Научная статья на тему 'Совершенствование таможенных операций как фактор роста торговли между Россией и Китаем'

Совершенствование таможенных операций как фактор роста торговли между Россией и Китаем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Федеральная таможенная служба / Главное таможенное управление Китайской Народной Республики / внешнеторговая деятельность / таможенные органы / таможенный контроль / таможенные операции / «Зеленый коридор» / предварительное информирование / инспекционнодосмотровые комплексы / взаимодействие / the Federal Customs Service / the Central Customs Administration of the Peoples' Republic of China / foreign economic activity / customs authorities / customs control / customs operations / “the Green Channel” / preliminary informing / inspection and examination premises / interaction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. Б. Мантусов, Д. Б. Жуков

В статье рассматриваются актуальные вопросы ускорения проведения таможенных операций в рамках международных проектов таможенных служб России и Китая в целях развития торговли между указанными странами. Основное внимание уделяется реализации проектов по взаимному признанию результатов таможенного контроля, «Зеленый коридор» и по организации обмена данными, полученными при использовании инспекционно-досмотровых комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs operations improvement as a factor for increasing trade between Russia and China

Current issues of expediting customs formalities in the framework of international projects of customs services of Russia and China to develop trade between the stated countries are considered in the article. Major attention is paid to realizing projects on mutual recognition of customs control results, “the Green Channel” and data exchange obtained with the help of inspection and examination premises.

Текст научной работы на тему «Совершенствование таможенных операций как фактор роста торговли между Россией и Китаем»

внешнеэкономическая деятельность

foreign economic activity

В. Б. Манту сов, Д. Б. Жуков

совершенствование таможенных операций как фактор роста торговли между россией и китаем

В статье рассматриваются актуальные вопросы ускорения проведения таможенных операций в рамках международных проектов таможенных служб России и Китая в целях развития торговли между указанными странами. Основное внимание уделяется реализации проектов по взаимному признанию результатов таможенного контроля, «Зеленый коридор» и по организации обмена данными, полученными при использовании инспекционно-досмотровых комплексов.

Ключевые слова: Федеральная таможенная служба; Главное таможенное управление Китайской Народной Республики; внешнеторговая деятельность; таможенные органы; таможенный контроль; таможенные операции; «Зеленый коридор»; предварительное информирование; инспекционно-досмотровые комплексы; взаимодействие.

Current issues of expediting customs formalities in the framework of international projects of customs services of Russia and China to develop trade between the stated countries are considered in the article. Major attention is paid to realizing projects on mutual recognition of customs control results, "the Green Channel" and data exchange obtained with the help of inspection and examination premises.

Keywords: the Federal Customs Service; the Central Customs Administration of the Peoples' Republic of China; foreign economic activity; customs authorities; customs control; customs operations; "the Green Channel"; preliminary informing; inspection and examination premises; interaction.

Внешнеполитическое и внешнеэкономическое сотрудничество Российской Федерации (РФ) и Китайской Народной Республики (КНР) носит характер стратегического партнерства. У каждой страны имеются свои национальные интересы, политические и экономические приоритеты. В то же время позиции России и Китая во многом схожи, что, в свою очередь, стимулирует тесное сотрудничество и эффективное взаимодействие. Для российских экспортеров - крупнейших в мире поставщиков энергоресурсов - чрезвычайно привлекателен огромный потенциал китайского рынка сбыта энергоносителей; для Китая это долгосрочное и гарантированное обеспечение потребностей национальной экономики [1].

V. B. Mantusov, D. B. Zhukov

customs operations improvement as a factor for increasing trade between russia and china

Китай является одним из крупнейших потребителей продукции российского военно-промышленного комплекса (ВПК) в мире. Несмотря на некоторые ограничения по поставкам продукции ВПК, связанные с новейшими оборонными технологиями, такое взаимодействие стимулирует отечественный комплекс к постоянной модернизации в плане разработок продукции следующего поколения [2].

Взаимодействие в финансово-экономической сфере между Россией и Китаем также развивается: набирает темп кредитование китайскими банками российских банков и крупных компаний; растет потребность в широкой номенклатуре потребительских товаров и производственного оборудования [3].

