Научная статья на тему 'Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи методом поэтапного формирования умственных действий'

Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи методом поэтапного формирования умственных действий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4440
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / РЕЧЕВЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ / ОПИСАТЕЛЬНАЯ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / АЛГОРИТМ ОПИСАТЕЛЬНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / SYSTEM UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / FORMATION OF CONNECTED SPEECH / VERBAL UTTERANCES / AN ALGORITHM FOR THE DESCRIPTIVE SPEECH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Наталья Николаевна

В статье приводятся результаты констатирующего эксперимента по развитию связной речи и результаты формирующего эксперимента по развитию описательной связной речи у детей дошкольного возраста с нормативным развитием, с ОНР III уровня, с ОНР II уровня и у детей младшего школьного возраста. Развитие описательной связной речи проводилось методом планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина по специальной авторской методике, разработанной на основе концепций Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева, Л.А. Венгера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Connected Speech of Children with General Underdevelopment of Speech by Means of the Method of Stage-by-Stage Formation of Mental Actions

The article presents the results of the ascertaining experiment to develop connected speech and the results of the formative experiment to develop the narrative connected speech in preschool children with regulatory development, with developmental dysphasia (DD) III-level, with DDII-level, and in school-age children. The development of the narrative connected speech was carried out systematically by stage-by-stage formation of mental actions of P.Ya.Galperin due to the special author's method, developed on the basis of the concepts of L.S.Vygotsky, A.R. Luria, A.A.Leontiev and L.A.Wenger.

Текст научной работы на тему «Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи методом поэтапного формирования умственных действий»

УДК 376.3

Н. Н. Иванова

Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи методом поэтапного формирования умственных действий

В статье приводятся результаты констатирующего эксперимента по развитию связной речи и результаты формирующего эксперимента по развитию описательной связной речи у детей дошкольного возраста с нормативным развитием, с ОНР III уровня, с ОНР II уровня и у детей младшего школьного возраста. Развитие описательной связной речи проводилось методом планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина по специальной авторской методике, разработанной на основе концепций Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева, Л.А. Венгера.

Ключевые слова: системное недоразвитие речи, формирование связной речи, речевые высказывания, описательная связная речь, алгоритм описательной связной речи.

N. N. Ivanova

Development of the Connected Speech of Children with General Underdevelopment of Speech by Means of the Method of Stage-by-Stage Formation of mMental Actions

The article presents the results of the ascertaining experiment to develop connected speech and the results of the formative experiment to develop the narrative connected speech in preschool children with regulatory development, with developmental dysphasia (DD) III-level, with DD- II-level, and in school-age children. The development of the narrative connected speech was carried out systematically by stage-by-stage formation of mental actions of P.Ya.Galperin due to the special author's method, developed on the basis of the concepts of L.S.Vygotsky, A.R. Luria, A.A.Leontiev and L.A.Wenger.

Keywords: system underdevelopment of speech, formation of connected speech, verbal utterances, an algorithm for the descriptive speech.

Речь представляет собой многокомпонентную и многоуровневую систему и занимает особое положение в системе психических процессов человека. Являясь фундаментом мышления и регулятором поведения, она выполняет ключевую роль в психическом развитии ребенка. Речь является необходимым условием произвольных форм всех остальных высших психических функций [3]. Наиболее высокоорганизованным уровнем речевой системы является уровень самостоятельной связной речи. Связная речь развивает логику и абстрактное мышление, строится и базируется на них. Нарушения речевой деятельности, в частности связной речи, у детей могут иметь негативные последствия, выходящие за рамки психологического или социального дискомфорта [13].

В настоящее время существует ряд методик, разработанных психологами и логопедами, направленных на развитие связной речи при различных формах речевых нарушений. Согласно Е.Л. Ефименковой (1981), формирование связной речи входит в третий, заключительный этап системы коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи. В классических для

развития связной речи методиках, разработанных Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филиче-вой (1973), Т.Б. Филичевой (1974) А Н. Гвоздевым (1961) работа ведется с опорой на предложение как основную семантико-синтаксическую единицу языка. Основным приемом работы при этом является формирование лексико-грамматической стороны речи - обучение детей разворачиванию высказывания, переходу от свернутых, односложных предложений к развернутым сложносоставным, с верными граммати-ко-синтаксическими отношениями между точно подобранными словами [2, 14, 16]. Многие авторы подчеркивают, что развитию связной речи обязательно должна предшествовать работа по развитию способности ребенка к описанию предмета, т.е. описательной связной речи [1, 2, 7, 8, 9, 12, 15]. Однако, несмотря на актуальность таких методических разработок, целостных методик по развитию связной описательной речи, эффективность которых подтверждена экспериментально, на данный момент нет. Поэтому актуальной задачей является выработка теоретико-методических оснований развития связной речи у

© Иванова Н. Н., 2013

детей и разработка на этой основе целостной программы, методики и технологии развития описательной связной речи. В настоящей работе предложена такая система методов по развитию описательной связной речи детей 6-8 лет с нарушениями речевого развития и с нормативным развитием.

Испытуемые. В исследовании приняли участие 145 детей 6-8 лет, из них 77 старших дошкольников и 68 первоклассников. В выборку вошли 60 детей с нормативным развитием, 60 детей с ОНР III уровня и 25 детей с более выраженным речевым дефектом - с ОНР II уровня. Экспериментальную группу составили 30 детей с нормативным развитием, 30 детей с ОНР III уровня и 25 детей с ОНР II уровня. В контрольную группу вошли 30 детей с нормативным развитием и 30 детей с ОНР III уровня. Исследование проводилось на базе «Полис-лицея» (для детей с системным недоразвитием речи) г. Дубна Московской области.

Со всеми детьми экспериментальной группы в течение учебного года проводились коррекци-онно-развивающие занятия по методике формирования и развития связной описательной речи, причем дети с нормативным развитием и дети с ОНР III уровня участвовали в групповых занятиях (по 5-6 человек в группе); с детьми с ОНР II уровня проводилась индивидуальная работа. Дети контрольной группы не принимали участие в формирующем эксперименте.

Методы. Проведено два эксперимента: констатирующий и формирующий.

С помощью констатирующего эксперимента была проведена оценка состояния речевых функций (в том числе связной речи) у детей с нормативным развитием и с общим недоразвитием речи. Использовалось два блока проб. Первый блок представлен совокупностью проб для оценки общего речевого развития испытуемых, где оценивалась сформированность устной экспрессивной и им-прессивной речи. Диагностика экспрессивной речи включала в себя проверку уровня моторной реализации высказывания, исследование словообразовательных процессов, сформированности грамматического строя речи и номинативной функции речи. Диагностика импрессивной речи состояла из исследования понимания значения слов, сложных логико-грамматических конструкций, исследования фонематического восприятия. Для количественной обработки данных использовалась балльная система.

Второй блок представлен методами диагностики связной речи, куда включались задания: 1) на оценку фразовой речи (составление предло-

жений по картинкам, составление предложения по трем предметным картинкам, связанным по смыслу); 2) на оценку связной монологической речи (пересказ знакомой сказки, составление рассказа по серии сюжетных картинок, составление рассказа-описания по заданному изображению).

Для оценки связной речи была выбрана 4-балльная система оценки, где максимальный балл соответствовал лучшему выполнению, а минимальный - худшему (отказу от выполнения). Система впервые была представлена в работе В.П. Глухова [8] и адаптирована нами в соответствии с целями и задачами апробируемой методики.

Формирующий эксперимент был направлен на поэтапное формирование и развитие связной описательной речи детей 6-8 лет с ОНР и с нормативным развитием. Для оценки эффективности кор-рекционно-развивающей методики приводится сравнение результатов первичной диагностики с данными повторного исследования речи по окончании курса обучения.

Базовым методическим приемом формирующего эксперимента по развитию описательной связной речи стал метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [4, 5]. Основной мишенью психокоррек-ционной работы с детьми с ОНР - формирование описательной связной речи. Основными направлениями работы при этом являются формирование действия описания предмета, развитие словаря ребенка, развитие грамматически правильной связной речи.

Овладение действием описания предметов проводилось в определенной поэтапной последовательности: 1) описание по вопросам (развернутый вопрос - фразовый ответ ребенка); 2) по плану-схеме, даваемому педагогом (например, существенные признаки и детали предмета, среда обитания, способ передвижения и особенности питания и т. п.); 3) по плану-схеме, составленной самим ребенком с опорой на схему педагога; 4) самостоятельное описание предмета ребенком, осуществляемое за счет интериоризиро-ванной и свернутой схемы описания предмета.

