Научная статья на тему 'Опыт реализации программы Уполномоченных экономических операторов в Японии'

Опыт реализации программы Уполномоченных экономических операторов в Японии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Взаимное признание УЭО / Всемирная таможенная организация (ВТамО) / Уполномоченный экономический оператор (УЭО) / Таможенная служба Японии. / Mutual recognition of AEO / World Customs Organization (WCO) / Authorized Economic Operator (AEO) / Japanese Customs Service.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хузиятов Тагир Даутович

Анализируется опыт реализации и совершенствования программы Уполномоченных экономических операторов (УЭО) в Японии, инициированной Таможенной службой страны на основе рамочных стандартов SAFE Всемирной таможенной организации (ВТамО) в 2006 г. Рассматриваются критерии признания участников внешнеэкономической деятельности в качестве УЭО и их выгоды от приобретения такого статуса. Приводится динамическая статистика количества УЭО в Японии по категориям. Характеризуются преимущества таможенной службы от внедрения программы УЭО. Рассматриваются вопросы международного сотрудничества таможенных служб в части взаимного признания УЭО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in Implementing the Authorized Economic Operators Program in Japan

Th e article analyzes the experience of implementing and developing the Authorized Economic Operators (AEO) program in Japan, initiated by the Customs Service on the basis of the SAFE Framework Standards of the World Customs Organization (WCO) in 2006. Th e criteria of recognizing participants in foreign economic activity as AEO and their benefi ts from acquiring such status are considered. Dynamic category statistics of the number of AEO in Japan are given. Th e advantages of the implementation of the AEO program in the customs service are described. Th e issues of international cooperation of customs services in terms of mutual recognition of AEO are considered.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации программы Уполномоченных экономических операторов в Японии»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 339.5

БСИ 10.24412/1815-0683-2022-1-16-22 Т.Д. ХУЗИЯТОВ

Опыт реализации программы

Уполномоченных экономических операторов в Японии

Анализируется опыт реализации и совершенствования программы Уполномоченных экономических операторов (УЭО) в Японии, инициированной Таможенной службой страны на основе рамочных стандартов SAFE Всемирной таможенной организации (ВТамО) в 2006 г. Рассматриваются критерии признания участников внешнеэкономической деятельности в качестве УЭО и их выгоды от приобретения такого статуса. Приводится динамическая статистика количества УЭО в Японии по категориям. Характеризуются преимущества таможенной службы от внедрения программы УЭО. Рассматриваются вопросы международного сотрудничества таможенных служб в части взаимного признания УЭО.

Ключевые слова: взаимное признание УЭО, Всемирная таможенная организация (ВТамО), Уполномоченный экономический оператор (УЭО), Таможенная служба Японии.

ХУЗИЯТОВ Тагир Даутович -доцент, кандидат экономических наук, независимый исследователь. [email protected].

KHUZIYATOV T. D. - Docent, Candidate of Economic Sciences, independent researcher.

T.D. KHUZIYATOV

Experience in Implementing

the Authorized Economic Operators Program

in Japan

The article analyzes the experience of implementing and developing the Authorized Economic Operators (AEO) program in Japan, initiated by the Customs Service on the basis of the SAFE Framework Standards of the World Customs Organization (WCO) in 2006. The criteria of recognizing participants in foreign economic activity as AEO and their benefits from acquiring such status are considered. Dynamic category statistics of the number of AEO in Japan are given. The advantages of the implementation of the AEO program in the customs service are described. The issues of international cooperation of customs services in terms of mutual recognition of AEO are considered.

Keywords: mutual recognition of AEO, World Customs Organization (WCO), Authorized Economic Operator (AEO), Japanese Customs Service.

На сессии Совета Всемирной таможенной организации (ВТамО) в июне 2005 г. в Брюсселе были приняты Рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли SAFE [5]. Этот уникальный международный документ установил современный стандарт безопасности цепочек поставок и возвестил о начале применения нового подхода к «сквозному» управлению товарами, перевозимыми через границы, при этом признавая важность более тесного партнерства между национальными таможенными службами и предпринимательским сообществом. С тех пор Рамочные стандарты регулярно обновляются, чтобы обеспечить эффективное реагирование на изменения в международных цепочках поставок.

