таможенное сотрудничество customs cooperation
Н. Г. Липатова, А. Р. Гладков
определение перспективных механизмов таможенного сотрудничества россии и китая
В статье исследованы механизмы таможенного сотрудничества России и Китая в сферах содействия торговле и совершенствования таможенного контроля. Предложены критерии определения перспективных механизмов таможенного сотрудничества. Определены значения соответствующих критериев и перспективные механизмы сотрудничества применительно к таможенному сотрудничеству России с Китаем.
Ключевые слова: таможенное сотрудничество; механизмы таможенного сотрудничества; Россия; Китай; содействие торговле; совершенствование таможенного контроля; взаимное признание результатов таможенного контроля; взаимное признание уполномоченных экономических операторов; предотгрузочные инспекции.
N. G. Lipatova, A. R. Gladkov
identification of promising mechanisms of customs cooperation between russia and china
The mechanisms of customs cooperation between Russia and China in the areas of trade facilitation and improving customs control are examined in the article. The criteria for determining promising mechanisms of customs cooperation are proposed. The values of the relevant criteria and promising mechanisms of cooperation in relation to customs cooperation between Russia and China are determined.
Keywords: customs cooperation; mechanisms of customs cooperation; Russia; China; trade facilitation; improvement of customs control; mutial recognition of customs control results; mutial recognition of authorized economic operators; pre-shipment inspections.
В соответствии со «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» Россия продолжает наращивать всеобъемлющее, доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие с Китаем, активно развивает сотрудничество с ним по всем аспектам таможенного администрирования [1].
К основным задачам взаимодействия Федеральной таможенной службы (ФТС России) с Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики (ГТУ КНР) относятся:
- защита экономических интересов Российской Федерации (РФ), т. е. обеспечение законности и безопасности российско-китайской торговли;
- создание благоприятных и необременительных условий для прохождения административных процедур в сфере международной торговли добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) [2].
Совместная работа таможенных органов России и Китая оказывает влияние на развитие торгово-экономических отношений двух стран и, в частности, на рост взаимной торговли. В 2019 г. товарооборот России с Китаем достиг рекордного показателя в 111,5 млрд долл., что больше показателя 2018 г. на 3,05% [3]. Лидерами двух государств поставлена задача нарастить его к 2024 г. до 200 млрд долл., что требует повышения эффективности российско-китайского таможенного сотрудничества, придания ему практической направленности и результативности [2].
Решение указанных задач во многом будет зависеть от использования возможностей таможенного сотрудничества в сфере содействия торговле, в первую очередь путем применения широкого набора механизмов и инструментов Всемирной таможенной организации (ВТамО) в целях упрощения процедур торговли, и решения ряда проблем таможенного контроля в рамках взаимной торговли (сохранение значительных потерь доходов федерального бюджета в связи с нарушением таможенного и иного законодательства, высокий уровень рисков нарушений в сфере декларирования таможенной стоимости, рост количества нарушений в сфере классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза
и др.) [4].
В связи со сложившимися устойчивыми положительными тенденциями и благоприятными перспективами развития российско-китайской торговли, широкими возможностями таможенного сотрудничества в сфере содействия торговле и наличием комплекса проблем таможенного контроля в рамках взаимной торговли возникает задача определения перспективных механизмов таможенного сотрудничества России и Китая.
При определении таких механизмов предлагается использовать критерии, показанные на рис. 1. Данные критерии носят универсальный характер, отражают существенные аспекты реализации механизмов таможенного сотрудничества и естественно дополняют друг друга.
Предполагается, что в зависимости от ориентации механизмов на цели содействия торговле либо совершенствования таможенного контроля эффекты от их
Возможности реализации механизмов
лвных механизмов
России и Китая
Эффекты от реализации механизмов
Рис. 1. Критерии определения перспективных механизмов таможенного сотрудничества России и Китая
реализации (первый критерий) будут выражаться в приращении результатов по данным направлениям. Возможности реализации механизмов (второй критерий) отражают степень достижения целей их применения в сложившихся условиях сотрудничества (правовых, организационных, экономических и иных), состав которых меняется от механизма к механизму [4].
