затрат.
Внедрение механизма центров финансовой ответственности позволяет повысить эффективность использования активов предприятия, обеспечить персональную ответственность руководителей подразделений.
Обеспечение эффективной взаимосвязи и взаимопроникновения финансового планирования и контроля позволяет заменить эпизодическое планирование на основе устаревших данных на регулярное планирование по отклонениям, основанное на достоверных оперативных данных, позволяющих оценивать эффективность работы по всем направлениям, выявлять проблемные участки и принимать своевременные корректирующие меры.
Список использованной литературы:
1. Режим доступа: http://bigc.ru/publications/other/finmanagement/ form_budg_predpr.php.
2. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/tekushhee_finansovoe_planirovanie/.
© Карпова Е.Н., Кяряклиев С.В., 2016
УДК 352.9
Коложвари Эдуард Сергеевич
канд. экон. наук, директор Института дополнительного бизнес-образования ЧОУ ВО «Сибирская академия финансов и банковского дела» (САФБД)
e-mail: [email protected] Глазычев Кирилл Александрович заместитель директора по финансам ИДБО САФБД, г. Новосибирск, РФ
e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УКРЕПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация
Рассматриваются принципы функционирования территориального общественного самоуправления и его роль в партнерстве власти и общества. Предлагаются меры в целях активации общественной инициативы, в том числе варианты финансирования ТОС.
Ключевые слова
Территориальное общественное самоуправление (ТОС), актив ТОС, взаимодействие власти и общественности, финансы ТОС, гранты, субсидии.
Социальное партнерство власти и населения является важнейшим институтом гражданского общества. «Деятельность по осуществлению территориального общественного самоуправления имеет большое значение для получения первичного опыта развития общественной активности населения в решении вопросов местного значения, оказания помощи органам местного самоуправления в реализации их полномочий, создания одного из каналов формирования институтов гражданского общества» [1].
Динамика развития территориального общественного самоуправления (ТОС), повышение значимости и качества решаемых им задач показывает, что ТОС становится полноценным партнером органов местного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления не входят в систему органов местного самоуправления и, следовательно, не являются органами, через которые осуществляется власть народа. Вместе с тем ТОС в силу его направленности на участие в реализации публичных интересов местного уровня
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
ТОС не может быть отнесено исключительно к формам общественной самоорганизации. Не являясь самостоятельным уровнем публичной власти, оно, тем не менее, признается одним из институтов местного самоуправления. По замыслу законодателя, на этом уровне не требуются инструменты публичного властного воздействия и правотворческие полномочия, а вполне достаточно механизмов самоорганизации населения. Определение оптимальных путей решения локальных проблем населения и добровольное исполнение жителями принимаемых на себя обязательств должны составлять основное содержание ТОС.
Однако ситуация меняется, и вопросам ТОС будет уделяться теперь больше внимания: в 2015 году первый зам. руководителя Администрации Президента, г-н Володин, призвал руководителей городов передавать часть функций органов местной власти социально ориентированным некоммерческим организациям. «Там, где они могут лучше выполнить работу, чем бюджетные учреждения, задействуйте некоммерческие организации», - сказал он [2]. Предложения по передаче функций властей разного уровня на местах поручено разработать Общественной палате РФ. Создана экспертная группа, для изучения опыта реформы местного самоуправления, в которую вошли главы 10 городов с разными моделями устройства власти, в том числе мэр Новосибирска Анатолий Локоть (избран прямым голосованием), сити-менеджер Калуги Константин Баранов, а также глава администрации Челябинска Евгений Тефтелев (в этом городе действует так называемая двухуровневая система, при которой городскую Думу формируют из состава районных) [2]. Серьезно чувствуется настрой на корректировку законодательства в области местного самоуправления.
Кроме того, нельзя не отметить возрастающую важность некоммерческих организаций, и ТОС в частности, в связывании деструктивной протестной активности населения, направлении ее в социально полезное русло.
