Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННЫЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ С ВЫСОКОЙ ДОЛЕЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ: ОПЫТ ЕАЭС И КИТАЯ'

ТАМОЖЕННЫЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ С ВЫСОКОЙ ДОЛЕЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ: ОПЫТ ЕАЭС И КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
635
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / ТАМОЖЕННЫЙ МЕТОД / ЭКСПОРТ / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ЕАЭС / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тесовская С.О.

В данной статье на примере функционирования Евразийского экономического союза рассматриваются таможенные меры, которые применяют государства-члены объединения для стимулирования экспорта с высокой долей добавленной стоимости, определяются проблемы взаимодействия в данной сфере. Анализируется опыт Китая в использовании таможенных методов в целях поддержки высокотехнологичного экспорта продукции, выявляются существующие перспективы взаимодействия ЕАЭС и Китая на пути достижения данных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS METHODS TO PROMOTE EXPORTS OF PRODUCTS WITH A HIGH SHARE OF ADDED VALUE: THE EXPERIENCE OF THE EAEU AND CHINA

In this article, using the example of the functioning of the Eurasian Economic Union, customs measures are considered that are used by the member states of the association to stimulate exports with a high share of value added, problems of interaction in this area are identified. The experience of China in the use of customs methods in order to support high-tech exports of products is analyzed, and the existing prospects for interaction between the EAEU and China on the way to achieving these goals are identified.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННЫЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ С ВЫСОКОЙ ДОЛЕЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ: ОПЫТ ЕАЭС И КИТАЯ»

ТАМОЖЕННЫЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ С ВЫСОКОЙ ДОЛЕЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ: ОПЫТ ЕАЭС И КИТАЯ

С.О. Тесовская, студент

Научный руководитель: Н.А. Кудрова, канд. экон. наук, доцент

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-4-2-164-173

Аннотация. В данной статье на примере функционирования Евразийского экономического союза рассматриваются таможенные меры, которые применяют государства-члены объединения для стимулирования экспорта с высокой долей добавленной стоимости, определяются проблемы взаимодействия в данной сфере. Анализируется опыт Китая в использовании таможенных методов в целях поддержки высокотехнологичного экспорта продукции, выявляются существующие перспективы взаимодействия ЕАЭС и Китая на пути достижения данных целей.

Ключевые слова: метод, таможенный метод, экспорт, добавленная стоимость, ЕАЭС, Китай.

Метод - это совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу и достичь поставленной цели. Применение конкретного метода определяется целью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. В профессиональных областях метод определяется как методика - схема деятельности, организованной определённым образом. Метод подразумевает сознательный способ достижения требуемого результата и соблюдение последовательности операций на основе плана [1].

В российской и зарубежной теории таможенного дела термин «таможенный метод» не выявлен, подчеркивается необходимость сформулировать данное понятие, что определяет актуальность темы исследования. Термин «таможенный метод» будет рассматриваться как совокупность действий таможенных органов, направленных на достижение конкретных целей с использованием таможенных технологий.

Таможенные задачи поддержания международного товарооборота не направлены на защиту конкретных отраслей национальной промышленности в разных странах и не ориентированы на развитие экспорта отечественной продукции. Возникает противоречие между относительной нейтральностью международного тамо-

женного права и его действием на практике на национальном уровне: применение таможенных стандартов Российской Федерацией (РФ) во взаимной торговле с одними странами будет с использованием специальных экономических мер (например, запрет ввоза в РФ продовольствия из отдельных стран), с другими странами -наоборот, применяется режим свободной торговли (образование единой таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [2, с. 59].

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 330 утверждена государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности», ее целевым ориентиром является достижение роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% и стоимости экспорта услуг не менее 97,4 млрд. долл. США. к 2030 г. по сравнению с показателем 2020 г. Ответственность за реализацию проекта возложена на следующие институты: Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральная таможенная служба России, Акционерное общество «Российский экспортный центр». Результатом реализации программы станет: рост доли машин, оборудования и транспортных средств в экспорте, снижение трансакци-онных издержек при прохождении таможенного контроля, расширение торгово-

экономического сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, углубление интеграционных процессов в ЕАЭС [3].

