Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-1.php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/26EVN117.pdf
Статья опубликована 20.02.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Шарощенко И.В., Апанасенко М.М., Стадник И.А. Анализ влияния взаимной торговли стран-участниц ЕАЭС на их экономическое развитие // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/26EVN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 339.56
Шарощенко Ирина Валерьевна
ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия» Владивостокский филиал, Россия, Владивосток Профессор кафедры «Экономика таможенного дела» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Апанасенко Мария Михайловна
ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия» Владивостокский филиал, Россия, Владивосток
Бакалавр
E-mail: [email protected]
Стадник Ирина Александровна
ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия» Владивостокский филиал, Россия, Владивосток
Бакалавр E-mail: [email protected]
Анализ влияния взаимной торговли стран-участниц ЕАЭС на их экономическое развитие
Аннотация. Взаимная торговля стран-участниц является показателем эффективного и устойчивого функционирования любого интеграционного объединения с точки зрения торговли и плодотворного влияния на экономику стран-участниц. В статье определена роль интеграции в освоении новых территориальных рынков, в повышении устойчивости национальных экономик и представлена история создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Авторами изучено влияние созданного 1 января 2015 года Евразийского Экономического Союза на экономику стран-участниц и произведен анализ динамики оборота взаимной торговли стран-участниц ЕАЭС за 2013-2015 гг.
Для оценки влияния взаимной торговли стран-участниц ЕАЭС на их экономическое развитие авторами определен перечень отдельных социально-экономических показателей и показателей таможенной инфраструктуры: ВВП на душу населения стран-участниц ЕАЭС, состояние консолидированного бюджета стран-участниц, размер государственного долга стран, темпы роста промышленного производства, темпы роста продукции сельского хозяйства, индексы потребительских цен, количество и состав пунктов пропуска стран-участниц, среднее расстояние между пунктами пропуска через государственную границу стран-участниц ЕАЭС.
Авторами подтверждается вывод о том, что за период существования ЕАЭС созданы условия для стимулирования внешнеторговой деятельности и развития национальных
экономик стран-участниц объединения. Кроме того, авторами обобщены отдельные проблемы торгового сотрудничества и развития экономических отношений.
Ключевые слова: ЕАЭС; статистики взаимной торговли стран-участниц ЕАЭС; структура внешнеторгового оборота; промышленное производство; ВВП на душу населения; территория государств-членов ЕАЭС; санкции; устойчивость функционирования интеграционного объединения; таможенная инфраструктура
Часть 1. История создания Евразийского экономического союза и анализ статистики
взаимной торговли стран-участниц ЕАЭС
Становление и развитие крупных интегрированных структур - одна из существенных тенденций преобразования современной экономики. В общем смысле интеграция способствует освоению новых территориальных рынков, созданию совместных предприятий на осваиваемых территориях, повышению устойчивости национальных экономик, объединению поставщиков и потребителей, производства и сбыта продукции. Зачастую крупнейшие интегрированные структуры выступают стратегическими партнерами государства в проведении промышленной политики, да и государственных преобразований в целом.
Для России интеграция играет также важную роль, в частности, в период осложнения отношений со странами ЕС для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости развития экономики.
Целью данного исследования является анализ влияния взаимной торговли стран-участниц ЕАЭС на их экономическое развитие. Для оценки такого влияния авторами определен перечень социально-экономических показателей и показателей таможенной инфраструктуры: ВВП на душу населения стран-участниц ЕАЭС, состояние консолидированного бюджета стран-участниц, размер государственного долга, темпы роста промышленного производства, темпы роста продукции сельского хозяйства, индексы потребительских цен, количество и состав пунктов пропуска, среднее расстояние между пунктами пропуска через государственную границу стран-участниц ЕАЭС.
Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС, Союз) создан 1 января 2015 г. как правопреемник Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан1.
История создания ЕАЭС началась 26 февраля 1999 года, когда Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией был подписан Договор о Таможенном союзе (ТС) и Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Создание ЕЭП позволило отменить таможенный контроль внутри границ ТС, проводить общую экономическую политику, создать общий рынок товаров, услуг, финансовых и трудовых ресурсов, а также унифицировать законодательство в рамках таможенного регулирования.
Следующий этап начался 10 октября 2000 года, когда был подписан договор о создании Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС), который вступил в силу 30 мая 2001 года. В 2003 г. ЕврАзЭС получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН [1].
