Научная статья на тему 'Инновации и дискреционный подход при таможенном контроле с использованием системы управления рисками'

Инновации и дискреционный подход при таможенном контроле с использованием системы управления рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
845
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скворцова Вера Александровна, Шаланина Наталья Анатольевна

В статье рассмотрен инновационный подход применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля на примере существующей модели взаимного признания результатов таможенного контроля. Предложенное решение позволяет использовать применяемый при экспорте товаров Протокол о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров, подписанный Федеральной таможенной службой России и Главным таможенным управлением Китая, как основу механизма регулирования импорта товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скворцова Вера Александровна, Шаланина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS AND DISCRETIONAL APPROACH TO CUSTOMS CONTROL WITH THE USE OF RISK MANAGEMENT SYSTEM

The article considers an innovative approach to the application of the risk management system in customs control by example of the existing model of mutual recognition of the results of customs control. The proposed solution makes it possible to use the Protocol on mutual recognition of the results of customs control applied to certain types of exporting goods signed by the Federal Customs Service of Russia and the General Administration of Customs of China as a basis for import regulating mechanism.

Текст научной работы на тему «Инновации и дискреционный подход при таможенном контроле с использованием системы управления рисками»

УДК 339.9

DOI: 10.18384/2310-6646-2018-4-106-115

ИННОВАЦИИ и ДИСКРЕЦИОННЫЙ ПОДХОД при ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Скворцова В. А.1, Шаланина Н. А.2

1Российская таможенная академия

140015, Московская обл., г. Люберцы, Комсомольский пр-т, д. 4, Российская Федерация

2Российская таможенная академия, Владивостокский филиал 690034, Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрелковая, д. 16B, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрен инновационный подход применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля на примере существующей модели взаимного признания результатов таможенного контроля. Предложенное решение позволяет использовать применяемый при экспорте товаров Протокол о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров, подписанный Федеральной таможенной службой России и Главным таможенным управлением Китая, как основу механизма регулирования импорта товаров.

Ключевые слова таможенный контроль, система управления рисками, взаимное признание результатов таможенного контроля.

iNNOVATiONS AND DiSORETiONAL APPROACH TO CUSTOMS CONTROL WiTH THE USE OF RiSK MANAGEMENT SYSTEM

V. Scvortsova1, N. Shalanina2

1Russian Customs Academy

4, Komsomolsky ave, Lyubertsy, Moscow Region, 140015, Russian Federation 2Russian Customs Academy (Vladivostok branch)

16V, Strelkovaya st., Vladivostok, Primorsky Region, 690034, Russian Federation

Abstract. The article considers an innovative approach to the application of the risk management system in customs control by example of the existing model of mutual recognition of the results of customs control. The proposed solution makes it possible to use the Protocol on mutual recognition of the results of customs control applied to certain types of exporting goods signed by the Federal Customs Service of Russia and the General Administration of Customs of China as a basis for import regulating mechanism.

Key words: customs control, risk management, mutual recognition of customs procedure results.

© CC BY Скворцова В. А., Шаланина Н. А., 2018.

В связи с активной интеграцией Российской Федерации в мировую экономику объёмы товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, постоянно увеличиваются. Этот фактор ставит под угрозу экономическую безопасность государства, т. к. увеличивается вероятность недополучения таможенных платежей или риск пропуска незадекларированных или недостоверно декларированных товаров.

Всё это приводит к необходимости создания условий для ускорения и совершенствования проведения таможенных операций и таможенного контроля. Это невозможно без формирования новых подходов к управлению деятельностью таможенных органов.

Глобализация корпоративных операций создала замечательные возможности для бизнеса, вместе с тем создавая соответствующие глобальные таможенные риски. Управление рисками появилось среди глобальных трейдеров как первичная цель корпоративной функции импорта. Компании всё чаще предпринимают усилия для управления таможенными рисками на скоординированной глобальной основе. Подходы, ориентированные на процесс и управление, доказали свою значимость. Многие из ведущих мировых компаний добиваются снижения рисков посредством глобальных внутренних изменений системы управления, которые охватывают согласованные корпоративные стандарты, позволяют взаимодействовать с национальными стандартами.

