Научная статья на тему 'Воспитание толерантности у будущих специалистов-менеджеров'

Воспитание толерантности у будущих специалистов-менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
855
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TOLERANCE / EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарев Юрий Васильевич

Автор рассматривает толерантность в социально философском, педагогическом смысле, особо о профессиональной толерантности, выделяет методы воспитания толерантности, рассматривает семинар тренинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слесарев Юрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

fostering tolerance in the future experts and managers

The author considers tolerance in social, philosophical and pedagogical sense, especially concerning professional tolerance. He discusses methods of fostering tolerance, describes a training seminar

Текст научной работы на тему «Воспитание толерантности у будущих специалистов-менеджеров»

РАЗДЕЛ V

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

УДК 374.03

Ю. В. Слесарев

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

В социальном контексте толерантность может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию. В литературе часто можно встретить описание различий между понятиями толерантности и невмешательства, хотя в повседневной жизни используется более широкий набор слов с близким значением: терпимость, гибкость, снисходительность, потакание, понимание и терпение [1]. Подобные слова применяются как более мягкие термины с положительной валентностью и имеют то общее, что ни одно из них не выражает какое-либо действие, и все они предполагают пассивную реакцию на события и поступки. Соединение же толерантности с нейтралитетом и пассивностью может противоречить ее философскому смыслу.

В психолого-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение [2].

В различных источниках по педагогике и психологии [3; 4] смысл термина «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является групповое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам; национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуговым и т. п.

Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому - это наш долг, причем в первую

очередь - перед своей совестью. Однако в реальной жизни в обыденном мнении часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.

Под толерантностью в социально-философском смысле этого понятия следует понимать «определенное социальное качество межчелове-ческих отношений, а также отдельных индивидов, их конгрегаций и групп, характеризующееся установкой на благожелательное воспитание «другого», желанием не только понять, но и, насколько возможно, принять традиции, культуру, убеждения, верования, интересы, ценности и так далее этого «другого». При этом указанная установка выступает в качестве своего рода категорического императива для субъекта всякого подлинно толерантного поведения и действия, а не имеет сиюминутного, преходящего или своекорыстного характера. Толерантным отношением называется такое, когда человек стремится достичь взаимопонимания и реализации собственных целей путем достижения согласованности своих действий с действиями других людей без применения каких-либо мер насилия, принуждения и давления, а лишь посредством взаимодискуссии, убеждения и обоюдной корреляции поведенческих актов и действий [5].

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.

Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная - к конкретной группе, обществу, национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа

от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает понимание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

На наш взгляд, толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним.

Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой -гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

Актуальность воспитания у студентов толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, в том числе - в качественной подготовке специалиста (менеджера).

В целях дальнейшего выявления личностных качеств менеджера, его профессиональной компетенции, совокупности знаний полученных в процессе профессионального образования и подготовки необходимо ввести в научной оборот понятие «профессиональная толерантность», которая включает в себя не только терпеливое, устойчивое отношение к существующим явлениям и процессам действительности, но и способность менеджера аккумулировать в себе систему действующих производственных и социальных отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности. Выработка индивидуального и терпеливого подхода к каждому подчиненному, принятие результатов его деятельности и приобщения их к единому процессу совместного труда. Профессиональная толерантность в качестве основы своей использует сложившиеся в обществе морально-этические нормы и принципы, психолого-педагогические аспекты применяемые в профессиональном образовании и профессиональной деятельности.

Необходимо - выявить возможность применения традиционных методов

воспитания в качестве способа воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Опираясь на синергетический подход, мы должны рассматривать в едином контексте методы воспитания и соответствующие им методы самовоспитания.

Методы воспитания толерантности (профессиональной) - это способы формирования у студентов (специалистов) готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных, национальных групп, трудовых коллективов. В ценностно-смысловых образованиях содержится нравственное значение толерантного поведения.

Мы используем при воздействии на интеллектуальную сферу, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Воспринимая предложенную информацию, студенты воспринимают не только понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом студенты, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, студенты формируют свою систему взглядов на отношения между людьми.

В эмоциональной сфере формируем характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту.

