Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ проблемы формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности'

Ретроспективный анализ проблемы формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RESEARCH ACTIVITY / STUDENT / HIGHER EDUCATION / THE READINESS OF STUDENTS TO RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадчин И. В.

В статье рассматривается генезис проблемы формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности в истории профессионального образования. Обосновывается актуальность данной проблемы в современных условиях развития системы высшего образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шадчин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF PROBLEMS OF FORMATION OF READINESS TO STUDENTS OF RESEARCH ACTIVITIES

The article discusses the genesis of the problem of formation of readiness of students to research in the history of professional education. The actuality of this problem is substantiated in modern conditions of development of higher education in Russia.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ проблемы формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности»

10. Николаева, Л. А. Формирование коммуникативной толерантности студентов будущих юристов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Николаева. — Кемерово, 2007. — 208 с.

11. Грачева, Ю. И. Толерантность как личностное качество студента [Текст] / Ю. И. Грачева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2008. — № 2. — С. 109-113.

12. Пугачева, Е. А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Пугачева. — Нижний Новгород, 2008. — 251 с.

13. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон : принят Гос. Думой 29 дек. 2012 г.

14. Липай, Т. П. Стигматизация в практике общеобразовательных школ [Текст] // Социс. — 2009. — № 5.

15. Резникова, И. Б. Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона [Текст] : монография / И. Б. Резникова. — Владикавказ, 2007. — 158 с.

16. Грачева, Ю. И. Воспитание толерантности студентов в учебно-воспитательном процессе технического вуза [Текст] :_дис. ... канд. пед. наук / Ю. И. Грачева. — Самара, 2009. — 211 с.

УДК 001+378 И. В. Шадчин, зав. лабораторией Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается генезис проблемы формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности в истории профессионального образования. Обосновывается актуальность данной проблемы в современных условиях развития системы высшего образования в России.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, студент, высшее образование, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности.

Современная ситуация социально-экономического развития российского общества выдвигает особые требования к подготовке выпускников вузов. Востребованным становится умение специалистов успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям в области сложных видов профессиональной деятельности, проявлять творческие способности, готовность самостоятельно координировать свою профессиональную деятельность с учетом динамичных запросов рынка труда.

В связи с этим перед вузами в качестве одной из приоритетных стоит задача подготовки бакалавров и магистров, способных на высоком профессиональном уровне осуществлять научно-исследовательскую деятельность.

Одним из ключевых аспектов решения данной задачи является анализ проблемы формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности в истории высшего образования.

Под готовностью студентов к научно-исследовательской деятельности мы будем понимать личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее мотивационно-ценностное отношение к этой деятельности, систему методологических знаний, исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении возникающих профессионально-педагогических задач.

Проведенный анализ научной литературы показывает, что данная проблематика не нова, однако и по сей день не теряет своей актуальности и остроты.

На основании анализа философской, психологической и педагогической литературы можно выделить основные этапы становления понятия «готовность студентов к научно-исследовательской деятельности» и проследить возможные подходы к его пониманию в истории высшего образования.

И хотя ранее термин «готовность студентов к научно-исследовательской деятельности» не употреблялся, но процессы, происходящие в высшей школе со времен зарождения высшего образования по настоящее время, оказались базовыми для формирования современного понимания данного термина в рамках философской и психолого-педагогической мысли.

Прообразы высших учебных заведений существовали еще в Древней Греции. Это Пифагорейский союз — закрытое объединение послушников и математиков (VI век до н. э.); философская школа Платона в Древней Греции, которая получила название «Академия» (IV век до н. э.); Ликей Аристотеля, где особое внимание уделялось наукам о природе (философии, физике, математике и др.) [1].

Идея профессиональной подготовки к научно-исследовательской деятельности в то время выражена в формуле «уча — учиться». Это была форма жизнедеятельности, при которой учитель и ученик были «взаимопереходящей» парой, так как сегодняшний ученик завтра становился учителем. Существенную роль сыграли идеи античных философов (прежде всего Аристотеля) в появлении схоластики, которая определила развитие педагогики раннего Средневековья. Многие методы обучения, применяемые в средневековых университетах, направленные на активизацию научно-исследовательской деятельности студентов, стимулирование к научному поиску, востребованы и в настоящее время [2].

Конец средневековья, характеризующийся бурным развитием естественных наук, предопределил изменение содержания университетского образования в сторону его дифференциации, отказа от обобщенных, гуманитарных, духовных знаний. Аспект «логической непротиворечивости» возобладал над «искренним духовным усилием» [3].

