Научная статья на тему 'Современный мир и проблема толерантности'

Современный мир и проблема толерантности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1725
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВНЕШНЯЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВНУТРЕННЯЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арипова Матлуба Лутфуллаевна

В данной статье анализируются сущность и смысл толерантности как педагогический феномен. Рассматриваются качества толерантного и интолерантного поведения людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный мир и проблема толерантности»

СОВРЕМЕННЫЙ МИР И ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ

Арипова М.Л.

Арипова Матлуба Лутфуллаевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье анализируются сущность и смысл толерантности как педагогический феномен. Рассматриваются качества толерантного и интолерантного поведения людей.

Ключевые слова: толерантность, толерантное поведение, внешняя толерантность, внутренняя толерантность, интолерантность.

Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди.

Б. Шоу

Современный мир определяет себя как свободное демократическое, толерантное, мультикультурное общество, в котором объединены на добровольной основе разноплановые государства. Объединяющей чертой всех этих государств является множественность культур, религий, политических взглядов. Свобода быть таким, какой ты есть, и жить в мире рядом с миллионами других людей, уважая их отличия, является основой для современного глобального мира. Основным понятием научной статьи является «толерантность».

Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero — «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero — «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это — наша «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость. Производные (от лат. tole-rantia) — tolerance и toleration, встречающиеся уже в античности, также несут смысл «страдания».

С другой стороны, значение слова tolero — «кормить, питать» и глагола tollo — «считать своим ребенком, воспитывать, пестовать» напрямую связывают его с идеей подпитывания или «воспитания» человека и, в конечном счете, «образования» личности. Вероятно, расхождения между русским «терпимость» и европейским «толерантность» существенны из-за потери именно этого аспекта в структуре данного понятия. Более того, как мне кажется, толерантность — это в первую очередь воспитанность, требующая самоограничений и позволяющая относиться к другому (иному, не такому, как я) с позиций равного.

Толерантность - понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность в нашем понимании - это, с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой - ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках [1, с. 23].

Толерантность как результат развития и саморазвития - собственный выбор и позиция, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия системы (индивида, общества). В связи с этим выделяются два вида толерантности:

- внешняя толерантность (к другим) - убеждение, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, учитывать

разные аспекты и аргументы; внешняя толерантность как социальное качество характеризует культуру отношений в обществе, построенную на важных принципах, таких, как отказ от насилия, принятие другого, подчинение законам, а не воле властелина или большинства и т.д.;

- внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) - способность сохранять равновесие к различным неожиданным ситуациям: к конфликтам, неопределенности, риску, стрессу; способность принимать решения и действовать в этих условиях, даже если не известны все факты и возможные последствия [2, с. 54].

Люди, поддаваясь внешнему и внутреннему воздействию (управлению), различаются по уровню устойчивости своих реакций и поведению.

Толерантность как фактор устойчивости системы, который может быть рассмотрен как ценность, установка и личностное качество, играет немаловажную роль.

Эффективность поведения в конфликтной ситуации толерантной личности в сравнении с интолерантной значительно выше.

Толерантная личность отличается психологической устойчивостью (стрессоустойчивость, конфликтоустойчивость).

Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (представление о том, каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (представление о том, какой я есть), чем у ин -толерантного человека, у которого оба «Я» практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.

Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова - не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей - плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими». Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.

Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.

Список литературы

1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений [текст] / В.С. Агеев. М., 1983.

453 с.

2. Бондырева С.К. Толерантность Введение в проблему [текст] / С.К. Бондарева, Д.В. Колесов. М., 2003. 523 с.

К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПСИХОЛОГОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Пулатов Ж.А.

Пулатов Жавдат Абдужаббарович - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается сущность понятий «компетентность» и «профессиональная компетенция». Определяются структура и содержание «профессиональной компетентности» психологов в сфере образования. Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетенция, психолог образования, профессиональная компетенция.

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. В конце 1960 - в начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. - в Российской науке зарождается специальное направление - компетентностный подход в образовании. Пути эго становления кратко описывает И.А. Зимняя в своей работе «Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования» [1, с. 45]. Проанализировав исследование основоположников и разработчиков компетентностного подхода (Н. Хомского, Р. Уайта, Дж. Равена, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.Н. Кунициной, Г.Э. Белицкой, Л.И. Берестовой, В.И. Байденко и др.) можно выделять в его развитии три этапа:

Для первого этапа (1960-1970 гг.) характерно введение в научный аппарат категорий «компетенция» и «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс), а также создание предпосылок для разграничения понятий «компетенция» и «компетентность».

На втором этапе (1970-1990 гг.) отмечается активное использование категорий «компетенция» и «компетентность» в теории и практике обучения языку, а также при анализе профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, общении. В этот период разрабатывается содержание понятий «социальные компетенции» и «социальная компетентность». Дж. Равен определяет понятие компетентности как специфической способности, необходимой для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, и включающей узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [2, с. 25].

Начало третьего этапа в исследовании компетентности как научной категории в России связывается с выходом работ А.К. Марковой (1993, 1996), где профессиональная компетентность всесторонне и целенаправленно рассматривается с позиций психологии труда.

В словаре иностранных языков понятие «компетентность» раскрывается как обладающей компетенцией - кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или круга лиц, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению.

Competent (франц.) - компетентный, правомочный. Competens (латин.) -соответствующий, способный. Competere - требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) - способность (компетенция).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.