Методы воздействия на эмоциональную сферу субъекта(студента, специалиста, подчиненного) предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Важнейшим методологическим основанием является точка зрения А. В. Петровского о эмоциях субъекта [7]. Данную позицию активно поддерживает А. А. Бодалев [8], вводя в психологию понятия и методы «Эмоциональных отношений», а также В. Г. Маралов, В. А. Ситаров рассматривающие методы и этапы дифференциации в познании [9].

1) Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу субъекта, является внушение и связанные с ним приемы аттракции.

Под внушением, как известно, понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Под влиянием внушения могут возникать представления о людях или группах людей, не соответствующие действительности, а также стремление действовать без оценки полученных побуж-

дений и верить источнику информации, не сомневаясь в его надежности. Через внушение в сознание входят стереотипы, создается настроение. Внушение является важным фактором распространения лозунгов-суждений, в которых предельно кратко, но точно определяется отношение к людям. Поэтому внушение имеет существенное значение для формирования толерантного отношения к людям.

Метод внушения может реализоваться на занятиях в вузе, через использование цитат из Библии [13], высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях.

В воспитании толерантности нельзя ограничиться только знаниями о толерантном поведении, и толерантных поступках и возникающими в процессе внушения эмоциями.

Дело в том, что формирование профессиональной толерантности, хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений и способов действий. Ведь здесь речь идет о таком усвоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь этого просто усвоением нельзя. Таким образом необходимо формировать в рассматриваемом аспекте в мотивационной сфере.

2) Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у студентов осознанных побуждений к жизнедеятельности, своим поступкам, труду, оценки результатов других людей (сотрудников, подчиненных и т. д.)

В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки. Но, прежде всего, речь идет об одобрении толерантных поступков и толерантных суждений. При этом педагог (преподаватель) должен также четко выражать свое негативное отношение к интолерантно-му поведению студентов (специалистов), основанному на неприятии существующих норм и обычаев, установленных в учебном заведении (трудовом коллективе). Стимулирование может осуществляться в различных вариациях: одобрительный взгляд, одобрительная фраза.

Методы стимулирования помогают студенту формировать умение правильно оценивать себя и свое отношение к другим людям, что способствует осознанию им своих потребностей, пониманию смысла своего поведения, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, т. е. тому, что составляет суть мотивации.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов, собственных позиций, произ-

водственных интересов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе.

3) Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают: развитие у студентов инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования.

Нам видится, что для воспитания толерантности гораздо более эффективно использование косвенного требования (совета, просьбы, намека, доверия, одобрения и т. д.). Косвенное требование отличается от прямого тем (прямое требование - приказ, распоряжение, целевое указание и т. д.), что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются требование-совет, требование-просьба.

Требование-совет - это апелляция к сознанию субъекта, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых действий. Совет будет принят, когда субъект видит в своем наставнике (руководители) старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

В ряде случаев эффективным оказывается требование-просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками (руководителем и подчиненным). Сама просьба-форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения - многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений - навыки и привычки - устойчивые качества личности. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К. Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Использование

упражнения признается успешным, когда субъект проявляет устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях.

Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролируют свои действия, правильно их оценивает с позиции других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения - качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у студентов навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения.

4) Метод коррекции направлен на то, чтобы создавать или определять условия, при которых студент внесет изменения в свое поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка студента с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример преподавателя, который должен выступать эталоном толерантного поведения. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый путь к коррекции поведения студентов. Но коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, студент часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. Психологи отмечают, что не всякая деятельность развивает способности и не все возникшие способности приводит к развитию личности в целом (К. А. Абульхано-ва-Славская) [6]. Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выражает ее готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способ этот, в свою очередь, зависит от сформированности экзистенциальной сферы.

Мы полагаем, исходя из проведенных исследований, наблюдений, экспериментов именно семинар-тренинг позволяет реализовать все необходимые психолого-педагогические условия развития профессионального и личностного опыта участвующих в нем студентов, преодолеть трудности, ме-

шающие личностному и профессиональному росту. Семинар-тренинг включает в себя необходимую теоретическую подготовку и практические упражнения.