Внешняя торговля РФ ориентирована на рынки третьих стран: на долю ЕС в январе-сентябре 2021 г. приходилось 35,7% российского товарооборота, на страны ЕАЭС - 8,9%, АТЭС - 34,0% [4]. Относительно низкий уровень вовлеченности России в торговлю с ЕАЭС объясняется

следующими причинами: схожесть структуры экспорта РФ и стран-партнеров, слабое развитие специализации и производственной кооперации в рамках союза, что тормозит создание внутрирегиональных цепочек добавленной стоимости [5, с. 159]. На мировом рынке Россия выступает покупателем высокотехнологичной продукции, что отражает динамика экспорта и импорта на рисунке 1.

241.5

2001 2005 2 006 2007 2 008 2 009 2010 2011 2012 2 013 2014 2 015 2 016 2 017 2 018 2019 •Выплаты по импорту технологий ^^"Поступления от экспорта технологий

Рис. 1. Экспорт и импорт технологий в РФ, 2001-2019 гг., млн. долл. США [6]

Главная проблема в развитии россий- тельности, стоимость которых ниже стои-

ской внешней торговли технологиями - мости объектов исключительных прав, что

преобладание в экспорте неохраноспособ- отображено на рисунке 2 [7]. ных результатов интеллектуальной дея-

Поступления от экспорта технологий

73 5

Q04 I Патенты на изобретения

0.01 0.02

Беспатентные изобретения

j g J Патентные лицензии

0.003 I

0*04 ! полезные M(WM M I Ноу-хау

Селекционные достижения

Выплаты по импорту технологий

17.0

13.9

58.4

| Товарные знаки 0 I Промышленные образцы Инжиниринговые услуги Научные исследования и разработки . ^ , Прочее

■2018 "2019

Рис. 2. Экспорт и импорт технологий в РФ по отраслям, 2018-2019 гг., % [6]

Российский технологический экспорт трудничества и развития (ОЭСР), - 66,7% преимущественно ориентирован на рынки в 2019 г., доля СНГ не превышала 4%, что стран Организации экономического со- представлено на рисунке 3 [7].

Рис. 3. Географическое распределение экспорта и импорта технологий РФ, 20182019 гг., % [6]

В ЕАЭС проводятся мероприятия для создания эффективной системы производственной кооперации. Например, Россия специализируется на производстве тракторных двигателей, Армения создает отдельные компоненты, Белоруссия производит сборку тракторов. С момента создания ЕАЭС объем взаимной торговли стран объединения увеличился на треть[5, с. 160].

Россия в глобальных цепочках создания добавленной стоимости ориентирована на

сферу добывающей и первичной обрабатывающей промышленности, в структуре экспорта преобладают сырьевые товары, используемые для последующей переработки в странах-импортерах, что определят необходимость увеличивать долю высокотехнологичных товаров в структуре экспорта [8, с. 111]. На рисунке 4 отражены страны мира, задействованные в создании добавленной стоимости в мировой торговле.

Рис. 4. Участие стран в глобальных ЦДС на различных этапах, 2020 гг., % [7]

Государства-члены ЕАЭС установили единый таможенный тариф, унифицировали меры защиты рынка, систему технического регулирования, которая охватывает 85% продукции общего рынка. В августе

2021 г. в ЕАЭС были приведены к единообразию экспортные меры (экспортные пошлины, квоты или запрет на вывоз) на отдельные товары, разработан проект по формированию общего рынка органиче-

ской сельскохозяйственной продукции. К 2023 г. будет создана Евразийская перестраховочная компания, которая обеспечит единые условия страхования для совместно произведенной продукции в рамках мероприятий международной кооперации [9, с. 3].

