Научная статья на тему 'Территориальное общественное самоуправление как инструмент повышения качества управления регионом'

Территориальное общественное самоуправление как инструмент повышения качества управления регионом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
944
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ГРАЖДАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / TERRITORIAL PUBLIC SELF-ADMINISTRATION / STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT / SELFORGANIZATION OF POPULATION / ADMINISTRATIVE AND CIVIL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соколов А. Ф.

Рассмотрены вопросы самоорганизации населения территории и разработки и внедрения механизмов эффективного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и структур гражданского общества. Автором раскрываются роли и функции территориального общественного самоуправления, предлагается комплекс мероприятий, способствующих формированию и развитию этой формы управления регионом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Соколов А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to some issues of territorial self-organization of population and implementation of effective interaction mechanisms of public authorities, local self-government authorities and the civil society. The author discloses roles and functions of territorial public selfadministration, proposes a complex of measures to bring along formation and development of this form of regional administration.

Текст научной работы на тему «Территориальное общественное самоуправление как инструмент повышения качества управления регионом»

© Соколов А.Ф., 2011

УДК 332.025 ББК 65.9(2)240.5

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ 1

А.Ф. Соколов

Рассмотрены вопросы самоорганизации населения территории и разработки и внедрения механизмов эффективного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и структур гражданского общества. Автором раскрываются роли и функции территориального общественного самоуправления, предлагается комплекс мероприятий, способствующих формированию и развитию этой формы управления регионом.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, государственное и муниципальное управление, самоорганизация населения, административно-гражданское партнерство.

В современных условиях модернизации экономики важными элементами местного самоуправления выступают инициатива граждан, самоорганизация населения, формирование структур гражданского общества, разработка и внедрение механизмов эффективного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и структур гражданского общества.

Территориальное общественное самоуправление как одна из форм осуществления местного самоуправления предоставляет возможность населению принимать участие в управлении регионом. Именно в таких его формах, как референдумы, собрания (сходы), конференции граждан, опросы, народная инициатива, участие в деятельности формируемых наcелением органов территориального общественного самоуправления, индивиды реализуют свое естественное право на участие в решении местных проблем, затрагивающих их индивидуальные и корпоративные интересы.

Под территориальным общественным самоуправлением (ТОС) понимается самоор-

ганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения [6, ст. 27].

ТОС не имеет фиксированного членства и представляет собой территориальное сообщество жителей, созданное на основе их добровольного волеизъявления. Территорию ТОС могут составлять: сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, городские микрорайоны, кварталы, улицы, дворы, многоквартирные жилые дома или группы таких домов и др.

Порядок организации и деятельности ТОС определяется уставом и правовыми актами муниципального образования. В систему ТОС входят формы прямого участия граждан, органы и должностные лица ТОС.

Высшими органами ТОС являются собрания и конференции граждан, которые могут избирать различные органы и должностных лиц для исполнения функций ТОС.

В состав органов ТОС в крупном городском микрорайоне с многоэтажной застройкой могут входить совет или комитет самоуправления во главе с председателем, исполнительный орган во главе с директором, ревизионная комиссия (ревизор), домовые комитеты, старшие по подъездам, советы общежитий.

По отдельным вопросам деятельности ТОС избираются общественные комиссии (например, по работе с подростками, по благоустройству, по общественному порядку и др.). Все органы и должностные лица ТОС должны быть подотчетны собранию (конференции) жителей. ТОС в малых сельских населенных пунктах может состоять из старосты и совета из 3-5 человек, избираемых на сходе жителей [4].

Органы ТОС:

- представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

- обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

- могут осуществлять хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан;

- вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению.

Органы ТОС имеют возможность создавать ассоциации и другие добровольные объединения в целях содействия эффективному осуществлению ТОС, координации деятельности органов ТОС, оказания им организационной и методической помощи.

Таким образом, органы ТОС могут выполнять в управлении территорией разные функции и роли (см. рис.).

Как общественная организация ТОС может оказывать помощь неимущим гражданам, организовывать общественные мероприятия и т. п.

Как посредник между жителями и местной властью ТОС представляет и защищает интересы жителей своей территории.

Как хозяйствующий субъект ТОС может участвовать в содержании и ремонте жилищного фонда, благоустройстве и застройке территории, заниматься торговой и строительной деятельностью, участвовать в коммерческих организациях, сдавать в аренду земельные участки, нежилые помещения, рекламные площади, принадлежащие ТОС, и др.

