Научная статья на тему 'УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ'

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1257
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР / СИСТЕМА УПРОЩЕНИЙ / СТАНДАРТЫ SAFE / БЕЗОПАСНОСТЬ ЦЕПИ ПОСТАВОК / ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова О.П., Кириллов Ю.Г., Кузнецов В.В.

В статье исследуются условия развития в России и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) института уполномоченных экономических операторов (УЭО) в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. Анализируется современный организационно-правовой статус УЭО, действующие виды упрощений в сфере таможенных операций и таможенного контроля. Обобщаются сдерживающие факторы развития УЭО, а именно: высокий размер финансового обеспечения претендентов, необходимость предоставления удаленного доступа контролирующим органам к системам учета, неочевидность привилегий с позиции частоты проводимых таможенных проверок. Результаты анализа позволяют сформулировать ряд перспектив развития института УЭО, которые предполагают совершенствование системы упрощений и их взаимное признание с УЭО третьих стран. Основные положения исследования могут быть использованы органами таможенного регулирования и профессиональным бизнес - сообществом в дальнейшем становлении УЭО, увеличении их численности в целях эффективного импортозамещения и обеспечения конкурентоспособности национального экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS OF RUSSIAN CUSTOMS ADMINISTRATION

The article examines the conditions of development in Russia and the Eurasian Economic Union (EAEU) of the Institute of authorized economic operators (AEO) in the field of foreign economic activity and customs. The modern organizational and legal status of AEO, the existing types of simplifications in the field of customs operations and customs control are analyzed. The limiting factors of AEO development are summarized, namely: the high amount of financial support for applicants, the need to provide remote access to accounting systems to regulatory authorities, the non-obviousness of privileges from the standpoint of the frequency of customs inspections. The results of the analysis allow us to formulate a number of prospects for the development of the AEO institute, which involve improving the system of simplifications and their mutual recognition with AEO of third countries. The main provisions of the study can be used by customs regulatory authorities and the professional business community in the further formation of AEO, increasing their number in order to effectively import substitution and ensure the competitiveness of national exports.

Текст научной работы на тему «УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

О.П. Кузнецова, д-р экон. наук, профессор

Ю.Г. Кириллов, канд. экон. наук, доцент

В.В. Кузнецов, канд. техн. наук, доцент

Омский государственный технический университет

(Россия, г. Омск)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-12-2-30-37

Аннотация. В статье исследуются условия развития в России и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) института уполномоченных экономических операторов (УЭО) в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. Анализируется современный организационно-правовой статус УЭО, действующие виды упрощений в сфере таможенных операций и таможенного контроля. Обобщаются сдерживающие факторы развития УЭО, а именно: высокий размер финансового обеспечения претендентов, необходимость предоставления удаленного доступа контролирующим органам к системам учета, неочевидность привилегий с позиции частоты проводимых таможенных проверок. Результаты анализа позволяют сформулировать ряд перспектив развития института УЭО, которые предполагают совершенствование системы упрощений и их взаимное признание с УЭО третьих стран. Основные положения исследования могут быть использованы органами таможенного регулирования и профессиональным бизнес - сообществом в дальнейшем становлении УЭО, увеличении их численности в целях эффективного импортозамещения и обеспечения конкурентоспособности национального экспорта.

Ключевые слова: уполномоченный экономический оператор, система упрощений, стандарты SAFE, безопасность цепи поставок, взаимное признание.

Траектория совершенствования таможенной службы России задана целевыми ориентирами, внесенными в Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. Одна из составляющих указанной стратегии - это создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, деятельности лиц в сфере таможенного дела, которые имеют статус УЭО [1]. Институт УЭО в России создавался в 2010-2012 годах на основе рамочных стандартов безопасности и упрощения международной торговли Всемирной таможенной организации (ВТамО) и ранее действующего Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Перезагрузка УЭО произошла в 2018 году с вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) и нового Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». По словам первого заместителя руководителя ФТС Рос-

сии Давыдова Р.В. проблемы и перспективы УЭО явились хитом программы Международного Таможенного Форума -2021 [2]. Актуальность указанной темы обусловлена необходимостью эффективного взаимодействия таможни и бизнеса в вопросах облегченного доступа на внешние рынки российским компаниям, относящимся к категории низкого уровня риска, повышению их конкурентоспособности, снижению издержек в результате сокращения времени проведения таможенных операций. В конечном счете, УЭО как представители законопослушного бизнеса должны перейти на партнерские отношения с таможенными органами, предполагающие содействие, безопасность цепочки поставок, и поступление таможенных платежей в срок и полном объеме. Для создания привлекательности института УЭО за последние годы были приняты ряд мер на наднациональном и национальном уровнях. В Евразийской экономической комис-

