Научная статья на тему 'О влиянии норм международного права на таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе'

О влиянии норм международного права на таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3030
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS REGULATION / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / CUSTOMS CODE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION / ПЕРЕСМОТРЕННАЯ КИОТСКАЯ КОНВЕНЦИЯ / THE REVISED KYOTO CONVENTION / СОГЛАШЕНИЕ ОБ УПРОЩЕНИИ ТОРГОВЛИ / THE AGREEMENT ON TRADE FACILITATION / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD CUSTOMS ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожанков Антон Юрьевич

Предмет исследования: основные положения международных договоров и актов Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования. Целью настоящей статьи является рассмотрение современного состояния, проблем и перспектив влияния норм международного права на развитие таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе. Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход. В работе на основе ретроспективного и сравнительного анализа проведен краткий обзор влияния Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года и Соглашения об упрощении торговли Всемирной торговой организации на Таможенный кодекс Таможенного союза и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Сделан вывод о необходимости определения возможности и глубины влияния норм международного права на дальнейшее развитие положений международных договоров и актов Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования. Выводы исследования могут быть использованы в дальнейшей работе по развитию положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О влиянии норм международного права на таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе»

И

РАЦИОННОЕ ПРАВО

Кожанков Антон Юрьевич

Заместитель генерального директора по вопросам права Евразийского экономического союза ООО «Таможенно-Брокерский Центр», старший преподаватель Кафедры «Торговое дело и торговое регулирование» ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», кандидат

юридических наук E-mail: tks-2015@yandex.ru

О ВЛИЯНИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Аннотация.

Предмет исследования: основные положения международных договоров и актов Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования.

Целью настоящей статьи является рассмотрение современного состояния, проблем и пер -спектив влияния норм международного права на развитие таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе.

Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход.

В работе на основе ретроспективного и сравнительного анализа проведен краткий обзор влияния Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года и Соглашения об упрощении торговли Всемирной торговой организации на Таможенный кодекс Таможенного союза и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Сделан вывод о необходимости определения возможности и глубины влияния норм международного права на дальнейшее развитие положений международных договоров и актов Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования.

Выводы исследования могут быть использованы в дальнейшей работе по развитию положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: таможенное регулирование, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Пересмотренная Киотская конвенция, Соглашение об упрощении торговли, Всемирная торговая организация, Всемирная таможенная организация.

Kozhankov Anton Y.

Candidate of Legal Sciences,Customs Broker Centre: Deputy Director-General for the Eurasian Economic Union law; Federal state autonomous institution of higher education «Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs Russian Federation»: senior lecturer of the Department «Trade matters and Trade regulation» E-mail: tks-2015@yandex.ru

Abstract.

The subject of research: the main provisions of the international treaties and acts of the Eurasian economic Union in the field of customs regulation.

The purpose of this article is to examine the current status, problems and prospects for the impact of the international law provisions on the development of the customs regulation within the Eurasian Economic Union.

The methodology used in the research includes comparative, legalistic and analytical methods and systematic approach.

The research provides for the short review, on the basis of the retrospective and comparative analysis, of the influence of the International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures dated 18th of May 1973 as amended by the Brussels Protocol of 1999 and the Agreement on Trade Facilitation of the World Trade Organisation on the Customs Code of the Customs Union and the Customs Code of the Eurasian Economic Union.

The conclusion was made that it was necessary to determine the possibility and the depth of influence of the international law on further development of the international treaties and acts of the Eurasian Economic Union in the field of customs regulation.

The conclusions of the research can be used in further work on the elaboration of the provisions of the Customs Code of the Eurasian Economic Union.

Keywords: customs regulation, Customs Code of the Eurasian Economic Union, the Revised Kyoto Convention, the Agreement on Trade Facilitation, World Trade Organization, World Customs Organization.

Вступление в силу с 1 января 2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) является шагом в развитии правового регулирования таможенных правоотношений в государствах-членах Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС).

В процессе работ над ТК ЕАЭС был обозначен ряд принципиальных вопросов, вокруг которых шло множество дискуссий, в том числе и теоретического характера. Среди них был вопрос о влиянии, возможности имплементации или учета принципов и норм международного права в нормах ТК ЕАЭС. Основными актами международного права, регулирующими таможенные правоотношения, нормы которых исследовались как ориентир для ТК ЕАЭС, являлись:

• Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года (далее — Пересмотренная Киотская конвенция)1;

• Соглашение ВТО об упрощении торговли (англ.— The WTO Agreement on Trade Facilitation)2;

• Действующий сегодня в Европейском Союзе таможенный кодекс (англ.— Union Customs Code)3;

• Рекомендация 33 Центра для упрощения торговли и электронного бизнеса Европейской экономической комиссии Организации Объединённых Наций (англ.— ECONOMIC COMMISSION FOR EUROPE United Nations Centre for Trade Facilitation and Electronic Business (UN/CEFACT) «Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма "единого окна"»4. ТК ЕАЭС (п. 3 ст. 1) закрепил, что таможенное регулирование в ЕАЭС основывается на принципах гармонизации международных договоров и актов ЕАЭС в сфере таможенного регулирования с нормами международного права.

