Научная статья на тему 'Специфика административно-правового статуса таможенных органов как субъектов обеспечения экологической безопасности Евразийского экономического союза'

Специфика административно-правового статуса таможенных органов как субъектов обеспечения экологической безопасности Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
398
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / EURASIAN ECONOMIC UNION (EAEU) / ГОСУДАРСТВА ЧЛЕНЫ ЕАЭС / MEMBER STATES OF EAEU / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENVIRONMENTAL SAFETY / ЕДИНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕАЭС / UNIFIED ENVIRONMENTAL POLICY OF EAEU / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / INTERNATIONAL TRADE / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫЕ ТОВАРЫ / ENVIRONMENTALLY HAZARDOUS PRODUCTS / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ENVIRONMENTAL LEGAL STATUS OF THE CUSTOMS AUTHORITIES / ENVIRONMENTAL SECURITY / ENVIRONMENTAL RISKS / CUSTOMS OFFICIALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ронжина Нина Алексеевна

Тема статьи определена с учетом актуальности проблемы. В частности, отсутствие в Евразийском экономическом союзе единой экологической политики и реализация принципа свободы движения товаров породили возникновение принципиально новых экологических рисков, связанных с международной торговлей экологически опасными товарами. В этих условиях возрастает роль таможенных органов как субъектов обеспечения экологической безопасности. Рассмотрены также вопросы содержания эколого-правового статуса таможенных органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ронжина Нина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF CUSTOMS AUTHORITIES, AS MAINTENANCE SUBJECTS OF EURASIAN ECONOMIC UNION`S ECOLOGICAL SAFETY

The central message of the article is determined by the urgency of the problem in question. The absence of the EAEU`s unified environmental policy and implementation of principle of freedom of movement of goods caused the emergence of fundamentally new environ-mental risks associated with international trade of environmentally hazardous goods. Under these circumstances the role of the customs authorities of the Member States of the EAEU as actors of environmental safety increases. The author also touches on the content of the legal status of the customs authorities and their officials in the field of environmental management

Текст научной работы на тему «Специфика административно-правового статуса таможенных органов как субъектов обеспечения экологической безопасности Евразийского экономического союза»

W С

й л

S

О X X

w

S

w

Рн

со

0

и <

1 t* S

я

X

w

£ Рн

С

и S

Рн

Si

УДК 342.9

СПЕЦИФИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ КАК СУБЪЕКТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Ронжина Нина Алексеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, кафедра административного и таможенного права, старший преподаватель, е-шаП: nigeer1@mail.ru

Тема статьи определена с учетом актуальности проблемы. В частности, отсутствие в Евразийском экономическом союзе единой экологической политики и реализация принципа свободы движения товаров породили возникновение принципиально новых экологических рисков, связанных с международной торговлей экологически опасными товарами. В этих условиях возрастает роль таможенных органов как субъектов обеспечения экологической безопасности. Рассмотрены также вопросы содержания эколого-правового статуса таможенных органов

Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС); государства - члены ЕАЭС; экологическая безопасность; единая экологическая политика ЕАЭС; международная торговля; экологически опасные товары; таможенные органы; экологическое управление; обеспечение экологической безопасности; эколого-правовой статус таможенных органов

SPECIFICS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF CUSTOMS AUTHORITIES, AS MAINTENANCE SUBJECTS OF EURASIAN ECONOMIC UNIONS ECOLOGICAL SAFETY

Ronzhina Nina A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Department of Administrative and Customs Law, Senior lecturer, e-mail: nigeer1@mail.ru

The central message of the article is determined by the urgency of the problem in question. The absence of the EAEU's unified environmental policy and implementation of principle of freedom of movement of goods caused the emergence of fundamentally new environmental risks associated with international trade of environmentally hazardous goods. Under these circumstances the role of the customs authorities of the Member States of the EAEU as actors of environmental safety increases. The author also touches on the content of the legal status of the customs authorities and their officials in the field of environmental management

Keywords: Eurasian Economic Union (EAEC); Member States of EAEC; environmental security; unified environmental policy of EAEC; international trade; environmentally hazardous products; environmental risks; customs authorities; customs officials; environmental safety; environmental legal status of the customs authorities

Для цитирования: Ронжина Н.А. Специфика административно-правового статуса таможенных органов как субъектов обеспечения экологической безопасности Евразийского экономического союза // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1 (61). С. 90-96.

