Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ПАРТНЕРСТВА В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ПАРТНЕРСТВА В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
727
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРООБОРОТ / ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПАРТНЕРСТВО / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / COMMODITY TURNOVER / CUSTOMS COOPERATION / INVESTMENT COOPERATION / PARTNERSHIP / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION / ONLINE TRADING / POLITICAL CRISIS / ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кецба Бата Игоревич

В статье рассматривается взаимодействие России и Китая в части активизации экономического сотрудничества в современных условиях. Основное внимание уделяется изучению перспективных направлений развития таможенных отношений в условиях экономических и политических кризисов. Дается анализ проблем, которые необходимо решить в ближайшее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кецба Бата Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT DIRECTIONS OF RUSSIAN-CHINESE PARTNERSHIP IN CUSTOMS SPHERE

Interaction of Russia and China in terms of enhancing economic cooperation in modern conditions is considered in the article. The main attention is paid to reviewing perspective directions of customs relations development in the conditions of modern economic and political crises. The analysis of the problems that need to be solved in the near future is given.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ПАРТНЕРСТВА В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ»

8. Никишина В. О. Правила интернет-торговли должны быть общими / Пресс-служба ЕЭК [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/ts_news/69809/.

9. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 30.04.2019 № 6 «О создании условий для развития цифровой экосистемы торговли в Евразийском экономическом союзе» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/19mr0006/.

10. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/ 06fz0149/.

11. Стратегия - 2030 для умной таможни // Таможня. 2019. № 4 (435) [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/storage/document_news/2019/09-03/TT8ywZft/4- 2019_Tamozh-nya.pdf.

Б. И. Кецба

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ПАРТНЕРСТВА В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

В статье рассматривается взаимодействие России и Китая в части активизации экономического сотрудничества в современных условиях. Основное внимание уделяется изучению перспективных направлений развития таможенных отношений в условиях экономических и политических кризисов. Дается анализ проблем, которые необходимо решить в ближайшее время.

Ключевые слова: товарооборот; таможенное сотрудничество; инвестиционное сотрудничество; партнерство; Шанхайская организация сотрудничества; интернет-торговля; политический кризис; экономический кризис.

B. I. Ketsba

DEVELOPMENT DIRECTIONS OF RUSSIAN-CHINESE PARTNERSHIP IN CUSTOMS SPHERE

Interaction of Russia and China in terms of enhancing economic cooperation in modern conditions is considered in the article. The main attention is paid to reviewing perspective directions of customs relations development in the conditions of modern economic and political crises. The analysis of the problems that need to be solved in the near future is given.

Keywords: commodity turnover; customs cooperation; investment cooperation; partnership; Shanghai cooperation organization; online trading; political crisis; economic crisis.

Товарооборот Российской Федерации (РФ) и Китайской Народной Республики (КНР) в 2018 г. впервые превысил 100 млрд долл. США. По данным департамента статистического анализа Главного таможенного управления КНР, увеличение товарооборота двух стран в 2018 г. в годовом сопоставлении составляет 27,1%. По динамике роста товарооборота Россия оказалась на первом месте в десятке основных партнеров КНР. Объем экспорта из Китая в Россию за 2018 г. вырос

на 12% и превысил 47,97 млрд долл. США. Импорт российских товаров и услуг в КНР увеличился на 42,7% - до 59,08 млрд долл. США [1].

Для России отношения с КНР являются предметом значительного экономического интереса. О масштабах торговли между Россией и Китаем и ее динамике свидетельствуют данные таблицы.

Таблица

Развитие торговли между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, млрд долл. США

Год Экспорт Импорт Сальдо Общий объем

2010 20,3 39,0 -18,7 59,3

2014 37,5 50,8 -13,3 88,3

2015 28,6 34,9 -6,3 63,5

2016 28 38,1 -10,1 66,1

2017 38,9 48,04 -9,12 86,9

Основной вклад в наращивание объемов товарооборота традиционно внесла энергетика: поставки российской нефти в Китай в 2018 г. увеличились почти на 20% и достигли рекордного показателя - 71 млн т. Россия упрочила позиции основного поставщика нефтепродуктов на китайский рынок.

