Научная статья на тему 'Система регистрации экспортеров как способ обеспечения таможенного контроля в таможенном союзе ЕС'

Система регистрации экспортеров как способ обеспечения таможенного контроля в таможенном союзе ЕС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
499
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ ЭКСПОРТЕРОВ / ТАМОЖНЯ / ЕС / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР / ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / СТАНДАРТ БЕЗОПАСНОСТИ / СТРАНЫ-БЕНЕФИЦИАРЫ / ТОВАРЫ / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ / EXPORTERS REGISTRATION SYSTEM / CUSTOMS / EU / AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR / ORIGIN OF GOODS / CUSTOMS DECLARATION / SAFETY STANDARD / BENEFICIARY COUNTRIES / GOODS / RELOCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дидигова Л.Р.

Данная статья посвящена анализу работы таможенных служб в сфере применения единой системы регистрации экспортеров и оформлению таможенных деклараций и бланков о происхождении товаров. Дается обзор новой системы регистрации экспортеров важной составляющей в работе с установлением происхождения товаров, перемещаемых на границах Европейского союза и за его пределами. Рассмотрено правовое применение данной системы в развивающихся странах и предоставление им таможенных преференций для ознакомления и внедрения модернизированной системы для упорядочения документооборота по оформлению деклараций о происхождении товаров. В статье также прописаны функции системы регистрации экспортеров по борьбе с поставкой на территорию таможенной границы контрафактной продукции, которая нарушает авторское и патентное право. Автором приведены страны, которые готовятся использовать систему регистрации экспортеров в течение последующих трех лет. В данной работе была предпринята попытка рассмотреть теоретическую основу одного из способов обеспечения таможенного контроля, а именно систему регистрации экспортеров в действии, а также проанализировать нормативную базу и проведение таможенного контроля на территории таможенного союза ЕС с целью расширить область знаний в данном вопросе и представить деятельность и эффективность такого процесса с имплементацией норм европейского таможенного права. Автором рассмотрена деятельность уполномоченных экономических операторов: способы получения данного статуса, функции, приведены нормативные акты, на принципах которых строится работа операторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORTERS REGISTRATION SYSTEM AS A METHOD OF PROVIDING CUSTOMS CONTROL IN THE CUSTOMS UNION OF THE EUROPEAN UNION

This article is devoted to the analysis of the work of customs services in the sphere of application of a unified system for registration of exporters and registration of customs declarations and forms on the origin of goods. An overview of the new system for registering exporters is an important component in the work with establishing the origin of goods transported on the borders of the European Union and beyond. Author has reviewed legal application of this system in developing countries and the granting of customs preferences to introduce a modernized system for processing declarations on the origin of goods. Alongside this it is show the countries that are preparing to use the system of registration of exporters in the next three years. The article also describes the functions of the system for registering exporters to combat the supply of counterfeit products to the customs border that violates copyright and patent law. In this paper, an attempt was made to consider the theoretical basis of one of the ways to ensure customs control namely, the registered exporter system in action, and also to analyze the regulatory framework and customs control in the territory of the EU customs union, in order to expand the field of knowledge in this matter and to present the activity and effectiveness of such a process with the implementation of the norms of European customs law. Author examines the activities of authorized economic operators: the ways of obtaining this status, the functions, normative acts, on the principles of which, the work of operators is built.

Текст научной работы на тему «Система регистрации экспортеров как способ обеспечения таможенного контроля в таможенном союзе ЕС»

УДК 34

ДИДИГОВА Лаурита Руслановна Российский университет дружбы народов. г. Москва, Россия laurita_292@hotmail.com

СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ ЭКСПОРТЕРОВ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ ЕС

