Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования педагогической толерантности у студентов в процессе их профессиональной подготовки'

Концептуальные основы формирования педагогической толерантности у студентов в процессе их профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИВАЮЩАЯСЯ МОДЕЛЬ / КОМПОНЕНТЫ / УСЛОВИЯ / КРИТЕРИИ / СТРУКТУРА / PEDAGOGIC TOLERANCE / PERSONALITY / FORMATION / DEVELOPING MODEL / COMPONENTS / CONDITIONS / CRITERIA / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева Татьяна Юрьевна

В статье уточняется содержание понятия «педагогическая толерантность», определяется его структура, выделяются критерии и показатели. Автором поэтапно описывается и теоретически обосновывается модель формирования педагогической толерантности у студентов в процессе их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фадеева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual basis of pedagogic tolerance formation among students in process of their professional training

The definition of "pedagogic tolerance", its structure, criteria and key figures are clarified in this article. The author step-by-step describes and theoretically explains the model of pedagogic tolerance formation among students in a process of their professional training.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования педагогической толерантности у студентов в процессе их профессиональной подготовки»

тии: учеб.-метод. пособие / под ред. Л.Б. Баряе-вой, А.П. Зарина, Н.Д. Соколовой. - СПб.: ЛОИУУ 1996. - 95 с.

5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. -М.: Гном и Д, 2008. - 156 с.

6. Плаксина Л.И. Теоретические основы кор-

рекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения. - М.: Город, 1998. - 262 с.

7. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М.: Владос-Пресс, 2006. - 160 с.

8. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. -М.: Педагогика, 1990. - 96 с.

УДК 378.013:316.647.5

Фадеева Татьяна Юрьевна

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Fadej_TU@rambler.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье уточняется содержание понятия «педагогическая толерантность», определяется его структура, выделяются критерии и показатели. Автором поэтапно описывается и теоретически обосновывается модель формирования педагогической толерантности у студентов в процессе их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: педагогическая толерантность, личность, формирование, развивающаяся модель, компоненты, условия, критерии, структура.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной в 2010 году, говорится, что учителя в школе будущего должны быть открытыми ко всему новому, понимающими детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающими свой предмет, чуткими, внимательными и восприимчивыми к интересам школьников. Следовательно, одной из составляющих профессиональной компетентности педагога будущего должна стать сформированная педагогическая толерантность, так как она проявляется через «уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» [1]. Толерантный учитель открыт для иных точек зрения, отвергает догматическое мышление, помогает ученикам стать творческими и уверенными в себе людьми.

Следует также отметить, что профессия педагога связана с большой эмоциональной напряженностью; нестандартность педагогических ситуаций, большая моральная ответственность и сложность профессионального труда увеличивают риск нервных срывов и эмоционального выгорания, снижающих психическое здоровье и приводящих к кризису профессиональной деятельности в целом. Уверенность в себе, сознание сво-

их собственных возможностей, являясь одним из признаков толерантности, способствуют повышению устойчивости педагога к стрессу, повышению его адаптивного потенциала и, в итоге, саморазвитию в области профессиональной культуры.

Существующие в науке подходы к пониманию дефиниции «педагогическая толерантность» пока расплывчаты и трактуются по-разному в зависимости от контекста. Педагогическая толерантность в основном определяется исследователями данной проблемы как отдельно взятое профессионально-значимое качество, которое занимает одно из главных мест в структуре личности педагога. Вместе с тем данная категория рассматривается как установка, отношение, устойчивость личности, способность, поведение.

Под педагогической толерантностью мы понимаем интегративную характеристику личности, основой которой является система ценностных ориентаций, проявляющихся в виде внутренней установки на терпимые отношения к человеку вообще и всем участникам образовательного процесса, что предполагает оптимальный уровень развития всех ее психических составляющих: фрустрационной толерантности, удовлетворенности осуществлением смысла жизни, толерантности к неопределенности, внутреннего локус контроля, самооценки, рефлексии, эмпатии, аль-

труизма, коммуникативной толерантности, кон-фликтоустойчивости, креативности, - и их проявление в профессиональной деятельности.

