Научная статья на тему 'ВЗАИМНАЯ ТОРГОВЛЯ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ВЗАИМНАЯ ТОРГОВЛЯ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1246
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ПАНДЕМИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / ЦЕНТРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUTUAL TRADE / THE EURASIAN ECO-NOMIC UNION / PANDEMIC / DIGITALIZATION / ELECTRONIC CUSTOMS / ELECTRONIC DECLARATION CENTERS / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворона Анастасия Александровна, Борисова Елена Михайловна

Обеспечение развития внешней торговли является одним из важнейших направлений деятельности государства. В настоящий момент Евразийский экономический союз ставит для себя одной из главных задач создание образа значимого центра развития международной торговли, взаимовыгодного сотрудничества со странами-членами и зарубежными странами, создание новых форматов международного взаимодействия. Развитию экономического сотрудничества стран-участниц Евразийского экономического союза способствует увеличению взаимной торговли. В статье авторами рассмотрена динамика суммарного объема взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС за 2011-2019 гг., по результатам сделаны выводы о наметившихся тенденциях. Определено влияние новой коронавирусной инфекции (COVID19) на взаимную торговлю стран-участниц Евразийского экономического союза. Определены перспективные направления развития, которые могут повлиять на увеличение товаропотоков внутри ЕАЭС. Авторами раскрывается стратегия цифровизации, которая прослеживается во всех сферах деятельности государственных органов в ЕАЭС. Особо следует выделить таможенные органы, которые призваны обеспечить экономическую безопасность государства, внедрить механизм повышения эффективности предоставления государственных услуг. В этой связи приводится положительный пример России по созданию сети электронных таможен и центров электронного декларирования. Практическая реализация цифровой концепции в ФТС России обеспечивает не только ускорение, но и качество обслуживания участников ВЭД. В результате проведения исследование установлено негативное воздействие на взаимную торговлю в ЕАЭС пандемии, при этом авторами предлагается для успешного развития и дальнейшей интеграции ЕАЭС необходимо создание интеграционных объединений, таких как зоны свободной торговли, усиление контроля за товарооборотом и устранение проблемных аспектов функционирования Союза. В этой связи повышается необходимость совершенствования используемых цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ворона Анастасия Александровна, Борисова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUTUAL TRADE OF THE MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION: IMPACT OF THE PANDEMIC AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Ensuring the development of foreign trade is one of the most important activities of the state. At the moment, the Eurasian economic Union sets itself one of the main tasks of creating an image of a significant center for the development of international trade, mutuallv beneficial cooperation with member countries and foreign countries, and creating new formats for international cooperation. The development of economic cooperation between the member countries of the Eurasian economic Union contributes to the increase in mutual trade. In the article, the authors consider the dvnamics of the total volume of mutual trade in goods between the EAEU member States for 2011-2019, and draw conclusions about the emerging trends. The influence of the new coronavirus infection (COVID19) on mutual trade of the member countries of the Eurasian economic Union was determined. Promising areas of development that can affect the increase in commoditv flows within the EEU have been identified. The authors reveal the strategv of digitalization, which can be traced in all spheres of activitv of state bodies in the EEU. Special attention should be paid to the customs authorities, which are designed to ensure the economic securitv of the state and introduce a mechanism to improve the efficiencv of public services. In this regard, the positive example of Russia in creating a network of electronic customs and electronic Declaration centers is given. The practical implementation of the digital concept in the Federal customs service of Russia provides not onlv acceleration, but also qualitv of service for foreign trade participants. As a result of the studv, the negative impact of the pandemic on mutual trade in the EEU was established, while the authors suggest that for the successful development and further integration of the EEU, it is necessarv to create integration associations, such as free trade zones, strengthen control over trade turnover and eliminate problematic aspects of the functioning of the Union. In this regard, there is an increasing need to improve the digital technologies used.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМНАЯ ТОРГОВЛЯ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2020, №4, Том 12 / 2020, No 4, Vol 12 https://esj.today/issue-4-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/16ECVN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Ворона А.А., Борисова Е.М. Взаимная торговля государств-членов Евразийского экономического союза: влияние пандемии и перспективы развития // Вестник Евразийской науки, 2020 №4, https://esj.today/PDF/16ECVN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Vorona A.A., Borisova E.M. (2020). Mutual trade of the member States of the Eurasian economic Union: impact of the pandemic and development prospects. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(12). Available at: https://esj.today/PDF/ 16ECVN420.pdf (in Russian)

