Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КИТАЯ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ И ТАМОЖЕННОЙ СФЕРАХ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КИТАЯ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ И ТАМОЖЕННОЙ СФЕРАХ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
617
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ГЛАВНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ / ТОВАРООБОРОТ / МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ КОМИССИИ / ПОДКОМИССИЯ ПО ТАМОЖЕННОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ / TRADE COOPERATION / CUSTOMS COOPERATION / FEDERAL CUSTOMS SERVICE / THE GENERAL CUSTOMS ADMINISTRATION OF THE PEOPLES'' REPUBLIC OF CHINA / GOODS TURNOVER / INTERGOVERNMENTAL COMMISSIONS / SUB-COMMISSION ON CUSTOMS COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Комиссаров Александр Анатольевич

В статье проведен анализ текущего состояния торговых взаимоотношений России и Китая. Основное внимание уделено формату взаимодействия таможенных администраций данного государства. Определены основные направления сотрудничества между Федеральной таможенной службой и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN FOREIGN TRADE AND CUSTOMS

The analysis of the current state of trade cooperation between Russia and China is carried out in the article. The main attention is paid to the format of cooperation between the customs administrations of the states. The main areas of cooperation between the Federal Customs Service and the General Customs Administration of the Peoples' Republic of China are determined.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КИТАЯ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ И ТАМОЖЕННОЙ СФЕРАХ»

применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 10. Тенденции развития в секторах экономики, 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// economy.gov.ru/.

А. А. Комиссаров

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КИТАЯ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ И ТАМОЖЕННОЙ СФЕРАХ

В статье проведен анализ текущего состояния торговых взаимоотношений России и Китая. Основное внимание уделено формату взаимодействия таможенных администраций данного государства. Определены основные направления сотрудничества между Федеральной таможенной службой и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики.

Ключевые слова: торговое сотрудничество; таможенное сотрудничество; Федеральная таможенная служба; Главное таможенное управление Китайской Народной Республики; товарооборот; межправительственные комиссии; Подкомиссия по таможенному сотрудничеству.

A. A. Komissarov

COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN FOREIGN TRADE AND CUSTOMS

The analysis of the current state of trade cooperation between Russia and China is carried out in the article. The main attention is paid to the format of cooperation between the customs administrations of the states. The main areas of cooperation between the Federal Customs Service and the General Customs Administration of the Peoples' Republic of China are determined.

Keywords: trade cooperation; customs cooperation; the Federal Customs Service; the General Customs Administration of the Peoples' Republic of China; goods turnover; intergovernmental commissions; Sub-Commission on customs cooperation.

Внешнеторговое взаимодействие России и Китая является важнейшей составляющей двусторонних отношений, которые в «Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» от 16.07.2001 определены как «отношения всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия». Китай с 2010 г. - крупнейший торговый партнер Российской Федерации (РФ). Главами двух государств поставлена задача по увеличению к 2020 г. объема двустороннего товарооборота до 200 млрд долл., а объема китайских прямых инвестиций в экономику России - до 12 млрд долл.

Задача по увеличению товарооборота может быть реализована только при тесном контакте таможенных служб, которые несут ответственность в части упрощения торговых и административных барьеров в трансграничной торговле.

Основными задачами исследования являются анализ текущего состояния торговых взаимоотношений России и Китая, а также изучение формата их взаимодействия на уровне таможенных администраций.

Главные статьи российского экспорта в Китай составляют: нефть и нефтепродукты, древесина и изделия из нее, продукция химической промышленности и удобрения, металлы и изделия из них. За последние годы отмечается значительный рост поставок в Китайскую Народную Республику (КНР) российской сельскохозяйственной продукции. Китайский экспорт в Россию характеризуется увеличением количества товарной номенклатуры, в последние годы в нем существенно увеличилась доля высокотехнологичных инновационных товаров. Китай в современных условиях обладает значительными инвестиционными возможностями, а Россия может предоставить технологии и транспортные услуги [1].

Компании двух стран также совместно реализуют ряд крупномасштабных проектов в сфере топливной и ядерной энергетики, гражданского авиастроения, ракетного двигателестроения, спутниковых навигационных систем, инфраструктурного строительства, сельского хозяйства и др. [2]. На современном этапе активизация инвестиционного взаимодействия является одним из приоритетов развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества. Вместе с тем масштабы взаимных инвестиций пока отстают от объемов двусторонней торговли. При этом инвестиционные вложения Китая в российскую экономику почти в десять раз превосходят инвестиции России в Китае. В целом в настоящее время Россия и Китай находятся на стадии расширения торгово-экономического взаимодействия, которое позволяет странам выйти на качественно иной уровень сотрудничества.

Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС России), в 2017 г. двусторонний товарооборот вырос до 87,0 млрд долл. США (+31,5% к 2016 г.), при этом экспорт России в Китай увеличился до 38,9 млрд долл. США (+38,9%), импорт из Китая составил 48,0 млрд долл. США (+26,1%). Основным торговым партнером России среди стран дальнего зарубежья стал Китай; по имеющимся данным на конец 2018 г., двусторонний товарооборот между Россией и Китаем возрос до 110 млрд долл. США, что составляет +26,4% к 2017 г. (табл.).

Таблица

Динамика товарооборота РФ и КНР с 2010 г. по первое полугодие 2018 г.

Позиция 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Январь-август 2018 г.

Оборот, млрд долл. США 59,3 83,5 87,5 88,8 88,4 63,6 66,1 87,0 68,9

темпы роста, % 150,3 140,8 105,2 101,6 99,5 71,9 103,9 131,5 126,8

Экспорт, млрд долл. США 20,3 35,2 35,7 35,6 37,5 28,6 28,0 38,9 35,2

темпы роста, % 121,8 173,4 102,0 99,6 105,7 76,3 97,9 138,9 147,0

Импорт, млрд долл. США 39,0 48,3 51,8 53,1 50,9 35,0 38,1 48,0 33,7

темпы роста, % 171,2 123,9 107,6 102,9 95,7 68,7 108,9 126,1 110,8

Сальдо -18,7 -13,1 -16,1 -17,5 -13,4 -6,3 -10,1 -9,1 1,5

Источник: Справка Минэкономразвития России о торгово-экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Китаем, 2018 г.

Анализ данных, представленных в табл. 1, показывает, что товарооборот России и Китая возрос с 59,3 млрд долл. США в 2010 г. до 87 млрд долл. США в 2017 г.

Спад товарооборота в 2015 г. на 24,8 млрд долл. США по отношению к товарообороту 2014 г. объясняется экономическим кризисом, затронувшим все сферы экономики России. После восстановления российской экономики в период с 2015 г. по 2018 г. по мере роста товарооборота наблюдается тенденция к увеличению экспорта и импорта товаров. Следовательно, в настоящее время сохраняется положительная динамика, которая проявляется в ежегодном увеличении товарооборота между РФ и КНР.

Внешнеторговые потоки России со странами Азии, Африки и Латинской Америки концентрируются на ограниченном круге государств. Ведущими российскими торговыми партнерами (около 70% объема торговли) по-прежнему выступают Китай, Япония, Республика Корея и Индия. Имеющийся большой потенциал сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) может быть реализован в интересах ускорения экономического развития России, особенно регионов Сибири и Дальнего Востока, увеличения и диверсификации отечественного экспорта в страны Азии, привлечения в экономику РФ инвесторов, современного оборудования, технологий и ноу-хау [3]. Все это способствует усилению китайского вектора в развитии экономических связей регионов Сибири и Дальнего Востока.

Несмотря на активное участие России и Китая в различных региональных организациях, таких как Шанхайская организация сотрудничества, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, БРИКС, конкретные решения в области торгового и таможенного сотрудничества принимаются на уровне двустороннего взаимодействия при помощи механизма межправительственных комиссий, а также при помощи Подкомиссии по таможенному сотрудничеству.

Механизм межправительственного взаимодействия России и Китая реализован в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством КНР от 27.06.1995 «О создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств» [4].

В рамках этого механизма в настоящее время осуществляют свою деятельность пять межправительственных комиссий:

- по подготовке регулярных встреч глав правительств;

- по инвестиционному сотрудничеству;

- по энергетическому сотрудничеству;

- по гуманитарному сотрудничеству;

- по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона РФ и северо-востока КНР.

В рамках межправительственной Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств в ходе работы 21-го заседания Подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству обсуждались вопросы устранения барьеров в торговле, использования национальных валют, обеспечения беспрепятственного проведения расчетно-платежных операций, взаимного доступа сельскохозяйственной и никелевой продукции на рынки двух стран, защиты прав интеллектуальной собственности, укрепления приграничных и межрегиональных связей, развития взаимодействия в сферах стандартизации, освоения и использования лесных ресурсов, а также работы в многосторонних форматах.

Руководители российской и китайской делегаций подчеркивают важность дальнейшего укрепления взаимодействия России и Китая в деле сохранения

ключевой роли Всемирной торговой организации в многосторонней торговой системе, а также противодействия протекционизму, идущему вразрез с правилами мировой торговли. Россия и Китай достигли договоренности в учреждении рабочих групп в сфере торговли услугами и электронной коммерции [5].

Сотрудничество России и Китая в области таможенного дела осуществляется на основе взаимодействия ФТС России и Главного таможенного управления (ГТУ) КНР. Совместная работа таможенных администраций РФ и КНР проводится в рамках Подкомиссии по таможенному сотрудничеству Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая, заседания которой проходят ежегодно [6].