В связи с увеличивающимся объемом торговли между РФ и КНР, ростом импорта в Россию товаров народного потребления, пищевых товаров особое место в двусторонних отношениях занимают вопросы, связанные с совершенствованием таможенных операций при внешнеторговых поставках товаров [4].

Федеральная таможенная служба (ФТС России) активно внедряет инновационные таможенные технологии, что обусловлено необходимостью наиболее рационального использования ресурсов таможенных органов, потребностью в создании благоприятных условий для динамичного развития внешнеторговой деятельности [5].

В настоящее время таможенные службы России и Китая реализуют ряд международных проектов, предусматривающих предоставление упрощений при прохождении таможенных формальностей благонадежными участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). К ним относятся:

- эксперимент по взаимному признанию результатов таможенного контроля (эксперимент);

- проект «Зеленый коридор»;

- проект организации обмена данными, полученными при использовании ин-спекционно-досмотровых комплексов, в рамках сотрудничества в сфере взаимного признания результатов таможенного контроля в отношении определенных видов товаров.

Взаимодействие таможенных органов в рамках эксперимента осуществляется на основании «Протокола о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении определенных видов товаров» от 22.10.2013, подписанного ФТС России и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики (ГТу КНР) [6].

Целью эксперимента является обеспечение эффективного таможенного контроля определенных видов товаров, перемещаемых через российско-китайскую границу, и ускорение прохождения транспортных средств международной перевозки в отдельных пунктах пропуска. Схема реализации эксперимента по взаимному признанию результатов таможенного контроля приведена на рис. 1.

В настоящее время обмен предварительной информацией о вывозимых товарах осуществляется между таможенными органами России и Китая в объеме манифеста, путем направления графического (сканированного) изображения манифеста в формате *pdf с использованием международной ассоциации сетей «Интернет».

Предварительная информация направляется до убытия транспортного средства из пункта пропуска страны отправления. Таможенный орган страны назначения автоматически информирует таможенный орган страны отправления о получении предварительной информации.

Таможенная служба КНР

Результаты таможенного контроля

Таможенное оформление товара

Пункт пропуска

Таможенный контроль

Отправитель

Товар

Таможенное оформление товара

Рис. 1. Схема реализации эксперимента по взаимному признанию результатов таможенного контроля

Если предварительная информация в электронном виде поступила до представления документов перевозчиком таможенному органу страны назначения, то применяются положения «Протокола о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении определенных видов товаров».

Преимуществами указанного эксперимента являются: исключение проведения таможенного досмотра товаров (кроме случаев выявления рисков нарушения законодательства сторон); сокращение времени проведения таможенных операций в пункте пропуска, а также минимизация количества документов, дополнительно запрашиваемых таможенным органом.

Основные результаты реализации эксперимента по взаимному признанию результатов таможенного контроля - это снижение издержек перевозчиков и участников ВЭД, а также повышение достоверности результатов таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу товаров, лиц и транспортных средств.

В настоящее время проект внедрен в четырех пунктах пропуска в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления (ДВТу) (Полтавка - Ду-нин, Пограничный - Суйфэньхэ, Благовещенск - Хэйхэ, Нижнеленинское - Тун-цзян) и в одном пункте пропуска в регионе деятельности Сибирского таможенного управления (СТУ) (Забайкальск-Манчжурия), запуск которого состоялся 29.05.2017.

По результатам договоренностей, достигнутых на встрече глав правительств в г. Пекине 03.09.2015, состоялось подписание Протокола о внесении изменений в Протокол между ФТС России и ГТу КНР о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении определенных видов товаров от 22.10.2013, существенно расширена номенклатура перемещаемых товаров (импорт в РФ: овощи и фрукты, мешки и пакеты упаковочные, самоходные машины и автотранспорт (с 2016 г.); экспорт из РФ: лес, воды минеральные, пиво солодовое, соя, кукуруза).

