Научная статья на тему 'Трансформация системы нормативно-правового регулирования экономического и технологического развития таможенных органов ЕАЭС'

Трансформация системы нормативно-правового регулирования экономического и технологического развития таможенных органов ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
309
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / STRATEGY / INTEGRATION / CUSTOMS CONTROL TECHNICAL FACILITIES / NATIONAL LEGISLATION / GOVERNMENT REGULATION / CUSTOMS OPERATIONS / EURASIAN ECONOMIC UNION / SMART CUSTOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова В. С.

В статье приведена и проанализирована нормативно-правовая база Евразийского экономического союза и Российской Федерации, регламентирующая эффективное осуществление таможенных операций и проведение таможенного контроля. Представлены основные целевые ориентиры стратегии развития ФТС на период до 2030 года и предложения по внедрению современных технологий в деятельности таможенных органов России. Раскрыты основные направления внешнеэкономической деятельности как объединяющие взаимоотношения Федеральной таможенной службы и предпринимательского сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF REGULATION SYSTEM FOR ECONOMIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION CUSTOMS BODIES

Research and examination of legislative and regulatory framework of the Eurasian Economic Union and Russian Federation, causing efficient implementation of customs operations and control. Demonstration of main targets of the Federal Customs Service development strategies till 2030. Besides that, there are proposals on state-of-the-art technology adoption in the field of the Russian Federation Customs. Description of main sectors of international business activity supporting cooperation between the Federal Customs Service and entrepreneurs’ community.

Текст научной работы на тему «Трансформация системы нормативно-правового регулирования экономического и технологического развития таможенных органов ЕАЭС»

БИТ 2020 Том 4 № 2 (14) УДК 34.037

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЕАЭС

Смирнова В.С

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал Российской таможенной академии

TRANSFORMATION OF REGULATION SYSTEM FOR ECONOMIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE EURASIAN

ECONOMIC UNION CUSTOMS BODIES

Smirnova V.S.

St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье приведена и проанализирована нормативно-правовая база Евразийского экономического союза и Российской Федерации, регламентирующая эффективное осуществление таможенных операций и проведение таможенного контроля. Представлены основные целевые ориентиры стратегии развития ФТС на период до 2030 года и предложения по внедрению современных технологий в деятельности таможенных органов России. Раскрыты основные направления внешнеэкономической деятельности как объединяющие взаимоотношения Федеральной таможенной службы и предпринимательского сообщества.

Ключевые слова: стратегия, интеграция, технические средства таможенного контроля, национальное законодательство, государственное регулирование, таможенные операции, Евразийский экономический союз.

Abstract

Research and examination of legislative and regulatory framework of the Eurasian Economic Union and Russian Federation, causing efficient implementation of customs operations and control. Demonstration of main targets of the Federal Customs Service development strategies till 2030. Besides that, there are proposals on state-of-the-art technology adoption in the field of the Russian Federation Customs. Description of main sectors of international business activity supporting cooperation between the Federal Customs Service and entrepreneurs' community.

Keywords: Strategy, integration, customs control technical facilities, national legislation, government regulation, customs operations, Eurasian Economic Union, smart customs.

Политический курс Российской Федерации установлен на активное участие в интеграционных образованиях, в том числе в рамках осуществления таможенных операций. В то же время качественное интегрирование, полнота взимания таможенных пошлин и налогов, безопасность деятельности таможенных органов Российской Федерации зависит от: модернизации инфраструктуры пунктов пропуска, внедрения широкой системы прослеживаемости товаров на территории Евразийского экономического союза.

Вместе с этим, назрела необходимость в: совершенствовании системы таможенного транзита, представлении однократной информации и применении форм таможенного контроля, принятии мер по повышению

уровня автоматизации выявления и минимизации рисков на всех уровнях совершения таможенных операций[2];широком внедрении цифровых технологий выполнения таможенных операций и таможенного контроля, обработки значительных объёмов данных с использованием методов «искусственного интеллекта».

