Научная статья на тему 'О некоторых вопросах таможенного контроля товаров, отнесенных к категории опасных грузов'

О некоторых вопросах таможенного контроля товаров, отнесенных к категории опасных грузов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
506
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ / КЛАСС ОПАСНОСТИ / ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ / АВАРИЙНАЯ КАРТА / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ ТРАНСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / DANGEROUS GOODS / HAZARD CLASS / POTENTIAL DANGER / EMERGENCY CARD / CUSTOMS OFFICIALS / HAZARDOUS WASTE / TRANSPORT CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайфутдинов Васых Ахметович, Джураев Данил Раимкулович

В статье рассмотрены особенности обеспечения безопасности должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров, отнесенных к категории опасных грузов. В этой связи авторами отмечен ряд проблемных вопросов и обоснована позиция о необходимости внесения ряда изменений в нормативные акты в целях совершенствования существующего положения вещей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гайфутдинов Васых Ахметович, Джураев Данил Раимкулович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME QUESTIONS OF CUSTOMS CONTROL OF THE GOODS CLASSIFIED AS DANGEROUS GOODS

The article discusses the features of security officials of customs authorities in the customs control of goods classified as dangerous goods. The authors focus on the existing problematic issues and substantiate the position on the need to make a number of changes to the regulations in order to improve the solution of this issue

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах таможенного контроля товаров, отнесенных к категории опасных грузов»

УДК 614.876

о НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ОТНЕСЕННЫХ К КАТЕГОРИИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Гайфутдинов Васых Ахметович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, начальник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, к.т.н., e-mail: vag@spbrta.ru

Джураев Данил Раимкулович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела, к.т.н., e-mail: ddr@spbrta.ru

В статье рассмотрены особенности обеспечения безопасности должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров, отнесенных к категории опасных грузов. В этой связи авторами отмечен ряд проблемных вопросов и обоснована позиция о необходимости внесения ряда изменений в нормативные акты в целях совершенствования существующего положения вещей

Ключевые слова: опасные грузы; класс опасности; потенциальная опасность; аварийная карта; должностные лица таможенных органов; опасные отходы; транспортный контроль

ABOUT SOME QUESTIONS

OF CUSTOMS CONTROL OF THE GOODS CLASSIFIED AS DANGEROUS GOODS

Gayfutdinov Vasykh A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Training Center of Customs Control of Nuclear and Radio-Active Materials, Head of Training Center, PhD, e-mail: vag@spbrta.ru

Dzhuraev Danil R.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Leading Researcher of Research Department, PhD, e-mail: ddr@spbrta.ru

The article discusses the features of security officials of customs authorities in the customs control of goods classified as dangerous goods. The authors focus on the existing problematic issues and substantiate the position on the need to make a number of changes to the regulations in order to improve the solution of this issue

Keywords: dangerous goods; hazard class; potential danger; emergency card; customs officials; hazardous waste; transport control

Для цитирования: Гайфутдинов В.А., Джураев Д.Р. О некоторых вопросах таможенного контроля товаров, отнесенных к категории опасных грузов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 3 (71). С. 9-12.

Должностные лица таможенных органов (ДЛ-ТО) Российской Федерации при проведении таможенного контроля товаров, транспорт-едств, перемещаемых через российский участок таможенной границы Евразийского экономического союза (ЕАЭС), контролируют в том числе и те товары, которые из-за своих потенциально опасных свойств перевозятся как опасные грузы.

Основным органом, регулирующим международные перевозки опасных грузов, является Комитет экспертов ООН. Именно он дает свои рекомендации для обеспечения безопасности их перевозок, а также присваивает номера ООН химическим веществам, значительная часть которых при транспортировании подпадает под категорию опасный груз.