До начала включения студентов специальностей «Экономика и менеджмент», «Математические методы, операции и исследования в экономике», «Профессиональное обучение (по отраслям)» в процесс активного развития собственного поведения на основе непосредственно тренинга, следует выяснить степень готовности и осмысления ими необходимости изменений в поведении. Для этого мы используем специально составленные экспериментальные методики экспертных оценок, опросники, упражнения, игры, дающие возможность исследовать преобладающие формы отношений, к окружающей действительности, преподавателям, учебному заведению, будущей профессии. Разработанная нами модель семинара-тренинга формирования толерантности объединяет в себе четыре стадии: понятие, осознание, отношение, действие.

Процесс формирования толерантности у будущего специалиста-менед-жера основывается на четырех вышеуказанных стадиях и включает в себя несколько этапов изменения поведения: мотивация, рациональность поступ -ков, эффективность отношения, результативно-оценочный. На каждой стадии формирования и развития толерантности специалиста предлагаются студентам различные упражнения, ситуации, тесты, игры, совместное рассмотрение критериев личностного роста и профессионального развития. Данный семинар-тренинг проводится в течение учебного года (семестра) в рамках обязательных и общепрофессиональных дисциплин «Правоведение», «Коммерческое и трудовое право» для вышеуказанных специальностей, в процессе лекций, семинаров, практических занятий, или части их.

Целью проводимого семинара-тренинга является формирование и развитие толерантного отношения студентов, будущих специалистов-ме-неджеров, к своей профессиональной деятельности, корпоративным интересам, подчиненным сотрудникам и коллегам по работе, а так же выработка профессиональных свойств и качеств личности. Данная цель реализуется конкретными задачами.

Во-первых, развитие ориентированности на личностную модель взаимодействия с сотрудниками в производственной сфере за счет задействования механизмов принятия (понимания, сотрудничества, диалога, согласования) и терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль).

Во-вторых, оптимизация отношения с окружающими в части реализации поставленных производственных задач на морально-этической, психологопедагогической и правовой основе.

В третьих, развитие профессиональной позитивности и закрепление в личности основных принципов, качеств и свойств для профессиональной самореализации.

Содержание семинара-тренинга состоит из двух взаимосвязанных между собой тематических блоков (рис. 1.) Первый блок - теоретический, он посвящен ознакомлению студентов с основами истории, психологии и педагогики толерантности и ориентирован на повышение познавательного уровня. Он содержит краткий экскурс в историю человеческой мысли и отражает богатейшее наследие в различных областях знаний. При проведении тренинга-семинара нами в основном использовались историко-правовые, морально-этические, философско-правовые идеи греческих философов, русских мыслителей, русских ученых правоведов: Л. Н. Толстого [10], И. А. Ильина [11], Н. А. Бердяева, Л. Н. Гумилева, В. С. Соловьева [12], Л. И. Петражицкого [14].

На лекционных и семинарских занятия по дисциплине «Правоведение» теоретический блок применяется практически во всех темах вышеуказанной учебной дисциплины, но особо актуален в таких темах как «Право в системе социальных норм», «Правовое сознание и правовое воспитание», «Правовая культура», «Правомерное поведение и правонарушение» и др. Задачей теоретического блока является подготовка студентов к тому, чтобы несколько по-иному посмотреть на себя как личность и будущего профессионала в своей дальнейшей деятельности, на свои отношения с преподавателями, сокурсниками, родителями, внутренне подготовиться к принятию новых жизненных и профессиональных позиций. Данный теоретический блок в значительной степени реализует первые стадии модели семинара-тренинга - понятия и осознание толерантности.

Второй блок - практический, состоит из двух частей. Первая часть в значительной степени реализует стадии - осознание и отношение, поскольку предлагаемые упражнения, ситуации, игры настраивают студента на систему эффективных оценочных процессов изменений происходящих в сознании. При более детальном, глубинном исследовании себя, увеличении истока новой информации: знаний, происходящих внутренних эмоциональных изменений, приобретение каких-либо умений и перерастание их в навыки -наблюдаются некоторые личностные изменения.