Данная статья посвящена анализу работы таможенных служб в сфере применения единой системы регистрации экспортеров и оформлению таможенных деклараций и бланков о происхождении товаров. Дается обзор новой системы регистрации экспортеров - важной составляющей в работе с установлением происхождения товаров, перемещаемых на границах Европейского союза и за его пределами. Рассмотрено правовое применение данной системы в развивающихся странах и предоставление им таможенных преференций для ознакомления и внедрения модернизированной системы для упорядочения документооборота по оформлению деклараций о происхождении товаров. В статье также прописаны функции системы регистрации экспортеров по борьбе с поставкой на территорию таможенной границы контрафактной продукции, которая нарушает авторское и патентное право. Автором приведены страны, которые готовятся использовать систему регистрации экспортеров в течение последующих трех лет. В данной работе была предпринята попытка рассмотреть теоретическую основу одного из способов обеспечения таможенного контроля, а именно систему регистрации экспортеров в действии, а также проанализировать нормативную базу и проведение таможенного контроля на территории таможенного союза ЕС с целью расширить область знаний в данном вопросе и представить деятельность и эффективность такого процесса с имплементацией норм европейского таможенного права. Автором рассмотрена деятельность уполномоченных экономических операторов: способы получения данного статуса, функции, приведены нормативные акты, на принципах которых строится работа операторов.

Ключевые слова: система регистрации экспортеров, таможня, ЕС, уполномоченный экономический оператор, происхождение товаров, таможенная декларация, стандарт безопасности, страны-бенефициары, товары, перемещение.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1 -93-97

Laurita R. DIDIGOVA

Postgraduate Student, RUDN University Moscow, Russia

laurita_292@hotmail.com

EXPORTERS REGISTRATION SYSTEM AS A METHOD OF PROVIDING CUSTOMS CONTROL IN THE CUSTOMS UNION OF THE

EUROPEAN UNION

This article is devoted to the analysis of the work of customs services in the sphere of application of a unified system for registration of exporters and registration of customs declarations and forms on the origin of goods. An overview of the new system for registering exporters is an important component in the work with establishing the origin of goods transported on the borders of the European Union and beyond. Author has reviewed legal application of this system in developing countries and the granting of customs preferences to introduce a modernized system for processing declarations on the origin of goods. Alongside this it is show the countries that are preparing to use the system of registration of exporters in the next three years. The article also describes the functions of the system for registering exporters to combat the supply of counterfeit products to the customs border that violates copyright and patent law. In this paper, an attempt was made to consider the theoretical basis of one of the ways to ensure customs control - namely, the registered exporter system in action, and also to analyze the regulatory framework and customs control in the territory of the EU customs union, in order to expand the field of knowledge in this matter and to present the activity and effectiveness of such a process with the implementation of the norms of European customs law. Author examines the activities of authorized economic operators: the ways of obtaining this status, the functions, normative acts, on the principles of which, the work of operators is built.

Keywords: exporters registration system, customs, EU, authorized economic operator, origin of goods, customs declaration, safety standard, beneficiary countries, goods, relocation

На современном этапе наблюдается процесс, где производство товаров ежегодно увеличивается за счет прироста ВВП. В связи с этим партии перемещаемых товаров также нарастают, создавая дополнительную нагрузку таможенным службам. Чтобы определить происхождение и иные качества товара, была разработана система сертификации происхождения товаров. Ее внедрение в работу таможенных служб обеспечило соблюдение порядка при сортировке предметов, перемещаемых через таможенные границы.

Система регистрации экспортеров (далее - СРЭ) - это новая система сертификации происхождения товаров, которую постепенно внедряют с целью предоставления преференциальных торговых соглашений. Данная система впервые будет применена во Всеобщей Системе Преференций (далее - ВСП), через которую Европейский союз в одностороннем порядке предоставляет тарифные преференции развивающимся странам. Данная система вступила в действие 1 января 2017 г. [1].