Член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимир Гошин на V ежегодной международной научно-прак-

http://www.wcoomd.org/Topics/Facilitation/Instrument%20and%20Tools/Conventions/pf_revised_kyoto_conv/

Kyoto_New

https://www.wto.org/english/tratop_e/tradfa_e/tradfa_e.htm

https://ec.europa.eu/taxation_customs/business/union-customs-code/ucc-legislation_en http://www.unece.org/fileadmin/DAM/cefact/recommendations/rec33/rec33_trd352e.pdf

тической конференции «Тункинские чтения», состоявшейся 24 октября 2014 года, отметил следующее: «Могу сказать, что при подготовке проекта ТК ЕАЭС, помимо согласования его терминологии и норм с положениями Договора о ЕАЭС, а также имплемен-тации в него положений 16 международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, и 6 проектов международных договоров, были решены многие другие задачи. Например, по модернизации таможенного администрирования с учетом современного уровня развития информационных технологий, по сокращению национального сегмента таможенного регулирования, по учету положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, взятых в рамках ВТО, в том числе Соглашения по упрощению процедур торговли от 11 декабря 2013 года»5.

Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о ЕАЭС) закрепил, что нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации принимались во внимание при учреждении Евразийского экономического союза, что нашло своё развитие и закрепление в Протоколе о функционировании Евразийского экономического союза в рамках многосторонней торговой системы (Приложение №31 к Договору о ЕАЭС). Указанный протокол подтвердил ранее достигнутые договорённости, что в рамках ЕАЭС к соответствующим отношениям применяется Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 года.

Договор от 19 мая 2011 года определил соотношение норм и правил, установленных в ВТО и Таможенном союзе, а также порядок координации действий сторон в отношении принятия своих обязательств перед ВТО.

Согласно ст. 2 Договора от 19 мая 2011 года:

Стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и ре-

шений его органов в соответствие с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из Сторон, включая обязательства каждой Стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые Сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.

при заключении международных договоров в рамках Таможенного союза, принятии и применении актов Таможенного союза его органами Стороны обеспечивают соответствие таких договоров и актов Соглашению ВТО.

Соглашение ВТО об упрощении торговли (англ.— The WTO Agreement on Trade Facilitation) принятое 11 декабря 2013 года в окончательной редакции вступило в силу 22 февраля 2017 года6. ТК ЕАЭС был подписан на заседании Высшего Евразийского экономического совета 26 декабря 2016 года в Санкт-Петербурге7. Сравнительно-правовой анализ соотношения положений ТК ЕАЭС с положениями Соглашения ВТО об упрощении торговли отсутствует, и его стоит обязательно провести. При этом экспресс-анализ показывает, что в ТК ЕАЭС не использует в полном объёме терминологический ряд Соглашения ВТО об упрощении торговли, как, например: «Единое окно», «Предотгрузочная инспекция», «Очистка», «Комитет по содействию торговли» и другие. Необходимо сформировать научно обоснованные подходы о возможности, целесообразности и объёме имплементации положений Соглашения ВТО об упрощении торговли в международные договоры и акты ЕАЭС в сфере таможенного регулирования.

Необходимо отметить, что разработчики ТК ЕАЭС отказались от понятия «таможенное законодательство», которое ранее ис-

5 http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/24-10-2014-2.aspx

6 https://www.wto.org/english/tratop_e/tradfa_e/tradfa_e.htm

7 http://eurasian-movement.ru/archives/23541

пользовалось в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее — ТК ТС). Согласно ч. 2 п. 1 ст. 1 ТК ТС «Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза,...». Сегодня в ст. 1 ТК ЕАЭС закреплено, что «..таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее — международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования)».

Сравнительный анализ двух статей позволяет сформулировать вывод о том, что законодатель сделал шаг от системообразующего понятия «законодательство» в сторону простого перечисления актов, его составляющих.

Необходимо отметить, что Пересмотренная Киотская конвенция и действующий сегодня в Европейском Союзе Таможенный кодекс (Union Customs Code) используют термин «таможенное законодательство».

Пересмотренная Киотская конвенция является стандартом, который учитывался при разработке Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) и ТК ЕАЭС.

Решение Комиссии Таможенного союза № 4 от 04.02.2009 «О концептуальных условиях взаимодействия таможенных служб Сторон на единой таможенной территори-и»8 закрепило, что разработка проекта ТК ТС осуществлялась на основе положений Пересмотренной Киотской конвенции. Как следствие, ранее использовавшиеся в таможенном законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации термины «таможенное оформление» и «таможенный режим» не вошли в текст ТК ТС, т.к. указан-

ные термины в Пересмотренной Киотской конвенции не используются.

При этом не все положения Пересмотренной Киотской конвенции нашли отражение в ТК ТС. В первую очередь это касается термина «очистка».

Еще при обсуждении проекта ТК ТС руководитель Центра сравнительного правоведения Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор А. П. Фоков отмечал: «Следует указать еще на один недочёт в проекте ТК ТС — отсутствие термина «очистка» (clearance). По существу, разработчики ТК ТС не учли гл. 3 Генерального приложения Конвенции «Очистка и другие таможенные формальности».