Система управления рисками в таможенных органах Российской Федерации законодательно закреплена только в 2003 г., при этом понятие таможенного риска приводилось в ст. 127 Таможенного кодекса Российской Федерации [10]. Но, следует отметить, основной концепцией, связывающей категории СУР и определение риска и предающей им законченным смысл, не существовало.

Развитие системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации происходит достаточно быстрыми темпами. В настоящее время особое внимание уделено процессам автоматизации выявления рисков, внедрения субъектно-ориентированного подхода в выборе объектов контроля, а также перехода к контролю достоверности заявления сведений о товарах после выпуска для внутреннего потребления [1].

Управление рисками также учитывает эффективность импортных операций. Эффективное управление рисками учитывает соответствие нормативным требованиям, финансовые результаты и операции.

Управление таможенным риском поддерживает международную конкурентоспособность компании на современном мировом рынке.

Первое направление совершенствования механизмов минимизации рисков связано с применением профилей рисков, которые, в зависимости от возможности автоматизации их применения, разделены на автоматические (выявляются исключительно программным средством), автоматизированные (требуется частичное вмешательство инспектора) и неформализованные (те риски, которые в силу специфики информации нельзя выявлять с помощью программных средств).

Vioy

В настоящее время происходит активное преобразование имеющейся у таможенных органов информации в различные базы данных, их интеграция между собой и с базами данных других контролирующих ведомств. Всё это позволяет снижать количество профилей рисков, применение которых возможно с частичным или полным участием должностных лиц таможенных органов.

Автоматизация процесса выявления признаков нарушений таможенного законодательства позволит существенно ускорить процесс оформления грузов, снизить коррупционную составляющую, а также повлиять на полностью автоматическое оформление товаров - проводимое программными средствами самостоятельно при полном отсутствии вмешательства должностных лиц таможенных органов.

Другое важное направление развития СУР - это разработка и внедрение субъектно-ориентированного категорирования участников ВЭД. Данное направление опирается на международный опыт. Например, учёные США, Германии, Швеции активно занимаются разработкой теории управления таможенными рисками, предполагающей дифференциацию участников ВЭД по степени соблюдения существующего законодательства. При применении субъектно-ори-ентированной модели СУР используются различные сведения: о товарах, участниках внешнеэкономической деятельности, сделках, совершаемых участниками внешнеэкономической деятельности.

Данный подход позволяет проводить:

- мониторинг;

- идентификацию типовых критериев отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска;

- использование информационных ресурсов единой автоматизированной системы таможенных органов;

- учёт сведений, поступающих от различных государственных органов.

В целях дифференцированного применения мер таможенного контроля производится категорирование участников ВЭД.

В настоящее время в рамках СУР существует две системы категорирования участников ВЭД: отраслевой подход и субъектно-ориентированное категориро-вание [8].

При ввозе товаров лицами, осуществляющими:

- производственную деятельность;

- ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке на территории РФ моторных транспортных средств, и другой сопутствующей продукции;

- ввоз рыбо- и мясопродукции.

Реализовывается отраслевой подход к категорированию участников ВЭД.

Отраслевой подход основан на заявительном порядке и применяется при анализе участников ВЭД, осуществляющих производственную деятельность.

При "автоматизированном" категорировании ФТС России осуществляет анализ деятельности экспортеров и импортеров за два года по критериям, установленным «Порядком автоматизированного определения категории уровня риска

участников внешнеэкономической деятельности» (Порядок), утвержденным приказом ФТС России от 01.12.2016 № 2256. Перечень оценочных критериев представлен в приложении к Порядку [4].