Для укрепления межгосударственных связей в рамках ЕврАзЭС с 1 июля 2011 г. создан таможенный союз трех стран: Республики Беларусь, Республики Казахстан и России. Для его функционирования был подписан Договор о Таможенном кодексе, утверждены Единый
1 Сайт по мировой экономике [Электронный ресурс] URL: http://www.ereport.ru/.
таможенный тариф и Единая товарная номенклатура ТС, а также другие международные документы, позволяющие осуществлять единое таможенно-тарифное регулирование. А с 1 января 2015 года вступил в силу Договор о ЕАЭС и создано интеграционное объединение Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики2.
Анализу функционирования ЕАЭС посвящены статьи таких авторов как Буториной О.В., Захарова А.В., Васильевой Н.А., Винокурова Ю.В., Цукарева Т.В., Ивановой Е.М., Искаковой З.Д., Кабашевой Н.В., Есеновой Г.Ж., Огневой В.В. [2, 3, 4, 6, 8, 9].
Оценке возможностей расширения Евразийского экономического союза посвящены работы Володина В.М., Кафтулиной Ю.А., Русаковой Ю.И., Ивашова Л.Г., Шацкой В.И. [5, 7, 10].
И как можно понять, за период существования ЕАЭС созданы условия для стимулирования внешнеторговой деятельности, международных сообщений и развитию национальных экономик стран-участниц объединения.
Анализ статистики взаимной торговли стран-участниц ЕАЭС за 2013-2015 гг., произведенный авторами, подтверждает вывод о некоторой активизации внешнеторговой деятельности. Так, импорт в физическом объеме в 2015 г. по сравнению с 2013 г. вырос на 92% (рис. 1). Физический объём экспорта растет только в 2015 г. по сравнению с 2014 г. Темп роста составил 21,9%3.
40000000
30000000
20000000
10000000
0
2013 2014 2015
Рисунок 1. Динамика внешнеторгового оборота РФ со странами-участницами ЕАЭС за 2013-2015 гг., кг (источник: составлено по Базе данных таможенной статистики внешней торговли // ФТС России: официальный сайт. Режим доступа: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:2:123305732812928::NO)
В стоимостном выражении и экспорт, и импорт за исследуемый период снижаются. Стоимость экспорта в 2015 году по сравнению с 2013 годом снизилась на 29,5%, а стоимость импорта - на 37,6% (рис. 2)4
2 Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 163855/.
3 Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс] URL: http://www.customs.ru/.
4 Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс] URL: http://www.customs.ru/.
31565539,63 19341215,51
24914681,67 23291930,92
37047908,88 28395170,4
Экспорт ■Импорт
45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
40878
22713,3
2013
36000
21570,2
2014
Экспорт Импорт
28821,2
14181,2
2015
Рисунок 2. Динамика внешнеторгового оборота РФ со странами-участницами ЕАЭС за 2013-2015 гг., млн. долл. США (источник: составлено по Базе данных таможенной статистики внешней торговли // ФТС России: официальный сайт. Режим доступа: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:2:123305732812928::NO)
На рисунке 3 и 4 представлены доля стран участниц ЕАЭС в импорте в РФ и экспорте из РФ в 2013 и 2015 годах4.
Рисунок 3. Доли стран-участниц ЕАЭС в импорте РФ в 2013 и 2015 гг., % (источник: составлено по Базе данных таможенной статистики внешней торговли //ЕЭК: официальный сайт. Режим доступа: http://www.eumsiancommissюn.org/ru/act/Шegr_i_makroec/dep_stat/tmdestat/taЫes/)
0,63%
1,33%
■ Республика Армения
■ Республика Беларусь
■ Кыргызская Республика Республика Казахстан
4,68%
2013
2015
Рисунок 4. Доли стран-участниц ЕАЭС в экспорте РФ в 2013 и 2015 гг., % (источник: составлено по Базе данных таможенной статистики внешней торговли //ЕЭК: официальный сайт. Режим доступа: http://www.eumsiancommissюn.org/ru/act/mtegr_i_makroec/dep_stat/tmdestat/taЫes/)
РФ импортирует товары преимущественно из Республики Казахстан (в 2013 году -82,73%, в 2015 году - 77,05%). Второе место в структуре импорта занимает Республика Беларусь (доля в 2013 году составляла 16,89%, а в 2015 - 22,66%). Доли других стран-участниц ЕАЭС пока не существенны.