Комплексный характер таможенных правоотношений обусловлен тем, что они, возникая по поводу трансграничного перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки, регламентируются правовыми нормами различной отраслевой принадлежности. На стыке отраслей таможенного и экологического права формируются новые юридические феномены, призванные обеспечивать экологическую безопасность внешнеторговой деятельности Российской Федерации и государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союза) - таможенные институты охраны окружающей среды.

В условиях активизации интеграционных процессов с участием России роль таможенных органов в деле обеспечения экологической безопасности евразийского пространства приобретает все большее значение. Прежде всего, это обусловлено отсутствием единой экологической политики в Союзе,

нарастанием и территориальным перераспределением экологических рисков, спровоцированных увеличением внутреннего и внешнего товарооборота на единой таможенной территории. Таможенные органы, обеспечивая законность перемещения экологически значимых товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, включаются в процессы реализации экологических мер в сфере государственного экологического управления и в пределах отведенных им полномочий реализуют национальную экологическую политику России, экологическую доктрину Евразийского экономического союза, исполняют международные соглашения в сфере обеспечения глобальной экологической безопасности.

Несмотря на систематическое игнорирование участниками Евразийского экономического союза важности вопросов координации и унификации в сфере охраны окружающей среды,

с полной уверенностью можно утверждать, что право Евразийского экономического союза проявляет очевидные признаки экологизации. Определяя для таможенных органов задачи, нацеленные на обеспечение экологической безопасности единой таможенной территории, право Союза формирует эколого-правовой статус таможенных органов и их должностных лиц как субъектов интеграционного экологического управления.

Анализируя содержание эколого-правового статуса таможенных органов государств - членов ЕАЭС, следует отметить, что он состоит из публичных полномочий, направленных на выполнение экологически значимых общественных функций, а также имеет комплексную отраслевую правовую природу. Особенностью юридического механизма закрепления экологического статуса таможенных органов является регламентация на различных уровнях современного правового регулирования: международном, региональном и национальном, что формирует достаточно сложную систему правоустанавливающих юридических источников. Данное положение позволяет выделить в структуре административно-правового статуса таможенных органов как субъектов обеспечения экологической безопасности Евразийского экономического союза три взаимосвязанные составляющие: международно-правовую (глобальную), интеграционную (региональную) и национальную. На примере анализа полномочий Федеральной таможенной службы России (ФТС России) рассмотрим содержание и специфику формирования эколого-правового статуса таможенных органов.

Первый уровень источников формирования эколого-правового статуса таможенных органов -международно-правовой. Он представлен рядом международных актов, принятых в целях борьбы с глобальными экологическими проблемами (истощение озонового слоя, снижение уровня биологического разнообразия на земле, распространение химических и радиационных угроз). К ним относятся, прежде всего, такие международные договоры, как:

- «Венская конвенция об охране озонового слоя» [1] и «Монреальский протокол к ней» от 22 марта 1885 года [2];

- «Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов» от 22 марта 1989 года [3];

- «Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях» от 22 мая 2001 года [4];

- «Протокол к Международной конвенции о рыболовстве в северо-западной части Атлантического океана» от 15 июля 1963 года [5];

- «Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES)» от 3 марта 1973 года [6];

- «Конвенция о ядерной безопасности», Вена, 17 июня 1994 года [7];

- «Конвенция о биологическом разнообразии» от 5 июня 1992 года [8] и ряд других.

В целях реализации обязательств, вытекающих из вышеуказанных международных договоров, должностные лица таможенных органов России осуществляют контроль безопасности трансграничного перемещения следующих категорий товаров:

- озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей эти вещества;

- опасных отходов;

- стойких органических загрязнителей, используемых как средства защиты растений;

- запрещенных видов орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов;

- более 1000 видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения.

В этой группе содержатся многосторонние экологические соглашения, исполнение которых обеспечивают таможенные органы исключительно в пределах установленной компетенции, то есть в рамках контроля трансграничного перемещения потенциальных источников экологических рисков.