Комитет экспертов вносит свои рекомендации в так называемые Типовые правила перевозки опасных грузов [1], которые редактируются каждые два года (в настоящее время действует 17-я редакция), и которые, в свою очередь, являются основой для шести базисных международных конвенций по перевозке опасных грузов различными видами транспорта, это:

- Технические требования (ИКАО/1САО) (Международной организации гражданской авиации);

- Правила морской перевозки опасных грузов (МОПОГ/IMDG);

- Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ/ADN);

- Европейское соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR);

- Правила перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом - Приложение 2 к (СМГС/ SMGS);

- Договор о перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом - (RID).

- Перечень потенциально опасных товаров (опасных грузов) - определен Типовыми правилами ООН [1].

Опасные грузы (товары) представляют потенциальную опасность для ДЛТО при проведении ими таможенного контроля из-за того, что обладают опасными свойствами, такими как:

взрывоопасность,

- огнеопасность,

- ядовитость (токсичность),

hi

ж >

у н

А

д н

А

я s

н

н hi м

А

ц

s

to в

А

М к

А to е А

ÜJ

п

- едкость (коррозийность),

- радиоактивность,

- окисление (свойство, способствующее горению).

Исходя из потенциальной опасности, все опасные грузы, как известно, делятся на 9 классов, которые, в свою очередь, делятся на подклассы [2]. При этом один и тот же товар может иметь несколько видов опасностей (например, он может являться и огнеопасным, и ядовитым).

В связи с потенциальными рисками нарушения правил обращения с этими товарами (человеческий фактор) при их упаковке, подготовке к транспортированию, организации транспортирования, непосредственно в процессе транспортирования и особенностями технологических операций таможенного контроля такого рода товаров (например, выгрузка упаковок с товаром при таможенном досмотре из контейнера, взятие пробы образца товара) ДЛТО должны знать меры безопасности, которые необходимо соблюдать, прежде всего, для обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих.

Технология таможенного контроля, как известно, включает в себя:

- контроль документов на товар;

- таможенный осмотр товара, транспортного средства;

- таможенный досмотр товара, транспортного средства;

- взятие проб образцов товаров;

- проведение экспертизы взятых проб образцов товаров;

- принятие решения относительно конкретного товара.

При контроле документов на товар может выясниться, что он является опасным грузом. У ДЛТО сразу же должен возникнуть вопрос: какие меры безопасности необходимо соблюдать при выполнении последующих операций таможенного контроля. Следует отметить, что документы на товар, необходимые для таможенных целей, информацию о мерах безопасности не содержат. Единственным документом, где ДЛТО могут получить минимально необходимую информацию о мерах безопасности, является аварийная карта на опасный груз, которая является транспортным документом. Она находится у сопровождающего данный груз, а в его отсутствие - у перевозчика.

Аварийная карточка на лицевой стороне содержит непосредственно номер аварийной карточки, перечень опасных грузов, основные их свойства, виды опасностей и средства индивидуальной защиты. На оборотной стороне аварийной карточки содержатся необходимые указания действий при аварийной ситуации общего характера, при утечке, разливе или россыпи, а также при пожаре; там же имеются указания по нейтрализации и мерам первой помощи.

В случае, когда товар относится к опасным грузам, ДЛТО, после контроля документов,

необходимых для таможенных целей, должны изучить аварийную карту на данный груз (прежде всего, основные свойства товара, виды опасности и необходимые средства индивидуальной защиты) и в дальнейшем, при выполнении последующих операций таможенного контроля, руководствоваться изложенными там требованиями.

Наименее опасной операцией таможенного контроля опасных грузов является таможенный осмотр. Он фактически представляет собой внешний осмотр транспортного средства с товаром. При этом, применительно к опасным грузам, контролируется наличие, правильность маркировки транспортного средства (товара), состояние грузовых отсеков с товаром, отсутствие протечек, высыпаний, наличие запаха.

