АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
В.Д. Савельева, студент Е.В. Риц, студент
Научный руководитель: Е.В. Алексеева, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10829
Аннотация. Сегодня Российская Федерация активно осуществляет международное сотрудничество с таможенными и иными органами других государств в рамках заключения международных договоров по реализации совместных проектов, создания общего рынка и общего экономического пространства. В данной статье рассматриваются опыт в области сотрудничества ФТС РФ с таможенными администрациями других стран, в частности, развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и СНГ.
Ключевые слова: международное сотрудничество, интеграционные процессы, таможенная сфера, двусторонние связи.
В настоящее время география таможенного сотрудничества Российской Федерации охватывает государства Азии, Европы, Африки, Латинской Америки, а также Ближнего Востока. Взаимодействие осуществляется более чем со 100 странами. В рамках сотрудничества со странами дальнего зарубежья основным стратегическим партнером России по-прежнему остается Китай.
Главным образом деятельность ФТС России в сфере международного сотрудничества направлена на развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и СНГ, поддержание и наращивание двусторонних связей с таможенными службами стран ближнего и дальнего зарубежья, а также на активизацию и дальнейшее развитие взаимодействия с международными организациями.
Ст. 356 ТК ЕАЭС устанавливает, что для выполнения своих задач и функций таможенные органы могут использовать любую информацию, полученную таможенными органами в соответствии международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов ЕА-ЭС с третьими странами и т.п., а ст. 362 указывает на то, что обмен документами и сведениями может осуществляется в электронной форме или путем представления
(направления) документов и (или) сведений на бумажном носителе.
Любая информация, полученная таможенными органами в соответствии международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования должна использоваться для повышения эффективности таможенного контроля.
На это указывают и положения ст. 308 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что таможенные органы в целях выполнения возложенных на них задач и осуществления функций вправе осуществлять международное сотрудничество с таможенными и иными органами государств, не являющихся членами ЕАЭС, а также с международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
При этом п. 2 ст. 308 ФЗ-289 указывает, что в рамках заключенных международных договоров Российской Федерации таможенные органы реализуют совместные проекты с таможенными органами иностранных государств (упрощенный таможенный коридор, взаимное признание результатов таможенного контроля и иные проекты).
По результатам оценки деятельности ФТС России по целевому индикатору -количество международных правовых актов о предварительном информировании
таможенных органов, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах имеет постоянную тенденцию к увеличению (рис. 1).
340
320
300
280
260
326
3o3
285
■
2017 2018 2019
Рис. 1. Динамика международной договорно-правовой базы ФТС России за 2017-2019 гг.,
шт.
Так, в 2019 году относительно 2018 года прирост составил 23 документа, а относительно 2017 года - 41 документ, в процентном выражении рост составил 7,6 и 14,4 пп. соответственно.
Из 326 договоров, меморандумов, соглашений, протоколов о намерениях международными договорами можно признать только 51% представленных документов -это договоры и соглашения (рис. 2).
■ Договоры
■ Соглашения
■ Меморандумы
■ Протоколы о намерениях
Рис. 2. Договорная база ФТС России в вопросах международного сотрудничества (за исключением договоров и соглашений с ЕАЭС)
Рассмотрим текущую ситуацию международного сотрудничества с таможенными и иными органами государств, не являющихся членами ЕАЭС.
В 2019 году ФТС России осуществляла сотрудничество с зарубежными коллегами на различных площадках, в том числе в рамках международных организаций и интеграционных объединений. В 20182019 гг. таможенные службы ЕАЭС и КНР согласовали проект Соглашения об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы этих государств. Эта договоренность будет способствовать не только сокращению
временных затрат на процедуры таможенного оформления товаров, но и повышению эффективности в сфере управления рисками, а также по признанию результатов таможенного контроля.
Так, в основе реализации проекта лежит информационный обмен между таможенными службами государств сведениями о товарах и транспортных средствах международной перевозки, представляемой экспортером в таможенную службу своего государства после выпуска товарной партии. Таможенная служба страны-экспортера передает в установленном объеме и формате сведения из экспортной
декларации таможенной службе государства-импортера.
Здесь необходимо отметить, что пример такого сотрудничества был еще в 2017 году, когда ФТС России и Таможня Финляндии подписали Меморандум о взаимопонимании в области обмена информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых в рамках международной торговли. Этот документ стал правовой базой для реализации проекта «Новый зеленый коридор» между Россией и Финляндией, а затем стал основой упрощения таможенного контроля в торговле с Китаем.
Технология «Нового зеленого коридора» заключается в том, что его участники на добровольной основе передают выпущенную Таможней Финляндии экспортную декларацию российской компании, выбранной в качестве доверенной третьей стороны. Эта компания проверяет полученную информацию, заверяет ее и передает в ФТС России.
В мае 2019 года подписано Соглашение об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы ЕАЭС и Китайской Народной Республики, а также начата совместная работа с Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики по введению предотгрузочных инспекций на экспорт товаров из России в Китай, распространено действие проекта «Упрощенный таможенный коридор».
В 2019 году также была продолжена работа по созданию единой системы транзита товаров по таможенной территории ЕАЭС с использованием современных технических средств и посредством сопряжения национальных информационных систем с использованием автомобильного транспорта, с помощью навигационных пломб (интеллектуальных трекеров), функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС.
С целью обеспечения таможенного контроля ввозимых/вывозимых и перевозимых товаров был подписан Меморандум о создании единой платформы операторов пломбирования.