В структуре педагогической толерантности мы выделяем следующие компоненты:

- ценностно-мотивационный, который включает факторы, побуждающие, направляющие и поддерживающие на определенном уровне толерантности поведение человека;

- когнитивный, составляющий представления о себе и окружающем мире, которые помогают человеку лучше осознать себя и других для решения проблем, адекватной оценки поведения других, с целью понимания и принятия;

- эмоционально-волевой, который характеризует позитивное отношение личности к Другому, волевое напряжение в решении проблем, достижении оптимизации отношений между людьми, повышение уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств;

- поведенческий, включающий конкретные умения, навыки и способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими ситуациями, проявление толерантной культуры, сдержанности по отношению к иной точке зрения, конструктивную реакцию на конфликтные ситуации.

Рассматривая педагогическую толерантность как интегративную характеристику личности, а личность формируется, развивается и проявляется только в ходе своей деятельности, можно заключить, что только в активной деятельности следует формировать толерантность у будущих педагогов - в процессе познания себя и окружающего мира, через личностное становление, самовоспитание и саморазвитие.

Эффективное формирование педагогической толерантности требует теоретического осмысления и систематической, целенаправленной работы. В связи с этим нами была разработана концептуальная модель, цель которой - формирование педагогической толерантности у студентов в процессе профессиональной подготовки.

Реализация модели формирования педагогической толерантности предполагает учет следующих принципов: гуманизма, активности субъектов образовательного процесса, учета психологических и индивидуальных особенностей студентов, системности, сотрудничества, последовательности и систематичности, приоритета ценностей толерантности.

Предлагаемая модель направлена на:

- рефлексивное осмысление ценностно-смысловых оснований педагогической толерантности, изменение интолерантных установок, препятствующих развитию толерантности у будущих педагогов;

- самопознание и самопринятие личности самой себя, а через это и познание, и принятие других;

- овладение педагогами приемами саморегуляции и эффективными совладающими стратегиями с целью повышения устойчивости к стрессу;

- повышение коммуникативной компетентности и улучшение взаимоотношений с другими людьми.

Процесс формирования педагогической толерантности не может быть самопроизвольным -он требует создания благоприятных психологопедагогических условий, способных обеспечить его эффективность, среди которых мы выделили: организационные, психологические и педагогические.

Организационные условия реализации развивающейся модели формирования педагогической толерантности связаны с конструированием интегративной образовательной среды, включающей толерантную образовательную среду (И.Г. Пчелинцева, 2006), способствующую развитию интерсубъектного процесса образования с основой на гуманистических, нравственных ценностях и личностно-развивающую (Е.В. Бон-даревская, 1995), способствующую раскрытию заложенного в личности потенциала.

В психологических условиях мы выделили внешние и внутренние. К внутренним условиям отнесли: личностное саморазвитие студента; к внешним - педагогическую поддержку личностного развития студента, реализующуюся через диалогическое общение, организацию социально-психологических тренингов, групп встреч и т. п.

Педагогические условия формирования представляют собой: взаимодействие и координирование усилий педагогов по дисциплинам, позволяющим интегрировать изучаемый материал с конкретными задачами формирования педагогической толерантности; отход от традиционной системы обучения и введение активных методов; применение комплекса педагогических средств, носящих личностно-ориентированный, диалогический и рефлексивный характер. Следует отметить специфическое содержание формирования

толерантности: оно может быть задано только через соответствующую подготовку педагога и только толерантной личностью.

Реализация модели формирования требует определенной организации учебного процесса: создание ее технологической основы, представляющей собой совокупность методов и средств педагогического взаимодействия студента и преподавателя, на основе организации их совместной деятельности в ракурсе паритетности, демократичности и диалогичности; способствующей проявлению активной жизненной позиции; обеспечивающей саморазвитие и самосовершенствование каждого студента.

Задачи предлагаемой модели формирования педагогической толерантности:

1. Познакомить студентов с понятием «педагогическая толерантность», с ее проявлением и структурными компонентами; с отрицательным влиянием интолерантности на личностное и профессиональное становление будущего специалиста.

2. Сформировать ценностные установки, направленные на развитие педагогической толерантности.

3. Содействовать позитивным изменениям в структуре Я-концепции студентов.

4. Научить эффективным методам и приемом межличностного взаимодействия.

5. Повысить аутопсихологическую компетентность будущих педагогов через овладение личностью комплексом знаний, умений и навыков в области самопознания, саморегуляции, саморазвития и самореализации.

