УДК 352.9 (323.2) (332.02)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Виктор Викторович Зеленцов
Министерство региональной политики Новосибирской области, 630011, Россия, г. Новосибирск, Красный пр., 18, кандидат исторических наук, начальник отдела по взаимодействию с общественно-политическими организациями и органами государственной власти управления общественно-политических связей, тел. (913)954-49-53, e-mail: [email protected]
Олеся Сергеевна Зеленцова
Мэрия города Новосибирска, 630099, Россия, г. Новосибирск, Красный пр., 34, заместитель начальника отдела оценки регулирующего воздействия и систематизации правовых актов управления судебной защиты и организации правового взаимодействия мэрии города Новосибирска правового департамента мэрии города Новосибирска, тел. (383)227-40-85, e-mail: [email protected]
В статье выявлены основные направления государственной и муниципальной поддержки территориального общественного самоуправления в Новосибирской области.
Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, муниципальное образование, региональная политика, социальное партнерство, некоммерческая организация, гранты, субсидии.
STATE AND MUNICIPAL SUPPORT OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT IN THE NOVOSIBIRSK REGION
Victor V. Zelentsov
The Ministry of Regional Policy of the Novosibirsk Region, 630011, Russia, Novosibirsk, 18 Krasny Prospekt, Ph. D., Head of department of relations with political organizations and public authorities managing the social and political relations, tel. (913)954-49-53, e-mail: [email protected]
Olesya S. Zelentsova
City Hall of Novosibirsk, 630099, Russia, Novosibirsk, 34 Krasny Prospekt, Deputy chief of the regulatory impact assessment and systematization of legal acts of the management of the judicial protection and the legal organization of interaction of the legal department of the City Hall the mayor's office of Novosibirsk, tel. (383)227-40-85, e-mail: [email protected]
The article reveals the main directions of state and municipal support of territorial public self-government in the Novosibirsk region.
Key words: territorial public self-government, municipality, regional policy, social partnership, non-commercial organization, grants, subsidies.
На современном этапе в регионах России наблюдается активное развитие территориального общественного самоуправления (ТОС). Данный процесс связан как с факторами самоорганизации, выраженной в практиках добровольного объединения граждан на решение жизненно важных вопросов по месту жительства (ЖКХ, благоустройство и т.д.), так и наличием заинтересованности со сто-
роны управленческих структур в построении эффективного социального партнерства между властью и населением.
В Новосибирской области поддержка ТОС оказывается за счет средств областного и муниципального бюджетов. Так, министерством региональной политики Новосибирской области разработана государственная программа «Развитие институтов региональной политики Новосибирской области на 2016 -2021 годы» (далее - государственная программа) [3]. Среди основных ожидаемых результатов государственной программы обозначено, что доля муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, на территории которых созданы ТОС, увеличится с 8,6% в 2015 году до 71 % процента в 2021 году. В части финансирования мероприятий государственной программы предусмотрено предоставление на конкурсной основе грантов в форме субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям - ТОС и физическим лицам - выборным лицам, активистам ТОС. Такая поддержка направлена на создание новых форм территориальной активности населения, вовлечение ТОС в управление региональным и муниципальным развитием. В соответствии с порядком участники конкурса должны осуществлять свою деятельность на территории Новосибирской области и иметь намерения реализовать проекты. Для участия в конкурсе принимаются проекты, в которых доля внебюджетных средств составляет не менее 10% в общем объеме финансирования (в соответствии со сметой расходов на выполнение проектов). Максимально допустимый размер гранта не может превышать 300 000 руб. Согласно государственной программе ежегодная поддержка социально значимых проектов, направленных на развитие ТОС, запланирована с 2018 года.
Кроме того, указанной программой предусмотрено проведение в регионе обучающих семинаров по вопросам создания территориальных общественных самоуправлений, их деятельности и реализации ими собственных инициатив по вопросам местного значения.
Региональная поддержка развития ТОС весьма актуальна поскольку большинство муниципальных районов и поселений Новосибирской области фактически находятся только в начальной фазе многоступенчатого процесса выстраивания эффективной самоорганизации граждан1. В данном контексте весьма показателен опыт муниципальной поддержки структур ТОС в городе Новосибирске, который может транслироваться в определенной мере и на другие муниципальные образования региона.
В Новосибирске сложилась устойчивая система территориального общественного самоуправления, действующая в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства, местными нормативными актами. Сегодня в городе действует 135 ТОС, актив которого составляет около 21000 че-
1 Подробнее о динамике институционализации территориального общественного самоуправления в городе Новосибирске и других муниципальных образованиях Новосибирской области с момента образования данной формы гражданского участия смотрите в исследовании [1].
