Утюпин Р. С.
ведущий специалист, Мэрия г. Новосибирска
ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, муниципальное образование, федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, региональная политика, некоммерческая организация, социальное партнерство.
Вопросы регулирования деятельности организаций территориального общественного самоуправления являются многосоставными и значимыми для развития сильного гражданского общества. Это, в свою очередь, способствует формированию и поддержанию демократического правового государства. Соответственно, невозможно недооценить деятельность ТОСов и вопросы, решаемые ими.
Согласно статье 27 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», под территориальным общественным самоуправлением понимается «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения». К вопросам, решаемым организациями территориального общественного самоуправления, законодатель относит некоторые дорожные, транспортные вопросы, вопросы организации общественного правопорядка, организации различных культурных мероприятий и многое другое, что принято обобщать термином «вопросы местного значения»1.
Более конкретно деятельность организаций территориального общественного самоуправления в Новосибирской области регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Новосибирской области и некоторыми другими.
В частности, Конституция РФ в статье 12 закрепляет, что «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Статья 130 Конституции РФ гласит, что «местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления»2.
Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет понятие территориального общественного самоуправления и вопросы местного значения, о которых говорилось выше. Также в законе перечислены основные формы непосредственного участия граждан в местном самоуправлении.
Наконец, в статье 57 Устава Новосибирской области говорится о том, что «население непосредственно участвует в осуществлении местного самоуправления на местном референдуме, муниципальных выборах, собраниях и сходах граждан, через территориальное общественное самоуправление, а также в иных формах, не противоречащих федеральному и областному законодательству»3.
Если говорить о финансовой составляющей деятельности ТОСов Новосибирской области, то можно отметить, что она формируется за счет средств как областного, так и муниципальных бюджетов (в рамках каждого муниципального образования соответственно). Частично средства предоставляются в форме грантов (субсидий) некоммерческим организациям - ТОСам и физическим лицам - активистам организаций.
В частности, Министерством региональной политики Новосибирской области была разработана государственная программа «Развитие институтов региональной политики Новосибирской области на 2016-2021 годы». Основными целями программы министерство признает увеличение доли муниципальных образований на территории Новосибирской области, в рамках которых существуют организации территориального общественного самоуправления. По данным программы, с 8,6% в 2015 году их число должно увеличиться до 71% в 2021 году. Программа, помимо финансовой поддержки, предполагает также образовательную составляющую, а именно, проведение семинаров по вопросам
1 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - М., 2003. - № 202, 8 октября.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. -№ 31. - ст. 4398.
3 Устав Новосибирской области от 18.04.2005 №282-ОЗ. - http://constitution.garant.ru/region/ustav_novosib/
создания организаций территориального общественного самоуправления, их деятельности и решения вопросов местного значения1.
Среди муниципальных образований Новосибирской области наиболее показательной представляется организация деятельности и финансирование ТОС города Новосибирска. В городе Новосибирске деятельность органов территориального общественного самоуправления регулируется, помимо вышеуказанных, следующими нормативно-правовыми актами: Устав города Новосибирска, Постановление мэра города Новосибирска от 29 октября 2004 г. № 1244 «О создании консультативного Совета по территориальному общественному самоуправлению города Новосибирска», Решение городского Совета г. Новосибирска от 19 апреля 2006 г. № 230 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Новосибирске».
В частности, в Уставе г. Новосибирска содержится характеристика территориального общественного самоуправления. В статье 19 говорится, что под территориальным общественным самоуправлением понимается «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города Новосибирска (подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, иные территории проживания
граждан) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам ме-
2
стного значения» .
Решение городского совета № 230 также включает в себя определение ТОСов: «Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города Новосибирска для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам
3
местного значения» .
Согласно Постановлению мэра г. Новосибирска № 1244 «Консультативный Совет по территориальному общественному самоуправлению города Новосибирска является постоянно действующим совещательным органом, созданным в целях повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления города Новосибирска, органов территориального общественного самоуправления города Новосибирска, жителей города Новосибирска по вопросам развития территориального общественного самоуправления в городе Новосибирске»4.
Деятельность организаций территориального общественного самоуправления здесь финансируется непосредственно на основании решения о бюджете города Новосибирска и сводной бюджетной росписи.
Качественная проработка с точки зрения законодательства, а также заинтересованность органов власти в содействии финансированию данных организаций привели к тому, что на данный момент в Новосибирске действуют 137 организаций территориального общественного самоуправления, актив которых включает в себя порядка 21000 человек5. В них сложился определенный кадровый состав, определены целевые установки, направления, формы и методы деятельности территориального общественного самоуправления. Очевиден прирост, ведь еще в 2016 году количество ТОСов муниципального образования было равно 129.
В городе Новосибирске существует программа дальнейшего развития организаций общественного самоуправления - «Муниципальная поддержка общественных инициатив в городе Новосибирске» на 2017-2020 годы. Данная программа включает в себя четыре основных направления развития: содействие ТОС в обеспечении помещениями, оборудованными мебелью, оргтехникой и телефонной связью; организация и проведение обучения представителей ТОС; организация и проведение мероприятий, направленных на создание и развитие ТОС; издание тематических материалов, периодических изданий о деятельности ТОС. Запланированный объем финансирования с 2017 по 2020 год составляет 39 580,0 тыс. руб. Основной объем финансов планируется направить на увеличение числа организаций территориального общественного самоуправления в городе (до 149 к 2020 году)6.
Таким образом, анализируя состояние деятельности организаций ТОС в Новосибирской области, можно говорить о том, что, несмотря на существующие кризисные явления в экономике муниципалитета, деятельность организаций территориального общественного самоуправления в городе Новосибирске можно расценивать в контексте равноправного участника партнерства органов власти и гражданского общества. Опыт города Новосибирска, с точки зрения финансирования и поддержки деятельности стоит транслировать и на другие муниципальные образования Новосибирской области, с целью повышения активности граждан и развития институтов общественного самоуправления.
1 Постановление Правительства Новосибирской области от 15.12.2015 № 449-п «Об утверждении государственной программы «Развитие институтов региональной политики Новосибирской области на 2016-2021 годы». - М1р://%г№мг.тгт^юп. nso.ru/page/240
2 Устав города Новосибирска от 10.08.2007. - https://novo-sibirsk.ru/about/charter/
3 Решение Городского совета Новосибирска от 19.04.2006 № 230 «О положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Новосибирске». - http://docs.cntd.ru/document/5421812
4 Постановление Мэрии города Новосибирска от 29.10.2004 № 1244 «О создании консультативного Совета по территориальному общественному самоуправлению города Новосибирска». - http://docs.cntd.ru/document/5416948
5 ТОС города Новосибирска // Управление общественных связей мэрии Новосибирска. - http://www.uos.novo-sibirsk.ru/con tact/tos-goroda-novosibirska
6 Постановление Мэрии города Новосибирска от 23.12.2013 № 12132 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Муниципальная поддержка общественных инициатив и развития институтов гражданского общества». - http://docs.cntd.ru/ document/5492565