Для осуществления работы по оформлению, выдаче таможенных деклараций и бланков о происхождении товаров лицу (органу) нужно пройти специальную регистрацию в Реестре данных; эта процедура необходима для проверки лиц на соответствие с требованиями о деятельности уполномоченных экономических операторов (т.е. тамо-

женные органы, в функции которых входит работа с документами о происхождении товаров). Таким образом, после контировки экономический оператор приобретает статус «уполномоченного по осуществлению контроля за обращением экспортируемых/импортируемых товаров». Хотелось бы акцентировать внимание на том, что СРЭ - это термин, который обозначает систему сертификации происхождения товаров, основанную на принципе самосертификации уполномоченных экономических операторов. Стоит сказать, что уполномоченным экономическим оператором лее - УЭО) может стать любое юридическое лицо, вовлеченное в международное движение товаров и признанное национальным таможенным органом или от его имени как соответствующее стандартам безопасности Всемирной таможенной организации (ВТамО) или аналогичной системы поставок. Под категорию УЭО, как правило, подпадают производители, импортеры, экспортеры, брокеры, перевозчики, консолидаторы, торговые посредники, операторы портов, аэропортов и терминалов, интегрированные операторы, склады и дистрибьюторы. Концепция УЭО является частью программ (специальные программы, созданные с целью укрепления безопасности торговых поставок в мировом контексте), в связи с чем в 2005 г. ВТамО разработала отдельный стандарт для УЭО - Рамочные стандарты безопасности ВТамО. С тех пор участникам торговли в определенных случаях приходится прилагать немалые усилия, чтобы обрести статус УЭО, но даже став УЭО, торговая организация должна постоянно его поддерживать. При этом зачастую таможенные органы не предоставляют носителям статуса УЭО каких-либо значительных льгот в плане упрощения процедур торговли, что, естественно, повышает торговые издержки. Поэтому внедрение программ УЭО в глобальном масштабе идет довольно медленно [2].

Первоначально СРЭ была введена в действие в 2010 г. поправкой к Постановлению ЕС 1063/2010, однако время рассмотрения и принятия СРЭ было назначено на конец 2016 - начало 2017 г. Такой срок был предложен для того, чтобы дать странам-бенефициарам достаточное количество времени для урегулирования вопросов по внедрению данной системы в национальные таможенные службы.

Система регистрации экспортеров заменит существующую систему сертификации происхождения товаров. Текущая система базируется на сертификатах происхождения товаров, выдаваемых государственными органами по инвойсам, оформляемым при определенных условиях уполномоченными экономическими операторами. Имея сертификат о происхождении товаров, лицо ограничивается только этим документом, и нет необходимости оформлять отдельные документы для поставок.

Система регистрации экспортеров будет использоваться между странами-бенефициарами ВСП с применением региональной кумуляции. Все данные о поставщиках теперь хранятся на электронном сервере, где будет публиковаться актуальная информация и каждый зарегистрированный пользователь будет иметь собственный аккаунт.

Несмотря на прогресс в данной области, перемещение товаров и транспортных средств через таможенные границы создает ряд технических и правовых ситуаций, в частности перемещение товаров в развивающиеся страны вызывает дополнительные трудности с регистрацией и оформлением товаров, а также с отслеживанием за их перемещением. В связи с указанными выше обстоятельствами страны - бенефициары ЕС предоставили тарифные преференции развивающимся странам.

Глобальный переходный период от нынешней системы сертификации происхождения товаров к СРЭ, по сути, начался с 1 января 2017 г. и продлится до 30 июня 2020 г. [3].

С 1 мая 2016 г. применяются положения нового Таможенного кодекса Европейского союза (ТК ЕС) в отношении системы происхождения товаров, в которых указано о ситуациях применения данной системы: какие лица могут быть зарегистрированы и каким образом происходит техническое оформление. В Постановлении № 2015/2447 (ЕС) прописаны условия постепенного применения СРЭ в контексте двусторонних торговых соглашений между ЕС и странами-партнерами [4].

Рассматривая данную систему, хотелось бы одновременно проанализировать ее структуру. Основные функциональные возможности СРЭ:

- Регистрация экспортеров:

• для того чтобы стать зарегистрированным экспортером, лицу необходимо подать заявление в компетентный орган. (Органы регистрируют заявителей в случае, если все требования учтены и нет претензий, тогда подавший заявление экспортер получает статус зарегистрированного).

