Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДЕМИЯ / COVID-19 / КИТАЙ / ДВУСТОРОННЕЕ ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисица Анна Анатольевна

В статье проведен анализ направлений и результатов российско-китайского таможенного сотрудничества в период пандемии COVID-19. Систематизированы меры таможенного администрирования, принятые Россией и Китаем в период пандемии. Представлены предложения по использованию указанных мер в целях развития взаимной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN-CHINESE CUSTOMS COOPERATION IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

The directions and results of Russian-Chinese customs cooperation during the Covid-19 pandemic have been analyzed in the article. The measures of customs administration taken by Russia and China during the pandemic are systematized. Proposals on the use of these measures for the development of mutual trade are presented.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

А. А. Лисица

направления развития российско-китАйского таможенного сотрудничества в условиях пандемии coviD-19

В статье проведен анализ направлений и результатов российско-китайского таможенного сотрудничества в период пандемии COVID-19. Систематизированы меры таможенного администрирования, принятые Россией и Китаем в период пандемии. Представлены предложения по использованию указанных мер в целях развития взаимной торговли.

Ключевые слова: пандемия; COVID-19; Китай; двустороннее таможенное сотрудничество.

A. A. Lisitsa

directions for the development of russian-chinese customs cooperation in the context of the coviD-19 pandemic

The directions and results of Russian-Chinese customs cooperation during the COVID-19 pandemic have been analyzed in the article. The measures of customs administration taken by Russia and China during the pandemic are systematized. Proposals on the use of these measures for the development of mutual trade are presented.

Keywords: pandemic; COVID-19; China; bilateral customs cooperation.

В 2020 г. серьезным вызовом для мировой экономики стала пандемия корона-вируса нового типа COVID-19. Пандемия нарушила сложившиеся модели коммуникаций, направления движения капитала, региональные производственные кластеры и глобальные цепи поставок, усиливая проявляющиеся тенденции к де-глобализации и протекционизму. Эксперты Международного валютного фонда (МВФ) сравнивают развернувшийся экономический кризис с Великой депрессией и послевоенным периодом [1]. По оценке МВФ, мировой ВВП в 2020 г. снизился на 4,4%, что является глубочайшей рецессией за все послевоенное время.

Глобальная самоизоляция и возрастающая неопределенность в международных отношениях привели к необходимости тесной координации позиций заинтересованных стран для минимизации последствий пандемии и достижения экономической кооперации.

В сложившихся условиях стратегическое значение для развития экономики Российской Федерации (РФ) имеет сотрудничество со странами Северо-Восточной Азии и, в частности, с Китайской Народной Республикой (КНР). Внешнеэкономическая стратегия России в отношении КНР определяется как логикой развития мировых политических и экономических процессов, так и мировыми торгово-экономическими трендами последних лет: увеличением доли несырьевого экспорта, участием в глобальных цепях создания стоимости, развитием территорий за счет использования возможностей внешней торговли и евроазиатского транзита.

Последние пять лет Китай занимает 1-е место во внешнеторговом обороте России (табл. 1). С 2015 по 2019 г. торговый оборот между Россией и Китаем увеличился на 74,5%, составляя в среднем 87,77 млрд долл. ежегодно. Доля КНР во внешнеторговом обороте России составляла в среднем 14,7%.

Таблица 1

Показатели внешней торговли России и Китая за 2015-2019 гг.

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Среднее значение за пять лет

Объем товарооборота, млрд долл. США 63,56 66,11 86,96 108,28 110,92 87,77

Экспорт России в Китай, млрд долл. США 28,61 28,02 38,92 56,06 56,79 41,68

Импорт России из Китая, млрд долл. США 34,95 38,09 48,04 52,21 54,13 45,48

Сальдо торгового баланса, млрд долл. США -6,34 -10,07 -9,12 +3,85 +2,66 -3,8

Доля КНР во внешней торговле России, % (место в товарообороте) 12,08 (1) 14,13 (1) 14,89 (1) 15,74 (1) 16,64 (1) 14,7 (1)

Примечание. Таблица составлена с использованием электронного ресурса «Экспорт и импорт России по товарам и странам: Россия. Статистика внешней торговли. По данным ФТС России». URL: https://ru-stat.com/date-M201607-201707/RU/trade/CN (дата обращения: 06.12.2020).