Доли стран-участниц ЕАЭС в экспорте РФ относительно устойчивы. Наибольший удельный вес приходится на экспорт в Республику Беларусь и Республику Казахстан. За исследуемый период доля экспорта Республики Беларусь увеличилась на 9,9%, а доля экспорта Республики Казахстан сократилась на 10%. Доля экспорта других государств изменилась совсем незначительно.
Такие изменения в структуре внешнеторгового оборота некоторые экономисты и аналитики связывают с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320 и от 29 июня 2016 г. N 305», устанавливающего перечень товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации из таких стран, как: Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн5. В данный перечень включаются товарные позиции таких товарных групп, как: 02 (Мясо и пищевые мясные субпродукты); 03 (Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные); 04 (Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные); 07 (Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды); 08 (Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь); 16 (Готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных).
5 Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320 и от 29 июня 2016 г. N 305» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 167001/.
1,2E+09 1E+09 800000000 600000000 400000000 200000000 0
959144404,8 759519618,6
256390541,6 182823245,8
29027935,8
23245, ll
887629124,2
408808884
177953433
I
19703728,5 02 03 04 07
■ 2013 И2015
243562025 ,7
I
08
5
75334515,25 67776226,95
16
Рисунок 5. Динамика объемов импорта товарных групп 02-16 из стран-участниц ЕАЭС за 2013 и 2015 гг., кг (источник: составлено по Базе данных таможенной статистики внешней торговли // ФТС России: официальный сайт. Режим доступа: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:2:123305732812928::NO)
Объемы импорта указанных товарных групп весьма существенны. Тем не менее, влияние санкций было смягчено за счет «черного рынка». Чтобы обойти эмбарго, страны, из которых ввоз продуктов в Россию запрещен, начали поставлять товары через Республику Беларусь и Республику Казахстан. По данным Европейской ассоциации поставщиков свежей продукции, за полгода действия эмбарго экспорт продуктов из стран ЕС в Республику Беларусь вырос на 141%, а в Республику Казахстан - на 108%, после чего эти две страны реэкспортируют большую часть этих продуктов в Россию. Темп роста импорта данных товарных групп в 2015 году по сравнению с 2013 годом составил 180% (рис. 5)6,7
Показателем эффективного и устойчивого функционирования интеграционного объединения с точки зрения торговли и плодотворного влияния на экономику стран-участниц считается обеспечение взаимной торговли на уровне, не меньше 25%. На данном этапе фактическое значение показателя обеспечения взаимной торговли составляет только 12%, что объясняется пока небольшим периодом функционирования ЕАЭС.
Часть 2. Анализ отдельных показателей экономического развития стран-участниц ЕАЭС и показателей таможенной инфраструктуры
Анализ основных социально-экономических показателей позволил сделать вывод о том, что Казахстан и РФ являются странами с относительно более развитой экономикой. Так, показатель ВВП на душу населения в 2015 г. в Республике Казахстан составляет 25 876,5 долларов США, что на 6% выше, чем в России и в 1,5 раза больше, чем в Республике Беларусь.
6 Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс] URL: http://www.customs.ru/.
7 Интернет-проект по переводу материал зарубежных СМИ ИноСМИ.Яи [Электронный ресурс] URL: http://inosmi.ru/russia/20150812/229582607.html.
В Республике Армении и Кыргызской Республике значения данного показателя существенно ниже (рис. 6)8.
30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
25689,2
17683
8099,2
4111
876,5
25094,7 24165,3 24451,4
3347,2 3229,8 3426,6
Республика Республика Республика Кыргызская Российская Армения Беларусь Казахстан Республика Федерация
2013 И2014 2015
Рисунок 6. ВВП на душу населения стран-участниц ЕАЭС в 2013-2015 гг., долл. США (источник: составлено по Базе данных социально-экономической статистики //ЕЭК: официальный сайт. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/)
15 10 5 0 -5 -10
Республи —Армен
шка ия
1,8
-1,5-1,5-1,9-4,8 -1,5-1,6-1,9
Республика —Беларусь
11
8,3
9,6
Республика —Казахстан
Л5 -0,7-0,5 -1,5 0,4-1,2-1,1-3,5
Кыргызская Российская
—Федерация
ыргызская Республика
2012 2013 2014 2015
Рисунок 7. Профицит (дефицит) консолидированного бюджета стран-участниц ЕАЭС в 2013-2015 гг., в % к ВВП (источник: составлено по Базе данных социально-экономической статистики //ЕЭК: официальный сайт. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/)
По данным рисунка 7 видно, что лишь у одной страны, а именно Республики Казахстан, бюджет является профицитным. Остальным странам не хватает средств для обеспечения государственных нужд. По данным, представленным на рисунке 8, можно сделать вывод, что наибольший объём государственного долга имеет Республика Казахстан, наименьший -Кыргызская Республика9.
