Трансграничное сотрудничество: практика и перспективы
ш^тъшшт
Cross-Border Coopération: Practice and Prospects
Е.В. Барашева
Российский государственный университет правосудия, Иркутск, Российская Федерация
УДК 339.9(470+510)
Проблемы и перспективы трансграничного сотрудничества
Аннотация. В статье дается краткая характеристика этапов развития, перспектив и проблем на пути реализации сотрудничества в приграничных областях России и Китая в различных сферах, в первую очередь, в торговой, научной, экономической и таможенной. Приводятся нормативно-правовые акты, регламентирующие принципы сотрудничества стран в трансграничных регионах, а также характеризуются направления развития торгово-таможенных связей России и Китая в последние годы и возможности в области финансового сотрудничества стран. Экспортно-импортное взаимодействие КНР и РФ в статье охарактеризовано через статистические данные за 2016-2017 гг. в сравнении с данными по внешнеэкономическому сотрудничеству России с иными странами мира.
В работе затронуты некоторые актуальные вопросы организации взаимовыгодного сотрудничества РФ и КНР в научной, туристической, миграционной сферах, а также рассмотрено влияние развития трансграничных природных заповедников на китайско-российской границе на улучшение экологической обстановки окружающей среды в этих регионах и на сотрудничество стран в данной сфере. Охарактеризованы наиболее существенные риски для российской экономики при проведении непродуманной и не всегда взаимовыгодной внешнеторговой политики сопредельных государств.
В статье указаны имеющиеся преимущества для развития туристического направления, в том числе, для продвижения международного экологического туризма, при активизации взаимодействия в данном направлении приграничных районов Поднебесной с Прибайкальем и регионами Дальнего Востока. Приведены примеры инвестиционного сотрудничества, решения вопросов по трудовой миграции, туризму и обмену студентами. Рассмотрены возможности по созданию зоны свободной торговли в трансграничных районах РФ и КНР. В работе раскрыты отдельные актуальные проблемы, возникающие при реализации экономического, таможенного, научного, миграционного, туристического и экологического приграничного взаимодействия России и Китая, а также сформированы некоторые предложения по минимизации негативных последствий, в первую очередь, через активизацию сотрудничества стран в области высокотехнологичного производства и информационного взаимодействия.
Ключевые слова. Торговое сотрудничество, научно-техническое сотрудничество, инвестиционное сотрудничество, совместные проекты, туризм экология.
Т.П. Лепа
Байкальский государственный университет,
Иркутск, Российская Федерация
Дата поступления: 17.01.2019
Дата принятия к печати: 12.02.2019
® Е.В. Барашева, Т.П. Лепа, 2019
15
Barasheva E.V. Lepa T.P.
£110^:2019^170 №0^:2019^12 0
шшо
^мй^а&^ш^шё^шйшЖоФ^лк^п 2016 -
^^й^жйй^ййто^шшжт^шш^шййй
Problems and Prospects of the Cross Border Cooperation between Russia and China
Barasheva E.V.
VSF FGBOU VO Russian State University of Justice Russia, Irkutsk
Lepa T.P.
Baikal State University Russia, Irkutsk
Received: January 17 2019 Accepted: February 12 2019
Abstract. The article gives a brief characteristic of stages of development, prospects and problems on the way of realization of cooperation in border regions of Russia and China in various spheres, first of all, in those ones of trade, research, economy and customs. The normative legal acts regulating the principles of cooperation of the countries in cross-border regions are provided and, also, directions of development of trade and customs communications of Russia and China in the last years and opportunities in the field of financial cooperation of the countries are characterized. The export-import interaction between the People's Republic of China and the Russian Federation is described through statistical data for 2016-2017 in comparison with data on the external economic cooperation of Russia with other countries of the world. The article raises some topical issues of the organization of mutually beneficial cooperation between the Russian Federation and the People's Republic of China in research, tourist, migration spheres. The article considers the impact of development of cross-border nature reserves on the Chinese-Russian border on improvement of the ecological situation in these regions. The cooperation between the countries in this sphere is also considered. The article describes the most essential risks for the Russian
economy in case there is unreasoned and not always mutually advantageous foreign trade policy of the adjacent states. The article states advantages available for development of tourism including promotion of international eco-tourism by activating the interaction of the border regions of the Celestial Empire with the Baikal Region and the Far East regions. Examples of investment cooperation, the solution of questions on labor migration, tourism and exchange of students are provided. Possibilities of creating a free trade zone in the cross-border regions of the Russian Federation and the People's Republic of China are considered. The article reveals some current problems arising with realization of economic, customs, research, migration, tourism and ecological border interaction between Russia and China. The article offers ways of minimizing some negative consequences, first of all, through enhancing cooperation between the countries in the field of hi-tech production and information exchange.
