Научная статья на тему 'Подходы и принципы воспитания этнической толерантности у учащихся национальной школы'

Подходы и принципы воспитания этнической толерантности у учащихся национальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1538
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кергилова Наталья Викторовна

В статье автор раскрывает подходы и принципы воспитания этнической толерантности у учащихся национальной школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы и принципы воспитания этнической толерантности у учащихся национальной школы»

РАЗДЕЛ VII ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 37

Кергилова Наталья Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии факультета начальных классов ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Kergilova@mail.ru, Новосибирск

ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Kergilova Natalia Viktorovna

Candidate ofpedagogy, senior lecturer at the chair ofpedagogics and psychology, faculty of elementary school, Novosibirskstatepedagogical university, Kergilova@mail.ru, Novosibirsk

APPROACHES AND PRINCIPLES OF INSTILLING ETHNIC TOLERANCE IN PUPILS OF ETHNIC SCHOOLS

Жизнь в условиях культурного и этнического многообразия является одним из источников серьезных проблем взаимоотношений в обществе, в котором подрастают дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “совместной жизни” становится первоочередной задачей воспитания и образования.

Личность благодаря созданным в обществе институтам включается в систему социально-национальных отношений посредством множества факторов, а затем становится носителем традиций, обычаев, языка и всей культуры конкретного этноса. Поэтому понятно и своевременно обращение Генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора: “...воспитывать и учить наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить их основам человеческого общежития; учить тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов; воспитывать в молодом поколении альтруизм, открытость и уважение к другим, прививать им способность понимать других, сохраняя при этом свою индивидуальность” [8, с. 3].

Поэтому возрождение и обновление национальной школы, становление национально-региональных систем образования - это одна сторона диалектики жизни. Смысл заключается в раскрытии индивидуальности личности, в утверждении самобытности и разнообразии наций, в осознании уникаль-

ности и возможности совершенствования человека. Национальная система образования должна обеспечить:

- образование в интересах человека, в целях совершенствования его личности;

- образование для сохранения и развития наций;

- образование - путь к осознанию уникальности и единства человечества.

В национальной школе происходит формирование национального

самосознания и самобытности. Именно, национальная школа, с одной стороны, выступает как условие реализации этнического самосознания на личностном уровне, а с другой стороны, как место, где идет процесс его становления и развития. Следует отметить, что национальная школа - это центр свободного общения по поводу национальных культур, а не селекция по национальному признаку. В ней не может быть национальной замкнутости и культивирования националистических предрассудков, национализма и шовинизма, которые рассматриваются как чуждые и вредные явления для современной цивилизации человека.

Таким образом, выявленные особенности национального самосознания представляют немалый интерес для построения целостного педагогического процесса в национальной школе. Учебно-воспитательный процесс в национальной школе строится на признании за национальной культурой статуса достояния человеческой цивилизации и обязательно включает воспитание чувства уважения к культуре и традициям своего народа и приобщение детей к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры. Вполне понятно, что педагогический процесс должен учитывать фундаментальные особенности национального самосознания в своих целевых, содержательных, организационных характеристиках. В свою очередь фундаментальные особенности национального самосознания должны служить научным обоснованием педагогических принципов формирования этнической толерантности учащихся. Поскольку каждая фундаментальная особенность национального самосознания накладывает определенный отпечаток на педагогический процесс и в этой связи предъявляет к нему вполне конкретные требования, то эти требования можно оформить и рассматривать в качестве педагогического принципа. Соответственно, за каждой отдельно взятой фундаментальной особенностью национального самосознания стоит свой педагогический принцип. Раскроем каждый принцип содержательно:

1. Народность. Принцип народности является главенствующей, так как именно народность в образовании сможет обеспечить в своем содержании присутствие духовности народа, его этническое самосознание. Для этого она должна вобрать в себя этническую культуру, этническую психологию, образ жизнедеятельности, систему духовно-нравственных ценностей представителей своей общности.

2. Преемственность. «В традиционной педагогической культуре прее-смственность предполагает необходимую связь между воспитателями и вос-питуемьгми, педагогический контакт и поиск действенного единообразия

и подходе к воспитанию детей среди саимх воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитанием, опору на достигнутые результаты воспитания для преодоления отрицательных черт поведения, обеспечение правильного соотношения между целями воспитания, учет предыдущего опыта в возрастном развитии» [2].