8 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/.
9 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/.
35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
23911,31105 -22880,69414
9261,96078
31846,80551 26353,21528 21104,6345
Республика Армения
733,9788863 552,2990855 1260,928583
Республика Беларусь
10951,9 10299,11 7548,
301,1777902 254,5620438 303,808121
548,3
II
Республика Казахстан
Кыргызская Республика
Российская федерация
2013 И2014 2015
Рисунок 8. Государственный долг стран-участниц ЕАЭС в 2013 - 2015 гг., млрд. рублей (источник: составлено по Базе данных социально-экономической статистики //ЕЭК: официальный сайт. Режим доступа: http://www.eumsiancommissюn.org/ru/act/mtegr_i_makroec/dep_stat/ecomtat/)
Анализ темпов роста промышленного производства показывает, что самые высокие темпы роста данного показателя наблюдаются в Республике Армения (рис. 9). Это обусловлено тем, что в последние годы в стране развивалась горнодобывающая промышленность, разработка открытых карьеров. Рост промышленного производства в Российской Федерации несколько ниже. Динамика данного показателя определяется развитием предприятий, специализирующихся на добыче полезных ископаемых. В Республике Беларусь темп роста в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизился на 3,9%, в Республике Казахстан - на 1,6%, а в Кыргызской Республике - в 0,8 раза10.
110 105 100 95 90 85 80
107,9
-101,9 102,7 101,7 105,2 08 ¿1 100,3 оя &
100,2 98,4 98,4 98,4 93,4 98,6 98
84,4
2014 ■Армения ■
■Беларусь
2015 ■Россия
•Казахстан
2016
^-Киргизия
Рисунок 9. Темпы роста промышленного производства стран-участниц ЕАЭС в 2014 - 2 квартале 2016 гг., % (источник: составлено по Базе данных социально-экономической статистики //ЕЭК: официальный сайт. Режим доступа: http://www.eumsiancommissюn.org/ru/act/mtegr_i_makroec/dep_stat/ecomtat/)
10 Официальный сайт Евразийской http://www.eurasiancommission.org/.
экономической комиссии [Электронный ресурс] иЯЬ:
За исследуемый период только в России темпы роста продукции сельского хозяйства имеют относительно устойчивую динамику (рис. 10). В Республике Беларусь отмечен рост продукции сельского хозяйства, что связано с существенными мерами государственной поддержки фермерским хозяйствам (сельхозкредиты, специальные налоговые режимы). В Республике Армения в 2016 году темп роста сократился на 5,9% и составляет 101,3%, в Республике Казахстан сокращение составляет 1,7% (102,5%, в 2016 году) в Кыргызской Республике - 2,7% (102,1% в 2016 году)10.
115
111,7
110
105
100 95 90
2014 2015 2016
Армения Беларусь Россия Казахстан Киргизия
Рисунок 10. Темпы роста продукции сельского хозяйства стран-участниц ЕАЭС в 2014 - 2 квартале 2016 гг., % (источник: составлено по Базе данных социально-экономической статистики //ЕЭК: официальный сайт. Режим доступа: http://www.eumsiancommissюn.org/ru/act/Шegr_i_makroec/dep_stat/ecomtat/)
В качестве индикатора социально-экономического развития стран также выступает индекс потребительских цен (далее - НИЦ), который показывает изменение среднего уровня цен потребительской корзины товаров и услуг. По данным, представленным на рисунке 11, можно сделать вывод, что ИПЦ растет, но замедленными темпами. То есть ежегодно сокращается разрыв между ценами текущего и прошедшего периодов.
