РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 24 • декабрь 2017
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^ издательство
Креативная экономика
торгово-экономическое сотрудничество уральского федерального округа со странами БРикс в системе трансрегиональных отношений
Дударева Э.А.\ Решетникова С.С}
1 Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассматриваются основы сотрудничества стран БРИКС в условиях глобализации и интеграции как трансрегионального объединения. Подчеркивается важность сближения позиций стран БРИКС в глобальной политико-экономической системе, в системе трансрегиональных отношений. Будущее БРИКС зависит от того, насколько прочными и диверсифицированными окажутся отношения внутри самого объединения, уровня и динамики двусторонних экономических отношений. Отмечаются особенности внешнеторговой политики и таможенно-тарифного регулирования стран БРИКС. Особое внимание уделяется анализу торгово-экономического сотрудничества России, Уральского федерального округа со странами БРИКС.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: международная интеграция, трансрегиональные отношения, страны БРИКС, внешнеторговая политика и таможенно-тарифное регулирование, торгово-экономическое сотрудничество.
Trade and economic cooperation between the ural Federal District and the BRics countries in the system of trans-regional relations
Dudareva E.A.1, Reshetnikova S.S.1
1 University of Tyumen, Russia
введение
Неотъемлемой частью процессов глобализации является зарождение многополярного мира [1]. Крупнейшими интеграционными центрами в современных международно-экономических отношениях с зоной свободной торговли и свободного движения инвестиций являются ЕС, НАФТА, АТЭС, ШОС (БатпсЫк, 2015).
Современный этап мирового развития характеризуется высокой динамикой и изменением баланса сил на международной политической арене. По словам С. Е. Нарышкина, «движущей силой переформатирования межгосударственных связей, появления новых полюсов интегра-
ционного развития становится поиск более надежных международных партнеров, не обремененных, грузом высокомерия современных мировых политических и экономических элит. Одним из таких новых центров развития становится БРИКС - межгосударственное объединение, относительно недавно начавшее путь к определению собственного политического, экономического и правового курса» [2] (Naryshkin, Khabrieva, Kapustin, 2015). Таким образом, как отмечается далее, «создан принципиально новый механизм защиты и продвижения политических, экономических и правовых интересов, входящих в его состав государств, основанный на началах не только формального, но и фактического равенства сторон, уважения их духовных и культурных традиций, стремления к более справедливому мировому правопорядку» [2] (Naryshkin, Khabrieva, Kapustin, 2015).
Объединение БРИКС является одним из проявлений «трансрегиональных международных интеграций» как часть глобального политико-экономического пространства [5, 6] (Voskresenskiy, 2000; Konkin A.A., 2016) и др. Президент России В. В. Путин в своем интервью ИТАР-ТАСС указал основные принципы объединения БРИКС - это «уважение международного права и суверенитета, укрепление роли ООН, независимая политика в мировой экономике» [10] (Putin).
При этом, надо признать, что объективными сдерживающими факторами интеграции являются «рыхлость» БРИКС, обусловленная, прежде всего, различиями в политических и экономических системах этих стран. Тенденция и перспективы развития БРИКС обусловлены тем, «насколько прочными и диверсифицированными окажутся
ABSTRACT:_
The article considers the framework of cooperation of the BRICS countries as a transregional association in the context of globalization and integration. We stress the importance of convergence of views between the BRICS countries in the global political and economic system and in the system of trans-regional relations. The future of BRICS depends on how strong and diversified will be the relations within the association; it also depends on the level and dynamics of bilateral economic relations. We note the peculiarities of foreign trade policy and customs and tariff regulation of the BRICS countries. We focus on the analysis of trade and economic cooperation between Russia, the Urals Federal District and the BRICS countries.
KEYWORDS: international integration, trans-regional relations, BRICS countries, foreign trade policy customs and tariff regulation, trade and economic cooperation
JEL Classification: F13, F14, F15 Received: 31.10.2017 / Published: 28.12.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Dudareva E.A. (elza.dudareva0mail.ru)
CITATION:_
Dudareva E.A., Reshetnikova S.S. (2017) Torgovo-ekonomicheskoe sotrudnichestvo Uralskogo federalnogo okruga so stranami BRIKS v sisteme transregionalnyh otnosheniy [Trade and economic cooperation between the Ural Federal District and the BRICS countries in the system of trans-regional relations ]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (24). - 4021-4034. doi: 10.18334/rp.18.24.38633
отношения внутри самих стран БРИКС, от уровня развития их двусторонних экономических отношений» [6] (^пИп, 2016).
В этой связи возрастает теоретический и практический интерес к проблеме внешнеэкономических связей России со странами БРИКС, торгово-экономическому сотрудничеству на примере Уральского федерального округа (УРФО), что подтверждает актуальность темы исследования.
ввп и рейтинг стран БРикс в мировой экономике
В последние годы наблюдается растущее влияние стран БРИКС на мировую экономику. Рассмотрим рост реального ВВП стран БРИКС за 2010-2016 гг. (табл. 1).
Рост реального ввп стран БРикс, %
Таблица 1
страна 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Бразилия 7,5 2,7 0,9 2,5 0,1 -3,8 -3,5
Россия 4,5 4,3 3,4 1,3 0,6 ,7 СО -0,6
Индия 11,2 7,7 4,0 5,0 5,8 7,6 6,6
Китай 10,4 9,3 7,8 7,8 7,4 6,9 6,7
ЮАР 3,1 3,5 2,5 2,2 1,4 1,3 0,3
Источник:
14].
Анализ данных реального ВВП стран с 2003 по 2007 гг. [14] показывает, что все страны БРИКС имели более высокие показатели экономического развития, чем развитые страны. Снижение роста ВВП стран БРИКС в 2016 г. по сравнению с 2014 и 2010 г. составило: в КНР 6,7% (7,4 % в 2014 г.; 10,4 % в 2010 г.); в РФ - 0,6 % (0,6 % в 2014 г.; 4,5 % в 2010 г.); в Бразилии - 3,5 % (1 % в 2014 г.; 7,5 % в 2010 г.); в ЮАР 0,3 % (1,4 % в 2014 г.; 3,1 % в 2010 г.); в Индии 6,6 % (5,8 % в 2014 г.; 11,2 % в 2010).
В рейтинге ранговых позиций ВЭФ [13] в 2016-2017 гг. (рис. 1) Россия занимает 43-е место, значительно отстает от Китая (28 место), отстает от Индии (38 место), опережает Южную Африку (47 место). Наиболее слабые позиции в рейтинге ВЭФ у Бразилии (81 место).
ОБ АВТОРАХ:_
Дударева Эльза Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела (e1za.dudareva0mai1.ru)
Решетникова Светлана Станиславовна, старший преподаватель кафедры таможенного дела (еЬ. sveta760mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Дударева Э.А., Решетникова С.С. Торгово-экономическое сотрудничество Уральского федерального округа со странами БРИКС в системе трансрегиональных отношений // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 24. - С. 4021-4034. doi: 10.18334/гр.18.24.38633
ID 20 lo
Рисунок 1. Динамика изменений ранговых позиций стран БРИКС по методике ВЭФ с 2007 по 2016 гг.
Источник: [13].
Таможенный тариф стран БРИКС
Во внешнеторговой политике и тарифном регулировании в странах БРИКС наблюдается высокая дифференцировка товарной номенклатуры таможенного тарифа [4] (Volovik, Prikhodko, 2014).
По данным Официального сайта Всемирной торговой организации [9], достаточно высокий уровень тарифной защиты, таможенного обложения (особенно для сельскохозяйственных продуктов, а также алкоголя и таОачной продукции) характерен для многих развитых и развивающих стран.
В качестве примера рассмотрим распределение ставок таможенного тарифа стран БРИКС по сельскохозяйственной и несельскохозяйственной продукции за 2015 г. (рис. 2 и 3).