В рамках эксперимента с Китаем по состоянию на 10.11.2017 перемещено на въезд в РФ 436 транспортных средств, на выезд - 996.

Федеральная таможенная служба при организации международной деятельности и развитии взаимодействия в таможенной сфере с иностранными государствами заключает двусторонние соглашения об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых в рамках взаимной торговли со странами ближнего и дальнего зарубежья, предусматривающие предоставление упрощений добросовестным участникам ВЭД, - так называемый проект «Зеленый коридор».

Основанием для реализации данного проекта является Протокол между Федеральной таможенной службой и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики об организации экспериментального обмена информацией во взаимной торговле от 27.03.2007 [7]. Его основная цель состоит в ускорении и упрощении совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля за счет обмена предварительной информацией между таможенными службами о перемещаемых в ходе взаимной торговли товарах.

Реализация указанного проекта предполагается при совершении таможенных операций с товарами как в местах их ввоза на территорию РФ в пунктах пропуска через российский участок таможенной границы Таможенного союза, так и в таможенных органах, в которых проводится таможенное декларирование и выпуск товара.

Благодаря предварительному обмену подробной и достоверной информацией, предоставляемой таможенной службой страны-экспортера, таможенные органы страны ввоза товаров будут иметь возможность создавать благоприятные условия для добросовестных участников ВЭД, принимающих участие в проекте.

Реализация проекта «Зеленый коридор» подразумевает оптимизацию таможенного контроля и ускорение совершения таможенных операций за счет обмена предварительной информацией между таможенными службами России и Китая.

Таможенные службы, участвующие в проекте «Зеленый коридор», согласовывают перечень таможенных органов, номенклатуру товаров и список участников ВЭД, деятельность которых характеризуется низкой степенью риска нарушения таможенного законодательства и в отношении которых осуществляется информационный обмен.

Рассмотрим схему взаимодействия в рамках проекта «Зеленый коридор» (рис. 2). Экспортер представляет таможенному органу своей страны таможенную декларацию на вывозимые товары. Таможенный орган страны-экспортера присваивает поставке идентификационный номер предварительной информации (ПИ), получаемой в рамках проекта «Зеленый коридор» (идентификационный номер ПИ ЗК), позволяющий идентифицировать товарную партию при запросе сведений о ней в электронном виде.

После завершения таможенных формальностей для вывозимых товаров экспортер и перевозчик получают от уполномоченного таможенного органа страны-экспортера транспортные (перевозочные) документы, содержащие ссылку на идентификационный номер ПИ ЗК, позволяющий отнести товары и транспортные средства международной перевозки к товарам и транспортным средствам международной перевозки, перемещаемым в рамках проекта «Зеленый коридор».

Таможенная служба КНР

Информация о товаре

ФТС России

Таможенное оформление товара

Место декларирования

Место декларирования

Пункт пропуска

Таможенное оформление товара

4>

Отправитель

Товар

Получатель

Рис. 2. Схема взаимодействия в рамках проекта «Зеленый коридор»

Декларант представляет уполномоченному таможенному органу страны назначения декларацию на товары.

В описи документов, прилагаемых к декларации на товары, декларант указывает идентификационный номер ПИ ЗК.

После регистрации декларации на товары должностное лицо уполномоченного таможенного органа осуществляет сверку сведений, заявленных в декларации на товары, с отдельными сведениями, предоставленными ГТУ КНР в рамках Протокола.

Если в результате проведения таможенного контроля с учетом информации о фактурной стоимости товаров, содержащейся в полученной по проекту «Зеленый коридор» предварительной информации, установлено, что заявленные сведения о таможенной стоимости товаров являются достоверными, в том числе правильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров, то уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости.

Если в результате проведения таможенного контроля, в том числе с учетом информации, поступающей от таможенной службы страны-экспортера, не установлено несоблюдение необходимых условий выпуска товаров, то уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о выпуске товаров.