УДК 339.543

Ворона Анастасия Александровна

ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал, Санкт-Петербург, Россия

Старший преподаватель кафедры «Управления» E-mail: anastasiya_o@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=767969

Борисова Елена Михайловна

ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал, Санкт-Петербург, Россия Доцент кафедры «Таможенных операций и таможенного контроля»

Кандидат экономических наук E-mail: skorodumshik@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=955146

Взаимная торговля государств-членов Евразийского экономического союза: влияние пандемии и перспективы развития

Аннотация. Обеспечение развития внешней торговли является одним из важнейших направлений деятельности государства. В настоящий момент Евразийский экономический союз ставит для себя одной из главных задач создание образа значимого центра развития международной торговли, взаимовыгодного сотрудничества со странами-членами и зарубежными странами, создание новых форматов международного взаимодействия. Развитию экономического сотрудничества стран-участниц Евразийского экономического союза способствует увеличению взаимной торговли.

В статье авторами рассмотрена динамика суммарного объема взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС за 2011-2019 гг., по результатам сделаны выводы о наметившихся тенденциях. Определено влияние новой коронавирусной инфекции (COVID19) на взаимную торговлю стран-участниц Евразийского экономического союза. Определены перспективные направления развития, которые могут повлиять на увеличение товаропотоков внутри ЕАЭС.

Авторами раскрывается стратегия цифровизации, которая прослеживается во всех сферах деятельности государственных органов в ЕАЭС. Особо следует выделить таможенные органы, которые призваны обеспечить экономическую безопасность государства, внедрить механизм повышения эффективности предоставления государственных услуг. В этой связи

приводится положительный пример России по созданию сети электронных таможен и центров электронного декларирования. Практическая реализация цифровой концепции в ФТС России обеспечивает не только ускорение, но и качество обслуживания участников ВЭД. В результате проведения исследование установлено негативное воздействие на взаимную торговлю в ЕАЭС пандемии, при этом авторами предлагается для успешного развития и дальнейшей интеграции ЕАЭС необходимо создание интеграционных объединений, таких как зоны свободной торговли, усиление контроля за товарооборотом и устранение проблемных аспектов функционирования Союза. В этой связи повышается необходимость совершенствования используемых цифровых технологий.

Ключевые слова: взаимная торговля; Евразийский экономический союз; пандемия; цифровизация; электронная таможня; центры электронного декларирования; цифровые технологии

В современных условиях развитие любого государства напрямую связано с его внешнеторговым оборотом. Развитие различных интеграционных объединений способствует не только поддержанию экономического благосостояния членов объединения, но и позволяет им обеспечивать конкурентоспособность национальных экономик. При этом развитие любого государства невозможно без интеграционных процессов. В этой связи актуальным становится любое объединение стран для создания общих границ, рынка, с целью поступательного развития экономик входящих в него стран. Особого внимание заслуживает Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции, которая обладает международной правосубъектностью и была создана 29.05.2014 после подписания «Договора о Евразийском экономическом союзе»1.

Стоит отметить, что в настоящее время в состав ЕАЭС входят пять стран: республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация (см. рис. 1) [1]. Главной целью создания ЕАЭС является повышение конкурентоспособности экономик стран-участниц Союза за счет международной кооперации. ЕАЭС создавался для международной кооперации и повышения конкурентоспособности экономик, входящих в состав союза стран. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой экономической политики в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в интересах повышения жизненного уровня государств-членов.

За время своего существования в ЕАЭС создан огромный массив наднационального законодательства, который обеспечивает свободное движение товаров, услуг, рабочей силы в едином экономическом пространстве. Созданный Союз активно влияет на экономическое состояние стран-участниц, при этом происходит рост экономических показателей. Различными учеными исследуются вопросы становления и развития ЕАЭС, а именно исследованиям современного состояния интеграционных процессов государств - членов Евразийского экономического союза в области торгового сотрудничества посвящены статьи Дробот Е.В. и Вартановой М.Л. [2]. Вопросам механизма взаимодействия таможенных органов государств -членов ЕАЭС и участников ВЭД посредством внедрения современных информационных технологий посвящены труды Диановой В.Ю. и Дианова Ю.А. [3].

