Научная статья на тему 'Развитие международной торговли в рамках БРИКС с учетом национального таможенного законодательства государств-участниц (на примере Республики Индия)'

Развитие международной торговли в рамках БРИКС с учетом национального таможенного законодательства государств-участниц (на примере Республики Индия) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
463
36
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
БРИКС / ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЗАКОН О ТАМОЖНЕ 1962 Г. РЕСПУБЛИКИ ИНДИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ТАМОЖЕННЫЙ СКЛАД / ЭКСПОРТЕР / ИМПОРТЕР / BRICS / CUSTOMS COOPERATION / CUSTOMS TARIFF / CUSTOMS ACT 1962 OF REPUBLIC OF INDIA / CUSTOMS DUTIES / CUSTOMS WAREHOUSE / EXPORTER / IMPORTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мещериков Виктор Александрович

Большое значение для экономического развития государств имеют интеграционные объединения. Одним из таких объединений является БРИКС, в которое входит пять государств: Бразилия, Индия, Китай, Россия, Южно-Африканская Республика. Между странами заключены международные соглашения, направленные на развитие сотрудничества во многих областях, в том числе и в таможенной сфере. Так, в 2016 г. на VIII саммите БРИКС был создан постоянно действующий Комитет таможенного сотрудничества БРИКС. В статье приводятся статистические данные по товарообороту между Российской Федерацией и государствами БРИКС, в котором немаловажное значение имеет сотрудничество Республики Индия с Российской Федерацией. Рассмотрены отдельные положения основных нормативных актов в области таможенного законодательства Индии Закона о таможне 1962 г. и Закона о таможенном тарифе 1975 г. Изучение приведенных актов, а также результаты сравнительного анализа таможенного законодательства Индии и России позволяют прийти к выводам, что: таможенное законодательство государств построено в соответствии с принципами и нормами соглашений, принятых в рамках Всемирной торговой организации; товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности стран выстроена в соответствии с Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в Брюсселе 14.06.1983); в Индии действуют высокие ввозные ставки таможенных пошлин на отдельные категории товаров (например, на новые автомобили, ввозимые на территорию Индии, 60 % от стоимости автомобиля); процедура оценки стоимости импортируемых товаров в Индии соответствует процедуре, предусмотренной в законе об оценке товаров в рамках ВТО. Автор приходит к выводу, что основные нормативные правовые акты в области таможенного регулирования Индии, действующие с 60-70-х гг. ХХ в., соответствуют современным тенденциям развития международных таможенных правоотношений, что позволит в будущем наладить тесное взаимодействие таможенных органов не только России и Индии, но и стран БРИКС.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мещериков Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Development of International Trade within the BRICS, Taking into Account the National Customs Legislation of the Participating States (on the Example of the Republic of India)

Integration associations have a great importance for the economic development of states. One of such associations is the BRICS. This interstate association includes five states: Brazil, India, China, Russia, South Africa. International agreements have been concluded between the countries aimed at developing cooperation in many fields, including the customs sphere. So, in 2016, at the VIII BRICS Summit, a permanent BRICS Customs Cooperation Committee was established. In this article, the author analyzes statistical data on trade between the Russian Federation and the BRICS countries, noting the great importance of cooperation between the Republic of India and the Russian Federation. In the article the author examines some provisions of the main laws and acts in the field of the customs legislation of India: the Customs Law of 1962 and the Customs Tariff Act 1975. Because of the analysis of the comparative legislation of India and the Russian Federation, the author comes to the following conclusions: the customs legislation of the both states corresponds to the principles and rules of the Agreements adopted by the World Trade Organization; the commodity nomenclature of foreign trade of countries is based on the International Convention on the Harmonized System for the Description and Coding of Goods Brussels, 14.06.1983); India sets higher import customs duties on certain categories of goods; the procedure for assessing the value of imported goods in India is consistent with the procedure provided for in the WTO Customs Valuation Agreement. As a result, the author comes to the conclusion that there are no legislative obstacles to the development of trade and cooperation between the customs authorities of Russia and India.