Таможенный досмотр транспортных средств, товаров проводится, в основном, по результатам проверки документов или таможенного осмотра. Наряду с этим, вскрываются закрытые грузовые отсеки транспортных средств (крытые грузовые вагоны, контейнеры, большегрузные автомобили), выгружаются упаковки с товаром, выборочно вскрываются упаковки с товаром. Для выполнения грузовых операций привлекается бригада грузчиков. Соответственно, при этом должна обеспечиваться безопасность не только ДЛТО, но и привлеченных грузчиков. Информации, содержащийся в аварийной карте, в данном случае недостаточно для полного обеспечения безопасности проводимых работ. Необходимые консультации по данному вопросу могут быть получены, прежде всего, в подразделениях Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) и в других компетентных органах.

Потенциально наиболее опасной операцией для ДЛТО является взятие проб образцов товаров (при необходимости), отнесенных к категории опасных грузов. Опасность обусловлена возможностью непосредственного физического контакта ДЛТО с товаром в процессе взятия проб образцов, кроме того, отсутствием необходимых индивидуальных средств защиты, отсутствием методик взятия проб образов этих товаров в таможенных органах, а также некомпетентностью отдельных лиц при подборе упаковок для взятых проб образцов товаров и отсутствием необходимых специальных упаковок в таможенных органах. К сожалению, в настоящее время никаких методических рекомендаций для ДЛТО по данному вопросу нет. Практический выход из сложившей ситуации, чтобы не подвергать опасности ДЛТО таможенных постов, заключается только в привлечении ДЛТО подразделений ЦЭКТУ для выполнения такого рода операций.

При организации экспертизы взятых проб образцов товаров опасность для ДЛТО обусловлена их транспортировкой от таможенных постов до подразделений ЦЭКТУ Учитывая, что взятые пробы образцов товаров относятся к опасным грузам в мелкой фасовке, для минимизации рисков их

следует транспортировать с соблюдением требований к опасным грузам в мелкой фасовке.

Другой группой товаров, которые также представляют потенциальную опасность для ДЛТО при проведении таможенного контроля товаров, являются опасные отходы [3]. Их ввоз (вывоз) на территорию ЕАЭС регулируется Решением Коллегии ЕЭК [4]. Обращение с отходами производства и потребления (в том числе с опасными отходами) регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ [5].

Отходы, в зависимости от степени потенциальной опасности, подразделяются на пять классов опасности [5]:

- I класс - чрезвычайно опасные отходы;

- II класс - высокоопасные отходы;

- III класс - умеренно опасные отходы;

- IV класс - малоопасные отходы;

- V класс - неопасные отходы.

Отходы должны перевозиться с соблюдением требований, установленных для соответствующего класса, и с учетом присущих им видов опасности, а также критериев, указанных в Типовых правилах ООН [1]. Отходы, которые не подпадают под действие этих Правил, но охватываются Ба-зельской конвенцией [3], могут перевозиться в соответствии с требованиями, установленными для 9-го класса опасных грузов. Их ввоз на территорию Российской Федерации осуществляется только через пункты пропуска, утвержденные постановлением Правительства РФ [6], а перечень пунктов пропуска на вывоз не регламентирован. При проведении таможенного контроля таких отходов ДЛТО необходимо руководствоваться мерами безопасности, изложенными в соответствующих указаниях, специальной литературе [7, 8].

Специфической задачей, в рамках которой также осуществляется контроль опасных грузов, является контроль автотранспорта на внешней границе Евразийского экономического союза. Порядок проведения транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе ЕАЭС определен Приложением № 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе и осуществляется компетентным органом, уполномоченным государством-членом на проведение транспортного (автомобильного) контроля на территории государства-члена [9].

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» № 394-ФЗ государственный контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации проводится таможенными органами [10], то есть именно на них возложены

функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта [11].

Порядок действий должностных лиц таможенного поста при проведении транспортного контроля в пункте пропуска определен приказом ФТС России от 30 сентября 2011 г. № 1996 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора» [12].