В рамках оценки второго критерия важное требование - обеспечение преемственности развития механизмов сотрудничества, позволяющей реализовать долгосрочную программу сотрудничества.
Результаты таможенного сотрудничества России и Китая свидетельствуют, что основным направлением его долгосрочного развития является формирование системы сквозного государственного контроля за международной цепью поставок товаров в соответствии со стандартами ВТамО [4; 5]. Уровень развития российско-китайского сотрудничества пока не позволяет сделать вывод о формировании такой системы в ближайшей перспективе, поскольку наблюдается недостаточное развитие либо отсутствие отдельных механизмов сотрудничества.
С учетом достигнутого уровня развития таможенного сотрудничества России и Китая рассмотрены те механизмы, совершенствование либо создание которых необходимо в первую очередь для дальнейшего прогресса на пути формирования системы сквозного государственного контроля за международной цепью поставок товаров (рис. 2).
Рис. 2. Механизмы таможенного сотрудничества России и Китая
В зависимости от степени реализации механизмы таможенного сотрудничества России и Китая разделены на две основные группы:
1) реализуемые механизмы сотрудничества (имеют правовую базу и опыт практической реализации);
2) планируемые механизмы сотрудничества (планируются к реализации в ближайшие годы) [4].
Механизмы обеих групп выделены на основании официальных документов о сотрудничестве ФТС России с ГТУ КНР.
Процесс определения перспективных механизмов представлен в виде двух-этапной сравнительной оценки, основанной на предложенных критериях. На первом этапе выполнен качественный анализ механизмов и проведено их ранжирование по значениям критериев. На втором этапе качественные оценки переведены в количественные значения критериев и объединены в общие оценки механизмов.
Основные результаты качественного анализа механизмов таможенного сотрудничества России и Китая выглядят следующим образом.
Взаимное признание результатов таможенного контроля. Согласно Протоколу между ФТС России и ГТУ КНР о взаимном признании результатов таможенного контроля от 22.10.2013 совместное (взаимное) признание результатов таможенного контроля представляет собой действия должностных лиц таможенных органов страны-импортера, находящихся в пунктах пропуска, направленные на пропуск через границу согласованной сторонами категории товаров, с проведением в отношении них таможенного контроля в форме таможенного досмотра (осмотра) на основе системы управления рисками (СУР) только при наличии оснований полагать, что товары перемещаются с нарушением положений таможенного законодательства сторон [6].
Анализ положений правовых документов о взаимном признании результатов таможенного контроля между ФТС России и ГТУ КНР [6; 7; 8; 9] позволяет сделать вывод о привлекательности соответствующего механизма сотрудничества и значительных эффектах содействия торговле в результате его применения, связанных с реализацией принципа однократного предоставления сведений и применения форм таможенного контроля.
Основными факторами, ограничивающими величину эффектов содействия торговле в рамках данного механизма, выступают:
1) применение механизма только к таможенным операциям на этапах убытия и прибытия товаров;
2) перемещение товаров только на автомобильном транспорте;
3) перемещение только сырьевых и сельскохозяйственных товаров;
4) ограничение пунктов пропуска, на которых применяется механизм;
5) ограничение форм таможенного контроля, в отношении которых применяется взаимное признание результатов таможенного контроля;
6) преимущественное применение документов на бумажных носителях.
Относительно возможности реализации рассматриваемого механизма можно
сделать вывод, что в целом сложился комплекс условий, который позволяет применять взаимное признание результатов таможенного контроля в торговле России и Китая (наличие протоколов и соглашений о сотрудничестве, порядка применения механизма, заинтересованность участников ВЭД, достаточная техническая оснащенность таможенных органов России и Китая).
Проект «Зеленый коридор». Проект «Зеленый коридор» (или «Упрощенный таможенный коридор») реализуется на основании Протокола между ФТС России и ГТУ КНР об организации экспериментального обмена информацией по взаимной торговле от 27.03.2007 [10; 11].
По величине эффектов содействия торговле проект «Зеленый коридор» превосходит механизм взаимного признания результатов таможенного контроля, поскольку в процессе реализации проекта между таможенными органами России и Китая осуществляется обмен предварительной информацией в объеме сведений декларации на товары. Данная информация может быть использована не только при совершении таможенных операций на этапе прибытия товаров в страну назначения, но и на этапе декларирования товаров.
Возможности реализации рассматриваемого проекта представляются недостаточными. Это обусловлено следующими причинами:
1) отсутствие полноценного протокола или соглашения, определяющего организационные, технические и иные условия проекта «Зеленый коридор» (применяется протокол 2007 г., содержащий общие положения о проведении экспериментального обмена информацией);
2) низкая заинтересованность российских участников ВЭД представлять экспортную декларацию в связи с возможностями занижения таможенной стоимости и уклонения от уплаты таможенных платежей;
3) необходимость модернизации проекта в соответствии с современным уровнем развития информационных таможенных технологий, в первую очередь в связи с переходом на технологии автоматической регистрации декларации на товары и автоматического выпуска товаров.
Взаимное признание статуса уполномоченного экономического оператора. Взаимное признание статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО) представляет собой механизм таможенного сотрудничества, при котором страны признают программы УЭО торговых партнеров, в том числе процедуры и критерии присвоения статуса УЭО, специальные упрощения для УЭО [12]. В рамках таможенного сотрудничества с КНР планируется внедрить механизмы взаимного признания третьего типа, которому предоставляется наибольшее количество специальных упрощений.
В настоящее время протокол о взаимном признании статуса УЭО находится на стадии согласования между ФТС России и ГТУ КНР [13].
Вероятными упрощениями, предоставляемыми УЭО России и Китая в рамках их взаимного признания, будут являться:
1) автоматический выпуск товаров, декларируемых УЭО;
2) минимальная доля досмотра товаров, который будет производиться на складах, в помещениях или на площадках УЭО;
3) максимальное замещение досмотров осмотрами с использованием инспек-ционно-досмотровых комплексов (ИДК);
4) минимальная доля осмотра товаров с использованием ИДК [13].
Данные упрощения свидетельствуют о том, что условия совершения таможенных операций для УЭО являются более благоприятными, чем для участников ВЭД, отнесенных к категории низкого уровня риска [13].
Таким образом, можно сделать вывод о высокой величине эффектов, которые могут быть получены в результате реализации механизма взаимного признания статуса УЭО в России и Китае.
Возможности реализации механизма взаимного признания статуса УЭО представляются высокими и определяются благоприятной комбинацией факторов применения рассматриваемого механизма, в том числе наличием у Китая богатого
опыта заключения соглашений о взаимном признании статуса УЭО, высокой экономической заинтересованностью участников ВЭД России и Китая, близостью содержания программ УЭО в России и Китае, наличием в России и Китае базовой инфраструктуры администрирования института УЭО и технической возможности автоматического выпуска товаров, завершающей стадией подготовки межгосударственного протокола о взаимном признании УЭО.
Обмен информацией при таможенном контроле за контейнерными перевозками. В соответствии с Протоколом между ФТС России и ГТУ КНР о безопасности цепи поставок товаров при контейнерных перевозках и облегчении торговли от 03.09.2015 [14] обмен информацией при таможенном контроле за контейнерными перевозками охватывает информацию, полученную при проведении таможенного контроля товаров в стране отправления.
Основные эффекты от реализации рассматриваемого механизма с целью совершенствования таможенного контроля определяются возможностями использования сведений страны отправления при принятии решения о выборе объектов и форм таможенного контроля. В зависимости от объема предварительной информации сведения страны отправления могут использоваться на этапе прибытия товаров либо на этапе открытия таможенной процедуры таможенного транзита.
В рамках представленного механизма не предусмотрен обмен информацией в объеме сведений декларации на товары, что не позволяет использовать его при совершении таможенных операций на этапе декларирования и выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой.
Возможности реализации обмена информацией при таможенном контроле за контейнерными перевозками поддерживаются наличием протокола между ФТС России и ГТУ КНР, согласованных условий электронного взаимодействия между приграничными таможенными органами, порядка обмена информацией и проведения таможенного контроля с использованием полученных сведений. Вместе с тем такие возможности существенно осложняются отсутствием ответственности перевозчиков и других заинтересованных лиц за изменение целей совершения таможенных операций при прибытии товаров в страну назначения по сравнению с целями, заявленными таможенному органу страны отправления. Поэтому при получении информации от таможенного органа страны отправления не всегда существует возможность ее использования.
Обмен информацией в области управления рисками. Обмен информацией в области управления рисками регулируется Соглашением между ФТС России и ГТУ КНР о сотрудничестве в области управления рисками от 01.11.2017 [15]. Несмотря на его продолжительное действие, эффекты от реализации механизма пока не проявили себя в полной мере. Их оценке препятствует отсутствие конкретных рисков, товаров, пунктов пропуска через границу и других характеристик, в отношении которых будет осуществляться обмен информацией.
Возможности реализации механизма зависят от согласования сторонами технических условий информационного взаимодействия, включающих состав сведений, периодичность и сроки их предоставления.
Обмен информацией в области контроля таможенной стоимости. Обмен информацией в области контроля таможенной стоимости регулируется Протоколом между Государственным таможенным комитетом РФ и ГТУ КНР
о сотрудничестве в области контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через российско-китайскую государственную границу либо через территории третьих стран, от 28.04.2001 [16].
Эффекты совершенствования таможенного контроля в результате реализации рассматриваемого механизма сотрудничества незначительны, поскольку условия его применения не соответствуют современным технологическим возможностям и потребностям участников таможенных операций, в рамках него не предусмотрено электронное взаимодействие, являющееся основной формой информационного взаимодействия.
Согласно анализируемому протоколу предполагается обмен на уровне каждой отдельной копии декларации на товары в течение трех месяцев с момента ее оформления. Это не позволяет оперативно выявить риски недостоверного декларирования таможенной стоимости и ускорить совершение таможенных операций путем автоматической обработки сведений деклараций на товары. Поэтому возможности реализации данного механизма в современных условиях совершения таможенных операций представляются ограниченными.
Автоматизированный обмен сведениями о стоимости товаров. Рассматриваемый механизм сотрудничества предусмотрен решением коллегии ФТС России от 01.10.2019 [2] в качестве одного из ключевых перспективных проектов ФТС России и ГТУ КНР и нацелен на борьбу с умышленным занижением стоимости товаров при таможенном декларировании.
Автоматизированный обмен предполагает использование информации в электронном виде, что выгодно отличает данный механизм от механизма, предусмотренного Протоколом от 28.04.2001 [16].
Эффекты от реализации механизма значительны, поскольку контроль таможенной стоимости является одной из наиболее проблемных функций таможенных органов. Использование автоматизированного обмена сведениями позволит осуществлять контроль таможенной стоимости с использованием автоматических профилей рисков, направленных на наиболее полное выявление рисков в кратчайшие сроки и без участия должностных лиц таможенных органов.
Вместе с тем возможности реализации данного механизма являются пока неопределенными в связи с отсутствием информации о позиции ГТУ КНР по предоставлению необходимой информации и продолжением работы по межгосударственному согласованию технических условий обмена сведениями.
Организация предотгрузочных инспекций товаров из Китая. В качестве перспективного проекта ФТС России и ГТУ КНР в решении коллегии ФТС России от 01.10.2019 рассматривается организация предотгрузочных инспекций товаров из Китая. Предотгрузочные инспекции планируется проводить силами представителей таможенной службы России в Китае [2].
Предотгрузочные инспекции являются действенным инструментом борьбы с недостоверным декларированием таможенной стоимости и кода товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров и применяются рядом развивающихся государств [17].
Эффекты от реализации рассматриваемого механизма сотрудничества будут достаточно высокими в связи с совпадением целей применения механизма с основными проблемами таможенного контроля китайских товаров и наличием в механизме действенных методов и способов достижения указанных целей.
вестник российской таможенной академии • № 1 • 2021
Величина эффектов от организации предотгрузочных инспекций будет зависеть от возможностей представителей таможенной службы РФ проверять все товары с высокими рисками нарушений. Данные возможности зависят от договоренностей между ФТС России и ГТУ КНР.
В целом возможности реализации предотгрузочных инспекций представляются высокими, поскольку механизм направлен на борьбу с занижением таможенной стоимости российскими участниками ВЭД и не препятствует реализации экономических интересов китайских экспортеров.
