УДК 332
Вейсель Каяоз
аспирант,
Институт гуманитарных технологий, Южный федеральный университет (ИУБиП) [email protected]
Veysel Kayaoz
graduate student,
Institute of humanitarian technologies, South Federal University (lUBiP) [email protected]
Проблемы уполномоченных
экономических операторов в развивающихся странах
Аннотация. Рост объёмов мировой торговли потребовал от таможенных администраций изменений. Досматривать всех и каждого было невозможно, а ужесточение законодательства порождало рост числа таможенных нарушений и преступлений. Ужесточение таможенных барьеров препятствовало торговле и приводило к росту времени и затрат на транспортировку товара [4]. Таможенным органам и бизнесу необходимо было перестраивать свою работу, и для этого были разработаны Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации SAFE. В документе вводится понятие уполномоченного экономического оператора (УЭО) -«субъекта международной торговли, который осуществляет свою деятельность в соответствии со стандартами ВТамО или принципами обеспечения безопасности цепи поставок товаров».
Ключевые слова: институт уполномоченного экономического оператора, международная торговля, Всемирная таможенная организация SAFE, стандарты ВТамО.
The problems of authorized
economic operators in developing countries
Annotation. The growth in the volume of world trade demanded changes from customs administrations. It was impossible to inspect each and every one, and the tightening of legislation caused an increase in the number of customs violations and crimes. Toughening customs barriers hindered trade and led to an increase in the time and cost of transporting the goods [4]. The customs authorities and business needed to rebuild their work, and for this purpose the Framework standards of the World Customs Organization SAFE were developed. The document introduces the concept of an authorized economic operator (AEO) - an «international trade entity that operates in accordance with WCO standards or the principles of ensuring the security of the supply chain of goods.» This article examines the problems of AEO, which faced developing countries at the present stage.
Keywords: institution of the authorized economic operator, international trade, World Customs Organization SAFE, WCO standards.
Во всём мире государства взяли курс на упрощение международной торговли и ускорение прохождения границы. Во многих странах действует и развивается институт УЭО, а число компаний, которые уже получили этот статус, исчисляется десятками тысяч. Таким образом, институт УЭО является одним из основных элементов системы упрощения таможенных формальностей и ускорения перемещения товаров через таможенную границу, а также способствует созданию партнерских отношений между таможенными органами и предпринимательским сообществом, сближению национального таможенного администрирования с международными . , -
тие торговли между странами позволяет данному институту обеспечить эффективное развитие как мировой экономики в целом, так и стран-членов Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО). Институт УЭО, получив положительный опыт развития в некоторых государствах и интеграционных объединениях, является актуальным для всех участников международной торговли и может быть реализован вне зависимости от географического положения стран,
-
других факторов [1, с. 20].
Компания, являющаяся УЭО, должна соответствовать ряду требований в организации бухгалтерского учёта, финансовой устойчивости, безопасности в цепочке поставок и по ряду иных вопросов.
Ключевыми моментами развития института УЭО являются:
• Взаимное признание статуса УЭО в странах. -
ствия успешному повсеместному применению Ра,
стран, которые развиваются, является обеспечение взаимного признания УЭО, сертифицированных разными таможенными администрациями. При отсутствии глобальной системы взаимного признания статуса УЭО участники торговли из ряда стран могут оказаться в довольно неблагоприятном положении с точки зрения конкуренции. В более долгосрочной перспективе взаимное признание статуса УЭО будет иметь важнейшее значение для
обеспечения того, чтобы операторы, которые отвечают критериям, установленным Рамочными стандартами, и получившие статус УЭО в определенном государстве (интеграционном объединении),
могли использовать преимущества Рамочных ,
торговле на равных условиях.
• Обеспечение эффективности деятельности по организации и проведению таможенного контроля.
• Обеспечение экономической безопасности.
Самый большой показатель среди государств-членов ЕАЭС у Республики Беларусь около 330 УЭО, тогда как в Китае - почти 3000 УЭО, в США -более 10000 участников программы СТРАТ (аналог ).
В настоящее время имеют место следующие проблемы развития института УЭО, в том числе в развивающихся странах:
1. -
дательства недобросовестными предпринимателями, пользующимися статусом уполномоченного экономического оператора на основе договорных отношений с лицами, включенными в .
2. Малый процент доли УЭО. Возможными при-
:
• большая сумма обеспечения уплаты пошлин;
• высокие требования таможенного законода-
.
3.
недостоверного декларирования товаров, несоблюдение запретов и ограничений на ввоз или вы,
документов при таможенном оформлении и непредставление в таможенный орган отчетности.
■ Количество УЭО в ряде стран-членов ВТамО
10000
5000
3000 ■
330 ■ 220 230 1000 1 500 ■
Be л а русь Казахстан Россия Китай США Германия Канада Япония
Рисунок 1 - Количество УЭО в ряде стран-членов ВТамО
Самым специфичным в изучении практики применения УЭО является Китай. Если программа УЭО в США создавалась для безопасности международной цепи поставок, то китайская программа основана на оценке кредитоспособности .
деятельности допускает весомые правонарушения, то уровень его кредитоспособности понижается и у государственных органов, в свою очередь, появляется повышенный интерес к данному предприятию в виде более строгого контроля [3]. После реформы 2014 года в Китае существуют три категории уполномоченных предприятий: АА - высокий уровень, А - стандартный , - ( ). Существовавшие предприятия С и О подверглись повторной проверке кредитоспособности и
были отнесены или к категории В или к недобросовестным предприятиям [3]. Уполномоченные предприятия, в свою очередь, делятся на два вида: Стандартные уполномоченные предприятия и Уполномоченные предприятия высокого [3].
Институт УЭО в Китае развивается в незначи-.
, -
онный обмен между таможенными органами и участниками ВЭД, что, в свою очередь, является одной из причин слабого международного сотрудничества в рамках института УЭО-малень-кое количество договоров о взаимном призна-.
.
Литература:
1. Жебрик Э.Л. Институт уполномоченных эко-:
и перспективы развития // Молодой ученый. 2016. № 10.1. С. 19-22. иР1_: https://moluch.ru/ агс1ше/114/29400/
Literature:
1. Zhebrik E.L. The Institute of Authorized Economic Operators: Current State and Development Prospects // Young Scientist. 2016. № 10.1. P. 19-22. URL: https://moluch.ru/archive/114/29400/
2. Некрасов Д.В. Уполномоченный экономический оператор: выигрывают все // Таможня. 2015. № 3 [362] (р.15-17).
3. URL: http://trans-business.com/articles/ upolnomo-chen nyj_o perator_mirovaya_prakti ka_v_eaes/
4. URL: http://xn--b1 ae2adf4f.xn--p1 ai/article/-41823--upolnomochennye-ekonomicheskie-opepatopy-poc-hemu-sistema-pabotaet-za-pubezhom-i-ne-pabotaet-u-nas.html
2. Nekrasov D.V. Authorized economic operator: they win everything // Customs. 2015. № 3 [362] (p.15-17).
3. URL: http://trans-business.com/articles/upolnomo-chen nyj_o perator_mirovaya_prakti ka_v_eaes/
4. URL: http://xn--b1 ae2adf4f.xn--p1 ai/article/-41823--upolnomochennye-ekonomicheskie-opepatopy-poc-hemu-sistema-pabotaet-za-pubezhom-i-ne-pabotaet-u-nas.html