Правительствами двух стран поставлена масштабная задача: увеличить к 2020 г. товарооборот между Россией и Китаем до 200 млрд долл. США. Кроме того, к указанному году китайская сторона планирует увеличить количество контейнерных поездов в Европу до 5 тыс. составов, при этом два из трех магистральных коридоров будут проходить по территории РФ.

Именно поэтому особое значение приобретает таможенная сфера, эффективное взаимодействие в которой, в том числе с применением новейших технологий, позволяет добиваться существенных результатов.

Российско-китайское таможенное взаимодействие находится на достаточно высоком уровне: уже десять лет успешно функционирует Подкомиссия по таможенному сотрудничеству, состоящая из восьми рабочих групп по следующим направлениям: 1) таможенные платежи; 2) правоохранительная деятельность; 3) таможенная статистика; 4) защита прав на объекты интеллектуальной собственности; 5) модернизация процесса проведения таможенных операций; 6) управление рисками; 7) противодействие перемещению ядерных материалов; 8) подготовка кадров. Сферы взаимодействия таможенных служб включают широкий спектр вопросов от подготовки таможенных кадров до технологий таможенного оформления и контроля [2].

Таможенные администрации обеих стран ведут активную работу по таким направлениям, как реализация многосторонних проектов по содействию сопряжению функционирования с таможенными администрациями стран, входящих в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС)1, усиление таможенного

1 Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная «Договором о Евразийском экономическом союзе». В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

сотрудничества в формате «Китай - Россия - Монголия», совершенствование таможенного контроля товаров, перемещаемых в международных таможенных отправлениях [3].

Сотрудничество таможенных служб двух государств урегулировано нормами, разработанными под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН), Всемирной торговой организации (ВТО), Всемирной таможенной организации (ВТамО). В частности, инструменты и передовой опыт ВТамО являются основой для работы современных таможенных администраций. Практически все документы и инструменты ВТамО направлены на продвижение таможенного сотрудничества.

Наряду с существующими стандартами и инструментами оказания взаимной

административной помощи, имеющими обширную сферу применения, появились

"1 » 2 новые, носящие универсальный и региональный характер .

Таможенная служба Китая является одной из самых высокоразвитых таможенных служб мира. Будучи одним из учредителей ВТамО и участвуя во многих международных проектах, связанных с инновационными подходами в области таможенного администрирования, она представляет собой интересный объект для изучения с точки зрения истории развития, организации, успешного функционирования в мировом масштабе.

Таможенная сфера в Китае имеет также специфические черты. Например, Китаем был обнародован план по улучшению бизнес-среды на таможнях с целью содействия трансграничной торговле. Одним из главных направлений трансформации сферы регулирования внешней торговли Китая после присоединения страны к ВТО является либерализация внешнеторгового режима. Тарифное регулирование включает следующие категории ставок пошлин импортного тарифа [4]:

1. Ставки режима наибольшего благоприятствования (РНБ) для товаров из стран - членов ВТО; стран, заключивших с Китаем двусторонние соглашения о таможенных преференциях, и для таможенных территорий КНР.

2. Ставки, применяемые в рамках региональных договоренностей для товаров из государств, которые вместе с Китаем участвуют в региональных соглашениях, предусматривающих льготный таможенный режим.

Правовой основой применения Китаем льготных торговых режимов и преференций в отношении участников торговых соглашений является «Положение КНР об импортно-экспортном тарифе» [5]. На основании этого документа Комитет по таможенным тарифам Госсовета КНР ежегодно утверждает «Таможенный экспортно-импортный тариф КНР», предусматривающий ставки льготных таможенных режимов и преференций при экспорте из Китая и импорте в страну товарной продукции. В Китае в отношении России применяются следующие категории льготных импортных ставок [4]:

- ставки режима наибольшего благоприятствования в торговле;

- временные преференциальные ставки (ВПС);

- ставки на продукцию информационных технологий (ПИТ).

Что касается импортных таможенных пошлин, то Россия с каждым годом старается снизить ставки для КНР, ввести льготы для определенных товаров.

1 Соглашение ВТО об упрощении процедур торговли.