1 Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

Евразийский экономический союз

Рисунок 1. Карта государств-членов ЕАЭС2

Стоит отметить, что многими авторами исследуются вопросы использования различных программных средств, способных повышать привлекательности морских портов на внешних границах ЕАЭС и транзитного потенциала Союза таких например, как комплекс программных средств (КПС) «Портал Морской порт» [4].

Рассмотренные исследования свидетельствуют о том, что тема развития и становления ЕАЭС является весьма актуальной.

Цель статьи - обобщить тенденции взаимной торговли государств-членов ЕАЭС и выявить влияние на нее пандемии.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов, что достигается за счет согласованной или единой политики в отраслях экономики.

2017 года стал одним из важнейших для ЕАЭС, была проведена интенсивная работа по внутренним и внешним направлениям развития. Основой осуществления деятельности Союза стал принятый в 2017 году и вступивший в силу в 2018 году Таможенный кодекс ЕАЭС. Статья 1. ТК ЕАЭС устанавливает, что «в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя3:

1. Установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза.

2. Нахождение товаров и их использование на таможенной территории Союза или за ее пределами.

3. Порядок совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза,

2 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии URL: http://www.eurasiancommission. org.

3 «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.

временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций.

4. Порядок уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля.

5. Регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.

Принципы единого таможенного регулирования указаны на рис. 2.

Рисунок 2. Принципы единого таможенного регулирования (составлено авторами)

Обеспечение макроэкономической устойчивости и развития - одна из приоритетных задач для стран ЕАЭС как на национальном, так и на наднациональном уровне. Для этого евразийским государствам необходимо стимулировать деловую и инвестиционную активность. Страны ЕАЭС заинтересованы в привлечении как взаимных, так и внешних инвестиций. Евразийская интеграция должна способствовать этим процессам, и, прежде всего, росту инвестиционной привлекательности внутри Евразийского союза.

Рассмотрим более подробно тенденции взаимной торговли государств-членов ЕАЭС. В таблице 1 представлена динамика суммарного объема взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС.

Таблица 1

Динамика суммарного объема взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС

Период 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Объем взаимной торговли, млрд долл. 62,3 68,6 54,1 57,4 45,4 43 54,7 60,3 61

Темпы роста, % - 110,11 78,86 106,1 79,09 94,714 127,21 110,24 101,16

Составлено авторами на основании данных статистики4

На основании данных, представленных в таблице 1 видим, что за последние 3 года наметилась тенденция к ежегодному увеличению взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС. При этом объем взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС, исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств-членов ЕАЭС во взаимной торговле в 2019 году увеличился на 1,16 %, что в абсолютном выражении составило 0,7 млрд долл. Однако следует отметить, что увеличение

4 Статистика внешней и взаимной торговли товарами. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/Pages/default.aspx.

стоимостного объема взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС идет с замедлением темпов роста. Увеличение стоимостного объема взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС на 1,3 % обусловлено увеличением физического объема взаимных поставок на 1,7 %. Стоит отметить снижение на 0,4 % на товары единого рынка ЕАЭС. Существующий рост объема взаимной торговли в сопоставимых ценах на 1,7 % характеризующийся индексом физического объема, сопровождался снижением товарной массы экспорта во внешней торговле с третьими странами (95,6 %) и более значимым ростом физического объема импорта товаров (105,3 %) из стран вне ЕАЭС.

