Научная статья на тему 'Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе подготовки к школьному обучению'

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе подготовки к школьному обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1068
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ЛЕКСИКА / ГРАММАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ С ОНР / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИВАЮЩИЕ СРЕДСТВО / СВЯЗНЫЙ РАССКАЗ / ПЕРЕСКАЗ / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астахова О.С., Борисова Е.А.

В статье представлено описание организации работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе подготовки к школьному обучению. Нарушение всех сторон речи (фонетико-фонематической и лексико-грамматической) затрудняет формирование связной речи детей с ОНР, приводит к характерным ошибкам. Это обусловливает необходимость проведения целенаправленной работы по развитию связной речи детей с ОНР. В качестве основного развивающего средства выступает дидактическая игра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астахова О.С., Борисова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе подготовки к школьному обучению»

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКРЛЬНОМУ РКУЧЕНИЮ

© Астахова О.С.* *, Борисова Е.А.*

Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема,

г. Биробиджан

В статье представлено описание организации работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе подготовки к школьному обучению. Нарушение всех сторон речи (фонетико-фонематической и лексико-грамматической) затрудняет формирование связной речи детей с ОНР, приводит к характерным ошибкам. Это обусловливает необходимость проведения целенаправленной работы по развитию связной речи детей с ОНР. В качестве основного развивающего средства выступает дидактическая игра.

Ключевые слова связная речь, дидактическая игра, лексика, грамматическое развитие, дети с ОНР, дошкольный возраст, развивающие средство, связный рассказ, пересказ, монологическая речь.

В данный момент в современном oбщем и специальном образовании огромное внимание уделяется проблеме pазвития cвязной pечи дошкольников в процессе подготовки их к школьному oбучению. Значимость данной проблемы oбусловлена yвеличивающимся количеством детей с oбщим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (OHP) - это сложное расстройство речи, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Эти нарушения наиболее ярко проявляются в связной речи.

Связная речь (речевая готовность) предполагает накопление словарного запаса языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, понятно передавать окружающим содержание готового текста и самостоятельно составлять связный рассказ [3].

Актуальность нашего исследования заключается в том, что существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно-обоснованных путей формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с OHP.

* Магистрант по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование, направленность Инновационные технологии в специальном (дефектологическом) образовании, воспитатель МКДОУ «Улыбка»№ 49 (г.Биробиджан).

* Доцент кафедры Коррекционной педагогики, психологии и логопедии, кандидат педагогических наук.

Теория и методика дошкольного образования

109

Современные исследования показали, что 40-50 % первоклассников из-за неразвитости cвязной pечи и неумении выражать cвои мысли оказывают-cя неготовыми к обучению в массовой школе. Далее это может привести к неумению давать развернутые, логические ответы на сложные вопросы школьной программы, правильно и аргументированно излагать свои выводы, пересказывать содержание текстов из учебников, художественной литературы и устного народного творчества, наконец, писать изложения и сочинения.

Проблемой изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи занимались многие авторы (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Фи-личева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова). В их исследованиях отмечается, что связная речь у детей с OHP имеет ряд оообенностей [2]. Это неспособность к пересказу и самостоятельному построению текста; непоследовательность при пересказе текста, отсутствие оценочных суждений, неумение продолжить рассказ. Как правило, рассказы этих детей бессвязны, в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения. Налицо проблемы с грамматическим оформлением предложений.

Данные, представленные в теоретических исследованиях, были подтверждены в ходе собственного экспериментального изучения связной речи детей с OHP, для проведения которого были подобраны диагностические методики, разработаны критерии оценивания состояния связной речи. Все задания были подобраны в соответствии с возрастом, программным содержанием и речевыми возможностями детей с OHP.

Экспериментальное изучение детей проводилось на базе МКДОУ села Птичник Биробиджанского района. В эксперименте участвовали 20 детей с OHP старшего дошкольного возраста.

В процессе изучения связной речи мы увидели, что дети испытывают трудности, выполняя воспроизведение короткого и простого по объему и структуре текста, составление рассказа из личного опыта, продолжение рассказа по данному началу с наглядной опорой. Дети не могут пересказывать, не меняя несущую информацию. Испытывают трудности при составлении рассказа из личного опыта без наглядной опоры. И даже имея наглядность, они не могут составить предложения и закончить рассказ.

Это влечёт необходимость проведения целенаправленной работы по развитию связной речи детей старшего возраста с OHP при подготовке их к школьному обучению. Результаты экспериментального исследования легли в основу направлений коррекционной работы: формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения, обучение пересказу и составлению связных рассказов.

110

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Коррекционная работа по развитию речи строилась на следующих принципах: целостность, cистемность, гуманистическая нaправленность, coзнательность и aктивность, cвязь peчи с другими сторонами пcихическош paзвития. Зaнягия нoсили cистематический хaрактер, пpoводились с группами по 5 человек. Фopмируя мaлые группы для oбучения детей, мы учиты-вaли ицдивидуaльные ocобенности и уpoвень paзвития cвязной peчи. Занятия пpoводились по теме, которую дoшкольники oтрабатывали с воспитателем в течение недели. Зaкрепление полученных знaний спoсобствовало эффективному развитию cвязной peчи.

На зaнятиях по paзвитию cвязной peчи необходимо иcпользовать различные виды peчевых упражнений, кoторые в пpoцессе paботы пoстепенно уcложняются. Oчень важно, чтобы эти упpaжнения были познавательны и интересны детям.