Таким образом, в постоянной преемственной связи оказываются, с одной стороны, методы воспитания и его процесс, уровень воспитанности индивида и народа, а с другой - воспитатели, воспитанники, домашнее воспитание как часть народного, все компоненты воспитания. При таком подходе преемственность не исключает и взаимного проникновения явлений, связанных друг с другом; такое проникновение делает преемственную связь более прочной и устойчивой.

Преемственность осуществляется во времени и пространстве, она обеспечивается природными факторами - наследственностью, генотипом; морально-экономическими факторами - правом наследования, обучением рабочей силы; духовными факторами - воспитанием и самовоспитанием. Природа, социальные условия, педагогическое воздействие взаимно усиливают друг друга, препятствуя или содействуя преемственности.

Воспитание усиливает преемственность там, где она может существовать и без него. Порою даже стихийный воспитательный процесс, ничем не подкрепляемый и функционирующий лишь в сфере подражания, оказывает воздействие на преемственность. Это касается жестов, мимики, походки, манер родителей, воспроизводимых потомками и без воспитательного воздействия; они служат определенными ориентирами в поведении последних. Преемственность и в области трудовых интересов иногда может вырасти из простого любопытства в ходе игры и порождаемого им подражания.

Проявления преемственности чрезвычайно многообразны: и в плане сугубо личном, и через самосовершенствование, и в семейных традициях, и в преданности народным идеалам.

3. Принцип активной национальной языковой среды. Овладение родным языком в процессе обучения, с одной стороны, создает важные предпосылки для продуктивного общения, а с другой - реализуется посредством этого общения на языке своего народа. Стимулирующее влияние общения проявляется в том случае, когда оно становится конструктивным элементом самого процесса обучения учащихся данному языку, когда оно положительно влияет на характер их отношений, приводит к взаимопониманию, сотрудничеству, взаимопомощи, вызывает удовлетворение от совместного поиска. При этом замечено, что для многих учащихся общение становится едва ли не самым главным стимулом участия в учебной деятельности.

4. Системность. Целесообразность его применения объясняется следующими причинами:

- во-первых, личность ребенка должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе, в котором все компоненты (целевой, содержательный, организационно-деятельностный) взаимосвязаны;

- во-вторых, происходит объединение усилий субъектов воспитания, что способствует повышению эффективности педагогического влияния;

- в-третьих, специально моделируются условия для самореализации и самовыражения личности учащегося, учителя, что способствует их творческому самовыражению и личностному росту, гуманизации межличностных отношений;

- в-четвертых, в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» учебного заведения, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности учащихся.

5. Регионально-культурологический принцип. Национально-региональный компонент отражает знания о политической, экономической и культурной жизни республики, о родных языках, литературах, культурах, об особых потребностях и интересах народов, проживающих в республике. Здесь присутствует местный специфический учебно-воспитательный материал: о малой родине, о конкретном образовательном учреждении, особенностях этнической группы. Главное - обеспечить единство и взаимосвязь национального, общенационального компонентов в содержании учебных предметов. Воспитание этнической толерантности учащихся происходит на ценностях и традициях национальной культуры и деятельности по их сохранению, возрождению; на различных «культурных заданиях» и культурной среде, в которых разворачивается жизнедеятельность личности; на общекультурных способностях, произведениях культурного творчества, включенных в содержание духовной жизни личности.

В содержании национально - регионального образования должна быть взаимосвязь. Основными направлениями содержания, как предлагает И. А. Чуриков [10], можно включить следующее:

- история народов;

- культура народов;

- география региона;

- выдающиеся представители народов;

- социально - экономическое положение;

- экосфера региона.

Таким образом, происходит диалектическая включенность национальной культуры в российскую и мировую как систему общекультурных, этнооб-разовательных требований.

6. Принцип взаимосвязи национальной культуры с мировой культурой. Человеческая цивилизация как «хранилище» всех национальных культур представляет собой не простую их сумму, а является целостным воплощением их интегративного единства, сложной системой, образованной на основе взаимосвязи различных культур. Если специфические, особенные характеристики, черты национальных культур обусловлены и соотносимы с конкретно-историческим контекстом, своеобразием географической среды, различными периодами и соответствующими уровнями жизнедеятельности отдельных этносов, то взаимосвязь, общность культур обеспе-

чивает реализацию универсальных целей человеческой деятельности. Поэтому национальное самосознание не должно замыкаться на специфических особенностях своей национальной культуры, формирование его должно проходить путь восхождения от абстрактного к конкретному, вбирать в себя богатство не только близкого, общего и единого для различных культур, но и своеобразные, специфические, характерные черты культур других этносов. Овладение мировой культурой позволяет тоньше и глубже понять свою национальную культуру.