Пандемия 2020 г. оказала сдерживающее воздействие на экономические связи двух стран, многие форматы взаимодействия приостановлены или затруднены. По данным Главного таможенного управления КНР (ГТУ КНР), товарооборот Китая и России за первые 10 месяцев 2020 г. составил 88,195 млрд долл., что на 2,3% меньше показателя 2019 г. Импорт в РФ в январе-октябре вырос на 0,9% и составил около 40,611 млрд долл. Экспорт российских товаров и услуг в Китай сократился на 4,8%, до 47,583 млрд долл.

В рейтинге основных торговых партнеров Китая Россия заняла 11-е место (10-е место без учета Гонконга). В числе основных факторов снижения стоимостного объема двусторонней торговли, кроме пандемии, следует выделить падение цен на углеводороды, а также долгосрочный нисходящий тренд внешней торговли Китая, обусловленный замедлением экономики [2].

Эффективность торгово-экономического сотрудничества во многом зависит от готовности стран-партнеров к совместному реагированию на возникающие вызовы. По итогам прошедшей в декабре 2020 г. в режиме видеоконференции 25-й регулярной встречи глав правительств России и Китая премьер Госсовета КНР Ли Кэцян заявил, что, «несмотря на то, что в этом году мировая торговля значительно падает, двусторонний товарооборот Китая и России снизился незначительно - примерно на 2%. Стороны нацелены на синхронный рост двусторонней торговли и сохраняют значительный потенциал продвижения практического сотрудничества в широком спектре областей» [2]. Интенсификация отношений направлена, прежде всего, на расширение двусторонней торговли товарами и услугами, инвестиционное, технологическое и инновационное взаимодействие, обмен компетенциями и знаниями, сотрудничество в преодолении последствий СОУШ-19, а также развитие инфраструктуры восточных регионов России.

Меры поддержки внешнеторговых связей, принимаемые Россией и Китаем на государственном уровне, отразились на деятельности таможенных служб обеих стран, определили стратегию и тактику их взаимодействия.

Таможенные службы как государственные органы, контролирующие внешнеторговые потоки, находятся в положении, позволяющем повысить безопасность глобальных цепей поставок и способствовать социально-экономическому

развитию своих стран не только за счет пополнения государственного бюджета, но и за счет упрощения процедур торговли [3].

Таможенное сотрудничество России и Китая развивается с 1994 г. в соответствии с «Соглашением о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах» [4], а также на плановой комплексной основе по направлениям деятельности Федеральной таможенной службы (ФТС России) и ГТУ КНР.

Практика таможенного сотрудничества России и Китая в период пандемии была ориентирована на дальнейшее формирование трансграничного пространства доверия между странами, а также принятие экстренных мер по сохранению цепей поставок товаров первой необходимости и продовольствия, мобилизацию доходов, упрощение процедур торговли и обеспечение безопасности государственных границ. Несмотря на то, что часть мероприятий «Плана российско-китайского таможенного сотрудничества на 2020 год» [5] в установленные сроки не была проведена, стороны поддерживали диалог на всех уровнях сложившейся системы сотрудничества посредством информационных технологий.

С учетом рекомендаций Всемирной таможенной организации (ВТамО) [6] и МВФ [7] по торговле, надлежащему обращению с грузами во время стихийных бедствий и международным перевозкам в условиях COVID-19 меры таможенного администрирования, принятые Россией и Китаем в период пандемии, можно структурировать по областям и целям применения, указанным на рисунке.

Пакет мер по обеспечению устойчивого развития взаимной торговли в период пандемии формировался как в рамках Подкомиссии по таможенному сотрудничеству Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств (Подкомиссия), так и на уровне Правительства РФ и ФТС России.

Рассмотрим основные результаты таможенного администрирования, полученные в указанных на рисунке областях.

