ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В
УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
В.А. Вербицкая, студент
Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юрид. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-2-107-110
Аннотация. В данной статье говорится о том, что такое международное таможенное сотрудничество и с какими странами взаимодействует Российская Федерация. Кроме того, рассматривается проблема влияния пандемии на условия международного таможенного сотрудничества и дальнейшее взаимодействие стран друг с другом. Особое внимание уделяется направлениям, по которым приняты меры, которые затрагивают деятельность таможенной службы в условиях пандемии.
Ключевые слова: таможенное сотрудничество, пандемия, таможенная служба, транспортные средства, перевозки.
Международное таможенное сотрудничество - это вид международных отношений, целью которых является совместное участие в решении проблем, взаимопомощь в таможенной сфере и разработка правовых, технических и административных рамок для упрощения таможенных операций и процедур.
ФТС России постепенно развивает таможенное сотрудничество с европейскими таможенными администрациями, сообществами и организациями. Целью такого сотрудничества является модернизация таможенной службы России, а также продвижение ее интересов в мировом таможенном сообществе [1].
В последние десятилетия на международной экономической арене за счет стремительной динамики укрепляется таможенное сотрудничество России с иностранными государствами, что позволяет либерализовать внешнеторговую деятельность стран, участвующих в этих процессах, активно развивать беспроигрышные рыночные отношения и укреплять интеграцию с международной торговлей и таможенными организациями.
Все страны мира, как и Россия, заинтересованы в постоянном расширении круга торговых партнеров, поиске новых рынков сбыта товаров и услуг, что невозможно без интенсификации и углубления сотрудничества в области таможенного дела.
ФТС накопила большой опыт с многовековой традицией в осуществлении международного таможенного сотрудничества, организованного на трех уровнях: через двустороннее и многостороннее взаимодействие, через взаимодействие между государствами-членами Евразийского экономического союза, а также в рамках Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации, которая объединяет таможенные службы практически всех стран мира, а именно 169 [2].
Деятельность Федеральной таможенной службы в силу своей специфики непосредственно сопряжена с осуществлением международного сотрудничества, география которого охватывает государства Азии, Европы, Африки и Латинской Америки. Приоритетным является взаимодействие с таможенными службами государств-членов Союза, а также Китайской Народной Республики, которое осуществляется по всем аспектам таможенного администрирования [3].
К сожалению, пандемия коронавируса наложила серьезный отпечаток не только на население государств, но и на экономическую сферу, что характеризуется возникшим рядом проблем между иностранными партнерами. В частности, меры, принимаемые государствами, либо союзами государств, отразились в том числе и на деятельности таможенной службы [4].
Для определения влияния пандемии ко-ронавируса на выполнение обязательств по внешнеэкономическим сделкам необходимо констатировать, что ее распространение не позволяет сторонам выполнять свои обязательства, то есть должна быть связь между пандемией и условиями внешнеэкономических сделок, так как распространение ее по всему миру не во всех случаях может освободить всех участников гражданского оборота от ответственности за несоблюдение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
Следует заметить, что деятельность таможенных служб всех стран мира в целом приобрела в максимальной степени электронный характер.
Так, можно выделить ряд направлений, по которым приняты меры, затрагивающие деятельность таможенной службы в условиях пандемии COVID-19.
Направление по установлению запретов на перемещение товаров характерно как актами наднационального законодательства, так и на национальном уровне. Например, на уровне Евразийского экономического союза Коллегией Евразийской экономической комиссии 24.03.2020 принято Решение № 41, которое устанавливает запрет вывоза с таможенной территории ЕАЭС средств индивидуальной защиты, защитных и дезинфицирующих средств, продукции медицинского назначения, а также ряда материалов сроком по 30.09.2020. Также Решением № 42 ЕЭК ввела запрет на вывоз за пределы ЕАЭС ряда продуктов питания (например, репчатый лук, чеснок, рис, гречиха, готовые пищевые продукты из гречки).
Кроме того, на национальном уровне государства-члены ЕАЭС также ввели ограничения на вывоз ряда товаров. Например, Российская Федерация ввела по 01.06.2020 запрет на вывоз с ее территории ряда товаров (одноразовые комбинезоны химической защиты, маски медицинские, халаты медицинские и пр.).
Следующее направление установления особенностей для транзита товаров и транспортных средств касается осуществления транзитных перевозок грузов. Сле-
дует отметить, что это направление является одним из ключевых для экономики многих стран, поэтому государства пытаются создать наиболее приемлемые условия для поддержания транзитного потенциала во время пандемии. При этом, конечно, учитывается нынешняя эпидемиологическая ситуация. В этом блоке можно выделить ряд мер, направленных на максимальное исключение контактов между авиаперевозчиками и таможенными органами. Правительство Республики Беларусь установило ряд ограничений и требований к водителям, осуществляющим транзитные перевозки по территории Республики. В частности, водители, осуществляющие транзитные перевозки, обязаны покинуть территорию Республики Беларусь кратчайшим путем не позднее, чем на следующий день после даты въезда на свою территорию, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1. 1.3 ч. 1 Постановления Совета министров № 171.
