БИТ 2019 Том 3 № 3 (11) УДК 656.073
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИНФОРМАЦИОННЫМ ОБМЕН МЕЖДУ ФТС РОССИИ И ТАМОЖЕННЫМИ СЛУЖБАМИ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ
Сакович С.И.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
INFORMATION EXCHANGE BETWEEN THE FCS OF RUSSIA AND THE
CUSTOMS SERVICES OF OTHER STATES
Sakovich S.I.
St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы информационного взаимодействия между таможенными органами России и иных государств.
Ключевые слова: информация, информационные технологии, информационный обмен, таможенный контроль.
Abstract
The article considers the issues of information interaction between the customs authorities of Russia and other states.
Keywords: information, information technology, information exchange, customs control.
Развитие экономики без применения новейших цифровых технологий сегодня не представляется возможным. Информационные технологии представляют собой основу для построения единого информационного пространства [1]. На базе информационных систем происходит создание глобальных информационных технологий и систем, организация информационных потоков, а также формирование рынка информационных продуктов и услуг.
Новейшие информационные технологии считаются ведущим фактором, определяющим вектор развития таможенной службы РФ и других государств. Для всех государств международное сотрудничество таможенных служб в области информационного обмена - основная составляющая деятельности таможенных органов.
Применение информационных технологий - это один из наиболее действенных способов, который направлен на улучшение результативности деятельности таможенных органов. В основе лежит применение различных информационных технологий в ходе информационного взаимодействия для проведения таможенных операций.
Необходимо отметить, что до создания Евразийского экономического союза (далее - Союз) информационный обмен между таможенными службами государств регламентировался международными соглашениями, а также техническими условиями, утвержденными на уровне руководств таможенных служб государств, принимающих
участие в информационном обмене, а также за счет технического решения, разработанного ФТС России, которое было распространено на все таможенные службы государств - членов ЕАЭС и сегодня не имеет реальной альтернативы [2].
В рамках деятельности ЕАЭС с целью утверждения перечня общих процессов Союза информационный обмен между таможенными органами стран-участниц осуществляется с применением средств интегрированной информационной системы. Решением ЕЭК от 14 апреля 2015 года № 29 определены нормативные документы, а также участники информационного обмена по каждому процессу. На основе вышеуказанного Решения разрабатываются документы, регламентирующие организацию информационного взаимодействия [3].
Также, проблема применения информационных таможенных технологий в процессе информационного взаимодействия в ЕАЭС раскрыта в Договоре о ЕАЭС от 29.05.2014, согласно которому для вышеуказанного взаимодействия необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии и трансграничное пространство доверия в рамках ЕАЭС. Данные меры представляют собой объединение нормативно-правовых, организационных, технических условий, определенных государствами-членами для обеспечения доверия в процессе межгосударственного обмена данными и электронными документами между уполномоченными органами, а
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
БИТ 2019 Том 3 № 3 (11)
также разработки и реализации мероприятий, основная цель которых - обеспечение данного взаимодействия.
Одним из примеров взаимодействия таможенных органов стран-членов ЕАЭС, как эффективного развития общей информационной системы Союза, является создание «Единого окна», что позволяет организовать информационный обмен между таможенными службами в рамках интеграционных объединений в кратчайшие сроки и сокращает финансовые затраты на создание межгосударственных информационных систем по общим таможенным процессам.
Информационный обмен ФТС с таможенными органами других иностранных государств проводится на основе двухсторонних или многосторонних соглашений, которые позволяют установить регулярный консолидированный обмен таможенной информацией, позволяющий более тщательно отслеживать товарные потоки, пересекающие таможенные границы Союза и создать условия для абсолютного контроля импорта товаров по всей границе Союза, а также транзита товаров через него. Организация консолидированного информационного обмена в интересах всех государств-членов Союза позиционируется как одна из главных составляющих набора мер, которые направлены на содействие развитию торговли с другими странами, повышение эффективности таможенного контроля и достоверности таможенного декларирования товаров и транспортных средств [4].
Новым приоритетным этапом становится организация информационного обмена с таможенными службами Китайской Народной Республики (далее КНР). Выбор КНР в роли «пилотного» партнера в ходе информационного обмена обусловлен наибольшим удельным весом в общем торговом обороте внешней торговли государств-членов ЕАЭС. Таможенные службы ЕАЭС и КНР уже согласовали проект Соглашения об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы этих государств. Эта договоренность будет способствовать не только сокращению временных затрат на процедуры таможенного оформления товаров, но и повышению эффективности в сфере управления рисками, а также упрощению форм таможенного контроля [5].
Кроме того, новый этап в модернизации системы информационного взаимодействия между таможенными органами России и органами других иностранных государств можно рассмотреть на примере реализации такого проекта, как «Зеленой коридор», где по спецификациям и техническим условиям, разработанным специалистами ЦИТТУ, в течение 6 месяцев были разработаны программные средства в таможенных службах России, Швеции и Финляндии, взаимодействие которых упрощает перемещение товаров в Россию из стран Евросоюза.
Так в 2017 году ФТС России и Таможня Финляндии подписали Меморандум о взаимопонимании в области информационного обмена о товарах и транспортных средствах, перемещаемых в рамках международной торговли. Данные документ стал правовой основой для осуществления мероприятий в рамках проекта между Россией и Финляндией «Новый зеленый коридор». Главная особенность проекта заключается в том, что его участники на добровольной основе передают экспортную декларацию, выпущенную Таможней Финляндии, российской компании, выбранной в качестве доверенной третьей стороны. В свою очередь данная организация идентифицирует полученную информацию, заверяет её и передает непосредственно в ФТС России.
По подобной модели предполагается осуществлять обмен информацией о транзитных товарах, перемещаемых между Финляндией и КНР через территорию России в рамках «Экономического пояса Шелкового пути». В данной схеме будут участвовать таможенные службы России, Финляндии, КНР и Казахстана.
В заключении отметим, что новейшие информационные технологии являются основой таможенных процессов, непрерывное внедрение которых составляет основу перспективного развития информационного взаимодействия ФТС России и иных государств. Они способствуют построению общего информационного пространства государств членов ЕАЭС, а также обеспечивают информационный обмен с другими государствами в сфере таможенного дела. Без их использования невозможно ускорить таможенные операции, улучшить качество таможенного контроля, а также «прозрачность» таможенного оформления.
36 http://bitjournal.ru
Бюллетень инновационных технологий
БИТ 2019 Том 3 № 3 (11)
Список литературы
1. Павлова Я.В. Информационные технологии в таможенном деле // Бюллетень инновационных технологий. 2019. Т. 3. № 2 (10). С. 56-59.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс»
3. Решения Коллегии ЕЭК от 14.04.2015 № 29 «О перечне общих процессов в рамках Евразийского экономического союза и внесении измене-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ния в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.08.2014 № 132»» // СПС «Консультант»
4. Аксенов И.А. Информационные технологии в таможенном деле: учебное пособие. СПБ: Свое издательство, 2016. 90 с.
5. Сотрудничество со странами дальнего зарубежья // Официальный сайт ФТС. URL: http://customs.ru (дата обращения: 02.08.2019).
Поступила в редакцию 05.08.2019
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]
Сведения об авторе:
Сакович Сергей Иванович - кандидат технических наук, заместитель декана по учебной работе факультета таможенного дела, доцент кафедры информатики и информационных таможенных технологий Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected]