РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОВАРОПОТОКОВ
Т.В. Дорожкина 1 2, канд. экон. наук, доцент А.А. Иванов 1, студент А.А. Кузнецова 1, студент
1Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского 2Институт управления, бизнеса и технологий (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-12-1-124-127
Аннотация. Вводимые в отношении РФ санкции, вынудили совершить переориентацию товарных поток с западного рынка на восточный регион. Но для обеспечения такого решения необходимо значительно преобразовать и усовершенствовать таможенную инфраструктуру. В статье проанализированы основные направления изменений в таможенном регулировании и таможенном сотрудничестве. Насущной задачей РФ на данный момент является преодоление технических и технологических барьеров на пути товаро-потоков. Выделены проблемы унификации таможенной процедуры таможенного транзита. Обоснована мысль о необходимости работы по признанию российских уполномоченных экономических операторов зарубежными партнёрами, что позволит существенно сократить временные и финансовые издержки участников внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: санкции, внешняя торговля, логистическая инфраструктура, таможенное сотрудничество, электронные технологии.
2022 год для РФ стал годом новых вызовов. В этом году странами Запада активно вводятся санкции в отношении РФ, затрагивая различные аспекты экономической составляющей страны. Так, РФ была отключена от системы SWIFT, что осложнило проведение оплаты по внешнеторговым контрактам. Были введены ограничения в части ввоза в страну продукции двойного назначения и предметов роскоши, а также импорта ряда российской продукции.
Такие меры вынудили перенаправить торговый поток с Запада в Восточный регион. Однако, логистическая инфраструктура РФ, включая таможенную, не позволяют оптимально использовать потенциал такого решения. Оказались недоступными для дальнейшего использования традиционные транспортные коридоры [1]. Поэтому, на данный момент существует необходимость преобразования и совершенствования таможенной инфраструктуры, а также развития международного таможенного сотрудничества [2].
По данным ФТС на северо-западе поставки снизились в среднем на 45%, при этом увеличился грузооборот в портах Дальнего Востока и по транспортному коридору «Север-Юг», что привело к увеличению нагрузки на логистическую инфраструктуру. Для разрешения проблем в сложившейся ситуации необходимо:
- Модернизовать в соответствие с лучшими международными практиками приоритетные пункты пропуска. Такими на данный момент являются пункты пропуска в Дальневосточном регионе.
- Цифровизировать процессы, связанные с прохождением границы. Эти процессы должны быть синхронизированы с зарубежными партнерами. Такая мера позволить сократить время прохождения таможенных формальностей без потери качества проводимого контроля.
- Наладить взаимодействие со всеми участниками бизнес-процессов. Например, благодаря контактам по СМЭВ, таможенным органам удалось автоматизировать процесс принятия решений и внедрить автовыпуск деклараций. При подобном под-
ходе в других сферах число автоматических операций может быть многократно увеличено уже в ближайшие несколько лет.
- Создать новые логистические цепочки, в целях снижения нагрузки на уже существующие.
В процессе создания новых логистических путей необходимо сразу внедрять единые электронные технологии транзита товаров. Необходимость введения данной меры объясняется повышением интереса стран к сквозному транзиту товаров. Таким механизмом можно приблизиться к тому, чтобы сделать бесшовным прохождение пунктов пропуска в разных странах на пути следования товаров от пункта отправления до пункта назначения. Однако сделать это можно только при использовании унифицированных электронных документов, которых на данный момент нет.
Насущной задачей в преодолении технических и технологических барьеров на пути товаропотоков является организация системы бесшовного транзита, открытой для добровольного присоединения к ней всех желающих [3]. При этом данная система предполагает определение единых требований к таможенному контролю и принятия единой, стандартизированной формы электронной транспортной накладной, что позволит вывести данную таможенную процедуру на совершенно новый качественный уровень.
В Стратегии развития ФТС до 2030 года основные векторы развития международного сотрудничества в таможенной сфере связаны с развитием взаимодействия в таможенных делах с Афганистаном, Нигерией, Швейцарией, ОАЭ и другими странами. Планируется создать договорно-правовую основу взаимодействия с таможенными органами иностранных государств в целях автоматизации обмена предварительной информацией о перемещаемых товарах и транспортных средствах, упрощения таможенных процедур во взаимной торговле.