Работа над словарем детей проводилась по следующим направлениям: 1) активизация имеющегося у детей словарного запаса; 2) уточнение значения слов, имеющихся в словаре детей; 3) введение в словарь новых слов. Она велась целенаправленно по следующим лексическим группам, соответствующим основным се-

Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи методом поэтапного формирования 107 умственных действий

мантико-синтаксическим единицам фразы-высказывания: слова-номинации, глагольная лексика, слова-определения.

При составлении рассказа-описания в коррек-ционно-развивающей работе использовались следующие опоры: а) подсказки начала фразы, б) образец построения фразы, в) направляющие вопросы. Большое внимание уделялось приобщению детей к постоянному использованию в речи распространенных предложений.

Результаты. Результаты констатирующего эксперимента до работы по методике формирования и развития связной описательной речи оказались предсказуемыми. Наиболее успешной в выполнении всех проб оказалась группа детей с нормативным развитием. Дети с ОНР III уровня испытывали речевые затруднения (значимые различия в сравнении с нормой в этой группе найдены по всем показателям: р<0,05), часть из которых приближена к результатам наименее успешной группы детей с ОНР II уровня (в сравнении с этой группой значимых различий нет по следующим показателям: уровень моторной реализации высказывания; оценка словообразовательных процессов: р=0,2 в обоих случаях). Очевидно, что наибольшие затруднения у этих детей, как и у нормы, вызывало понимание сложных логико-грамматических конструкций; сравнительно меньшие трудности - называние предметов, однако и тут дети с ОНР III уровня испытывали значительные затруднения в подборе слов. Наиболее сложный, комплексный дефект обнаружился в группе детей с ОНР II уровня. У этих детей выраженно нарушены все компоненты речи: отмечалась несформированность голосовых и артикуляционных навыков, имелись значительные дефекты звукопроизношения, зву-кослоговой структуры слова, несформирован-ность фонетико-фонематических процессов, подбор лексических средств, лексико-грамматическая организация речи и построение развернутого речевого высказывания (значимые различия между этой группой и группой с нормативным развитием получены по всем исследуемым критериям: во всех случаях р<0,01).

Таким образом, исследование профиля речевого развития детей с нормативным развитием, с ОНР III и II уровней показал закономерную картину: наиболее комплексные трудности, наиболее грубые дефекты отмечались в группе детей с ОНР II уровня. Дети с ОНР III уровня также отставали по многим параметрам от группы нормы.

Аналогичные вышеизложенным данные были получены в исследовании связной речи детей всех исследуемых групп. Наименьшие затруднения были характерны для детей с нормативным развитием, промежуточные результаты получены детьми с ОНР III уровня, и самые худшие оценки получили дети с ОНР II уровня. Для детей с нормативным развитием наибольшие трудности представляло задание на составление рассказа по серии сюжетных картинок и рассказа-описания; лучше всего они справлялись с пересказом знакомой сказки. Для детей с ОНР III уровня сложность представляли как задания на составление рассказов (по серии сюжетных картинок и рассказа-описания), так и лексико-грамматическое оформление фразы. Средние оценки были получены ими при пересказе знакомой сказки, где эта группа, в отличие от нормы, в большей степени нуждалась в помощи экспериментатора (не только в планировании рассказа, но и в его лексическом оформлении и объяснении причинно-следственных связей). Наиболее выраженные трудности во всех заданиях испытывали дети с ОНР II уровня: чаще всего они отказывались выполнять задание или отвечали односложно.

По результатам коррекционно-развивающей работы был проведен контрольный эксперимент, позволяющий сделать выводы об эффективности применяемой методики.

Явные изменения в исследовании общего речевого профиля были обнаружены у детей с ОНР III уровня экспериментальной группы. Так, значимая положительная динамика выявлена в состоянии номинативных процессов (p<0,01), развитии словообразовательных процессов (p<0,01) и в показателях сформированности грамматического строя речи (p<0,02). Причем результаты по этим критериям в этой группе статистически не отличались от результатов группы нормы (p>0,35, p>0,2 и p>0,3 соответственно). Наиболее затруднительным осталось понимание сложных логико-грамматических конструкций и фонети-ко-фонематическое восприятие, однако и тут, несмотря на отсутствие значимых различий в сравнении с началом учебного года, обнаруживалась положительная динамика. Показатели общего речевого профиля контрольной группы детей с ОНР III уровня в целом остались такими же, какими были в начале учебного года; положительная динамика на уровне статистической тенденции (p<0,09) выявилась только в исследовании номинативных функций.