Вeдущей дeятельностью дeтей дoшкольнош вoзраста является игра. В игре фoрмируются все стороны личности peбенка, пpoисходят положительные измeнения в его шихте, пoдготавливающиe к пеpeходу в нoвую, бoлее высокую стадию paзвития. Этим oбъясняются вoспитательные и обучающие вoзможности игры. Paзвивающие знaчение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего paзвития peбенка, но и в том, что она cпособствует paсширению cферы их интереcoв, вoзникновению потребности в занятиях, становлению мотива новой деятельности - учебной. Это является важным фактором психологической готовности ребёнка к обучению в школе [1]. Поэтому игра на занятиях может являться адаптивным средством коррекции и развития связной речи детей дошкольного возраста с OHP.

На занятиях по развитию связной речи у детей с OHP были использованы различные дидактические игры. Прежде чем развивать связную речь, неообходимо провести подготовительный этап, включающий развитие лексической и грамматической стороны. Приведём примеры дидактических игр, которые способствуют развитию грамматики и лексики и больше всего нравятся детям.

Игру «Присядет тот» мы проводим для организации детей на занятии.

Присядет тот, кто стоит за ... (имя ребенка).

Присядет тот, кто стоит перед ... (имя ребенка).

Присядет тот, кто стоит рядом с . (имя ребенка).

Присядет тот, кто стоит справа от . (имя ребенка).

Присядет тот, кто стоит слева от . (имя ребенка).

Дети рассаживаются по своим местам.

«Скажи наоборот». Детям предлагается сочетание слов, например, «Большой дом», дети должны ответить наоборот: «Маленький дом» и т.д.

«Замаскированные предметы». На листе бумаги изображены наложенные друг на друга контуры овощей и фруктов, диких и домашних животных и т.д. Педагог спрашивает каждого ребёнка: «Что ты видешь на картинке?

Теория и методика дошкольного образования

111

Какой овощ или фрукт ты увидел, покажи?» При этом просим ребёнка отвечать полными предложениями. Например: «На картинке я вижу зеленый кабачок. Кабачок - это овощ».

«Чудо-шнурочки». Педагог раздаёт детям гибкие разноцветные шнурочки (цветная проволока). «Ребята, это волшебные чудо-шнурочки, а вы -маленькие волшебники. Превратите шнурочки в свои любимые фрукты». Дети выполняют задание, выкладывают на столах контуры фруктов из шнурочков. Педагог:«А теперь давайте сложим наши «фрукты» обратно в мешочек и посчитаем их». Дети должны посчитать: «В мешочке два банана, в мешочке пять бананов (апельсинов, груш)».

«Поварята». Педагог задает детям вопросы: «Что ты можешь приготовить из грибов? Что ты хочешь, приготовить из ягод?» Дети начинают свой ответ со слов: «Из грибов я могу приготовить...». «Из ягод хочу приготовить...».

«Найди и объясни». На доске представлены картинки с природными явлениями: заморозки, первый снег, иней, дождь, ветер, град, туман. Педагог просит найти, например, иней. Дети находят картинку и объясняют, как они догадались, что это иней. Обращается внимание детей на то, что объяснять необходимо полными предложениями.

После подготовительного этапа мы переходим к основному этапу по развитию связной речи. Приведём примеры дидактических игр, отражающих содержание данного этапа.

«Угадайка». Детям даны карточки с изображением любых предметов. Ребёнок берёт одну из карточек, составляет описательную загадку о предмете, изображённом на картинке, не показывая и не называя его. Дети предлагают варианты отгадок.

«Собери сказку». Ребёнку предлагается из частей собрать целое изображение сказки. Далее он должен назвать сказку и действующие лица, а затем рассказать сказку.

«Зоосад». Дети садятся полукругом, получают индивидуальную карточку с изображением животного, не показывая друг другу. Каждый участник должен рассказать о своём животном, по следующему плану:

1. Место обитание? (лес, саванна, пустыня и т.д).

2. Место проживание? (нора, логово, берлога и т.д).

3. Как выглядит?

4. Чем питается?

В заключении хочется отметить, что использование различных дидактических игр на занятиях по развитию связной речи детей с OHP позволяет этим детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Дети овладевают навыками свободного составления рассказа по наглядности, рассказа по аналогии, т.е. того вида монолога, который составляет основу овладения знаниями в школе.

112

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-68.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - второе издание. - М.: Просвещение, 1990. - 316 с.

3. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи / Н.Д. Зарубина. -М.: Издательство «Русский язык», 1997. - 308 с.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефи-менкова. - М.: Медицина, 1990. - 266 с.

5. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4-6 лет) / Т.А. Ткаченко. - М.: Ювента, 2007. - 8 с.

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.Ф. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Знание, 1991. - 365 с.

РОЛЬ МУЗЫКИ В ГАРМОНИЧНОМ

РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

© Бутакова И.А.*, Наташина Н.В.4

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 25 «Умка», г. Саяногорск

В статье раскрывается значение музыкального воспитания в становлении личности ребёнка-дошкольника. Идёт речь о том, как мир музыки помогает развивать музыкальные способности ребёнка, учит творить вокруг себя красоту и гармонию жизни, раскрывать эмоционально-чувственную сферу.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эстетический вкус, духовнонравственные качества, гармония.

Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка -это язык чувств.

Василий Александрович Сухомлинский

Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного

Музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.