Ко второму - интеграционному уровню источников закрепления эколого-правового статуса таможенных органов - относятся экологизированные акты права Евразийского экономического союза, содержащие правоустанавливающие нормы экологического характера. Подобными источниками правового регулирования являются международные договоры, принятые в рамках ЕАЭС, соглашения Союза с третьими странами, а также решения и распоряжения органов управления Союза. Основной нормативный базис закрепления эколого-правового статуса таможенных органов - ст. 6 действующего Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) [9], согласно которой таможенные органы осуществляют функции по обеспечению мер по защите жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, а также меры по защите окружающей среды. Приоритетность задач по защите животного, растительного мира и окружающей среды в целом, а также особая важность экологических функций, возложенных на таможенные органы государств - членов ЕАЭС, подтверждается и текстом проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, одобренного распоряжением Евразийского межправительственного совета от 16.11.2016 № 19 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» [10]. Следует отметить, что в п. 1 ст. 351 данного Проекта экологические задачи таможенных органов закреплены и поставлены на первое место наряду с защитой национальной безопасности государств - членов ЕАЭС.

Нормами действующего ТК ТС на интеграционном уровне закреплены полномочия таможенных органов государств - членов ЕАЭС по осуществлению отдельных видов контроля, который по своей сути можно отнести к экологическому контролю. Согласно принципам проведения таможенного контроля, закрепленным в ст. 94, таможенные органы

в соответствии с национальным законодательством и в пределах своей компетенции осуществляют иные виды государственного контроля, в том числе радиационного.

Ныне действующие акты таможенного права ЕАЭС содержат ряд экологизированных норм и экологических приоритетов, воздействующих на формирование содержания эколого-правового статуса таможенных органов и их должностных лиц. В частности, на основании положений ст. 174 ТК ТС товары, в отношении которых осуществляется ветеринарный, фитосанитарный и другие виды государственного контроля, подлежат выпуску таможенными органами только после завершения данных видов государственного контроля.

Обеспечение таможенными органами мер по охране окружающей среды является одной из целей применения и внедрения системы управления рисками (ст. 128 ТК ТС). В экологических целях таможенные органы отказывают в помещении товара под процедуру уничтожения, если его уничтожение может причинить вред окружающей среде или представляет опасность для жизни и здоровья людей (ст. 308 ТК ТС). Норма ст. 116 ТК ТС позволяет должностным лицам таможенных органов проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта в случае экологических угроз жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что подконтрольные товары относятся к отравляющим, опасным химическим и биологическим веществам, наркотическим средствам, психотропным, сильнодействующим, ядовитым, токсичным, радиоактивным веществам, ядерным материалам и другим подобным товарам.

Нетарифные меры, затрагивающие внешнюю торговлю экологически значимыми товарами, устанавливаются, если национальные интересы государств - членов ЕАЭС направлены на достижение экологических целей природоохранного и (или) природоресурсного характера. В частности, в Евразийском экономическом союзе установлены и применяются единые меры нетарифного регулирования в сфере внешней торговли товарами [11]. В случае трансграничного перемещения отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, устанавливается разрешительный порядок их перемещения через таможенную границу ЕАЭС посредством лицензирования ВЭД. Лицензии, выдаваемые уполномоченным государственным органом исполнительной власти [12], являются правовым основанием для экспорта и (или) импорта данных товаров. Таможенные органы контролируют наличие разрешительного документа в отношении экологически значимого товара в момент прибытия его в пункт пропуска через государственную

границу. Отсутствие лицензии - основание для отказа в выпуске товаров таможенными органами.

Особое внимание следует уделить институтам таможенной охраны окружающей среды, которые исторически существовали в национальных системах экологического права государств - членов ЕАЭС, а при формировании интеграции были максимально унифицированы. В частности, в соответствии с Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» [13] сформирован единый список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, их частей и (или) дериватов, включенных в Красные книги Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, включающий 739 видов животных и 1285 видов растений, совокупно охраняемых в государствах - членах ТС. Таможенные органы РФ в рамках взаимной административной помощи осуществляют полномочия по контролю соблюдения участниками ВЭД ограничений по трансграничному перемещению диких животных и дикорастущих растений, являющихся объектами особой экологической охраны национальных правовых систем всех участников Евразийского экономического союза.

Интеграционные подходы проявляются при закреплении таких унифицированных групп экологически значимых товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок, это:

- предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии;

- шкурки гренландского тюленя и бельков гренландского тюленя;

- ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ;

- дикорастущее лекарственное сырье, в том числе растения, части растений, семена, плоды, ограниченные к перемещению через таможенную границу при экспорте;

- дикие живые животные и некоторые дикорастущие растения;

- отдельные виды минерального сырья (агат, аметист, малахит и другие);

- информация о недрах;

- отходы и лом черных и цветных металлов, происходящих из Республики Беларусь.