2 Рамочное соглашение об упрощении процедур трансграничной безбумажной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

28 -

ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2019

Б. и. кецба

Например, для ряда товаров бытовой техники китайского производства в России определены пошлины в размере 0%. К таким товарам относятся: печи хлебопекарные и кондитерские; сотовые телефоны; цифровые камеры; некоторые виды телевизионной аппаратуры и др.

Поскольку в структуре экспорта из России в Китай преобладают топливно-энергетические товары, то следует отметить, что в декабре 2018 г. экспортная пошлина на нефть составляла 135,1 долл. США за тонну, а на июнь 2019 г. ее ставка определилась в размере 104,6 долл. за тонну. Понижение ставки связано с реализацией в России среднесрочной реформы, цель которой - дать возможность адаптироваться к резкому падению мировых цен на нефть как производителям нефти, так и бюджету, не создавая дополнительных проблем для внутреннего рынка нефтепродуктов. Необходимо также подчеркнуть, что в РФ установлена ставка вывозной таможенной пошлины на вольфрамовые руды и каучук в размере 0% от таможенной стоимости на временной основе сроком на один год. Это решение направлено на увеличение экспорта данных товаров и объемов их производства.

Опубликованный Госсоветом КНР план детально излагает меры, направленные на создание стабильной, справедливой, прозрачной и предсказуемой бизнес-среды на таможнях этой страны. План ставит цель: к концу 2021 г. сократить время таможенной очистки на 50% по сравнению с 2018 г. Меры, принятые китайским правительством, делятся на шесть категорий [6].

Категория 1 «Зеленый коридор» включает меры по ускоренному лицензированию, регистрации и выпуску товаров. Эта категория предполагает создание налоговым органом «зеленого коридора» для уполномоченных экономических операторов (УЭО), за которыми не числится задолженность.

Категория 2 «Сокращение числа проверок» включает положения об уменьшении количества проверок в отношении УЭО.

Категория 3 «Приоритетный подход» включает меры, в соответствии с которыми привилегии предоставляются компаниям, нуждающимся в услугах по защите интеллектуальной собственности - получении патента, регистрации товарных знаков, а также защите прав на судебных разбирательствах.

Категория 4 «Упрощенная процедура» включает меры, позволяющие сократить количество документов, требуемых от юридического лица, до оптимального минимума.

Категория 5 «Основной контрольный показатель» включает меры, направленные на ведение систем учета аккредитованных УЭО, необходимых при проведении проверки государственными ведомствами, участвующими в программе.

Категория 6 «Экспериментальный проект реформы» включает меры, предусматривающие предоставление приоритетных прав УЭО и мониторинг практики пользования ими.

Административные сборы при соблюдении норм по расходам на растаможива-ние контейнеров также будут уменьшены наполовину к концу 2020 г. по сравнению с 2018 г. [3].

Чтобы облегчить внешнеторговые операции, китайские власти решили радикально упростить таможенные процедуры. В Китае уже осуществляется унификация таможни, благодаря которой предприятия получат возможность декларировать товар, уплачивать налоги и выполнять другие процедуры таможенного оформления в любом пункте таможенного досмотра.

Для улучшения работы таможни предлагается регистрировать логистическую информацию в электронной системе. Выборочные проверки в таможнях будут усовершенствованы с помощью современных систем.

В целях комплексного упрощения таможенных процедур с 01.06.2018 Главное таможенное управление Китая отменило декларации о включении товаров в «перечень подкарантинной продукции» или исключении из него, а также само оформление такой продукции [3]. Принятие данных решений демонстрирует не только интеграцию таможенных органов и органов контроля и надзора, но и значительно увеличивает прибыль участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) за счет упрощения формальностей, связанных с декларированием.

Несмотря на то, что таможенное сотрудничество между Россией и Китаем стремительно развивается, обе стороны сталкиваются с определенными трудностями.