Функции органов ТОС следующие:

1) информационные (информирование населения, проведение опросов, сбор предложений и т. п. Выполнение этих функций может быть интегрировано в официальный сайт электронного правительства региона) [10];

2) представительные (согласование от имени населения планов развития, кадровых назначений, землеотводов и др.);

3) распорядительные (определение направлений расходования средств, предусмотренных на благоустройство, социально-экономическое развитие территории и т. д.);

4) исполнительные (организация непосредственного выполнения работ по благоустройству, досугу подростков, охране общественного порядка, содержанию жилья и т. п.);

5) контрольные (контроль деятельности муниципальных служб, торговли и т. д.).

Рис. Роли и функции территориального общественного самоуправления

Финансовые ресурсы ТОС включают имущество, переданное в управление ТОС, добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц, средства местного бюджета, переданные ТОС для осуществления отдельных муниципальных полномочий, доходы от собственной хозяйственной деятельности. В собственности ТОС могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц, иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения: детские дворовые, спортивные площадки, жилые, нежилые и вновь созданные производственные помещения, транспорт, оборудование, инвентарь и другое имущество.

В соответствии с зарубежным опытом развитие местного самоуправления невозможно без пропаганды правовых знаний, информирования граждан о содержании нормативных правовых актов о местном самоуправлении, создания правовых возможностей для эффективного участия населения в местном самоуправлении.

Решение целого ряда проблем, связанных с привлечением населения к участию в местном самоуправлении, зависит от органов местного самоуправления, которые призваны разработать формы наиболее эффективного сотрудничества с населением муниципального образования. Кроме того, данная форма участия граждан в региональном управлении приобретает особую актуальность и в связи реализацией антикризисных мер в субъекте Федерации [3, с. 122].

Первоочередной задачей органов местного самоуправления должно стать обеспечение условий, при которых каждый человек будет иметь реальную возможность влиять на процесс выработки и принятия решений органами и должностными лицами местного самоуправления [5, с. 12].

По мнению автора, выполнение функций ТОС по работе с населением предполагает проведение следующих мероприятий.

1. Размещение в местных средствах массовой информации и на сайте муниципального образования сообщений о тематике предстоящих заседаний представительного органа с указанием места и времени его проведения.

2. Опрос общественного мнения по вопросам повестки предстоящего заседания представительного органа.

3. Привлечение активных представителей населения к подготовке вопросов, выносимых на обсуждение представительного органа муниципального образования.

Отечественный опыт организации ТОС предлагает и такие формы организации, как введение в структуру муниципальных властей подразделений, которые обеспечивают взаимодействие органа исполнительной власти с формированиями ТОС. Так, в г. Калининграде распоряжением главы г. Калининграда, мэра города, от 19 мая 2006 г. № 308-р утверждено Положение об организационном отделе мэрии г. Калининграда [7]. Организационный отдел является структурным подразделением мэрии и находится в оперативном подчинении руководителя аппарата, управляющего делами мэрии. Основными задачами названы организационное обеспечение взаимодействия мэрии с общественными и религиозными объединениями, политическими партиями, воинскими формированиями и правоохранительными органами; организационное содействие развитию органов ТОС в г. Калининграде и др.

Основными функциями отдела являются: содействие развитию органов ТОС, оказание методической и организационно-технической помощи в их работе; проведение организационной и методической работы с организаторами публичных мероприятий, проводимых на территории города.

4. Проведение регулярных (не реже 1 раза в месяц) отчетов депутатов, главы местной администрации, руководителей структурных подразделений исполнительно-распорядительных органов, контрольных органов перед населением муниципального образования и органами общественной самодеятельности населения.

5. Организация совещаний по обмену опытом и практикой работы с представителями самодеятельных организаций населения.

6. Уведомление населения о содержании нормативных правовых актов о местном самоуправлении, широкое распространение текста устава муниципального образования в различных общественных местах (в библиотеках, в школах, на почте и т. п.).

7. Организация общественных приемных при органах местного самоуправления для оказания квалифицированной юридической помощи местному населению и консультаций по вопросам местного значения, разъяснения законодательных положений о местном самоуправлении, уставов муниципальных образований и других нормативных правовых актов, затрагивающих права граждан.

8. Проведение информационных встреч с жителями муниципального образования по правовым вопросам деятельности ТОС.