Как видим, среди стран БРИКС наблюдается самый высокий уровень тарифной защиты в Индии, самый низкий - в России [6, 13]. ЮАР, являясь членом таможенного союза SACU, применяет единый внешний тариф (Common External Tariff, CET), согласованный и установленный всеми членами этого таможенного союза на основе режима наибольшего благоприятствования [8].
Анализ таможенных тарифов стран БРИКС показал, что Бразилия, Индия и ЮАР, присоединившиеся в 1995 гаду к ВТО , стоя у истоков формирования ВТО,смогли оставить высокий уровень тарифных ставок. Китаю (2001) и России (2012) это не удал ась.
Торгово-экономическое сотрудничество Уральского федерального округа со странами БРИКС
Рассмотрим динамику и структуру внешнеторговой деятельности Уральского Федерального округа (УРФО) в 2010-2016 гг. По данным таможенной статистики [11] внешнеторговый оборот УРФО в 2010-2016 гг. составил: в 2016 г. - 37723,5 млн долл., в 2010 г. - 68321,7 млн долл. (снижение почти на 50 %).
Внешнеторговый оборот в 2016 г. по сравнению с 2010 г. составил [11]: по Курганской области в 2016 г. - 294 млн долл. (в 2010 г. - 378,5); по Свердловской области: в 2016 г. - 9652,9 млн долл. (в 2010 г. - 3378,5); по Челябинской области: в 2016 г. -5732,8 млн долл. (в 2010 г. - 8046); по Тюменской области: в 2016 г. - 22060,7 млн долл.
О Брлглщхя О Роаснл Ш I Хлдлд ш ■ ЮАР 00 ----
80-----
Рисунок 2. Распределение ставок таможенного тарифа стран БРИКС по сельскохозяйственной продукции за 2015 г. (% от общего количества тарифных линий) Источник: [4,8, 9].
1 1 РО 50 - - 70 - - ■рению ПРосом И 111Е1Ш5 П Г; 1ПнП 18 Г 1Л— ОАО
ой | а* 4и за - 2П - -10- — п 4— .1 □ >□-5 1.1 *5-10 >10-БПШНЯ Ц 15 >1505 -ГТжж
Рисунок 3. Распределение ставок таможенного тарифа стран БРИКС по несельскохозяйственной продукции за 2085 г. (% от нищего количества тарифных линий) Источник: [4, 8, 9].
(в 2010 г. - 47423). Таким образом, крупными экспортерами в 2016 г. продолжают оставаться Тюменская и Свердловская, затем Челябинская и Курганская области.
В таблице 2 показаны экспорт и импорт товаров УРФО за 2016 г. [11].
Рассмотрим внешнеторговый оборот УРФО со странами БРИКС в 2013-2016 гг. [11, 3, 7] (табл. 3).
Как видим, товарная структура экспорта и импорта УРФО за 2016 год не претерпела существенных изменений. Несмотря на снижение внешней торговли в УРФО за 2016 г. по сравнению с 2010 г. почти на половину, внешнеторговый оборот с ведущими западными странами оставался довольно устойчив [9]: например, экспорт с Нидерландами в 2016 г. - 4723,0 млн долл. (30 %), импорт - 29,0 млн долл. (0,5 %); с Германией: экспорт - 2393,2 млн долл. (15,3 %), импорт - 238,7 (3,7 %). В 2013-2016 гг. в УРФО лишь половина ведущих западных экспортеров снизили объемы экспорта, больше половины нарастили его [9].
Внешнеторговый оборот УРФО со странами БРИКС в 2013 и 2016 гг. составил: в 2013 г. - 4426,9 млн долл. (21,32%); в 2016 г. - 6516,5 млн долл. (54,92 %): экспорт в 2016 году составил 23805,7 млн долл. (8,52%), импорт - 9 681,2 млн долл. (46,4 %). Как видим, внешнеторговый оборот УРФО со странами БРИКС в 2016 гг. по сравнению с 2013 г. увеличился на 33,6 % (экспорт на 4,5 %, импорт на % 29,1 %) преимущественно за счет импорта из Китая.