Например, недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, владеющих одновременно русским и китайским языками. Хотя тенденция меняется и в последние годы количество людей, изучающих русский и китайский языки, увеличивается, число сотрудников таможенных служб, владеющих языком страны-партнера, явно недостаточно. В условиях активного развития сотрудничества таможенных служб России и Китая правительства двух стран должны вкладывать средства в подготовку высококвалифицированных специалистов в таможенной сфере, вводить профессиональные обмены между двумя странами. Только при этом появятся кадры, хорошо знающие российскую и китайскую специфику таможенного дела и владеющие профессиональным (таможенным) языком общения страны.

В целях позитивного развития российско-китайского таможенного сотрудничества необходимо также разработать систему по выявлению взаимосвязи цен производителей, импортных цен, таможенных пошлин в формировании цен на рынках Китая и России. На современном этапе происходит стремительное развитие трансграничной электронной торговли. Россия и Китай в этой области разрабатывают многие проекты, инвестпрограммы и закладывают фундамент для развития этого вида торговли.

Интернет-торговля представляет собой часть электронной коммерческой деятельности в сети «Интернет», когда процесс реализации товаров осуществляется электронным образом с применением интернет-технологий. Торговые операции через сеть «Интернет» могут осуществлять многие организации и производители товаров и услуг, дистрибьюторы и розничные торговые компании. Данный вид торговых отношений удобен, перспективен и имеет ряд преимуществ как для потребителя, так и для производителя. Наряду с доступными ценами, экономией времени и затрат на поиски необходимых товаров и услуг в реальных торговых точках, интернет-торговля отличается удобством выбора, разнообразием товаров, возможностью мониторинга уровня цен на товары у различных товаропроизводителей, выбора товара в четко заданных параметрах.

Представители таможенных органов большинства стран сходятся во мнении, что интернет-торговля превратилась в новый особый вид торговли и ее нужно определенным образом отрегулировать. Между Россией и Китаем мнения расходятся лишь в методах достижения поставленной цели.

В конце 2017 г. ВТамО согласовала принципы такого регулирования: полный и справедливый сбор платежей, защита прав интеллектуальной собственности, борьба с правонарушениями и с контрабандой наркотиков, безопасность торговли. Все это должно войти в единые рамочные стандарты. Особую важность имеет информационный обмен и взаимодействие сторон. Это и платформы, и логисты, и почта, и экспресс-перевозчики, и таможенные органы, и другие государственные органы, которые принимают участие в разных видах контроля.

На Всемирной конференции по регулированию электронной коммерции, прошедшей в Китае 9-10 февраля 2018 г., представителями Федеральной таможенной службы была выдвинута идея создания уполномоченного оператора интернет-торговли. Такие специализированные операторы будут контактировать с торговыми площадками и отвечать за уплату платежей, а также проверять, правильно ли заявлены стоимость или код товара [7].

Развитие рынков интернет-торговли в России и Китае происходит под воздействием культурных, региональных и технологических факторов. В условиях падения реальных доходов населения в России покупатели начали активно экономить, в том числе все чаще отдавая предпочтение недорогим товарам из китайских интернет-магазинов [8]. Например, одна из крупнейших китайских интернет-компаний Alibaba активно расширяет бизнес в РФ довольно высокими темпами. Она популярна у граждан РФ, которые охотно пользуются ее услугами.

По мнению китайских экспертов, основными негативными факторами, влияющими на развитие российско-китайской интернет-торговли, являются следующие:

1. Правительство РФ утвердило налоги на покупки из китайского интернет-магазина AliExpress и любых других иностранных онлайн-магазинов, доставка товаров из которых осуществляется с помощью транспортных компаний или почтовых служб. Начиная с 01.01.2019 с каждой посылки, которая идет сверх нового лимита в 500 евро, приходится платить 30% от ее стоимости.

2. Логистика в России находится на недостаточно высоком уровне. С развитием трансграничной электронной торговли стремительно возросло количество покупок гражданами РФ товаров с доставкой из Китая. Логистическая система страны не может успешно обработать огромное количество товаров из-за рубежа, поэтому скорость доставки товаров снижается. Это наносит ущерб развитию двусторонней торговли.

В целях укрепления и улучшения торгово-экономического сотрудничества необходимо решение проблем, связанных с таможенными и ввозными пошлинами, а также совершенствование логистической системы [9].

