Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УЭО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УЭО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ / ИНФРАСТРУКТУРА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова А.А., Иванов А.А., Татарченко К.Р.

В современных торговых отношениях между странами значимую позицию занимают вопросы, связанные с инфраструктурным обеспечением товаропотоков. В статье рассмотрено современное состояние и значимость уполномоченных экономических операторов (УЭО) в РФ. Обозначены основные положительные и отрицательные факторы, влияющие на развитие института УЭО. Помимо этого, представлены основные мероприятия, проводимые ФТС для разрешения проблемных вопросов возникающих в рамках работы УЭО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова А.А., Иванов А.А., Татарченко К.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM ISSUES IN THE DEVELOPMENT OF THE AEO INSTITUTE IN THE RUSSIAN FEDERATION

In modern trade relations between countries, issues related to the infrastructural provision of goods flows occupy a significant position. The article considers the current state and importance of authorized economic operators (AEO) in the Russian Federation. The main positive and negative factors affecting the development of the AEO institute are outlined. In addition, the main activities carried out by the FCS to resolve problematic issues arising within the framework of the AEO are presented.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УЭО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УЭО В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

А.А. Кузнецова 1, студент А.А. Иванов 1, студент К.Р. Татарченко 1, студент

Научный руководитель: Т.В. Дорожкина12, канд. экон. наук, доцент 1Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского 2Институт управления, бизнеса и технологий (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-12-1-188-190

Аннотация. В современных торговых отношениях между странами значимую позицию занимают вопросы, связанные с инфраструктурным обеспечением товаропотоков. В статье рассмотрено современное состояние и значимость уполномоченных экономических операторов (УЭО) в РФ. Обозначены основные положительные и отрицательные факторы, влияющие на развитие института УЭО. Помимо этого, представлены основные мероприятия, проводимые ФТС для разрешения проблемных вопросов возникающих в рамках работы УЭО.

Ключевые слова: логистические цепочки, инфраструктура, внешнеэкономическая деятельность, таможенный контроль, статус уполномоченного экономического оператора.

Современные торговые отношения не могут развиваться без эффективных транспортно-логистических цепочек, значительно влияющих на конечную цену и скорость доставки товаров [1]. В основе товародвижения лежит инфраструктурное обеспечение, которое представлено не только различными материальными объектами (например, транспортно-логистичес-кими терминалами), но и специализированными организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере ВЭД, крупнейшими представителями которых являются уполномоченные экономические операторы (УЭО). Их возрастающая роль в обеспечении международного товарообмена вызывает необходимость более детального изучения проблем, с которыми сталкиваются представители этого бизнеса - начиная от целого ряда трудностей при выполнении требований для получения данного статуса, до необходимости унификации требований к УЭО в различных странах.

Концепция УЭО основана на рамочных стандартах ВТамО по безопасности и упрощению процедур мировой торговли и применяется в большинстве стран мира.

Однако, в международной практике создано более ста различных программ деятельности УЭО.

В последние десятилетия таможенная служба придает большое значение обеспечению безопасности поставок товаров, перемещаемых через границу ЕАЭС, прозрачности хозяйственной деятельности участников внешнеэкономической деятельности. Поэтому ТК ЕАЭС значительно видоизменил статус УЭО путём введения дополнительных упрощений.

Однако практическая деятельность свидетельствует о наличии системных ошибок и недостатков в развитии механизмов взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. Также отрицательное влияние на развитие данного института оказывает сравнительно недолгий опыт его создания у нас в стране, по сравнению с иностранными компаниями, имеющими уже существующие и закреплённые корпоративные стандарты [2].

На данный момент в РФ всего 163 уполномоченных экономических оператора. Для сравнения можно привести количество УЭО в Китае - 3 203 (что на 1 865%

больше), США - 11 598 (на 7 015% больше) и странах ЕС - 18 395 операторов (на 11 185% больше).

Одним из факторов такой ситуации является низкая привлекательность для участников ВЭД института УЭО. С одной стороны - жесткие требования и большое количество проверочных мероприятий при получении статуса. С другой - расширенные возможности по упрощению таможенного контроля для добросовестных предпринимателей, что практически гарантирует «зеленый» коридор на границе.

Высокие требования к денежному обеспечению практически исключают возможность получения статуса УЭО для представителей малого и среднего бизнеса.

К негативным факторам развития института УЭО в настоящее время следует также отнести наличие у участников ВЭД информации о выявлении многочисленных нарушений при проверках деятельности УЭО со стороны государственных структур. Не исключено и влияние коррупционных факторов для отказа участнику ВЭД от получения статуса УЭО.