В случае, если организация соответствует указанным критериям, она имеет возможность напрямую обратиться в ФТС с приложением, подтверждающим соответствие документов критериям. Обращение рассматривается, и принимается решение об отнесении организации к низкому уровню риска нарушения таможенного законодательства (так называемому "зелёному сектору").

В настоящее время в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления осуществляют внешнеэкономическую деятельность 36 организаций, включенных в "зелёный сектор" по отраслевому подходу.

Субъектно-ориентированное категорирование применяется при анализе деятельности абсолютно всех организаций, осуществляющих перемещение товаров. Технология категорирования осуществляется на основе критериев, характеризующих участника внешнеэкономической деятельности. Расчёт критериев осуществляется в автоматическом режиме раз в квартал по разработанным ФТС России методикам.

На сегодняшний день действует 35 критериев, но этот перечень может быть дополнен либо сокращён.

Количество таких участников в Дальневосточном регионе за 6 месяцев 2018 г. увеличилось в сравнении с прошлым годом в 2,5 раза (с 481 в 2017 г. до 1 222 в 2018 г.). Суммарно ими подано почти 48,5 тыс. деклараций (48 416 ДТ), что составляет третью часть от общего количества зарегистрированных в регионе (151 771 ДТ). Для сравнения, в аналогичном периоде прошлого года "зелёным сектором" подано всего 18 тыс. деклараций, т. е. всего 14% от общего количества деклараций. Стоит отметить, что количество участников ВЭД, включённых в "зеленый сектор" ежегодно растёт.

При регистрации деклараций система автоматически распознаёт по заданным критериям участников, включённых в "зеленый сектор", и реализует особый упрощённый подход по применению инструментов СУР.

Так, доля таможенных партий, в отношении которых за 6 месяцев текущего года проведён фактический таможенный контроль (таможенный осмотр товаров, таможенный досмотр товаров, таможенный осмотр товаров с применением ИДК), составила в целом около 10% по региону. В то время как доля товарных партий, оформляемых лицами, включёнными в "зеленый сектор", с фактическим таможенным контролем составила всего 1,7%.

И третье направление совершенствования механизма минимизации рисков -посттаможенный аудит - сводится, по сути, к контролю товаров после выпуска.

Наиболее эффективным средством осуществления таможенного контроля могут быть процедуры, связанные с проверкой финансовой и хозяйственно-экономической деятельности участников внешнеэкономической деятельности. Такие процедуры дают возможность таможенным органам оказывать содействие добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности в форме упрощения процедур проведения таможенных операций.

Необходимость соблюдения оптимального баланса между интересами государства и бизнес-сообщества предполагает применение в системе таможенного администрирования таких технологий таможенного контроля, как: предварительное информирование, удалённый выпуск (разновидность электронного декларирования).

Вместе с тем Таможенный кодекс ЕАЭС [9], регулирующий широкий спектр взаимоотношений участников внешнеэкономической деятельности с государством, зачастую не является документом прямого действия. Решение ряда принципиальных вопросов отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации. В отдельных случаях предусмотрено издание нормативных документов Федеральной таможенной службы РФ. Одновременно в совокупности нормативных документов, регулирующих таможенное дело, имеются определённые неясности, а также неоднозначное толкование. Всё это в определённой степени осложняет деятельность участников внешнеэкономической деятельности, а также работу контролирующих органов в области таможенного дела [5; 6].

В настоящее время, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, на оформление одной декларации на товары отведено 4 часа.

По данным ФТС России, сегодня выпуск декларации на товар с направлением перемещения импорта занимает около 1 часа 40 минут, по экспорту - около 40 мин. [2].

Автоматизация выпуска деклараций участников с низким уровнем риска привела к следующим результатам: если в 2017 г. выпускали в автоматическом режиме около 20% деклараций участников этого сектора, то за восемь месяцев 2018 г. это составило 25% деклараций, выпускаемых в автоматическом режиме, без участия должностного лица таможенного органа, и на это тратится всего пять минут.