ловек, сложился грамотный кадровый состав, определились целевые установки, направления, формы и методы деятельности территориального общественного самоуправления.
Рассмотрим направления поддержки ТОС в городе Новосибирске, обозначенные в муниципальной программе «Муниципальная поддержка общественных инициатив в городе Новосибирске» на 2017 - 2020 годы (далее - муниципальная программа) [5]. Муниципальная программа предусматривает 4 направления, непосредственно затрагивающие поддержку и развитие ТОС:
- содействие ТОС в обеспечении помещениями, оборудованными мебелью, оргтехникой и телефонной связью;
- организация и проведение обучения представителей ТОС;
- организация и проведение мероприятий, направленных на создание и развитие ТОС;
- издание тематических материалов, периодических изданий о деятельности ТОС.
Общий объем средств финансирования ТОС за период с 2017 по 2020 год составляет 39580,0 тыс. руб. Основной объем финансовой поддержки рассчитан на создание новых единиц ТОС. Городские власти планируют увеличить их количество к 2020 году на 10% (с 135 до 149 единиц). При этом в муниципальной программе выделение новых помещений для работы ТОС не предусмотрено.
Сравнивая новую муниципальную программу поддержки общественных инициатив с программой, действовавшей в период с 2014 по 2016 гг. [2], следует отметить, что объем средств, направляемых на содействие развитию ТОС, сократился практически в 3 раза (с 134638,3 тыс. руб. до 39580,0 тыс. руб.). В предыдущей городской программе было прописано 10 направлений поддержки ТОС, выделялись бюджетные средства на проведение отдельного грантового конкурса для ТОС (грантовый фонд составлял: в 2014 году - 33414,1 тыс. руб. , 2015 г. - 31861 тыс. руб., 2016 г. - 31861 тыс. руб.). Вместе с тем, представители ТОС могут участвовать в общегородских конкурсах наряду с социально ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО) и физическими лицами, получая гранты на поддержку общественных инициатив. Реализация социально значимых проектов стала надежным механизмом реальной передачи территориальным общественным самоуправлениям, населению города Новосибирска полномочий, а вместе с ним - и ответственности за использование бюджетных средств и решение проблем на уровне микрорайона, двора. Сами органы ТОС участвуют преимущественно в реализации городских общественных проектов (таблица).
Несмотря на наличие кризисных явлений в городской экономике, свертывание бюджетных расходов, деятельность ТОС в Новосибирске можно рассматривать в контексте равноправного участника партнерства административной власти, гражданского общества в границах каждого территориального общественного самоуправления.
Таблица 2
Участие органов территориального общественного самоуправления города Новосибирска в грантовых конкурсах (2010-2015 гг.)
год Муниципальные гранты Региональные, отраслевые
международные гранты
Количество Количество Количество Количество
заявленных выигранных заявленных выигранных
проектов грантов проектов грантов
2000 год 2 2 - -
2005 год 133 39 19 13
2010 год 67 24 38 8
2015 год 121 52 18 -
Сложились устойчивые взаимоотношения ТОС с исполнительной и представительной властью города. Спектр этих отношений представляет собой разнообразные формы поддержки конкретных ТОС и со стороны городских депутатов, а также практики совместных действий по обустройству территории и жизни горожан, содействия налаживанию взаимодействия с муниципальными учреждениями, общественными организациями.
В остальных городских округах и муниципальных районах Новосибирской области местные власти начали развивать структуры ТОС сравнительно недавно. В 2000-х годах были утверждены положения о ТОС в городах Бердске, Ис-китиме и рабочем посёлке Кольцово. В настоящее время территориальные общественные самоуправления созданы и действуют в таких городах, как Бара-бинск (1 единица), Бердск (37), Куйбышев (20), Черепаново (14), а также 1 ТОС в Станционном сельсовете Новосибирского района3. В целом, по региону в муниципальных образованиях (кроме города Новосибирска) осуществляют свою деятельность 73 единицы ТОС. Из них основная доля структур ТОС образована в городе Бердске (втором по численности жителей муниципальном образовании в регионе после города Новосибирска). Если обратится к практике Бердска, то можно увидеть, что общее количество жителей в городе старше 16 лет, которые охвачены территориальным общественным самоуправлением, составляет свыше 3000 человек (около 3% населения). Основные направления деятельности ТОС в соответствии с уставами у всех идентичны. В настоящее время приоритетными сферами деятельности ТОС в Бердске являются участие в содержании и развитии объектов благоустройства, создании детских спортивных площадок, аллей, клумб, газонов, а также проведение социально - культурных мероприятий.
