15.6. НАПРАВЛЕНИЯ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Хапилин С.А., кандидат экономических наук. Начальник организационно-структурного отделения.
Место работы: Южное таможенное управление.
Аннотация: в статье раскрываются основные направления имплементации европейского опыта таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Обосновывается необходимость совершенствования применяемых Россией форм и методов таможеннотарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, внедрения современных таможенных технологий, активизации сотрудничества с Европейским союзом в сфере таможенного регулирования.
Ключевые слова: Европейский Союз; таможенное регулирование; таможенный союз.
DIRECTIONS OF IMPLEMENTATION OF EUROPEAN EXPERIENCE OF THE CUSTOMS REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY
Khapilin S.A., Candidate of Economic Sciences. Head of organizational and structural office.
Place of employment: Southern Customs Department.
Annotation: the article describes the main directions of the implementation of European experience of the customs regulation of foreign economic activity. The necessity of improvement of the existing Russia’s forms and methods of customs tariff and nontariff regulation of foreign economic activity, introduction of modern customs technologies, intensification of cooperation with the European Union in sphere of customs regulation is revealed.
Keywords: European Union; customs control; customs union.
В условиях эскалации процессов глобализации и региональной интеграции вопросы имплементации норм международных договоров и лучших зарубежных практик таможенного регулирования
внешнеэкономической деятельности в национальное законодательство приобретают особое значение. Высокая степень гармонизации и унификации таможенных процедур и практики их применения является одним из ключевых условий, способствующих эффективному включению государства в мирохозяйственные связи, созданию благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, повышению качества предоставляемых таможенных услуг.
Существенное ухудшение макроэкономической обстановки в результате мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., деформация внешнеторгового баланса за счет преобладания экспорта сырьевых
товаров и угрожающих экономической безопасности объемов импортных товаропотоков привели к существенному изменению внешнеэкономической
стратегии России. Ключевым вектором изменений стало применение лучших практик таможенного регулирования ВЭД в целях обеспечения
эффективной защиты национальной экономики, что потребовало кардинальной трансформации
механизма таможенного регулирования
внешнеэкономической деятельности в России.
Реализация крупнейшего геостратегического проекта на постсоветском пространстве - Таможенного союза ведущих государств-членов ЕврАзЭС, -последовательное внедрение в механизм правового регулирования ВЭД норм и принципов Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации способствовали его сближению с аналогичными механизмами ведущих зарубежных государств. Наиболее существенными изменениями стали следующие:
1) формирование двух правовых блоков таможенного регулирования, наднационального и национального, с приматом наднационального регулирования. Все наиболее существенные элементы механизма таможенного регулирования регламентируются исключительно наднациональными правовыми актами - Таможенным кодексом Таможенного союза, другими международными договорами государств-членов Таможенного союза, регулирующими таможенные правоотношения в Таможенном союзе, а также решениями Евразийской экономической комиссии;
2) ратификация государствами членами
Таможенного союза Киотской конвенции, являющейся ориентиром в построении механизма таможенного регулирования и унификации таможенного законодательства стран, стремящихся к развитию международной торговли. Положения Киотской конвенции, направленные на установление баланса интересов государства и бизнеса, а также на укрепление экономики стран-участниц Конвенции, на развитие внешней торговли, привлечение инвестиций, основаны на следующих принципах:
- применение таможенных процедур и практики предсказуемым, последовательным и транспарентным образом;
- предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации, касающейся таможенных законов, нормативных актов, административных рекомендаций, процедур и практики;
- применение современных методов, таких как контроль на основе управления рисками и методов аудита, и максимальное практическое использование информационных технологий;
- взаимодействие во всех надлежащих случаях с другими государственными органами власти, другими таможенными администрациями и торговыми сообществами.
