Взаимная торговля стран БРИКС: потенциал и направления развития
УДК 339.5 (81+470+540+510+68)
ББК 65.428 (7Бра+2Рос+5Инд+5Кит+6Южн)
Р-320
Лилия Сергеевна РЕВЕНКО,
доктор экономических наук, профессор, МГИМО МИД России (119454 Москва, Вернадского проспект, 76) - профессор, тел. 8-495-434-7067, email: l.revenko@inno.mgimo.ru, Николай Сергеевич РЕВЕНКО,
кандидат политических наук, Институт исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (125993 г. Москва, Ленинградский проспект, дом 49) - ведущий научный сотрудник, тел. 8-495-699-3718, email: reni100@yandex.ru
Аннотация
Обеспечение стабильного экономического роста стран БРИКС предполагает активизацию взаимного внешнеторгового оборота. В статье рассматривается эволюция подходов стран - членов БРИКС к развитию взаимной внешней торговли, выявляются факторы, влияющие на рост товарооборота. Отмечается общность позиций стран БРИКС по вопросам глобальной торговой политики, поддержка ими существующих правил многосторонней торговой системы с центральной ролью ВТО. Анализируется потенциал, динамика и товарная структура взаимной торговли за период с 2011 по 2017 годы. Эта торговля характеризуется скромными объемами, но их динамика имеет устойчивую тенденцию к росту. Товарная структура взаимной торговли относительно диверсифицирована. Наиболее диверсифицирован товарный экспорт Китая в страны БРИКС, в меньшей степени его импорт.
Ключевые слова: БРИКС, внешняя торговля, торговая политика, ВТО, Деловой совет, торговые соглашения, товарная структура, товарооборот.
BRICS mutual trade: potential and development patterns
Liliya Sergeevna REVENKO,
Doctor of Economic Sciences, Professor, Moscow State Institute of International Relations MFA Russia (Vernadskogoprospekt, 76, Moscow, 119454) - Professor, email: l.revenko@inno.mgimo.ru, Nikolaj Sergeevich REVENKO,
Candidate of political sciences, Institute for Research of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradskij prospekt, Moscow, 125993)- Lead Researcher, email: reni100@yandex.ru
& 70
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2018
Abstract
Ensuring stable economic growth of the BRICS countries implies the expansion of mutual trade. The article considers the evolution of BRICS member states' approaches to the development of mutual trade, identifies the factors affecting the growth of goods turnover. The common position of BRICS countries on global trade policy, their support for the existing rules of the multilateral trading system with the WTO central role, is noted. The potential, dynamics and commodity structure of mutual trade from 2011 to 2017 are analyzed. The volumes of the mutual trade have been modest but show a steady upward trend with a relatively diversified commodity structure. China's goods exports to the BRICS countries are the most diversified, to a lesser extent its imports.
Keywords: BRICS, foreign trade, trade policy, WTO, Business Council, trade agreements, commodity structure, goods turnover.
Взаимная внешняя торговля является видимым направлением экономического взаимодействия между странами БРИКС. В рамках группировки движение товаров осязаемо отражает реальные векторы сотрудничества - как экономического, так и политического. Эволюция подходов стран БРИКС к развитию взаимной внешней торговли, наряду с движением инвестиций, в полной мере отражена в декларациях саммитов, особенно начиная с 2013 года, когда экономическая тематика сотрудничества получила реальные очертания. Красной нитью через все саммиты проходит тема взаимодействия стран объединения в сфере торговой политики. БРИКС неизменно рассматривает многостороннюю торговую систему с центральной ролью ВТО в качестве базы для развития «открытой, транспарентной, недискриминационной и всеобъемлющей многосторонней торговли»1. Отмечая растущее число двусторонних, региональных и многосторонних торговых соглашений, страны БРИКС стоят на той позиции, что они дополняют, но не подменяют многостороннюю торговую систему, созданную в рамках ВТО. Как справедливо отмечалось на VII Академическом форуме БРИКС, ВТО является единственной площадкой, где БРИКС может оказывать реальное воздействие на торговую политику2.
Такая четкая позиция стран БРИКС по базовым вопросам глобальной торговой политики имеет особое значение в условиях «торговой войны», инициированной в 2018 году США, что неизбежно окажет воздействие на все государства и регионы. Отмечая растущее число двусторонних, региональных и многосторонних торговых соглашений, страны БРИКС стоят на той позиции, что они дополняют, но не подменяют многостороннюю торговую систему, созданную в рамках ВТО.