При развитии толерантности у студента решающую роль играет проявление личностного волевого умения, способного поддержать собственное «Я» и подкрепить его в направлении движения к конструктивным личностным изменениям, проявить выдержку, самообладание, быть терпеливым, выносливым, когда осознается, что через разовое усилие цели не достичь. Значительную помощь на данной стадии оказывает преподаватель, ведущий семинар-тренинг, поддерживающий конструктивное, позитивное поведение участников-студентов игровой ситуацией, шуткой, подбадривающей репликой. В данную часть нами включены: упражнения, задания, игры на осознание сильных и слабых сторон своей личности, своих переживаний, мыслей, привычных способов поведения, которые приведены ниже. Студент, рабо-

тая с заданиями, предложенными преподавателем, не только глубже осознает собственное «Я», но и учится путем формирования собственных отношений к другим людям определять мотивацию действий, рациональность поступков.

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, в том числе - в качественной подготовке специалиста (менеджера).

В целях дальнейшего выявления личностных качеств менеджера, его профессиональной компетенции, совокупности знаний полученных в процессе профессионального образования и подготовки необходимо ввести в научной оборот понятие «профессиональная толерантность», которая включает в себя не только терпеливое, устойчивое отношение к существующим явлениям и процессам действительности, но и способность менеджера аккумулировать в себе систему действующих производственных и социальных отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности. Выработка индивидуального и терпеливого подхода к каждому подчиненному, принятие результатов его деятельности и приобщения их к единому процессу совместного труда. Профессиональная толерантность в качестве основы своей использует сложившиеся в обществе морально-этические нормы и принципы, психолого-педагогические аспекты применяемые в профессиональном образовании и профессиональной деятельности.

Необходимо - выявить возможность применения традиционных методов воспитания в качестве способа воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Опираясь на синергетический подход, мы должны рассматривать в едином контексте методы воспитания и соответствующие им методы самовоспитания.

Методы воспитания толерантности (профессиональной) - это способы формирования у студентов (специалистов) готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных, национальных групп, трудовых коллективов. В ценностно-смысловых образованиях содержится нравственное значение толерантного поведения.

Мы используем при воздействии на интеллектуальную сферу, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Воспринимая предложенную информацию, студенты воспринимают не только понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом студенты, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, студенты формируют свою систему взглядов на отношения между людьми.

В эмоциональной сфере формируем характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту.

Методы воздействия на эмоциональную сферу субъекта(студента, специалиста, подчиненного) предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Важнейшим методологическим основанием является точка зрения А. В. Петровского о эмоциях субъекта [7]. Данную позицию активно поддерживает А. А. Бодалев [8], вводя в психологию понятия и методы «Эмоциональных отношений», а также В. Г. Маралов, В. А. Ситаров рассматривающие методы и этапы дифференциации в познании [9].

1) Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу субъекта, является внушение и связанные с ним приемы аттракции.

Под внушением, как известно, понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Под влиянием внушения могут возникать представления о людях или группах людей, не соответствующие действительности, а также стремление действовать без оценки полученных побуждений и верить источнику информации, не сомневаясь в его надежности. Через внушение в сознание входят стереотипы, создается настроение. Внушение является важным фактором распространения лозунгов-суждений, в которых предельно кратко, но точно определяется отношение к людям. Поэтому внушение имеет существенное значение для формирования толерантного отношения к людям.

Метод внушения может реализоваться на занятиях в вузе, через использование цитат из Библии [13], высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях.

В воспитании толерантности нельзя ограничиться только знаниями о толерантном поведении, и толерантных поступках и возникающими в процессе внушения эмоциями.

Дело в том, что формирование профессиональной толерантности, хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений и способов действий. Ведь здесь речь идет о таком усвоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь этого просто усвоением нельзя. Таким образом необходимо формировать в рассматриваемом аспекте в мотивационной сфере.

2) Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у студентов осознанных побуждений к жизнедеятельности, своим поступкам, труду, оценки результатов других людей (сотрудников, подчиненных и т. д.)

В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки. Но, прежде всего, речь идет об одобрении толерантных поступков и толерантных суждений. При этом педагог (преподаватель) должен также четко выражать свое негативное отношение к интолерантно-му поведению студентов (специалистов), основанному на неприятии существующих норм и обычаев, установленных в учебном заведении (трудовом коллективе). Стимулирование может осуществляться в различных вариациях: одобрительный взгляд, одобрительная фраза.

Методы стимулирования помогают студенту формировать умение правильно оценивать себя и свое отношение к другим людям, что способствует осознанию им своих потребностей, пониманию смысла своего поведения, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, т. е. тому, что составляет суть мотивации.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов, собственных позиций, производственных интересов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе.

3) Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают: развитие у студентов инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования.

Нам видится, что для воспитания толерантности гораздо более эффективно использование косвенного требования (совета, просьбы, намека, доверия, одобрения и т. д.). Косвенное требование отличается от прямого тем (прямое требование - приказ, распоряжение, целевое указание и т. д.), что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько

вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются требование-совет, требование-просьба.

Требование-совет - это апелляция к сознанию субъекта, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых действий. Совет будет принят, когда субъект видит в своем наставнике (руководители) старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

В ряде случаев эффективным оказывается требование-просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками (руководителем и подчиненным). Сама просьба-форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения - многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений - навыки и привычки - устойчивые качества личности. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К. Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Использование упражнения признается успешным, когда субъект проявляет устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях.

Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролируют свои действия, правильно их оценивает с позиции других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения - качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у студентов навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения.

4) Метод коррекции направлен на то, чтобы создавать или определять условия, при которых студент внесет изменения в свое поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка студента с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример преподавателя, который должен выступать эталоном толерантного поведения. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быст-

ро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раско -дирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый путь к коррекции поведения студентов. Но коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, студент часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. Психологи отмечают, что не всякая деятельность развивает способности и не все возникшие способности приводит к развитию личности в целом (К. А. Абульхано-ва-Славская) [6]. Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выражает ее готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способ этот, в свою очередь, зависит от сформированности экзистенциальной сферы.

Мы полагаем, исходя из проведенных исследований, наблюдений, экспериментов именно семинар-тренинг позволяет реализовать все необходимые психолого-педагогические условия развития профессионального и личностного опыта участвующих в нем студентов, преодолеть трудности, мешающие личностному и профессиональному росту. Семинар-тренинг включает в себя необходимую теоретическую подготовку и практические упражнения.

До начала включения студентов специальностей «Экономика и менеджмент», «Математические методы, операции и исследования в экономике», «Профессиональное обучение (по отраслям)» в процесс активного развития собственного поведения на основе непосредственно тренинга, следует выяснить степень готовности и осмысления ими необходимости изменений в поведении. Для этого мы используем специально составленные экспериментальные методики экспертных оценок, опросники, упражнения, игры, дающие возможность исследовать преобладающие формы отношений, к окружающей действительности, преподавателям, учебному заведению, будущей профессии. Разработанная нами модель семинара-тренинга формирования толерантности объединяет в себе четыре стадии: понятие, осознание, отношение, действие.

Процесс формирования толерантности у будущего специалиста-менед-жера основывается на четырех вышеуказанных стадиях и включает в себя несколько этапов изменения поведения: мотивация, рациональность поступ -ков, эффективность отношения, результативно-оценочный. На каждой стадии формирования и развития толерантности специалиста предлагаются студентам различные упражнения, ситуации, тесты, игры, совместное рас-

смотрение критериев личностного роста и профессионального развития. Данный семинар-тренинг проводится в течение учебного года (семестра) в рамках обязательных и общепрофессиональных дисциплин «Правоведение», «Коммерческое и трудовое право» для вышеуказанных специальностей, в процессе лекций, семинаров, практических занятий, или части их.

Целью проводимого семинара-тренинга является формирование и развитие толерантного отношения студентов, будущих специалистов-ме-неджеров, к своей профессиональной деятельности, корпоративным интересам, подчиненным сотрудникам и коллегам по работе, а так же выработка профессиональных свойств и качеств личности. Данная цель реализуется конкретными задачами.

Во-первых, развитие ориентированности на личностную модель взаимодействия с сотрудниками в производственной сфере за счет задействования механизмов принятия (понимания, сотрудничества, диалога, согласования) и терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль).

Во-вторых, оптимизация отношения с окружающими в части реализации поставленных производственных задач на морально-этической, психологопедагогической и правовой основе.

В третьих, развитие профессиональной позитивности и закрепление в личности основных принципов, качеств и свойств для профессиональной самореализации.

Содержание семинара-тренинга состоит из двух взаимосвязанных между собой тематических блоков (рис. 1.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый блок - теоретический, он посвящен ознакомлению студентов с основами истории, психологии и педагогики толерантности и ориентирован на повышение познавательного уровня. Он содержит краткий экскурс в историю человеческой мысли и отражает богатейшее наследие в различных областях знаний. При проведении тренинга-семинара нами в основном использовались историко-правовые, морально-этические, философско-правовые идеи греческих философов, русских мыслителей, русских ученых правоведов: Л. Н. Толстого [10], И. А. Ильина [11], Н. А. Бердяева, Л. Н. Гумилева, В. С. Соловьева [12], Л. И. Петражицкого [14].

На лекционных и семинарских занятия по дисциплине «Правоведение» теоретический блок применяется практически во всех темах вышеуказанной учебной дисциплины, но особо актуален в таких темах как «Право в системе социальных норм», «Правовое сознание и правовое воспитание», «Правовая культура», «Правомерное поведение и правонарушение» и др. Задачей теоретического блока является подготовка студентов к тому, чтобы несколько по-иному посмотреть на себя как личность и будущего профессионала в своей дальнейшей деятельности, на свои отношения с преподавателями, сокурсниками, родителями, внутренне подготовиться к принятию новых жизненных и профессиональных позиций. Данный теоретический блок

в значительной степени реализует первые стадии модели семинара-тренинга - понятия и осознание толерантности.

Второй блок - практический, состоит из двух частей. Первая часть в значительной степени реализует стадии - осознание и отношение, поскольку предлагаемые упражнения, ситуации, игры настраивают студента на систему эффективных оценочных процессов изменений происходящих в сознании. При более детальном, глубинном исследовании себя, увеличении истока новой информации: знаний, происходящих внутренних эмоциональных изменений, приобретение каких-либо умений и перерастание их в навыки -наблюдаются некоторые личностные изменения.

При развитии толерантности у студента решающую роль играет проявление личностного волевого умения, способного поддержать собственное «Я» и подкрепить его в направлении движения к конструктивным личностным изменениям, проявить выдержку, самообладание, быть терпеливым, выносливым, когда осознается, что через разовое усилие цели не достичь. Значительную помощь на данной стадии оказывает преподаватель, ведущий семинар-тренинг, поддерживающий конструктивное, позитивное поведение участников-студентов игровой ситуацией, шуткой, подбадривающей репликой. В данную часть нами включены: упражнения, задания, игры на осознание сильных и слабых сторон своей личности, своих переживаний, мыслей, привычных способов поведения, которые приведены ниже. Студент, работая с заданиями, предложенными преподавателем, не только глубже осознает собственное «Я», но и учится путем формирования собственных отношений к другим людям определять мотивацию действий, рациональность поступков.

Вторая часть практического блока направлена на формирование профессиональной толерантности у студентов: развитие терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль), развитие принятия (понимание, диалог), совершение профессиональных действий (согласованность, приказ, оценка результатов деятельности и т. д.) В этой части основной упор делается на тесты, упражнения, ситуации из профессиональной, предпринимательской, управленческой деятельности, которые позволяют сделать анализ толерантных отношений, действий в производственной сфере, представить нестандартную ситуацию и разрешить ее с помощью психолого-педагогических приемов имеющихся в арсенале толерантности. Различные упражнения и ситуации применяемые во второй части практического блока способствуют осмыслению студентом особого характера и специфики будущей профессиональной ситуации сопровождающейся процессами обратной связи с другими участниками.

Семинар-тренинг обеспечивает формирование толерантного отношения к окружающей среде и будущим профессиональным отношениям, актуализируется личностная эффективность студентов, происходит смена форм

Рис. 1. Структура семинара-тренинга по выработке толерантности у студентов

мышления и осознание происходящих событий, оптимизируется творческая деятельность направленная на углубление профессиональных навыков и создание продуктивного результата.

В основу изучения формирования толерантности у студентов легли результаты итогового среза формирующего эксперимента. Итоговый срез проводился в 2005/06 учеб. г. (с сентября 2005 по май 2006 г.). В эксперименте приняли участие 69 человек (гр. 01ЭМ-25; 03ПВ-17; 03ПЭ-27) экспериментальной группы и 65 человек (02ЭМв-26; 03ПВв-15; 03ПЭв-24) контрольной группы. Исследование уровней состояния и сформированности толерантности в экспериментальной и контрольной группах отражено в таблице.

Уровень состояния и сформированности толерантности у студентов

Экспериментальна я группа Контрольная группа

до (%) после (%) до (%) после (%)

Теоретич. блок (понятие, виды толерантности, историч., моральн. и др. формы толерантности) 6 71 1 55

Первая часть практического блока (формирование, осознания и отношения к себе и окружающем людям, объектам, явлениям и т. д.) 71 74 55 62

Вторая часть практического блока (профессиональная толерантность, оценка результатов проф. деятельности, система проф. взаимодействия) 74 82 62 69

В начале семинара-тренинга был произведен первичный опрос о знании и понимании сущности толерантности. Лишь 6% экспериментальной группы имели весьма отдаленное представление о толерантности. Контрольная группа старше по возрасту практически не знакома с данным понятием. Поэтому в теоретическом блоке, который условно был разделен нами на две части, проводилась дифференциация понятия толерантности. В первой части теоретического блока давалось определение толерантности, определялись виды и формы толерантного отношения субъекта в социальной, политической, моральной сферах деятельности человека и общества. Во второй части теоретического блока определялся исторический, психологический, правовой, педагогический ракурс толерантности с приведением примеров и определении фактических результатов. После проведения теоретического блока картина существенно изменилась, но возникли некоторые нюансы, значительно изменившие показания исследования (рис. 2.) Экспериментальная группа, которая глубоко и обстоятельно занялась вопросом познания толерантности, открыла для себя новые перспективы социальных и личностных отношений, придав толерантности личностную форму. В контрольной группе теоретический блок был представлен в ознакомительной форме, поэтому большая часть группы приняла к сведению информацию о толерантности, фактически не связывая ее с формами социальных и личностных отношений, поэтому первая часть практического блока в контрольной группе показала незначительную долю увеличения толерантных отношений, считая их не совсем адекватными в условиях агрессивной, по их мнению, социальной, общественной и экономической среды. Экспериментальная группа более детально и конкретно рассмотрев упражнения, игры, задания первой части практического блока, на основе проводимого опороса, пришла к выводу об интеграции толерантности в социальную среду, которая приведет к

интерактивности и динамике социальных и межличностных отношений, позитивным социокультурным сдвигам. Вторая часть практического блока в экспериментальной группе выявила стремление участников строить свои профессиональные отношения на творческой основе с учетом интересов трудового коллектива и производственной фирмы, но без шаблонов и сложившихся стереотипов. Терпимое отношение в профессиональной среде рассматривается как залог успеха в достижении поставленной цели. В контрольной группе профессиональная толерантность, во второй части практического блока, лишь обозначилась как элемент производственных отношений, поэтому участники группы указывают на единичные формы проявления толерантности в зависимости от сложности ситуации.

Данные результаты показывают значительное увеличение позиции толерантности в различных формах производственных, профессиональных отношений, включая социальную среду Кроме того существенно изменился внутриличностный профиль в группах: заметно увеличилась степень общительности, эмоциональной устойчивости, уравновешенности, доброжелательности, наблюдаются значительные сдвиги в оптимизации взаимоотношений с собой и окружением участвующих. Выводы о действенности проведения занятий явно видны в контрольной и экспериментальных группах отраженных на рис. 2.

- Экспериментальная группа

Контрольная группа

г~

Теоретический блок Практический блок Рис. 2. Результаты возрастания уровней толерантности у участников эксперимента

Формирование и воспитание толерантности одна из самых сложных педагогических проблем, требующая не только отличной профессиональной подготовки преподавателя, но и готовности самих воспитуемых принимать новые принципы бытия, отношений, которые раньше не являлись смыслом и системой их существования. Воспитывать нравственно-гуманные начала, толерантные формы и виды поведения у студентов, уже сложившихся как личности, сложная задача, но решение, ее весьма актуально в постоянно изменяющейся производственной, профессиональной среде.

Таким образом, нами был проведен источниковый анализ понятия толерантности, рассмотрены различные виды толерантного отношения и поведения субъекта. Введено в научный оборот новое понятие и определение -профессиональная толерантность. Были сформулированы и проработаны принципы толерантности, которые, на наш взгляд, отражают весь спектр возможностей субъекта по реализации общепринятых, а также личностных принципов, норм морали, гуманитарно-нравственных критериев в социальной сфере и профессиональной деятельности. На основе принципов толерантности были разработаны методы воспитания толерантности у студентов, включая формирования профессиональной толерантности. Разработана методика воспитания толерантности у студентов - будущих менеджеров на основе семинара-тренинга, включающая в себя модель, состоящую из четырех стадий (понятие, осознание, отношение, действие), этапов сформированного поведения и двух блоков - теоретического и практического.

Библиографический список

1. Зимбули, А. Е. Почему терпимость и какая терпимость? / А. Е. Зимбулин // Вестник СПбГУ. - 1996. - № 3. - С. 23-27.

2. Асмолов, А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа / А. Г. Асмо-лов // Толерантность в общественном сознание России. - М., 1998.

3. Бондырева, С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов, Д. В. Колесов. - М., 2003. - 5 с.

4. Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. - М., 2000.

5. Толерантность: Материалы региональной научно-практической конференции. - Якутск. 1994. - 40 с.

6. Абульханова - Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова - Славская. - М., 1980.

7. Петровский, А. В. Проблемы общей психологии / А. В. Петровский. М., 1976.

8. Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М., 1983.

9. Ситаров, В. А. Психология и педагогика ненасилия / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. - М., 1997.

10. Толстой, Л. Н. Путь жизни / Л. Н.Толстой. - М., 1993.

11. Ильин, И. А. Собрание сочинений / И. А. Ильин. -М. - Т. 3. - 1994.

12. Смысл жизни: Сокровищница русской религиозно-философской мысли. Антология. М., 1994.

13. Крывелев, И. Л. История религии: очерки / И. Л. Крывелев: В 2 т. - М., 1988.

14. Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л. И. Петражицкий. - СПб. - Т. 2. - 1907.

15. Щуркова, Н. Е. Профессиональное обеспечение ценностноориентированного воспитания // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - N° 4. - С. 139 - 147

УДК 341

В. С. Токарев

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Анализ исследований в области гуманитарных наук позволяет нам сделать вывод о том, что ответственность - явление многоаспектное, в силу чего его изучение необходимо проводить на междисциплинарном уровне.

Этимология термина ответственность указывает, во-первых, что это слово появилось в русском языке сравнительно недавно; во-вторых, что оно имеет корни в слове вещать, которое восходит к старославянскому вече, и означает совет, уговор, согласие; в-третьих, что данный термин в отечественной энциклопедической литературе рассматривается в контексте культуры русского народа, и чаще понимается как: необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках. В этой связи быть ответственным - значит: обладать правами и обязанностями, в какой-либо сфере, иметь высокоразвитое чувство долга, ревностно относиться к своим обязанностям; в-четвертых, за исключением отдельных оттенков в английском, немецком и французском языках его трактовка связывается с исполнением обязанности, долга, с необходимостью отчитываться за свои поступки [2, с. 13]. Философское понимание ответственности отражает объективный, исторический конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом, выражает социальные и морально-правовые отношения личности к сообществу, которые характеризуются выполнением своего нравственного долга и правовых норм [1].

В этике ответственность определяется как категория, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом, степени участия личности в совершенствовании общественных отношений [16].

В юриспруденции содержание понятия ответственность зависит от того раздела права, в котором она используется (уголовная, дисциплинарная, долевая, материальная, административная, гражданская). Ближе к нам гражданская ответственность, которая понимается как установленные юридичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.