сии (ЕЭК) при консультативном комитете по таможенному регулированию создана рабочая группа по развитию УЭО в странах-членах ЕАЭС (Союза). Обсуждены многие проблемные вопросы правоприменительной практики. Рабочая группа ЕЭК приняла программы УЭО в странах Союза, разработала и утвердила методику расчета баллов абсолютной и относительной финансовой устойчивости претендентов на положение УЭО. На уровне ЕЭК принята поправка по зачету сроков пребывания в статусе УЭО в период действия ТК ТС с целью выравнивания экономического обеспечения по нормам ТК ЕАЭС [3]. Таможенная служба России (ФТС РФ) уделила большое внимание информационно-разъяснительной работе и консультированию претендентов. На сайте ФТС РФ в разделе УЭО поддерживаются в актуальном состоянии нормативные документы, разъясняются вопросы применения таможенного законодательства, проводятся ве-бинары по деятельности УЭО. Подача заявления на включение в реестр УЭО и получение свидетельства о регистрации также осуществляются в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) [4]. Созданных правовых, информационных и организационно-технических условий оказалось явно недостаточно для стимулирования развития института УЭО в России. Крайне медленно и тяжело идет работа по привлечению декларантов и иных лиц сферы таможенного дела в статус операторов. По данным ФТС РФ на конец ноября 2021 года в реестре УЭО действующим свидетельством обладают только 162 организации. Приостановлено свидетельство у 8 организаций, а 14 организаций оказались исключенными из реестра за нарушение таможенного законодательства. Даже в Белоруссии дело обстоит значительно лучше -более 300 действующих организаций УЭО. А лидерами по функционированию данного института являются США - более 11000, и ЕС - более 18000 УЭО. Принимая во внимание сложившуюся диспропорцию в численности УЭО в России и других странах, учитывая необходимость следовать взятым обязательствам перед ВТамО

в деле формирования партнерских отношений между таможней и участниками ВЭД, следует ответить на следующие вопросы: Какие проблемы не имеют своего решения для более успешной реализации института УЭО? Какие условия необходимо сформировать для придания необходимой динамики регистрации УЭО в России? Что необходимо осуществить совместными усилиями таможенной администрации и бизнес-сообщества для того, чтобы основы становления УЭО, заложенные правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации, дали необходимый результат?

Методология исследования

Исследования основаны на обобщениях и анализе научных публикаций, мнениях экспертов по присвоению статуса УЭО и его реализации в условиях Российской Федерации. Информационно-правовую базу исследования составили международные документы ВТамО, правовые документы Союза, нормативные правовые акты и официальные документы Российской Федерации, стратегические и концептуальные документы по развитию внешнеэкономической деятельности и таможенного дела в России, соответствующего национальным и международным стандартам обеспечения безопасности. Был проведен систематический обзор литературы, чтобы определить текущее состояние взаимодействия таможни и УЭО и выявить наиболее актуальные проблемы. В исследовании использовались материалы Международного таможенного форума - 2021, где в рамках панельной сессии обсуждались проблемы и перспективы развития института УЭО через взаимное признание и совершенствование системы упрощений. Подробная информация о УЭО в России и их характеристиках были получены в результате интернет-исследований (вебсайты, публикации) и через опросы лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. На основе научных и практических материалов, собранных за 2019-2021 годы в следующих разделах описывается оценка роли и перспективы развития УЭО в Российской Федерации. Для получения объективных данных об

исследуемом предмете был применен метод тематического исследования с целью использования исследовательского, углубленного изучения для лучшего понимания темы.