Становится очевидно, что в ближайшее время мы увидим продолжение муниципальной реформы в части передачи ряда полномочий на уровень ТОС.
Деятельность ТОС охватывает практически все направления работы по месту жительства: благоустройство придомовых территорий и содержание жилья, формирование здорового образа жизни, защита и поддержка малоимущих слоев населения, работа с детьми из малообеспеченных и неблагополучных семей, содействие правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка, организация досуга жителей, реализация социально значимых проектов - вот далеко не полный перечень направлений работы по месту жительства актива ТОС.
Органы ТОС на своей территории могут играть разные роли или несколько ролей одновременно (см.
рисунок).
Роли и функции территориального общественного самоуправления
Активисты ТОС участвуют в формировании планов социально-экономического развития района, в разработке целевых программ через наказы депутатам всех уровней. В планы вносятся предложения органов
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
ТОС по ремонту внутриквартальных дорог, освещению улиц и благоустройству придомовых территорий, капитальному ремонту жилого фонда, инженерных коммуникаций, организации движения пассажирского транспорта. В последнее время представители ТОС стали обязательными участниками общественных слушаний по перспективам и комплексному плану развития района, внесению поправок в градостроительные планы, осуществляют общественный контроль за реализацией планов.
Ежегодно растет роль общественности в решении вопросов жилищно-коммунального хозяйства. Наряду с традиционными формами работы в данной сфере (субботники, рейды, обучение на семинарах по вопросам ЖКХ и т.д.) в последние годы актив ТОС принимает самое непосредственное участие в формировании и контроле за реализацией муниципальной программы по установке детских игровых площадок, ведомственных целевых программ по ремонту внутриквартальных территорий и по сносу аварийных деревьев.
В Новосибирске территориальное общественное самоуправление начало зарождаться с конца 1990-х гг. Более чем двадцатилетняя деятельность ТОС в городе подтверждает его жизнестойкость и необходимость данной формы самоорганизации граждан как наиболее гибкой и максимально приближенной к населению. Находясь в начальной стадии развития, ТОС наглядно продемонстрировали возможности населения в организации управления городским хозяйством и доказали свою роль в демократическом развитии народовластия [3].
Следует учитывать, что ТОС фактически являются основным звеном в работе системы Совета депутатов с наказами избирателей. Основные действия последнего времени (пятого созыва Совета депутатов г. Новосибирска) по повышение уровня и качества жизни новосибирцев, решение вопросов экономического, социального и культурного развития, безопасности жизнедеятельности населения связаны с функционированием системы ТОС. За этот период выполнено 1340 наказов на сумму около 6 млрд руб. (в год около 4 % бюджета города).
Нормативная правовая база по территориальному общественному самоуправлению и общественным объединениям в г. Новосибирске появилась несколько позже. Основные нормативные документы, используемые жителями Новосибирска при реализации своего права на организацию ТОС, приведены в таблице.
Общая характеристика правого статуса и задач территориального общественного
самоуправления в г. Новосибирске
Источник Определение\характеристика
Конституция Российской Федерации, ст. 12 В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти
Конституция Российской Федерации, ст. 130, п. 2 Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления
Устав города Новосибирска, статья 19 Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города Новосибирска (подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, иные территории проживания граждан) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения
Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 27 Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность
осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения
Постановление мэра г. Новосибирска от 29 октября 2004 г. № 1244 «О создании консультативного Совета по территориальному общественному самоуправлению города Новосибирска» Консультативный Совет по территориальному общественному самоуправлению города Новосибирска является постоянно действующим совещательным органом, созданным в целях повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления города Новосибирска, органов территориального общественного самоуправления города Новосибирска, жителей города Новосибирска по вопросам развития территориального общественного самоуправления в городе Новосибирске
Решение городского Совета г. Новосибирска от 19 апреля 2006 г. № 230 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Новосибирске» Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города Новосибирска для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения
Контроль за расходованием средств, выделяемых из бюджета г. Новосибирска для удовлетворения социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, осуществляется администрациями районов города, управлением общественных связей мэрии г. Новосибирска на основе взаимодействия с административными органами, управлением финансов и налоговой политики мэрии, контрольно-счетной палатой г. Новосибирска.
