Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования толератности студентов СПО в современных условиях'

Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования толератности студентов СПО в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТУДЕНТ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНВАЛИД / ТОЛЕРАНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' TOLERANCE / TOLERANCE / STUDENT / COMMUNICATIVE TOLERANCE / PHYSIOLOGICAL TOLERANCE / DISABLED PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадчин И.В., Серебренникова Е.А.

В статье рассматривается перечень вопросов, посвященных проблеме формирования толерантности студентов в современных социально-экономических условиях развития среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF TOLERANCE FORMATION OF STUDENTS SVE IN THE CURRENT CONDITIONS

The article deals with questions devoted to the problem of tolerance formation of students in the current socio-economic conditions of the development of vocational education.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования толератности студентов СПО в современных условиях»

УДК 377+159.922.8 И. В. Шадчин, зав. лабораторией Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru Е. А. Серебренникова, зам. директора Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, e-mail: lena-77@74.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАТНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматривается перечень вопросов, посвященных проблеме формирования толерантности студентов в современных социально-экономических условиях развития среднего профессионального образования.

Ключевые слова: толерантность, студент, коммуникативная толерантность, физиологическая толерантность, инвалид, толерантность студентов.

Коренные изменения социальной, экономической и политической ситуации в мире, ознаменовавшие начало XXI века, повлекли за собой изменения в требованиях, которые предъявляет общество к современному студенту СПО, а также острые проблемы в сфере коммуникативного взаимодействия в широком социальном контексте.

Толерантность сегодня является одной из базовых составляющих личности современного студента, поскольку от его готовности жить и конструктивно действовать в многообразном мире зависит будущее как отдельного человека, так и всего социума. Проблема толерантности была актуальна всегда, но в последние годы приобрела особую значимость. Становится привычным наблюдать проявления жестокости, необоснованной грубости, подозрительности и враждебности как в обществе в целом, так и в молодежной среде. Нетерпимость к вариативным проявлениям «инаковости», пренебрежительное отношение социума к людям с ограниченными возможностями здоровья, участившиеся акты насилия являются непременным атрибутом повседневной жизни.

Реформирование системы профессионального образования, провозглашение принципов гуманизма, индивидуализации обучения и личностное развитие — данные факторы обратили внимание исследователей на изучение феномена толерантности в психолого-педагогическом аспекте.

В качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп выступает толерантность,

зафиксированная в «Декларации принципов толерантности» в ноябре 1995 г. государствами — членами «ЮНЕСКО», включая и Россию. В документе указано, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» [1]. Как отмечается в работе А. Ф. Корниенко, «...при таком определении толерантность не предполагает наличие терпимости. Понимание, уважение и принятие основаны исключительно на положительных отношениях к другому, которые не надо терпеть» [2, с. 85]. Развитие современного гуманного общества невозможно без повышения уровня толерантности в сфере коммуникации.

Толерантность не имеет однозначного определения и понимается в научных дисциплинах по-разному: как активная форма отношения к миру, как приспособительная функция организма, как эквивалентность и мера различаемо-сти, как нравственная сдержанность, как терпимость, эмоциональная устойчивость [3].

Понятие «толерантность» восходит к латинскому глаголу «tolero» — «нести», «держать», «терпеть». Попытки этимологического анализа термина показывают широкий спектр значений этого слова с использованием его в различных контекстах. Разными народами данный термин понимается неодинаково, что определено их историческим опытом. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Французы этот термин трактуют как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных

взглядов». В русском языке толерантность означает «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [4].

М. В. Золотухин в работе «Две концепции толерантности» определяет философский смысл толерантности в признании и учете в деятельности многомерности общественного бытия. Толерантность, по мнению ученого, является, с одной стороны, нравственным принципом, регулирующим деятельность человека, формирующим особый тип мировоззрения, а с другой — это практический инструмент, позволяющий эффективно разрешать противоречия и конфликты [5].