3) вступление России в 2012 г. во Всемирную торговую организацию. Обязательства России по вступлению в ВТО предполагают связывание ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза до согласованного уровня, постепенную отмену вывозных таможенных пошлин, ограничения по применению тарифных квот, по объемам субсидирования сельского хозяйства, поэтапное открытие доступа на рынки
банковских, страховых услуг. При этом в соответствии с договором от 19 мая 2011 г. «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы», определяющего соотношение норм и правил, установленных в ВТО и Таможенном союзе, а также порядок координации действий сторон в отношении принятия своих обязательств перед ВТО. В соответствии с данным Договором нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. В случае если, Соглашением ВТО установлены иные правила, чем предусмотренные соглашениями Таможенного союза или решениями его органов, то применяются правила Соглашения ВТО. Таким образом, в условиях состоявшегося вступления России в ВТО обеспечен приоритет обязательств в отношении ВТО и отсутствие конфликта норм Таможенного союза и Всемирной торговой организации.
Вместе с тем, крупнейшим недостатком реформы механизма таможенного регулирования
внешнеэкономической деятельности, проводимой в России и других государствах-членах Таможенного союза, является ее отставание от определившихся тенденций в законодательстве ведущих государств по сближению, гармонизации норм и стандартов. В соответствии с положениями Конвенции для России предусмотрен трехгодичный переходный период, в течение которого необходимо внести изменения в национальное законодательство. Одновременно необходимо увязать российское законодательство с таможенным законодательством Таможенного союза с учетом того, что объем обязательств государств-членов Таможенного союза по применению положений Конвенции не является идентичным. В отличие от Белоруссии и Казахстана, обязательства России ограничены лишь рамками Генерального приложения, которое определяет
- принципы определения таможенного контроля;
- вопросы очистки и иных таможенных формальностей;
- принципы осуществления взаимодействия между
таможенной службой и участниками
внешнеэкономической деятельности;
- применение упрощенных таможенных процедур в отношении определенного круга лиц;
- принципы начисления, взимания и уплаты таможенных пошлин, налогов;
- процедуру обжалования решений и бездействия таможенной службы и др.
Специальные приложения Конвенции могут приниматься Россией дополнительно.
Не меньшую сложность для развития интеграционных процессов оказывают
разнонаправленные процессы по вступлению в ВТО и присоединения к некоторым базовым источникам международного торгового и таможенного права. Так, Республика Казахстан не является участницей Таможенной конвенции о применении карнета АТА для временного ввоза товаров 1961 г. В этой связи применение на единой таможенной территории Таможенного союза положений многосторонних международных конвенций, участниками которых являются только некоторые государства-члены Таможенного союза, становится проблематичным.
В то же время, отставая в процессе совершенствования законодательства от ведущих
государств, Россия и другие государства-члены Таможенного союза получают преимущество, выражающееся в возможности обобщения и использования уже накопленного другими странами опыта. Проводимая в таких условиях гармонизация позволяет осуществлять более гибкие и эффективные преобразования национальных правовых норм путем приведения их к единому знаменателю. Переходный период дает возможность согласования и гармонизации таможенного законодательства с международными стандартами и нормам как на национальном уровне, так и, что более существенно, в рамках Таможенного союза.
Наиболее логичным и обоснованным для России представляется сближение национального
законодательства с таможенным и торговым правом Европейского Союза, принципы и нормы таможенного регулирования которого вошли в арсенал норм и правил международных торговых и таможенных организаций, их применяются многими странами мира.
Главной предпосылкой для такого сближения является состояние торгово-экономических отношений между Россией и ЕС. Евросоюз обеспечивает более трети внешнеторгового оборота России. Европейский союз выступает основным покупателем экспортируемых государствами - членами
Таможенного союза товаров, обеспечивая свыше 55% совокупного экспорта. Импортные закупки также сосредоточены в Европейском регионе (44% совокупного импорта товаров). По данным Евростата за 2011 год, Таможенный союз является одним из основных торговых партнеров и для Европейского союза (11% объема внешней торговли стран ЕС) [1, с. 66-67]. Дальнейшее ослабление правовых и административных барьеров для взаимной торговли позволит еще более увеличить взаимный торговый оборот и облегчить российским товарам доступ на рынки Евросоюза.