На основе проведенного качественного анализа механизмов таможенного сотрудничества России и Китая оценены количественные значения критериев определения перспективных механизмов соответствующего сотрудничества в сферах содействия торговле и совершенствования таможенного контроля.
Перевод качественных оценок в количественные осуществлялся на базе пятиуровневой порядковой шкалы значений. Выбор пятиуровневой шкалы обусловлен особенностями сравниваемых объектов, характеристики которых могут принимать минимальные (1 балл), низкие (2 балла), средние (3 балла), высокие (4 балла) и максимальные (5 баллов) значения, при этом максимальные значения соответствуют наиболее перспективным механизмам сотрудничества.
Полученные количественные оценки свидетельствуют, что среди механизмов таможенного сотрудничества России и Китая в сфере содействия торговле наиболее перспективным является взаимное признание статуса УЭО (табл. 1). Данный механизм позволяет получить высокую величину эффектов содействия торговле в результате охвата упрощениями для УЭО всех этапов таможенных операций, сокращения времени и автоматизации декларирования и выпуска товаров, минимального применения форм фактического контроля и их замещения альтернативными проверочными мероприятиями.
Таблица 1
Оценки значений критериев определения перспективных механизмов таможенного сотрудничества России и Китая в сфере содействия торговле
№ п/п Наименование механизма сотрудничества Значение критерия 1 «Эффекты от реализации механизма», в баллах Значение критерия 2 «Возможности реализации механизма», в баллах Общая оценка механизма, в баллах
1 Взаимное признание результатов таможенного контроля 2 5 7
2 Проект «Зеленый коридор» 3 2 5
3 Взаимное признание статуса УЭО 4 4 8
Тем не менее, до введения в действие протокола или соглашения между ФТС России и ГТУ КНР нельзя сделать вывод о точной величине эффектов. На начальном этапе применения механизма потребуется адаптация таможенных органов и участников ВЭД, поэтому величина эффектов не будет максимальной.
Возможности реализации механизма представляются высокими и определяются благоприятной комбинацией факторов (наличие у Китая богатого опыта заключения соглашений о взаимном признании статуса УЭО, высокая экономическая заинтересованность участников ВЭД России и Китая и др.). Вместе с тем
отсутствие межгосударственного протокола о взаимном признании УЭО не позволяет считать такие возможности максимальными.
С учетом вышеизложенного по сумме двух критериев получена общая оценка механизма, равная 8 баллам.
Среди механизмов таможенного сотрудничества России и Китая в сфере совершенствования таможенного контроля наиболее перспективным представляется организация предотгрузочных инспекций (табл. 2). Эффекты от предотгру-зочных инспекций будут высокими в связи с совпадением целей их применения с основными проблемами контроля китайских товаров и наличием в механизме действенных методов и способов достижения указанных целей. Однако до подписания межгосударственного соглашения величина указанных эффектов не поддается точной оценке.
Таблица 2
Оценки значений критериев определения перспективных механизмов таможенного сотрудничества России и Китая в сфере совершенствования таможенного контроля
№ п/п Наименование механизма сотрудничества Значение критерия 1 «Эффекты от реализации механизма», в баллах Значение критерия 2 «Возможности реализации механизма», в баллах Общая оценка механизма, в баллах
1 Обмен информацией при таможенном контроле за контейнерными перевозками 2 2 4
2 Обмен информацией в области управления рисками 2 2 4
3 Обмен информацией в области контроля таможенной стоимости 1 1 2
4 Автоматизированный обмен сведениями о стоимости товаров 4 3 7
5 Организация предотгрузочных инспекций товаров из Китая 4 4 8
Возможности реализации предотгрузочных инспекций достаточно высоки, поскольку механизм направлен на борьбу с занижением таможенной стоимости российскими участниками ВЭД и не препятствует реализации экономических интересов китайских экспортеров. Однако для их реализации необходимо подписать межгосударственный договор.
С учетом изложенного критериям 1 «Эффекты от реализации механизма» и 2 «Возможности реализации механизма» присвоены высокие значения, равные 4 баллам. По сумме двух критериев получена общая оценка механизма, равная 8 баллам.