Современное состояние организационно-правового института УЭО в России и ЕАЭС

Правовой институт УЭО получил свое развитие в период формирования Союза. Это произошло благодаря совершенствованию таможенного регулирования на основе использования электронных технологий, связанных с организацией результативного, эффективного таможенного контроля и обеспечением безопасной цепочки поставок товаров [5] (Рыльская, Некрасов, 2014). Были подробно исследованы этапы становления правового института УЭО в условиях евразийской интеграции [6] (Некрасов, 2015). На этапе обсуждения ТК ЕАЭС предлагалось выработать конкретные методические рекомендации по применению упрощений таможенного оформления и таможенного контроля для УЭО, отмечалась необходимость взаимного признания статуса УЭО [7] (Рыльская, Некрасов, 2017). С принятием ТК ЕАЭС значительно расширились правовые возможности УЭО. Появилась отдельная глава 61 и ее 14 статей, определяющих статус УЭО. Обновились порядок регистрации и условия включения УЭО в реестр, а также сформулированы основания для приостановления и исключения из реестра. Определены 3(три) типа свидетельств и соответствующие каждому типу УЭО шестнадцать видов упрощений или таможенных привилегий, которыми пользуются УЭО. Среди упрощений первого и второго типов есть пересекающиеся общие привилегии: выпуск товаров до подачи декларации, таможенный осмотр вне очереди и непредоставление обеспечения при выпуске товаров. Для упрощений первого типа выделяется первоочередной порядок совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) товаров. Это интересно крупным торговым сетевым компаниям, импортерам (Лента, Икеа). Второй тип упрощений предусматривает временное хранение товаров на складских территори-

ях УЭО и проведение таможенных операций на своих площадях. Такие возможности весьма привлекательны не только внешнеторговым фирмам, но и производственным компаниям (Марс, Нестле). Возможность таможенных досмотров при этом сокращается до минимума. Третий тип свидетельств позволяет объединить все перечисленные упрощения. Пользоваться спектром упрощений УЭО разрешено при выполнении обязанностей, установленных ТК ЕАЭС, и на основе заключенного соглашения между таможенным органом и УЭО.

Исследование условий и факторов развития УЭО в Российской Федерации

Современные исследователи института УЭО в России отмечают, что потенциал УЭО используется совершенно не в полной мере. Представляют интерес результаты SWOT-анализа концептуальной модели развития УЭО в России и ЕАЭС [8] (Денисова, 2020). Результаты проведенного анализа остаются актуальными в части выявленных сильных сторон, благоприятных возможностей и возможных угроз. Однако слабые стороны, указанные автором в части взаимосвязи УЭО и таможенных органов, сегодня устранены. Ряд авторов отмечают крайне медленное развитие института УЭО по причине сложной процедуры получения указанного статуса, большой суммы обеспечения (1 млн. евро), низким, порой даже полным отсутствием экономического эффекта от тех упрощений, которые предлагаются к использованию организацией, получившей этот статус [9] (Бойкова, Губарев, 2021). Прежде всего, заинтересованные лица указывают на неподъемный размер обеспечения исполнения обязанностей УЭО, предусмотренного статьей 436 ТК ЕАЭС. Размер обеспечения для претендентов на свидетельство УЭО 1 типа поэтапно снижается до 150 тыс. евро начиная с седьмого года исполнения обязанностей УЭО. Тем не менее, финансовая нагрузка является слишком большой для российского участника ВЭД. На основании данного факта ряд авторов приходят к выводу, что получить статус УЭО могут только крупные организации, но не представители малого и среднего бизнеса [10]

(Коптева, Борисова, 2020). Это, на наш взгляд, является заблуждением, поскольку наличие финансовых возможностей по обеспечению статуса УЭО не является определяющим фактором сдерживания развития данного института в России. Ученые и практики отмечают наличие альтернативных путей и способов пользования упрощениями, предусмотренными для УЭО, без получения статуса УЭО [11] (Гирдо, 2021). Наиболее значимым фактором снижения привлекательности статуса УЭО является параллельное развитие ка-тегорирования участников ВЭД и присвоение организациям категории низкого уровня риска. Число участников ВЭД в этой категории приблизилось к 12 тысячам единиц по состоянию на конец 2021 года. Возникает задача перевести часть организаций низкого уровня риска (НУР) в статус УЭО, что позволит России сравняться с передовыми странами по данному показателю. А это означает необходимость последовательно развивать и совершенствовать меры по повышению привлекательности института УЭО. Следует отметить, что статус УЭО по определению является статусом низкого уровня риска. Но качественный уровень УЭО намного выше юридического лица с НУР. К сдерживающим факторам развития института УЭО за прошедшие годы стала парадоксальная ситуация когда число проводимых в отношении УЭО таможенных проверок было не меньше, и даже больше, чем в отношении декларантов без указанного статуса [12] (Борисова, Нерсисян, 2019). Участники ВЭД констатировали факты более частых проверок при подаче заявления на ввоз в статусе УЭО, чем при декларировании каждой отдельной поставки. На досмотр попадали коносаментные партии. Такое положение было вызвано особенностями срабатывания системы управления рисками (СУР). Но, к сожалению, не все УЭО подтверждают свое положение в реестре. По результатам таможенного контроля выявляются нарушения установленных правил, возбуждаются дела по административным правонарушениям доначисляются суммы таможенных платежей [13] (Гудкова, 2020). Представляется важным