Третий уровень источников закрепления и формирования эколого-правового статуса таможенных органов - национальное законодательство государств - членов ЕАЭС. В историческом аспекте впервые экологические функции были закреплены за «таможней» в 1993 году в положениях Таможенного кодекса Российской Федерации [14], согласно которому к компетенции таможенных органов отнесена борьба с контрабандой видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, содействие осуществлению мер

по защите жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров, обеспечению разрешительного порядка перемещения товаров. Позднее, вплоть до вступления в силу ТК ТС, аналогичные функции экологического характера были предусмотрены в ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ [15].

Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [16] закрепляет за таможенными органами России функциональную обязанность содействовать в осуществлении мер по защите жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию. Постановлением Правительства РФ от 05.11.2003 № 671 утверждено «Положение об изъятии или о замене товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, при осуществлении контролируемой поставки» (ред. от 11.10.2012) [17], согласно которому установлен порядок замены товаров, представляющих повышенную опасность для здоровья людей, окружающей природной среды при осуществлении таможенными органами оперативно-розыскной деятельности в форме контролируемой поставки.

В рамках реализации исполнительной деятельности в пределах установленной компетенции ФТС России обеспечивает соблюдение требований законодательства Евразийского экономического союза, Российской Федерации и международных договоров в области запретов и ограничений относительно подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в форме документарного контроля в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. Реализуя свои полномочия при обеспечении соблюдения запретов и ограничений неэкономического характера, таможенные органы РФ контролируют наличие 34 различных разрешительных документов, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти [18].

Согласно постановлению Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» и соответствующему Положению о Федеральной таможенной службе (Положение) [19] ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере таможенного дела, и ограниченно, в пределах своей компетенции, осуществляет ряд экологически значимых функций. Среди них - функции по проведению санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля при проверке документов в предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской

Федерации. В частности, в Положении закреплены следующие экологически значимые полномочия:

- содействие защите жизни и здоровья человека, растений и животных, мер по охране окружающей природной среды, защите прав потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

- осуществление контроля и надзора за соблюдением требований права ЕАЭС и законодательства РФ к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, в сфере ветеринарии, санитарно-эпидемиологического благополучия, безопасности пищевых продуктов, иных материалов и изделий, а также правил обеспечения карантина растений (подкарантинного материала, под-карантинного груза).

К сожалению, следует согласиться с тем, что данный правоустанавливающий документ, регламентирующий статус ФТС России, не раскрывает полный спектр экологических функций таможенных органов и не отражает содержание экологических компетенций таможенных органов в полном объеме.

В действительности должностные лица таможенных органов обладают широкими полномочиями в сфере производства экологического контроля трансграничного перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки, являясь субъектами проведения технического, радиационного контроля, контроля трансграничного перемещения редких и исчезающих объектов дикой флоры и фауны, химически опасных отходов, озоноразрушающих веществ, химически опасных веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, медикаментов, источников ионизирующего излучения, перемещения информации о недрах. Экологически значимые объекты таможенного контроля (надзора) многообразны и имеют большой удельный вес в объеме товарной продукции, перемещаемой в процессе ВЭД. Данные категории товаров можно разделить на несколько видов: товары народного потребления, техника и оборудование, экологически опасные вещества, носители вредных энергий, природные ресурсы и сырье, объекты животного и растительного мира. Объединяет их то свойство, что они, с одной стороны, являются объектом экологического контроля, а с другой - объектом таможенного регулирования в случаях трансграничного перемещения через таможенную границу ЕАЭС.

Сегодня таможенные органы - одна из основных структур, отвечающих за радиационную безопасность грузов, поступающих в ЕАЭС и вывозимых с его территории. Делящиеся и радиоактивные материалы (ДРМ) относятся к категории товаров повышенного экологического риска, поэтому контроль их оформления, перемещения и соблюдения условий транспортировки ведется особенно строго.