При этом в структуре экспорта УРФО со странами БРИКС в 2013-2016 гг. 69,82 % приходится на продукцию топливно-энергетического комплекса; 7,07 % - продукцию химической промышленности; 6,06 % - металлы и изделия из них. В структуре импорта в 2013-2016 гг.: машины, оборудование и транспортные средства (59,42 %); текстильные изделия, одежда и обувь (3,3 %); изделия из черных металлов (5,62 %); транспортные средства (2,04 %); мебель и ее части (1,07 %); игрушки (0,94 %); измерительные и медицинские приборы (1,47 %) и др.
Внешнеторговый оборот УРФО с Индией по данным статистики составил: в 2013 г. экспорт 220,3 (0,3 %) млн долл., в 2016 г. экспорт увеличился на 0,7 % и составил 233,7 (1%) млн долл.; импорт в 2013 г. - 37,5 (0,4 %) млн долл., в 2016 г. остался без изменений и составил 41,8 (0,4 %) млн долл.
Внешнеэкономические связи и промышленное сотрудничество РФ и УРФО с Индией, это, прежде всего, производственное сотрудничество в сфере машиностроения и металлургической промышленности, в военно-технической сфере и гражданской авиации, в сфере энергетики, а также асбоцементной и асботехнической промышленности.
Внешнеторговый оборот УРФО с Китаем по данным статистики составил: в 2013 г. экспорт 2387,0 (3,7 %) млн долл., в 2016 г. экспорт увеличился на 3,7 % и составил 1764,7 (7,4 %) млн долл.; импорт в 2013 г. - 1 667,1 (16 %), в 2016 г. увеличился на 29,1 % и составил 4 367,0 (45,1 %) млн долл.
Из Тюменской области в Китай в 2016 г. поставлялись нефтепродукты (98,06 %),
Таблица 2
Товарная структура экспорта и импорта Уральского федерального округа,
2016 г., млн долл.
УРФО/ область Продовольст венные товары и сель-хозсырье (гр. 1-24) Продукция топливно-энер-гетиче-ского комплекса (гр. 27) продукция химической промышленности, каучук (гр.28-40) Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (гр.44-49) Металлы и изделия из них (гр.72-83) Машины, оборудование и транспорт. средства (гр.84-90)
экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт
Курганская область 12,9 7,4 0,0 2,2 14,1 18,2 6,6 1,0 133,2 10,7 35,6 29,5
Свердловская область 68,5 134,4 12,5 108,8 1181,2 458,9 159,9 29,0 3235,8 507,4 1504,0 833,7
Челябинская область 116,3 95,8 34,0 37,8 105,3 142,8 9,2 13,4 3123,6 234,5 280,8 544,8
Тюменская область 20,0 10,7 14602,4 6,9 681,9 81,4 81,1 3,8 20,9 141,3 51,8 5802,4
Источник: [11].
Таблица 3
Внешнеторговый оборот Уральского федерального округа со странами БРИКС,
млн долл.
Страна 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
млн долл. % млн долл. % млн долл. % млн долл. %
Экспорт
всего, в т. ч.: 63959,1 100 37 725,9 100 27 282,2 100 23805,7 100
Индия 220,3 0,3 266,6 0,7 229,2 0,8 233,7 1,0
Китай 2 387,0 3,7 1 188,1 3,1 2 061,6 7,6 1764,7 7,4
Бразилия 15,2 0,02 26,1 0,07 23,3 0,08 24,0 0,1
ЮАР 5,5 0,0 2,4 0,0 1,9 0,0 4,3 0,02
Импорт
всего, в т. ч.: 10417,5 100 8 698,3 100 7086,4 100 9 681,2 100
Индия 37,5 0,4 67,7 0,8 37,5 0,5 41,8 0,4
Китай 1 667,1 16,0 1670,4 19,2 1147,2 16,2 4 367,0 45,1
Бразилия 25,0 0,2 30,9 0,4 25,8 0,4 15,7 0,2
ЮАР 69,3 0,7 36,6 0,4 30,6 0,4 65,3 0,7
Источник: [11, 3, 7].
минеральная продукция (38,41 %), шлак и дросс (8,7 %), изделия из алюминия (11,72 %), трубы из титана (9,04 %), асбест (5,75 %). Из Челябинской области поставлялись минеральная продукция (26,87 %), кварц (23,06 %), феррохром (10,83 %), изоляторы электрические стеклянные (12,52 %). Из Курганской области - лесоматериалы (65,44%), семена льна для посева (26,59%) и др.
Внешнеэкономические связи и промышленное сотрудничество РФ и УРФО с Китаем представлены, прежде всего, в нефтегазовой сфере: строительство трубопровода «Сила Сибири», строительство газопровода «Алтай», пуск в эксплуатацию неф-тетрубопровода «ВСТО» («Восточная Сибирь - Тихий океан») и др.
Внешнеторговый оборот УРФО с Бразилией по данным статистики составил: в 2013 г. экспорт 15,22 (0,02 %) млн долл., в 2016 г. экспорт увеличился на 0,08 % и составил 24,0 (0,1 %) млн долл.; импорт в 2013 г. - 25,0 (0,2 %), в 2016 г. остался без изменений и составил 15,7 (0,2 %) млн долл.
В основе экспорта в Бразилию из УРФО химическая продукция (все продукты неорганической химии), металлы и изделия из них. В основе импорта машиностроительная продукция, продукция химии, металлы и изделия из них, древесина, пищевая продукция (в основном фрукты) и др.
Внешнеторговый оборот УРФО с ЮАР по данным статистики составил: в 2013 г. экспорт - 5,5 млн долл. (0,04 %); в 2016 г. экспорт уменьшился на 0,02 % и составил 4,3 млндолл. (0,02 %); импорт в 2013 г - 69,3 (0,7 %), в 2016 г. остался без изменений и составил 65,3 млн долл. (0,7 %).
УРФО готов расширять сотрудничество с ЮАР в горнорудной, металлургической и машиностроительной промышленности. В основе экспорта в ЮАР из УРФО металлы и изделия из них, продукты неорганической химии, древесина. В основе импорта продукты неорганической химии, штукатурные материалы.
Проведенный анализ торгово-экономического сотрудничества УРФО со странами БРИКС показывает, что внешнеторговый оборот УРФО со странами БРИКС в 2016 г. по сравнению с 2013 г. повысился более чем на треть. На долю Китая в 2016 г. приходилось 52,5 % внешнеторгового оборота (импорт - 45,1 %; экспорт 7,4 %); Индии - 1,4 % (импорт - 0,4 %; экспорт - 1,0 %), Бразилии - 0,3 % (импорт - 0,2 %; экспорт - 0,1 %) и ЮАР - 0,72 % (импорт - 0,7 %; экспорт - 0,02 %). Как видим, Китай является бесспорным лидером по внешнеторговой активности с УРФО, прежде всего, по импорту товаров. При этом наблюдается незначительное увеличение доли экспорта Индии и Бразилии в торговле с УРФО, снижение же импорта ни в одной из стран партнеров не выявлено.
Таким образом, торговля УРФО со странами БРИКС сопровождается неравномерностью ее развития. Торгово-экономическое сотрудничество связано с увеличением объёмов торговли преимущественно за счет импорта из Китая. Однако не только позиции Китая в качестве ведущего партнера по торговле с УРФО, но и позиции Индии, Бразилии, ЮАР начинают постепенно укрепляться.