продолжить совершенствование СУР и перейти от оценки риска по конкретной партии к оценке системы работы компании в целом, анализируя, насколько внутренняя организация претендента на статус УЭО работает на предотвращение нарушений [14] (Козаев, 2018). Довольно чувствительной темой стала необходимость предоставления удаленного доступа таможенной службы к системам учета бухгалтерской, коммерческой документации и финансовой отчетности УЭО. Это стало одним из барьеров при получении необходимого статуса [15] (Козаев, 2020). Удаленный доступ требует дополнительных затрат по адаптации программного обеспечения компаний к указанным требованиям. Кроме того, компании оказались не готовы предоставлять доступ к своей системе учета в полном объеме, ссылаясь на коммерческую тайну. Как ответ на возникший вызов появились разработки по осуществлению таможенного мониторинга и разработки «витрины данных» как альтернативы прямого доступа к системе учета участника ВЭД [16] (Семашко, 2021). Следует подчеркнуть, что доступ таможенных органов к системе учета УЭО важен не только для обеспечения прозрачности осуществления таможенных операций и таможенных процедур экспорта и выпуска для внутреннего потребления. Это и способ идентификации импортных товаров при их переработке на таможенной территории.

Дальнейшее развитие института УЭО: взаимное признание и совершенствование системы упрощений

В 2021 году вышла новая редакция Рамочных стандартов безопасности и упрощения международной торговли (SAFE). Система SAFE появилась в качестве согласованного ответа глобального таможенного сообщества на угрозы безопасности цепочки поставок, в равной степени поддерживая содействие законному и безопасному бизнесу. Она предписывает базовые стандарты, которые были протестированы и хорошо работают по всему миру для достижения общей цели, основанной на доверии [17] (WCO, 2021). Заметными дополнениями явились базовые положения о

разработке региональных программ УЭО. На фоне пандемии COVID-19 (Covid) для повышения устойчивости и восстановления глобальных цепочек поставок было разработано "Руководство по внедрению и валидации УЭО". Новое Руководство объединяет передовую практику ЕС, США, знания и уроки, извлеченные участниками, с целью упрощения процесса внедрения УЭО и согласования требований УЭО с процессами таможенной проверки. В этом документе изложен подход к организации удаленных методов таможенных проверок на соответствие требованиям УЭО в связи с Covid, использование электронных цифровых технологий для поддержки непрерывного бизнеса и обеспечения устойчивости программ УЭО [18]. В новую редакцию SAFE вошли предложения ЕЭК по применению методики расчета финансовой устойчивости операторов, программы УЭО, а также рекомендации по использованию навигационных пломб УЭО наряду с обычными механическими пломбами. Совершенствование стандартов SAFE для обеспечения безопасности цепочки поставок и организации управления требует изменений в таможенном законодательстве. Формулируются дополнительные критерии присвоения статуса УЭО [19] (Смирнов, 2021). Программы УЭО каждого государства - члена Союза должны интегрироваться в единую программу УЭО, связанную системой взаимного признания [20, 21] (Денисова, Наливайко, Ступников, 2020).

На текущий момент еще не принят новый административный регламент ФТС России по ведению реестра УЭО. Старые правила утратили силу осенью 2020 года и недоступны на официальном сайте таможенной службы. Необходимость нового регламента назрела и становится очевидной для дальнейшего привлечения соискателей статуса УЭО. По состоянию на ноябрь 2021 года проходит оценку регулирующего воздействия новое соглашение о взаимодействии УЭО и таможенного органа, определяющее и уточняющее порядок электронного доступа к информации и системам бухгалтерского учета.

В современных условиях важно использовать УЭО как модель для обеспечения баланса интересов государства и бизнеса в условиях глобализации и увеличения объемов торговли [22] (Karlsson, 2017). Следует обратиться к опыту стран БРИКС. Бразильскую программу УЭО можно считать одной из самых передовых и успешных в мире. В ее разработке участвовала всемирно известная консалтинговая фирма, техническая и финансовая поддержка была оказана организациями частного сектора, желающими присоединиться к ней, и ее поддержали высокопоставленные чиновники из команды таможенной администрации и федерального правительства.