Меры по контролю и обеспечению соблюдения нормативного Национальные меры по борьбе с кризисом Региональное и приграничное сотрудничество Защита общества

Область применения мер Обеспечение непрерывности деятельности в условиях пандемии ОЭШ-19 Защита личного состава Цели применения мер

регулирования Поддержка экономики и обеспечение целостности цепей поставок

Содействие трансграничному перемещению гуманитарной помощи и товаров первой необходимости

Рис. Структура мер таможенного администрирования, принятых Россией и Китаем в период пандемии

Обеспечение непрерывности деятельности. Вопросы обеспечения непрерывности деятельности таможенных служб в период борьбы с распространением COVID-19 были включены в повестку 4-го раунда консультаций в рамках российско-китайского механизма по выявлению и снятию барьеров и ограничений в торговой и инвестиционной сферах (август 2020 г.) [8]. В рамках консультаций получены ответы китайской стороны по перечню идентифицированных

российской стороной ограничений, в том числе по синхронизации режимов работы сопредельных пунктов пропуска: Полтавка-Дуннин, Пограничный-Суйфэнь-хэ, Краскино-Хуньчунь, Забайкальск-Маньчжурия. В указанных пунктах пропуска китайская сторона установила порядок приоритетного пропуска транспортных средств, груженых фруктами и овощами, а также временные ограничения на количество въезжающих транспортных средств (25-30 транспортных средств в день, 25% проектной пропускной способности). Стороны согласовали поэтапное снятие ограничений, а также приоритетный порядок пропуска «товаров помощи» на основании списка товаров первой необходимости.

Меры по контролю и обеспечению соблюдения нормативных правовых актов. В целях контроля и обеспечения соблюдения нормативных правовых актов в рамках Подкомиссии удалось достигнуть договоренности по вопросу автоматизированного обмена сведениями о товарах, перемещаемых между РФ и КНР в рамках взаимной торговли, в том числе об их стоимости [9]. В соответствии с подписанным меморандумом организован пилотный проект по обмену сведениями в отношении товаров, перемещаемых через железнодорожные пункты пропуска Забайкальск-Маньчжурия, Пограничный-Суйфэньхэ и многосторонние пункты пропуска Забайкальск-Маньчжурия, Пограничный-Суйфэньхэ. Сторонами согласованы технические условия электронного обмена информацией, в которых предусмотрены состав сведений, условия шифрования и защиты, а также перечни товаров на уровне шести знаков кода товарной номенклатуры. Возможность расширения пилотного проекта будет рассматриваться экспертной группой, его сопровождающей.

Национальные меры по борьбе с кризисом в условиях пандемии COVID-19. Национальные меры РФ по борьбе с кризисом в условиях пандемии СОУГО-19, наряду с мерами по минимизации риска распространения новой коронавирусной инфекции среди должностных лиц и работников таможенных органов, включают мониторинг и точечное регулирование таможенно-тарифной политики по отдельным товарным группам. Целью регулирования является недопущение рисков недостатка продовольственных товаров, медицинских изделий и средств индивидуальной защиты в период обострения санитарно-эпидемиологической обстановки.

В процессе принятия рассматриваемых мер в законодательство РФ были внесены следующие изменения.

1. В отношении отдельных категорий товаров был установлен запрет на вывоз. Введение запретов на перемещение товаров определено как правом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), так и на национальном уровне. На уровне ЕАЭС Коллегией Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) принято Решение от 24.03.2020 № 41, которое устанавливает запрет вывоза с таможенной территории ЕАЭС средств индивидуальной защиты, защитных и дезинфицирующих средств, продукции медицинского назначения, а также ряда материалов. Решением от 31.03.2020 № 43 ЕЭК ввела запрет на вывоз за пределы ЕАЭС ряда продуктов питания. Постановление Правительства РФ от 02.03.2020 № 223 ввело запрет на вывоз медицинских изделий.

2. В отношении отдельных категорий товаров были внесены изменения, предусматривающие освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления. Решениями Совета ЕЭК от 03.04.2020 № 33, от 16.03.2020 № 21 предусмотрено освобождение

от ввозной таможенной пошлины товаров, импортируемых для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции.

3. Решением Совета ЕЭК от 03.04.2020 № 36 декларанту предоставлена возможность представления таможенному органу электронной или бумажной копии сертификата о происхождении товара при условии обязательного последующего представления оригинала указанного сертификата в срок не позднее шести месяцев с даты регистрации декларации на товары.

4. Введен упрощенный порядок государственной регистрации медицинских изделий в отношении 36 видов медицинских изделий, относящихся к категории продукции с низкой степенью потенциального риска их применения. Перечень закреплен постановлением Правительства РФ от 18.03.2020 № 299. В отношении отдельных категорий товаров также предоставлена возможность их реализации без регистрации в установленном порядке (постановление Правительства РФ от 06.04.2020 № 430).