А. Г. Асмолов выделяет четыре аспекта исследований данного феномена: филогенетический, социогенетический, педагогический и толерантность в индивидуальном развитии каждого человека. В содержании понятия «толерантность» он выделяет три основных аспекта: один связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, другой — с терпимостью, третий — с допуском, допустимостью, допустимым отклонением. По его мнению, наиболее емким является понимание толерантности как устойчивости к конфликтам, в отличие от суженной и вызывающей недоразумения интерпретации ее как терпимости [6].

Г. У. Солдатова отмечает, что толерантность — это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром. Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или инто-лерантно может стать устойчивой тенденцией личности [7].

Как пишет С. К. Бондырева, «в основании толерантности лежит или отсутствие оснований для негативной реакции, или сдерживание себя индивидом (торможение им своих побуждений)» [8, с. 7]. Исследователь выделяет два вида толерантности: естественную толерантность — при отсутствии оснований для негативной реакции, а также проблемную толерантность — толерантность несмотря на наличие оснований для нее.

На наш взгляд, наиболее полно психолого-педагогический смысл понятия «толерантность» как личностного феномена представлен

в дефиниции, предложенной М. С. Мацковским. По его мнению, толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения [9, с. 42].

В наше время для будущих выпускников учреждений среднего профессионального образования особую значимость приобретают умения вести дискуссию, понимать партнера по общению, коммуникативная толерантность.

Вслед за Л. А. Николаевой под коммуникативной толерантностью будем понимать способность человека к достижению в коммуникационном поле согласия ненасильственными способами и методами. Коммуникативная толерантность — свойство личности, актуализирующееся в ситуациях расхождения во взглядах, оценках, верованиях, поведении людей. Коммуникативная интолерантность заключается в отстаивании своей позиции, негативной оценке чужого мнения, решении проблемы с позиции властных отношений [10, с. 55].

Ю. И. Грачева раскрывает понятие «толерантность студента» как личностное образования в единстве когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих, которые являются предпосылкой для становления толерантности как личностного качества или того «системообразующего фактора», который предопределяет и интегрирует действие всех иных «периферийных» составляющих толерантности.

По мнению ученого, содержание когнитивной составляющей толерантности студента образуют знания существующих между людьми различий группового и индивидуального уровней, требующих правильного понимания и терпимого отношения; знание о принципиальном равенстве всех членов общества перед законом и их обладании равными правами.

Содержание эмоциональной составляющей толерантности студента включает эмпатия, или аттракция, под которой подразумевают понимание эмоциональных состояний другого человека, постижение его чувств и сопереживание им, а также эмоционально-позитивный ответ на переживания.

Содержание поведенческой составляющей толерантности образуют: умение ненасильственного взаимодействия через убедительную аргументацию своей позиции или понимания и полного или частичного согласия с позицией

другого человека, умение устанавливать отношения сотрудничества и вступать в диалогическое взаимодействие.

Личностный компонент толерантности студента включает ценностно-смысловую систему, в которой центральное место занимает ценность человека как такового, ценности прав и свобод человека и равноправия людей по отношению к выбору мировоззрения и жизненной позиции, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком [11].

Студенческий возраст, по утверждению Е. А. Пугачевой, выступает особым периодом решения проблемы развития толерантных характеристик человека и является наиболее сен-зитивным периодом нравственного созревания, во время которого происходит дальнейшее становление самосознания и мировоззрения обучающегося, самооценка и представление о себе самом, отмечается максимальная направленность на окружающий мир, так как для юношеского возраста свойственны активное потребление культуры, относительная экономическая самостоятельность, развитие познавательной мотивации, повышенная потребность в коммуникации, социальная активность [12].

В связи с повсеместным внедрением идей инклюзивного образования в педагогическую практику учреждений среднего профессионального образования особенно актуальным является рассмотрение проблемы формирования физиологической толерантности студентов СПО.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивного образования», под которым подразумевается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [13].

Физиологическая толерантность — отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т. д.

Сам термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества к инвалиду как к социально бесполезной категории. Инвалидов в современном студенческом обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие тактичны, но, как правило, пассивны, третьи, и их меньше всего, активны и сострадательны.

Нередко люди с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с таким явлением, как стигматизация (от греч. клеймо) — это про-

цесс выделения, или «клеймения», индивидов, навешивание социальных ярлыков на основании некоторых внешне обозначенных, символически выраженных признаков [14]. Стигма инвалидности связана с чувствами стыда и неполноценности. Дестигматизация способствует освобождению от негативных эмоций, порожденных мифическими причинами, является условием преодоления социальной изоляции и адаптации к новым обстоятельствам жизни. Инвалидность не должна восприниматься как болезнь и становиться преградой для человека в реализации его потенциала.

Большинство имеющихся исследований посвящены процессу формирования толерантности студентов через: 1) проведение тренинговых упражнений, 2) развитие толерантного сознания личности, формирование мотивационно-цен-ностного отношения студентов посредством бесед, семинаров. Например, И. Б. Резникова выделяет следующие условия формирования толерантного сознания: 1) формирование моти-вационно-ценностного отношения у студентов; 2) соотнесение полученного опыта, навыков, установок толерантного взаимодействия с реальными социальными ситуациями на практике через их включение в создание проблемных ситуаций; 3) тренинги [15, с. 6].

Ю. И. Грачева предлагает следующие условия, соблюдение которых, по ее мнению, позволяет воспитывать толерантность студента:

- формирование у студентов представлений о толерантности осуществляется в процессе организации их работы с текстами, выполнения усложняющихся по мере расширения категориальных структур их мышления и обогащения его форм (монологичная и диалогичная) заданий;

- развитие у студентов эффектов со-понимания и со-чувствия осуществляется через использование преподавателем спонтанно возникающего или преднамеренно создаваемого контекста взаимодействия субъектов с различными взглядами, идеалами, ценностями;

- формирование у студентов опыта реализации бесконфликтного и ненасильственного взаимодействия, согласования различных позиций, диалогического взаимодействия осуществляется на монологическом и диалогическом уровнях общения в рамках «движения» значений и смыслов в пространстве отношений между субъектами с различными взглядами, идеалами, ценностями [16].

На наш взгляд, данный подход к проблеме формирования толерантности студентов является эффективным в современных условиях развития профессионального образования.

Вместе с тем следует отметить, что единая четкая система и программа формирования толерантности у студентов СПО пока не разработана.

Предпринятый нами анализ выполненных в данном направлении исследований показал, что современные формы и методы профессионального образования в целом не ориентированы на развитие у будущих специалистов общей системы созидательного менталитета, толерантного мышления и поведения.

В настоящее время перед наукой стоит проблема изучения и выявления системы психолого-педагогических условий и средств формирования толерантности студентов в процессе их профессиональной подготовки.

Не менее важной проблемой, на наш взгляд, является выявление возможностей досуговой деятельности (студенческая самодеятельность, волонтерское движение и др.) как одного из благоприятных условий формирования толерантности студентов учреждений среднего профессионального образования.

С этой целью на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский многопрофильный колледж» с апреля 2012 г. действует экспериментальная площадка по формированию компетенций предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по специальностям технического профиля, в рамках которой совместно с муниципальным бюджетным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррек-ционной) школой-интернатом для детей с отклонениями в развитии VIII вида № 9 г. Челябинска реализуется проект «Волонтерское движение».

Библиографический список

Через взаимодействие со средой несоци-ализированных детей с отклонениями в развитии в волонтерах — будущих предпринимателях — развиваются (а у кого-то только закладываются) такие качества, как гуманизм, милосердие, толерантность, адекватность восприятия мира, активность, гражданская и социальная позиция.

Как известно, досуговая среда является благотворной для неформального, добровольного взаимного общения, принятия людей друг другом, несмотря на их расовые, культурные, физиологические, религиозные и другие различия. Необходимо в комплексе учитывать все стороны взаимодействия в студенческой среде: учебно-воспитательную, досуговую и иную деятельность для выработки оптимальных принципов формирования толерантности студентов учреждений среднего профессионального образования.

Поливекторность взглядов на исследуемую проблематику подчеркивает ее сложность и многоаспектность. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость дальнейших кроскультурных ретроспективно-компаративных исследований, связанных, в частности, с определением роли учреждений среднего профессионального образования в стимулировании мотивации студентов к построению толерантных отношений с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а также выявлением наиболее значимых социально-педагогических факторов, влияющих на формирование умений и навыков толерантного поведения студентов в конфликтных ситуациях.