Карта индустриализации ЕАЭС - это информационная база для предпринимателей и органов власти в сфере импортоза-мещения, отображающая потенциал национальных производителей в реализации инвестиционных проектов. Были определены направления сотрудничества по созданию добавленной стоимости в высокотехнологичных отраслях: космос, биотехнологии, наноиндустрия, фотоника, информационно-коммуникационные технологии, технологии добычи и переработки природных ресурсов [9, с. 3].

Одной из основных задач таможенных органов в поддержании промышленной кооперации является создание условий для увеличения транзитных грузоперевозок и повышения качества услуг путем приведе-

ния в единообразие системы таможенного транзита, разработки коридоров доверия и единых гарантийных механизмов. Это обосновывает необходимость заключения соглашения о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок в рамках таможенного транзита и во взаимной торговле (санкционные товары, алкоголь, табак). Компания - перевозчик оборудует транспорт навигационной пломбой, которая передаст сведения о нахождении и сохранности грузов в евразийскую систему слежения [10].

В торговле со странами, которые являются «третьими» по отношению к ЕАЭС, основными торговыми партнерами являются Китай, ЕС, Турция, Республика Корея, США и Япония. Экспорт ЕАЭС в данные страны диверсифицированный, в структуре готовых изделий преобладают товары среднего уровня передела, что отражено на рисунке 5. Экспорт товаров высокого уровня передела представлен на рисунке 6.

Рис. 5. Экспорт ЕАЭС в третьи страны товаров различной степени переработки, 20152019 гг., % [11, с. 22]

Наименование

Двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие Аппаратура радиолокационная, радионавигационная Продукция для электроэнергетики Шины

Прутки из нелегированной стали горячекатаные прочие

Проволока медная

Трубы и трубки сварные или клепаные диаметром более 406,4 мм из черных металлов Автомобили легковые

Крафт-бумага и крафт-картон немелованные

Трубы, трубки и профили бесшовные из черных металлов

Доля в торговле готовыми изделиями высокого уровня передела, %

3,6 3,2 3,1 2,8 2,8

2,2 2,1 2,1

Рис. 6. Экспорт ЕАЭС в третьи страны товаров высокого уровня передела в 2019 г., %

[11, с. 23]

Основой экспорта среднего уровня передела является продукция металлургической и химической промышленности. В 2019 г. в структуре экспорта высокого уровня передела преобладали реактивные двигатели и радиолокационная аппаратура. Третьи страны проводят ограничительные мероприятия в торговле с Россией. На 2021 г. в отношении российского несырьевого неэнергетического экспорта было проведено 47 расследований в сфере металлургической и химической промышленности, агропромышленного и лесопромышленного комплексов, строительных материалов. Между странами ЕАЭС возникают споры относительно применения национальными таможенными структурами санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, нетарифные барьеры удорожают взаимную торговлю на одну треть. В 2021 г. действовали 49 препятствий, огра-

Основными инструментами развития внешней торговли в Китае выступают [13]:

1. Методы нетарифного регулирования.

КНР предоставляет экспортерам дотации, субсидии, частичное или полное освобождение от налоговых обязательств, возврат или частичное возмещение уплаченных НДС, проводит техническое регулирование импорта - введение дополнительных технических требований в отношении ввозимых товаров (например, обязательная сертификация). Основной категорией таких товаров является сложное

ничивающих функционирование единого рынка ЕАЭС, вызванные отсутствием единообразия законодательства [9, с. 9].

Россия подвергается санкциям со стороны западных стран и принимает анти-санкционные меры, однако, государства-члены ЕАЭС не поддерживают действия РФ, усиливая несогласованность торговой политики. Например, Белоруссия являлась транзитным каналом для ввоза санкцион-ных продуктов в Россию. В данных обстоятельствах функционирование единой таможенной территории становится несовершенным, поэтому необходимо рассмотреть опыт других стран в построении таможенной политики и развитии внешнеторговой деятельности. На рисунке 7 представлена классификация инструментов регулирования внешней торговли Китая [5, с. 161].