В современных условиях развития торгово-экономических отношений между странами, увеличиваются и товаропотоки. При этом, от скорости и качества доставки товаров, зачастую зависит их дальнейшая продажа на рынке. Однако, иногда возникают обстоятельства непреодолимой силы, которые вносят коррективы в устоявшиеся торгово-экономические отношения и заставляют страны и города подстраиваться и искать новые возможности для осуществления взаимовыгодной торговли. К таким обстоятельствам можно отнести новую коронавирусную инфекцию (С0УГО19) - респираторный вирус (возбудитель ОРВИ), который начал распространяться на территории стран-участниц ЕАЭС в начале 2020 года. Его распространение внесло корректировки во многие процессы, привело к закрытию государственных границ, стало причиной изменений не только внутри стран, но и за их пределами. Глобальный экономический кризис, разразившийся из-за пандемии коронавируса, пожалуй, самый серьезный за последние десятилетия. Окончательные его масштабы еще только предстоит оценить. Международные агентства прогнозируют падение мировой торговли в двузначных цифрах. Основные негативные тенденции будут видны уже через несколько месяцев. Наиболее сложно восстанавливаться будут те отрасли промышленности, которые связаны со сложными производственными цепочками, где в изготовление продукта вовлечены компании из разных стран.

Рассмотрим, как же изменилась взаимная торговля товарами между государствами-членами ЕАЭС под действием новой коронавирусной инфекции (СОУГО19). В период распространения вируса, руководителями государств-членов ЕАЭС были приняты различные меры, направленные на преодоление негативных последствий распространения коронавирусной инфекции (С0УГО-2019), что с одной стороны способствовало снижению числа заболевших граждан, а с другой стороны стало барьером для осуществления взаимной торговли. Это привело к тому, что объем взаимной торговли товарами между государствами -членами ЕАЭС за январь - апрель 2020 года составил - 15,8 млрд долл., что на 16,3 % меньше уровня января - апреля 2019 года. Отрицательную динамику взаимной торговли ЕАЭС по сравнению с январем - апрелем 2019 года сформировало сокращение торговли энергетическими (на 45,8 %) и инвестиционными (на 19,9 %) товарами5.

По Российской Федерации отмечено наибольшее падение (на 21 %) поставок товаров на рынок ЕАЭС. К уровню января-апреля 2019 года экспорт минеральных продуктов сократился на 445,8 % (а это 25,3 % от общего объема экспорта РФ во взаимной торговле), машин, оборудования и транспортных средств - на 17,7 % (18,2 % от общего объема экспорта РФ во взаимной торговле), металлов и изделий из них - на 11,7 % (14,2 % от общего объема экспорта РФ во взаимной торговле), продукции химической промышленности - на 5,6 % (14,2 % от

5 Информация о взаимной торговле товарами Евразийского экономического союза. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/2020/Analytics_I_2 02004.pdf.

общего объема экспорта РФ во взаимной торговле). Стоимостные объемы продаж продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья возросли на 9,9 % (12,7 %)6.

Объем взаимной торговли Евразийского экономического союза за апрель 2020 года составил 3 182,7 млн долл. К апрелю 2019 года его величина сократилась на 40,4 % или 2 154,1 млн долл., к предыдущему месяцу - на 25 % или 1 062,8 млн долл.

В таблице 2 рассмотрим динамику изменения взаимной торговли стран ЕАЭС. Для сравнения возьмем апрель за разные года и сравним происходящие изменения.

Таблица 2

Динамика суммарного объема взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС за апрель 2018-2020 гг.

Апрель Апрель Апрель В % В %

2018, млн долл. 2019, млн долл. 2020, млн долл. к апрелю 2018 к апрелю 2019

ЕАЭС 5004,9 5336,8 3182,7 63,59 59,64

В том числе:

Армения 48,3 59,4 37,7 78,054 63,5

Беларусь 1131,3 1227,9 900,4 79,59 73,3

Казахстан 529,5 539,4 378,9 71,558 70,2

Кыргызстан 56,1 55,8 22,8 40,642 40,9

Россия 3239,8 3454,4 1842,9 56,883 53,3

Составлено авторами на основании данных статистики7

Представленные в таблице 2 данные свидетельствуют о том, что за рассматриваемый период произошло значительное снижение объемов взаимной торговли, особенно снижение в процентном соотношении наблюдается в Кыргызстане (практически 60 %) и в России (более 45 %). Таким образом, можно судить о том, что российская экономика пострадала сильнее всех остальных экономик стран-участниц ЕАЭС, поскольку в суммарной взаимной торговле имеет наибольший удельный вес.