Следующей причиной такого маленького количества уполномоченных экономических операторов в Российской Федерации является то, что российские УЭО признаются только на территории ЕАЭС. Поэтому актуальной задачей РФ на текущий момент является взаимное признание статуса уполномоченного экономического оператора иностранными государствами. В результате обоюдного признания создаются безопасные цепочки поставок, предоставляются более благоприятные условия, которые могут предоставляться во время выполнения таможенного контроля.

Также к плюсам взаимного признания можно отнести максимальную долю автовыпуска товарных партий. Минимальная доля досмотров, которые проводятся непосредственно на складе получателя. Причем, досмотры могут заменяться досмотрами на ИДК.

Взаимное признание УЭО является не только стимулирует и упрощает работу импортоориентированых производителей, но создает благоприятный климат для экс-

порта. Примером удачной работы по расширению возможностей отечественных УЭО стал протокол о взаимном признании статуса УЭО, подписанный между ФТС России и Главным таможенным управлением Китая в апреле 2022 года. Его положения применяются к российским УЭО обладающим свидетельством III типа и «предприятиям с наивысшей степенью доверия», признанным в рамках института управления кредитоспособностью предприятий КНР [3].

На данный момент ФТС России планирует подобные соглашения с Республикой Молдова, Кореей, Турцией, Бразилией, Египтом, Ираном. Для подписания договоров о признании необходимо учитывать национальную специфику таможенной деятельности и тщательно прорабатывать нормативную базу.

Но, не смотря на развитие института с каждым годом, пробелы и проблемы в этой сфере остаются и требуют решения. Во-первых, следует расширить список юридических лиц страны, которые в перспективе могут стать УЭО. Во-вторых, проанализировать и учесть опыт других стран в этой сфере.

В связи с этим Российская Федерация проводит ряд мероприятий для увеличения количества УЭО:

- ФТС России ведет раздел, посвященный УЭО. Там отображаются все нормативные требования, имеется возможность задать вопросы, ознакомиться с бланками документов [4].

- Организовываются вебинары для участников ВЭД, где разъясняют, чем может быть полезен статус УЭО предпринимателям, обсуждаются планируемые новеллы законодательства и тонкости таможенного администрирования.

- Ведутся работы по поддержке российских производственников в технологических процессах, что позволит применять системы учета товаров УЭО для идентификации иностранных товаров при использовании таможенных процедур переработки.

Таким образом, совершенствование деятельности института УЭО очень важно для экономики нашей страны. Появление

института УЭО является позитивным мо- ускорение процедур таможенного кон-ментом и отражает современные тенден- троля, что положительно влияет на эффек-ции в регулировании внешнеэкономиче- тивность работы таможенных органов. ской деятельности и ее инфраструктурного Развитие института УЭО невозможно без обеспечения. Взаимодействие ФТС и УЭО разрешения проблемных вопросов и раз-направлено на значительное упрощение и работки контроля за их исполнением.

Библиографический список

1. Петрушина О.М., Меркулова А.И., Тер-Оганесян К.А. Роль логистики в мировой экономике // Вестник Калужского университета. - 2021. - №1 (50). - С. 15-17.

2. Алексеева Е.В., Воронина А.Д., Хохлова Н.А. Место Российской Федерации в международном рейтинге эффективности логистики // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 51 (4). - С. 23-27.

3. Протокол от 04.02.2022 «Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики о взаимном признании статуса уполномоченного экономического оператора». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/22bn0115/

4. Жуков Д. Прямая поставка от УЭО к УЭО - это развитие упрощенных таможенных коридоров. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/press/aktual-no/document/335331

PROBLEM ISSUES IN THE DEVELOPMENT OF THE AEO INSTITUTE IN THE

RUSSIAN FEDERATION

A.A. Kuznetsova 1, Student A.A. Ivanov 1, Student K.R. Tatarchenko 1, Student

Supervisor: T.V. Dorozhkina 1,2 Candidate of Economic Sciences, Associate Professor 1Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky 2Institute of Management, Business and Technology (Russia, Kaluga)

Abstract. In modern trade relations between countries, issues related to the infrastructural provision of goods flows occupy a significant position. The article considers the current state and importance of authorized economic operators (AEO) in the Russian Federation. The main positive and negative factors affecting the development of the AEO institute are outlined. In addition, the main activities carried out by the FCS to resolve problematic issues arising within the framework of the AEO are presented.

Keywords: supply chains, infrastructure, foreign economic activity, customs control, the status of an authorized economic operator.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.