Помимо этого, Декларация о Евразийской
экономической интеграции, закрепляющая стремление государств-членов Таможенного союза к укреплению всестороннего, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными интеграционными объединениями, в числе международных интеграционных объединений упоминает исключительно ЕС, с которым планируется создание общего экономического пространства.
При этом, однако, необходимо учесть, что сближение правовых систем Таможенного союза и ЕС
регулирования должно привести к смене акцентов развития всего механизма таможенного регулирования ВЭД. Основной вектор таможенного регулирования, как в Таможенном союзе, так и на внутрироссийском уровне, реализуемый в рамках принятых обязательств по вступлению России в ВТО, дорожной карты проекта «Совершенствование
таможенного администрирования», Концепции переноса таможенных операций в места, приближенные к государственной границе, направлены в первую очередь на сокращение сроков таможенного контроля, минимизацию
административных барьеров и непроизводительных издержек участников ВЭД.
Не отрицая безусловный положительный эффект от реализации предпринимаемых мер для развития внешней торговли, следует учесть, что кардинальные меры по повышению степени внешнеторговой
открытости без одновременного создания системы эффективных противовесов от нарушений таможенного законодательства, уклонения от уплаты таможенных платежей, недостоверного
декларирования и т.д. сопряжены со значительными рисками для бюджетной системы, прямой угрозой экономической и национальной безопасности.
В данном контексте чрезвычайно полезным будет использование именно европейского опыта
таможенного регулирования. Реализуемые на основе стратегических документов, таких как Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, «Поправки к Таможенному кодексу
Европейского союза по безопасности» проекты
предполагают институциональное, нормативноправовое, информационно-коммуникационное
совершенствование механизма таможенного регулирования, направленное в первую очередь на защиту экономических интересов и обеспечение безопасности всей цепи поставок товаров [2, с. 13-15]. В связи с этим имплементация лучшего европейского опыта таможенного регулирования должна обеспечить оптимальное соотношение между мерами по повышению внешнеторговой открытости и барьерами для нарушения таможенного законодательства и угроз экономической и национальной безопасности государств-членов Таможенного союза.
Несмотря на наличие весьма обширных возможностей для адаптации европейского опыта таможенного регулирования в российских условиях, ключевые направления данного процесса, как представляется должны быть сконцентрированы, во-первых, на мерах, направленных на создание единого рынка государств-членов Таможенного союза и ЕС (таможенно-тарифное, техническое регулирование, единые принципы таможенного транзита товаров), и, во-вторых, на использовании передового опыта ЕС в части внедрения информационно-коммуникационных технологий, инструментов таможенного контроля, реализации принципов государственно-частного партнерства в таможенной сфере.
В части заимствования передового опыта таможенно-тарифного регулирования ключевым направлением должно стать создание в Таможенном союзе аналога Европейского интегрированного
таможенного тарифа (TARIC), сформированного на основе товарной номенклатуры Общего таможенного тарифа ЕС и включающего в себя, помимо тарифных мер (таможенные пошлины, тарифные преференции, тарифные квоты и т.д.), применимые к
импортируемым товарам меры внешнеторговой защиты и нетарифного регулирования
(антидемпинговые пошлины, количественные
ограничения, меры налоговой политики, запреты на импорт, минимальные индикативные цены и т.п.). Интегрированный тариф ЕС является не имеющим самостоятельной юридической силы справочным инструментом, с помощью котором импортеры могут изучить все возможные финансовые и административные последствия, связанные с импортом товара на таможенную территорию ЕС.
Наиболее существенным барьером,
препятствующим объединению рынков государств-членов Таможенного союза, является техническое регулирование. Система технического регулирования, принятая в странах ЕС, может рассматриваться как
эффективная модель для международного сотрудничества и обеспечения результатов оценки соответствия, поскольку изначально создавалась для формирования единого экономического пространства. Политика ЕС в области технического регулирования (включая оценку соответствия и сертификацию товаров) в рамках внешней торговли ставит своей целью обеспечить защиту общеевропейских интересов в контексте международного сотрудничества по содействию торговле и гармонизации практики, а также соответствие с политикой регулирования товаров на внутреннем рынке ЕС. Эффективность европейского подхода к сфере технического регулирования подтверждается наличием ряда взаимных соглашений о взаимном признании результатов оценки соответствия с такими странами, как Япония, США, Новая Зеландия, Швейцария, Израиль.