- Деятельность экспортеров:

• УЭО в Европейском союзе в ВСП стран-бенефициаров в целях двусторонней кумуляции происхождения товаров.

- Изменение регистрационных данных:

• После оформления зарегистрированный экспортер обязуется передать информацию обо всех изменениях своих данных в компетентные органы, которые заносят изменения в базу СРЭ. Существуют случаи, когда компетентные органы исключают зарегистрованных экспортеров из СРЭ, об этом гласит статья 89 Таможенного кодекса ЕС. Например, если организация прекращает свое существование или зарегистрированный экспортер уличен в мошенничестве. Исключение из системы происходит по заявлению зарегистрированных экспортеров или по инициативе компетентного органа.

Подводя промежуточный итог деятельности компетентных таможенных органов в работе с системой сертификации происхождения товаров, необходимо отметить, что переход на электронные ресурсы значительно сокращает процедуру регистрации экспортеров, что выгодно для всех государств-участниц одновременно, так как данные о лицах размещаются на едином сервере и информацию можно получить в онлайн-режиме без длительных запросов в компетентный орган.

Начиная с 1 января 2017 г. упрощается поиск информации в системе СРЭ - теперь все данные доступны в онлайн-режиме [5].

Благодаря таким техническим расширениям уполномоченные экономические операторы смогут использовать заявления о происхождении товаров (либо импортер, запрашивая тарифные преференции от ВСП ЕС, или зарегистрированный экспортер, находящийся в ВСП стране-бенефициаре, принимает региональную кумуляцию, используя заявления о происхождении товаров), вправе верифицировать оформление зарегистрированных экспортеров.

Если зарегистрированный экспортер не соглашается на публикацию всех своих данных, то для таких лиц создана возможность их частичной публикации. Сертификация происхождения товаров осуществляется по заявлению о происхождении продукции.

Важно отметить, что правила определения происхождения товаров в схеме ВСП Европейского союза остаются неизменными с применением СРЭ. Изменяется только метод сертификации происхождения товаров.

Для того чтобы оформить заявление о происхождении товаров, экономический оператор должен быть сам зарегистрирован в СРЭ и иметь действующую регистрацию. Однако Постановлением допускается, что незарегистрированные экспортеры имеют право на оформление заявления о происхождении товаров, себестоимость которых не должна быть ниже 6 тыс. евро.

Зарегистрированный экспортер прикладывает заявление о происхождении товаров к счету-фактуре или любому другому коммерческому документу. Текст заявления о происхождении приводится в Приложении 22-07 Всемирной конвенции об авторском праве (ВКАП).

СРЭ применяется с 1 января 2017 г. странами-бенефициарами ВСП. Однако некоторые страны-бенефициары ВСП не имели возможности до 30 июня 2016 г. уведомить Европейскую комиссию о готовности перехода к СРЭ к необходимому сроку, в связи с чем по решению Европейской комиссии эти страны получили отсрочку. Вот почему были обозначены две даты перехода - на 1 января 2018 и 1 января 2019 гг. [6].

В дополнение к перечисленному для эффективной работы СРЭ страна-бенефициар должна соответствовать следующим требованиям:

- Предоставить Комиссии обязательство, предусматривающее административное сотрудничество в рамках СРЭ (ст. 70 Постановления 2015/2447(ЕС));

- Довести до сведения Комиссии контактные данные компетентных органов, занимающихся регистрацией экспортеров (ст. 72 Постановления 2015/2447(ЕС)).

Сроки применения СРЭ всеми странами-бенефициарами ВСП изложены дальше, где представлен ряд государств, имеющих намерение о тесном сотрудничестве: Ангола, Бурунди, Бутан, Демократическая Республика Конго, Центрально-Африканская Республика, Коморские Острова, Конго, Острова Кука, Джибути, Эфиопия, Микронезия, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Индия, Кения, Кирибати, Лаос, Либерия, Мали, Науру, Непал, Остров Ниуэ, Пакистан, Соломоновы острова, Сьерра-Леоне, Сомали, Южный Судан, Сан-Томе и Принсипи, Чад, Того, Тонга, Тимор-Лешти, Тувалу, Йемен, Замбия.