Весьма значимые импульсы расширению взаимной внешней торговли в контексте общего экономического сотрудничества были даны на юбилейном саммите
10 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
71 Q
БРИКС в Йоханнесбурге в июле 2018 года. Тематика такого сотрудничества в довольно гибкой форме была обозначена в приоритетах председательства ЮАР, но затем более четко очерчена в заявлениях глав государств стран БРИКС.
В Декларации Йоханнесбурга вопросы поддержки многосторонней торговой системы усилены акцентом на инклюзивный характер торгового регулирования в дополнение к таким ее правилам, как прозрачность, недискриминационность, открытость. Особый упор в разделе Декларации, посвященном торговой политике, делается на поддержку существующего механизма урегулирования торговых споров в рамках ВТО как основы системы многосторонней торговли3.
Стратегия экономического партнерства БРИКС с самого начала ее формирования предусматривала диверсификацию торгово-экономического сотрудничества4. Такой подход к проблеме находит отражение в аналитических документах международных организаций. В Докладе ЮНКТАД о торговле и развитии 2018 года взаимная торговля трактуется как «строительный раствор для здания БРИКС»5 и отмечается, что она «обладает наибольшим потенциалом в плане содействия в продвижении вверх по лестнице структурных преобразований»6. Практические шаги по реализации мер развития внешней торговли можно считать поэтапными и взвешенными. Так, в целях развития торгового и инвестиционного сотрудничества на 6 саммите БРИКС в Форталезе7 было принято решение о создании Платформы обмена информацией, которая в настоящее время во многом способствует активизации контактов для осуществления движения товаров и капиталов.
В Декларации Гоа, принятой на 8 саммите в 2016 году, подчеркивалась важность создания Комитета таможенного сотрудничества БРИКС8, целью которого является оптимизация таможенного контроля во внешней торговле на основе четко разработанных правил и расширения всех форм сотрудничества в таможенной сфере для создания благоприятных условий движения товаров между странами группировки через облегчение процедур таможенного контроля. В этой же декларации отмечена потребность в расширении использования информационно-коммуникационных технологий для расширения товарооборота и отдельно - о необходимости создания условий для электронной торговли. К саммиту в Йоханнесбурге каждая страна БРИКС уже имела свою систему взглядов на развитие внешней торговли и инвестиционного сотрудничества внутри группировки.
В нашей стране в 2018 году была принята Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС9, в которой отмечается, что основой развития внешней торговли и активизации взаимных инвестиций является взаимодополняемость многих секторов экономики государств-участников. К числу основных целей торгово-экономического сотрудничества России с партнерами по БРИКС в Концепции относятся: создание благоприятных условий для развития взаимной торговли и инвестиций, продвижение общих торговых и инвестиционных интересов в рамках
^ 72
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2018
международных организаций, развитие конкурентной среды, активизация обмена статистическими данными, поддержка торговых и инвестиционных институтов, совершенствование механизмов сотрудничества между руководителями соответствующих ведомств.
При этом в Концепции прослеживается акцент на развитие взаимовыгодного сотрудничества для расширения экспортных возможностей в реальном секторе экономики, преимущественно в таких отраслях, как авиационная промышленность, энергетическое машиностроение, металлургия, станкостроение, радиоэлектронная промышленность, транспортное и специальное машиностроение, сельское хозяйство.
Положения Концепции были озвучены в Йоханнесбурге. Отмечалась прежде всего важная экономическая роль группировки в мире. Обобщающим показателем, на основании которого был сделан этот вывод, является совокупный ВВП пяти стран, достигший по итогам 2017 г. 22,3% на повышательном тренде. К числу экономических задач, подлежащих совместному решению стран группировки, были обозначены повышение конкурентоспособности, развитие высоких технологий, модернизация промышленности, улучшение уровня жизни населения. В этом контексте взаимная торговля и инвестиционное сотрудничество выдвигаются в число приоритетных направлений экономического взаимодействия. Отмечен рост в 2017 году взаимного товарооборота стран БРИКС на 30% до 102 млрд долларов10.