Текст научной работы на тему «Развитие международной торговли в рамках БРИКС с учетом национального таможенного законодательства государств-участниц (на примере Республики Индия)»

УДК 339.54

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВлИ В РАМКАХ БРИКС С УЧЕТОМ

национального таможенного законодательства

ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИЦ

(НА ПРИМЕРЕ республики ИНДИЯ)

© Мещериков В. А., 2018

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Большое значение для экономического развития государств имеют интеграционные объединения. Одним из таких объединений является БРИКС, в которое входит пять государств: Бразилия, Индия, Китай, Россия, Южно-Африканская Республика. Между странами заключены международные соглашения, направленные на развитие сотрудничества во многих областях, в том числе и в таможенной сфере. Так, в 2016 г. на VIII саммите БРИКС был создан постоянно действующий Комитет таможенного сотрудничества БРИКС. В статье приводятся статистические данные по товарообороту между Российской Федерацией и государствами БРИКС, в котором немаловажное значение имеет сотрудничество Республики Индия с Российской Федерацией. Рассмотрены отдельные положения основных нормативных актов в области таможенного законодательства Индии — Закона о таможне 1962 г. и Закона о таможенном тарифе 1975 г. Изучение приведенных актов, а также результаты сравнительного анализа таможенного законодательства Индии и России позволяют прийти к выводам, что: таможенное законодательство государств построено в соответствии с принципами и нормами соглашений, принятых в рамках Всемирной торговой организации; товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности стран выстроена в соответствии с Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в Брюсселе 14.06.1983); в Индии действуют высокие ввозные ставки таможенных пошлин на отдельные категории товаров (например, на новые автомобили, ввозимые на территорию Индии, — 60 % от стоимости автомобиля); процедура оценки стоимости импортируемых товаров в Индии соответствует процедуре, предусмотренной в законе об оценке товаров в рамках ВТО. Автор приходит к выводу, что основные нормативные правовые акты в области таможенного регулирования Индии, действующие с 60—70-х гг. ХХ в., соответствуют современным тенденциям развития международных таможенных правоотношений, что позволит в будущем наладить тесное взаимодействие таможенных органов не только России и Индии, но и стран БРИКС.

Ключевые слова: БРИКС, таможенное сотрудничество, Закон о таможне 1962 г. Республики Индия, таможенные пошлины, таможенный тариф, таможенный склад, экспортер, импортер.

ХХ1в. ознаменовался созданием международного объединения государств — БРИКС (BRICS). В данную международную организацию входят пять государств: Бразилия (Brazil); Россия (Russia); Индия (India); Китай (China); Южно-Африканская Республика (South African Republic). БРИКС не имеет официально оформленной структуры. Главным способом взаимодействия государств — членов БРИКС является саммит БРИКС.

Основная цель создания организации — экономическое сотрудничество государств-участников, а также содействие модернизации хозяйственных систем развивающихся государств-участников. Любое экономическое сотрудничество государств предполагает налаживание экономических связей, раз-

витие взаимной торговли товарами, услугами, развитие иных форм внешнеэкономической деятельности. В основе экономического сотрудничества государств лежат международные соглашения.

Рассматривая участие стран БРИКС в международных торговых отношениях между собой, можно отметить, что все участники БРИКС являются членами ВТО, участниками Международной конвенции по карантину и защите растений, международных соглашений и организаций по стандартизации, Всемирной организации по охране здоровья животных, входят в Комиссию Кодекс Алиментариус (Продовольственный кодекс).

В рамках БРИКС государства заключают между собой двухсторонние соглашения. Например: Орган стандартизации

INMETRO Бразилии имеет протокол о намерениях с Индией и соглашение о кооперации с Россией. Соответствующим органом Индии — BIS — подписан протокол о намерениях с ЮАР.

Для регулирования порядка перемещения товаров через таможенные границы, налаживания сотрудничества таможенных органов стран — участниц БРИКС в 2016 г. на VIII саммите объединения был создан постоянно действующий Комитет таможенного сотрудничества БРИКС.

21 июня 2017 г. в Москве был подписан меморандум об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах. На IX саммите БРИКС 4 сентября 2017 г. руководители таможенных служб подписали Стратегическую программу таможенного сотрудничества БРИКС. В данном документе закрепляются стратегические основы взаимодействия таможенных ведомств стран БРИКС, которые направлены на упрощение таможенных процедур во взаимной торговле, сближение правил и процедур таможенного администрирования, использование единых подходов в информационном обмене и в применении передовых информационных технологий. Основным принципом такого стратегического сотрудничества станет концепция «3В» — взаимный обмен информацией, взаимное признание результатов таможенного контроля и взаимопомощь в правоохранительной сфере.