Порядок проведения транспортного контроля, определенный вышеупомянутыми документами, включает в себя следующие виды контроля:

- инструментальный контроль транспортного средства;

- контроль документов водителя, а также на транспортное средство, груз, перевозку;

- визуальный контроль (внешний осмотр) транспортного средства и груза, прежде всего, оборудование транспортных средств в соответствии с требованиями главы 8.1 Правил дорожной перевозки опасных грузов, или ДОПОГ [2].

В упомянутом приказе ФТС России от 30 сентября 2011 г. № 1996 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления са-нитарно-карантинного, карантинного фитосани-тарного контроля и ветеринарного надзора» [12], по сравнению с Приказом Минтранса РФ от 11 июля 2012 г. № 229 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации о порядке осуществления международных автомобильных перевозок» [11], ряд операций при проведении транспортного контроля должностными лицами таможенного поста сокращен, а именно:

- нет визуального контроля транспортного средства, прежде всего, наличия его маркировки о перевозке опасного груза. Следует отметить, что для целого ряда участников дорожного движения маркировка транспортного средства является единственной информацией о наличии на борту транспортного средства опасного груза;

- нет проверки наличия системы информации об опасности (аварийной карточки). В случае дорожно-транспортного происшествия с транспортным средством аварийная карточка является единственным источником информации для обеспечения безопасности всех участников

происшествия и минимизации причинения вреда окружающей среде. Более того, аварийная карточка является тем документом, где указаны класс опасности, меры безопасности при обращении с данным опасным грузом, которыми необходимо руководствоваться.

Исходя из этого, в целях уменьшения рисков при перевозке опасных грузов (прежде всего при их ввозе на территорию Российской Федерации) в приказ ФТС России от 30 сентября 2011 г. № 1996 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления са-нитарно-карантинного, карантинного фитосани-тарного контроля и ветеринарного надзора» [12] авторы считают необходимым внести изменения по вышеперечисленным пунктам:

- разработать в системе дополнительного профессионального образования должностных лиц таможенных органов дополнительную профессиональную программу для их обучения особенностям таможенного контроля товаров, отнесенных к категории опасных грузов;

- внести изменения в нормативные документы, регламентирующие порядок проведения контроля автотранспорта на многосторонних автомобильных пунктах пропуска должностными лицами таможенных органов.

Внесение этих изменений в систему дополнительного профессионального образования должностных лиц таможенных органов будет способствовать повышению их безопасности при проведении таможенного контроля товаров, отнесенных к категории опасных грузов, уменьшению риска нанесения ущерба окружающей среде, вреда здоровью населения при перевозке их автотранспортом.

Библиографический список:

1. Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов «Оранжевая книга». Типовые правила перевозки опасных грузов. URL: http://zakonrus.ru/asmap/rec_ oon/toc_oon.htm

2. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 г., Женева (постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 76 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов»). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_115243/

3. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.). URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT &n=15378#01912209352779597

4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (в ред. от 16.04.2019) «О мерах нетарифного регулирования». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178556/

5. Федеральный закон от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/

6. Постановление Правительства РФ от 03.06.2011 № 442 (ред. от 04.05.2018) «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, материалов и изделий». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_114834/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Основы организации таможенного контроля опасных отходов. Учебник. А.А. Абрамов и др. Москва. 2000 г. 252 с., 27 ил., 82 библ.

8. Словарь терминов опасных отходов. ГТК РФ, МГУ, 1-я Московская медицинская академия. Москва. 1998 г. 113 с.

9. Приложение № 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе «Протокол о скоординированной (согласованной) транспортной политике». Приложение № 1 к Протоколу о скоординированной (согласованной) транспортной политике «Порядок осуществления транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Евразийского экономического союза». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_163855/8cc85be79e7c5e8d5fb87c9224 d3713f38495bf7/

10. Федеральный закон от 28.12.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» № 394-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_108550/

11. Приказ Минтранса РФ от 11 июля 2012 г. № 229 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации о порядке осуществления международных автомобильных перевозок». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136876/

12. Приказ ФТС России от 30 сентября 2011 г. № 1996 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_120255/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.