Период доклассического университета охватывает все средневековье и раннее новое время. Образом, позволяющим представить себе устройство и цели доклассического университета, служит «цех ученых». Важным правом, которое получили университеты, было беспрепятственное передвижение их членов по территории Европы, что послужило причиной формирования уникального «академического пространства», не знавшего границ отдельных стран.

В России настоящее высшее образование появилось в ХVШ в., но идея необходимости создания университета возникла раньше. Участившиеся связи с европейскими странами привели правителей страны к выводу о желательности

открытия университета в России. Надо подчеркнуть, что в России вопрос о создании университетов ставился властью, т. е. решался сверху, а не возникал из потребностей общества. Впервые реальные шаги в этом направлении были сделаны Борисом Годуновым, который в 1600 г. отправил в Германию Иоанна Крамера с целью отыскать там и привезти в Москву профессоров. Однако резкое противодействие духовенства заставило отказаться от этой затеи. Несомненно, запоздание с открытием университетов обошлось России слишком дорого, стало одной из причин ее общей отсталости от Европы.

По Велению Петра I 28 января 1724 г. создается Российская академия наук и Петербургский университет. Петр, как никто другой, понимал, что для ускоренного развития всех сфер жизни империи нужны широко образованные, творчески мыслящие «государственные мужи».

Ведущими идеями как российского, так и европейского университетского образования того времени были утверждения, что беспристрастное научное исследование и поиски истины наряду с обучением являются основными функциями университета. А также, что истинный профессор должен быть и педагогом, и исследователем.

С самого начала университетское образование в России строилось на двух основных принципах: сочетании профессиональной и разносторонней общей подготовки студентов и объединении в единый организм науки и подготовки кадров [4, с. 18].

Кроме того, в контексте темы нашего исследования необходимо отметить, что в основу системы обучения российских университетов были положены «немецкие» подходы (жесткие и обязательные программы, непременное посещение студентами всех курсов лекций и других видов занятий), важной особенностью организации учебного процесса в университетах России является применение таких методов преподавания, как наблюдение, опыт, эксперимент, наглядность обучения, что способствовало более прочному усвоению учебного материала и содействовало образованию у студентов навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Направленность на профессиональное самоопределение и самообразование была характерной особенностью университетского образования России с самого его зарождения. Оно было пронизано идеями В. Г. Белинского, А. И. Герцена, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского. На условиях самоуправления создавались всевоз-

можные научные общества, а также корпорации, регламентирующие студенческую жизнь в университете. Несомненно, это содействовало формированию творческих, широко мыслящих личностей, подлинных субъектов своей научно-исследовательской деятельности [5].

За последнее столетие в развитии системы научной деятельности студентов можно выделить несколько периодов, каждый из которых характеризуется существенными изменениями в условиях функционирования системы.

Первый период охватывает вторую половину XIX — начало XX в. В это время зафиксировано появление первых студенческих научных кружков возникших и действовавших на базе московского высшего технического училища под руководством выдающегося ученого, академика Н. Е. Жуковского [6].

Это обусловлено тем, что в высших специализированных учебных заведениях занятия были поставлены лучше, чем в университетах, так как они проводились в лабораториях, мастерских, что способствовало рациональному сочетанию научной и инженерной подготовки учащихся.

Второй период начался в 1920-х гг. и продлился до 1933 г В начале 1920-х гг. перед вузами была поставлена задача организации подготовки массового работника-специалиста и научного работника-исследователя, при которой научная работа студентов рассматривалась как средство повышения и углубления полученных знаний. Наиболее массовой и распространенной формой стала кружковая работа. К началу 1930-х гг. выполнение научно-исследовательских работ студентами во внеучебное время стало рассматриваться как высшая форма самостоятельной работы.

Научно-исследовательская деятельность студентов дополнилась такими видами, как участие в конкурсах студенческих научных работ, выступлениях на студенческих научных конференциях. В основе данной деятельности лежало вышедшее в 1933 г. «Положение о научно-исследовательской работе вузов», подтвердившее особую роль научной деятельности как источника перспективного развития высшей школы [7].

Новый этап начался с утверждения в 1934 г. «Типового устава высшей школы Союза ССР», по которому вузы получали статус высших учебных и научных учреждений. В этот период начали создаваться первые студенческие научные общества, которые участвовали в организации научно-исследовательской деятельности

студентов, содействовали выявлению и подготовке возможных кандидатов для поступления в аспирантуру.

В 1938 г. было введено «Положение о производственной практике студентов вузов», где предписывалось включать исследовательские задания в производственную практику.