Работа Подкомиссии осуществляется созданными рабочими группами по следующим направлениям:

- совершенствование порядка проведения таможенных операций и организации таможенного контроля (проекты «Зеленый коридор», взаимное признание результатов таможенного контроля, взаимное признание уполномоченных экономических операторов, обеспечение безопасности цепи поставок при контейнерных перевозках);

- таможенная статистика;

- правоохранительная деятельность;

- защита прав на объекты интеллектуальной собственности;

- таможенные платежи;

- управление рисками при осуществлении таможенного контроля;

- подготовка кадров;

- незаконное перемещение ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Параллельно таможенные администрации России и Китая ведут работу по следующим направлениям:

- реализация многосторонних проектов по содействию сопряжения функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и «Экономического пояса Шелкового пути»;

- усиление таможенного сотрудничества в трехстороннем формате «Китай -Россия - Монголия»;

- использование интеллектуальных замков NUCTECH при транзите товаров;

- совершенствование таможенного контроля товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях.

Рассмотрим более подробно основные направления сотрудничества таможенных служб РФ и КНР.

Основанием для реализации проекта «Зеленый коридор» является «Протокол об организации экспериментального обмена информацией во взаимной торговле» от 27.03.2007, подписанный ФТС России и ГТУ КНР. С 2011 г. и до настоящего времени ФТС России и ГТУ КНР осуществляют обмен информацией по товарам, перемещаемым через пункты пропуска Забайкальск - Маньчжурия, по 16 полям таможенной декларации (в отношении всех товаров и всех участников внешнеэкономической деятельности - режим эксперимента без предоставления упрощений).

По правилам проекта к участию в нем принимаются компании, соответствующие следующим требованиям:

1) организации должны на добровольной основе направить в ФТС России официальные обращения на включение их в проект;

2) организации должны быть с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства;

3) китайские контрагенты российских организаций должны быть одобрены ГТУ КНР.

Проект взаимного признания результатов таможенного контроля осуществляется в пунктах пропуска Пограничный - Суйфэньхэ, Полтавка - Дуннин, Благовещенск - Хэйхэ, Нижнеленинское - Тунцзян (ДВТУ) и Забайкальск - Маньчжурия в отношении леса, вод минеральных, пива солодового, сои, кукурузы, вывозимых из России в Китай, и овощей и фруктов, мешков и пакетов упаковочных, самоходных машин и автотранспорта, ввозимых из Китая в Россию. В целях развития эксперимента 01.11.2017 в Пекине подписан «Протокол об обмене снимками ИДК» [7].

ФТС России совместно с ГТУ КНР реализует также проект по обеспечению безопасности цепи поставок при контейнерных перевозках [8]. Данный проект был разработан специально для перевозки контейнеров, при перегрузке которых с одного вида транспорта на другой (например, с моря на железную дорогу) существуют риски несанкционированного доступа к товарам (в том числе вскрытия, изъятий и т. д.). В случае реализации проекта эти риски будут минимизированы благодаря информации сопредельной стороны, что позволит значительно сократить время совершения таможенных операций (например, уменьшится количество досмотров и сократится время принятия решения о выпуске товара) при одновременном сохранении эффективности таможенного контроля.

В настоящее время таможенными администрациями России и Китая проводится работа по внедрению технологии интеллектуального замка NUCTECH («НУКТЭК»), применяемого ГТУ КНР с 2017 г. (в настоящее время используется для внутреннего транзита товаров), который позволяет хранить всю необходимую информацию о перемещаемом грузе и сопроводительных документах в электронном виде. Таможенная служба Китая готова безвозмездно обеспечить таможенные службы иностранных государств (России, Белоруссии, Казахстана, Польши, Венгрии, Чехии, Бельгии, Франции, Нидерландов и Испании), через которые следует грузовой контейнерный поезд Чунцин - Европа, интеллектуальными замками и программным обеспечением к ним.

По линии Евразийской экономической комиссии активно прорабатываются единые требования к электронным пломбам и операторам, которые будут их администрировать [9].

Эксперты таможенных служб России и Китая при участии представителей «НУКТЭК» провели 26.04.2018 в Москве рабочую встречу и обменялись мнениями о технологии интеллектуального замка.

В связи с интенсивным развитием электронной коммерции и большим количеством китайских товаров, поступающих в Россию в международных почтовых отправлениях (МПО), особую актуальность для ФТС России приобретает вопрос развития взаимодействия с ГТУ КНР в сфере интернет-торговли [10].