Keywords. Trade cooperation, research and technical cooperation, investment cooperation, joint projects, tourism ecology.
В современном мире в ситуации быстро изменяющейся реальности для России дружба с Китаем, как в политической, так и в экономической плоскостях, остается одним из наиболее актуальных факторов, определяющим будущее страны и ее место в мире. В то же время, оставаясь крупнейшим торговым партнером для России, Китай во внешнеторговой сфере по товарообороту с Россией имеет незначительный объем в его общем обороте (ежегодный торговый оборот этих стран составляет порядка 70 млрд. дол., в то время как торговый оборот Китая со странами Европы—500 млрд. дол.), при этом, Китай отдает предпочтение российским товарам, в основном, сырьевого ряда. Все возрастающую роль оптимизации структуры взаимной торговли и стимулирования роста ее количественных и качественных показателей играет организация эффективного трансграничного сотрудничества. Как примеры реализации такого сотрудничества можно привести торговое взаимодействие приграничных территорий Сибири и Дальнего Востока России с Провинцией Хэйлунцзян Китая.
Торгово-таможенная политика, проводимая КНР в девяностые годы прошлого века в приграничных районах с Россией, направленная на снижение импортных пошлин и налогов, на введение преференциального режима, и, учитывающая в одностороннем порядке только интересы китайских инопартнеров, привела к появлению криминальных схем в торговле в приграничных регионах. Это
происходило, несмотря на то, что законодательно принципы сотрудничества между РФ и КНР были установлены межправительственным Соглашением стран о торгово-экономических отношениях России и Китая от 05.03.1992 , которое предусматривало взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, а также обоюдное освобождение товаров из этих стран от таможенных пошлин и налогов1. Проблемы усугублялись отсутствием международных соглашений в области трансграничной торговли между Россией и Китаем. Только в декабре 1997 г. состоялось подписание межправительственного соглашения России и Китая о принципах сотрудничества субъектов России с провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения Китая, которое ознаменовало законодательное закрепление межрегионального сотрудничества стран.
Значительную роль в разрешении спорных вопросов между странами сыграло подписание соглашений о режиме государственной границы от 1994 г. и 2006 г., а также принятие комплекса многосторонних соглашений с приграничными с Россией и Китаем государствами, в том числе, договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, подписанный 16.07.2001. В 1993 г. подписано Соглашение
1 О торгово-экономических отношениях: соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР: от 05 марта 1992: (в ред. от 23 нояб. 2010). URL: http://base.garant. ru/2571461/.
Таблица 1
Сравнительные данные внешней торговли России с Китаем и странами мира
за 2016 и 2017 гг., млн дол.
2016 Доля в обороте, % 2017 Доля в обороте, % Темпы роста, %
Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт
Всего 468,1 285,8 182,3 100,0 584,0 357,1 227,0 100,0 124,8 125,0 124,5
Китай 66,1 28,0 38,1 14,1 87,0 38,9 48,0 14,9 131,5 138,9 126,1
о сотрудничестве в сфере туризма, а в 2000 г. — Соглашение о временной трудовой деятельности граждан.
23 сентября 2009 г. была утверждена Программа сотрудничества РФ и КНР, рассмотревшая вопросы обустройства приграничных пунктов пропуска и их инфраструктуры, сотрудничества в области охраны окружающей среды, гуманитарной сфере, научно-технического сотрудничества, транспорта (в том числе, высокоскоростных железных дорог), энергетики, добычи полезных ископаемых, лесной и обрабатывающей промышленности, сферы услуг, туризма и трудовой деятельности. Таким образом, в нее вошли 205 ключевых инвестиционных проектов.