Несмотря на то, что регламентирование вопросов в сфере технического регулирования в рамках Таможенного союза строится на принципах, схожих с принципами Европейского союза, в сфере технического регулирования имеется комплекс серьезных отличий, касающихся, в частности, объектов технического регулирования, принципов установления требований, системы оценки соответствия, терминологии. В данных условиях государствам-членам Таможенного союза необходимо создать условия для взаимного признания результатов оценки соответствия и подтверждения соответствия продукции, признания единых сертификатов Таможенного союза, копирования лучших практик в сфере разработки технических регламентов, но при этом избежать риска прямого копирования стандартов, не соответствующих векторам развития промышленной политики Таможенного союза, и оказывать влияние на разрабатываемые стандарты. Так, в частности, в ЕС наблюдается некоторое отставание по установлению обязательных норм на инновационную продукцию, в связи с чем представляется целесообразным совместно с ЕС разрабатывать обязательные требования на инновационную продукцию как через механизм публичного обсуждения проектов евродиректив и технических регламентов, так и через сотрудничество в области стандартизации на основе непосредственного участия в работе европейских организаций по стандартизации.
Новые факторы экономического развития и
тенденции интеграционных процессов, перспективы значительного увеличения товаро- и пассажиропотока в рамках крупнейших инвестиционно-спортивных проектов, таких как Олимпийские игры в г. Сочи в 2014 г., Чемпионат мира по футболу в 2018 г. требуют применения комплексного и дифференцированного подхода к обустройству пунктов пропуска с
внедрением инновационных технологий и учетом экономических интересов Российской Федерации и рисков национальной безопасности, сокращения административных барьеров, исключения
дублирования функций контрольных органов на границе в целях ускорения пропуска через государственную границу лиц, товаров и транспортных средств. Ключевыми европейскими технологиями
ускорения товаро- и пассажиропотока в пунктах пропуска, апробированными как в Евросоюзе, так и в
рамках проводимых ЕС совместно с Россией и другими странами СНГ экспериментальных проектов являются:
- технология совместного контроля,
предусматривающая нахождение контролирующих органов сопредельных государств в едином пункте пропуска и последовательное прохождение
таможенного и пограничного контроля;
- технология «сплошного зеленого коридора», объединяющего сопредельные пункты пропуска, для ускорения движения физических лиц, у которых отсутствуют товары, подлежащие декларированию;
- Новая компьютеризированная транзитная система
(NCTS), предполагающая обязательное
предварительное информирование таможенных органов ЕС перевозчиками, осуществляющими ввоз товаров на территорию государств-членов ЕС.
Существенные отличия целевой составляющей
механизма таможенного регулирования
обусловливают различия в принципах и инструментах внедрения современных информационно-
коммуникационных технологий, в первую очередь, предварительного информирования. В России и других государствах-членах Таможенного союза, осуществляющих внедрение современных таможенных технологий преимущественно в целях сокращения сроков проведения таможенного контроля и минимизации административных барьеров, ключевым же императивом развития данных
технологий в ЕС является обеспечение безопасности внешнеторговых поставок. Совершенствование системы предварительного информировании в ЕС связано с внедрением единых для ЕС критериев отбора и анализа рисков, при поддержке компьютерных систем для товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕС или вывозимых с нее, введением базы данных ЕС на основе национальных регистрационных идентификационных номеров (EORI), получение которых является для участников ВЭД обязательным при совершении таможенных операций [3, с. 81-91].