В КНР в числе национальных мер по борьбе с кризисом, вызванным глобальной пандемией, - усиление мониторинга времени таможенной очистки товаров. В рамках Национального комитета по упрощению процедур торговли, представляющего собой механизм межминистерской совместной конференции, создана подгруппа для обеспечения ускоренного оформления противоэпидемических товаров и дезинфицирующих средств.

В рамках 5-го пленума Центрального комитета Коммунистической партии Китая 29.10.2020 были представлены итоги работы по улучшению деловой среды за период «13-й пятилетки» (2016-2020). Отмечалось, что в 2020 г. для минимизации финансовых потерь экспортоориентированных компаний было значительно сокращено общее время таможенного оформления как для импортируемых, так и для экспортируемых товаров. Чтобы сократить время совершения контрольных мероприятий, была расширена область применения предварительного декларирования и сети «Интернет» с учетом трех принципов «единственности» контролирующих органов Китая: единственная декларация, единственная проверка, единственный сетевой выпуск.

В 2020 г. общее время таможенного оформления импорта по стране составило 39,66 ч, тогда как для экспорта - 2,28 ч, что является значительным сокращением по сравнению с 2017 г.: на 59 и 81% соответственно [10].

Для стабилизации международной торговой деятельности в Китае применяются и другие инструменты таможенной политики. В рамках инициативы «Один пояс -один путь» Китай расширил международное сотрудничество в области взаимного признания уполномоченных экономических операторов (УЭО). К настоящему времени Китай подписал соглашения о взаимном признании УЭО с 48 странами и регионами. Усилия Китая в указанном направлении были поддержаны ВТамО.

Организация контроля трансграничных перемещений товаров иллюстрируется положением страны в международных рейтингах. Рейтинг условий ведения бизнеса Всемирного банка Doing Business показывает изменение в регуляторной среде Китая по индикатору «Международная торговля» с 83,4% в 2019 г. до 86,5% в 2020 г. [11]. Благодаря реформам, сокращающим время совершения контрольных мероприятий при перемещении товаров через таможенную границу и стоимость таможенной очистки, Китай сократил отставание от передовых стран мира по уровню эффективности регулирования международной торговли с 16,6 до

13,5%. В рейтинге Всемирного банка по индикатору «Международная торговля» Китай находится на 56-м месте среди 190 стран. Для сравнения: значение данного индикатора у России осталось на уровне 2019 г. - 71,8%, что соответствует отставанию от передовых стран на 28,2% (99-е место в рейтинге).

Региональное и приграничное сотрудничество. На региональном и приграничном уровнях сотрудничества таможенных органов России и Китая также был сформирован пакет мер по обеспечению устойчивого развития взаимной торговли и свободы передвижения продовольствия и товаров первой необходимости в условиях пандемии СОУГО-19.

К числу таких мер можно отнести:

1) разработку сценариев бесперебойного функционирования жизненно важных международных цепей поставок в зависимости от фактической численности должностных лиц таможенных органов, участвующих в совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля;

2) координацию симметричных превентивных и профилактических мер: дистанцирование, обеспечение ношения персоналом индивидуальных средств защиты, сменность, ведение журналов учета контактирующих лиц, оборудование пунктов пропуска дезинфекторами и средствами защиты;

3) осуществление в сопредельном пункте пропуска в сотрудничестве с другими государственными органами на границе оперативного оповещения и совместных действий в случае выявления граждан, водителей транспортных средств с симптомами инфекции;

4) синхронизация перемещения транспортных средств в иных пунктах пропуска в случае ограничения пропускной способности или остановки деятельности;

5) обеспечение безопасности перемещения товаров: санкционирование (или запрет) ввоза и вывоза товаров с учетом вводимых ограничений, эффективная коммуникация и отслеживание контрабанды и мошенничества;

6) расстановку приоритетов при прибытии и убытии транспортных средств с товарами первой необходимости и скоропортящихся товаров.

Приграничными таможенными органами России и местными таможнями Китая обеспечен режим «зеленого коридора» [12] для импорта товаров, необходимых для предупреждения и ликвидации последствий пандемии, и продовольственных товаров.