Необходимость в трансформации курса развития таможенных органов ЕАЭС отразилась на изменяющихся в настоящее время положениях таможенного законодательства, отличительной характеристикой которого стало стремительное сглаживание, размывание границ между национальным и международным законодательством, вплоть до полного устранения данных гра-

ниц и доминирования национального законодательства над международным. Характерной чертой такого доминирования стало появление источников права, в первую очередь актов, принимаемых органами управления интеграционных объединений стран.

Развитие интеграционных процессов, основанных на функционировании Евразийского экономического союза (далее по тексту - ЕАЭС или Союз), обусловливает не только необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, но и оптимизацию организационной структуры органов управления этого союза, в том числе управления деятельностью таможенных органов Российской Федерации.

ЕАЭС представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции, обладающую международной правовой субъектностью, учрежденную Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 [1]. Цель создания ЕАЭС состоит в обеспечении свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведения скоординированной, согласованной или в целом единой политики в отраслях стран ЕАС.

В государствах-участниках ЕАЭС в настоящее время применяется двухуровневый механизм наднационального и национального регулирования их таможенных взаимоотношений. При этом наднациональный уровень законодательства включает в себя Таможенный кодекс ЕАЭС, международные договоры стран-участниц ЕАЭС и нормативно-правовые акты, принимаемые Евразийской экономической комиссией. Таможенный кодекс ЕАЭС обладает высшей юридической силой и является базовым актом, регулирующим таможенные отношения в границах ЕАЭС.

Двухуровневый механизм регулирования таможенных отношений стран ЕАЭС объединяет взаимосогласованные меры регулирования в рамках системы управления функционированием этого экономического союза (рис. 1).

Высший Евразийский экономический совет (далее по тексту Высший совет или ВЕЭС) состоит из глав государств членов ЕАЭС. Высший совет рассматривает и решает основные принципиальные задачи деятельности Союза, определяет стратегию, целевые ориентиры средне-, долгосрочного развития, выполнения интеграционных этапов и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза. Решения и

распоряжения Высшего евразийского экономического совета принимаются консенсусом. Решения Высшего совета подлежат исполнению государствами - членами Союза в порядке, предусмотренном их национальным законодательством [1].

Межправительственный совет(рис. 1) состоит из глав правительств государств -членов Союза. Межправительственный совет обеспечивает реализацию и контроль за исполнением Договора о Евразийском экономическом союзе, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета, рассматривает по предложению Совета Комиссии те принятые совместно положения, по которым не достигнут консенсус. При этом межправительственный совет дает поручения Евразийской экономической комиссии, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза. Решения и распоряжения Межправительственного совета также как и ВЕЭС принимаются консенсусом и подлежат исполнению государствами участниками ЕАЭС в порядке, предусмотренном их национальным законодательством [1].

Регулятором взаимоотношений стран участник ЕАЭС выступает Евразийская экономическая комиссия (рис. 1). В пределах своих полномочий Евразийская экономическая комиссия (далее по тексту ЕЭК) принимает решения, имеющие обязательный характер для стран-участниц ЕАЭС, а также рекомендации, которые носят рекомендательный характер. В свою очередь ЕЭК состоит из Совета и Коллегии (рис. 1).

Акты таможенного законодательства ЕАЭС подразделяются на решения, принимаемые Советом Евразийской экономической комиссии и решения, принимаемые Коллегией Евразийской экономической комиссии. Издаваемые этими органами управления нормативно-правовые акты имеют большую юридическую силу, чем акты национального законодательства стран-участниц Евразийского экономического союза.