Средства из бюджета города органам ТОС выделяются на основании решения о бюджете города Новосибирска и сводной бюджетной росписи.
Развитие Новосибирска, обеспечение его социальной стабильности во многом зависит от активного включения в решение городских проблем творческого, интеллектуального, научного, культурного потенциала и инициативы жителей.
В настоящее время в Новосибирске действуют 129 органов ТОС, в деятельности которых активно участвует около 21 тысяч человек.
Для повышения эффективности взаимодействия мэрии Новосибирска с населением, некоммерческими организациями, органами ТОС с 2007 г. в городе действовала городская целевая программа «Взаимодействие мэрии города Новосибирска с общественными организациями, некоммерческими организациями, территориальными общественными самоуправлениями» на 2007-2010 гг. и на 2011-2013 гг. Постановлением мэрии Новосибирска от 23 декабря 2013 г. № 12132 утверждена ведомственная целевая программа «Муниципальная поддержка общественных инициатив и развития институтов гражданского общества» на 2014-2016 гг.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, вышеназванной программой, Порядком предоставления субсидий в сфере поддержки общественных инициатив физическим лицам - выборным лицам, активистам ТОС, постановлением мэрии г. Новосибирска от 9 января 2014 г. № 5, Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению субсидии в сфере поддержки общественных инициатив физическим лицам - выборным лицам, активистам ТОС, утвержденным постановление мэрии г. Новосибирска от 21 сентября 2011 г. № 8700, мэрия в целях поддержки общественных инициатив предоставляет активным жителям района муниципальные услуги в виде субсидий на организацию и реализацию общественно полезных социально значимых мероприятий.
Порядок предоставления субсидии следующий:
- подача физическим лицом заявления на предоставление субсидии с описанием выполненных и (или) запланированных работ, мероприятий с приложением общественно полезных социально значимых соответствующей сметы;
- рассмотрение районной комиссией по предоставлению субсидий заявления и сметы;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
- оформление протокола с рекомендацией комиссии управления общественных связей предоставить субсидию;
- подготовка реестра субсидируемых;
- подготовка обобщенной заявки на группу лиц, которым районной комиссией одобрено выделение субсидии;
- рассмотрение комиссией управления общественных связей обобщенной заявки района на выделение субсидии активистам ТОС.
В Новосибирске проводится конкурс социально значимых проектов, разработанных некоммерческими организациями и физическими лицами - выборными лицами, активистами ТОС, для предоставления субсидий в виде муниципальных грантов на поддержку общественных инициатив. Цель конкурса -привлечение некоммерческих организаций, физических лиц - выборных лиц, активистов ТОС к решению вопросов местного значения, поддержка их деятельности на основе развития общественных инициатив и активности граждан.
Максимальный размер субсидии на один проект составляет 150 тыс. руб.
В конкурсе вправе принимать участие некоммерческие организации и физические лица - выборные лица, активисты ТОС, имеющие намерение реализовать социально значимые проекты.
Конкурс социально значимых проектов проводится по следующим номинациям:
- развитие институтов гражданского общества и гражданских инициатив;
- создание комфортной среды проживания, содействие охране окружающей среды;
- содействие общественно значимой деятельности в сфере социальной поддержки населения, духовно-нравственного и патриотического воспитания;
- развитие благотворительности и добровольчества;
- развитие инициативы и активности граждан в рамках празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (в данной номинации конкурс проводился в 2015 г.).
Для успешного решения все возрастающего объема задач, возложенных на ТОС, необходимо адекватное финансирование.
Основные формы финансирования ТОС - субсидии и гранты муниципалитета, а также добровольные пожертвования местного бизнеса.