Кроме того, ряд государств ввели ограничения по количеству пропускаемых грузовых транспортных средств либо установили временной интервал для пропуска данных транспортных средств. Например, Китай уменьшил суточную норму пропуска транспортных средств через пункты пропуска на границе с Российской Федерацией «Пограничный-Суйфэньхэ», «Краскино-Хуньчунь», «Полтавка-Дуннин», «Турий Рог-Мишань». А Казахстан установил временной интервал с 10.00 до 19.00 для пропуска грузовых транспортных средств, следующих транзитом, в пунктах пропуска «Айша-биби» и «Карасу».
Следующее направление касается возможности предоставления копий документов, используемых для таможенных целей, при совершении таможенных операций. Например, пакет мер Европейского союза предусматривает возможность при таможенной процедуре таможенного транзита использовать отсканированные копии сопроводительных документов. Решением Совета ЕЭК № 36 декларанту предоставлена возможность представления таможенному органу электронной или бумажной копии сертификата о происхождении
товара при условии обязательного последующего представления оригинала указанного сертификата в срок не позднее 6 месяцев с даты регистрации декларации на товары. Данная возможность предоставлена по 30.09.2020.
В качестве отдельного направления можно выделить меры по освобождению от уплаты ввозных таможенных пошлин либо предоставлению льгот по уплате. Например, Решением Совета ЕЭК № 21 предусмотрено освобождение от ввозной таможенной пошлины товаров, импортируемых для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Действие данного решения затрагивает, например, такие товары, как средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, диагностические реагенты, отдельные виды оборудования и материалов. В то же время в ЕС при наличии подтверждения серьезных экономических и социальных затруднений у субъекта таможенные органы вправе не начислять проценты на задолженность субъекта хозяйствования по таможенным платежам.
Также стоит обратить внимание на то, что в связи с распространением COVID-19 важен процесс переговоров с иностранными контрагентами. Необходимо не только обратить внимание на возникновение непредвиденных обстоятельств, но и сотрудничать в определении дальнейших мер по минимизации потерь с обеих сторон и
экономических сделок. Они также должны четко продемонстрировать, что форс-мажорные обстоятельства возникают и влияют на выполнение договорных обязательств. Кроме того, важно не только соблюдать уже заключенные договоры, но и правильно определить условия договора, которые стороны хотят заключить в настоящее время [5].
В целом необходимо отметить, что во всех странах предприняты меры по созданию «зеленого коридора» для импорта товаров, необходимых для предупреждения и ликвидации последствий пандемии ко-ронавирусной инфекции. Соответственно таможенные операции в отношении таких товаров осуществляются таможенными органами в первоочередном порядке [6].
Таким образом, из выше сказанного, можно сделать вывод, что пандемия оказала большое влияние на работу таможенных органов и в целом изменила условия международного таможенного сотрудничества. Стороны внешнеэкономической деятельности должны развивать особые условия, а именно оговорки о рисках распространения пандемии, предусматривающие специфику сотрудничества между сторонами, необходимые доказательства, порядок изменения или расторжения договора в особых обстоятельствах, а также оценку приемлемости и целесообразности включения в договор условий компенсации.
возможности изменения условии внешне-
Библиографический список
1. Дипломная работа на тему: Международное таможенное сотрудничество и перспективы его развития. - [Электронный ресурс ] - Режим доступа: https://дцо.рф/mezhdunarodnoe-tamozhennoe-2/
2. Лепа Т.П. Проблемы организации международного таможенного сотрудничества на современном этапе // Baikal research journal. - 2016. - Т.7, №4. -С. 17.
3. Паулов П.А. К вопросу о личном досмотре как исключительной форме таможенного контроля // Актуальные проблемы правоведения. - 2014. - № 3-4 (43). - С. 76-79.
4. Осуществление и развитие международного сотрудничества в таможенной сфере. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-23052020-n-1388-r/strategiia-razvitiia-tamozhennoi-sluzhby-rossiiskoi/iv/8/.
5. Имамова Д. Влияние пандемии на внешнеэкономические сделки // Review of law sciences. (2020) 138-141. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-na-vneshneekonomicheskie-sdelki/viewer
6. Влияние пандемии COVID-19 на работу таможенных органов разных стран. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ilex.by/news/zagolovok-vliyanie-pandemii-covid-19-na-rabotu-tamozhennyh-organov-raznyh-stran/, свободный (08.02.2021).
PROBLEMS OF INTERNATIONAL CUSTOMS COOPERATION IN A PANDEMIC V.A. Verbitskaya, Student
Supervisor: P.A. Paulov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. This article describes what international customs cooperation is and with which countries the Russian Federation interacts. In addition, the problem of the impact of the pandemic on the conditions of international customs cooperation and further interaction of countries with each other is considered. Particular attention is paid to the areas in which measures have been taken that affect the activities of the customs service in the context of a pandemic. Keywords: customs cooperation, pandemic, customs service, vehicles, transportation.