Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ФТС РОССИИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ЕАЭС И СНГ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ФТС РОССИИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ЕАЭС И СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1829
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГИ / ИНОСТРАННЫЕ ГОСУДАРСТВА / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИРОВОЙ РЫНОК / INTERNATIONAL COOPERATION / FEDERAL CUSTOMS SERVICE / CUSTOMS ADMINISTRATION / TAXES / FOREIGN STATES / CUSTOMS LEGISLATION / EURASIAN ECONOMIC UNION / EURASIAN INTEGRATION / NEW AREAS OF COOPERATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / DIGITAL ECONOMY / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / WORLD MARKET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубцова Майя Викторовна

Актуальным является международное сотрудничество России с иностранными государствами в области таможенного дела. Целью сотрудничества Федеральной таможенной службы с международными организациями является модернизация таможенной службы России, а также продвижение ее интересов в мировом таможенном сообществе. Таможенное регулирование - одна из самых динамично развивающихся сфер евразийской интеграции и база для обеспечения свободы перемещения товаров в Евразийском экономическом союзе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рубцова Майя Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA IN THE DEVELOPMENT OF INTEGRATION PROCESSES WITHIN THE EAEU AND CIS

Russia’s international cooperation with foreign countries in the field of customs is Relevant. The purpose of cooperation of the Federal customs service with international organizations is the modernization of the customs service of Russia, as well as the promotion of its interests in the world customs community. Customs regulation is one of the most dynamically developing areas of Eurasian integration and the basis for ensuring the freedom of movement of goods in the Eurasian economic Union

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ФТС РОССИИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ЕАЭС И СНГ»

Международное сотрудничество ФТС России в сфере развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и СНГ

МАЙЯ ВИКТОРОВНА РУБЦОВА,

старший научный сотрудник НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации

АННОТАЦИЯ

Актуальным является международное сотрудничество России с иностранными государствами в области таможенного дела. Целью сотрудничества Федеральной таможенной службы с международными организациями является модернизация таможенной службы России, а также продвижение ее интересов в мировом таможенном сообществе. Таможен -ное регулирование - одна из самых динамично развивающихся сфер евразийской интеграции и база для обеспечения свободы перемещения товаров в Евразийском экономиче -ском союзе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: международное сотрудничество; Федеральная таможенная служба; таможенное администрирование; налоги; иностранные государства; таможенное законодательство; Евразийский экономический союз; евразийская интеграция; новые направления взаимодействия; информационные технологии; цифровая экономика; внешнеэкономическая деятельность; мировой рынок

International cooperation of the Federal customs service of Russia in the development of integration processes within the EAEU and CIS

MAYA VIKTOROVNA RUBTSOVA,

Senior researcher of the research Institute of the University of Prosecutor's office of the Russian Federation ABSTRACT

Russia's international cooperation with foreign countries in the field of customs is Relevant. The purpose of cooperation of the Federal customs service with international organizations is the mod -ernization of the customs service of Russia, as well as the promotion of its interests in the world customs community. Customs regulation is one of the most dynamically developing areas of Eurasian integration and the basis for ensuring the freedom of movement of goods in the Eurasian economic Union.

KEYWORDS: international cooperation; Federal customs service; customs administration; taxes; foreign States; customs legislation; Eurasian economic Union; Eurasian integration; new areas of cooperation; information technologies; digital economy; foreign economic activity; world market

Международное сотрудничество таможенной службы Российской Федерации направлено на упрощение процесса перемещения товаров и транспортных средств путем гармонизации и унификации законодательства

Российской Федерации в сфере таможенного дела с нормами международного права и общепринятой международной практикой и осуществляется в рамках взаимодействия с таможенными и другими органами государствен-

ной власти иностранных государств, международными организациями и интеграционными объединениями.

Таможенные органы взаимодействуют и сотрудничают с таможенными и иными органами государств, не являющихся членами Союза, а также с международными организациями в соответствии с международными договорами Союза с третьей стороной и (или) международными договорами государств - членов с третьей стороной. В целях выполнения возложенных на них задач и осуществления функций взаимодействуют и сотрудничают, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий, с таможенными и иными органами государств, не являющихся членами Союза, а также с международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В рамках заключенных международных договоров Российской Федерации таможенные органы реализуют совместные проекты с таможенными органами иностранных государств (упрощенный таможенный коридор, взаимное признание результатов таможенного контроля и иные проекты).

В настоящее время Федеральная таможенная служба (ФТС России) осуществляет активное взаимодействие с таможенными службами Республики Белоруссия и Республики Казахстан в целях решения проблемных вопросов, связанных с функционированием единой таможенной территории и практической реализацией механизмов Таможенного союза. Взаимодействие осуществляется в рамках организации обмена информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в том числе в целях контроля отдельных групп товаров либо отдельных характеристик товара. Сотрудничество с таможенными службами европейских государств осуществляется в рамках совместных проектов Комитета

сотрудничества Россия - Европейский союз и на двусторонней основе. Международное сотрудничество России с иностранными государствами в области таможенного дела осуществляется в соответствии с международными стандартами, целями которого являются создание благоприятных условий внешней торговли и обеспечение соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Внешние и внутренние факторы в области внешней торговли трансформируют место и роль ФТС России в системе обеспечения безопасности государства, прежде всего экономической безопасности, а также приоритетные направления ее развития. При разработке проекта стратегии, которая задает вектор развития таможни на ближайшее десятилетие, учтены актуальные условия и тенденции развития и регулирования международной торговли и экономики, влияние на них политических процессов, а также технического и технологического прогресса. Основой нового стратегического документа ФТС России является инфраструктурное развитие, максимально возможное применение инновационных методов и цифровых технологий, превращающих таможенное администрирование в быстрый и высокотехнологичный процесс.

ФТС России принимает участие в междуна -родных организациях:

• Всемирная таможенная организация (ВТамО);

• БРИКС;

• Шанхайская организация сотрудничества (ШОС);

• Европейский союз (ЕС);

• Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС).

Меморандум между таможенными службами государств - членов ШОС о взаимной интеграции национальных транзитных систем подписан на полях заседания Совета глав правительств стран, входящих в эту организацию.

Документ определяет правила взаимодействия и интеграции национальных транзитных систем с прицелом на дальнейшее углубление. Подписание его позволит в том числе ускорить и упростить порядок совершения таможенных операций,создать условия для внедрения безбумажных технологий, унифицировать принципы функционирования национальных информационных систем. Кроме того, сто -роны скрепили подписями меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО). Документ предполагает обмен информацией между ШОС и ФАО, а также проведение совместных семинаров, круглых столов и других мероприятий.

Представительства(представители) ФТС России за рубежом осуществляют следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

• представляют интересы ФТС России в государстве пребывания в области таможенного дела;

• осуществляют меры по реализации международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела;

• обеспечивают взаимодействие и сотрудничество ФТС России с таможенными и иными государственными органами, международными организациями;

• осуществляют сбор и анализ информации о нормативной и правовой базе таможенной службы государства пребывания, проводимой ею политике в отношении дальнейшего развития сотрудничества с ФТС России.

Представительства(представители) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах являются субъектами международной деятельности ФТС России и одним из основных инструментов развития сотрудничества в области таможенного дела.

С начала 2017 г. с таможенными службами стран дальнего зарубежья подписано 18

международных актов, в том числе восемь международных договоров, шесть меморандумов и один план с одиннадцатью странами. Главным партнером ФТС России в международных проектах остается таможенная служба Китая. Важным партнером в контексте стратегических проектов Российской Федерации остается Монголия, которая активно продвигает идею развития «Степного пути». В 2017 г. таможенные службы России и Монголии приступили к реализации проектов по взаимному признанию результатов таможенного контроля и обмена снимками ИДК в пун -кте пропуска Кяхта - Алтанбулаг. Благодаря их реализации ожидается улучшение ситуации в этом пункте пропуска, который является самым загруженным на российско-монгольской границе. В трехстороннем формате готовится к реализации проект по взаимному признанию результатов таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров. В 2017 г. ФТС России и Таможня Финляндии подписали Меморандум о взаимопонимании в области обмена информацией о товарах и транс -портных средствах, перемещаемых в рамках международной торговли. Этот документ станет правовой базой для реализации проекта «Новый зеленый коридор» между Россией и Финляндией.

Важным направлением международного сотрудничества является координация взаимодействия ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и ЕЭК в рамках евразийской интеграции. В 2018 г. при непосредственном участии ФТС России были подготовлены материалы к 42 заседаниям Коллегии ЕЭК, 12 заседаниям Совета ЕЭК, трем заседаниям Евразийского Межправительственного совета и двум заседаниям Высшего Евразийского экономического совета. В 2018 г. основной акцент в работе в рамках ЕАЭС пришелся на создание единой системы транзита товаров по таможенной территории ЕАЭС

с использованием современных технических средств и посредством сопряжения национальных информационных систем. Наиболее значимым совместным мероприятием стал пилотный проект по мониторингу транзитных перевозок через территорию государств -членов ЕАЭС товаров, перемещаемых с использованием автомобильного транспорта, с помощью навигационных пломб (интеллектуальных трекеров), функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС. В целях контроля соблюдения запретов и ограничений на ввоз в Российскую Федерацию «санкционных» товаров, а также товаров, ввозимых в государства - члены ЕАЭС с применением пониженных ставок ввозных таможенных пошлин (товары изъятия), в регионах деятельности РТУ созданы мобильные группы, функционирующие в том числе на белорусском и казахстанском направлениях.