Значительные улучшения наблюдались и в наименее успешной группе детей с ОНР II уровня. И у дошкольников, и у первоклассников значимо улучшились показатели словообразовательных процессов (p<0,001) и номинативная функция (p<0,001). Эти результаты оказались приближенными к тем, которые демонстрировали дети с ОНР III уровня в начале обучения.

Значимых улучшений в показателях общего речевого профиля у детей с нормативным развитием не отмечалось. Статистически значимых различий ни по одному из показателей выявлено не было. Напомним, что у детей с нормативным развитием все показатели (за исключением понимания сложных логико-грамматических конструкций) были приближены к максимуму, поэтому неудивительно, что отдельные компоненты речевых функций не претерпевают значительных изменений, а речевое развитие идет постепеннно. Исследование развития связной речи показало следующие результаты. Выраженная

положительная динамика в развитии связной речи (в том числе описательной речи) выявилась в экпериментальной группе детей с нормативным развитием и с ОНР III уровня. Наиболее отчетливо она проявлялась в

составлении рассказа-описания по

предъявленному изображению объекта (p<0,05 для экспериментальной группы с нормативным развитием; p<0,03 для экспериментальной группы с ОНР III уровня); менее выражено, но статистически значимо - в составлении рассказа по серии сюжетных картинок (во всех случаях p<0,05). Пересказ знакомой сказки значимо улучшился у экспериментальных групп с ОНР III и II уровней (p<0,02 и p<0,01 соответственно), в то время как в контрольных группах (с нормативным развитием и с ОНР III) и в экспериментальной группе нормы динамика не значима. Отметим, что для детей с нормативным развитием это задание было наиболее легким, и они справлялись с ним без выраженных трудностей. Группы с ОНР III уровня (и контрольная, и экспериментальная) значимо отставали от нормативного развития в констатирующем эксперименте (p<0,04). Поэтому показательным является тот факт, что именно экспериментальная группа с ОНР III уровня улучшила свои показатели по результатам коррекционно-развивающих занятий (в большинстве случаев они сравнимы с нормой), а те же дети контрольной группы такой динамики не показали.

Результаты: связная речь

(1 класс. ОНР Шур.)

Фразовая речь

Пересказ сказки

Составление рассказа ПО CtpuH KäptuHöK

Соста вление рассказа по изображению

■ ОНР Шур (контр, группа} сентябрь I ОНР Шур (контр, группа} май

ОНР Шур (эксп. группа) сентябрь

■ ОНР Шур (эксп. группа) май

Таким образом, наличие выраженной положительной динамики в развитии речи детей экспериментальных групп, особенно речи детей с ОНР III и II уровней, позволяют сделать вывод об эффективности предложенной методики для развития связной описательной речи для этих категорий детей. Также можно говорить о том, что описательная связная речь является необходимым звеном при переходе от осуществления отдельных речевых операций (напри-

мер, называния предмета) к связной монологической речи, о чем свидетельствует наличие положительной динамики в диагностике связной речи (составлении предложений, рассказа по картинкам) в экспериментальных группах. Можно предположить, что развитие этого компонента оказывает влияние на формирование функции обобщения и становления вербально-логического мышления, причем как у детей с общим недоразвитием речи, так и у детей с

Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи методом поэтапного формирования умственных действий

нормативным развитием. Наиболее важным, «целевым» онтогенетическим этапом в формировании и развитии способности к связной описательной речи является старший дошкольный и младший школьный возраст. Именно для этих групп в первую очередь может быть рекомендована разработанная автором методика.

Методика работы по данной системе с использованием алгоритмов описания предметов по рисункам и схемам представлена в предыдущих работах автора [10, 11].

Библиографический список

1. Баринова, Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи [Текст] / Е.А. Баринова // Развитие речи учащихся: Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л., 1971. - Т. 453. - С. 128-156.

2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель : Транзиткнига, 2006.

3. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - Изд. 5-е, испр. - М.: Лабиринт, 1999.

4. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин. -М.: Изд-во МГУ, 1985.

5. Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» [Текст] / П.Я. Гальперин. - М., 1965.

6. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка [Текст] / А.Н. Гвоздев. - Ч. 2. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1949. - 192 стр.

7. Глухов, В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР [Текст] / В .П. Глухов. // Дефектология. - 1990. - № 6. - С. 6370.

8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2004.

9. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.

10. Иванова, Н.Н. Формирование описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Н.Н. Иванова // Психологическая наука и образование. - 2012. - №1.

11. Иванова, Н.Н. Использование наглядного моделирования в работе над развитием связной речи [Текст] / Н.Н. Иванова, П.В. Скрибцов. - Ярославский педагогический вестник. - 2011. - №1. - Том II.

12. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития [Текст] / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1975.

13. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М., 2004.

14. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. 1-4 кл. [Текст] / Л.Ф. Спирова. - Науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. — М.: Педагогика, 1980.

15. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М.: Ювента, 2007.

16. Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей [Текст] / С.Н. Шаховская. - М.: Просвещение, 2009.

Bibliograficheskij spisok

1. Barinova Е.А. Lingvisticheskie osnovy me-todiki razvitiya svyaz-noj rechi [Tekst] / Razvitie rechi uchashhikhsya: Uchenye zapiski LGPI im. А.1 Ger-tsena. -L., 1971. - T. 453. - S. 128-156.

2. Vorob'eva V.K. Metodika razvitiya svyaznoj rechi u detej s sistemnym nedorazvitiem rechi [Tekst]. - M.: ACT: Аstrel' : Tranzitkniga, 2006.

3. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech' [Tekst]. - Izd. 5-e, ispr. - M.: Labirint, 1999.

4. Gal'perin P.YA. Metody obucheniya i umstven-noe razvitie rebenka [Tekst]. - M.: Izd-vo MGU, 1985.

5. Gal'perin P.YA. Osnovnye rezul'taty issle-dovanij po probleme «Formiro vanie umstvennykh dejstvij i ponyatij» [Tekst]. - M., 1965.

6. Gvozdev А.№ Formirovanie u rebenka gram-maticheskogo stroya russkogo yazyka [Tekst]. - CH. 2. - M., Izd-vo АРМ RSFSR, 1949. - 192 str.

7. Glukhov V.P. O formirovanii svyaznoj opisa-tel'noj rechi u starshikh doshkol'nikov s ONR [Tekst]. // Defek-tologiya. - 1990. - №6. - S. 63-70.

8. Glukhov V.P. Formirovanie svyaznoj rechi de-tej doshkol'nogo vozrasta s obshhim nedorazvitiem rechi [Tekst]. - 2-e izd., ispr. i dop. - M.: АRKTI, 2004.9. Efimenkova L.N. Formirovanie rechi u do-shkol'nikov [Tekst]. - 2-e izd., pererab. - M.: Pro-sveshhenie, 1985.

10. Ivanova N.N. Formirovanie opisatel'noj svyaznoj rechi u detej s sistemnym nedorazvitiem re-chi [EHlektronnyj resurs] // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2012. -№1.11. Ivanova N.N., Skribtsov P.V. Ispol'zovanie naglyad-nogo modelirovaniya v rabote nad razvitiem svyaznoj rechi [Tekst]. - YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2011. -№1. - Tom II.

12. L'vov M.R. Rech' mladshikh shkol'nikov i puti ee razvitiya [Tekst]. - M.: Prosveshhenie, 1975.

13. Obukhova L.F. Vozrastnaya psikhologiya. - M., 2004.

14. Spirova L.F. Osobennosti rechevogo razvitiya uchashhikhsya s tyazhelymi narusheniyami rechi. 1-4 kl. [Tekst] - Nauch.-issled. in-t defektologii АPN SSSR. — M.: Pedagogika, 1980.

15. Tkachenko TA. Formirovanie i razvitie svyaznoj rechi u doshkol'nika 4 - 6 let [Tekst]. - M.: YUventa, 2007.

16. SHakhovskaya S.N. Razvitie rechemyslitel'nykh spo-sobnostej detej [Tekst]. - M.: Prosveshhenie, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.