В связи с этим направлениями имплементации опыта Евросоюза по внедрению информационнокоммуникационных технологий должны стать:
- совершенствование технологии предварительного информирования (распространение обязательного характера данной технологии на все виды транспорта с дифференциацией в зависимости от его специфики; полноценная взаимоувязка предоставляемой предварительной информации с системой управления рисками; внедрение вместо технологии штрихового кодирования более современной технологии QR-кодирования предварительной информации);
- развитие системы управления рисками на основе
субъектоориентированного подхода, создание
системы идентификации участников
внешнеэкономической деятельности на территории Таможенного союза с возможностью в перспективе ее интеграции с системой EORI, применяемой в ЕС;
- внедрение технологий межведомственного
взаимодействия в пунктах пропуска по принципу «одного окна», интегрирующих информационные ресурсы государственных контролирующих органов, администраций пунктов пропуска и транспортных организаций, а также реализация проектов
межгосударственного взаимодействия, объединяющих процессы прохождения пограничного и таможенного
контроля в целях ускорения товаро- и пассажирооборта в пунктах пропуска;
- создание единой автоматизированной
информационной системы контроля таможенного транзита государств-членов Таможенного союза и ее сопряжение с Новой компьютеризированной транзитной системой Европейского союза.
Важнейшей тенденцией развития механизма таможенного регулирования в ЕС является активное взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности, ассоциациями и некоммерческими организациями, объединяющими представителей околотаможенного бизнеса, собственников транспортно-логистической инфраструктуры.
Ключевыми участниками такого взаимодействия в ведущих государствах, наиболее тесно взаимодействующими с таможенными органами при реализации внешнеторговых операций, являются таможенные представители (в ЕС аналогом являются таможенные агентства) и уполномоченные экономические операторы. Анализ норм, регулирующих данные институты в ЕС и России, свидетельствует об их значительном сходстве, так как при подготовке норм таможенного законодательства Таможенного союза разработчики исходили не только из международного, но и европейского опыта. Однако, несмотря на сходство норм, имеют место отличия, которые заключаются как в разных требованиях, применяемых к претендентам на получение данного статуса, так и в разных подходах таможенных органов ЕС и России применительно к реализации на практике положений, регламентирующих институт УЭО и таможенного представителя.
Таможенное законодательство Таможенного союза предъявляет жесткие требования к деятельности таможенных представителей и уполномоченным экономическим операторам, к которым относятся следующие:
1) чрезмерно жесткие требования для включения в
соответствующие реестры, в первую очередь, финансовые, влекущие «замораживание»
значительных денежных активов в целях обеспечения уплаты таможенных платежей или издержки на получение банковской гарантии или поручительства;
2) возможность исключения лиц из реестра при неоднократном привлечении к административной ответственности, что практически неизбежно при значительных объемах декларирования; 2) требования к аттестации таможенными органами штатных специалистов по таможенным операциям;
3) усложненная процедура включения таможенных представителей и УЭО в соответствующие реестры, невозможность организации данного процесса на основе электронного и межведомственного взаимодействия.
В результате незначительного числа таможенных представителей и пользователей упрощенными процедурами сокращаются возможности таможенных органов для развития партнерских отношений с бизнес-сообществом, а сэкономленные ресурсы таможенных органов не позволяют обеспечить эффективность таможенного регулирования применительно к тем участникам ВЭД, которые не обладают статусом УЭО и, соответственно, представляют для таможенных органов больший риск с точки зрения несоблюдения таможенного законодательства.
Принципиальными отличиями, характеризующими институт таможенных представителей в Евросоюзе являются:
- отсутствие ограничений на количество таможенных представителей, участвующих в оформлении одной декларации;
- отсутствие, за исключением ряда государств, требований к квалификации сотрудников;
- большее количество способов обеспечения уплаты таможенных платежей (залог недвижимости, гарантии банков, страховых компаний, крупных предприятий, депозиты и др.).