Не менее важным мероприятием является обеспечение взаимного применения электронной системы сертификации происхождения товаров с Китаем, Египтом,
Таджикистаном и рядом других стран. Реализация данного мероприятия будет осуществлена путём внедрения электронной системы сертификации, что позволит достичь сокращения времени прохождения таможенных операций и увеличения скорости поставок товаров. Внедрение данных технологий планируется на конец 2024 года. Однако в связи с последними событиями, видится необходимость более раннего использования данных механизмов международного таможенного взаимодействия.
Не менее важным вопросом развития международного таможенного сотрудничества является признание российских УЭО зарубежными партнёрами. В 2022 году в Москве проводился семинар, на котором участники обсудили вопросы таможенного администрирования российско-индийской двусторонней торговли. На семинаре предпринимателей проинформировали о совместных проектах таможенных служб двух стран по ускорению и упрощению таможенных процедур для добросовестных участников ВЭД. Представители бизнеса заинтересованы в участии в проектах по взаимному признанию статуса УЭО, а также в механизмах, предполагающих создание «упрощенных таможенных коридоров» для товаров приоритетного экспорта и импорта [4]. Однако, на данный момент между РФ и Индией нет подписанного соглашения о взаимном признании УЭО, что затормаживает това-ропотоки стран. Также отмечается необходимость подписания такого же соглашения с Турцией и рядом других ключевых партеров РФ в 2022 году.
Стоит отметить, что в феврале 2022 года подписано соглашение о признании УЭО с Китайской стороной. Оно предполагает предоставление специальных упрощений при прямых поставках между организациями, имеющими статус УЭО, а также обоюдный обмен информацией, необходимой для снижения уровня риска поставок. Такой формат таможенного сотрудничества придаёт дополнительный импульс углублению торгово-экономических связей [5].
Подписание такого соглашения с другими ключевыми партнёрами позволит сократить время на таможенные формальности, а также приведёт к снижению административной и финансовой нагрузки на участников ВЭД, ускорению товаропото-ков и содействию в устранении торговых барьеров.
Анализ показал, что основными векторами международного таможенного сотрудничества в сложившейся ситуации являются:
- развитие международного информационного обмена и углубление сотрудничества в экономической сфере;
- усиление интеграционных процессов в
Одним из последствий западных санкций стало формирование новой экономической системы, основанной на многополярности международных торговых отношений. Перед РФ и её партнёрами стоят актуальные вопросы совершенствования международного таможенного сотрудничества в целях более эффективного осуществления внешнеторговой деятельности. Достижение поставленных целей планируется осуществить за счёт цифровизации процессов, связанных с прохождение границы, взаимного признания УЭО и других совместных проектов, направленных на ускорение проведения таможенных процедур без потери их качества.
рамках ЕАЭС, БРИКС и ШОС.
Библиографический список:
1. Старцева А.Н., Кубанова С.В., Юсифов Э.Э. Транспортная инфраструктура РФ в новых условиях: проблемы и прогнозы // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. -№ 10-2 (92). - С. 199-202.
2. Петрушина О.М., Меркулова А.И., Тер-Оганесян К.А. Роль логистики в мировой экономике // Вестник Калужского университета. - 2021. - № 1 (50). - С. 15-17.
3. Алексеева Е.В., Воронина А.Д., Хохлова Н.А. Место Российской Федерации в международном рейтинге эффективности логистики // Вестник Академии знаний. - 2022. -№ 51 (4). - С. 23-27.
4. Жуков Д. Прямая поставка от УЭО к УЭО - это развитие упрощенных таможенных коридоров. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/press/aktual-no/document/335331.
5. Протокол от 04.02.2022 между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики о взаимном признании статуса уполномоченного экономического оператора. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/22bn0115/.
DEVELOPMENT OF CUSTOMS COOPERATION IN THE CONTEXT OF REORIENTATION OF INTERNATIONAL COMMODITY FLOWS
T.V. Dorozhkina1'2, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.A. Ivanov1, Student A.A. Kuznetsova1, Student
1Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky 2Institute of Management, Business and Technology (Russia, Kaluga)
Abstract. The sanctions imposed on the Russian Federation forced the reorientation of the flow of goods from the western market to the eastern region. But to ensure such a solution, it is necessary to significantly transform and improve the customs infrastructure. The article analyzes the main directions of changes in customs regulation and customs cooperation. The urgent task of the Russian Federation at the moment is to overcome technical and technological barriers to the flow of goods. The problems of unification of the customs procedure of customs transit are highlighted. The idea of the need to work on the recognition of Russian authorized economic operators as foreign partners is substantiated, which will significantly reduce the time and financial costs of participants in foreign economic activity.
Keywords: sanctions, foreign trade, logistics infrastructure, customs cooperation, electronic technologies.