20.05.2014 Минэкономразвития России и Государственным комитетом КНР по развитию и реформе (далее — ГКРР) подписали совместный Меморандум о взаимопонимании в области межрегионального и приграничного сотрудничества2.
Особую роль в реализации и координации эффективного сотрудничества между странами играет российско-китайский Координационный совет и российско-китайская Постоянная рабочая группа по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству, которые отдают приоритет в своей деятельности взаимодействию стран в области торговли и инвестиций. Проблемным вопросом остается увеличение уровня инвестиционного сотрудничества между приграничными регионами Дальневосточного федерального округа (далее — ДВФО) России и Северо-Восточными провинциями Китая, так как, китайские инвестиции составляют около 1 % от общего объема иностранных инвестиций. Китайское руководство планирует «увеличить объём китайских прямых инвестиции в российскую экономику к 2020 г. до 12 млрд. дол.» [1]. В интересах
2 О взаимопонимании в области межрегионального и приграничного сотрудничества между Министерством регионального развития РФ и Государственным комитетом
КНР по развитию и реформам: меморандум от 20 мая 2014 г. // Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/420202484/.
экономик двух стран в приграничных районах РФ и КНР создаются совместные производства, в том числе, по глубокой переработке древесины, развивается сфера услуг в финансовом секторе, в области энергетики, машиностроительной, электронной отраслей промышленности и другой высокотехнологичной продукции, в области агропромышленного комплекса за счет использования неиспользуемых земель на приграничных российских территориях, переработки морепродуктов, строительства жилья и т.д. Безусловно, особую значимость во взаимоотношениях стран на долгосрочную перспективу имеет энергетическое сотрудничество стран в соответствии с меморандумом о поставках газа из России в Китай и рамочных соглашений Газпрома и национальной нефтегазовой корпорацией Китая.
Торгово-таможенные отношения приграничных районов России и Китая всегда были и остаются наиболее приоритетными, что подтверждается статистическими данными Федеральной таможенной службы РФ (табл. 1), а также данными Главного таможенного управления Китая.
Наиболее значимыми вопросами, рассматриваемыми администрациями таможенных органов РФ и КНР в 2017 г. были: реализация многостороннего проекта взаимного признания результатов таможенного контроля с участием таможенных служб Китая, Казахстана, Финляндии и Монголии с целью сокращения издержек, связанных с перемещением товаров по новому «Шелковому пути», поддержка строительства российско-китайско-монгольского экономического коридора», перспективы внешнеэкономических связей между российскими и китайскими предприятиями. На Форуме руководителей таможенных служб стран, расположенных вдоль Великого шелкового пути, были рассмотрены вопросы «по продвижению проекта, реализация которого позволит к 2020 г. увеличить товарооборот ... между Россией и Китаем — до 200 млрд. дол.» [2, с. 68].
При этом не стоит «сбрасывать со счетов» риски для российской экономики, которые могут активизироваться в случае если РФ откажется от про-
ведения назревших структурных экономических изменений при одновременной диверсификации и углублении экономического сотрудничества с КНР, а «оставляя все как есть, окончательно превращается в сырьевой придаток Китая» [3, с. 364]. «В условиях дезинтеграционных процессов в российском экономическом пространстве. Китай оказывает всевозрастающее влияние не только на хозяйственное развитие Забайкалья, но и на социально-политическую ситуацию в регионе» [4, с. 292].
Полномочный представитель Президента РФ в ДВФО считает, что взаимоотношение регионов Дальнего Востока с северными провинциями КНР может стать стимулом для развития целых отраслей экономики, в том числе, перспективным направлением является создание совместных предприятий по производству современных строительных материалов, которые необходимы для реализации государственных программ и проектов по развитию Дальнего Востока.