Указанные негативные изменения во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС свидетельствуют о необходимости поиска путей дальнейшего выхода из кризисной ситуации и определения факторов, способных улучшить сложившуюся ситуацию.

В этой связи 18 июня 2020 года Совет Евразийской экономической комиссии и Коллегия ЕЭК рассмотрели вопросы внутренней торговли в ЕАЭС и выработали ряд конструктивных решений. Было отмечено, что нужны новые инструменты и новые решительные действия.

Несмотря на пандемию, Евразийский экономический союз работает на перспективу. Подготовлен проект стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, в разработку которого также вовлекалось и бизнес-сообщество. Комплексный подход к устранению препятствий на внутреннем рынке Союза отражен в Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, проект которых одобрен в целом главами государств ЕАЭС 19 мая 2020 года. Упомянутый документ включает меры и механизмы повышения эффективности функционирования товарных рынков ЕАЭС, совершенствования таможенного регулирования, обеспечения гарантий качества, безопасности обращаемых и надлежащей защиты прав потребителей. Важным результатом стало решение о формировании цифрового пространства Союза,

6 Информация о взаимной торговле товарами Евразийского экономического союза. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/2020/Analytics_I_2 02004.pdf.

7 Статистика внешней и взаимной торговли товарами. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/intra/Pages/default.aspx.

цифровых инфраструктур и экосистем. Проект Стратегии-2025 нацелен на повышение самодостаточности Союза и экономический рост государств-членов. Также в документе заложены механизмы завершения формирования общих рынков, которые будут функционировать без барьеров, изъятий и ограничений. Стоит отметить, что в Стратегии-2025 заложены целевые ориентиры по созданию совместного производства высококонкурентной продукции, что станет вектором развития экономики ЕАЭС на основе технологического уклада. Предпринимаемые меры нацелены на увеличение доли ЕАЭС в мировой торговле, что безусловно является положительным моментом для всех стран-участниц Союза.

Стратегические направления обеспечат выработку гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию стран ЕАЭС, выстраивание эффективной системы управления и финансирования совместных кооперационных проектов, что в свою очередь позволит создать и развивать высокопроизводительные, в том числе экспортоориентированные сектора экономики.

При этом в перспективе стран-участниц Союза дальнейшее объединение усилий для проведения необходимых научно-исследовательских работ, обеспечение максимально действенной институциональной системы ЕАЭС, гарантирующей выполнение принятых договоренностей, расширение экономического сотрудничества в области образования, здравоохранения, туризма и спорта. В целом речь идет о формировании Союза как одного из наиболее значимых центров развития современного мира.

В настоящее время уточняются отдельные положения документа и идет подготовка Плана реализации.

Также предполагается принять оперативные меры, направленные на ускоренную выработку механизмов скоординированного таможенного контроля ввозимых товаров, обмен электронными документами, идентификацию санкционных товаров, интеграцию электронных систем прослеживаемости товаров, особенно подконтрольных ветеринарно-санитарному контролю, создание «зеленых коридоров», электронных очередей, и другие меры содействия взаимной торговле.

На сегодняшний день есть все основания рассчитывать на формирование более высокого уровня доверия во взаимной торговле. Это позволит улучшить информационный обмен в налоговой и таможенной сферах, согласовать меры и единые подходы к администрированию импорта товаров из третьих стран по всему контуру внешней границы Союза, обеспечить ускоренное применение механизмов прослеживаемости при импорте товаров и сократить незаконное перемещение товаров через внешнюю границу и внутри Союза.

Совет ЕЭК принял решение о формировании рабочей группы высокого уровня и разработке соответствующей «дорожной карты». По мнению авторов, все эти меры в комплексе с уже принятыми в 2020 году решениями по устранению барьеров и урегулированию взаимных претензий позволят устранить проблемные ситуации во внутренней торговле, которые вызывают серьезную критику бизнес-сообщества и органов государственного управления стран Союза. Также предпринимаемые меры могут стать в борьбе с экономическими последствиями от новой коронавирусной инфекции (COVID19).