Еще одним осложнением является несоответствие общего состояния системы транспортной инфраструктуры России и уровня потенциального грузооборота между странами. Отсутствие развитых транспортных коридоров, различное качество транспортных магистралей на границе России с Китаем, низкая пропускная способность таможенных и пограничных пунктов сводят многие позитивные начинания в сфере таможенного и торгово-экономического сотрудничества к минимуму, затрудняют взаимодействие между частными субъектами экономической деятельности [10].

Специалисты также говорят о необходимости создания качественной трансграничной инфраструктуры на границе между Россией и Китаем для значительного

увеличения взаимного потока товаров и грузов. Данная позиция полностью укладывается в «Российско-Китайскую программу по сопряжению Евразийского экономического союза с Экономическим поясом Шелкового пути» [11].

Для улучшения экономического климата между Россией и Китаем правительством КНР была создана беспошлинная зона Суйфэньхэ площадью 1,8 кв. км. Эта комплексная беспошлинная зона выполняет разнообразные функции: международного транзитного и закупочного пункта, международного логистического центра, центра реэкспортной и толлинговой торговли, финансовых услуг, организации выставок, экспортно-импортной торговли, беспошлинной обработки и таможенного складирования продукции. Кроме того, она пользуется рядом льгот. Для удобства торгово-экономической и логистической деятельности в зоне проложена специальная железная дорога, ведущая в Россию и во внутренние районы Китая [12].

Специальной рабочей группой по таможенному сотрудничеству разрабатывается проект многостороннего документа об обмене информацией в области контроля перемещения энергоресурсов. Тем самым предпринимаются действенные меры по созданию новой энергетической конфигурации государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и ее наблюдателей, создающей предпосылки к принципиально новой, самодостаточной структуре на евразийском пространстве.

Для нахождения решения подобных вопросов между таможенными администрациями постоянно проводятся встречи на высшем уровне. Например, в Москве на международных таможенных форумах, состоявшихся в 2018 г. и 2019 г., проводились встречи участников бизнес-сообщества и представителей органов исполнительной власти на тему «Россия - Китай. Стратегия таможенного сотрудничества».

Представители таможенных служб России и Китая подчеркивали, что увеличение внешнеторгового оборота возлагает на таможенные службы двух стран обязательства по обеспечению беспрепятственного перемещения грузов и предотвращению таможенных правонарушений.

Реализуются проекты по созданию механизма формирования единого подхода к процедуре классификации товаров, решаются проблемы обмена данными о способах административного взаимодействия с УЭО, совершенствуются системы обмена информацией как основного направления оказания взаимной административной помощи между таможенными органами России и Китая.

Помимо этого, в настоящее время в таможенной сфере реализуется порядка десяти совместных проектов, главными из которых являются внедрение проекта «Зеленый коридор», а также взаимное признание результатов таможенного контроля, участие таможенных служб в проектах «Приморье-1» и «Приморье-2», сопоставление данных таможенной статистики и правоохранительное сотрудничество [13].

Наработанный опыт таможенного взаимодействия позволяет говорить о возможности успешных решений ряда вопросов, которые будут способствовать более эффективному ведению ВЭД на Дальнем Востоке.

К приоритетным направлениям сотрудничества российские и китайские экономисты относят прежде всего вопросы, связанные с устранением барьеров в торговле. Специалисты также отмечают, что необходимо продолжить работу

по сведению к минимуму стоимости транзитных перевозок, упрощению и унификации административной документации и процедур (включая таможенные), привести их в соответствие с действующими международными соглашениями и стандартами. Предлагается разработка логистических проектов и строительство транспортных магистралей [14].

Для дальнейшего развития экономических связей России и Китая необходима активизация работы ЕАЭС по двусторонним торговым соглашениям со странами, которые представляют значительный интерес в качестве рынков сбыта для продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе для инновационной экспортной продукции России и ЕАЭС. Для дальнейшего торгово-экономического сотрудничества стран и реализации проектов необходимо обеспечение льготных условий и предоставление взаимных преференций.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что таможенное сотрудничество между Россией и Китаем имеет устойчивую основу и располагает значительным потенциалом развития. Взаимодействие таможенных служб и реализация новых совместных проектов несут выгоды, значение которых для обеих стран трудно переоценить.