9. Размещение на официальном web-представительстве муниципального образования информации об органах местного самоуправления, правовых основах местного самоуправления, возможностях населения по участию в управлении; организация работы населения с депутатами и представителями органов местного самоуправления в online режиме.

Так, на сайте администрации городского округа «Город Калининград» представлена страница «Личный прием», посредством которой жители могут принять участие в опросах и форумах на темы: реформа жилищнокоммунального хозяйства, благоустройство города и др., обратиться с вопросом к органам местного самоуправления [8].

В Смоленске действует виртуальная приемная администрации города [9], где также можно обратиться с вопросом, относящимся к компетенции органов местного самоуправления, и получить на него ответ, который размещается на Интернет-сервере администрации города Смоленска.

10. Создание при органах муниципальных образований молодежных центров для приобщения широкого круга молодых людей к местному самоуправлению.

Планомерная и систематическая деятельность со стороны органов власти может оказаться результативной, если основной интерес к местному самоуправлению будет исходить от самого населения. При этом «одной из главных проблем становления отечественного местного самоуправления на протяжении всей его истории выступало практическое отсутствие сплоченных организованных добровольных общественных союзов и ассоциаций, способных к самостоятельному

решению вопросов на муниципальном уровне» [11, с. 76].

Анализ зарубежного опыта доказывает, что деятельность органов местного самоуправления становится эффективной и отвечающей потребностям населения только в том случае, если сформированы и на постоянной основе действуют разнообразные общественные организации, выражающие интересы местного самоуправления, и если кроме действий со стороны государственной власти существует взаимодействие и со стороны самих жителей. Для повышения степени участия населения в местном самоуправлении необходимо планирование и проведение ряда согласованных мероприятий как со стороны государственных, так и со стороны муниципальных органов власти при активном участии в этом процессе самих граждан.

В начале лета 2009 г. в Госдуме России прошли парламентские слушания «Вопросы организации и деятельности территориального общественного самоуправления» [1]. Дискуссию организовал Комитет по вопросам местного самоуправления, в ней приняли участие руководители министерств и ведомств, ученые, представители муниципалитетов. Из доклада председателя профильного комитета В. Тимченко стало ясно, что федеральная власть настоятельно предлагает городам и селам использовать общественную активность жителей для решения вопросов местного значения. «В условиях уменьшения и так небольшой доходной базы муниципальных образований сокращение средств на реализацию полномочий может быть компенсировано активным, добровольным участием граждан в решении вопросов местного значения» [там же].

Территориальное общественное самоуправление может активно содействовать органам местного самоуправления в вопросах повышения качества решения тех или иных вопросов местного значения. Министерство регионального развития Российской Федерации в рамках ежегодного мониторинга хода реализации Федерального закона № 131-ФЗ отмечает динамику развития в субъектах Российской Федерации этой формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении.

По данным субъектов Российской Федерации, территориальное общественное самоуправление в той или иной степени существует в 64 из 83 субъектов Российской Федерации. Всего на территории Российской Федерации на I квартал 2009 г. зарегистрировано около 16 тысяч уставов ТОС. Более четверти от всех российских ТОС зарегистрировано в Краснодарском крае [2]. Максимальное количество ТОС в качестве юридического лица зарегистрировано в субъектах Сибирского федерального округа - 65 %, минимальное -в Центральном федеральном округе.

Органы территориального общественного самоуправления вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению. По данным субъектов Российской Федерации, в 2006 г. ТОСами в целом по стране было подано 95 проектов муниципальных правовых актов, в 2007 - 133, в 2008 - 159 таких проектов. Из общего количества проектов отклонено за три года 29 из 397 проектов, то есть меньше 7 %. Эта цифра свидетельствует

о том, что граждане, участвующие в территориальном самоуправлении, обладают достаточно высоким уровнем правовой подготовки.

В Волгоградской области постановлением главы областной администрации в 2007 г. были объявлены конкурсы «Лучшее территориальное общественное самоуправление» и «Образцовое территориальное общественное самоуправление». Конкурс проводился по девяти номинациям: социальное партнерство, патриотическое воспитание и работа с молодежью, санитарное состояние и благоустройство территорий, сфера торговли, потребительской кооперации, сфера здравоохранения и социального обеспечения, соцзащита, сфера образования, физической культуры, сфера культуры, состояние охраны общественного порядка и другие.

В числе субъектов Российской Федерации, где активно ведется работа по развитию ТОС, также можно назвать Республику Чувашию, Новгородскую, Тюменскую и Новосибирскую области.