Организации ТОС имеют возможность осуществлять деятельность, направленную на получение дохода, использовать свое имущество (что на практике, к сожалению, малоприменимо)
Для развития движения ТОС предстоит решить ряд задач, наиглавнейшая из которых - повышение заработной платы актива. В настоящее время Председатель ТОС получает один МРОТ в месяц, а прочие участники - 1 тыс. руб. в квартал в порядке субсидии на поддержание общественных инициатив. Полагаем, что зарплату надо повышать до среднего размера по сотрудникам соответствующей районной администрации. Кроме того, необходимо усилить процессы подготовки кадров (на основе обучения и повышения квалификации) для работы в ТОС [4], унифицировать и поддерживать предпринимательскую активность ТОС, а также предусмотреть возможности для финансирования обустройства территорий (необходимо устранять существующие противоречия с Бюджетным кодексом).
Список использованной литературы:
1. Алешкин А.В. Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. юр. наук: 12.00.02. URL: http://lawtheses.com/territorialnoe-obschestvennoe-samoupravlenie-v-sisteme-mestnogo samoupravleniya#ixzz3PuZqC2Wo (дата обращения: 29.02.2016).
2. Вячеслав Володин посоветовал мэрам передавать свои функции НКО // РБК. URL: http://top.rbc.ru/politics/30/01/2015/54cbb1399a79470e50820e96#xtor=AL-%5Binternal_traffic%5D--
%5 Bm.rbc. ru_tablet%5D-%5 Bmain_body%5D-%5Bitem_11 (дата обращения: 29.02.2016).
3. Развитие инструментария взаимодействия субъектов системы публичного управления социально-экономическим развитием территории / под общей ред. д-ра экон. наук, профессора Н.В. Фадейкиной. -Новосибирск: САФБД, 2012. - 462 с.
4. Коложвари Э.С., Глазычев К.А. К вопросу обучения актива территориального общественного самоуправления // Сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов «Непрерывное профессиональное образование: теория и практика». Новосибирск: САФБД, 2016. С. 120-123.
© Коложвари Е.СГлазычев., К.А., 2016
УДК 334.02
А.А. Кононец
магистрант кафедры «Менеджмент» Дальневосточный государственный университет путей сообщения г. Хабаровск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
КОНЦЕССИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация
В статье рассматривается сущность и природа концессионных соглашений как одной из форм государственно - частного партнерства, активно развивающегося в последнее время в России.
Ключевые слова
Концессия, концессионное соглашение, государственно - частное партнерство,
железнодорожное строительство.
В настоящее время в России происходит становление государственно - частного партнерства (далее ГЧП), как особой формы взаимодействия бизнеса и власти, активно развивающейся в современном мире. Как правило, ГЧП предполагает, что не государство включается в проекты бизнеса, а, наоборот, государство приглашает частный сектор принимать участие в реализации общественно-значимых проектов.
Как следует из мирового опыта ГЧП, мера конкретного участия государства и частного сектора и условия их сочетания могут сильно различаться.
В зависимости от характера решаемых в рамках ГЧП конкретных задач все множество существующих и вновь возникающих форм партнерств можно подразделить на отдельные типы (модели). Соответственно целям различаются модели ГЧП. В литературе выделяются организационные модели, модели финансирования, и модели кооперации.
В случае организационных моделей глубокого вторжения в отношения собственности, как правило, не происходит, сотрудничество публичного и частного партнеров осуществляется за счет привлечения третьих организаций, переуступки отдельных функций и контрактных обязательств, использования возможностей передачи объектов во внешнее управление. К организационной модели относят и наиболее распространенный в настоящее время тип партнерства - концессии.
Отметим, что интерес к ГЧП появился достаточно давно и имеет длительную историю: первая постройка канала по концессионному принципу во Франции датируется 1552 г. Концессионная форма государственно - частного партнерства активно использовалась многими странами, особенно для строительства железных дорог. История концессионных соглашений берет свое начало еще в XIX в. и в России имеется большой опыт применения концессий, например, в сфере железнодорожного строительства, где концессии были известны еще с 30-х годов XIX века. Необходимо отметить, что в дореволюционной