Международное сотрудничество таможенной службы Российской Федерации направлено на упрощение процесса перемещения товаров и транспортных средств путем гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела с нормами международного права и общепринятой международной практикой. Приоритетным направлением международной деятельности ФТС России в последние годы стала работа, связанная с формированием Таможенного союза и Единого экономического пространства. Основное направление сотрудничества таможенных служб государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в настоящее время - совершенствование договорно-правовой базы в сфере таможенного регулирования. Таможенное регулирование - одна из самых динамично развивающихся сфер евразийской интеграции и база для обеспечения свободы перемещения товаров в Евразийском экономическом союзе. Ключевым событием для таможенных органов стало

подписание одного из главных документов в области интеграции - Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступившего в силу в январе 2018 г. Это принципиально новый документ в области таможенного администрирования. При его разработке на пло -щадке Евразийской экономической комиссии таможенники всех государств - членов ЕАЭС и представители иных ведомств совместно с деловыми кругами постарались учесть все со -временные тенденции общемировой торговли и международных соглашений. Нормы, заложенные в ТК ЕАЭС, направлены прежде всего на содействие международной торговле в регионе. ФТС России является лидером среди таможенных служб государств - членов ЕАЭС в части готовности к реализации общих процессов в рамках союза.

Деятельность ФТС России при осуществле -нии международного сотрудничества в таможенной сфере главным образом направлена на развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и СНГ, поддержание и наращивание двусторонних связей с таможенными службами стран СНГ. Можно сказать, что степень интеграции таможенных служб - одна из самых высоких среди государственных органов в государствах - членах ЕАЭС. Учитывая сложившиеся условия интеграции Российской Федерации в мировое сообщество, таможенная служба нашей страны будет концентриро -вать свою деятельность на развитии системы таможенного администрирования, которая должна стать инструментом влияния на отечественный рынок в рамках законодательной базы. Воздействие технологического фактора на деятельность таможенных органов характеризуется комплексной автоматизацией и информатизацией всех направлений деятельности. Следствием данного процесса является возникновение потенциальных угроз информационной безопасности таможенных органов. С учетом этого процесс внедрения дости-

жений науки и техники в деятельность таможенных органов должен сопровождаться не только повышением прозрачности отдельных таможенных процессов, но и совершенствованием мер обеспечения информационной безопасности. Вопросы совершенствования таможенного администрирования изложены в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Таможенные органы должны содействовать созданию благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности и минимизации издержек ее участников, что и предполагается достичь путем совершенствования существующей системы администрирования. Существеннейшим фактором, актуализирующим проблему таможенного администрирования в глобальном масштабе, является дальнейшее развитие международного таможенного сотрудничества, таможенных услуг в глобальном масштабе. На сегодняшний день основными мировыми тенденциями в области таможенного администрирования являются внедрение перспективных информационных технологий, телекоммуникации, связи, системы «единое окно», интеллектуальной обработки снимков инспекционно-досмотровых комплексов и систем отслеживания товаров. Фактически традиционно сложившийся стиль работы таможен трансформируется в формат электронной таможни. Одновременно с этим таможенные службы увеличивают свой вклад в развитие национальных систем безопасности, пресечения трансграничных нарушений, нелегальных финансовых потоков, распространения терроризма и т.п. Из наших основных партнеров не -сомненным лидером на этом треке является Китай. Крупные китайские интеграторы, такие как Huawei и Nuctech, целенаправленно работают на развитие таможенной и логистической инфраструктуры. В рамках проекта «Интеллектуальная таможня» китайскими партнерами построено пять пунктов пропуска само-

го современного уровня. В мировой практике уже наработано достаточно много технологических решений, на которые целесообразно ориентироваться. Во внешней торговле России в последнее время произошли ощутимые перемены. Существенное влияние оказали не только колебания цен на нефть и курса национальной валюты, но и введение рядом стран торгово-экономических санкций. Политико-экономическая ситуация привела к существен -ному снижению товарооборота с отдельными государствами, в первую очередь со странами Евросоюза.

Разработана технология оформления товаров пересылаемых в международных почтовых отправлениях (МПО) на экспорт. Успешно применяются автоматизированное начисление в таможенном приходном ордере, списание таможенных платежей и автоматический учет в системе единых лицевых счетов. К сожалению, внутри ЕАЭС создается рынок, при котором товары приобретаются на интер -нет-площадках небольшими партиями под ви -дом вещей для личного пользования, консоли -дируются в коммерческую партию и реализуется по более низкой цене без уплаты пошлин и налогов. В целях исключения случаев создания условий, при которых деловая активность выводится за рубеж, а также для усовершенствования администрирования международной электронной торговли ФТС России предлагает ввести институт оператора интернет-торговли в рамках ЕАЭС и выделить товары электронной торговли в отдельную катего -рию. Взаимодействие с Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики (ГТУ КНР) является самым активным среди стран, не входящих в состав ЕАЭС. В рамках таможенного сотрудничества двух стран реализуются несколько совместных проектов. Пока значительная доля товаров из Китая вво -зится сегодня в Россию с применением серых схем. Наиболее распространенная из них -

неуплата в полном объеме таможенных платежей и налогов. Решением проблемы может стать получение в режиме реального времени от ГТУ КНР сведений о стоимости товаров из экспортной таможенной декларации, которую компании обязаны предоставлять при вывозе товаров из Китая.

