В управлении внедрением нанотехнологий применяется перенос продукта из лаборатории на рынок с минимальными затратами времени и максимальной отдачей от изобретения до доведения его до потребителя. Расширение достижений нового технологического уклада позволяет повысить эффективность производства и снизить показатели энергоемкости и материалоемкости производственной цепочки. Смена технологических укладов требует соответствующих преобразований в социальных и институциональных системах, которые должны оптимизировать организационные барьеры и стимулировать внедрение технологических цепочек в соответствии с новыми параметрами качества и уровня жизни.
Литература:
1. www.urbanplanet.org/materials/081110-regional-innovation-rankingsUP.pdf - Гусев А.Б. Формирование рейтингов инновационного развития регионов России и выработка рекомендаций по стимулирова-
нию инновационной активности субъектов Российской Федерации.
2. Yusuf S. From Creativity to Innovation - Development Research Group World Bank Washington, D.C. - World Bank Policy Research Working Paper. - 2007. - 20 с.
3. Абалкин Л. И. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения/ // Экономическое возрождение России. -2004. - № 1. - С.8-16
4. Аганбегян А.Г. Кризис: беда и шанс для России: научное издание. - М.: Астрель, 2009. - 285 с.
5. Асаул А.Н. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей: научное издание / ред. А. Н. Асаул. - СПб.: Гуманистика, 2004. - 256 с.
6. Баркер А. Алхимия инноваций. - М.: Вершина, 2003. - 224 с.
7. Бармашова Л.В., Кучерова Е.Н. Концептуальные аспекты устойчивого развития предприятия: монография/ Л.В. Бармашова, Е.Н. Кучерова. Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2010. — 93 с.
УДК 339.92
ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ
Шумаев В.А., д.э.н., профессор, академик РАЕН, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» МГУПС
(МИИТ), тел. +7 (915) 047-48-52, e-mail: [email protected]
Манушина А.П., к.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» МГУПС (МИИТ),
тел. +7 (967) 047-53-35, e-mail: [email protected] Александрова Л.И., НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, тел. +7 (903) 578-39-86,
e-mail: [email protected]
Рассмотрены вопросы правового регулирования международного таможенного содружества. Проведен анализ правовых документов и практики деятельности Всемирной Таможенной Организации, таможенных структур различных стран. Отмечена деятельность Всемирной Таможенной Организации по реализации решений более двадцати конвенций, пятидесяти рекомендаций, ряда международных норм по отдельным таможенным вопросам. Рассмотрены основные направления международного таможенного сотрудничества. Выявлены направления, облегчающие деятельность таможенных органов и ускоряющие совершение таможенных операций с перемещаемыми товарами и транспортными средствами через таможенную границу Таможенного союза, Евразийского экономического союза. Сформулированы пути совершенствования международного таможенного сотрудничества. Отмечено, что унификация законодательных норм и правил, регламентирующих вопросы таможенного дела, и создание единых информационных ресурсов являются основными направлениями совершенствования международного таможенного сотрудничества.
Ключевые слова: Международное таможенное сотрудничество, Таможенный союз, интеграция, глобализация, таможенные процедуры, борьба с контрабандой.
CUSTOMS COOPERATION IN INTERNATIONAL TRANSPORT
Shumaev V., Doctor of Economics, Professor, academician of the Russian Academy of natural Sciences, FSEIHPE «Moscow State University of Railway Engineering» (MGUPS (MIIT), tel.: +7 (915) 047-48-52, e-mail: [email protected] Manushina A., Ph.D., assistant professor, FSEI HPE «Moscow State University of Railway Engineering» (MGUPS (MIIT),
tel.: +7 (967) 047-53-35, e-mail: [email protected] Aleksandrova L., Research Institute of Academy of Prosecutor General of the Russian Federation, tel.: +7 (903) 578-39-86,
e-mail: [email protected]
The problems of legal regulation of the international Customs community are described. The analysis of the legal instruments and practices of the World Customs Organization, customs agencies of different countries. Noted the activities of the World Customs Organization to implement decisions more than twenty conventions fifty recommendations, a number of international standards on specific customs issues. The main directions of international customs cooperation. Identified areas to facilitate the activities of customs authorities and accelerate the performance of customs operations to move goods and vehicles through the customs border of the Customs Union, the Eurasian Economic Union. The ways of improving international customs cooperation. It was noted that the harmonization of legislation and rales governing the customs affairs and the creation of common information resources are the main directions of improvement of international customs cooperation.
Keywords: International customs cooperation, Customs Union, integration, globalization, customs procedures, fighting smuggling.
Введение
Процессы вхождения России в мировое экономическое пространство, глобализация экономики, выживание в условиях предъявляемых санкций, стремление к расширению экспорта вызывают необходимость тесного сотрудничества заинтересованных стран в области внешнеэкономической деятельности. Одним из его факторов является таможенное сотрудничество при осуществлении международных перевозок грузов и пассажиров. Международное таможенное сотрудничество является одним из видов международных отношений, целью которых являются совместное участие в решении проблем, оказание взаимопомощи в таможенной сфере, а также развитие правовых, технических и административных основ
для упрощения таможенных операций и процедур.
Международное таможенное сотрудничество Российской Федерации с другими странами способствует улучшению структуры отраслей производства, росту экономики страны и, соответственно, повышению рейтинга России на мировом рынке. Это осуществляется за счет заключения новых соглашений, которые способствуют улучшению отношений с другими государствами, облегчению процесса международной торговли.
В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции создаются таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключаются соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2015 | 93
Международное правовое сотрудничество
Международное таможенное право представляет собой систему норм и принципов, регулирующих отношения в ходе сотрудничества государств и международных организаций в сфере таможенного дела: перемещение грузов, пассажиров и капиталов через таможенные границы государств [1]. Международное таможенное право создается государствами в целях регулирования международных таможенных отношений в направлении создания наилучших условий перемещения товаров в процессе международной торговли.
Основными субъектами международного таможенного права являются государства и международные организации, деятельность которых распространяется на сферы международной торговли и таможенного дела.
Перемещение объектов через таможенную границу осуществляется на основе единых принципов, под которыми следует понимать принятые руководящие принципы международно-правового регулирования отношений в сфере межгосударственного таможенного сотрудничества, которые сформировались в процессе развития таможенных связей. Основные из них следующие:
• содействие развитию международных экономических отношений;
• невмешательство в экономический суверенитет государства;
• равноправное использование государствами преимуществ международного разделения труда;
• содействие экономическому росту развивающихся стран;
• предоставление таможенных преференций только развивающимся и наименее развитым странам;
• взаимодействие борьбы с контрабандой и иными таможенными правонарушениями;
• совершенствование организационного механизма международного таможенного сотрудничества;
• либерализация международной торговли, применение режима наибольшего благоприятствования [2].
Основными правовыми формами выражения правовых норм, выступают: международные договоры; международно-правовые обычаи; акты международных организаций и конференций; решения международных судебных инстанций [1].
Международные организации таможенного сотрудничества
Международное таможенное сотрудничество государств неразрывно связано с деятельностью международных организаций, которые играют особую роль, в том числе и в сфере унификации и гармонизации норм и принципов международного таможенного права.
Главной и универсальной международной таможенной организацией является Всемирная таможенная организация, которая учреждена Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950 г. В настоящее время в эту организацию входит 161 государство. Постоянно действующим исполнительным органом Всемирной таможенной организации является Секретариат, штаб-квартира которого располагается в Брюсселе. Секретариат возглавляет генеральный секретарь, который избирается сроком на пять лет.
Основными целями Всемирной таможенной организации являются следующие:
• развитие международного сотрудничества в области таможенного дела;
• обеспечение более высокого уровня гармонизации и унификации таможенных систем;
• совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий;
• усиление борьбы с международными преступлениями таможенными средствами [3].
Высшим органом Всемирной таможенной организации является Совет, сессии которого проводятся ежегодно. Помимо сессии руководящими органами Всемирной таможенной организации являются Политическая комиссия, состоящая из 22 представителей государств, включая Россию, а также Финансовый комитет, в который входят представители 17 государств, в том числе Россия.
Всемирная таможенная организация координирует работу по реализации решений более 2 (конвенций, 50 рекомендаций и ряда международных норм по отдельным таможенным вопросам.
Центральное место среди конвенций занимает Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г., построенная на принципах, которые
полностью отражены в редакции Таможенного кодекса Таможенного Союза[3]. Отражение положений Киотской конвенции в Таможенном кодексе Таможенного союза является унификацией норм таможенного законодательства для трех государств таможенного союза: России, Белоруссии и Казахстана. Внешняя торговля в Таможенном союзе достаточно унифицирована нормативными актами и способствует развитию экономических отношений.
Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов [4]. Обеспечение консолидации таможенных служб государств-членов ЕАЭС на пути формирования общего таможенного пространства является одной из задач международного таможенного сотрудничества ФТС России.
В странах СНГ возглавляет и направляет работу по осуществлению взаимодействия таможенных служб специально для этого созданный орган-Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ. К компетенции этого международного органа относится создание условий для унификации таможенных правил и использованных для таможенных целей документов, координация взаимодействия таможенных служб, а также разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами стран- участниц Содружества.