Отказавшись от термина «таможенное оформление», разработчики не уяснили для себя содержание понятия «очистка» и его применение в соответствии с названной главой Конвенции»9.

В своем выступлении Член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимир Гошин на V ежегодной международной научно-практической конференции «Тункинские чтения», состоявшейся 24 октября 2014 года, отметил проблемные вопросы, требующие проработки: «В частности, отмечу вопрос о разном объеме обязательств, которые взяли на себя государства-члены Таможенного союза при присоединении к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), а также о проблеме унификации таможенной терминологии, применяемой в конвенции с терминологией таможенного законодательства Таможенного союза10.».

Указанная проблема не решена и в ТК ЕАЭС, о чём свидетельствует сопоставительный анализ, приведённый в таблице 1.

8 http://tsouz.ru/KTS/meeting1/Pages/default.aspx (дата обращения: 22.01.2011).

9 Фоков, А.П.Основа таможенного законодательства таможенного союза — преемственность международных норм в области таможенного регулирования: сборник материалов международной научно-практической конференции Секретариата Комиссии таможенного союза и Российской таможенной академии. Люберцы: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. С. 32.

10 http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/24-10-2014-2.aspx

Таблица 1

ТК ТС ТК ЕАЭС Пересмотренная Киот-ская конвенция

Таможенное законодательство — нет определения понятия Таможенное законодательство — нет определения понятия «Таможенное законодательство» означает положения законов и подзаконных актов, касающиеся импорта, экспорта, перемещения или хранения товаров, применение и обеспечение исполнения которых возложено непосредственно на таможню, а также любые нормативные акты, изданные таможней в пределах ее установленных законом полномочий

«таможенные органы» — таможенные органы государств — членов таможенного союза «таможенные органы» — таможенные органы государств-членов «таможня» — означает государственную службу, ответственную за применение таможенного законодательства и взимание пошлин и налогов, а также применение иных законов и нормативных актов, касающихся импорта, экспорта, перемещения или хранения товаров

«таможенный контроль» — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с исполь -зованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза «таможенный контроль» — совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на про -верку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании; «таможенный контроль» означает меры, применяемые таможенной службой для обеспечения соблюдения таможенного законодательства

«таможенные операции» — действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза «таможенные операции» — действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании «таможенные формальности» означают все операции, которые должны совершаться лицами, которых это касается, и таможенной службой в целях соблюдения таможенного законодательства

ТК ТС ТК ЕАЭС Пересмотренная Киот-ская конвенция

«таможенная декларация» — документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров «таможенная декларация» — таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров «декларация на товары» означает заявление, составленное по установленной таможенной службой форме, в котором лица, которых это касается, указывают таможенную процедуру, подлежащую применению в отношении товаров, и представляют сведения, которые требуются таможенной службе для применения этой процедуры

«выпуск товаров» — действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры «выпуск товаров» — действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры «выпуск товаров» означает действие таможенной службы, разрешающее лицам, которых это касается, распоряжаться товарами, в отношении которых осуществляется очистка

«очистка» — термин отсутствовал «очистка» — термин отсутствовал «очистка» означает совершение таможенных формальностей, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для помещения под иную таможенную процедуру

на развитие таможенного регулирования ЕАЭС, а именно:

1. о влиянии Соглашения ВТО об упрощении торговли на развитие международных договоров и актов ЕАЭС в сфере таможенного регулирования;

2. проблема имплементации понятийного аппарата и стандартов Пересмотренной

Используя сравнительно-правовой метод, можно с уверенностью утверждать, что понятия в ТК ТС были более близкими к духу и букве Пересмотренной Киотской конвенции, чем в ТК ЕАЭС.

И так, с учетом рассмотренного выше можно выделить ряд актуальных вопросов, решение которых будет оказывать влияние

Киотской конвенции международные договоры и ТК ЕАЭС;

3. о месте международных конвенций и соглашений в иерархии источников права ЕАЭС, регулирующих таможенные правоотношения;

4. о «заимствовании» практики правового регулирования, таможенных правоотношений, сложившейся в Европейском Союзе.

Помимо перечисленных вопросов, полагаем, что при определении дальнейшего таможенного регулирования в ЕАЭС необходимо будет учитывать следующие факторы, которые окажут влияние на развитие актов, составляющих право ЕАЭС, регулирующих таможенные правоотношения в среднесрочной перспективе. К ним, на наш взгляд, можно отнести:

1) переход к четвертой промышленной революции, формирование цифровой экономики, развитие информационных и коммуникационных технологий;

2) упрощение формальностей в международной торговле;

3) дальнейшее развитие интеграционных процессов в ЕАЭС, и в первую очередь, подписание соглашений о свободной торговле между государствами-членами ЕАЭС и третьими странами;

4) развитие транзитных маршрутов и цифровых транспортных коридоров, происходящих по линии сопряжения ЕАЭС и проекта «Экономический пояс Шелкового пути».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.