Наличие у человека толерантности любого вида есть результат воспитательного процесса. Для целенаправленной работы по формированию культуры толерантности в обществе необходимо разработать специальную государственную программу, которая позволила бы осуществить комплексный подход для объединения всех воспитательных сил общества по воспитанию толерантных установок. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» является важнейшей предпосылкой для широкомасштабной, целенаправленной работы воспитательных институтов общества. В этой связи предполагается формирование толерантного сознания по следующим аспектам:

1) создание широкомасштабной сети пропаганды идеи толерантности в средствах массовой информации:

- организация статей, публикации в Интернете, по возможности создание телепрограмм для широкого распространения идеи толерантности в различных сферах;

- создание журнала или небольшого информационного агентства «Толерантность»;

- критика политических и общественных деятелей и активистов, позволяющих себе не толерантные высказывания, а также политических и общественных организаций, проводящих свою работу на базе не толерантных акций и высказываний;

2) помощь образовательным учреждениям в формировании толерантного поведения и установок преподавателей вузов, учителей, воспитателей и учащихся:

- отслеживание в Средствах массовой информации уровня толерантности профессоров, учителей, воспитателей и обсуждение полученных результатов;

- сбор информации о возможностях формирования в вузах, колледжах, школах толерантных установок на уроках литературы, истории и т. д., обмен опытом в этой сфере при помощи Интернета;

- подготовка на данной базе учебно-технологических, методических пособий, помогающих преподавателям вузов и учителям формировать толерантные установки;

- привлечение талантливых людей в эту сферу;

3) объединение усилий различных организаций, как в Российской Федерации, так и за рубежом, заинтересованных в пропаганде идей толерантности и формирования толерантных установок; обмен опытом;

4) организация тренингов по формированию установок толерантного сознания и поведения государственных служащих, профессорско-преподавательского состава, учителей, журналистов и т. д., то есть всех категорий людей, которые смогут в силу своих служебных обязанностей пропагандировать эти идеи в широких слоях населения;

5) совершенствование учебных планов и методов обучения, выделение средств на развитие образования.

В современной психологической литературе [1; 4; 6; 7] существует ряд определений этого понятия. Рассмотрим некоторые из них. Толерантность это:

- сотрудничество, дух партнерства;

- отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо;

- терпимость чужим мнениям;

- признание своего равенства с другими и т. п.

Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерант-ные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой. Выделим основные черты толерантной личности [5]:

- снисходительность;

- расположенность к другим людям;

- терпение;

- чувство юмора;

- чуткость;

- доверие;

- альтруизм;

- терпимость к различиям (национальным, религиозным и т. д.);

- умение владеть собой;

- доброжелательность;

- умение не осуждать других;

- гуманизм;

- умение слушать собеседника;

- любознательность;

- способность к сопереживанию.

Далее рассмотрим отличительные черты толерантной и интолерантной личности. Этих отличий довольно много. Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Эти отличия можно было бы провести по всем видам толерантности, но мы ограничиваемся рассмотрением только этнической толерантности. Еще в середине XX века Оллпорт построил типологию личностив континууме толерантность - интолерантность.

1. Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Ин-толерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны всегда обвинять окружающих. Психологи Г. Оллпорт, Адорно Т. обнаружили, что у толерантной личности значительно большой разрыв между «Я-идеальным» и «Я-реальным», чем у интолерант-ного человека, у которого оба «Я» практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять дгугих.

2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться - важное условие воспитания толерантной личности.

3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова -не я ненавижу и причиняю вред людям, это они всегда готовы отвечать за свои поступки.

4. Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части - черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только две группы людей - плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими». Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии и принимает его таким, какой он есть.

5. Ориентация на себя - ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.

6. Способность кэмпатин. Это способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях. Интолерантные люди оценивают свое окружение по своему образу и подобию. Толерантные люди оценивают свое окружение более адекватно.

7. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты характера толерантной личности. Такие люди умеют

посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.

8. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе [9].