Для анализа действующих норм таможенного законодательства государств БРИКС, возможной их гармонизации и налаживания устойчивого сотрудничества в области таможенного дела представляется необходимым проведение исследования нормативных правовых актов в сфере таможенного дела отдельных стран — участниц БРИКС. В представленной статье рассматриваются основные положения нормативных актов, регулирующих таможенные отношения в Индии.

Индия — участник БРИКС. Она имеет лучшие экономические показатели ВВП среди государств — участников БРИКС. Так, в 2015 г. рост ВВП Индии составил 7,56, а в 2016 г. — 7, 62 %, что выше роста ВВП в Китае: 6,9 и 6,59 % соответственно [1].

Во внешней торговле Российской Федерации со странами БРИКС в 2015 г. (по данным ФТС России) первое место по товарообороту занимает Китай (63 555,54 млн долл.); второе — Индия (7 829,3 млн);

третье — Бразилия (4 839,0 млн) и замыкает список ЮАР (837,8 млн долл. США) [2] (табл. 1).

Товарооборот между Россией и Индией в 2010-2015 гг. (млрд долл. США) [3]:

Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

ОБОРОТ 8,5 8,9 11,0 10,1 9,5 7,8 7,7

Динамика, в % 114,4 104,2 124,6 95,0 94,4 82,3 1,52

ЭКСПОРТ 6,3 6,1 8,0 7,0 6,3 5,6 5,3

Динамика, в % 107,7 95,3 131,6 92,3 90,8 87,2 4,64

ИМПОРТ 2,1 2,8 3,0 3,1 3,2 2,2 2,4

Динамика, в% 140,5 130,6 109,1 104,5 102,6 71,2 6,17

САЛЬДО 4,2 3,3 5,0 3,9 3,1 3,4 3

Перейдем к рассмотрению отдельных положений таможенного законодательства Республики Индия. Основу таможенного законодательства Индии составляют: Закон о таможне, 1962 г.; Закон о таможенном тарифе, 1975 г.; обновленный текст Закона о таможенном тарифе 1975 г.; Закон о временном взыскании налогов 1931 г.; Закон о внешней торговле (развитие и регулирование) 1992 г.; Закон о налогах (поправка) 2006 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закон о таможне Индии был принят в 1962 г. [4], на сегодняшний день является действующим, в отдельные его положения внесены дополнения. Закон состоит из 14 глав, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные виды таможенных правоотношений. Например, глава вторая рассматривает вопросы назначения на должность офицеров таможенных органов, классы офицеров таможни, полномочия офицеров таможни; глава третья «Назначение таможенных портов, аэропортов и т. д.» определяет места перемещения товаров и т. д.

Некоторые разделы этого закона рассмотрим подробно. Глава IV «Запреты на ввоз и вывоз товаров» устанавливает запреты и ограничения в отношении ввозимых товаров, вывозимых товаров, в связи с чем центральное правительство достигает реализации следующих целей: 1) поддержание безопасности Индии; 2) поддержание общественного порядка и стандартов приличия или нравственности; 3) предотвращение контрабанды; 4) предотвращение нехватки товаров любого описания; 5) сохранение

иностранной валюты и обеспечение платежного баланса; 6) предотвращение причинения вреда экономике страны неконтролируемым импортом или экспортом золота или серебра; 7) предотвращение излишков любого сельскохозяйственного продукта или продукта промысла; 8) поддержание стандартов классификации, классификации или сбыта товаров в международной торговле.

Глава IV A «Обнаружение незаконно ввозимых товаров и предотвращение их удаления» состоит из разделов, в которых закреплены требования к лицам, незаконно импортирующим товары в нарушение данного закона или любого другого закона, а также регламентированы действия центральной власти с целью применения специальных мер для проверки незаконного ввоза.

Глава IVB «Предотвращение или обнаружение незаконного экспорта товаров» регулирует вопросы незаконного экспорта товаров с территории Индии, относящиеся к ведению центрального правительства, которое в общественных интересах принимает специальные меры для проверки незаконного экспорта или содействует выявлению товаров, которые могут быть незаконно вывезены. Посредством уведомления в Официальном вестнике центральное правительство перечисляет товары, которые подлежат контролю со стороны государства. При этом закон устанавливает максимальную стоимость товара, когда меры ограничения применяться не будут: 15 тыс. рупий.