Одной из важнейших составных частей Рамочных стандартов является партнерство «таможня - бизнес» в интересах обеспечения безопасного и надежного функционирования международных цепочек поставок товаров, которое реализуется, в частности, через положения об уполномоченных экономических операторах (УЭО). В соответствии с критериями ВТамО, УЭО - это сторона, вовлеченная в международное движение товаров в той или иной функции, одобренная национальными таможенными администрациями как соответствующая стандартам безопасности цепочек поставок ВТамО или эквивалентных им [6]. УЭО могут быть импортеры, экспортеры, производственные компании, таможенные брокеры, консо-лидаторы грузов, операторы терминалов, порты, аэропорты, операторы складов, дистрибьюторы и перевозчики, т. е. самые разные участники международного движения товаров. Основной акцент в рамках данного партнерства делается на создание международной системы идентификации тех частных компаний, которые обеспечивают высокую степень гарантий безопасности при выполнении их роли в цепочках поставок товаров. Эти компании-партнеры должны получать ощутимые преимущества от партнерства и своего статуса УЭО, например, ускоренное прохождение грузов пониженного риска через таможню, повышение уровня безопасности, оптимизацию издержек цепи поставок за счет эффективного решения вопросов безопасности, повышение репутации организации, расширение деловых возможностей, более полное понимание таможенных требований и более эффективную коммуникацию между УЭО и таможенной администрацией.

На основе Рамочных стандартов активизировалось принятие национальных программ УЭО. По данным ВТамО, по состоянию на 2020 г. 97 таможенных юрисдикций использовали программы УЭО (в том числе, кстати, 20 экономик АТЭС, за исключением Папуа - Новой Гвинеи, в которой программа находится в стадии разработки), а в 20 таможенных юрис-дикциях программы находились в процессе принятия [3].

Япония как крупный субъект международной торговли одной из первых начала внедрять Программу УЭО1. Сначала была принята программа для экспортеров (март 2006 г.), далее она распространилась на импортеров (апрель 2007 г.), операторов складов (октябрь 2007 г.), таможенных брокеров и транспортные компании (апрель 2008 г.) и производственные компании (июль 2009 г.) [1].

Общие требования к претендентам на статус УЭО соответствуют Рамочным стандартам ВТамО: 1) история трансграничных сделок с точки зрения соблюдения требований таможенного законодательства, 2) способность осуществления таможенных процедур в электронном виде, 3) способность осуществления операций в соответствии с требованиями таможенной службы и 4) наличие плана действий по соблюдению требований. По существу, это означает: 1) отсутствие обязательств перед таможенными органами и нарушений таможенного законодательства, 2) способность использования Автоматизированной системы данных о грузах и портах Японии ^АССБ), 3) способность надежно контролировать движение грузов и иметь финансовую устойчивость, 4) разработку плана действий по соблюдению требований и его операционное сопровождение [1].

Детализированные требования относятся к содержанию плана действий по соблюдению требований. Он должен включать: 1) организационную составляющую (образование головного офиса, ответственного за осуществление плана, и структурных подразделений во всех департаментах компании по реализации плана); 2) требования к партнерам (обеспечение адекватности деловых партнеров в контексте реализации плана, включая вопросы безопасности цепочек поставок); 3) безопасность грузов, транспортировки, помещений и персонала (включая управление движением грузов, отслеживание грузов в пути, проверку маршрутов и транспортных средств, использование соответствующих замков, ограждений и освещения, внедрение систем видеонаблюдения, периодическое патрулирование и процедуры идентификации личностей сотрудников); 4) соблюдение должных таможенных процедур (составление перечня грузов, включая описание, маркировку, тарифную классификацию, тарифные ставки, применимость нормативно-правовых актов о контроле торговли, и своевременное обновление перечня); 5) консультации, сотрудничество, коммуникация с таможенными органами (определение маршрута информирования таможенных органов о любом случае нарушения плана); 6) управление

1 Исследование сотрудников Межамериканского банка развития (МАБР) о программах УЭО в экономиках АТЭС отмечает, что фактические аналоги таких программ появились в Канаде, США и Новой Зеландии еще до принятия Рамочных стандартов ВТамО (соответственно, в 1995, 2001 и 2004 гг.). Таким образом, Япония была номинально первой, но фактически четвертой экономикой АТЭС, внедрившей программу УЭО [4].

в кризисных ситуациях (определение маршрута информирования таможенных органов в случае чрезвычайных ситуаций и принятие предупредительных и восстановительных мер); 7) обучение и подготовка кадров (рамочный план по обучению и подготовке кадров на периодической и постоянной основе); 8) внутренний аудит (система внутреннего аудита для реализации плана, иными словами, самоаудит является обязательным для УЭО в Японии).