При активизации сотрудничества в производственном и агропромышленном комплексах необходимо учитывать их воздействие на экологию в приграничных районах РФ и КНР. Экологическое состояние окружающей среды является совместной заботой администраций этих территорий, т.к. это непосредственно влияет на устойчивое развитие данных регионов и на сохранение локальных природных экосистем. Мониторинг экологического состояния, с целью предотвращения угроз загрязнения водоемов пограничных рек Амура, Аргу-ни, Уссури и озера Ханка, осуществляет российско-китайская рабочая группа. В 2014 г. в рамках международного сотрудничества трансграничных заповедников государственные природные заповедники «Бастак» (Еврейская автономная область РФ) и «Хунхэ» (провинция Хейлунцзян КНР) подписали сроком на 5 лет Соглашение о сотрудничестве в области охраны и исследования природной среды и информационного и научно-технического взаимодействия. В 2001 г. подписано соглашение между заповедниками «Большехехцирский» и «Саньцзян», которые расположены на пересечении рек Амур и Уссури. Под их охраной находятся около трехсот видов животных и птиц и более одной тысячи видов растений. Об улучшении экологического состояния в этих зонах свидетельствуют факты миграции редких птиц и диких амурских тигров через российско-китайскую границу. На экологическую ситуацию активно влияет деятельность пограничных государственных заповедников, которые позволяют сохранить биологическое разнообразие на трансграничных территориях КНР и РФ,
а также содействовать устойчивому прогрессу в состоянии окружающей среды. Также возможно существенное развитие и туристического направления между КНР и Иркутской областью, что обусловлено следующими факторами:
— выгодное географическое расположение;
— средняя транспортная доступность [5];
— относительно стабильная политическая и социально-экономическая ситуация в Прибайкалье;
— хорошие природно-климатические условия, особенно привлекательные для жителей восточных и северных районов, уникальное разнообразие природного комплекса [6].
Немаловажным направлением взаимного сотрудничества стран в приграничных областях является активизация международного экологического туризма, в первую очередь, в международной туристической зоне на острове Большой Уссурийский (ТОР «Остров Большой Уссурийский»), часть которого принадлежит Китаю. Планируемый туристический поток на российскую часть острова Большой Уссурийский: 54-224 тыс. туристов в месяц в зависимости от сезона.
Сложная демографическая ситуация в районах России, граничащих с Китаем, усугубляется постоянным снижением численности трудоспособного населения, в то время как в Китае имеется в наличии значительный миграционный потенциал, позволяющий привлекать иностранную рабочую силу в российскую экономику для обеспечения развития сибирского и дальневосточного регионов. «Миграция, несомненно, сказывается и на экономическом развитии приграничных к странам АТР российских регионов» [7]. Китайская миграция позволяет частично разрешать проблемные вопросы демографического и социально-экономического развития приграничных районов РФ на долгосрочную перспективу. В то же время поток мигрантов из КНР увеличивает и криминальную составляющую, т.к. растет доля нелегальных и незаконно занятых мигрантов из Поднебесной. Усугубляет миграционную проблему и несовершенная система контроля за въездом/ выездом из России и пребыванием китайских граждан на территории РФ. Еще одной проблемой, вставшей перед российским обществом в последние годы, является «интеллектуальная миграция», в первую очередь — выезд студентов и работников умственного труда из РФ за рубеж для получения образования и реализации своих интеллектуальных возможностей. Статистические данные свидетельствуют, что количество российских студентов, получающих образование за рубежом в 4 раза больше количества обучающихся
в РФ иностранных студентов [8]. Это чревато для России «потерей интеллектуального потенциала в случае невозвращения молодых людей» [9]. С целью приобретения опыта международного взаимодействия, стимулирования межкультурного, международного и глобального образования [10, с. 32]. КНР побуждает своих студентов проходить обучение за рубежом. Согласно данным Центра Китайской глобализации более 600 тыс. китайских студентов обучаются за рубежом [11].
В этом контексте интересны данные о достижениях в последние десятилетия китайской науки, в развитие которой КНР вкладывает значительные средства, что позволило стране выйти на третье место в мире по затратам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и на второе место по количеству опубликованных научных работ. Численность зарегистрированных патентов на изобретения в КНР увеличилось на 18 % в 2018 г. относительно предыдущего года. Количество зарегистрированных товарных знаков в этот период выросло почти на 33 % и достигло 18,05 млн. В планах правительства КНР до 2020 г. обозначен дальнейший рост научно-технического потенциала до 2,5 % [12].