Основными преимуществами реализации проекта «Зеленый коридор» являются:

- сокращение времени совершения таможенных операций за счет минимизации форм таможенного контроля, снижения степени и глубины таможенного контроля;

- ускорение прохождения таможенного контроля как в пунктах пропуска, так при декларировании в месте прибытия;

- уменьшение количества документов, запрашиваемых таможенными органами, повышение достоверности сведений о перемещаемых товарах;

- проведение досмотров только в случае выявления риска нарушения законодательства;

- приоритетный порядок совершения таможенных операций, сокращение издержек, связанных с таможенным оформлением.

В настоящее время проект «Зеленый коридор» между таможенными службами РФ и КНР не реализуется в связи с правовой коллизией, возникшей из-за необходимости проведения правовой экспертизы приказа ФТС России от 25.05.2017 № 883 (приказ) Минюстом России. ФТС России отстаивает позицию правомерности применения порядка действий должностных лиц, предусмотренных приказом. По состоянию на 13.11.2017 позиция Минюста России в отношении приказа не определена.

В 2015-2016 гг. таможенным службам России и Китая удалось запустить проект «Зеленый коридор» в экспериментальном режиме (состоялось семь поставок товарных партий).

Протокол между ФТС России и ГТу КНР в области обмена данными, полученными в результате использования инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), проводимого в рамках взаимного признания результатов таможенного контроля в отношении определенных видов товаров, с целью повышения эффективности таможенного контроля прошел внутриведомственное согласование (распоряжение Правительства РФ от 04.10.2017 № 2151-р [8]) и подписан 01.11.2017.

Обмен данными между ФТС России и ГТу КНР, полученными в результате использования ИДК, планируется осуществлять путем передачи снимков ИДК и товаросопроводительных документов к ним (СМИ, упаковочные листы и ин-войсы).

Такой обмен будет происходить на уровне пунктов пропуска через российско-китайскую государственную границу. При этом необходимо определить перечень товаров, в отношении которых целесообразно проведение таможенного контроля с использованием ИДК, и согласовать его с китайской стороной.

Обмен информацией предполагается осуществлять через уполномоченных должностных лиц таможенных органов России и Китая (стороны), имеющих право на передачу и получение информации о результатах использования ИДК, перечни которых определяются по согласованию таможенных органов этих государств, в регионе деятельности которых находятся соответствующие пункты пропуска через российско-китайскую границу.

Перечни уполномоченных должностных лиц своевременно доводятся каждой из сторон до сведения другой стороны в письменном виде с указанием должностей, фамилий и имен, служебных адресов, номеров телефонов, адресов электронной почты указанных лиц.

Предоставление информации предполагается в следующих случаях:

1) неисправность либо передислокация ИДК в пункте пропуска одной из сторон;

2) сканирование убывающих транспортных средств (грузовые транспортные средства и контейнеры, а также порожние транспортные средства);

3) поступление запроса в отношении:

- отдельных транспортных средств международной перевозки и товаров;

- транспортных средств международной перевозки и товаров, перемещаемых конкретными перевозчиками, следующих от конкретных отправителей и/или в адрес конкретных получателей.

Информация, полученная в результате информационного взаимодействия, будет использоваться в целях повышения эффективности таможенного контроля,

в том числе в рамках системы управления рисками, в соответствии с национальным законодательством РФ и КНР.

Использованные источники

1. Мантусов В. Б. Шанхайская организация сотрудничества как основа экономического развития и коллективной безопасности // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 6-14.

2. Мантусов В. Б. Субрегиональная группа ШОС. Анализ проблем, возможностей и перспектив развития: монография. М.: Научная книга, 2010. 83 с.

3. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 447 с.

4. Мантусов В. Б., Жуков Д. Б. Совершенствование таможенных операций при осуществлении внешнеторговой деятельности в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 24-31.

5. Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» / кол. авт.; под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 463 с.

6. Протокол между Федеральной таможенной службой и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики (ГТУ КНР) о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении определенных видов товаров (подписан в г. Пекине 22.10.2013).

7. Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики об организации экспериментального обмена информацией во взаимной торговле от 27.03.2007.

8. Распоряжение Правительства РФ от 04.10.2017 № 2151-р [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.