Согласно п. 2 ст. 351 Проекта ТК ЕАЭС [10] таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют функции радиационного контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС. Нормативно-

правовое основание производства контроля ДРМ содержится в Федеральном законе от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» [21]. Более детально процесс производства контроля регламентирован в ряде подзаконных актов российского законодательства [22]. Таможенные органы России проводят радиационный контроль по двум направлениям:

- радиационный контроль транспортных средств, пассажиров, их багажа и товаров, пересекающих государственную границу;

- контроль делящихся и радиоактивных материалов, легально перемещаемых участниками ВЭД, с целью проверки соответствия данных декларации содержимому радиационного груза.

Еще одним направлением обеспечения экологического благополучия территории государства является таможенный контроль экологической безопасности ввозимых товаров, осуществляемый в рамках проведения государственного технического регулирования [23]. Согласно ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [24] условием ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия техническому регламенту, является предъявление участниками ВЭД в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией декларации о соответствии (либо сертификата соответствия) на товар.

Технические регламенты устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животных и растений, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения и наряду с иными негативными воздействиями обеспечивают безопасность излучений, безопасность продукции, биологическую безопасность, химическую безопасность, радиационную безопасность населения России. Они устанавливают минимально необходимые ветеринарно-сани-тарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран, в том числе ограничения по ввозу, использованию, хранению, перевозке, реализации и утилизации.

Таможенные органы РФ являются субъектами проведения санитарно-карантинного контроля на государственной границе. Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [25] санитарная охрана территории направлена на предупреждение заноса и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза и реализации на территории России товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих угрозу для человека. На основании Соглашения Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25.01.2008 «О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных

и фитосанитарных мер» [26] на единой таможенной территории проведена унификация санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитар-ных требований и процедур, применяемых в целях:

- защиты человека и животных от рисков, возникающих от загрязняющих веществ, микроорганизмов и токсинов, содержащихся в пищевых продуктах, кормах и так далее;

- защиты животных и растений от рисков, вызванных проникновением и распространением вредителей растений, возбудителей болезней растений и животных, сорняков и иных организмов-переносчиков болезней или болезнетворных организмов;

- защиты человека от рисков, возникающих в связи с болезнями, переносимыми животными, растениями или продукцией из них;

В ходе интеграционных процессов Евразийского экономического сообщества в пределах единой таможенной территории унифицированы показатели санитарных рисков, связанные с трансграничным перемещением транспортных средств, лиц и товаров. Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» [27] утверждены «Единые санитарные требования» и «Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза», а также «Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров)».

Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ проводится таможенными органами в форме документарной проверки в специализированных пунктах пропуска. При прибытии товаров на территорию РФ проверке подлежат представляемые перевозчиком или лицом, действующим от его имени, сертификаты соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

По результатам документарной проверки должностными лицами таможенных органов принимаются следующие возможные решения:

- о ввозе товаров на территорию РФ и выпуске их в соответствии с процедурой таможенного транзита;

- о немедленном вывозе товаров с территории России;

- о направлении товаров в специально оборудованные и оснащенные места в специализированных пунктах пропуска для проведения досмотра товара должностными лицами органа, уполномоченного на проведение санитарно-эпидемиологического надзора.

Таможенные органы выступают и как субъекты проведения фитосанитарного контроля на границе. Полномочия должностных лиц таможенных органов в сфере производства фитосанитарного контроля закреплены в Федеральном законе от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» [28]. Карантинные фитосанитарные меры (фитосанитарные меры) - меры

по предотвращению проникновения на территорию РФ и (или) распространения на ней вредных организмов. Карантинный фитосанитарный контроль ввоза и вывоза с территории Российской Федерации подкарантинной продукции осуществляется органом государственного надзора, а также таможенными органами. Порядок производства карантинного фитосанитарного контроля должностными лицами таможенных органов аналогичен порядку, установленному для санитарно-карантинного контроля.

В рамках единой таможенной территории ЕАЭС фитосанитарные требования и меры унифицированы решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» [29], на основании которого утвержден «Единый перечень подкарантинной продукции», а также «Положением о порядке осуществления карантинного фитосани-тарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза», «Положением о порядке осуществления карантинного фитосани-тарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статус таможенных органов как субъектов определен Законом РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» [30], согласно которому при осуществлении государственного ветеринарного надзора в специализированных пунктах пропуска должностные лица таможенных органов проводят проверку документов, представляемых в отношении прибывших товаров. Порядок действий должностных лиц таможенных органов при производстве вышеуказанных видов государственного контроля определен Приказом ФТС России от 30.09.2011 № 1996 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-каран-тинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора» [31]. В рамках ЕАЭС в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» [32] унифицированы: перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, порядок осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза и формы ветеринарных сертификатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что участие таможенных органов в процессе экологического управления означает реализацию ими многоуровневой экологической политики, которая осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов Союза, действующими актами права ЕАЭС, национальными актами, а также концепциями и стратегиями,

принятыми в установленном порядке в целях обеспечения экологической безопасности. В данном аспекте полномочия таможенных органов функционально ограничены проведением контрольно-надзорных мероприятий в целях обеспечения соблюдения требований экологической безопасности товаров и транспортных средств международной перевозки, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.

Сточки зренияобъема экологическихполномочий и выполняемых управленческих экологически значимых действий, таможенные органы можно отнести к разряду функциональных органов, так как экологические функции являются не основными в сфере их деятельности. Содержание эколого-правового статуса таможенных органов определяется многочисленными международными, интеграционными и национальными актами, которые не обладают признаками систематизации и кодификации. Экологические функции таможенных органов разнообразны и важны, но с нормативной точки зрения не обобщены и противоречивы. До настоящего времени направления экологической деятельности таможенных органов легально не выделены в виде отдельной специальной группы управленческих функций, не имеют специального закрепляющего акта, что является очевидным барьером для целей определения места и роли таможенных органов в системе обеспечения экологической безопасности Евразийского экономического союза.

Библиографический список:

1. Венская конвенция об охране озонового слоя от 22.03.1985 // Действующее международное право. Т. 3. Ст. 692. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. 826 с.

2. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой от 16.09.1987 // Бюллетень международных договоров. 2006. № 7.

3. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22.03.1989 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 18, ст. 2066.

4. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях от 22.05. 2001 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 7, ст. 785.

5. Протокол к «Международной конвенция о рыболовстве в северо-западной части Атлантического океана» от 15.07.1963 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. XXIV. 1971.

6. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. (CITES), 1973. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/cites.shtml (дата обращения: 14.03.2017).

7. Конвенция о ядерной безопасности от 17.06.1994 // Бюллетень международных договоров. 2007. № 9.

8. Конвенция о биологическом разнообразии от 05.06.1992 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 19, ст. 2254.

9. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 50, ст. 6615.

10. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 16.11.2016 № 19 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза». URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_zak/Pages/hot.aspx (дата обращения: 14.03.2017).

11. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» // Документ опубликован не был. СПС Консультант-Плюс.

12. Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2010 № 1567-р «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных приложениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами -членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами» (ред. от 18.03.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 40, ст. 5121.

13. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 14.03.2017).

14. Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 № 5221-1) // Российская газета. 21.07.1993. № 138.

15. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 22, ст. 2066.

16. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 48, ст. 6252.

17. Постановление Правительства РФ от 05.11.2003 № 671 «Положение об изъятии или о замене товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, при осуществлении контролируемой поставки» (ред. от 11.10.2012) // Собр. законодательства Рос.Федерации. 2003. № 45, ст. 4389.

18. Доклад ФТС России «Об осуществлении государственного контроля (надзора) и его эффективности». URL: www.customs.ru/.../Доклад%20ФТС%20Рос-сии%20об%20осуществлен (дата обращения: 20.01.2017).

19. «Положение о Федеральной таможенной службе», утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» //

Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 38, ст. 4823.

20. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2010 № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // Российская газета. 30.11.2009. № 227.

21. Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 141.

22. Приказ ГТК РФ от 04.02.2004 № 154 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов» (ред. от 09.09.2005) // Документ опубликован не был. СПС Консультант-Плюс.

23. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 319 «О техническом регулировании в Таможенном союзе» // Таможенный вестник. 2010. № 17.

24. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 52 (ч. 1), ст. 5140.

25. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 14, ст. 1650.

26. Соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25.01.2008 «О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитоса-нитарных мер» // Бюллетень международных договоров. 2012. № 8.

27. Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.03.2017).

28. Федеральный закон от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 29, ст. 3008.

29. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.03.2017).

30. Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» // Ведомости СНД и ВС РФ. 17.06.1993. № 24, ст. 857.

31. Приказ ФТС России от 30.09.2011 № 1996 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора» // Таможенные ведомости. 2011. № 11.

32. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 14.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.