Институт уполномоченных экономических операторов согласно реализуемой Евросоюзом концепции таможенного контроля, является инструментом совершенствования стандартов безопасности цепей торговых поставок и выстраивании партнерских отношений между таможенными органами и деловым сообществом. Реализуемая ЕС стратегия направлена на расширение количества уполномоченных экономических операторов и предоставление данного статуса максимально широкому кругу лиц, задействованному в реализации внешнеторговых операций (в 2012 г. насчитывалось более 10 тыс. УЭО), реализацию механизма оценки финансовой платежеспособности вместо «замораживания» денежных средств для обеспечения УЭО уплаты таможенных платежей, предоставления УЭО возможностей оказания услуг по декларированию товаров, разделения
уполномоченных экономических операторов на
категории в зависимости от объема предоставляемых упрощений, взаимное признание статуса УЭО с ведущими торговыми партнерами ЕС [4, с. 94]. Таким образом, оказывается необходимое содействие развитию предпринимательской деятельности на основе партнерских отношений с государством, что является мощным фактором минимизации рисков нарушения таможенного законодательства.
В этой связи имплементация реализуемых в ЕС принципов регулирования институтов таможенных представителей и уполномоченных экономических операторов должно реализовываться по следующим направлениям:
1) создание стимулов для преимущественного
декларирования импортируемых товаров
таможенными представителями за счет сокращения требований к организации их деятельности; пересмотр оснований для исключения таможенных представителей из реестра; частичный перенос контроля за их деятельностью на уровень саморегулируемых организаций;
2) развитие института уполномоченных
экономических операторов за счет расширения перечня специальных упрощений для уполномоченных экономических операторов до границ, предусмотренных Киотской конвенцией границ;
трансформация механизма резервирования денежных средств на счетах УЭО для обеспечения уплаты таможенных платежей на методы оценки их финансовой платежеспособности; унификации и упрощений для уполномоченных экономических
операций, осуществляющих производственную и иные виды деятельности, взаимного признания уполномоченных экономических операторов России и ЕС.
Принципиальным вопросом в контексте имплементации зарубежного опыта является создание организационно-правового механизма гармонизации законодательства в сфере таможенного регулирования ВЭД в России и Евросоюза с учетом обязательств в рамках Таможенного союза и
изменения его институциональной структуры. В отличие от Комиссии Таможенного союза, которая обладала правосубъектностью исключительно на территории государств-членов Таможенного союза, созданная с 2012 года Евразийская экономическая комиссия может быть наделена Высшим Евразийским экономическим советом правом подписывать
международные договоры. Такой дискретный характер ее международной правосубъектности
свидетельствует о том, что государства-члены
Таможенного союза на данной стадии развития интеграции не готовы в полном объеме лишаться права контролировать заключение международных договоров по вопросам, переданным на наднациональный уровень.
В связи с этим наиболее оптимальным путем гармонизации правовых норм в области таможенного регулирования между Россией, другими участниками Таможенного союза и ЕС, исходя из предлагаемых в экономических исследованиях форматов [5, с. 128-131; 6, с. 39; 7, С. 55-58], должно стать совершенствование структуры нормативной правовой базы таможенного сотрудничества, включающей:
1) общего рамочного соглашения о партнерстве между Россией и ЕС о партнерстве и сотрудничестве;
2) соглашения на наднациональном уровне между Таможенным союзом и ЕС, гармонизирующие базовые элементы механизма таможенного регулирования ВЭД;
3) соглашения на национальном уровне между Россией и ЕС по вопросам, сохраняющимся в рамках национальной компетенции.
Таким образом, темпы и результаты совершенствования правовых и институциональных основ Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в значительной степени зависят от всестороннего изучения и широкого применения лучшего международного опыта таможенного регулирования. Стратегическими шагами в данном направлении должны стать:
1) завершение процесса унификации таможенного
законодательства государств-участников Таможенного союза, предполагающее четкое определение перечня вопросов, регулируемых национальным
законодательством и максимальное закрепление регулирующих норм на наднациональном уровне;
2) правовое закрепление стратегического сотрудничества России с Европейским союзом в вопросах гармонизации правовых норм в сфере таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
3) имплементация лучшего международного опыта таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, внедрения информацонно-коммуникационных технологий в таможенной сфере, развития принципов государственно-частного партнерства таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Реализация указанных мер будет способствовать усилению внешнеэкономического и транзитного потенциала государств-членов Таможенного союза, повышению транспарентности единого таможенного законодательства, совершенствованию механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на основе лучших международных стандартов.