высокотехнологичное оборудование, что позволяет защитить китайских производителей от конкуренции в данной сфере [13].

2. Поощрение размещения в стране иностранных компаний и создания совместных предприятий в целях привлечения прямых иностранных инвестиций, развития международного лизинга, компенсационной торговли и привлечения внешних кредитов.

3. Развитие финансово-банковской системы.

Система китайских экспортных кредитных агентств (ЭКА) состоит из следующих

Методы Инструменты торговой политики Область преимущественного регулирования

Тарифные Тарифные Импорт

Нетарифные Количественные Квотирование Импорт

Лицензирование Экспорт Импорт

Добровольные ограничений Экспорт

Стимулирование экспорта Льготное кредитование Экспорт

Льготное страхование Экспорт

Государственный заказ Экспорт

Скрытые Таможенные процедуры Импорт

Государственные закупки Импорт

Требования о содержании местных компонентов Экспорт

Технические и санитарные барьеры Импорт

Налоги и сборы Экспорт Импорт

Субсидии Экспорт Импорт

Кредитование Экспорт Импорт

Демпинг Экспорт

Валютные ограничения Экспорт

прочие Экспорт Импорт

Рис. 7. Инструменты внешнеторговой политики Китая [12, с. 27]

институтов: страхового общества Sinosure, предоставляющего клиентам все виды экспортного страхования, Экспортно-импортного банка Китая СЕХ1М, имеющего спектр инструментов экспортного финансирования, Китайского банка развития [14].

4. Поддержка малого и среднего бизнеса.

В Китае около 60% экспортной продукции реализуют представители малого и среднего предпринимательства (МСП). Чтобы поддерживать конкурентоспособность их товаров и услуг, действует система возврата экспортной пошлины, НДС и субсидирования [13].

5. Особые экономические зоны (ОЭЗ).

Создание ОЭЗ является одним из

наиболее эффективных инструментов развития внешнеторговой деятельности, который сочетает льготные налоговые, валютные и таможенные режимы. В КНР на ОЭЗ приходится около 16% экспорта страны. Основными условиями для резидентов являются: льготная ставка налога на прибыль (16,5% вместо 33%), пятилетние «налоговые каникулы» (первые 2 г. налог не взимается, последующие 3 г. взимается в размере 50% от действующей ставки) [13].

Главные цели внешнеторговой политики КНР: стремление к росту экспорта с высокой долей добавленной стоимости, рационализация импорта сырья и энергии, совершенствование процедуры таможенного оформления и декларирования, поощрение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в новые и высокотехнологичные сферы производства [12, с. 28].

Основные направления деятельности таможенных органов Китая: координация управления портами, таможенный контроль, сбор торговой статистики, таможенная оценка и сбор пошлин, проверка пунктов въезда в страну, санитарные и фи-тосанитарные меры, обеспечение импортной и экспортной безопасности пищевых продуктов, использование интеллектуальных технологий, механизма управления рисками, борьба с коммерческим мошенничеством, нарушением прав интеллектуальной собственности, уклонением от

уплаты налогов, незаконным оборотом наркотиков, контрабандой. В целях облегчения торговли таможенные органы Китая упрощают таможенные процедуры, используют механизм единого окна, производят оцифровку и обмен документами между всеми таможнями [15].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современных условиях Китай перенаправляет экспортные потоки в ЕС и страны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), прежде всего, в Россию. Товарооборот России и Китая в 2021 г. вырос на 35,8%, достигнув 146,88 млрд. долл. США. Экспорт составил около 67,56 млрд. долл. США. Импорт - 79,32 млрд. долл. США. РФ является одним из главных поставщиков нефти и трубопроводного газа в Китай [16].

