни и как

отрицания принуждающих способов взаимодействия с учащимися;

• приобретать информацию о важности преодоления эгоцентризма, о необходимости и осознания результата собственных действий при организации образовательного процесса;

• развивать умения позитивного бесконфликтного взаимодействия;

• формировать свое представление о границах толерантности;

• знакомиться с международными документами, гарантирующими основные права человека;

• активизировать работу по применению полученных знаний.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кондратьева О. Г. Организационно-педагогическая поддержка ученического самоуправления на институциональном уровне // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 6. С. 247-256.

2 Степанов П. В. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. 2001. № 6.С. 152-156.

1 Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сьшанюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностныйподход. М., 2005.

4МитинаЛМ. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.

5Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.

6Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.