Участникам проекта «Зеленый коридор» предоставляются следующие преимущества:

1) приоритетное перемещение грузовых транспортных средств на линии контроля, выделение отдельных полос следования транспортных средств в пунктах пропуска, приоритетная подача документов и сведений;

2) ускорение совершения таможенных процедур при прибытии и декларировании, первоочередной порядок совершения операций, связанных с завершением таможенного транзита и последующих операций;

3) внутренняя диспетчеризация по приоритетному приему деклараций;

4) отказ от применения (снижение частоты применения) отдельных форм таможенного контроля (в первую очередь физических досмотров и дублирования форм контроля);

5) выборочное применение мер по минимизации рисков при прибытии и таможенном декларировании за счет использования предварительной информации,

информации о наличии риска от правоохранительных органов или операторов инспекционно-досмотрового комплекса, адресных риск-ориентированных операций по борьбе с контрабандой;

6) выпуск товаров до подачи декларации на товары в порядке оформления товаров, необходимых для ликвидации стихийных бедствий и гуманитарной помощи;

7) мониторинг сроков совершения таможенных операций, сбор и генерация данных о взаимной торговле.

Помимо вышеизложенного, РФ были приняты долгосрочные стратегические меры, направленные на расширение двустороннего приграничного сотрудничества в период после пандемии.

Правительство РФ 10.10.2020 утвердило новую Концепцию приграничного сотрудничества (Концепция) [13], целями которой являются укрепление приграничных связей, взаимодействие по экономическим и гуманитарным вопросам, развитие инфраструктуры.

Концепция составлена с учетом приоритетов, обозначенных в «Стратегии пространственного развития России до 2025 года» [14] и Национальном проекте «Международная кооперация и экспорт» [15]. В числе основных направлений работы - приграничная торговля, совместная реализация инвестиционных проектов, создание трансграничных производственных кластеров, развитие международных транспортных коридоров.

Модернизация инфраструктуры пунктов пропуска, обеспечение их деятельности в режиме, комфортном для бизнеса и граждан, - важная часть Концепции. Мероприятия по реконструкции пунктов пропуска на российско-китайской границе планируются на 2021-2024 гг. и позволят увеличить их суточную пропускную способность по транспортным средствам, в том числе:

1) АПП «Краскино-Хуньчунь» - с 88 до 750 единиц (в 8,5 раз);

2) АПП «Пограничный-Суйфэньхэ» - со 144 до 1300 единиц (в 9,0 раз);

3) АПП «Турий Рог-Мишань» - с 40 до 50 единиц (на 25%);

4) АПП «Полтавка-Дунин» - с 75 до 250 единиц (в 3,3 раза);

5) АПП «Марково-Хулинь» - с 35 до 576 единиц (в 16 раз);

6) ЖДПП «Пограничный-Суйфэньхэ» - с 36 до 54 поездов (на 50%);

7) ЖДПП «Махалино-Хуньчунь» - с 11 до 17 поездов (на 55%).

По мере реализации проектов на территориях опережающего развития и Свободного порта Владивосток ФТС России и ГТУ КНР прорабатывается технологическая возможность поэтапного перехода приоритетных пунктов пропуска на семидневный круглосуточный режим работы, определенный законом о свободном порте Владивосток [16].

Таким образом, глобальный экономический кризис, связанный с распространением COVID-19, показал необходимость расширения взаимодействия России и Китая в области борьбы с нетрадиционными угрозами безопасности и развития на всех уровнях таможенного сотрудничества механизмов совместной работы в чрезвычайных ситуациях.

В 2020 г. в условиях ограничения свободы перемещения товаров, транспортных средств, физических лиц для сохранения и развития внешнеторговых связей России и Китая был задействован потенциал информационных технологий и инноваций в таможенном администрировании. Чтобы не снизить динамику таможенного

сотрудничества после пандемии, учитывая требования Всемирной торговой организации и ВТамО, по ряду существующих направлений взаимодействия таможенных служб необходимы дальнейшая цифровизация их диалога и расширение преимуществ для бизнеса в реализуемых проектах сотрудничества. В основу инноваций может быть положена в том числе практика двустороннего таможенного администрирования перемещения товаров первой необходимости и продовольствия в период пандемии COVID-19.