Несмотря на то что ТОС по своим качественным характеристикам является очень важным связующим звеном местного самоуправления как формы публичной власти с гражданским обществом, это не единственная воз-

можность их взаимодействия и интеграции. Гораздо более широкие возможности взаимоотношений предусмотрены законодательством между органами местного самоуправления, формами прямого волеизъявления граждан и институтами гражданского общества.

Воздействовать и влиять на органы местного самоуправления могут и другие институты гражданского общества (предпринимательские организации и союзы, некоммерческие организации, негосударственные средства массовой информации, религиозные объединения и т. п.). Допустим, что местное самоуправление осуществляется в муниципальном образовании, где имеется, например, градообразующее частное предприятие. Ясно, что члены выборных органов местного самоуправления, если даже они не составляют большинства представителей этого предприятия, по меньшей мере будут очень лояльны к руководству этого предприятия, что может быть объяснено финансово-экономической зависимостью муниципального образования от предприятия. Отсюда неизбежна трансформация интересов местного населения в интересы градообразующего предприятия, что не исключает их частичного совпадения. Неизбежны и негативные последствия такой интеграции, выражающиеся в определенных уступках и исключениях, которые муниципальная власть вынуждена делать применительно к реализации производственных и коммерческих интересов градообразующего предприятия, которые находятся в противоречии с интересами всего местного населения.

Не рассматривая в отдельности влияние каждой разновидности института гражданского общества на органы местного самоуправления, можно, судя по вышеприведенным примерам взаимодействия органов местного самоуправления с политическими партиями и коммерческими организациями, понять, что чрезмерная зависимость органов местного самоуправления от этих институтов отнюдь не способствует полноте и эффективности осуществления интересов местного населения. Отсюда вывод: рафинированное представление интересов местного населения в деятельности органов местного самоуправления возможно только при условии более жесткой привязки самих органов местного самоуправления к местному населению.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Работа выполнена в рамках гранта Рособразования № П 904 от 18.08.09 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. «Обеспечение эффективного исполнения государственных функций и предоставления услуг учреждениями и региональными органами исполнительной власти».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вопросы организации и деятельности территориального общественного самоуправления : материалы парламентских слушаний. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. komitet4.km.duma.gov.ru/. - Загл. с экрана.

2. Информация о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации в 2009 году. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// msu.minregion.ru/. - Загл. с экрана.

3. Калинина, А. Э. Разработка и реализация мер по выходу из кризиса экономики регионов Юга России (опыт Волгоградской области) / А. Э. Калинина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - №> 12 (69). - С. 120-124.

4. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (постатейный) / под общ. ред. В. И. Шкатулла. - М. : Юстицин-форм, 2006. - 512 с.

5. Незнамова, Е. А. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением муници-

пального образования / Е. А. Незнамова // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2008. -№4.- С. 11-15.

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (Закон о МСУ) : федер. закон от 06.10 2003 г. № 131-ФЗ. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/. -Загл. с экрана.

7. Об утверждении Положения об организационном отделе мэрии и должностных инструкций специалистов отдела (извлечение) : распоряжение Главы г. Калининграда - мэра города от 19 мая 2006 г. № 308-р. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/ kaliningrad/138989/. - Загл. с экрана.

8. Официальный сайт администрации городского округа «Город Калининград». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.klgd.ru/ administration/mayor/reception/. - Загл. с экрана.

9. Официальный сервер города-героя Смоленска. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.admcity.smolensk.ru/people/priemn. -Загл. с экрана.

10. Петрова, Е. А. Совершенствование системы государственного управления на основе внедрения концепции электронного правительства / Е. А. Петрова, А. Ф. Соколов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2010. - № 18 (75). - С. 22-29.

11. Цветкова, Г. А. Местное самоуправление в современной России: состояние, тенденции, эффективность (опыт социологического анализа) : дис. ... д-ра социол. наук / Г. А. Цветкова. - М., 2003. - 340 с.

TERRITORIAL PUBLIC SELF-ADMINISTRATION AS A MEANS OF REGIONAL MANAGEMENT QUALITY IMPROVEMENT

А.F. Sokolov

The article is devoted to some issues of territorial self-organization of population and implementation of effective interaction mechanisms of public authorities, local self-government authorities and the civil society. The author discloses roles and functions of territorial public selfadministration, proposes a complex of measures to bring along formation and development of this form of regional administration.

Key words: territorial public self-administration, state and municipal management, selforganization of population, administrative and civil partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.