Таким образом, учитывая поставленные проблемные вопросы в процессе реализации экономического, социального, миграционного, экологического приграничного сотрудничества России
и Китая, важнейшим стратегическим и перспективным направлением в развитии двухсторонних отношений должны быть разработка и реализация «совместных с китайскими компаниями инновационных проектов в области развития нанотехнологий, судостроения, особенно речного, авиастроения, машиностроения и прочих проектов в высокотехнологичных отраслях экономики» [13], что позволит странам и их приграничным регионам выйти на новый уровень экономического развития и сотрудничества. С этой целью создаются зоны приграничного экономического сотрудничества (далее — ЗПЭС). В Китае ЗПЭС создаются с 1992 г. Наиболее известные ЗПЭС России-Китая — Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ, Хунчунь. В 2016 г. Президент РФ В.В. Путин заявил, что с целью постепенного снятия любых барьеров в сотрудничестве стран он не исключает создание зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Китаем. Китайский опыт создания и функционирования свободных экономических зон (далее — СЭЗ) признан наиболее успешным в мире, и он может иметь немалое значение для использования в российской экономике и развития на основе СЭЗ и ЗПЭС российско-китайского экономического сотрудничества в сферах торговли, таможни, туризма, инвестиций, науки и технологий, промышленного и аграрного производства.
Список использованной литературы
1. Шутаева Е.А. Основные направления трансграничного сотрудничества России и Китая / Е.А. Шутаева, А.А. Черемис // Современные научные исследования и инновации.— 2015.— № 12.— С. 519-524.
2. Лепа Т.П. Россия и Китай: таможенное и экономическое взаимодействие / Т.П. Лепа // Известия Байкальского государственного университета.— 2017.—Т. 27, № 1.— С. 64-72.— DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27(1).64-72.
3. Суходолов Я.А. Эволюция и современная специфика российско-китайской торговли / Я.А. Суходолов // Известия Иркутской государственной экономической академии.— 2016 — Т. 26, № 3.— С. 357-366.— DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(3).357-366.
4. Шалак А.В. Россия и Китай: возможности стратегического сотрудничества через призму региональных связей / А.В. Шалак // Известия Байкальского государственного университета.— 2017. — Т. 27, № 2.— С. 292-297.— DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27(2).292-297.— Рец. на кн.: Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф.— Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2015.— 235 с.
5. Занданова О.Ф. Региональные аспекты миграционного сотрудничества России с Китаем [Электронный ресурс] / О.Ф. Занданова // Baikal Research Journal.— 2015.—Т. 6, № 6.— DOI: 10.17150/2411-6262.2015.6(6).7.— Режим доступа: http://brj-bguep.ru/reader/article. aspx?id=20488/.
6. Zedgenizova I.I. Tourism Development Prediction Model for Irkutsk Oblast [Electronic resources] / I.I. Zedgenizova // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences.— 2018.— Mode of Access: https://www.futureacademy. org.uk/files/images/upload/icRPTSS2018FA177.pdf.
7. Барашева Е.В. Перспективы развития туризма в Байкальском регионе [Электронный ресурс] / Е.В. Барашева, И.И. Зедгенизова // Управление экономическими системами.— 2016.— № 7.— Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-89-892016?start=20.
8. Higher Education in Federal Countries. A Comparative Study / ed. M. Carnoy.— Los Angeles: SAGE, 2018.— 504 p.
9. Малахаева С.К. Исследование ценностных ориентаций российских студентов, обучающихся в Китае [Электронный ресурс] / С.К. Малахаева, М.Ю. Уварова, Е.А. Кедярова // Baikal Research Journal.— 2017.—Т. 8, № 4.— DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(4).8.— Режим доступа: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=21896/.
10. Nilsson B. Internationalisation at Home from a Swedish Perspective: The Case of Malmo / B. Nilsson // Journal of Studies in International Education.— 2003.—Vol. 7, № 1.— P. 27-40.
11. Kennedy K. China outbound student numbers at record high [Electronic resource] / K. Kennedy // The Pie News.— 2018.— Apr. 17.— Mode of access: https://thepienews.com/news/ outbound-student-numbers-increased-2017.
12. Simon D. China's New Science & Technology Strategy: Implications for Foreign Firms [Electronic resources] / D. Simon // China Currents.— 2007.—Vol. 6, no 2. — Mode of Access: http://www.chinacenter.net/China_Currents/ spring_2007/cc_simon.htm.