Направления совершенствования международного таможенного сотрудничества
Важную роль в международном таможенном сотрудничестве играют двусторонние договоры государств по таможенным вопросам. Таких договоров Российская Федерация заключила свыше 20,в том числе с Германией, Данией, Индией, Израилем, Македонией, Румынией, Словакией, Чехией. В этих соглашениях определены формы сотрудничества государств в таможенной сфере, в том числе по упрощению таможенных процедур при взаимном перемещении товаров и транспортных средств, обмену информацией, координации деятельности таможенных служб в борьбе с преступлениями в таможенной сфере. Однако действия и положительные последствия этих договоров откладываются в связи с объявлением санкций.
Таможенное сотрудничество осуществляется в соответствии с требованиями Всемирного таможенного общества в различных направлениях деятельности, в частности уделяется внимание унификации процесса таможенной оценки, таможенных процедур и таможенных формальностей. В целом сотрудничество государств проявляется в следующих направлениях:
• классификация и кодирование товаров;
• таможенная оценка товаров;
• определение страны происхождения товаров;
• таможенные процедуры;
• борьба с контрабандой и другими таможенными правонарушениями;
• таможенные льготы и преференции [2].
Международное сотрудничество требует развития правовых, технических и административных основ, то есть качественного улучшения и сотрудничества в области таможенного дела, повышения эффективности деятельности представительств таможенных органов в других странах.
В современных условиях наиболее актуальными направлениями совершенствования международного таможенного сотрудничества являются следующие:
■ участие в формировании единого экономического пространства;
■ переход на применение единого административного документа в любой процедуре, связанной с экспортом, импортом, транзитом товара;
■ унификация законодательных норм и правил, регламентирующих вопросы таможенного дела;
■ активизация участия таможенных органов различных государств в области таможенного регулирования;
■ создание единых информационных ресурсов; расширение практики заключения соглашений с таможенными органами всех
94 ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБЬА | №5 2015 |
стран о межведомственном информационном обмене и помощи в таможенных вопросах;
■ подготовка профессиональных кадров на базе региональных учебных центров Всемирной таможенной организации.
В настоящее время в мире наблюдается процесс глобализации и на этой основе создания единой мировой экономической и общественной системы. Глобализация представляет собой высшую форму интеграции [5]. Формой международного сотрудничества является заключение и осуществление соглашений о правовой помощи и сотрудничестве между таможенными органами различных государств.
Указанные направления международного сотрудничества конкретизируются в рамках отдельных международных региональных организаций. Крайне востребованным направлением сотрудничества является борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил, правовую основу которой составляет Международная конвенция о взаимной административной помощи в предотвращении, расследовании и наказании за правонарушения.
Важнейшим инструментом упрощения процедур таможенного оформления является использование современных информационных технологий и доступ к ним всех участников процесса международной торговли. В рамках Союзного государства действует Единая автоматизированная информационная система Таможенного комитета Союзного государства (ЕАИС ТКСГ). В рамках Таможенного союза ведутся работы по созданию Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (ИИСВВТ). В рамках ЕАЭС - создание Единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств - членов ЕАЭС.
Заключение
На основе изложенного можно сделать краткие выводы и рекомендации.
Международное таможенное право способствует регулированию международных таможенных отношений, обеспечивает расширение международной торговли, содействует преодолению
экономического разрыва между развитыми и развивающимися государствами, совершенствует таможенное законодательство и таможенные технологии.
Указанные в работе направления международного таможенного сотрудничества формируют концепции единого экономического пространства, осуществляют переход на применение Единого административного документа при любой процедуре, связанной с экспортом, импортом, транзитом товара, сопряжение с транзитными системами государств - членов Всемирной таможенной организации, обеспечивают
Унификацию законодательных норм и правил, регламентирующих вопросы таможенного дела, расширяют практику заключения соглашений о межведомственном информационном обмене и помощи в таможенных вопросах с таможенными органами всех стран, а также создают единые информационные ресурсы. Тем самым облегчает работу, таможенным органами улучшает внешнеэкономическую деятельность государства. В целях совершенствования таможенной практики проведения международных перевозок, ускорения прохождения грузов, пассажиров и капиталов целесообразно ускоренными темпами реализовать указанные в статье направления совершенствования международного таможенного сотрудничества.
Литература:
1. Рыбак, С. В. Международное таможенное сотрудничество: Учебное пособие /С. В. Рыбак, Л. И. Ануфриева. - СПб.: Троицкий мост, 2014. -384 с.
2. Малиновская, В.М. Таможенное право России / В.М. Малиновская. Учебник по публичному и частному праву в 2-х томах - М.: Статут, 2010. -487 с.
3. Сайт таможенного союза: http://www.customsunion.kz.
4. Сайт Евразийского экономического союза: http://www. eaeunion.org.
5. Шумаев, В.А. Совершенствование управления государственным сектором экономики с учетом опыта зарубежных стран/ В.А. Шумаев // Механизация строительства. 2013. № 10. С. 49-51.
ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №5 2015 | 95