[23].

Необходимо идти по пути взаимного признания УЭО России и третьих стран. Взаимное признание УЭО сделает это явление более привлекательным и динамичным. Сегодня уже подписаны дорожные карты по взаимному признанию УЭО с Китаем, Южной Кореей, Турцией и Молдовой. На очереди Германия, Иран. Необходимы новые инициативы, чтобы обеспечить упрощения, которые в настоящее время еще не используются в таможенной практике. Это возможность маркировки товаров на складах УЭО, а также использование системы учета товаров УЭО для идентификации импортируемых компонентов в переработанной продукции. Значительному увеличению числа УЭО в Российской Федерации могло бы способствовать более эффективное использование инструмента банковской гарантии. Расчеты, выполненные Худжатовым М.Б., подтверждают сравнительную эффективность использования банковской гарантии и возможность снижения затрат на выполнение таможенно-логистических операций

[24] (Худжатов, 2019).

УЭО еще не в полной мере используют свои возможности, связанные с объединением товарных партий в одной декларации, экономии на таможенных сборах, выгоды от хранения на своих складах товаров третьих лиц. Еще не реализована норма, предусмотренная в ТК ЕАЭС, об отдельных полосах движения для УЭО, что

требует развития инфраструктуру в пунктах пропуска.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о новом витке научного и практического интереса к деятельности УЭО в России и ЕАЭС. Этому поспособствовала обновленная редакция SAFE ВТамО, принятая в 2021 году, а также Руководство по внедрению и валидации УЭО ВТамО. В разработке и реализации новых рамочных стандартов ВТамО активную позицию заняла ЕЭК по программам УЭО в странах ЕАЭС, предложившая свою методику расчета показателей финансовой устойчивости организаций, претендующих на статус УЭО, а также использование навигационных пломб наряду с механическими. Большая работа проведена ФТС России в плане электронного взаимодействия с УЭО. Предложены новые упрощения и инициативы, которые потребовали закрепления в таможенном законодательстве. Среди них, новое соглашение о взаимодействие УЭО и таможенного органа, возможность маркировки товаров средствами идентификации на складах УЭО, использование системы учета товаров

ров в продуктах переработки на таможенной территории. Создаются новые дорожные карты по взаимному признанию УЭО с третьими странами. Преимущества взаимного признания должны найти свое проявление в минимизации риска, поскольку отправитель и получатель гарантируют соблюдение таможенного законодательства своим статусом. Акцент деятельности таможни полностью перейдет на стадию контроля после выпуска товаров, что повлечет за собой рациональное использование ресурсов таможни. Значительно сократятся издержки, связанные с совершением таможенных операций по выпуску товаров. Существенную поддержку получит национальный экспорт. Вместе с тем, динамику развития института УЭО в Российской Федерации по-прежнему нельзя признать положительной. Изменить ситуацию возможно при совместном движении вперед таможенной администрации и ассоциации профессиональных УЭО. Выгоды и преимущества статуса УЭО должны стать очевидными для государства и бизнеса. Необходим управляемый переход организаций НУР в УЭО.

УЭО для идентификации импортных това-

Библиографический список

1. Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. N 1388-р. Доступ из справ.-правовой системы «Альта - Софт» (дата обращения 29.11.2021)

2. Давыдов Р.В. Перспективы развития института УЭО: взаимное признание и совершенствование системы упрощений // Материалы Международного Таможенного Форума - 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://forum.customs.gov.ru/ru/program

3. О применении положений статьи 436 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в отношении юридических лиц, включенных в реестр уполномоченных экономических операторов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза: Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2021 г. N 29. Доступ из справ.-правовой системы «Альта - Софт» (дата обращения 29.11.2021)

4. Личный кабинет уполномоченного экономического оператора // Федеральная таможенная служба России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb

5. Рыльская М.А. Институт уполномоченного экономического оператора в контексте теории права / М.А. Рыльская, Д.В. Некрасов // Вестник Финансового университета. -2014. - №1 (79). - С. 122-128.

6. Некрасов Д.В. Совершенствование административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в условиях Евразийского экономического союза: монография. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. - 230 с.

7. Рыльская М.А. К вопросу о взаимном признании правового статуса УЭО в практике таможенного администрирования / М.А. Рыльская, Д.В. Некрасов // Вестник экономической безопасности. - 2017. - №1. - С. 126-135.