13. Крапчина Л.Н. О крупнейших проектах российско-китайского внешнеэкономического сотрудничества / Л.Н. Крапчина, Д.В. Фролов // Молодой ученый.— 2016.— № 14.— С. 351-353.
References
1. Shutaeva E.A., Cheremis A.A. Main border cooperation between Russia and China. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii = Modern scientific researches and innovations, 2015, no. 12, pp. 519-524. (In Russian).
2. Lepa T.P. Russia and China: customs and economic cooperation. Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2017, vol. 27, no. 1, pp. 64-72. DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27(1).64-72. (In Russian).
3. Sukhodolov Ya.A. Evolution and modern specifics of the Russian-Chinese trade. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 3, pp. 357-366. DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(3).357-366. (In Russian).
4. Shalak A.V. Russia and China: opportunities for strategic cooperation through the prism of regional ties. Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2017, vol. 27, no. 2, pp. 292-297. DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27(2).292-297 (In Russian).
5. Zandanova O.F. Regional aspects of migration cooperation of Russia with China. Baikal Research Journal, 2015, vol. 6, no. 6. DOI: 10.17150/2411-6262.2015.6(6).7. Available at: http://brj-bguep.ru/ reader/article.aspx?id=20488/. (In Russian).
6. Zedgenizova I.I. Tourism Development Prediction Model for Irkutsk Oblast. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 2018. Available at: https://www.futureacademy. org.uk/files/images/ upload/icRPTSS2018FA177.pdf.
7. Barasheva E.V., Zedgenizova I.I. Prospects for the development of tourism in the Baikal region. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami = Management of economic systems, 2016, no. 7 (89). Available at: http://uecs.ru/uecs-89-892016?start=20. (In Russian).
8. Carnoy M. (ed.). Higher Education in Federal Countries. A Comparative Study. Los Angeles, SAGE, 2018. 504 p.
9. Malakhayeva S.K., Uvarova M. Yu., Kedyarova Ye.A. Research of value orientations of Russian students studying in China. Baikal Research Journal, 2017, vol. 8, no. 4. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(4).8. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=21896/. (In Russian).
10. Nilsson B. Internationalisation at Home from a Swedish Perspective: The Case of Malmo. Journal of Studies in International Education, 2003, vol. 7, no. 1, pp. 27-40.
11. Kennedy K. China outbound student numbers at record high. The Pie News, 2018, April, 17. Available at: https://thepienews.com/news/outbound-student-numbers-increased-2017.
12. Simon D. China's New Science & Technology Strategy: Implications for Foreign Firms. China Currents, 2007, vol. 6, no 2. Available at: http://www.chinacenter.net/China_Currents/ spring_2007/ cc_simon.htm.
13. Krapchina L.N., Frolov D.V. About the Largest Projects of the Russian-Chinese External Economic Cooperation. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2016. no. 14. pp. 351-353. (In Russian).
Информация об авторе
Барашева Елена Викторовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, ВСФ ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», 664074, г. Иркутск, ул. Ивана Франко 23а, e-mail: [email protected]
Лепа Татьяна Павловна — старший преподаватель, кафедра предпринимательского и финансового права, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», 664003, Иркутск, ул. Ленина 11, корп.5, e-mail: [email protected]
E.V. Barasheva —
Ivana Franko Xffi 23a [email protected]
T.P. Lepa — 664003,
Authors
Elena V. Barasheva — PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines, VSF, Russian State University of Justice, 23a Ivana Franko str., Irkutsk, 664074, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Tatyana P. Lepa—Senior Lecturer, Department of Business and Financial Law, Baikal State University, 11 Lenin str., Irkutsk, 664003, e-mail: [email protected]
Для цитирования
Барашева Е.В. Проблемы и перспективы трансграничного сотрудничества / Е.В. Барашева, Т.П. Лепа // Российско-китайские исследования.— 2019.—Т. 3, № 1.— С. 15-22.
For citation
Barasheva E.V., Lepa T.P. Problems and prospects of the cross border cooperation between Russia and China. Rossiisko-Kitaiskie Issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2019, vol. 3, no. 1, pp. 15-22. (In Russian).