Таможенный досмотр, по итогам восьми месяцев 2018 г., применялся примерно в 1,5% случаев от всех деклараций. Для участников ВЭД, отнесённых к категории низкого уровня риска, по данным ФТС России, эта цифра ещё меньше - 0,49%.

В то же время сокращение сроков проведения таможенных операций и процедур, необходимых для импорта товаров, повысит эффективность таможенного администрирования, а также послужит снижению издержек для бизнеса.

Правительство Российской Федерации предложило сократить сроки проведения таможенного досмотра и установить предельный срок таможенных экспертиз в законе о предельных сроках таможенных процедур. Закон предлагает оформление товаров в электронном виде, даёт возможность отсрочки уплаты таможенных платежей на 1 месяц уже после введения товаров в экономический оборот при импорте.

При этом предполагается сокращение сроков отдельных таможенных операций. С 90 до 60 дней должны быть сокращены сроки принятия решений по классификации товаров и о происхождении товаров, с 10 до 1 дня уменьшится срок проведения таможенного досмотра.

^iioy

На сегодняшний день данный законопроект не принят. Существующий Федеральный закон РФ от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу, за исключением некоторых положений. Например, ряд положений вообще будет применяться после вступления в силу международного договора РФ, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 (Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов) и 8 (Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам) к Договору о ЕЭАС.

В целях увеличения результативности таможенного контроля нами предлагается использование дискреционной модели, предполагающей возможность адаптироваться к изменениям рынка в реальном времени, применять систему управления рисками при проведении таможенного контроля, основываясь на прошлом опыте, анализе данных предыдущих годов по внешнеэкономическим сделкам [7].

Примером применения подобной модели может быть действующий в настоящее время Протокол о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров, подписанный Федеральной таможенной службой России и Главным таможенным управлением Китая (далее - Протокол). Подобные договоры между таможенными службами различных государств в различное время применялись достаточно часто, например Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Государственной таможенной службой Украины о взаимном признании отдельных результатов таможенного контроля товаров и транспортных средств при осуществлении таможенных операций при пересечении российско-украинской границы.

Протоколом о взаимном признании результатов таможенного контроля предусматривается обмен предварительными декларациями в электронном виде.

Схема взаимодействия между таможенными органами России и Китая при реализации положений протокола такова:

- перевозчик предоставляет в таможенный орган страны отправления груза манифест (ответственность за достоверность заявленных сведений возлагается на самого перевозчика);

- обмен информацией с помощью Интернета позволяет до прибытия транспортного средства получить сведения о нём, а при приближении к пункту пропуска выделить его из общего потока и оформить в сжатые сроки прибытие на границу.

На первом этапе перевозчик с грузом товаров оформляет манифест в пункте пропуска КНР («Суйфэньхэ» и «Дунин»). Второй этап - таможенный орган Китая передаёт коллегам из России электронной почтой сканированную копию манифеста.

Затем вместе с перевозчиком передаётся оригинал манифеста и прилагаемый пакет документов, упакованных в сейф-пакет. В пункте пропуска РФ на основа-

нии представленных документов принимается решение о пропуске товаров на российскую территорию. Такая схема работает и при экспорте лесоматериалов из России в Китай.

Весь метод заслуживает доверия, потому что позволяет сократить время принятия решения и даёт чёткие рекомендации.

В то же время при импорте товаров подобная модель не используется. Данная проблема обоснована наличием разногласий в стандартах применения таможенных деклараций и порядком их заполнения. Основная проблема состоит в том, что при заполнении таможенных деклараций ответственность за недостоверное заполнение иностранной декларации (для Российской Федерации) отсутствует.

С нашей точки зрения, использование декларации на товар, выданной иностранным государством, позволит повысить эффективность сотрудничества участников ВЭД и таможенных органов Российской Федерации. При этом может быть введена административная и уголовная ответственность за непредоставление и недостоверное декларирование товаров при осуществлении взаимодействия.