Эти отличительные особенности интолерантной и толерантной личности нами представлены в таблице.

Отличительные особенности толерантной и интолерантной личности

Толерантная личность Интолерантная личность

Ценит свободу, хорошо знает себя, свои достоинства и недостатки. Позитивное отношение к окружающим. Доброжелательное отношение к миру. Представление о собственной исключительности. Стремление переносить ответственность на окружающих. Ощущение нависшей угрозы. Потребность в строгом порядке. Желание сильной власти.

Если интолерантное сознание линейно, однозначно, нетерпимо по отношению к «чужому» сознанию, то на противоположном конце логично видеть равенство, партнерство, уважение, доброту, любовь, альтруизм, поддержку, взаимопомощь, В существующем поликультурном образовательном пространстве важно учитывать, что толерантность, толерантное сознание, личностный смысл толерантности - понятия, близкие понятиям гуманистической педагогики. Правильное понимание явления толерантности необходимо для того, чтобы не растворить его в других явлениях и чтобы в воспитании толерантного сознания учащихся видеть особую педагогическую проблему.

Особое важное значение в развитии этнотолерантного самосознания имеют гуманитарно-языковые предметы. В этом отношении важны уроки русского языка и литературы, родного языка и литературы, которые обладают огромным потенциалом в использовании сравнительной народной педагогики в развитии этнотолерантного самосознания учащихся. Веками отшлифовывались мудрость парода в воспитании достойного гражданина, уважающего себя и окружающих. Изучая сказки, пословицы, поговорки, прибаутки, учащиеся имеют возможность не только приобщаться к культуре своего народа, но также ознакомить с ними своих друзей других национальностей, переводя их на русский язык. Именно на уроках родного языка и литературы можно изучать забытые обряды, обычаи разных народов, подготовить, а затем совместными усилиями подбирать эквиваленты на русском языке. На таких уроках происходит не только духовное обогащение, но и развитие речи, словарного запаса, умений литературного перевода и что очень важно - вырабатывается навык самостоятельной

работы. Ведь учащиеся самостоятельно изучают историю своего края, села, деревни, родословную, жизнь своих дедов и бабушек: чем они занимались, как праздновали свадьбы, рождение детей, какие подарки готовили, и что при этом говорили. В составлении летописи своего региона включаются учащиеся, проживающие в данной местности. Именно при такой совместной работе воспитывается уважение к своей истории, уважение друг к другу независимо от вероисповедания, от различия языков и культур. Это уважение было очень важно и в прошлом, оно особенно актуально и в наше время. Изучая жизнь людей разных национальностей, учащиеся сами начинают отмечать, насколько четко выражена в устных сказаниях, сказках, пословицах мысль мирного дружеского отношения народов друг к другу, близки бывают по своему звучанию песни разных народов. Очень важной работой является создание музея родного края.

Еще одно важное направление в использовании народной педагогики в нравственном воспитании учащихся - это экологическое воспитание через использование средств народной педагогики. Это меры по защите окружающей среды, кладбищ, обрядовых мест, лесов, родников, холмов с посаженными деревьями.

Центральное место в воспитании и образовании принадлежит родному языку. Язык народа - есть произведение творческой способности, дара слова не одного человека и не одной человеческой жизни, а бесчисленных поколений. Язык служит главнейшим орудием культуры, духовного развития нации, ее творчества, этнического и толерантного самосознания. Именно в языке запечатлеваются все этапы истории нации, все ступени движения его культуры, как залог развития самого языка нации. Вот почему очень важно, чтобы родной язык стал действительно родным для каждого ребенка. Язык определяет как образ мыслей, так и эмоциональную сферу личности развивающегося ребенка.

В связи с обновлением системы образования в последние годы в содержании преподавания родного языка и литературы произошли существенные изменения. Новые социально-политические условия требуют объективной оценки положения дел по сохранению и развитию родного языка, приобщению учащихся к духовной и материальной культуре своего народа, его обычаям, обрядам, традициям, развитию у подрастающего поколения этнотолерантного самосознания и достоинства и гордости за свой народ, за свой родной язык. В этих новых условиях первоочередная задача учителя родного языка и литературы - добиться осознанного изучения литературных произведений учениками, понимания идейного содержания, умения осмыслить мастерство писателя, воспитывать на основе приобщения к художественной литературе стремление к душевной красоте, формировать умение дать правильную оценку различным жизненным ситуациям. Это и есть путь приобщения учеников к культуре народа, к его национальным источникам, и, прежде всего, богатствам родного языка.

К национальным источникам мы относим и богатое наследие народа, и произведения писателей - земляков, семейные обычаи, обряды, традиции, то есть все то, что окружает и воспитывает ребенка со дня рождения и является непосредственной средой питания его духа.

Актуальной задачей школы сегодняшнего дня является использование местного материала на различных уроках и во всем педагогическом процессе в целом. В нем должно отражаться национальное и региональное своеобразие культуры, литературы и искусства.

Таким образом, изучение творчества писателей-земляков, воспитанных в своей художественной ориентации народной педагогики, преобразованы в их произведениях в форму современных идей; создание на этой основе школьных традиций, прославляющих мужество, терпение, героизм национального характера, проявление уважения к реальным героям, память о них - все это вместе является действенным стимулом духовного и творческого развития учащихся и, конечно же, способствует развитию этното-лерантного самосознания.

Поэтому коренные социально-политические и экономические изменения, происходящие за последние десятилетия в нашей стране привели к возникновению суверенных государств в рамках федерального устройства. Стремление их к равноправным взаимоотношениям в рамках федеративного устройства и с другими государствами, идут процессы переоценки общечеловеческих ценностей, роста национального самосознания и вместе с тем встает серьезная проблема воспитания этнической толерантности у каждого из граждан многонационального государства. По этой причине большое теоретическое и практическое значение приобретает проблема воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения страны. Отсюда перед школой встают актуальные воспитательно-образовательные задачи формирования нового поколения, социально активных членов общества, достойных продолжателей традиций предшествующих поколений, преемников духовной культуры народа и вместе с тем равноправных и свободных от всяких национальных предвзятостей граждан всего государства.

Именно сфера образования имеет самое непосредственное отношение к таким важнейшим мировозренческим категориям, как менталитет и толерантность. Более того, именно сфера образования способна активно и целенаправленно формировать соответствующие ментальные качества и человека, и социума. Формировать менталитет толерантности. В связи с этим можно утверждать, что воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности - важнейшая стратегическая задача образования в XXI в.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как указано в документе [3], «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но

и политическая и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение к действительности, формулируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека».

Таким образом, анализ философской, психологической, педагогической и социологической литературы по проблеме воспитания этнической толерантности у учащихся национальной школы, сформулировали следующие выводы:

1. Качество толерантности и в том числе этнической толерантности не унаследуется, а воспитывается в процессе становления личности.

2. В настоящее время стало очевидным, что совершенствование и гармонизация отношений, как между отдельными этническими индивидами, так и между этносами не завершен, и он требует много времени и воспитательных усилий.

3. В нынешний, переходной период в истории страны появились новые, а где-то обострились национальные конфликты, поэтому воспитание этнической толерантности требует самого пристального внимания всей системе образования и в деятельности всех педагогов.

4. В связи с актуальностью данной проблемы возникает необходимость заниматься воспитанием у будущих педагогов этнической культуры и толерантности.

Библиографический список

1. Абакумова, И. В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании [Текст] / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков // Вопросы психологии. -2003.-№3.-С. 78-82.

2. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] / Г. Н. Волков - Чебоксары. - 2005.

3. Декларация принципов терпимости [Текст]. Париж, 1995. - 10 с.

4. Дробижева, Л. М. Духовная общность народов СССР: историко-социологический очерк межнациональных отношений [Текст] / Л. М. Дробижева. - М, 1981.

5. Екеева, Э. В. Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической онамастики [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / Э. В. Екеева М., 1999. - 20 с.

6. Крысько, В. Г. Состояние и перспективы развития этнопсихологии в России [Текст] / В. Г. Крысько // Мир психологии. - 1996. - № 2.

7. Погодина, А. А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа [Текст] / А. А. Погодина // История. - 2002. - № 4. - С. 4-7.

8. Риэрдон, Б. Э. Толерантность - дорога к миру [Текст] / Б. Э. Риэрдон - М., 2001.

9. Трубина, Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия [Текст] / Л. Трубина / Воспитание школьников. - 2003. -№3.- С. 33-35.

10. Чуриков, И. А. Краеведение и народная педагогика [Текст] / И. А. Чуриков -Йошкар-Ола, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.