Особое значение в сфере взаимной торговли и инвестиций имеет установление и расширение прямых контактов между представителями бизнеса по таким приоритетным направлениям, как поддержка малого и среднего бизнеса, расширение электронной торговли, упрощение процедур при реальном сотрудничестве за счет снижения числа административных барьеров. Важной чертой современного этапа можно считать поддержку такой позиции руководителей стран БРИКС бизнес-сообществом, что находит отражение в принятии решений хозяйствующих субъектов о расширении реального сотрудничества в сфере взаимной торговли и инвестиций. Многосторонний характер торговых отношений в БРИКС с вовлечением в орбиту деловых взаимодействий стран-соседей в противовес протекционизму можно считать преобладающей концепцией современного этапа, что находит отражение в мнениях представителей деловых кругов и руководителей соответствующих ведомств11.
В развитии внешней торговли и активизации взаимных инвестиций, а также в реализации задач установления прямых контактов между представителями бизнеса, продвижения торговых и инвестиционных интересов деловых кругов стран группировки на 5 саммите в г. Дурбане (ЮАР) в 2013 г. был создан Деловой совет БРИКС. В его рамках функционируют девять рабочих групп по направлениям: инфраструктура (включает и вопросы транспорта и логистики), производственный
10 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
73 0
сектор (включает фармацевтическое производство, добычу и переработку полезных ископаемых, а также металлургию), финансовый сектор (в т.ч. банковский сектор, страхование и вопросы инвестиций), энергетика и «зеленая экономика», профессиональная подготовка кадров, сельское хозяйство, дерегулирование, региональная авиация, цифровая экономика12.
По данным Делового совета БРИКС, озвученным на Деловом форуме в Йоханнесбурге, доля внутригрупповой торговли в общем объеме внешнеторгового оборота стран-членов объединения за период его существования возросла с 6,2% в 2001 г. до 10% в 2017 г. Показатель внешнеторгового оборота Российской Федерации со странами-членами БРИКС в 2017 г. составил 102,4 млрд долларов, т.е. на 30% выше уровня 2016 года13. Торговое сотрудничество, как и инвестиционное, безусловно, тесно связано с отраслевым экономическим сотрудничеством. В большей степени это утверждение относится к сфере энергетики в русле реализации подходов к энергетической безопасности, к аграрному сектору, а также к движению инвестиций, поставкам оборудования, материалов и предоставления услуг в рамках осуществления планов по многосторонним проектам.
Состояние внешней торговли стран БРИКС можно проанализировать по данным международных организаций, национальной статистики и совместной статистики группировки. В данном разделе используется статистика БРИКС с 2011 г. по 2016 г.14, дополненная и детализированная статистическими данными Международного центра торговли за 2017 год15. Для более наглядного представления реализации потенциала внешнеторгового сотрудничества стран БРИКС товаропотоки рассматриваются по показателю экспорта. Важно отметить, что число товарных позиций, фиксируемых международной статистикой, достаточно обширно и составляет 30-50 позиций по СМТК16, однако многие из них отражают статистически незначимые величины экспорта и импорта. Поэтому представляется целесообразным опираться на первые пять наиболее емких наименований товаров.
Основным торговым партнером Бразилии в БРИКС является Китай, вторым по значимости - Индия. При этом в торговле с этими странами у Бразилии положительное сальдо торгового баланса (11,8 и 0,7 млн долл. в 2016 г. соответственно).
Таблица 1
Внешняя торговля Бразилии со странами БРИКС, входящими в десятку ее основных внешнеторговых партнеров (млн долл. США)
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Импорт из стран БРИКС
Индия 6081 5043 6358 6640 4290 2484
Китай 32791 34251 37304 37345 30719 23364
Экспорт в страны БРИКС Ж3
Россия 4216 3141 2974 3829 2464 2300
^ 74
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2018
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Индия 3201 5577 3130 4789 3617 3162
Китай 44315 41228 46026 40616 35608 35138
Источник: Составлено по: BRICS Joint Statistical Publication 2017. Beijing, China Statistics Press, 2017. P. 204. Available at: http://nkibrics.ru/system/asset_publications/
data/5ae1/a5fb/6272/6904/0013/0000/original/BRICS_Joint_Statistical_Publication__2017.
pdf?1524737531/.