Суд Евразийского экономического союза (рис. 1) является постоянно действующим судебным органом ЕАЭС, статус, состав, компетенция и порядок функционирования и формирования определяются Статутом Суда ЕАЭС.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис. 1. Схема органов управления функционированием ЕАЭС

Второй уровень механизма регулирования таможенных взаимоотношений на основе нормативно-правовых актов таможенного законодательства ЕАЭС является национальным. Поэтому национальный закон о таможенном регулировании должен соответствовать таможенному законодательству ЕАЭС. Этот закон не направлен на самостоятельное осуществление таможенного регулирования. Его действие может распространяться только на территорию одной страны. Этот закон является производным от таможенного законодательства ЕАЭС и не должен ему противоречить.

Национальное регулирование таможенного дела в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. ФТС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, правовыми актами ЕАЭС, Министерства финансов России, положениями и инструкциями Центрального банка Российской Федерации.

Правовую основу национального законодательства о таможенном регулировании в России составляет Федеральный закон от 03.08.2018№ 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В то же время основным инструментом международной деятельности фТс России является договорно-правовая база, включающая международные договоры и меморандумы.

Реформирование системы таможенных органов является одним из основных элементов Комплексной программы развития ФТС, которая включает 102 мероприятия по

18 основным направлениям совершенствования таможенной деятельности и 41 целевой показатель [6].

Также ФТС России является участником национальной программы «Международная кооперация и экспорт», разработанной во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[7].

В целом, использование двухуровневого механизма регулирования деятельности таможенных отношений предоставляет возможность объединить нормативно-правые акты в единую систему, действующую в рамках ТК ЕАЭС, который обладает по отношению к национальному законодательству приоритетной юридической силой и распространяет свое действие на всю единую таможенную территорию ЕАЭС[3].

В связи с появлением новых документов на интегрированном уровне стран ЕАЭС ФТС России проводит анализ соответствия всех нормативно-правовых документов на предмет того, чтобы исключить избыточные требования, создающие дополнительную административную нагрузку как на предпринимательские структуры, так и на таможенные органы.

В этой связи комплексная программа развития Федеральной таможенной службы России, изложенная в проекте Стратегии до 2030 года (Стратегия), включила такие задачи, как оказание содействия развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, наиболее полное взимание таможенных платежей, внедрение интеллектуальной (умной) таможни, достижение высокого качества таможенного администрирования, ускорение таможенных операций,

автоматизацию и оснащение техническими средствами таможенного контроля, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности [4].

Разработанный с учетом предложений предпринимательского сообщества проект Стратегии развития таможенной службы до 2030 года представлен деловым кругам 3июля 2019 года в ходе совместного заседания Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики (ЭКС) и Общественного совета при ФТС России.

В проекте Стратегии изложена позиция качественно новой, насыщенной искусственным интеллектом, быстро перенастраиваемой, информационно связанной, адекватной для законопослушных предпринимательских структур экономически целенаправленной для государства.

В Стратегии определены такие ключевые направления развития таможенной службы, как: цифровизация и автоматизация, содействие в развитии экспортно-ориентированных секторов национальной эко-

номики, обеспечение транспарентности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата в России, создание благоприятной среды для деятельности участников внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, трансформация действующего нормативно-правового регулирования деятельности таможенных органов Российской Федерации и стран ЕАЭС, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в деятельности ФТС России позволит выполнять функции и решать задачи, направленные на обеспечение наиболее полной собираемости таможенных платежей, развитие системы управления рисками, технологий таможенных операций, создание благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности и создание конструктивных взаимоотношений с предпринимательским сообществом.

Список литературы

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

2. Афонин П.Н. Система управления рисками: учебное пособие. - СПб.: Троицкий мост. 2016. 125 а

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)// СПС «КонсультантПлюс».

4. Смирнова В.С. Реализация таможенной политики и регулирование деятельности приграничных субъектов Федерации // Журнал правовых и

экономических исследований. 2018. № 2. С. 230234.

5. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // «СПС КонсультантПлюс».

6. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL: http://customs.ru/.

7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Поступила в редакцию 16.03.2020

Сведения об авторе:

Смирнова Виктория Сергеевна - заместитель начальника правового отдела Балтийской таможни, старший преподаватель кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected]

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.