Помимо устранения проблемных вопросов особую актуальность для развития взаимной торговли стран ЕАЭС приобретают различные механизмы, предполагающие использование цифровых технологий. Внедрение цифровых технологий в практическую деятельность государственных и бизнес-структур является объективной необходимостью, что в свою очередь позволит не только усовершенствовать существующие механизмы, но и упростить работу человеческих ресурсов [5]. В сложившихся условиях актуальность приобретает цифровизация всех государственных сервисов для экспортеров, включая субсидирование,

сертификацию, лицензирование в электронном виде с постепенным отказом от бумажных документов. В этой связи особенно важным становится развитие таможенных органов и создание сети электронных таможен и центров электронного декларирования. В настоящее время активное внедрение современных информационных технологий в системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации является приоритетным направлением [5]. Цифровизация процессов позволяет ускорять и упрощать перемещение грузов. Например, Китай стремится участвовать в формулировании международных норм и стандартов, способствующих созданию международных механизмов управления при помощи сети Интернет. Это достигается посредством обмена информацией и сотрудничества в области информатизации на принципах равноправного сотрудничества и взаимопомощи с соседними странами, а именно за счет создания информационного порта Китай-АСЕАН, строительства крупных международных информационных коридоров для связи стран, стимулирование развития инвестиций и торговли в глобальном масштабе, способствуя развитию цифровой экономики. Эти меры позволяют Китаю иметь одну из самых конкурентноспособных экономик в мире.

Также рассмотри опыт ЕС. Гармонизация цифровых рынков является одним из ключевых результатов политики ЕС для предоставления ощутимых результатов гражданам в Восточном партнерстве. Поддержка ЕС в этой области осуществляется через инициативу EU4Digital, которая объединяет приоритетные действия и программы на местах.

EU4Digital направлена на расширение Единого цифрового рынка Европейского Союза на Восточные страны-соседи ЕС, развитие потенциала цифровой экономики и общества, чтобы обеспечить экономический рост, создать больше рабочих мест, улучшить жизнь людей и помочь бизнесу. В рамках этой инициативы ЕС поддерживает снижение тарифов на роуминг, развитие высокоскоростной широкополосной связи для стимулирования экономики и расширения электронных услуг, скоординированной кибербезопасности и гармонизации цифровых структур в обществе, в областях, от логистики до здравоохранения, повышения квалификации и создания рабочих мест в цифровой индустрии.

Гармонизация цифровых рынков с помощью EU4Digital помогает устранить барьеры для общеевропейских онлайн-услуг для граждан, государственных администраций и предприятий, что приводит к улучшению онлайн-услуг и их предоставлению по более выгодным ценам и с большим выбором. Это привлечет инвестиции и увеличит торговлю и занятость; существующие компании будут расти быстрее, а стартапы будут создаваться легче, что будет способствовать предотвращению утечки мозгов8.

Если рассматривать ЕАЭС, то важным этапом его становления и развития можно назвать цифровизацию экономик государств-членов. В этой связи 11 октября 2017 года главами государств-участников ЕАЭС были утверждены Основные направления реализации цифровой повестки до 2025 года [6]. Для целей реализации Цифровой повестки была создана Интегрированная информационная система (ИИС). Система предназначена для быстрого межгосударственного обмена данными и электронными документами в рамках ЕАЭС, создания общих информационных ресурсов для государств-членов, реализации общих процессов, а также обеспечения деятельности органов ЕАЭС.

Стоит отметить, что не все страны-участницы ЕАЭС одинаково социально-экономически подготовлены к переходу на применение цифровых информационных систем. Это во многом затрудняет процесс их внедрения в практическую деятельность и увеличивает время на согласование межправительственных соглашений на уровне ЕАЭС.

8 Инициатива EU4Digital. URL: https://eufordigital.eu/ru/discover-eu/the-eu4digital-initiative/. Страница 8 из 12

Активное внедрение цифровизации в деятельность таможенных администраций упрощает для участников ВЭД взаимоотношения с представителями таможни, позволяет минимизировать субъективизм при принятии решений, а для таможенных органов - повышает прозрачность и эффективность контроля за перемещением товаров [7].