8. Денисова Н.А. Анализ потенциала развития института уполномоченного экономического оператора в Евразийском Экономическом Союзе // Бюллетень инновационных технологий. - 2020. - Т. 4. - №2 (14). - С. 13-18.

9. Бойкова М.В. К вопросу о цифровой трансформации таможенного администрирования / М.В. Бойкова, Д.В. Губарев // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2021. - №2 (78). - С. 69-73.

10. Коптева Л.А., Борисова Е.М. Правовые основы института уполномоченного экономического оператора и его роль в обеспечении экономической безопасности России // Вестник Евразийской науки. - 2020. - №4. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://esj .today/PDF/11ECVN420.pdf

11. Гирдо Е.А. Проблемы развития института уполномоченного экономического оператора в условиях цифровой экономики // Антимонопольная политика. Региональная практика: Материалы национальной конференции с международным участием, Брянск, 21 апреля 2021 года. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И Г. Петровского, 2021. - С. 482-487.

12. Борисова Е.М., Нерсисян В.С. Взаимодействие уполномоченных экономических операторов с таможенными органами и применение системы управления рисками при контроле их деятельности // Бюллетень инновационных технологий. - 2019. - Т. 3. -№ 4 (12). - С. 35-39.

13. Гудкова О.В. Таможенный контроль осуществления деятельности уполномоченных экономических операторов // Вестник Брянского государственного университета. - 2020. -№1 (43). - С. 113-121.

14. Козаев В.Р. УЭО по новым правилам: перспективы и проблемы // Таможенные новости. - 2018. - №9. - С. 16-18.

15. Козаев В.Р. О работе по подготовке новых решений ЕЭК для УЭО. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/74494

16. Семашко С.А. Удаленный доступ к системам учета УЭО посредством витрин данных. Внедрение технологий таможенного мониторинга. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://forum.customs.gov.ru/uploads/23_2.pdf

17. WCO tools to secure and facilitate global trade. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrument-and tools/frameworks-of-standards/safe_package.aspx

18. Руководство по внедрению валидации УЭО. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://www.wcoomd.org/~/media/5810630F7F434A25AB00BE7FA0753365.ashx

19. Смирнов В.П. Подходы к статусу уполномоченного экономического оператора, соответствующие стандартам безопасности цепей поставок // Трансграничные рынки товаров и услуг: проблемы исследования: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Владивосток, 09-10 ноября 2021 года. - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2021. - С. 250-251.

20. Денисова Н.А., Наливайко Ю.А. Оценка роли и перспектив деятельности уполномоченных экономических операторов в Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2020. -№1 (73). - С. 32-42.

21. Ступников А.А. Взаимное признание УЭО: мировой опыт и перспективы в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/74199/

22. Karlsson L. Back to the future of Customs: A new AEO paradigm will transform the global supply chain for the better // World Customs Journal. 2017. Vol. 11. №1. P. 21-33.

23. From "red tape" to "red carpet": how the Brazilian AEO Programme has brought Customs procedures to an entire new level // WCO. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mag.wcoomd.org/magazine/wco-news-88/brazil_aeo/

24. Худжатов М.Б. Оценка эффективности деятельности уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом Союзе // Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2019. - № 1. - С. 40-48.

AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS OF RUSSIAN CUSTOMS

ADMINISTRATION

O.P. Kuznetsova, Doctor of Economics Sciences, Professor Yu.G. Kirillov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor V.V. Kuznetsov, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Omsk State Technical University (Russia, Omsk)

Abstract. The article examines the conditions of development in Russia and the Eurasian Economic Union (EAEU) of the Institute of authorized economic operators (AEO) in the field of foreign economic activity and customs. The modern organizational and legal status of AEO, the existing types of simplifications in the field of customs operations and customs control are analyzed. The limiting factors of AEO development are summarized, namely: the high amount offi-nancial support for applicants, the need to provide remote access to accounting systems to regulatory authorities, the non-obviousness of privileges from the standpoint of the frequency of customs inspections. The results of the analysis allow us to formulate a number of prospects for the development of the AEO institute, which involve improving the system of simplifications and their mutual recognition with AEO of third countries. The main provisions of the study can be used by customs regulatory authorities and the professional business community in the further formation of AEO, increasing their number in order to effectively import substitution and ensure the competitiveness of national exports.

Keywords: authorized economic operator, simplification system, SAFE standards, supply chain security, mutual recognition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.