Россия в торговле с Китаем пользуется режимом наибольшего благоприятствования (РНБ). С 1 января 2022 г. Китай снизил импортные таможенные пошлины на товары из ряда стран в целях увеличения доступности ряда импортных лекарств и медицинских товаров, на 30-70% были уменьшены пошлины на сухую сыворотку и различные виды сыров, в том числе российского происхождения [10]. В рамках тарифного регулирования одной из главных форм торговых ограничений для российских товаров на китайском рынке являются антидемпинговые пошлины. В настоящее время в КНР действуют пошлины на российскую экспортную продукцию товарной группы «пластмассы и изделия из них» В сфере тарифного регулирования импорта основным нормативно-правовым актом является «Таможенный экспортно-импортный тариф КНР» [17].

Между Китаем и Россией в таможенной сфере реализуется порядка десяти совместных проектов. Для улучшения экономического климата между странами правительством КНР была создана беспошлинная зона Суйфэньхэ площадью 1,8 кв. км., которая выполняет функции международного транзитного и закупочного пункта, международного логистического центра, центра реэкспортной и толлинговой торговли, финансовых услуг, экспортно-импортной торговли, беспошлинной обра-

ботки и таможенного складирования продукции [18, с. 32].

Каждое государство-член ШОС осуществляет собственную тарифную политику, что приводит к появлению дополнительных пограничных переходов и таможенных структур. Это способствует росту транспортных расходов на единицу продукции, что усложняет процесс реализации товаров, увеличивает время на транспортировку. Поэтому для расширения взаимной торговли и роста промышленной кооперации необходимо унифицировать таможенную политику, что можно сделать только в результате создания на основе данной организации или в рамках ЕАЭС зоны свободной торговли [19, с. 135].

Для достижения этой цели необходимо сотрудничество таможенных органов стран для установления таможенных пошлин, упрощения процедур торговли, защиты национальных торговых марок, проведения единой визовой политики, инсти-туционализации экономического взаимодействия в объединении. Ускорение перемещения, выпуска и таможенной очистки товаров могут способствовать росту взаимной торговли между государствами-членами ШОС. Одной из мер, стимулирующих взаимную торговлю, может стать реализация расчетов в национальных валютах, что приведет к сокращению издержек по конвертации валют, снизит валютный риск в условиях волатильности курса национальных валют к доллару и евро [20, с. 124].

При взаимодействии таможенных органов России и КНР, объем взаимной торговли будет увеличен до 200 млрд. долл. США к 2024 г. Для упрощения и ускорения таможенных процедур в рамках инициативы по созданию Большого Евразийского партнерства и интеграции Евразийского экономического союза с «Экономическим поясом Шелкового пути» реализуется программа «Трансевразийский пояс Развития» (ТЕПР), которая включает развитие международных транспортных коридоров в Азии, транспортно-энергетического кольца, объединение инфраструктуры железнодорожного транспорта и Северного морского пути, созда-

ние логистических парков. Проект необходим для развития инвестиционных проектов и использования участниками ВЭД механизмов долгосрочного дешевого кредита. Для финансирования программы могут быть созданы торгуемые паевые инвестиционные фонды с размещением на биржах Китая [21, с. 386].

Программа предусматривает построение полного цикла инновационной деятельности: от проведения совместных исследований до внедрения разработок в конкурентоспособное производство, обеспечивающее создание продукта с высокой долей добавленной стоимости. Главными структурными элементами Евразийской инновационной системы станут национальные научные центры, университеты и технопарки, которые будут объединены в ассоциацию университетов «Шелковый путь инноваций» [21, с. 386].

Основными мероприятиями в рамках ТЕПР станут: сооружение международных высокоскоростных транспортных железно-и автодорожных магистралей, создание евразийского авиастроительного консорциума по выпуску авиационной техники, строительство сети трубопроводов. Пул инвестиционных проектов будет оформлен с использованием механизма частно-государственного партнерства и специальных инвестиционных контрактов: частный инвестор обязуется модернизировать производство, а государство обеспечит участников проекта налоговыми льготами и долгосрочными кредитами на выгодных условиях [21, с. 387].