На протяжении последних пяти лет в России количество пересылаемых товаров, приобретенных посредством электронной торговли, ежегодно увеличивается практически в два раза - с 40 млн в 2013 г. до 300 млн в 2017 г. В настоящее время в среднем в сутки обрабатывается более 800 тыс. штук трансграничных посылок.

В 2017 г. из всех входящих МПО в Россию 90% посылок приходилось на Китай, 4% - на Европейский союз (ЕС) и 2% - на США. При этом в денежном эквиваленте на Китай приходилось 52%, ЕС - 23%, США - 12% [11]. В связи с этим на современном этапе ведется масштабная работа над проектом меморандума по совершенствованию порядка проведения таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в рамках международной интернет-торговли.

Развитие проекта «Экономического пояса Шелкового пути» важно и необходимо как для России, так и для ЕАЭС. В настоящее время таможенными администрациями государств-членов ведется работа по трем направлениям: монгольское, финляндское и словацкое.

В рамках Расширенной туманганской инициативы (механизм межправительственного сотрудничества в Северо-Восточной Азии, действующий при поддержке Программы развития Организации Объединенных Наций) экспертами таможенных служб России, Китая, Республики Корея и Монголии разработан проект типового многостороннего соглашения о взаимном признании программ уполномоченного экономического оператора.

В июне 2016 г. в Ташкенте было подписано Соглашение между таможенными службами России, Китая и Монголии «О взаимном признании результатов таможенного контроля», однако запустить его реализацию до настоящего времени не удалось. Соглашение предусматривает ускорение движения товаров между тремя странами благодаря отсутствию повторного таможенного контроля на сопредельной стороне.

Вопрос усиления таможенного сотрудничества в трехстороннем формате «Китай - Россия - Монголия» включает в себя работу таможенных администраций, связанную с грузоперевозками на автодороге Тяньцзинь (КНР) - Монголия -Улан-Удэ (РФ) протяженностью 990 км. Ежегодно проводятся встречи экспертов таможенных служб России, Китая и Монголии. В ходе данных встреч решаются технические вопросы, необходимые для начала практической реализации Соглашения между таможенными службами России, Китая и Монголии «О взаимном признании результатов таможенного контроля».

Таким образом, анализ взаимодействия России и Китая в торговых и таможенных сферах показал, что такое сотрудничество за последние годы претерпело значительные изменения в сторону улучшения торгово-экономических отношений.

В связи с возрастающей ролью Китая на мировой арене, а также исходя из геополитической обстановки в мире, включая санкционную политику, проводимую Западом, восточный вектор для развития экономики России становится все более перспективным. Китай же, в свою очередь, является экспортоориентирован-ной страной, поэтому ежегодно увеличивающиеся объемы производства требуют все более масштабных рынков сбыта китайской продукции. Этому способствует реализация крупных национальных проектов, например, таких как проект «Экономического пояса Шелкового пути», проект сопряжения функционирования ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути», проект по улучшению транспортной инфраструктуры совместно с сопредельными государствами для увеличения скорости товаропотока.

Анализ динамики товарооборота России и Китая с 2010 г. по 2018 г. показал, что в денежном эквиваленте оборот увеличился практически в два раза, с 59 млрд

долл. США в 2010 г. до 110 млрд долл. США в 2018 г. Приведенная статистика увеличения товарооборота свидетельствует об эффективности двустороннего взаимодействия, в том числе по линии таможенных администраций РФ и КНР. Работа, проводимая Подкомиссией по таможенному сотрудничеству, позволяет в полной мере реализовать государственные программы, способствующие улучшению торгового сотрудничества между Россией и Китаем.

Тесный контакт между государственными органами России и Китая в совокупности со взаимным упрощением торговых и административных барьеров, несомненно, способствует улучшению климата во взаимоотношениях двух мировых держав.

Использованные источники

1. Мантусов В. Б., Липатова Н. Г. Совершенствование транзитной системы и ее гарантийных механизмов в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 3. С. 18-23.

2. Официальный сайт Торгового представительства Российской Федерации в Китайской Народной Республике. URL: http://www.russchinatrade.ru.

3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru.

4. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР от 27.06.1995 «О создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL: http://economy. gov.ru.

6. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР от 03.09.1994 «О сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах» (вступило в силу 10.02.1995) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Протокол между ФТС России и ГТУ КНР от 01.11.2017 «Об обмене снимками ИДК».

8. Протокол между ФТС России и ГТУ КНР от 03.09.2015 «О безопасности цепи поставок товаров при контейнерных перевозках и облегчении торговли».

9. Поручение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.03.2018 № 2 [Электронный ресурс]. URL: www://eurasiancommission.org.

10. Меморандум между ФТС России и ГТУ КНР от 13.10.2009 «О совершенствовании процедур таможенного оформления и таможенного контроля».

11. Информационно-аналитическая справка ФТС России от 02.08.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.