120 115
110 105 100 95
Армения Беларусь Россия Казахстан Киргизия
Рисунок 11. Темпы индекса потребительских цен стран-участниц ЕАЭС в 2014 - 2 квартале 2016 гг., % (источник: составлено по Базе данных социально-экономической статистики //ЕЭК: официальный сайт. Режим доступа: http://www.eumsiancommissюn.org/ru/act/Шegr_i_makroec/dep_stat/ecomtat/)
116,2 111,4 -113,6
-110,5 107,4 112 107,8 105,2
104,6 103,4 103,9
97,7 96,7
2014 2015 2016
Помимо различия в уровне социально-экономических показателей, страны также отличаются по уровню развития таможенной инфраструктуры [1].
В таблице 1 представлена динамика количества пунктов пропуска через государственные границы стран-участниц ЕАЭС за 2015 - 2016 гг. Из таблицы видно, что количество пунктов пропуска во всех странах, кроме России, сокращается11.
Таблица 1
Динамика количества пунктов пропуска через государственные границы стран-участниц ЕАЭС в 2015 - 2016 гг.
Республика Армения Республика Беларусь РФ Республика Казахстан Кыргызская Республика
2015 7 82 339 38 40
2016 7 62 387 36 27
Абсолютный прирост 0 -20 48 -2 -13
Источник: составлено по Базе данных социально-экономической статистики //ЕЭК: официальный сайт. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/
по типам
На рисунке 12 отражено количество пунктов пропуска стран-участниц ЕАЭС в 2016 году 12
В Кыргызской Республике
расположено пунктов пропуска: Автомобильных -18; Железнодорожных - 4; Воздушных-5; Всего: 27 пунктов пропуска
В Республике Казахстан
расположено пунктов пропуска: Автомобильных -12; Железнодорожных -6;
Морских - 2; Воздушных -16 Всего: 36 пунктов
В Российской Федерации
расположено пунктов пропуска: Автомобильных -151; Железнодорожных - 69; Воздушных - 86; Морских - 66; Смешанных -10; Речных — 3; Озерных -1; Пешеходных -1 Всего: 387 пунктов пропуска
В Республике Беларусь
расположено пунктов пропуска: Автомобильных — 27; Железнодорожных - 25; Воздушных-7; Речных - 3
Всего: 62 пунктов пропуска
В Республике Армения
расположено пунктов пропуска:
Автомобильных - 4; Железнодорожных -1; Воздушных-2 Всего: 7 пунктов пропуска
Рисунок 12. Количество пунктов пропуска стран-участниц ЕАЭС в 2016 году (источник: составлено по Базе данных социально-экономической статистики //ЕЭК: официальный сайт. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/)
Всего на территории государств-членов ЕАЭС по состоянию на 01.01.2016 года на таможенной границе ЕАЭС располагается 519 пунктов пропуска12.
11 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/.
12 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/.
Таблица 2
Среднее расстояние между пунктами пропуска через государственную границу стран-участниц ЕАЭС в 2015 - 2016 гг.
Республика Армения Республика Беларусь Россия Республика Казахстан Кыргызская Республика
2015 179 48 162 193 -
2016 179 38 145 143 125
Абсолютный прирост 0 -10 -17 -50 -
Источник: составлено по Базе данных социально-экономической статистики //ЕЭК: официальный сайт. Режим доступа: http://www.ewasiancommissюn.org/ru/act/mtegrJ_makroec/dep_stat/ecomtat/
Несмотря на тенденцию к сокращению количества пунктов пропуска, расстояние между ними так же сокращается (табл. 2). Данная тенденция является благоприятной для участников ВЭД, так как способствует снижению транспортных и временных расходов и может рассматриваться как одно их условий активизации темпов взаимной торговли.
В целом, анализ оказывает, что на экономическое развитие стран-участниц ЕАЭС взаимные торговые отношения оказывают влияние, в частности, вследствие торгового сотрудничества наблюдается небольшой рост промышленного производства. Кроме того, вследствие налаженных торговых отношений, развивается транспортная и таможенная инфраструктура, создаются благоприятные условия для внутреннего производства и ускорения пропуска через государственную границу граждан, товаров и грузов.
В целях развития взаимной торговли и упрочения связей стран-участниц ЕАЭС требуется решение ряда проблем. Одной из проблем является излишне запутанный, бюрократизированный аппарат наднационального управления. Все решения принимаются только на уровне Совещания глав государств и национальных правительств, что значительно затрудняет и затягивает процесс упрощения взаимоотношений в рамках взаимной торговли. Кроме того, существует разница между законодательством на межгосударственном уровне: национальное право во многих важных аспектах не соответствует новой договорно-правовой системе Союза, Договор о создании ЕАЭС требует сближения и гармонизации норм гражданского, бюджетного, налогового, уголовного, административного права13.
Участники Союза очень отличаются по экономическому потенциалу, структуре национальных экономик и механизмам их действия, принципам организации экономики. ЕАЭС - объединение неравных потенциалов и статусов. Но, несмотря на все проблемы, ЕАЭС продемонстрировал свою устойчивость. Это нашло отражение в растущем объеме взаимной торговли и относительно стабильной динамике изученных социально-экономических показателей.
13 Официальный сайт информационного агентства Eurasia Daily [Электронный ресурс] URL: https://eadailY.com/ru/news/2016/06/03/eaes-soYuz-protivorechiY-cementiruemYY-rossieY-k-itogam-sammita-v-astane.
ЛИТЕРАТУРА
1. Четвериков А. Право Евразийского экономического союза: учебник. М.: Проспект, 2016 г.
2. Буторина О.В., Захаров А.В. О научной основе Евразийского экономического союза // Евразийская экономическая интеграция. 2015. №2 (27).
3. Васильева Н.А. ЕАЭС: Российские геополитические интересы // Управленческое консультирование. 2015. №11 (83).
4. Винокуров Ю.В., Цукарев Т.В. Экономика ЕАЭС: повестка дня // Евразийская Экономическая Интеграция. 2015. №4 (29).
5. Володин В.М., Кафтулина Ю.А., Русакова Ю.И. Перспективы функционирования Евразийского экономического союза и возможности его расширения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. №1 (33).
6. Иванова Е.М. Евразийская интеграция: пусть от СНГ к ЕАЭС. Российский внешнеэкономический вестник // 2015. №6.
7. Ивашов Л.Г., Шацкая В.И. ЕАЭС - новый вызов Западу // Управленческое консультирование. 2015. №11 (83).
8. Искакова З.Д., Кабашева Н.В., Есенова Г.Ж. Об интеграционном объединении участников ЕАЭС: ожидания и механизмы реализации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №10-3.
9. Огнева В.В. Участие России в международных региональных интеграционных процессах // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №6.
10. Огнева В.В. ЕАЭС: противоречивая ступень интеграции // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2016. №1 (222).
Sharoshchenko Irina Valeryevna
Russian customs academy Vladivostok branch, Russia, Vladivostok E-mail: [email protected]
Apanasenko Mariya Michailovna
Russian customs academy Vladivostok branch, Russia, Vladivostok E-mail: [email protected]
Stadnik Irina Aleksandrovna
Russian customs academy Vladivostok branch, Russia, Vladivostok E-mail: [email protected]
Analysis of the impact of mutual trade of the participating countries of the Eurasian Economic Union on their economic development
Abstract. The mutual trade of the participating countries is an indicator of the efficient and sustainable functioning of any integration association in terms of trade and productive influence on the economies of the participating countries. The article defines the role of integration in the development of new regional markets, increasing the sustainability of national economies and represents the history of the creation of the Eurasian Economic Union (the Union). The authors studied the effect of the Eurasian Economic Union on the economies of the participating countries and made an analysis of the dynamics of mutual trade turnover of the member countries of the Union for the 2013-2015 years.
To assess the impact of mutual trade of the member countries of the Union on their economic development, the authors identified a list of selected socio-economic indicators and customs infrastructure indicators: GDP per capita of the member countries of the Union, the state consolidated budget of the participating countries, the size of the public debt of countries, the growth rate industrial production, agricultural production growth rate of the economy, consumer price indices, the number and composition of the crossing points of the participating countries, the average distance between the checkpoints across the state border of the member countries of the Union.
The authors support the conclusion that during the period of the Union created the conditions to stimulate foreign trade activities and development of the national economies of the member associations. In addition, the authors summarized some problems of trade cooperation and the development of economic relations.
Keywords: Eurasian Economic Union; statistics of mutual trade of the member countries of Eurasian Economic Union; the structure of foreign trade; industrial production; GDP per capita; the territory of the Member States Eurasian Economic Union; sanctions; sustainability functioning integration association