В структуре экспорта УРФО со странами БРИКС в 2013-2016 гг. две трети приходится на продукцию топливно-энергетического комплекса и менее 10 % на продукцию химической промышленности, на металлы и изделия из них. В структуре импорта более половины приходится на машины, оборудование и транспортные средства и менее 5 % на текстильные изделия, одежду и обувь, изделия из черных металлов, транспортные средства, а также мебель, игрушки, измерительные и медицинские приборы.
Таким образом, несмотря на существенную потерю УРФО лидирующих позиций по экспорту металлопродукции за последние десятилетия, наличие разнообразных топливно-сырьевых ресурсов позволяет, с одной стороны, поддерживать уральскому округу экспорт машиностроения; с другой стороны, специализироваться на экспорте продукции топливно-энергетического комплекса.
Рассмотрим основные проблемы и меры по укреплению торгово-экономического сотрудничества УРФО со странами БРИКС:
Тарифные барьеры стран БРИКС. Тарифная либерализация является важным инструментом развития свободной торговли, либерализация импортного тарифа существенно повышает объем импортируемых товаров. Среди стран БРИКС наименее либерализованным остается тариф Бразилии, Индии, ЮАР и наиболее либерализованным является тариф Китая. При этом наибольшая доля не облагаемых пошлинами тарифных линий отмечается в российском тарифе. По мнению экспертов, вряд ли возможно в ближайшем времени устранение тарифных барьеров, а потому торгово-экономические отношения в рамках БРИКС будут носить преимущественно двусторонний характер, причем роль Китая в них будет определяющей. В свою очередь режим свободной торговли является выгодным для стран БРИКС, так как структура их экспорта характеризуется наличием ряда отраслей, в которых отсутствует непосредственная конкуренция. А значит, в процессе переговоров, согласно Стратегии экономического партнерства, страны БРИКС будут стремиться снижать импортные тарифы для устранения препятствий во взаимной торговле.
Проблема зависимости России от экономических связей с западными странами и санкции, снижающие иностранные инвестиции. С целью привлечения иностранных инвестиций и расширения промышленной кооперации создан Совет сотрудничества регионов стран, входящих в БРИКС (С. Лавров на заседании глав МИД РФ, 28.11.2014 г.), заложены основы реализации внешнеэкономического партнерства (шестой саммит, Бразилия июль 2014 г.), подписано соглашение по стимулированию торгового и инвестиционного сотрудничества (седьмой саммит, Уфа апрель 2015 г.). На уровне УРФО действует Консультативный совет по иностранным инвестициям и Фонд поддержки инвестиций; координацию торгово-экономической деятельности осуществляют Министерство международных и внешнеэкономических связей, «Газпромэкспорт», Межведомственная комиссия по проблемам внешнеэкономического развития.
Ужесточение санкций, снижающее качество жизни населения и продовольственную безопасность. На сегодня страны БРИКС являются средством смягчения этих
санкций и готовы расширять свои внешнеэкономические связи с УРФО, в том числе и на сегменте продовольственной продукции (например, Китай увеличивает поставки сельскохозяйственной продукции; ЮАР налаживает прямые поставки фруктов, цитрусовых, морепродуктов, рыбы, специй, вина и др.).
Недостаточно проводится курс на импортозамещение. Россия на сегодняшний день «испытывает значительные риски дальнейшего усиления сырьевой составляющей в экономике и экспорте» [2]. В УРФО почти две трети предприятий нефтегазовой и топливно-энергетической сферы, металлургической промышленности и машиностроения, лесной, пищевой и химической промышленности зависят от зарубежного оборудования и сырья. Курс на импортозамещение в рамках промышленной политики с учетом национальных и региональных интересов указывает на необходимость более активного участия предприятий УРФО по созданию импортозамещающей продукции, ориентированной на внутренний спрос и производство, на расширение возможностей внешнеторгового сотрудничества со странами БРИКС.