Таким образом, в результате проведенного исследования планируемых и реализуемых механизмов таможенного сотрудничества России и Китая в сферах содействия торговле и совершенствования таможенного контроля можно сделать вывод, что в современных условиях развития российско-китайской торговли и проведения таможенного контроля в рамках взаимной торговли наиболее
перспективными механизмами таможенного сотрудничества России и Китая будут являться взаимное признание статуса УЭО и организация предотгрузочных
инспекций товаров из Китая.
Использованные источники
1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р).
2. Приказ ФТС России от 31.10.2019 № 1676 «О решении коллегии ФТС России от 1 октября 2019 года „О повышении эффективности взаимодействия между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в таможенной сфере и о перспективных направлениях таможенного сотрудничества двух стран"».
3. Спартак А. Н. Современный масштаб российско-китайского торгово-экономического сотрудничества и перспективы удвоения взаимной торговли к 2024 году // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. Т. 220. № 6. С. 83-108.
4. Развитие механизмов таможенного сотрудничества России и Китая в сфере содействия торговле и совершенствования таможенного контроля: отчет о НИР / Н. Г. Липатова, А. Р. Гладков, Б. И. Кецба, Е. В. Жеребен, А. Э. Петросян, А. А. Русанова; Российская таможенная академия. Люберцы, 2020. 205 с.
5. Таможенное сотрудничество России и Китая: монография / Н. Г. Липатова, О. Г. Боброва, А. Р. Гладков, Ю. Н. Егоров, Н. М. Кожуханов, В. Е. Новиков, С. В. Новиков, Ю. И. Сомов, О. Б. Сокольникова, Б. И. Кецба, Е. В. Жеребен, Н. А. Тарасов, С. Ю. Цыпранюк, В. С. Не-удахин. М.: РИО Российской таможенной академии, 2018. 188 с.
6. Протокол между ФТС России и ГТУ КНР о взаимном признании результатов таможенного контроля от 22.10.2013 (совершено в г. Пекине).
7. Протокол о внесении изменений в Протокол между ФТС России и ГТУ КНР о взаимном признании результатов таможенного контроля от 22.10.2013 (совершено в г. Пекине в сентябре 2015 г.).
8. Соглашение между ФТС России, ГТУ КНР и Главным таможенно-налоговым управлением Монголии о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров от 23.06.2016 (совершено в г. Ташкенте).
9. Протокол между ФТС России и ГТУ КНР в области обмена данными, полученными в результате использования инспекционно-досмотровых комплексов, проводимого в рамках взаимного признания результатов таможенного контроля в отношении определенных видов товаров, с целью повышения эффективности таможенного контроля, от 01.11.2017 (совершено в г. Пекине).
10. Протокол между ФТС России и ГТУ КНР об организации экспериментального обмена информацией по взаимной торговле от 27.03.2007 (совершено в г. Москве).
11. Информация Дальневосточного таможенного управления «О российско-китайском проекте «Зеленый коридор» [Электронный ресурс]. https://dvtu.customs.gov.ru/document/ text/203699 (дата обращения: 18.01.2021).
12. Информация практического руководства по упрощению процедур торговли о взаимном признании уполномоченных экономических операторов [Электронный ресурс]. URL: http://tfig.unece.org/RUS/contents/mutual-recognition.htm (дата обращения: 18.01.2021).
13. Стенограмма выступления начальника отдела завершающих таможенных режимов и переработки Федеральной таможенной службы Александра Александровича Ступникова в ходе он-лайн-дискуссии по вопросам уполномоченных экономических операторов, организованной Media Business Solutions и Оргкомитетом Форума УЭО, 24 апреля 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/74199/ (дата обращения: 18.01.2021).
14. Протокол между ФТС России и ГТУ КНР о безопасности цепи поставок товаров при контейнерных перевозках и облегчении торговли от 03.09.2015 (совершено в г. Пекине).
15. Соглашение между ФТС России и ГТУ КНР о сотрудничестве в области управления рисками от 01.11.2017 (совершено в г. Пекине).
16. Протокол между Государственным таможенным комитетом РФ и ГТУ КНР о сотрудничестве в области контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через российско-китайскую государственную границу либо через территории третьих стран, от 28.04.2001 (подписан в г. Москве).
17. Дюмулен И. И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2015. 548 с.