6. Развитие адаптивных способностей будущих педагогов в профессиональной деятельности через освоение ими эффективных способов совла-дающего поведения в сложных профессионально значимых ситуациях.

При создании модели формирования педагогической толерантности особенно важно разработать критерии и показатели, позволяющие диагностировать исследуемое явление.

Критерии педагогической толерантности в общем виде можно представить в виде взаимосвязанных сформированных компетенций:

- перцептивной (восприятие, понимание и оценка других людей и самих себя);

- коммуникативной (знание и владение различными техниками и методами эффективного бесконфликтного общения);

- аутокомпетентности (готовность и способность личности к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт через самопознание, самоконтроль, умение управлять своим состоянием);

- психолого-педагогической (знание и владение методами и стратегиях осуществления эффективного влияния и взаимодействия).

Мы считаем, что высокие показатели сфор-мированности педагогической толерантности дает оптимальный уровень развития всех выше перечисленных качеств, входящих в структуру толерантной личности; низкие показатели, соответственно, - низкий уровень толерантности, а средние показатели указывают на то, что личность педагога характеризуется в равной степени толерантным и интолерантным поведением и отношением к окружающей действительности, к другим и себе как в межличностном, так и в профессиональном взаимодействии. Положительная динамика в изменении личностных характеристик от более низкого к более высокому уровню позволяет говорить об эффективности процесса формирования педагогической толерантности будущих специалистов.

В структуре данной модели мы выделили три последовательных и взаимосвязанных этапа: ориентирующий, когнитивно-практический и профессионально-личностный. Параллельно с ними реализуется сквозное направление работы, цель которой - содействие более глубокому пониманию феномена толерантности при выполнении психологических функций, обеспечивающих развитие мышления, и воспитательных функций, реализующих формирование толерантности будущего педагога.

Сквозное направление предполагает работу по формированию педагогической толерантности у студентов в единой системе, на основе содержательного взаимодействия педагогов по дисциплинам, которые способствуют данному процессу, и по созданию благоприятных психолого-педаго-гических условий в образовательном процессе.

Большое значение в процессе формирования педагогической толерантности имеет ряд учебных предметов.

Предмет «Введение в психолого-педагогичес-кую деятельность» ориентирует студента на будущую профессиональную деятельность, раскрывает требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионально-

го образования к личности и профессиональной компетентности педагога. В процессе изучения данного предмета студенты получают информацию о толерантности как одной из главных ком-петентностных характеристик профессий сферы «человек-человек», ее значении и важности в пси-холого-педагогической деятельности, а также структуре и способах формирования.

Одной из основных целей курсов психологических дисциплин, помимо усвоения основ научной психологии, понимания природы, развития и функционирования психики и сознания, основных психических процессов, свойств и состояний, является формирование психологической культуры будущих специалистов. Психологическая культура педагога и психолога включает в себя глубокое и адекватное понимание и осознание человеком своих внутренних процессов, состояний и свойств; понимание других людей, их психологических особенностей и состояний, а также умение налаживать и поддерживать доброжелательные, гуманные отношения с людьми, что, безусловно, способствует формированию педагогической толерантности.

На практических занятиях курса педагогики студенты обучаются приемам благожелательного и бесконфликтного общения, творческому решению педагогических задач. Знакомство с активными методами обучения, такими как дискуссии, дебаты, круглые столы и т.д., и применение их на практике развивают корректность поведения, умение понимать и принимать мнение других людей.

Большие возможности становления личностной позиции будущего педагога, его ценностного отношения к людям в духе толерантности заложены в курсе «Основы педагогического мастерства». На практических занятиях данного предмета студенты могут осваивать техники толерантного взаимодействия, техники саморегуляции, техники саморазвития и самосовершенствования.

Сквозное направление работы предлагаемой модели, осуществляющей межпредметный подход, позволяет реализовать один из ведущих принципов дидактики - принцип целостного развития личности.

Рассмотрим ориентирующий, когнитивнопрактический и профессионально-личностный этапы, входящие в структуру модели формирования педагогической толерантности. Ориентирующий этап включает проведение социально-

психологического тренинга (на первом году обучения), цель которого положительным образом повлиять на мировоззрение, систему ценностей и смысложизненных ориентаций студентов, выработать убеждение в необходимости развития педагогической толерантности в процессе профессиональной подготовки.