В Российской Федерации ответственность за незаконный вывоз товаров предусмотрена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (05.02.2018) [5]. В КоАП РФ нет нижнего порога, при котором лицо не привлекается к административной ответственности. Статья 2.9. КоАП РФ содержит основание освобождения от ответственности — малозначительность совершенного административного правонарушения.

Глава IVC «Власть освобождает от положений глав IVA и IVB» содержит нормы, которые позволяют освободить лиц от обязательств, связанных с уведомлением таможенных офицеров, и иных действий с товарами, описанных в положениях глав IVA и IVB. При этом центральное правительство

при снятии ограничений с лиц, обладающих соответствующими товарами, исходит из общественных интересов.

Глава V «Взыскание и освобождение от таможенных пошлин» является самой большой по объему. Ее нормы определяют порядок оценки товаров, уплаты таможенных пошлин и освобождения от уплаты таможенных пошлин. Глава включает разделы с 12-го по 28-й ВА.

В разделе 14 «Оценка товаров» дается определение оценки экспортируемых и импортируемых товаров. Нормы раздела содержат основные положения Соглашения по применению ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. [6]. Пункт 1 ст. 38 Таможенного кодекса ЕАЭС [7] включает отсылочные нормы на общие принципы и правила, установленные ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г., что позволяет говорить о схожести положений, связанных с определением таможенной стоимости товаров в РФ и Индии.

Раздел 17 Закона устанавливает, что импортер самостоятельно определяет размер таможенной пошлины, исходя из норм закона. Таможенные органы оставляют за собой право осуществлять проверку расчета таможенной пошлины.

В разделе 18 «Предварительная оценка пошлины» отмечается, что в случае, когда экспортер или импортер затрудняются рассчитать таможенную пошлину, они письменно направляют запрос надлежащему должностному лицу. А также в данном разделе перечислены случаи, когда необходимо осуществление предварительного исчисления таможенной пошлины:

— когда соответствующий сотрудник сочтет необходимым подвергнуть любые импортируемые или экспортируемые товары любым химическим или другим испытаниям;

— когда импортер или экспортер подготовил все необходимые документы и предоставил полную информацию, но уполномоченный сотрудник сочтет необходимым продолжить расследование;

— когда необходимые документы не были подготовлены или информация не была предоставлена и соответствующий

сотрудник считает необходимым провести дополнительное расследование.

Глава VA «Указание размера пошлины в цене товаров и т. д. с целью возмещения». Данная глава состоит из двух разделов — 28С и 28D, где содержатся положения, по которым каждый человек, обязанный уплатить пошлину на любые товары, во время оформления товара на всех документах, относящихся к оценке, счетах-фактурах на продажу и других подобных документах должен указать сумму такой пошлины, которая станет частью цены, по которой такие товары должны быть проданы. Каждое лицо, уплатившее пошлину на любые товары, предусмотренные настоящим Законом, если только это не доказано им, считается принятым на полную долю такой обязанности перед покупателем таких товаров.

Глава VI «Положения, касающиеся перевозочных средств, перевозящих импортируемые или экспортируемые товары» состоит из разделов 29—43. Нормы данной главы определяют порядок доставки товаров на территорию Индии различными видами транспорта, а также порядок выгрузки и оформления товаров, перемещаемых данными видами транспорта.

Глава VII «Освобождение импортных товаров и экспортных товаров» содержит с 44-го по 50-й раздел.

В разделе 44 оговаривается, что данная глава не применяется к товарам, перемещаемым почтовым сообщением.

Раздел 45 «Ограничения на хранение и удаление импортных товаров» определяет правовой статус товаров, находящихся в таможенной зоне, круг лиц, ответственных за сохранность товаров, которые определяются Главным комиссаром таможенных органов или Уполномоченным по таможенным вопросам, а также обязанности соответствующих лиц по учету, сохранности товаров.

Раздел 46 «Ввоз товаров по импорту» закрепляет требования к импортеру, которые заключаются в том, что он должен в электронном виде предоставить должностному лицу таможенных органов вексель (декларацию).