Необходимо реализовать совместную деятельностью в таможенной сфере по следующим направлениям [14]:

1. Обмен сведениями о стоимости товаров во взаимной торговле на автоматизированной основе.

2. Реализация проекта «Зеленый коридор» для сокращения сроков проведения таможенного оформления товаров, что уже действует на таможенных постах на границе КНР и Казахстана.

3. Взаимное признание результатов проведения таможенного контроля в местах перемещения товаров через государ-

ственную границу и института уполномоченного экономического оператора.

Коридор развития - транспортные пути, соединяющие центры экономической активности в целях социально-экономического развития региона путём создания объектов энергетики и инфраструктуры, научных и производственных центров, развития государственно-частного партнёрства. Реализация проектов позволяет создать новые рабочие места, снизить уровень бедности, повысить эффективность транспортировки грузов путём сокращения стоимости и сроков доставки, увеличить конкурентоспособность экспорта. Выделяют две формы участия частных инвесторов в данных проектах: частные инфраструктурные фонды и прямое инвестирование [22, с. 118].

Экономический коридор Китай-Пакистан - трансграничный коридор развития, располагающийся от города Кашгар в КНР до порта Гвадар в Пакистане. Коридор является частью глобальной инициативы Китая «Один пояс - один путь», в его рамках предполагается развитие транспортной инфраструктуры и создание особых экономических зон [3, с. 118]. Аналогичный коридор развития можно создать между ЕАЭС и Китаем в условиях проекта ТЕПР, что позволит нарастить поток ПИИ из Китая в РФ, увеличить производственную кооперацию в высокотехнологичных отраслях, что приведет к росту экспорта с высокой добавленной стоимостью.

Таким образом, таможенный методы -это совокупность действий таможенных органов, направленных на достижение конкретных целей с использованием та-

целей внешнеторговой деятельности России является обеспечение роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% к 2030 г. На мировом рынке Россия выступает в основном покупателем технологичной продукции. В рамках ЕАЭС проводятся мероприятия для увеличения производственной кооперации, таможенные меры позволят нарастить сотрудничество по созданию добавленной стоимости в высокотехнологичных отраслях. Опыт функционирования единой таможенной территории ЕАЭС выявил проблемы в координации таможенной политики стран-участниц: необходимость унификации санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, законодательных мер на национальном уровне, торговой политики, сокращения нетарифных барьеров.

Главными целями ВЭД Китая является стремление к росту экспорта с высокой добавленной стоимостью, совершенствование таможенных процедур и стимулирование ПИИ. Для достижения целей КНР на внешних рынках необходимо создание в рамках ШОС или ЕАЭС зоны свободной торговли. Одним из основных проектов внешнеторговой кооперации Китая и России является построение коридора развития ТЕПР. При наращивании взаимодействия таможенных служб России и Китая будут реализованы мероприятия: применение инновационных технологий в таможенном деле, развитие электронного декларирования, технологии удаленного выпуска, системы управления рисками, совершенствование форм таможенного контроля, рост экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости.

моженных технологий. Одной из главных

Библиографический список

1. Туровский М.Б., Швырёв В.С., Голдберг Ф.Н. Метод // Центр гуманитарных технологий. 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/6871 (дата обращения: 05.04. 2022).

2. Халипов С.В. Экономический нейтралитет международного таможенного права // Российский внешнеэкономический вестник. - 2022. - №1. - С. 53-65.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» // Министерство экономического развития Российской Федерации. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d12/gp_rf_razvitie_vneshneekonomicheskoy _deyatelnosti/ (дата обращения: 05.04. 2022).

4. ФТС России: данные об экспорте-импорте России за январь-август 2021 года // Аль-та-Софт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/external_news/84085/ (дата обращения: 05.04. 2022).

5. Миронова В.Н. Экономическая интеграция в аспекте развития взаимной торговли государств-членов ЕАЭС // Экономика. Налоги. Право. - 2022. - №1. - С. 155-164.