Второй этап - организация раз в неделю в течение всего обучения студентов в вузе групп встреч, с целью лучше познать себя, найти и устранить препятствия, мешающие полнее реализовывать свои возможности толерантного поведения в жизни и педагогической деятельности, развить качества, входящие в структуру толерантной личности.

На третьем этапе проводится «Тренинг педагогической толерантности» (на пятом году обучения), который призван продолжать развивать качества, входящие в структуру толерантной личности, скорректировать установки, тем самым способствовать повышению эффективности в межличностном и профессиональном взаимодействии.

На наш взгляд, содержание педагогической толерантности не сумма отдельных компонентов, а развивающаяся интегрированная модель, поэтому предлагаемая система работы охватывает все годы обучения в вузе, с учетом кризисов профессионального становления, которые сопровождаются ростом тревожности, неудовлетворенности собой и учебой, общим нарушением душевного равновесия.

В процессе формирования педагогической толерантности использовались различные методы и формы работы. Для реализации когнитивного компонента должны применяться такие методы, как лекция, беседа, дискуссия, дебаты, круглый стол, что способствует развитию корректности поведения, умению понимать и принимать мнение других людей.

Реализация ценностно-мотивационного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов должна осуществляться с помощью социально-психологического тренинга, групп встреч, а также методов контекстного обучения (А.А. Вербицкий, 1991), представляющего собой форму активного обучения.

При проведении тренингов используются методы, опирающиеся на теорию деятельности, в соответствии с которой усвоение социального опыта осуществляется в результате активной дея-

тельности студента в процессе обучения. К ним относятся: социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие и ролевые игры, психогимнастические упражнения, упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами, техники присоединения.

Итак, наш опыт позволяет заключить, что достоинством модели является учет многокомпонен-тности педагогической толерантности, комплексное воздействие на эмоционально-волевую, ценностно-мотивационную, когнитивную и поведенческую сферы личности студентов. Данная мо-

дель не только повышает уровень педагогической толерантности, она, оказывая влияние на многие детерминирующие качества личности, способствует личностному росту, эффективности межличностного общения, формированию здоровьесберегающего отношения к себе и субъектам образовательного процесса.

Библиографический список

1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.

УДК 371.3

Кукушкина Любовь Анатольевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Lub-kuku@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛАССОВ

В статье рассматривается сущность формирования правовой компетентности учащихся профильных юридических классов. Определяются и характеризуются условия процесса формирования правовой компетентности учащихся профильных юридических классов.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, правовая компетентность, учащиеся.

Складывающаяся социально-экономическая ситуация развития российского общества и происходящее реформирование системы образования, увеличение роли права в жизни людей поставили ряд педагогических задач по повышению уровня правового обучения и воспитания учащихся.

Потребность в высокой степени подготовленности подрастающего поколения занимает особое место в Российском государстве. Стране все больше требуются грамотные, инициативные, предприимчивые, компетентные, способные результативно и законно действовать во благо общества граждане.

По мнению В.М. Басовойв соответствии с нормами определенного языка или этапом развития отдельной отрасли знания встречается, во-первых, отождествление понятий «компетенция» и «компетентность», при этом они определяются как способность, состоятельность, правомочность, предназначенность для выполнения конкретных функций или решения задач, иными словами, они означают наличие полномочий и фиксируют их объем, достаточныйдля принятия ре-шений;во-вторых, когда эти термины разделяются, то под компетенцией понимается право орга-

на власти, организации, специалиста принимать решения и мера их ответственности за предпринятые шаги. Компетентность же определяется как способность и готовность личности к действиям, обладание ею в необходимом объеме специальными знаниями, умение ими пользоваться в типичных и нестандартных ситуациях, освоенность видов и способов деятельности, которые обеспечивают успешность решения соответствующих задач.

В.А. Болотов и В.В. Сериков считают что, компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождении обучающимся своего места в мире.

Под компетенцией мы понимаем знания, умения и навыки выполнения определенной деятельности, при решении конкретных социальных задач, нацеленных на достижение результата, а компетентность - это результат учения, характеристика человека, отражающая диапазон его осведомленности в определенной сфере жизнедеятельности.

Правовая компетентность учащихся профильных юридических классов, нами рассматривается как осознание личностью юридических норм,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.