Остальные разделы главы рассматривают положения, касающиеся импортируемых и экспортируемых товаров и оплаты таможенной пошлины в отношении них.

Положения главы VIII «Товары в транзите (в пути)» не применяются к багажу, товарам, ввозимым почтой; магазинам.

Глава IX «Складирование» выделяет склады общие и частные. Исходя из смысла положений данной главы, на общие склады могут помещаться товары любых экспортеров и импортеров, а на частные склады только товары тех лиц, которым выданы лицензии на данные склады, или товары лиц, которым дал разрешение владелец частного склада.

Срок хранения товаров определяется разделом 61 Закона, в соответствии с которым срок хранения зависит от категории товаров и может варьировать от одного до пяти лет. За хранение товаров на складе их владельцы должны производить арендную плату и оплачивать складские сборы по ставкам, установленным в соответствии с Законом (раздел 63).

Глава X «Недостаток» рассматривает порядок уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, которые импортированы или экспортированы в большем количестве, нежели были заявлены при декларировании.

Глава ХА «Специальные положения, касающиеся специальной экономической зоны» закрепляет, что специальные экономические зоны устанавливаются центральным правительством с указанием территориальных границ, в пределах которых они действуют; содержит требования, касающиеся товаров или классов товаров. Товары, помещенные в СЭЗ, освобождаются от уплаты таможенных пошлин.

Анализ основных положений, содержащихся в Законе о таможне 1962 г., позволяет констатировать, что данный закон носит общеправовой характер и не содержит конкретных положений, регулирующих правоотношения, указанные в его главах. Важную роль в регулировании таможенных правоотношений в Индии играет центральное правительство, которое и осуществляет непосредственное руководство таможенной деятельностью в Индии. Закон действует на всей территории Индии.

Помимо этого, сравнительный анализ таможенного законодательства Индии, России и ЕАЭС приводит к заключению, что Закон о таможне 1962 г. содержит нормы, носящие конкретизированный характер, а нормы ТК ЕАЭС в основном

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отсылают к другим нормативным правовым актам ЕАЭС.

Следующий правовой акт, имеющий большое значение для регулирования внешнеторговой деятельности в Индии, — Закон о таможенном тарифе от 1975 г. (Customs Tariff Act, 1975), который регулирует процедуру взимания таможенных пошлин. Поправки в Таможенный тариф (Customs Tariff) принимаются на ежегодной бюджетной сессии парламента Индии. Правительство Индии своими циркулярами и уведомлениями вносит изменения и дополнения в действующие акты в соответствии с законами, принимаемыми парламентом, главные из которых «Бюджет страны» и «Внешнеторговая политика». Индийское таможенное законодательство корреспондируется с правилами ВТО.

Таможенная пошлина в Индии является косвенным налогом. Она возлагается на потребителя, но собирается непосредственно с импортеров и экспортеров. Таможенные пошлины подразделяются на две группы — импортные и экспортные.

К основным видам импортных пошлин относятся: базовая таможенная пошлина, дополнительная пошлина (эквивалентна акцизному сбору на товары, производимые в стране), специальная дополнительная таможенная пошлина, антидемпинговая, или специальная защитная, пошлина (используется с целью защиты местного производителя) и компенсационная пошлина (применяется в соответствии с соглашением по ВТО). Основным видом базовой пошлины является адвалорная (94 % от всех тарифных линий).

Ставка базовой таможенной пошлины устанавливается в разделе 25 Закона о таможенном тарифе [8] в зависимости от группы товаров. Индийское законодательство предусматривает как фиксированные ставки таможенной пошлины, так и пошлину в размере определенного процента от стоимости импортируемого товара. Максимальный уровень ставок таможенной пошлины составляет 40 %, но в исключительных случаях она может доходить до 245 % (крепкие алкогольные напитки).

Дополнительная пошлина равна сумме акцизного сбора, взимаемого с импортируемых товаров, идентичных тем, которые производятся на внутреннем рынке. Эта пошлина часто называется компенсационной (CVD). Она эквивалентна акцизному

сбору на товары, производимые в стране. В тех случаях, когда компенсационная пошлина не является фиксированной, она рассчитывается от суммы стоимости товара, базовой таможенной пошлины и других добавочных пошлин [9]. В дополнительную пошлину также входят компенсационная пошлина на максимальную розничную цену (Maximum Retail Price) и дополнительная таможенная пошлина на алкогольную продукцию из других государств (Additional Duty on Liquor).