Развитие интегрированной системы даст новые возможности для формирования цифровых платформ с использованием общих моделей данных и единой системы нормативно-справочной информации Союза. В этой связи 9 августа 2019 года была принята Концепция трансграничного информационного взаимодействия9. Указанная Концепция определяет общие подходы к организации информационного взаимодействия юридических лиц (хозяйствующих субъектов) государств-членов ЕАЭС между собой и с уполномоченными органами.

В этой связи особо стоит отметить создание сети электронных таможен и центров электронного декларирования (ЦЭД) в России. Федеральная таможенная служба в 2020 году завершит полномасштабный проект по созданию в России единой сети электронных таможен и ЦЭД. Центры электронного декларирования предназначены для удаленного пропуска товаров через границу. Сам товар размещается на складах пограничных зон России, а весь обмен информацией с таможенной службой идет в электронном виде. При этом таможенное оформление и фактический контроль разделены, между выпускающим инспектором и декларантом отсутствует личный контакт. Осуществляемая реформа способствует ускорению внешнеторгового оборота, перенаправлению транспортных потоков из крупных городов, а также позволит производить декларирование товаров без привязки к постам и месту нахождения товара. В России уже действуют 12 из 16 запланированных электронных центров декларирования. В 2020 году будут созданы электронные площадки на Дальнем Востоке, на юге России, на Северо-Западе и в Центральном регионе.

В центрах электронного декларирования оформляется 67 % подаваемых деклараций. За 11 месяцев 2019 года 2,4 миллиона деклараций зарегистрированы в автоматическом режиме, выпущено около 600 тысяч. При этом весь процесс декларирования в среднем занимает не более 5 минут. Соответственно практическая реализация цифровой концепции в ФТС России обеспечивает не только ускорение, но и качество обслуживания участников ВЭД. Положительный опыт России может быть использован в практической деятельности таможенных администраций стран-участниц ЕАЭС, что позволит им также ускорять все реализуемые процессы и упрощать взаимодействие с ФТС России.

Создание на всей территории ЕАЭС единой электронной таможни и системы ЦЭД позволит обеспечить применение технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска, а это в свою очередь станет важнейшим фактором для увеличение товарооборота и усиления контроля, посредством прослеживаемости, на всем пути движения товаров.

Использование цифровых технологий в сфере транспорта и реализация крупных инфраструктурных проектов - залог успешного развития транспортных систем всех государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [8].

Некоторые авторы считают, что развитию логистической и таможенных инфраструктуры ЕАЭС может поспособствовать совершенствование правовых основ регулирования таможенной инфраструктуры; поддержание и своевременное обновление транспортно-логистической инфраструктуры, склонной к высокому износу; расширение института УЭО; подготовка большего количества специалистов в логистической сфере; внедрение технологии «дополнительной реальности» в таможенное администрирование [9].

9 Решение Евразийского межправительственного совета от 09.08.2019 №7 «О Концепции трансграничного информационного взаимодействия» // http://docs.cntd.ru/document/560943025.

Естественно, необходимо грамотно и четко подойти к вопросу обновления транспортно-логистической инфраструктуры, поскольку это является основой бесперебойности работы всех цифровых технологий, используемых при перемещении грузов. При этом необходимо взаимодействие таможни и бизнес-структур, участвующих в процессах транспортировки, хранения и оформления товарных партий.

Достижение поставленной цели по цифровизации может быть достигнуто путем создания рабочих групп, в состав которых должны войти представители таможенных органов государств-членов ЕАЭС, бизнес-структур, а также научно-педагогический персонал, которые могли бы разрабатывать предложения по алгоритму создания и дальнейшего совершенствования единой сети электронных таможен. Это в свою очередь позволит руководству стран-участниц ЕАЭС быстрее и эффективнее принимать конкретные решения по вопросу цифровизации и таможенному администрированию.

Таким образом, проведенное исследование показывает негативное воздействие на взаимную торговлю в ЕАЭС пандемии, при этом для успешного развития и дальнейшей интеграции ЕАЭС необходимо создание интеграционных объединений, таких как зоны свободной торговли, усиление контроля за товарооборотом и устранение проблемных аспектов функционирования Союза. В этой связи повышается необходимость совершенствования используемых цифровых технологий. Цифровая повестка ЕАЭС становится не только интеграционной, но и национальной повесткой стран-членов Союза, и выступает важнейшим фактором в реализации межгосударственных экономических проектов.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Журавлев В.Е. О некоторых тенденциях Евразийской экономической интеграции // Вестник института мировых цивилизаций. Том 10 № 3(24) 2019.

2. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Возможности расширения свободы движения товаров в условиях интеграции стран ЕАЭС // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 2. С. 721-740.

3. Дианова В.Ю., Дианов Ю.А. Приоритетные направления развития взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов ЕАЭС в рамках единого экономического пространства // Таможенное дело. 2019. № 2. С. 18-21.

4. Гетман А.Г., Пластуняк И.А. Перспективы увеличения транзитного потенциала Евразийского экономического союза // Транспорт Российской Федерации. 2019. № 1 (80). С. 28-31.

5. Ворона А.А., Кузминых Ю.В. Практика применения цифровой торговой платформы как основа развития внешнеторговой деятельности // Петербургский экономический журнал. 2020. № 1. С. 48-55.

6. Ворона А.А. Цифровизация таможни: проблемы и перспективы// В сборнике: Таможенные чтения - 2019. Наука и образование в условиях становления инновационной экономики. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.Н. Гамидуллаева. 2019. С. 22-31.

7. Бойкова М.В., Кушнир А.С. Направления развития таможенного администрирования в условиях цифровизации // В сборнике: Теория и практика экономики и предпринимательства. XVII Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. Симферополь, 2020. С. 25-29.

8. Мамина Д.Ю. Перспективы создания общего рынка транспортных услуг Евразийского экономического союза // В сборнике: Внешнеэкономическая деятельность: таможенный аспект. Материалы I Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 126130.

9. Назаркова Д.В. Перспективы развития логистической и таможенной инфраструктуры ЕАЭС // В сборнике: Таможенные чтения - 2019. Наука и образование в условиях становления инновационной экономики. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.Н. Гамидуллаева. 2019. С. 144-148.

Vorona Anastasiya Aleksandrovna

Russian customs academy Saint Petersburg them V.B. Bobkov branch, Saint Petersburg, Russia

E-mail: anastasiya_o@mail.ru PHH^ https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=767969

Borisova Elena Mikhailovna

Russian customs academy Saint Petersburg them V.B. Bobkov branch, Saint Petersburg, Russia

E-mail: skorodumshik@mail.ru PHH^ https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=955146

Mutual trade of the member States of the Eurasian economic Union: impact of the pandemic and development prospects

Abstract. Ensuring the development of foreign trade is one of the most important activities of the state. At the moment, the Eurasian economic Union sets itself one of the main tasks of creating an image of a significant center for the development of international trade, mutually beneficial cooperation with member countries and foreign countries, and creating new formats for international cooperation. The development of economic cooperation between the member countries of the Eurasian economic Union contributes to the increase in mutual trade.

In the article, the authors consider the dynamics of the total volume of mutual trade in goods between the EAEU member States for 2011-2019, and draw conclusions about the emerging trends. The influence of the new coronavirus infection (COVID19) on mutual trade of the member countries of the Eurasian economic Union was determined. Promising areas of development that can affect the increase in commodity flows within the EEU have been identified.

The authors reveal the strategy of digitalization, which can be traced in all spheres of activity of state bodies in the EEU. Special attention should be paid to the customs authorities, which are designed to ensure the economic security of the state and introduce a mechanism to improve the efficiency of public services. In this regard, the positive example of Russia in creating a network of electronic customs and electronic Declaration centers is given. The practical implementation of the digital concept in the Federal customs service of Russia provides not only acceleration, but also quality of service for foreign trade participants. As a result of the study, the negative impact of the pandemic on mutual trade in the EEU was established, while the authors suggest that for the successful development and further integration of the EEU, it is necessary to create integration associations, such as free trade zones, strengthen control over trade turnover and eliminate problematic aspects of the functioning of the Union. In this regard, there is an increasing need to improve the digital technologies used.

Keywords: mutual trade; the Eurasian economic Union; pandemic; digitalization; electronic customs; electronic Declaration centers; digital technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.