1. Декларация принципов толерантности [Текст] // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. — 1995. — № 2.

2. Батурина, О. С. Соотношение понятий «толерантность» и «терпимость» [Текст] / О. С. Батурина, А. Ф. Корниенко // Психология — будущему России : материалы IV Всерос. съезда РПО (18-21 сент. 2007 г.). — М. ; Ростов-на-Дону : Кредо, 2007. — Т. 1. — С. 84-85.

3. Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности [Текст] / Е. Ю. Клепцова. — М. : Академический проект, 2007. — 176 с.

4. Хацкевич, Ю. Г. Новейший словарь иностранных слов и выражений [Текст] / Ю. Г. Хац-кевич. — М. : АСТ, 2007. — 976 с.

5. Золотухин, В. М. Две концепции толерантности [Текст] / В. М. Золотухин. — М. : Смысл, 1999. — 163 с.

6. На пути к толерантному сознанию [Текст]/ отв. ред. А. Г. Асмолов. — М. : Смысл, 2000. — 195 с.

7. Солдатова, Г. У. Толерантность и согласие [Текст] / Г. У. Солдатова. — М. : Владис, 2007. — 215 с.

8. Бондырева, С. К. Толерантность (введение в проблему) [Текст] / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М. : МОДЭК, 2003. — 240 с.

9. Мацковский, М. С. Толерантность как объект социологического исследования [Текст] / М. С. Мацковский // Межкультурный диалог : исследования и практика / под ред. Г. У. Солда-товой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютой. — М. : Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.

10. Николаева, Л. А. Формирование коммуникативной толерантности студентов будущих юристов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Николаева. — Кемерово, 2007. — 208 с.

11. Грачева, Ю. И. Толерантность как личностное качество студента [Текст] / Ю. И. Грачева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2008. — № 2. — С. 109-113.

12. Пугачева, Е. А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Пугачева. — Нижний Новгород, 2008. — 251 с.

13. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон : принят Гос. Думой 29 дек. 2012 г.

14. Липай, Т. П. Стигматизация в практике общеобразовательных школ [Текст] // Социс. — 2009. — № 5.

15. Резникова, И. Б. Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона [Текст] : монография / И. Б. Резникова. — Владикавказ, 2007. — 158 с.

16. Грачева, Ю. И. Воспитание толерантности студентов в учебно-воспитательном процессе технического вуза [Текст] :_дис. ... канд. пед. наук / Ю. И. Грачева. — Самара, 2009. — 211 с.

УДК 001+378 И. В. Шадчин, зав. лабораторией Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается генезис проблемы формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности в истории профессионального образования. Обосновывается актуальность данной проблемы в современных условиях развития системы высшего образования в России.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, студент, высшее образование, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности.

Современная ситуация социально-экономического развития российского общества выдвигает особые требования к подготовке выпускников вузов. Востребованным становится умение специалистов успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям в области сложных видов профессиональной деятельности, проявлять творческие способности, готовность самостоятельно координировать свою профессиональную деятельность с учетом динамичных запросов рынка труда.

В связи с этим перед вузами в качестве одной из приоритетных стоит задача подготовки бакалавров и магистров, способных на высоком профессиональном уровне осуществлять научно-исследовательскую деятельность.

Одним из ключевых аспектов решения данной задачи является анализ проблемы формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности в истории высшего образования.

Под готовностью студентов к научно-исследовательской деятельности мы будем понимать личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее мотивационно-ценностное отношение к этой деятельности, систему методологических знаний, исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении возникающих профессионально-педагогических задач.

Проведенный анализ научной литературы показывает, что данная проблематика не нова, однако и по сей день не теряет своей актуальности и остроты.

На основании анализа философской, психологической и педагогической литературы можно выделить основные этапы становления понятия «готовность студентов к научно-исследовательской деятельности» и проследить возможные подходы к его пониманию в истории высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.