Определенный спад в развитии научно-исследовательской деятельности произошел по понятным причинам в годы Великой Отечественной войны, однако задача развития в студентах качеств самостоятельности в освоении профессиональных программ не была снята с повестки. Об этом свидетельствует утвержденное в 1944 г «Положение о научно-исследовательской работе в вузах», закрепившее их ориентацию на подготовку научных кадров и поддержку наиболее способных из обучающегося контингента студентов.

В связи с возникшей в 1944 г. задачей быстрейшего восстановления народного хозяйства на вузы была возложена задача подготовки высокоразвитых научных кадров. Она была закреплена в «Положении о научно-исследовательской работе в вузах», утвержденном в 1944 г.

Накопленный в довоенные годы и во время войны опыт позволил сравнительно быстро восстановить в вузах различные формы ведения научно-исследовательской деятельности студентов, продолжить их совершенствование, активизировать создание студенческих научных обществ.

Следующий этап начинается с утверждения в 1946 г Минвузом «Типового устава и положения о научном студенческом обществе». Они регламентировали деятельность студентов во внеучебное время. По данным документам, студенческие научные кружки являлись первичными организационными единицами студенческих научных обществ. Вводились новые формы организации научно-исследовательской деятельности: городские смотры научных работ студентов и студенческие конструкторские бюро. «Положении о научно-исследовательской работе студентов», утвержденное в 1953 г., свидетельствовало о признании научно-исследовательской работы органичной частью учебного процесса, а ее итоги должны были отражаться в ежегодных отчетах вузах [8].

На следующем этапе, начавшемся в 1958 г. благодаря принятию «Положения о Всесоюзном конкурсе на лучшую научную работу студентов», ежегодно проводился Всесоюзный конкурс на лучшую научную работу студентов вузов страны. В 1961 г Минвуз СССР утвердил новое

«Положение о научно-исследовательской работе студентов», по которому студенты всех форм обучения получили право участвовать в научно-исследовательской деятельности. В 1968 г. было принято «Положение о студенческих бюро различной специализации для упорядочения их деятельности». Главным методическим центром по постановке и руководству научно-исследовательской работы студентов являлся созданный в октябре 1968 г. Всесоюзный совет по научной работе студентов, деятельность которого регламентировалась положениями от 1969 г.

В 1970-х гг. научно-исследовательская работа начала распространяться и на летние месяцы. С 1973 г. ежегодно проводилась Всесоюзная олимпиада «Студент и научно-технический прогресс». В 1974 г. «Положение о научно-исследовательской работе студентов» было дополнено разграничением на выполняемую работу в учебном процессе и во внеучебное время.

Новый этап начинается с введения в 1979 г «Примерного типового комплексного плана организации научно-исследовательской работы студентов на весь период обучения». Он содержал перечень примерных мероприятий по основным разделам организации научно-исследовательской работы студентов с указанием рекомендуемых сроков и ответственных лиц за их выполнение. В этот период впервые были созданы комплексные творческие молодежные коллективы (КТМК) из студентов, аспирантов, молодых преподавателей, специалистов, которые действовали на основе «Типового положения по КТМК» от 1979 г. В 1981 г. в постановлении «О мерах по дальнейшему развитию научно-исследовательской работы студентов» указывалось на необходимость разработки конкретных комплексных планов организации научно-исследовательской деятельности и ее финансовом стимулировании. В 1987 г. был образован Всесоюзный координационный совет научно-технического творчества молодежи, который должен быть стать центром государственно-общественной системы руководства научно-исследовательской деятельностью студентов вузов [9].

Таким образом, вплоть до 1990-х гг. в вузах наблюдалась устойчивая положительная тенденция в развитии научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых. Прогресс рассматривался по разным параметрам: в постоянном обновлении организационных форм научно-исследовательской деятельности студентов и в совершенствовании управления этой деятельностью как в самом вузе, так и на

государственном уровне, в развитии материально-технической базы научных исследований в вузах и др.

В 1990-х гг. научно-исследовательские работы студентов стали исчезать из учебных планов и планов научной работы в вузах. Особенно сложным можно назвать положение высшей школы в 1993-1994-х гг. Наблюдался спад в научно-исследовательской деятельности студентов, так как в связи с политическими преобразованиями, происходящими в стране, и неустойчивым экономическим положением имело место ухудшение финансирования науки в вузе, потеря спроса на научно-технические разработки и значительное снижение цифр участия студентов в научно-исследовательской деятельности.

В 1993 г. в целях пресечения данной негативной тенденции было принято «Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации» об утверждении «Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации», где закреплялась обязательность осуществления в вузах научных исследований.

Для финансовой поддержки научной работы в вузах Госкомвуз России стал проводить конкурсы грантов, также им было принято решение о систематическом проведении Всероссийской студенческой олимпиады. В 1994 г. в целях развития научно-исследовательской работы студентов Госкомвуз утвердил следующие документы: «Положение об открытом конкурсе на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах», «Положение о научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях Госу -дарственного комитета Российской Федерации по высшему образованию» .

В этот период были разработаны межвузовские научные программы «Сохранение и развитие интеллектуального потенциала высшей школы России», «Университеты России». В 1996 г. Правительством Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» [10].

С этого момента начала складываться более благоприятная ситуация для развития системы и новых форм организации и поддержки научно-исследовательской деятельности студентов в современных условиях. Изменилось понимание смысла и назначения категории «научно-исследовательская деятельность студентов

в образовании». Из способа профессиональной ориентации молодежи в области науки и техники научно-исследовательская деятельность стала пониматься как средство развития личности студента. Также в образовательную систему удалось привлечь значительный кадровый потенциал из сферы науки.

Вместе с тем временная потеря государственной поддержки молодых кадров науки пагубно сказалась на развитии сложившейся еще в советское время общественно-государственной системы научно-исследовательской работы.

В этих условиях становятся особенно актуальными проблемы воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, разработка новых механизмов стимулирования и активизации научно-исследовательской деятельности студентов, дальнейшей оптимизации системы непрерывного образования «школа — вуз — аспирантура».

Присоединение России в 2003 г. к единой европейской зоне высшего образования (Болонский процесс) стимулировало новый этап решения проблемы. Целью высшего образования становится не только приобретение фундаментальных профессиональных знаний, но и формирование у студентов готовности к научно-исследовательской деятельности, к дальнейшему профессиональному и личностному росту, самореализации, актуализации творческого потенциала.

Отечественная система высшего образования переживает сегодня серьезные перемены. Они обусловлены меняющейся социокультур-

Библиографический список

ной ситуацией, ориентацией на общечеловеческие идеалы, реформированием всей системы образования, которую характеризует смена парадигм и образовательных технологий. Закономерно вытекающим из этого является пересмотр места и роли высшего образования в образовательной системе страны, идеи оптимизации его структуры и управления, формирования лич-ностно ориентированного педагогического процесса, его содержания, форм, методов и технологий.

В связи с этим особое значение приобретает изучение и переосмысление исторического опыта, поскольку накопленные положительные идеи прогрессивных педагогов прошлого, опыт деятельности высших учебных заведений и органов их управления позволит критически осмыслить и заимствовать передовой опыт для дальнейшего совершенствования системы образования.

Стратегия реформирования российского образования неразрывно связана с идеями гуманистической парадигмы, ориентированной на педагогическое содействие становлению готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, несмотря на наблюдающиеся в последнее десятилетие положительные сдвиги в профессиональной подготовке студентов к осуществлению научно-исследовательской деятельности, рассматриваемая проблематика не исчерпана полностью и требует дальнейшего комплексного изучения в рамках вариативных психолого-педагогических исследований.

1. Ладыжец, Н. С. Развитие идеи западного университета [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. С. Ладыжец. — Ижевск : УдГУ, 1991. — 84 с.

2. Анисимов, О. С. Научное и социокультурное значение рефлексивного движения в России [Текст] / О. С. Анисимов // Рефлексивные процессы и управление. — 2001. — № 1. — С. 6-33.

3. Леонтьева, В. Гуманистические перспективы образования [Текст] / В. Леонтьева // Высшее образование в России. — 1999. — № 4. — С. 33-38.

4. Белозенцев, Е. П. Русское образование : Уроки истории, идеи и принципы [Текст] / Е. П. Белозенцев // Alma mater. — 1994. — № 6. — С. 15-19.

5. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. В. Борцовская, А. А. Реан. — СПб. : Питер, 2001. — 304 с.

6. Макарова, Н. Студенческие корпорации первых российских университетов [Текст] / Н. Макарова // Высшее образование в России. —1999. — № 4. — С. 86-89.

7. Белая, Г. В. Теоретические основы университетского менеджмента [Текст] : учебник для вузов / Г. В. Белая. — М. : Юрайт, 2001. — 304 с.

8. Аврус, А. И. История российских университетов [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. И. Арвус. — М. : Обществ. науч. фонд, 2001. — 86 с.

9. Балашов, В. В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов [Текст] : учебник для вузов / В. В. Балашов. — М. : ГУУ, 2002. — 216 с.

10. Миронов, В. А. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов [Текст] : монография / В. А. Миронов. — Тверь : ТГТУ, 2004. — 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.