Следующие страны ВСП уведомили о том, что они применят СРЭ с 1 января 2018 г.: Армения, Афганистан, Боливия, Кот-д'Ивуар, Эритрея, Гамбия, Гвинея, Малави, Мозамбик, Мьянма, Нигер, Руанда, Шри-Ланка, Судан, Свазиленд, Сирия, Танзания.

Государства, которые применят систему СРЭ с 1 января 2019 г.: Бангладеш, Бенин, Буркина-Фасо, Кабо-Верде, Камбоджа, Гаити, Индонезия, Кыргызская Республика, Лесото, Мадагаскар, Мавритания, Монголия, Нигерия, Парагвай, Филиппины, Самоа, Сенегал, Таджикистан, Уганда, Узбекистан, Вануату, Вьетнам [7].

В течение текущего года, то есть до конца 31 декабря 2017 г., компетентные органы должны продолжить выдачу по заявлениям экспортеров сертификатов о происхождении товаров по форме А. Если данный период окажется недостаточным для страны-получателя, то она может просить о продлении отсрочки максимум на шесть месяцев. В конце переходного периода страны, у которых стоимость партии товаров оценена не ниже 6 тыс. евро, будут иметь право на льготный тарифный режим в ЕС, но только в том случае, если сопровождаются заявлением о происхождении товаров [8].

В настоящее время трудно сделать выводы о возможных результатах использования СРЭ, спрогнозировав наперед, каким образом сложится работа в развивающихся странах и как им удастся взаимодействовать со странами-бенефициарами. Улучшенные версии внедренных электронных обеспечений способствуют сокращению времени на процедурные действия таможенных служб, а это благотворно повлияет на динамику развития программы ВСП ЕС.

REFERENCES

1. Comission Implementing Regulation. EU No. 2015/2447.

2. UNECE Trade facilitation implementation guide. Available at: http://tfig.unece.org /contents/authorized-economic-operators.htm.

3. COMMISSION REGULATION (EU) No 1063/2010 of 18 November 2010 amending Regulation (EEC) No 2454/93 laying down provisions for the implementation of Council Regulation (EEC) No 2913/92 establishing the Community Customs Code.

4. Art. 86 of the Union Customs Code of the EU (UCC) Available at: http://www.austlii.edu.au.

5. Roland Knaak, Annette Kur, Alexander Von Mühlendahl The Study on the Functioning of the European Trade Mark System' (2012) Max Planck Institute for Intellectual Property & Competition Law Research Paper.

6. Trevor Cook Revision of the European Union Regime on Customs Enforcement of Intellectual Property Rights. Journal of Intellectual Property Rights. 2013. no.18. P. 485.

7. Regulation (EU) No. 608/2013 Concerning Customs Enforcemebt of Intellectual Rights' 2013. Available at: http://www.wipo.int.

8. Rules of procedure for the Customs Code Committee established by Articles 247a and 248a of the Community Customs Code1 (Article 184(1) of the Modernised Customs Code2). Available at: http://www.austlii.edu.au.

Информация об авторе:

Дидигова Лаурита Руслановна, аспирант, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия ^г^ 292@hotmail.com

Получена: 08.03.2017

Для цитирования: Дидигова Л. Р., Система регистрации экспортеров как способ обеспечения таможенного контроля в таможенном союзе ЕС. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 2. Часть 1. с. 93-97.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1 -93-97.

Information about the author:

Laurita R. Didigova, Postgraduate Student,

RUDN University,

Moscow, Russia

laurita 292@hotmail.com

Received: 08.03.2017

For citation: Didigova L. R., Exporters registration system as a method of providing customs control in the customs union of the European Union. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mysl' = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.2. Part. 1. Pp. 93-97. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-93-97. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.