Использованные источники

1. Госпинат Г. Великая самоизоляция: самый глубокий экономический спад со времен Великой депрессии / МВФ, Перспективы развития мировой экономики, апрель 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/ru/News/Articles/2020/04/14/blog-weo-the-great-lockdown-worst-economic-downturn-since-the-great-depression (дата обращения: 07.12.2020).

2. Итоги 25-й регулярной встречи глав правительств двух стран. Пекин, 2 декабря [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/10148603 (дата обращения: 06.12.2020).

3. Дмитриев А. В. Развитие рамочных стандартов безопасности на основе системы SafeTIR в реальном времени и концепции уполномоченной цепи поставок [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ramochnyh-standartov-bezopasnosti-na-osnove-sistemy-safetir-v-realnom-vremeni-i-kontseptsii-upolnomochennoy-tsepi-postavok (дата обращения: 11.12.2020).

4. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве и взаимной помощи от 03.09.1994 [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinaruslaw.com/RU/ CnRuTreaty/008/2011225220320_874706.htm (дата обращения: 07.12.2020).

5. Приказ ФТС России от 31.12.2020 № 2008 «Об утверждении программы международных связей ФТС России на 2020 год» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «ВЭД-Инфо».

6. WCO Communique regarding the Coronavirus COVID-19 outbreak [Electronic Resource]. URL: http://www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2020/march/wco-communique-regarding-the-coronavirus-outbreak (дата обращения: 09.12.2020).

7. Ответные меры налоговой и таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: https:// www.imf.org/en/Publications/SPROLLs/covid19-special-notes (дата обращения: 09.12.2020).

8. Письмо Минэкономразвития России от 17.07.2020 № 23064-ВИ/Д25и «О российско-китайском механизме по снятию барьеров и ограничений» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «ВЭД-Инфо».

9. Меморандум о взаимопонимании между ФТС России и ГТУ КНР по вопросу автоматизированного обмена сведениями о товарах, перемещаемых между РФ и КНР (подписано в рамках ВКС 23.11.2020 в г. Москве и в г. Пекине).

10. Китай планирует больше изменений в таможенной процедуре [Электронный ресурс]. URL: https://prc.today/kitaj-planiruet-bolshe-izmenenij-v-tamozhennoj-proczedure/ (дата обращения: 04.12.2020).

11. Doing Bisiness 2020: рейтинг стран [Электронный ресурс]. URL: https://russian. doingbusiness.org/ru/rankings/ (дата обращения: 19.12.2020).

12. Протокол между ФТС России и ГТУ КНР об организации экспериментального обмена информацией во взаимной торговле от 27.03.2007.

13. Распоряжение Правительства РФ от 07.10.2020 № 2577-р «О Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.12.2020).

14. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р) [Электронный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 16.12.2020).

15. Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

16. Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.12.20120).

Р. А. Муратов

оперативный контроль процесса декларирования товаров в центрах электронного декларирования как инструмент таможенного администрирования

В статье обоснована необходимость оперативного таможенного контроля в процессе совершения таможенных операций в отношении товаров. Рассмотрены проблемы, возникающие в процессе документального контроля в центре электронного декларирования, и предложены их возможные решения на основе изменения организационной структуры.

Ключевые слова: таможенный контроль; оперативный контроль; группа оперативного контроля; таможенное оформление; процесс таможенного оформления; документальный контроль.

R. A. Muratov

operational control of the process of declaring goods in electronic declaration centers as a tool of customs administration

The need for operational customs control in the process of customs clearance of goods has been substantiated in the article. The problems that arise in the process of documentary control in the electronic declaration center are examined and possible ways of solving these problems on the basis of changing the organizational structure are proposed.

Keywords: customs control; operational control; operational control team; customs clearance; customs clearance process; documentary control.

Таможенные органы Российской Федерации (РФ) в настоящее время находятся в стадии переходного периода и адаптации к условиям цифровой экономики. При этом приоритетным направлением развития признается применение цифровых технологий как основы деятельности таможенных органов и всей системы государственного управления. Результатом полного перехода на цифровую основу в системе таможенного администрирования должно стать достижение определенных целей, среди которых снижение государственных издержек на предоставление государственных услуг и реализацию функций, издержек участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при осуществлении внешней торговли. Взаимодействие бизнеса и государственных структур должно стать более быстрым, доступным и прозрачным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.