6. Экспорт и импорт технологий // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/399520404.html (дата обращения: 06.04. 2022).

7. С 2022 г. Китай снизит импортные таможенные пошлины на сыры и сыворотку // Официальный сайт журналов «Агроинвестор» и «Агротехника и технологии». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/markets/news/37288-s-2022-goda-kitay-snizit-importnye-tamozhennye-poshliny-na-syry-i-syvorotku/_ (дата обращения: 06.04. 2022).

8. Тесовская С.О. Место России в глобализированном мире // Таможенные чтения -2020. Наука и образование в условиях становления инновационной экономики: сборник материалов Международной молодежной научно-практической конференции. В 2-х тт. Том II. - 2020. - С. 109-112.

9. Изменения и тенденции в регулировании несырьевого экспорта в России и мире // Аналитический центр при правительстве РФ. - 2021. - 16 с.

10. Реализация Стратегии 2020-2025 в сфере таможенного регулирования, совершенствование ТК ЕАЭС // Альта-Софт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/85767/ (дата обращения: 07.04. 2022).

11. Толстова Н.Г. Евразийская экономическая интеграция-2020. - М.: Публикации ЕАБР, 2020. - 80 с.

12. Ши Икэ, Эпова Н.Р. Влияние внешнеторговой политики на экономическое развитие Китая // Российско-китайские исследования. - 2021. - №5. - С. 25-35.

13. Внешнеторговая политика Китая // Российский совет по международным делам. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/blogs/daria-gorlova/vneshnetorgovaya-politika-kitaya/ (дата обращения: 07.04. 2022).

14. Балиновская Д.В., Федорова С.А. Особенности развития русско-китайского таможенного сотрудничества // Baikal Research Journal. - 2021. - №2.

15. Миссия: Главное таможенное управление Китайской Народной Республики // Главное таможенное управление Китайской Народной Республики. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://english.customs.gov.cn/about/mission (дата обращения: 07.04. 2022).

16. В таможне КНР сообщили, что товарооборот РФ и Китая в 2021 г. вырос на 35,8% // Альта-Софт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/external_news/86306/ (дата обращения: 07.04. 2022).

17. Тарифное регулирование // Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russchinatrade.ru/ru/import_export/torg_ogran (дата обращения: 07.04.2022).

18. Кецба Б.И. Направления развития российско-китайского партнерства в таможенной сфере // Вестник Российской таможенной академии. - 2019. - №4. - С. 26-34.

19. Ван Цзилу. Анализ текущего состояния и эффективности инвестиций китайских предприятий в энергетический сектор России // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2022. - №1. - С. 134-155.

20. Стародубцева Е.Б., Перская В.В. Стимулирование экспорта странами ШОС в условиях нарастающего протекционизма // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2020. - №4. - С. 123-129.

21. Глазьев С.Ю. Евразийская интеграция: расширение рубежей // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. - 2022. - №5-1. - С. 386-387.

22. Бриллиантов Н.Д. Коридоры развития: теоретические аспекты и международный опыт // Российский внешнеэкономический вестник. - 2022. - №1. - С. 110-123.

CUSTOMS METHODS TO PROMOTE EXPORTS OF PRODUCTS WITH A HIGH SHARE OF ADDED VALUE: THE EXPERIENCE OF THE EAEU AND CHINA

S.O. Tesovskaya, Student

Supervisor: N.A. Kudrova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor St. Petersburg named after V.B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy (Russia, St. Petersburg)

Abstract. In this article, using the example of the functioning of the Eurasian Economic Union, customs measures are considered that are used by the member states of the association to stimulate exports with a high share of value added, problems of interaction in this area are identified. The experience of China in the use of customs methods in order to support high-tech exports of products is analyzed, and the existing prospects for interaction between the EAEU and China on the way to achieving these goals are identified.

Keywords: method, customs method, export, value added, EAEU, China.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.