2 Таблица составлена по данным [6, с. 17]
3 Несмотря на то, что еще в 2000-х годах были утверждены положения о ТОС в Бердске, Искитиме и рабочем посёлке Кольцово, в данный период в указанных муниципальных образованиях Новосибирской области развитие ТОС не приобрело какой-либо системный характер, но получило впервые нормативное закрепление.
На протяжении 2014 - 2016 гг. на территории города Бердска в целях поддержки инициатив в сфере территориального общественного самоуправления из городского бюджета было предоставлено 890 тыс. рублей. В 2015 году в Бердске принята муниципальная программа «Бердск - территория гражданской ответственности: поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, органов территориального общественного самоуправления, инициативных групп граждан, действующих на территории города Бердска» на 2016 -2019 годы (далее - городская программа) [4]. Финансовая поддержка ТОС в Бердске в отличие от города Новосибирска в силу возможностей муниципального бюджета имеет более узкую направленность, заключающуюся в выделении грантовых средств. При этом органы ТОС участвуют в общем городском конкурсе социально значимых инициатив наряду с СО НКО и инициативными группами граждан. Максимальный объем финансирования одного социально значимого проекта составляет 100 тыс. руб. В 2016 году общий грантовый фонд указанного конкурса составил 1200 тыс. руб., из которых было поддержано 4 единицы ТОС на общую сумму 200 тыс. руб. В рамках городской программы предусмотрено проведение и отдельного грантового конкурса среди органов ТОС на средства субсидии, размер которой составляет 310 тыс. руб. В 2016 году данные средства получили 10 единиц ТОС.
В сельских поселениях развитие и поддержка ТОС в силу характера сложившихся коммуникаций, особенностей общественной инфраструктуры и социально-экономических условий является актуальным направлением муниципальной политики в регионе. Практика развития ТОС на селе еще не эволюционировала до уровня нормы повседневности, но в то же время там, где существующие единицы ТОС состоялись, они воспринимаются как эффективные самодеятельные структуры. По оценкам экспертов преимущественной формой территориального самоуправления в сельских поселениях Новосибирской области являются сходы. Понимая тенденции в общественной жизни, приоритеты, задаваемые областным правительством, муниципальные власти сегодня формируют собственные программы общественного развития на селе. В Новосибирской области приняты 12 программ муниципальной поддержки общественных инициатив, с помощью которых также возможно в большей мере учесть фактор местных сообществ в реализации локальных проектов.
Таким образом, системная поддержка развития ТОС в Новосибирской области наблюдается, прежде всего, в Новосибирске, где органы местного самоуправления стремятся максимально задействовать потенциал ТОС в городской инфраструктуре. Город Бердск в этом отношении предпринимает первые шаги, но среди других муниципальных образований региона позиционируется наиболее перспективной территорией развития общественного самоуправления.
Вышеперечисленные меры, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, позволят в дальнейшем повысить качество участия населения в управлении территориями муниципальных образований и усилить роль гражданской ответственности в решении местных проблем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Зеленцов В. В. Становление и развитие территориального общественного самоуправления в Новосибирской области // Муниципальное право. - 2016. - № 2. - С. 72-77.
2. Об утверждении ведомственной целевой программы «Муниципальная поддержка общественных инициатив и развития институтов гражданского общества» на 2014-2016 годы: Постановление Мэрии города Новосибирска от 23 дек. 2013 г. № 12132. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [http://novo-sibirsk.ru/upload/iblock/a7f/2013-12132_4677_7848_ 10540_702_3865_5437_1034_.pdf].
3. Об утверждении государственной программы «Развитие институтов региональной политики Новосибирской области на 2016-2021 годы»: Постановление Правительства Новосибирской области от 15 дек. 2015 года № 449-п [Электронный ресурс].- Режим доступа: [http://www.minregion.nso.ru/page/240].
4. Об утверждении муниципальной программы «Бердск - территория гражданской ответственности: поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, органов территориального общественного самоуправления, инициативных групп граждан, действующих на территории города Бердска» на 2016-2019 годы: Постановление администрации города Бердска от 10 авг. 2015 г. № 2851 [Электронный ресурс].- Режим доступа: [http: //www.berdskadm.ru/city/strategy/program/].
5. Об утверждении муниципальной программы «Муниципальная поддержка общественных инициатив в городе Новосибирске» на 2017-2020 годы: Постановление Мэрии города Новосибирска от 15 нояб. 2016 г. № 5193. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [http://docs.cntd.ru/document/46571489].
6. Территория общественного согласия. 15 лет для города и горожан. Опыт. Развитие. Перспективы / Под ред. Касаткиной О.М. Новосибирск, 2015. - 72 с.
© В. В. Зеленцов, О. С. Зеленцова, 2017