Проблема перехода взаиморасчетов на национальные валюты. Важным стимулом для увеличения объема взаимной торговли и снижения операционных издержек является расширение взаиморасчетов и переход на национальные валюты. Подписано соглашение «О платежах и расчетах» (2011 г.) между Центральным банком России и Народным банком Китая по проведению расчетов и платежей по контрактам в рублях и юанях. На саммите АТЭС (Китай, 09.11.2014 г.) подписан меморандум о взаимоотношениях между «Газпромом» и Китайской национальной шельфовой нефтяной корпорацией, рамочные соглашения между компанией «Роснефть» и СМРС, рамочные соглашения о кредитных линиях между Сбербанком и экспертно-импортным банком Китая [7] (Ыа$1епп1коу). Например, с 2014 г. «Газпромнефть» и КНР осуществляют взаимную торговлю в национальной валюте (в юанях), на межбанковском валютном рынке парой юань-рубль.
Таким образом, среди проблем, затрудняющих увеличение внешнеторгового оборота УРФО в рамках БРИКС, выделяются, прежде всего, тарифные барьеры, узкая направленность структуры производства, слабые экспортные стимулы для повышения производства, недостаточное использование перехода взаиморасчетов на национальные валюты, слабое развитие торгово-экономических связей с внешним рынком и др. Совокупность принятых мер по стимулированию внешнеэкономического развития способствует увеличению внешнеторгового оборота и расширению торгово-экономических отношений УРФО со странами БРИКС.
Заключение
Результаты проведенного исследования показали, что, несмотря на снижение внешней торговли УРФО за последние 5 лет почти на половину, внешнеторговый оборот с ведущими западными странами оставался довольно устойчив; лишь половина ведущих западных экспортеров в условиях санкций и ограничений снизили объемы торговли, больше половины нарастили его.
Внешнеторговый оборот УРФО со странами БРИКС за последние три года вырос более чем на треть и преимущественно за счет импорта из Китая. В целом позиции стран БРИКС как партнеров по торговле с УРФО постепенно укрепляются, однако взаимная торговля развивается неравномерно, темпы роста внешнеторгового оборота значительно отстают от темпов увеличения торговли между партнерами стран БРИКС.
Среди основных проблем, затрудняющих увеличение экспорта УРФО, выделяются узкая направленность структуры производства; изолированность машиностроительного комплекса от внешних рынков; слабые экспортные стимулы для повышения производства; слабое развитие торгово-экономических связей с внешним рынком и др. Однако, несмотря на существенную потерю лидирующих позиций УРФО по экспорту металлопродукции за последние десятилетия, наличие в Уральском округе разнообразных топливно-сырьевых ресурсов позволяет, с одной стороны, поддерживать экспорт машиностроения; с другой стороны, специализироваться на экспорте продукции топливно-энергетического комплекса.
В УРФО почти две трети предприятий зависят от зарубежного оборудования и сырья. Курс на импортозамещение в рамках промышленной политики с учетом национальных и региональных интересов указывает на необходимость трансформации экономики УРФО с целью создания импортозамещающей продукции, ориентированной на внутренний спрос и производство, а также на расширение возможностей внешнеторгового сотрудничества в рамках БРИКС.
В качестве положительных факторов, способствующих укреплению торгово-экономических отношений УРФО со странами БРИКС, выделяются общие интересы в сфере торговли, экспортная активность и экспортная взаимодополняемость ряда отраслей экономики, отсутствие непосредственной конкуренции. Таким образом, в условиях ослабления внешнеэкономических связей России с западными странами и нестабильности коньюктуры отечественного рынка создан принципиально новый механизм защиты и продвижения взаимной торговли, определены стратегии развития и меры, способствующие повышению и расширению возможностей торгово-экономического сотрудничества УРФО со странами БРИКС.
ИСТОЧНИКИ:
1. Баранчик Ю.В. ЕАЭС, ШОС, БРИКС: новые центры многополярного мира.
Обозреватель-Observer. [Электронный ресурс]. URL: http:// materik.ru/rubric/detail.
php?ID=18034&phrase_ id=1790220 (дата обращения: 14.08.2017).
2. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я., Капустин А.Я. БРИКС: контуры многополярного
мира. / Монография; отв. ред. Т.Я. Хабриева, зам. отв. ред. Н.М. Бевеликова. - М.:
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве
Российской Федерации, 2015. - 128 с.
3. БРИКС. Совместная статистическая публикация / Бразилия, Россия, Индия, Китай,
ЮАР /Росстат. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2015. - 235 с.
4. Воловик Н.П., Приходько С.В. Торговая политика стран БРИКС. Российский внеш-
неэкономический вестник. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/torgovaya-politika-stran-briks (дата обращения: 14.08.2017).
5. Воскресенский А.Д. Многофакторное равновесие в международных отношениях //
Политическая наука, 2000. - с. 413-440.
6. Конкин А.А. Теоретические аспекты исследования проблемы сотрудничества стран
БРИКС // Сравнительная политика, 2016, № 22. - с. 22-30.
7. Масленников М.И. Приоритеты развития внешнеэкономических связей регио-
нов Урала со странами БРИКС. Cyberleninka. [Электронный ресурс]. URL: http:// cyberleninka.ru/ article/n/ prioritety-razvitiya-vneshneekonomicheskih-svyazey-regionov-urala-so-stranami-briks ( дата обращения: 23.07.2017 ).
8. Официальный сайт Всемирной торговой организации: Statisticsdatabase/ TariffProfiles.
[Электронный ресурс]. URL: http://stat.wto.org /TariffProfile/ WSDBTariffPFView.aspx? Language=E&Country=BR,CN,IN,RU (дата обращения: 23.07.2017).
9. Портал внешнеэкономической информации. [Электронный ресурс]. URL: http://
www.ved.gov. ru/ (дата обращения: 28.08.2017).
10. Путин В.В. Интервью информационному агентству ИТАР-ТАСС 22 марта 2013 года. Kremlin. [Электронный ресурс]. URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/17723 (дата обращения: 18.09.2017).
11. Федеральная таможенная служба. Уральское таможенное управление. [Электронный ресурс]. URL: http://utu.customs.ru (дата обращения: 25.08.2017).
12. Central Boardof Exciseand Customs. CustomsManual. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbec.gov.in/cs_ manua l2011. pdf (дата обращения: 28.08.2017).
13. Global Competitiveness Index. Reports - World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index (дата обращения: 26.08.2017).
14. World Economic Outlook Update. Imf.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www. imf.org/external/pubs/ft/weo/2017/update/01 (дата обращения: 26.08.2017).
REFERENCES:
BRIKS. Sovmestnaya statisticheskaya publikatsiya [BRICS. Joint statistical publication]
(2015). M.: IITs «Statistika Rossii». (in Russian). Central Boardof Exciseand CustomsCustomsManual. Retrieved August 28, 2017, from
http://www.cbec.gov.in/cs_ manua l2011. pdf Global Competitiveness IndexReports - World Economic Forum. Retrieved August 26,
2017, from http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index Konkin A.A. (2016). Teoreticheskie aspekty issledovaniya problemy sotrudnichestva stran BRIKS [heoretical Aspects of the Study of Problems of BRICS Countries Cooperation]. Comparative politics. 1 (22). 22-30. (in Russian).
Naryshkin S.E., Khabrieva T.Ya., Kapustin A.Ya. (2015). BRIKS: kontury mnogopolyarnogo mira [BRICS: contours of the multipolar world] M.: Institut zakonodatelstva i sravnitelnogo pravovedeniya pri Pravitelstve Rossiyskoy Federatsii. (in Russian).
Voskresenskiy A.D. (2000). Mnogofaktornoe ravnovesie v mezhdunarodnyh otnosheniyakh [Multi-factor equilibrium in international relations]. Politicheskaya nauka. 413-440. (in Russian).
World Economic Outlook UpdateImf.org. Retrieved August 26, 2017, from https:// www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2017/update/01