С 2011 г. по 2016 г. импорт Бразилии из Китая снизился на 29% с 32,8 до 23,4 млрд долл., а экспорт - на 21% с 44,3 до 35,1 млрд. Товарный импорт Бразилии из Индии за этот же период снизился почти в 3 раза. Для экспорта Бразилии в эту страну были характерны значительные ежегодные колебания. В 2017 г. экспорт Бразилии в Китай оценивался в 47 млрд долл., что составило 22% от общего его объема17. Основными позициями бразильского экспорта в Китай являются масличные, руды, конгломераты, минеральное топливо и минеральные масла, мясо. Экспорт Бразилии в Индию составил 4,7 млрд долл., то есть 2,3% от общего объема экспорта страны. Его основные позиции - минеральное топливо и минеральные масла, сахар, руды и конгломераты, жиры животного и растительного происхождения18. Другими статьями бразильского экспорта в эти две страны являются жемчуг, драгоценные металлы и камни, органические удобрения, пластмассы, химическая продукция, мебель и древесина в незначительных объемах. В ЮАР Бразилия направляла в 2017 году лишь 0,7% своего экспорта на общую сумму 1,6 млрд долл.19 В списке основных товаров, поставляемых из Бразилии в ЮАР, лидирующие позиции занимают мясо и мясопродукты, средства транспорта, сахар, машины и оборудования общего назначения, цинк и продукты его переработки.
Россия не входила за этот период времени в десятку основных торговых партнеров, поставляющих свою продукцию в Бразилию, но она была в десятке крупнейших покупателей бразильских товаров, обеспечивая 1,4% бразильского экспорта20. Все его первые пять позиций представлены сельскохозяйственными товарами: мясом и продукцией из него, масличными, сахаром, готовыми пищевыми товарами, кофе, чаем, специями. Россия осуществляет внешнеторговые поставки во все страны БРИКС, но их объемы весьма различны: в 2016 году из всего российского экспорта в страны БРИКС около 80% приходилось на Китай, 15% - на Индию, 5% - на Бразилию и около 0,5% - на ЮАР21.
Таблица 2
Внешняя торговля России со странами БРИКС, входящими в десятку ее основных внешнеторговых партнеров (млн долл. США)
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Импорт из стран БРИКС
Китай 48202 51628 53065 50773 34948 38105
Индия 2786 3041 3089 3172 2258 2398
10 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
75 Q
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Бразилия 4389 3359 3493 3969 2915 2524
ЮАР 465 686 782 691 565 522
Экспорт в страны БРИКС
Китай 35030 35766 35619 37492 28601 28018
Индия 6080 7563 6982 6343 5575 5312
Бразилия 2125 2304 1983 2366 1924 1785
ЮАР 115 279 286 285 271 196
Источник: Составлено по: BRICS Joint Statistical Publication 2017. Beijing, China Statistics Press, 2017. P. 207. Available at: http://nkibrics.ru/system/asset_publications/
data/5ae1/a5fb/6272/6904/0013/0000/original/BRICS_Joint_Statistical_Publication__2017.
pdf?1524737531/.
За рассматриваемый период наблюдались серьезные годовые колебания российского экспорта во все страны БРИКС. Так, в целом по крайним датам произошло снижение его показателя в Бразилию и Индию в 1,1 раза, в Китай - в 1,2 раза и рост в ЮАР в 1,7 раза22.
В Китай Россия поставляет широкий ассортимент товаров, но из них более 64% приходятся на минеральное топливо, 8,5% - на лес и лесоматериалы, 4,1% - на машины и оборудование, 2,8% - на рыбу и морепродукты. Почти четверть объема российского экспорта дает минеральное топливо, более 16% - драгоценные металлы и камни. Другие значимые позиции - машинно-технические изделия гражданского и военного назначения, удобрения, целлюлозно-бумажная продукция. Российский экспорт в Бразилию представлен продукцией органической химии, минеральным топливом; в незначительных объемах поставляется металлургическая продукция, резиновые изделия, электротехническое оборудование.
При малых объемах российских поставок в ЮАР (0,05% от всего российского экспорта) важнейшими позициями являются зерновые, удобрения, минеральное топливо, бумага, целлюлоза. На Деловом форуме БРИКС в 2018 г. были озвучены цифры общего товарооборота России с ЮАР, который в 2017 г. составил 832 млн долл. США, увеличившись по сравнению с 2016 г. на 15,8%23.