Специальная дополнительная таможенная пошлина была введена в 1998—1999 гг., призвана привести в соответствие цены на импортные товары и товары, производимые внутри страны. Ставка этой пошлины составляет 8 % от суммы стоимости товара, базовой таможенной пошлины, специальной пошлины и других добавочных пошлин. Товары, импортированные для последующей продажи на внутреннем рынке, освобождаются от обложения этой пошлиной. От специальной дополнительной таможенной пошлины также освобождаются товары, ввезенные для использования при сооружении проектов в сфере производства удобрений, электроэнергии и газетной бумаги, при добыче угля и нефти, изготовлении особого телекоммуникационного оборудования, а также при импорте золота и серебра.

Компенсационная пошлина устанавливается на импортные товары, производство или транспортировка которых субсидируется правительством другой страны. В настоящее время эта пошлина не взимается.

Антидемпинговая, или специальная защитная, пошлина призвана защитить местных производителей от ущерба, наносимого им в связи с демпинговыми поставками товаров из-за границы. Размер антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от ущерба, понесенного местным производителем, посредством проведения антидемпингового расследования Генеральным директоратом по антидемпинговым мерам и сопутствующим пошлинам Министерства торговли и промышленности. Размер специальной защитной пошлины определяется по результатам расследования, проводимого Генеральным директоратом по защитным мерам, таможенным и центральным акцизам Минфина Индии.

Ограниченная тарифная ставка. Согласно статье II ГАТТ, которая является частью соглашения по ВТО, странам — членам ВТО рекомендовано ограничивать тарифные ставки до предельного уровня. Страна — член ВТО может поднять свою импортную пошлину только до уровня, предписанного в указанном соглашении. И хотя страны обычно держат свои тарифные ставки высокими, реальные ставки чаще ниже, чем предельные, они называются применяемыми пошлинами.

Размеры ставок импортных пошлин на машины, оборудование, транспортные средства, а также продукцию приборостроения в основном составляют от 7,5 до 10 %.

В заключение необходимо отметить, что таможенное законодательство Индии основано на соглашениях, действующих во Всемирной торговой организации, с учетом интересов национальной экономики. Акты, регулирующие таможенные правоотношения, состоят из отсылочных норм, что затрудняет их применение. Результаты сравнительного анализа таможенного законодательства Индии и Российской Федерации позволяют прийти к следующим выводам:

— таможенное законодательство каждого из указанных государств действует на всей их территории соответственно;

— основными органами, определяющими таможенную политику в государствах, являются правительства;

— таможенно-тарифное регулирование в государствах осуществляется посредством закона о таможенном тарифе.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности стран построена в соответствии с Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в Брюсселе 14.06.1983).

На основании вышеизложенного приходим к выводу, что сотрудничество в области таможенного дела между Российской Федерацией и Индией может носить прогрессивный характер, так как больших отличий в таможенном законодательстве этих стран нет. Ш

2. Сайт Министерства экономического развития [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/ con-nect/d0e0711 c-b8e5-4f58-a680-d65d3196df42.

3. Внешняя торговля России [Электронный ресурс]. URL: http:/ / russian-trade.com/reports-and-reviews/2017-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-indiey-v-2016-g/.

4. Central Board of Excise and Customs [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbec.gov.in/htdocs-cbec/customs/cs-act/cs-act-ch3-revised.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/ online.cgi?.

6. Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902340081.

7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req.

8. Закон о таможенном тарифе 1975 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbec.gov.in/htdocs-cbec/customs/cs-act/THE CUSTOMS TARIFF ACT amended upto may, 2017 by Act 18 of 2017.pdf.

9. Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ in/about_in/laws_ved_in/customs_tariff_in.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consul-tant.ru/cons/cgi/online.cgi?.

Внешняя торговля России [Электронный ресурс]. URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/ 2017-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-indiey-v-2016-g/.

Закон о таможенном тарифе 1975 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbec.gov.in/htdocs-cbec /customs/cs-act/THE CUSTOMS TARIFF ACT amended upto may, 2017 by Act 18 of 2017.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обзор мировой экономики МВФ [Электронный ресурс]. URL: //http://export57.ru/news-list/obzor-torgovyh-otnoshenii-rossii-s-respublikoi-indiya.

Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.ved.gov.ru / exportcountries/in/about_in/laws_ved_in/customs_ tariff_in.

Сайт Министерства экономического развития [Электронный ресурс]. URL: http://economy. gov.ru/wps/wcm/connect/d0e0711c-b8e5-4f58-a680-d65d3196df42.

Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. [Электронный ресурс] URL: http://docs. cntd.ru/ document/902340081.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consul-tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req.

Central Board of Excise and Customs [Электронный ресурс]. — URL http://www.cbec. gov.in/ htdocs-cbec/customs/cs-act/cs-act-ch3-revised.

1. Обзор мировой экономики МВФ [Электронный ресурс]. URL: http://export57.ru/news-list/obzor-torgovyh-otnoshenii-rossii-s-respublikoi-indiya.

REFERENCES

Kodeks Rossijskoj Federatsii ob administrativnykh pravonarasheniyakh»: Feder. zakon ot 30 dek. 2001 g. no 195-FZ (red. ot 05.02.2018) [Elektronnyj resurs]. URL: http:/ / www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? (in Russian)

Vneshnyaya torgovlya Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http:/ / russian-trade.com/reports-and-reviews/ 2017-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-indiey-v-2016-g/. (in Russian)

Zakon o tamozhennom tarife 1975 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.cbec.gov.in/htdocs-cbec/ customs/cs-act/THE CUSTOMS TARIFF ACT amended upto may, 2017 by Act 18 of 2017.pdf. (in Russian) Obzor mirovoj ehkonomiki MVF [Elektronnyj resurs] URL: http://export57.ru/news-list/obzor-tor-govyh-otnoshenii-rossii-s-respublikoi-indiya. (in Russian)

Portal vneshneehkonomicheskoj informatsii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.ved.gov.ru / exportcountries/in/about_in/laws_ved_in/customs_ tariff_in. (in Russian)

Sajt Ministerstva ehkonomicheskogo razvitiya [Elektronnyj resurs]. URL: http://economy.gov.ru /wps/wcm/connect/d0e0711c-b8e5-4f58-a680-d65d3196df42. (in Russian)

Soglashenie po primeneniyu stat'i VII General'nogo soglasheniya po tarifam i torgovle 1994 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 902340081. (in Russian)

Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo ehkonomichesko-go soyuza (Prilozhenie № 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo ehkonomicheskogo soyuza) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req. (in Russian)

Central Board of Excise and Customs [Elektronnyj resurs]. URL http://www.cbec.gov.in/htdocs-cbec/customs/cs-act/cs-act-ch3-revised. (in Russian)

The Development of International Trade

within the BRICS, Taking into Account

the National Customs Legislation

of the Participating States

(on the Example of the Republic of India)

© Meshcherikov V. A., 2018

Integration associations have a great importance for the economic development of states. One of such associations is the BRICS. This interstate association includes five states: Brazil, India, China, Russia, South Africa. International agreements have been concluded between the countries aimed at developing cooperation in many fields, including the customs sphere. So, in 2016, at the VIII BRICS Summit, a permanent BRICS Customs Cooperation Committee was established. In this article, the author analyzes statistical data on trade between the Russian Federation and the BRICS countries, noting the great importance of cooperation between the Republic of India and the Russian Federation. In the article the author examines some provisions of the main laws and acts in the field of the customs legislation of India: the Customs Law of 1962 and the Customs Tariff Act 1975. Because of the analysis of the comparative legislation of India and the Russian Federation, the author comes to the following conclusions: the customs legislation of the both states corresponds to the principles and rules of the Agreements adopted by the World Trade Organization; the commodity nomenclature of foreign trade of countries is based on the International Convention on the Harmonized System for the Description and Coding of Goods Brussels, 14.06.1983); India sets higher import customs duties on certain categories of goods; the procedure for assessing the value of imported goods in India is consistent with the procedure provided for in the WTO Customs Valuation Agreement. As a result, the author comes to the conclusion that there are no legislative obstacles to the development of trade and cooperation between the customs authorities of Russia and India.

Key words: BRICS; customs cooperation, Customs tariff, customs Act 1962. Republic of India, customs duties, customs tariff, customs warehouse, exporter, importer.