Следуя Рекомендациям ВТамО РФ прилагала максимальные усилия для сопряжения транзитных систем Европейского союза и Российской Федерации, создавая как информационную, так и техническую среду обеспечения транзита. Еще 2 апреля 2017 г. РФ и Европейская комиссия договорились создать рабочую группу по сближению транзитных систем Европейского союза и ЕАЭС. Ключевым для России моментом развития взаимодействия транзитных систем и взаимодействия с ЕС является информационный обмен. Российская сторона прорабатывает с коллегами вопросы информационного обмена с целью создания прозрачных и безопасных цепочек поставок товаров из Европы в Евразию и наоборот.
Основным аргументом лиц со стороны стран ЕС, стремящихся не допустить создание транспортных коридоров через территорию РФ по маршруту Китай-Европа-Китай, было то, что:
- процедура информационного обмена при таможенном транзите при реализации схемы транзита России и Европейского союза нуждается в учете того, что NCTS и АС КТТ-2 необходимо состыковать друг с другом по обмену информацией о таможенном транзите;
- обеспечить прослеживаемость таможенного транзита через территорию РФ при создании транспортных коридоров;
- обеспечить контроль движения товаров и транспортных средств по таможенной территории ЕАЭС;
- обеспечить создание и деятельность юридических лиц, обеспечивающих транзит товаров по создаваемому транспортному коридору.
Также, был высказан ряд условий, связанных с транспортным сопряжением создаваемых цепей поставок товаров и обеспечением движения за счет снижения административных барьеров и создания эффективной логистики товародвижения.
В ходе совместных консультаций по единой системе обмена информацией о транзитных грузах при реализации схемы транзита из России в страны Европейского союза с учетом взаимной работы NCTS и АС КТТ-2 было установлено, что данные
системы идентичны в вопросах контроля таможенного транзита, а данные предоставляемые в рамках оформления транзитной декларации в ЕС и РФ, действующей в рамках ЕАЭС, в целом полностью совпадают и в достаточно короткое время вопрос об информационном обмене Ыт1-информацией между NCTS и АС КТТ-2 может быть реализован в полном объеме.
В целом, проводя анализ уже заключенных договоров и соглашений в рамках международного сотрудничества, необходимо признать тот факт, что только 18% их них напрямую относится к вопросам повышения эффективности таможенного контроля в части, касающейся предоставления информации или признания результатов таможенного контроля (рис. 3).
Об упрощении таможеных операций
Об информационном обмене
Вопросы
правоохранительной деятельности
Рис. 3. Общая характеристика содержания заключенных договоров и соглашений (за исключением договоров и соглашений с ЕАЭС)
Анализ представленных результатов исследований позволяет сделать вывод о том, что максимальное значение в договорной деятельности ФТС России было уделено реализации задач, определенных ВТамО по вопросам упрощения совершения таможенных операций, при этом необходимо признать и то, что чаще всего вопросы по обеспечению комплексного управления цепью поставок путем осуществления комплексных процедур таможенного контроля, применение для этих целей современных информационных технологий, в том числе в интересах выявления рисковых поставок, проведения мероприятий по снижению риска за счет кате-горирования участников ВЭД и проведения совместных мероприятий по опреде-
лению объектов контроля и инспектированию, при этом они в основном решались на уровне двусторонних соглашений РФ с другими странами (76% договоров и соглашений).
Таким образом, таможенные органы в целях выполнения возложенных на них задач и осуществления функций осуществляют международное сотрудничество с таможенными и иными органами государств, не являющихся членами ЕАЭС, в рамках заключения международных договоров по реализации совместных проектов: упрощенный таможенный коридор, взаимное признание результатов таможенного контроля, использование результатов применения инспекционно-досмотровых комплексов.
Библиографический список
1. Федеральная таможенная служба: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru.
2. Алексеева Е.В., Ахмедзянов Р.Р., Кондрашова И.В. Некоторые проблемы цифровиза-ции взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. № 6. - С. 18-21.
3. Алексеева Е.В., Кулаженкова В.Е. Таможенный аспект регулирования внешнеторговой деятельности России на современном этапе // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2019. - №14. - С. 70-71.
4. Гомон И.В., Ахмедзянов Р.Р., Непарко М.В., Постнова А.В. Современное состояние и направления развития взаимодействия внешнеэкономической и таможенной деятельности России // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №2 (91). - С. 80-87.
5. Петрушина О.М., Филиппов М.И., Кондрашова И.В. Актуальные вопросы международного сотрудничества // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. №6. - С. 79-83.
6. Дорожкина Т.В., Полякова К.В. Роль таможенных органов в создании благоприятного бизнес-климата на территории ЕАЭС // Modern Economy Success. - 2020. - №2. -С. 110-114.
7. Филиппов М.И., Мосеенкова А.О., Мигел А.А. Развитие форм торгово-экономического сотрудничества России и Германии в санкционных условиях // Вектор экономики. - 2019. - №12 (42). - С. 47.
ANALYSIS OF INTERNATIONAL COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
IN THE FIELD OF CUSTOMS
V.D. Savel'eva, Student E.V. Ric, Student
Supervisor: E.V. Alekseeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)
Abstract. Today, the Russian Federation is actively engaged in international cooperation with customs and other authorities of other States in the framework of concluding international agreements on joint projects, creating a common market and a common economic space. This article examines the experience of cooperation between the Federal customs service of the Russian Federation and customs administrations of other countries, in particular, the development of integration processes within the EAEU and the CIS.
Keywords: international cooperation, integration processes, customs sphere, bilateral relations.