Список литературы:
1. Об итогах внешней и взаимной торговли государств-членов Таможенного союза в 2011 году // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. № 11. 2012.
2. Мацкевич В. Обеспечение безопасности цепи поставок товаров в ЕС // Таможня и ВЭД. № 11. 2008.
3. Desiderio D., Bergami R. Risk management techniques and their use by customs // The journal of customs and trade. Volume 3. Number 1. 2011.
4. Gwardzinska E. The standardization of customs services in the European Union // World customs journal. Volume 6. № 1. 2012.
5. Турланов Д.А. Подходы к формированию будущей
нормативно-правовой базы таможенного
сотрудничества России и ЕС // Вестник МГИМО (Университет). № 3. 2012.
6. Стрежнева М. Эволюция торговой политики Европейского союза // Мировая экономика и международные отношения. № 8. 2012.
7. Винокуров Е.Ю., Идрисова В.В., Кнобель А.Ю., Перебоев В.С. Таможенный союз и соседние страны: модели и инструменты взаимовыгодного партнерства. -Санкт-Петербург, 2013.
Reference list:
1. The results of external and mutual trade of the Customs Union in 2011 // Eurasian integration: economics, law, and politics. № 11. 2012.
2. Mackiewicz B. Securing the supply chain in the EU // Customs and foreign trade. № 11. 2008.
3. Desiderio D., Bergami R. Risk management techniques and their use by customs / / The journal of customs and trade. Volume 3. Number 1. 2011.
4. Gwardzinska E. The standardization of customs services in the European Union / / World customs journal. Volume 6. Number 1. 2012.
5. Turlanov DA Approaches to the formation of the future regulatory framework of the customs cooperation between Russia and the EU // Bulletin of Moscow State Institute (University). № 3. 2012.
6. Strezhneva M. The trade policy of the European Union // World Economy and International Relations. № 8. 2012.
7. Vinokurov E.Y., Idrisova V.V., Knobel A.Y., Pereboev V.S. Customs union and neighboring countries: models and instruments of mutually beneficial partnership. - Sankt-Petersburg, 2013.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью С. А. Хапилина «Направления имплементации европейского опыта таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности»
Ключевой задачей механизма таможенного регулирования ВЭД в России на современном этапе является его адаптация к условиям функционирования Таможенного союза и формирующегося Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана и, что не менее значимо, к условиям членства во Всемирной торговой организации. За последние годы Россией предприняты меры по
кардинальному совершенствованию таможенного законодательства в рамках Таможенного союза, активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельности Федеральной таможенной службы. Вместе с тем, дальнейшее поступательное развитие механизма таможенного регулирования ВЭД, внедрение новых
технологий невозможны без учета накопленного другими государствами опыта таможенного регулирования ВЭД. В этой связи проведенное исследование направлений использования опыта основного торгового партнера России -Европейского союза - в данной сфере представляется весьма значимым и актуальным.
В статье раскрыты основные проблемные вопросы, затрудняющие использование западного опыта таможенного регулирования, обозначены направления их решения. Практический характер носят предложения автора о формате взаимодействия России и Европейского союза по
таможенным вопросам. Вполне обоснованным
представляется сделанный в статье вывод о том,
использование европейского опыта взаимодействия
таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности требует переориентации основных акцентов деятельности таможенных органов на обеспечение национальной и экономической безопасности, а также повышение эффективности таможенного контроля.
Статья носит исследовательский характер, соответствует требованиям, предъявляемым к изданию в журналах, рекомендованных ВАК, и рекомендуется к опубликованию в журнале «Бизнес в законе».
Заведующий кафедрой Международной торговли и таможенного дела Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) д.э.н., профессор
П. В. Таранов