В заключение необходимо отметить, что важную роль в развитии связей между таможенными службами России и Китая играют научные исследования, связанные с обоснованием наиболее полезных нововведений, являющихся выгодными для обеих сторон. К ним относятся: применение инновационных технологий в таможенном деле; развитие технологии электронного и интернет-декларирования ввозимых и вывозимых товаров, технологии удаленного выпуска таких товаров и систем управления рисками; совершенствование и развитие существующих форм таможенного контроля; совершенствование подходов к оценке собираемости таможенных платежей; развитие цифровой таможни.

Использованные источники

1. Королева А. А. Товарооборот России и Китая в 2018 году [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/5994096.

2. Комиссаров А. А. Взаимодействие России и Китая во внешнеторговой и таможенной сферах // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 1. С. 155-161.

3. Марцева Т. Г., Небылова Я. Г. Взаимодействие Китая и России в рамках БРИКС // KANT. 2015. № 1 (14). С. 30-37.

4. Цифровая таможня: зарубежный опыт и актуальные проблемы их решения в России [Электронный ресурс]. URL: http://edrj.ru/article/06-04-2019.

5. Положение КНР об импортно-экспортном тарифе [Электронный ресурс]. URL: http:// legal-way.ru/cust42.php.

6. Ли Юнцюань. Стратегический партнерский диалог между Россией и Китаем. Современное состояние, проблемы и предложения. М., 2014. Кн. 1. С. 49-52.

7. Объем трансграничной электронной торговли РФ и КНР в 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.news.cn/2018-10/21/c_137547878.htm.

8. Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Развитие интернет-торговли в России: преимущества и недостатки // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. № 10.

9. Петрова Н. В. Взаимодействие России и Китая в АТР: ресурс гуманитарного сотрудничества // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014. № 4 (27). С. 34-42.

10. Астахова Е. В., Ван Чжэ. Современные направления торгово-экономических отношений России и Китая // Фундаментальные исследования. 2017. № 1. С. 140-145.

11. Ли Шунань. Российско-китайские отношения: проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России и Китая // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сборник статей по материалам XXII Международной студенческой научно-практической конференции. № 12(72) [Электронный ресурс]. URL: https:// sibac. info/archive/econom/12(72).pdf.

12. Синь Ж. Российско-китайское приграничное и межрегиональное сотрудничество на современном этапе: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.15. М., 2015. 26 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Мантусов В. Б. Субрегиональная группа ШОС. Анализ проблем, возможностей и перспектив развития: монография. М.: Научная книга, 2010. 83 с.

14. Лепа Т. П. Россия и Китай: таможенное и экономическое взаимодействие // Известия Байкальского государственного университета. 2017. Т. 27. № 1. С. 64-72.

М. С. Комов

зарубежный опыт региональной интеграции транспортных систем и возможность его применения в евразийском экономическом союзе

В статье анализируется зарубежный опыт интеграции национальных транспортных систем на примере латиноамериканских стран. Рассматриваются особенности разработки общей транспортной политики в этом регионе. Делается вывод о возможности применения опыта латиноамериканских стран в интеграции транспортных систем в Евразийском экономическом союзе.

Ключевые слова: интеграционные объединения; единое транспортное пространство; общая транспортная политика; интеграция; Евразийский экономический союз.

M. S. Komov

foreign experience of regional integration of transport systems and the possibility of its application in the Eurasian economic union

Foreign experience of national transport systems integration on the example of Latin American countries is analyzed in the article. Features of common transport policy development in this region are considered. The author comes to the conclusion about the possibility of applying the experience of Latin American countries in transport systems integration in the Eurasian Economic Union.

Keywords: integration associations; single transport space; common transport policy; integration; the Eurasian Economic Union.

С начала 90-х гг. минувшего столетия ускорению процессов глобализации в мировом хозяйстве одновременно сопутствовала регионализация экономических связей, дополняющая многостороннюю систему свободной торговли в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Были предложены и введены в действие соглашения о свободной торговле и ряд других институтов региональной экономической интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.