Предлагаемый Протокол о взаимном признании результатов таможенного контроля может быть опробован на участниках внешнеэкономической деятельности, отнесённой к низкому уровню риска, а также добросовестных экспортерах. При этом для целей настоящего исследования под добросовестными экспортерами предлагается подразумевать юридических лиц, отвечающих следующим критериям:

- наличие представителя экспортёра в Российской Федерации;

- отсутствие дел об административных правонарушениях в течение 3 лет;

- отсутствие задолженности перед государственными органами исполнительной власти РФ в течение 1 года;

- деятельность участника внешнеэкономической деятельности по направлению экспорта не менее 10 лет.

В качестве документов, подтверждающих необходимые для осуществления таможенного контроля сведения, каждой из сторон международного договора могут признаваться оформленные при вывозе с территории государства другой стороны товаров и транспортных средств:

- таможенная декларация (иной документ, используемый в качестве таможенной декларации), оформленная при вывозе товаров с территории государства другой стороны;

- акт таможенного досмотра перемещаемых товаров;

- документы, имеющие технологические отметки (записи), свидетельствующие о результатах проведённого таможенного контроля (в том числе контроля делящихся радиоактивных материалов) перемещаемых товаров и транспортных средств, заверенных таможенными органами сторон договора [3].

Средства таможенной идентификации, наложенные при осуществлении таможенного контроля одной из сторон, признаются другой стороной при условии их целостности и надлежащей фиксации факта их наложения в соответствующих документах.

Vrn^

Проводимый сторонами международного договора таможенный контроль в форме таможенного досмотра должен отвечать международным требованиям.

Информационное взаимодействие, необходимое для осуществления сотрудничества таможенных администраций сторон международного договора, должно осуществляться в едином информационном пространстве. Подобной платформой может служить применяемая на территории ЕАЭС программа взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов Российской Федерации.

Представляется также необходимым организовать процесс работы, направленный на создание целостного понимания и толкования правовых норм касательно таможенного международного договора двумя сторонами.

Конечно же, подобная модель требует тщательной доработки существующей нормативно-правовой базы. Но применение предложенного в исследовании дискреционного подхода поможет сохранить темпы роста товарооборота, не снижая при этом результативности таможенного контроля.

Статья поступила в редакцию: 26.09.2018 г.

литература

1. Ершов А., Завьялова О. Общий концептуальный подход в развитии системы управления рисками таможенных органов стран ЕврАзЭс // Таможенный научный журнал Таможня. 2014. № 1. С. 82-90.

2. Категорирование участников ВЭД [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба: [сайт]. URL: http://ved.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article &id=2052&Itemid=2043 (дата обращения: 17.11.2018).

3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 (в ред. Протокола от 26.06.1999) [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_106124 (дата обращения: 17.11.2018).

4. Приказ Федеральной таможенной службы России Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2016 № 2256 «Об утверждении порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности» (в ред. Приказов ФТС России от 15.06.2017 № 990, от 31.07.2017 № 1247, от 01.06.2018 № 850, от 31.07.2018 № 1203) [Электронный ресурс] // Альта Софт: [сайт]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/16pr2256 (дата обращения: 17.11.2018).

5. Протокол о внесении изменений в Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении определённых видов товаров от 22.10.2013 [Электронный ресурс] // Консорциум Кодекс: [сайт]. URL: // URL: http://docs.cntd.ru/document/420309461 (дата обращения 20.09.2018).

6. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р (ред. от 28.11.2017) «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования''» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_132210 (дата обращения: 17.11.2018).

7. Рожков Ю. В., Король А. Н. Сервисная таможня: формирование и развитие на основе дискреционного подхода // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2018. № 1 (48). C. 39-44.

8. Скворцова В. А. Совершенствование категорирования участников внешнеэкономической деятельности при выборе объектов таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 3. С. 166-172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. М.: Проспект, 2017. 512 с.

10. Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 28.05.2003 № 61-ФЗ // TKS.ru. URL: http://www.tks.ru/codex (дата обращения: 17.11.2018).

11. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 17.11.2018).

REFERENCES

1. Ershov A., Zav'yalova O. [The common conceptual basis in the development of risk management system of customs bodies of the EurAsEC countries]. In:Tamozhennyi nauchnyi zhurnal Tamozhnya[Customs Scientific Journal "Customs"], 2014, no. 1, pp. 82-90.

2. [Categorization of participants of foreign economic activity]. In: Federal'naya tamozhennaya

sluzhba [Federal Customs Service]. Available at:http://ved.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=2052&Itemid=2043 (accessed:17.11.2018).

3. [International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures

from 18.05.1973 (as amended by the Protocol dated 26.06.1999)].In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/ (accessed:17.11.2018).

4. [The Order of the Federal Customs Service of Russia of the Ministry of Finance of the Russian

Federation dated 01.12.2016 no. 2256 "On Approval of the Procedure for Automated Determination of the Category of Risk Level of Participants in Foreign Economic Activity" (in edition of the Orders of the Federal Customs Service of Russia dated 15.06.2017 no. 990 dated 31.07.2017 no. 1247, dated 01.06.2018 no. 850, dated 31.07.2018 no. 1203)]. In: Al'ta Soft [Alta Software]. Available at: https://www.alta.ru/tamdoc/16pr2256 (accessed:17.11.2018).

5. [The Protocol on Amendments to the Protocol between the Federal Customs Service (Russian Federation) and the General Administration of Customs of the People's Republic of China]. In: Konsortsium Kodeks [Consortium Codex]. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/420309461 (accessed:20.09.2018).

6. [The Decree of the RF Government dated 29.06.2012 no. 1125-R (edition of 28.11.2017)].

In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132210/ (accessed:17.11.2018).

7. Rozhkov Yu. V., Korol' A. N. [Service customs: formation and development on the basis of

discretionary approach]. In: Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta [Pacific State University Bulletin], 2018, no. 1 (48), pp. 39-44.

8. Skvortsova V. A. [Improving the categorization of participants of foreign economic activity

at the choice of the objects of customs control]. In: Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii [Bulletin of the Russian Customs Academy], 2018, no. 3, pp. 166-172.

9. Tamozhennyi kodeks Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza [Customs Code of the Eurasian

Economic Union]. Moscow, Prospekt Publ., 2017. 512 p.

10. [Customs Code of the Russian Federation (CC RF) no. 61-FZ of 28 May 2003]. In: TKS.ru. Available at: http://www.tks.ru/codex (accessed:17.11.2018).

V11V

11. [Federal Law dated 03.08.2018 no. 289-FZ "On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation'']. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093 (ac-cessed:17.11.2018).

информация об авторах

Скворцова Вера Александровна - старший преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля Российской таможенной академии; e-mail: makarchuk66@mail.ru

Шаланина Наталья Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенных операций, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Российской таможенной академии (Владивостокский филиал);

e-mail: Shalanina_nat@inbox.ru

information about the authors

Vera A. Scvortsova - senior lecturer at the Department of Customs Operations and Customs Control, Russian Customs Academy; e-mail: makarchuk66@mail.ru

Natalia A. Shalanina - PhD in Economics, associate professor at the Department of Customs Operations, Customs Control and Technical Means of Customs Control, Russian Customs Academy (Vladivostok branch); e-mail: Shalanina_nat@inbox.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Скворцова В. А., Шаланина Н. А. Инновации и дискреционный подход при таможенном контроле с использованием системы управления рисками // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 4. С. 106-115. DOI: 10.18384/2310-6646-2018-4-106-115

FOR CITATION

Scvorcova V.A., Shalanina N.A. Innovations and Discretional Approach to Customs Control with the Use of Risk Management System. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2018, no. 4, рр. 106-115. DOI: 10.18384/2310-6646-2018-4-106-115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.