Необходимо отметить, что в настоящее время таможенное администрирование проходит этап реформирования. ФТС России провела значительную работу по совершенствованию таможенного администрирования, направленную на упрощение экспортных и импортных операций. Практическое осуществление реформ проводилось на базе современных 1Т-технологий, реализованных в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов. Внедрены необходимые программные продукты и налажена их бесперебойная работа. Осуществлен полномасштабный переход на применение электронного декларирования. Сегодня более 99% таможенных деклараций подается в электронном виде. Работа в электронном формате и новые прогрессивные технологии значительно сократили количество документов, представляемых при осуществлении таможенных операций, сроки проведения таможенных операций, а также оказали существен-

ное влияние на снижение финансовых затрат участников международной торговли.

ФТС России планомерно создает систему электронных таможен, формирует единый механизм прослеживаемости товаров и настраивает каналы межведомственного электронного взаимодействия. Эти процессы напрямую связаны с внедрением передовых технологий, дальнейшей цифровизацией и автоматизацией службы. В настоящий момент с использованием 81 программного средства и 67 баз данных ежедневно обрабатывается от 12 до 15 тыс. деклараций на товары, обеспечивается 100% электронное декларирование. Помимо этого, запущены НИР по цифровой инициативе «Внедрение электронных сопроводительных документов и их взаимное признание в го -сударствах-членах ЕАЭС». На уровне ЕЭК будет создан ряд базовых информационных ресурсов, один из них - классификатор товаров, который участвует в трансграничном обороте. Эта система позволяет обмениваться информацией между пятью странами, в первую оче -редь между госструктурами, и она связана с тем мандатом, который есть у Евразийской экономической комиссии. Одновременно создается общая цифровая платформа, которая позволит национальным сегментам использовать в том числе наши цифровые технологии.

Нормативно-правовые акты и ли

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

2. Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».

4. Комментарий к Федеральному закону от 27.11.2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулирова-

нии в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. С.А. Овсянникова, Г.Н. Комковой, С.В. Рыбкина. М.: КонсультантПлюс, 2016.

5. Гомон И.В., Винников Э.Э. Международное сотрудничество ФТС России в рамках ЕАЭС и СНГ // Экономические науки. International Journal of Humanities and Natural Sciences. Vol. 5-1. С. 112. DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10873

6. Эволюция Евразийской интеграции // Таможня. 2019. № 3 (434). С. 13.

7. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».

8. Макрусев В.В. Актуальные аспекты реализации концепции сервисно-ориентированного таможенного администрирования//«Таможенное дело». 2017. № 2. С. 13-17.

9. Таможня № 5 (436). 2019 г. С.-10.

10. Таможенное администрирование в сети интернет // Таможня. 2019. № 6 (437). С. 18, 19.

11. Дмитриева О. Цифровые тренды // Таможня. 2019. № 5 (436). С. 7.

Normative legal acts and literature

1. Customs Code of the Eurasian Economic Union «(Appendix No. 1 to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union).

2. Federal Law of 03.08.2018 No. 289-FZ «On customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation.»

3. Order of the Government of the Russian Federation of December 28, 2012 No. 2575-r «On the Development Strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2020».

4. «Commentary on the Federal Law of November 27, 2010 No. 311-FZ» On customs regulation in the Russian Federation «(itemized) (edited by S.A. Ovsyannikov, G.N. Komkova, S.V. Rybkin) (ConsultantPlus, 2016).

5. Gomon I.V., Vinnikov E.E. International cooperation of the FCS of Russia within the EAEU and the CIS.

Economic sciences. International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 5-1 S.-112.

6. Evolution of Eurasian integration. Customs number 3 (434). 2019 S.-13.

7. Order of the Government of the Russian Federation of December 28, 2012 No. 2575-r «On the Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2020».

8. Makrusev V.V. Actual aspects of the implementation of the concept of service-oriented customs administration. «Customs business». 2017. No. 2.

9. Customs No. 5 (436). 2019 S.-10.

10. Customs administration on the Internet. Customs number 6 (437). 2019 year. S.-18.19.

11. O. Dmitrieva. Digital trends. Customs number 5 (436). 2019 P-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.