Участник внешнеэкономической деятельности, желающий получить статус УЭО, подает заявление на имя Генерального директора одного из 9 региональных таможенных управлений. Практические шаги по получению статуса УЭО в Японии выглядят следующим образом: 1) предварительные консультации с таможенными органами (не являются обязательными, но до подачи заявления можно получить необходимую информацию и рекомендации таможенных органов); 2) подача заявления (заявление по форме и сопровождающие документы, например, план действий по соблюдению требований, лист самопроверки, сертификат о регистрации компании, а также иные документы, относящиеся к торговле компании); 3) проверка заявления и сопровождающих документов на соответствие общим требованиям к УЭО; 4) инспекция на месте (таможенные органы инспектируют заявителя на месте, прежде всего, с точки зрения проверки мер безопасности по хранению грузов и операционной деятельности компании, включая прилегающие территории, разделение грузов, освещение, замки, контроль доступа, компьютерные системы и др., а также порядок прохождения таможенных процедур); 5) авторизация (при соответствии результатов требованиям к УЭО заявитель получает соответствующий статус решением Генерального директора регионального таможенного управления) [1].

Получение статуса УЭО означает, что компания становится субъектом пост-аудита, т. е. она обязывается проводить внутренний аудит не реже, чем один раз в год. В процессе пост-аудита таможенные органы изучают результаты внутреннего аудита, проводят интервью и инспекции на месте на предмет соответствия требованиям и выполнения плана. Выявление существенных проблем в проведении пост-аудита приводит к изданию административного распоряжения об их устранении. При отсутствии удовлетворительных результатов в устранении проблем статус УЭО отзывается.

Нормативно-правовая база деятельности УЭО включает Закон о таможне, постановления правительства, приказы Министерства финансов и распоряжения Генерального директора таможенно-тарифного департамента Министерства финансов [2].

Процедура авторизации заявителя в качестве УЭО может занимать до одного года, что заметно дольше, чем в других экономиках АТЭС. По данным исследования МАБР, самая быстрая процедура авторизации

УЭО - во Вьетнаме (45 дней), а наиболее распространенный срок -90-120 дней [4, p. 30].

Статус УЭО дает заметные преимущества участникам внешнеэкономической деятельности за счет упрощения и ускорения таможенных процедур. Так, уже в 2009 г. время прохождения импортных процедур сократилось для УЭО по сравнению с обычными импортерами с 62,4 до 38,6 часа, в том числе на этапах «прибытие в порт - отправка на склад» - с 23,3 до 16,8 часа, «хранение на складе - подача таможенной декларации» - с 33,0 до 21,7 часа, «подача таможенной декларации - разрешение на импорт» -с 3,1 до 0,1 часа [1]. Кроме того, импортеры с таким статусом подают декларации и получают одобрение до прибытия груза, грузы выпускаются до уплаты сборов и налогов, а экспортеры освобождены от требования о размещении груза в таможенной зоне для получения разрешения на экспорт. Операторы складских помещений могут создавать консигнационные склады в уведомительном порядке, тогда как в обычном порядке для этого необходимо разрешение таможенных органов. Транспортно-логистические компании со статусом УЭО не обязаны получать разрешение таможенных органов на каждое прохождение таможни. Производственные компании освобождены от необходимости помещать экспортные грузы на таможенный склад при подаче экспортных деклараций.

Таможенные органы, в свою очередь, получают возможность фокусирования внимания и сосредоточения усилий на трансграничном перемещении грузов с высокой степенью риска.

Число компаний, получивших статус УЭО, неуклонно растет. По состоянию на 1 апреля 2006 г. был один УЭО, 2011 г. - 439, 2016 г. - 583,

2021 г. - 714 УЭО. По последним опубликованным данным на 3 марта

2022 г. было зарегистрировано 722 УЭО, из которых 230 экспортеров, 98 импортеров, 144 оператора складов, 242 таможенных брокера, 8 перевозчиков, 147 УЭО других категорий [1].

В подразделениях таможенных органов Японии, непосредственно работающих с УЭО, занято 72 сотрудника. Для сравнения, в США эту работу ведут 150 сотрудников, в Канаде - 64, в Австралии - 55, в Сингапуре - 27, в Таиланде - 23, в Новой Зеландии - 16, в КНР - около 1 000 сотрудников. Таким образом, в Японии на каждого сотрудника, непосредственно занимающегося вопросами УЭО, приходится примерно 10 компаний, в США - 77, в Канаде - 33, в Австралии - 8, в Сингапуре - 14, в Таиланде - 16, в Новой Зеландии - 8, в КНР - 3 [4, p. 19-20].

В области международного сотрудничества таможенных органов значительное внимание уделяется взаимному признанию УЭО на основе Рамочных стандартов FACE ВТамО. По состоянию на 2020 г. было заключено

87 двусторонних и 4 многосторонних (региональных) соглашения о взаимном признании УЭО, а по 78 соглашениям продолжались переговоры [6].

Таможенная служба Японии в настоящее время имеет соглашения о взаимном признании с 12 странами/объединениями. Первое такое соглашение было подписано и вступило в силу в 2008 г. (Новая Зеландия). Кроме того, соглашения связывают Японию с Австралией, Великобританией, Гонконгом, ЕС, Канадой, КНР, Малайзией, Республикой Корея, Сингапуром, США и Тайванем (на уровне ассоциаций частного бизнеса) [1]. Ведутся переговоры с Таиландом и Швейцарией. Япония - единственная в мире страна, которая имеет соглашения о взаимном признании УЭО как с США, так и с ЕС.

Таможенная служба Японии работает над расширением сети соглашений о взаимном признании УЭО с основными торговыми партнерами, основываясь на идее, что такие соглашения максимизируют выгоды бизнеса, соответствующего предъявляемым требованиям о безопасности грузопотоков. Это принципиально новый подход к международному сотрудничеству таможенных органов, которое традиционно основывалось преимущественно на обмене информацией по негативным явлениям в международной торговле в целях пресечения правонарушений. Таможенная служба Японии считает, что расширяющийся в мире интерес к соглашениям в признании УЭО, видимо, свидетельствует о поворотном пункте в деятельности таможенных администраций во многих странах мира.

При этом отмечается, что для взаимного признания УЭО необходимы два ключевых элемента: 1) надежные информационно-технологические системы для обеспечения таможенных процедур и реализации таких соглашений и 2) хорошо функционирующие коммуникационные каналы для обмена информацией между таможенными органами соответствующих стран в интересах плавной реализации таких соглашений.

Таким образом, опыт Японии в реализации и совершенствовании программы УЭО подтверждает ее растущую привлекательность для участников внешнеэкономической деятельности за счет ускорения и упрощения таможенных процедур и других выгод, а также возможность высвобождения сил и средств таможенных органов для концентрации на участках работы с наибольшей степенью рисков.

Список литературы

1. Программа Уполномоченных экономических операторов (УЭП) Таможенной службы Японии (япон. яз.). URL: https://www.customs.go.jp/zeikan/seido/kaizen. htm (accessed: 01.03.2022).

2. AEO Program. Customs and Tariff Bureau, Ministry of Finance, Japan. URL: https://www.customs.go.jp/english/aeo/pamphlet.pdf (accessed: 02.03.2022).

3. Compendium of Authorized Economic Operator Programs. URL: http://www. wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/facilitation/instruments-and-tools/ tools/safe-package/aeo-compendium.pdf?la=en (accessed: 23.02.2022).

4. Sierra Galindo, María Elena. AEO in APEC economies: opportunities to expand mutual recognition agreements and the inclusion of SMEs / María Elena Sierra Galindo, Gloria María Domínguez Rodríguez. Inter-American Development Bank. 2020. URL: https://publications.iadb.org/en/aeo-apec-economies-opportunities-expand-mutual-recognition-agreements-and-inclusion-smes (accessed: 28.02.2022).

5. WCO SAFE Framework of Standards. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/ wco/public/global/pdf/topics/facilitation/instruments-and-tools/tools/safe-package/ safe-framework-of-standards.pdf?la=en (accessed: 21.02.2022).

6. WCO tools to secure and facilitate global trade. URL: http://www.wcoomd.org/ en/topics/facilitation/instrument-and-tools/frameworks-of-standards/safe_package. aspx (accessed: 21.02.2022).

© Хузиятов Т. Д., 2022 © Khuziyatov T. D., 2022

Для цитирования:

Хузиятов Т. Д. Опыт реализации программы Уполномоченных экономических операторов в Японии // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 1(98). С. 16-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.