В русле общего подхода вовлечения африканских стран в орбиту торговых отношений с членами БРИКС важно отметить, что товарооборот России со странами Африки к югу от Сахары в 2017 году составил 3,6 млрд долл. (на 9% выше уровня 2016 года)24.
Индия экспортирует свои товары во все страны БРИКС. Больше половины, а именно 55% индийских поставок товаров внутри группировки, приходятся на Китай, 20% - на ЮАР, 13% - на Бразилию и 11% - на Россию25.
^ 76
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2018
Таблица 3
Внешняя торговля Индии со странами БРИКС (млн долл. США)
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Импорт из стран БРИКС
Россия 4764 4232 3894 4249 4596 5564
Китай 55314 52248 51035 60413 61702 61311
Бразилия 4271 4826 3721 5401 4040 4115
ЮАР 10972 8888 6075 6497 5907 5814
Экспорт в страны БРИКС
Россия 1778 2296 2121 2097 1588 1933
Китай 18077 13535 14824 11934 9028 10203
Бразилия 5770 6049 5552 5964 2650 2408
ЮАР 4731 5107 5074 5302 3588 3554
Источник: Составлено по: BRICS Joint Statistical Publication 2017. Beijing, China Statistics Press, 2017. P. 209. Available at: http://nkibrics.ru/system/asset_publications/
data/5ae1/a5fb/6272/6904/0013/0000/original/BRICS_Joint_Statistical_Publication__2017.
pdf?1524737531/.
В номенклатуре индийского экспорта в страны группировки преобладают химические товары, машинно-технические изделия (включая автомобили и запасные части к ним), органические удобрения, текстильные товары, обувь, продукция фармацевтической промышленности, черные и цветные металлы.
Все страны БРИКС входят в десятку основных внешнеторговых партнеров Китая по экспорту и по импорту. На четверых партнеров по группировке в 2017 г. приходилось около 7% общего объема китайского экспорта26. Первое место по этому показателю занимает Индия, далее следуют Россия, Бразилия и ЮАР.
Таблица 4
Внешняя торговля Китая со странами БРИКС, входящими в десятку его основных внешнеторговых партнеров (млн долл. США)
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Импорт из стран БРИКС
Россия 40370 44155 39668 41594 33259 32229
Индия 23371 18796 16970 16359 13369 11757
Бразилия 52394 52329 54299 51653 44089 45738
ЮАР 32108 44671 48388 44568 30151 22491
Экспорт в страны БРИКС
Россия 38904 44056 49591 53677 34757 37334
Индия 50537 47678 48432 54217 58228 58390
Бразилия 31837 33420 35895 34890 27412 21975
ЮАР 13362 13235 16831 15699 15858 12848
Источник: Составлено по: BRICS Joint Statistical Publication 2017. Beijing, China Statistics Press, 2017. P. 214. Available at: http://nkibrics.ru/system/asset_publications/
data/5ae1/a5fb/6272/6904/0013/0000/original/BRICS_Joint_Statistical_Publication__2017.
pdf?1524737531/.
10 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
77 Q
При широкой номенклатуре поставляемых в страны БРИКС китайских товаров преобладают по стоимостному объему экспорта во все страны группировки машины и оборудование общего назначения, электротехнические товары (промышленные и бытовые), текстиль, обувь, продукция металлургических отраслей.
ЮАР экспортировала в 2017 г. во все страны мира товарной продукции на общую сумму в 89,5 млрд долл., из них на четыре страны БРИКС приходилось чуть более 16%. ЮАР поставляет в Бразилию и Индию минеральное топливо и масла, железо и сталь, алюминий, руды, продукцию органической химии. Основной статьей южноафриканского экспорта в Китай являются руды разной степени обработки, продукция черной металлургии. Поставки в Россию незначительны - 360 млн долл. в 2017 г.27 Экспорт представлен фруктами, орехами, рудами, напитками, машинно-техническими товарами.
На основе этого анализа можно следующие выводы:
Взаимная внешняя торговля стран БРИКС характеризуется относительно скромными объемами в стоимостном и натуральном выражении, при этом динамика объемов внешнеторговых операций показывает устойчивую тенденцию к росту. Товарную структуру взаимной внешней торговли можно считать относительно диверсифицированной, поскольку статистически значимыми являются более 30 базовых товарный позиций в двусторонней торговле. Наиболее широко диверсифицирован в системе взаимной торговли стран БРИКС товарный экспорт Китая и в меньшей степени его импорт.
Каждая из стран БРИКС стремится реализовать свой отраслевой потенциал для расширения внешней торговли внутри группировки не в ущерб аналогичному взаимодействию со странами за пределами пятерки. Одним из важнейших условий углубления внешнеторгового сотрудничества можно считать близость позиций стран БРИКС по проблематике торговой политики. На протяжении всего нынешнего десятилетия в декларациях всех саммитов БРИКС четко выражается отношение к поддержке существующих правил многосторонней торговой системы, особенно механизма рассмотрения торговых споров. Не отрицая необходимости эволюционной корректировки отдельных направлений деятельности ВТО как основного института многосторонней торговой системы, страны БРИКС высказывают свое четкое негативное отношение к попыткам разрушения этой системы.
Расширению внешней торговли стран БРИКС может способствовать вовлечение в орбиту экономического сотрудничества стран - соседей партнеров по БРИКС, особенно государств Африки и Азии, а также переход на использование преимуществ цифровых платформ и всех форм электронной торговли.
Совершенствованию структуры и расширению объемов взаимной торговли стран БРИКС могла бы способствовать переориентация на использование преимуществ многостороннего взаимодействия как на государственном, так и на корпоративном уровнях для оптимизации ресурсного потенциала стран группировки.
^ 78
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2018
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Декларация Гоа. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5139.
2 VII BRICS Academic Forum / Ed. by Georgy Toloraya. Moscow: NCR BRICS, 2015. Р. 126.
3 Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС. Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/supplement/5323.
4 Экономическое сотрудничество стран БРИКС как основа многополярного мира / Сборник материалов международной научно-практической конференции. М: Российский институт стратегических исследований, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2015. С. 53.
5 Доклад о торговле и развитии 2018. Власть, платформы и иллюзия свободной торговли. Обзор. - Нью-Йорк, Женева: ЮНКТАД, 2018. С. 23. Режим доступа: https://unctad. org/en/PublicationsLibrary/tdr2018overview_ru.pdf.
6 Там же, 2018, с. 26.
7 Форталезская декларация. Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/ files/41d4f1dd6741763252a8.pdf.
8 Декларация Гоа. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5139.
9 Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС. Утверждена Президентом Российской Федерации 9 апреля 2018 г. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/ kontseptsija-uchastija-rossiiskoi-federatsii-v-obedinenii-briks/.
10 Выступление В.В. Путина на заседании саммита БРИКС в расширенном составе 26 июля 2018 г. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/58105.
11 S. African Business Community Support BRICS Resolution to Oppose Protectionism. Available at: http://infobrics.org/post/27246/; China, BRICS Push to Shift World Order Amid Trade Threats. Available at: http://infobrics.org/post/27215.
12 Деловой совет БРИКС. Режим доступа: http://brics.tpprf.ru/ru/about/.
13 Деловой форум БРИКС в Йоханнесбурге 25.07.2018. Режим доступа: http://brics. tpprf.ru/ru/news/?C0DE=_i265702.
14 BRICS Joint Statistical Publication 2017. Beijing, China Statistics Press, 2017. 272 p. Available at: http://nkibrics.ru/system/asset_publications/data/5ae1/a5fb/6272/6904/0013/0000/ original/BRICS_Joint_Statistical_Publication_2017.pdf?1524737531/.
15 Web-site of the International Trade Center. Trade Map. Available at: https://trademap. org/stDataAvailability.aspx?nvpm.
16 Стандартная международная торговая классификация.
17 Рассчитано по данным Центра международной торговли: Web-site of the International Trade Center. Trade Map. Available at: https://trademap.org/stDataAvailability.aspx?nvpm.
18 Ibid.
19 Ibid.
20 Ibid.
21 Рассчитано по: BRICS Joint Statistical Publication 2017. Beijing, China Statistics Press, 2017. P. 207. Available at: http://nkibrics.ru/system/asset_publications/
data/5ae1/a5fb/6272/6904/0013/0000/original/BRICS_Joint_Statistical_Publication_2017.
pdf?1524737531/.
10 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
79 Q
22 Ibid, 2017, p. 207.
23 Деловой форум БРИКС в Йоханнесбурге 25.07.2018. Режим доступа: http://brics. tpprf.ru/ru/news/?C0DE=_i265702.
24 Там же.
25 Там же.
26 Рассчитано по данным Центра международной торговли: Web-site of the International Trade Center. Trade Map. Available at: https://trademap.org/stDataAvailability.aspx?nvpm.
27 Web-site of the International Trade Centre. Trade Map. Available at: https://trademap. org/stDataAvailability.aspx?nvpm.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Выступление В.В. Путина на заседании саммита БРИКС в расширенном составе 26 июля 2018 г. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/58105 (Vystuplenie V.V Putina na zasedanii sammita BRIKS v rasshirennom sostave 26 iyulya 2018 g. Available at: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/58105).
Декларация Гоа. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5139 (Deklaratsia Goa. Available at: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/58105).
Деловой совет БРИКС. Режим доступа: http://brics.tpprf.ru/ru/about/ (Delovoj sovet BRICS. Available at: http://brics.tpprf.ru/ru/about/).
Деловой форум БРИКС в Йоханнесбурге 25.07.2018. Режим доступа: http://brics.tpprf. ru/ru/news/?C0DE=_i265702 (Delovoj forum BRICS v Johannesburge 25.07.2018. Available at: http://brics.tpprf.ru/ru/news/?C0DE=_i265702).
Доклад о торговле и развитии 2018. Власть, платформы и иллюзия свободной торговли. Обзор. - Нью-Йорк, Женева: ЮНКТАД, 2018. 36 с. Режим доступа: https://unctad.org/ en/PublicationsLibrary/tdr2018overview_ru.pdf (Doklad o torgovle i razvitii 2018. Vlasf, plat-formy' i illyuziya svobodnoj torgovli. Obzor. New-York, Geneva, UNCTAD, 2018, 36 p. Available at: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2018overview_ru.pdf).
Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС. Режим доступа: http://www. kremlin.ru/supplement/5323 (Joxannesburgskaya deklaraciya Desyatogo sammita BRICS. Available at: http://www.kremlin.ru/supplement/5323).
Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС. Утверждена Президентом Российской Федерации 9 апреля 2018 г. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/ kontseptsija-uchastija-rossiiskoi-federatsii-v-obedinenii-briks/ (Kontsepciya uchastiya Rossijs-koj Federatsii v obedinenii BRICS. Utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federatsii 9 aprelya 2018 g. Available at: http://legalacts.ru/doc/kontseptsija-uchastija-rossiiskoi-federatsii-v-obe-dinenii-briks/).
Форталезская декларация. Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/ files/41d4f1dd6741763252a8.pdf (Fortalezskaya deklaratsiya. Available at: http://static.kremlin. ru/media/events/files/41d4f1dd6741763252a8.pdf).
Экономическое сотрудничество стран БРИКС как основа многополярного мира / Сборник материалов международной научно-практической конференции. - М: Российский институт стратегических исследований, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Рос-
^ 80
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2018
сийской Федерации, 2015. 260 с. (Ekonomicheskoe sotrudnichestvo stran BRICS kak osnova mnogopolyarnogo mira. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferen-tsii. Moskva, Rossijskij institut strategicheskih issledovanij, Finansovyj universitet pri Pravitel-stve Rossijskoj Federatsii, Diplomaticheskaya akademiya Ministerstva inostrannyh del Rossijs-koj Federatsii, 2015, 260 p.)
BRICS Joint Statistical Publication 2017. Beijing, China Statistics Press, 2017. 272 p. Available at: http://nkibrics.ru/system/asset_publications/data/5ae1/a5fb/6272/6904/0013/0000/origi-nal/BRICS_Joint_Statistical_Publication__2017.pdf?1524737531/.
China, BRICS Push to Shift World Order Amid Trade Threats. Available at: http://infobrics. org/post/27215.
S. African Business Community Support BRICS Resolution to Oppose Protectionism. Available at: http://infobrics.org/post/27246/.
VII BRICS Academic Forum / Ed. by Georgy Toloraya. Moscow: NCR BRICS, 2015. 517 p.
Web-site of the International Trade Center. Trade Map. Available at: https://trademap.org/ stDataAvailability.aspx?nvpm.
10 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник