Выводы. Итак, были рассмотрены следующие аспекты, которые вызывают наибольшие затруднения:
- недостаточная наполненность специализированных двуязычных словарей. При быстротечном формировании медицинской науки даже стремительно пополняемые онлайн-словари не могут угнаться за неологизмами в терминологии;
- в медицинской литературе, в отличие от прочих, обширно применяется латинский язык, который, как правило, не надо переводить, если текст служит для специалистов данной сферы.
Таким образом, медицинский перевод, является одним из самых ответственных форм перевода. Кроме требований к безукоризненному владению языком, для совершенного перевода нужны надлежащие медицинские знания.
В трудных обстоятельствах предпочтение наиболее верного термина должно проводиться при помощи обсуждения вопроса с авторитетными учёными или специалистами в данной сфере.
Литература:
1. Абайханова, Д.С. Проблема мотивации студентов в обучении английскому языку / Д.С. Абайханова, Е.А. Лепшокова
- Ялта: Педагогический вестник. - 2022. - № 24. - С. 4-5
2. Божович, М.П. Изучение мотивации поведения детей и подростков / М.И. Божович. - Москва: Политиздат, 2001.-243 с.
3. Каракотова, С.А. Цели и основные задачи модернизации образования / С.А. Каракотова, A.M. Алиева // в сборнике трудов конференции «Инновационные процессы в системе образования: теория и практика», КЧГУ. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2017. - С. 106-110
4. Койчуева, Л.М. Социально-психологические и конфликтное поведение молодежи в обществе / Л.М. Койчуева, P.C. Акбашева., А.И. Аджиева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта / Научно-теоретический журнал. - СПб. НГУ имени П.Ф. Лесгафта, 2021. - № 12. - С. 500-503
5. Лепшокова, Е.А. Методы исследования роли музыки в изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова. - Ялта: Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№ 76-1. - С. 198-200
6. Лепшокова, Е.А. Агентивные суффиксы в словообразовании английского языка / Е.А. Лепшокова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 120-123
7. Лепшокова, Е.А. Специфика грамматического значения английского артикля / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2020. - С. 132-136
8. Лепшокова, Е.А. Сопоставительные методологии обучения иностранным языкам / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск, 2022. - С. 166-170
9. Лепшокова, Е.А. Роль чтения в обучении иностранному языку / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XI Международной научно-практической конференции. - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2017. - С. 135-139
10. Лепшокова, Е.А. Экономические оценки «человеческого капитала» / Е.А. Лепшокова // Основные тенденции развития экономики и управления в современной России / Материалы IX Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020.
- С. 72-75
11 Лепшокова, Е.А. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования: Материалы международного сборника научных статей. - Выпуск XIX. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 109-114
12. Степанов, Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики: учеб. пособие / Ю.С. Степанов. - Москва: Школа «Языки русской культуры», 2001. - С. 43-47
13. Тоторкулова, К.А. Компьютеры в образовании / К.А. Тоторкулова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Международный сборник научных статей. - Карачаевск: 2019. - С. 231-234
14. Тоторкулова, К.А. Приоритеты современного образования / К.А. Тоторкулова // В сборнике: Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2022. - С. 217-220
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна
Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); студент Гоголева Василина Васильевна
Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ «КРОССЕНС»
Аннотация. В статье освещены результаты исследования по проблеме развития связной речи детей подготовительной дошкольного возраста в логопедической группе. Подчеркивается значение развития коммуникативных навыков детей и предполагается, что игра в кроссенс поможет им изучать новые слова, фразеологизмы, а также формировать связное высказывание. Целью исследования было выявить эффективность использования техники «Кроссенс» в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Для выявления уровней развития связной речи описываются основные методики диагностики. Приводятся результаты констатирующего эксперимента. В основной части приводятся правила чтения кроссенса и предполагаемые связи между его элементами. В ходе исследования использовались методы - изучение и анализ источников информации, педагогического опыта и статистических данных по исследуемой проблеме; наблюдение, беседа, опрос; обобщение и обоснование выводов. Описывается опыт использования техники «Кроссенс» в образовательном процессе в дошкольных учреждениях. Доказывается ее ценность как инструмента развития коммуникативных и когнитивных навыков детей. Результатами контрольного этапа явились положительные тенденции развития уровня связной речи у детей подготовительного дошкольного возраста в логопедической группе, их способность связно выражать свои мысли, составлять рассказ по технике «Кроссенс».
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, кроссенс, связная речь, логопедическая группа, дети с ОНР. Annotation. The article highlights the results of a study on the development of coherent speech of children of preparatory preschool age in a speech therapy group. The importance of developing children's communication skills is emphasized and it is assumed that the game of crossesense will help them learn new words, phraseological units, and also form a coherent statement. The
aim ofthe study was to identify the effectiveness ofthe use ofthe "Crossense" technique in the development of eoherent speech in preschool children._To identify the levels of development of eoherent speech, the main diagnostic methods are described. The results of the ascertaining experiment are given. The main part provides the rules for reading the cross and the proposed links between its elements. In the course ofthe study, methods were used - the study and analysis of sources of information, pedagogical experience and statistical data on the problem under study; observation, conversation, questioning; generalization and substantiation of conclusions. The experience of using the "Crossense" technique in the educational process in preschool institutions is described. Its value is proved as a tool for the development of children's communication and cognitive skills. The results ofthe control stage were positive trends in the development of the level of eoherent speech in children of preparatory preschool âge in the speech therapy group, their ability to coherently express their thoughts, compose a story using the "Crossense" technique.
Key words: preschool children, cross-sense, eoherent speech, speech therapy group, children with général underdevelopment of speech.
Введение. Кроссенс - это развивающая игра, которая очень эффективно помогает развивать связную речь детей дошкольного возраста. В этой игре ребенок должен объединить две картинки с помощью специального слова или фразы. Таким образом, кроссенс помогает не только развивать речь, но и тренировать зрительное восприятие, мышление и внимание. Детям дошкольного возраста необходима постоянная стимуляция для развития их речевых навыков. Кроссенс является очень эффективным средством в этом процессе. Во время игры дети должны описывать картинки, объединять их с помощью слов и фраз, что в свою очередь развивает связную речь, словарный запас и креативное мышление. Кроссенс также помогает детям учиться правильно применять грамматику и синтаксис в своей речи, так как игра требует правильного использования слов и фраз для объединения картинок. Кроссенс можно использовать не только в дошкольных учреждениях, но и дома вместе с родителями. Это простая и увлекательная игра, которая поможет ребенку развиваться и получать удовольствие. Итак, мы убедились, что кроссенс - это прекрасное средство развития связной речи детей дошкольного возраста. Игра не только эффективная, но и доступная, что делает ее отличным выбором для каждой семьи.
Изложение основного материала статьи. Связность речи непосредственно зависит от связности мыслительного процесса. Поэтому важно научить ребенка говорить связные рассказы. Навык рассказывания помогает развить общительность, преодолеть застенчивость и формировать уверенность в себе. Развитие речи является важной составляющей в целостном развитии личности. Формирование связной речи необходимо для качественного умственного развития, так как опыт, полученный в жизни, отображается в речевой форме. Развитие связной речи включает освоение словарного запаса родного языка и формирует основы для мышления, речи, социальных контактов и личности в целом. Обучение связной речи требует осознанной деятельности, чтобы достичь наилучших результатов [8].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденный 17 октября 2013 года, выделена область «Речевое развитие». В которую входит и связная речь. В рамках данной области предусмотрены цели, задачи и содержание обучения, направленного на развитие речевой деятельности детей. В частности, развитие связной речи рассматривается как один из важных показателей успешного обучения русскому языку в дошкольном возрасте. Программы дошкольного образования содержат игры, упражнения и задания, направленные на развитие связной речи у детей. В ходе обучения дети осваивают правила связного высказывания, формируются навыки построения логических связей между фрагментами текста, тренируется словарный запас и грамматическая структура речи. В целом, развитие связной речи является одной из важных задач дошкольного образования, поскольку оно влияет на успешность в будущем обучении, а также на социальную адаптацию ребенка в окружающем мире.
Проблемой развития связной речи в дошкольном возрасте занимались: А.М. Бородич, Г.А Ванюхина, А.М. Леушина, Т.А. Ткаченко. Однако, даже в настоящее время проблема сохраняется актуальной. В эпоху современных технологий, когда книжки уступают место гаджетам уже в раннем детстве, возникает снижение уровня развития связной речи детей дошкольного возраста.
Кроссенс - это игровой комплекс, который был разработан доя развития различных психофизиологических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Одним из целей, которые ставят перед собой разработчики игрового комплекса, является развитие связной речи у детей.
Кроссенс направлен на формирование и развитие внимания, памяти, логического мышления и координации движений у детей. Игры, включенные в комплекс, ориентированы на способность ребенка анализировать, сопоставлять и соединять различные элементы объектов и явлений, делая выводы и обобщения.
В процессе игры с помощью техники «Кроссенс», дети учатся: распознавать и находить объекты и предметы, сравнивать их, находить связи между ними и описывать свои мысли. Они также формируют навыки презентации своих мыслей и идей в группе, что является важным элементом развития социальной компетентности.
Кроссенс - это не только методика развития речи, но и целостная система, которая помогает детям развивать познавательные функции, такие как внимание, память и мышление. При этом методика учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволяет достичь максимального результата в развитии связной речи.
Использование техники «Кроссенс» для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста является эффективным и системным подходом. Данная методика позволяет сформировать у детей навыки общения и умения выражать свои мысли в речи, что способствует их успешной адаптации в обществе.
Кроссенс включает в себя комплексную систему упражнений, которые направлены на развитие речи у детей. Одним из важных элементов техники «Кроссенс» являются так называемые "игры в слова". Они позволяют детям учиться сочетать слова в предложения и развивать связной речи. Например, игра в "Что я говорю?" позволяет развивать восприятие и память. В этой игре ребенку нужно повторить слово, которое было сказано в рамках игры, и дополнить его новым словом.
Кроссенс помогает не только развивать связную речь, но и формировать навыки мышления, внимания и памяти. Игры с использованием речевых карточек и текстов позволяют детям научиться описывать объекты и явления, а также улучшить понимание прочитанного. Все это вместе способствует формированию социальной компетентности и успешной адаптации детей в обществе.
Однако, важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и подход к его обучению должен быть гибким и адаптированным под его потребности и возможности. Поэтому, использование Кроссенса для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста должно проводиться под руководством опытного педагога, который сможет подобрать оптимальные игры и упражнения для каждого ребенка.
На примере работы с техникой «Кроссенс», представляем вам результаты нашего исследования уровней связной речи детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе.
Опытно-экспериментальная работа нашего исследования проходила в 3 этапа: 1 этап - констатирующая часть; 2 этап -проведение занятий; 3 этап - контрольная часть.
Мы провели диагностику уровней развития связной речи по 3 методикам О.С. Ушаковой.
Критерии, разработанные О.С. Ушаковой, являются важными инструментами для анализа развития речи детей дошкольного возраста. Они позволяют оценивать не только грамматический и лексический уровень речи, но и способность ребенка к логическому мышлению, творческому подходу и передаче своих эмоций через речь. При помощи этих критериев можно наблюдать за прогрессом ребенка в развитии речевых навыков и помогать ему улучшать свою речь:
- использовать точные слова и выражения для передачи своих мыслей и идей, а также правильное произношение слов);
- эмоциональная окраска (способность выражать свои чувства и эмоции через речь);
- оригинальность и творческий подход (умение придумывать и рассказывать собственные истории и добавлять к ним нестандартные детали и элементы);
- разнообразие языковых средств (широкий спектр лексических средств).
Формирующий этап проходил индивидуально с каждым ребенком. Проходит в отдельном помещении группы для того, чтобы ребенок не отвлекался во время разгадывания кроссенс.
Мы провели 6 занятий на такие темы: «Вода», «Лес», «Школа», «Весна», «Ферма», «Личная гигиена».
Ребенок рассматривает картинки, самостоятельно разгадывает кроссенс, объясняет причину, по которой все картинки связаны. Если у ребенка не получилось самостоятельно найти общую тему, связывающую все картинки между собой, можно попробовать задать уточняющие вопросы, например: выделяя часть картинок - «Давай рассмотрим эти картинки, что на них изображено общее, похожее? Как думаешь общее для двух этих картинках присутствует где-то еще?».
Мы приведем примерное описание занятия на примере темы 2 «Школа».
Мы показываем ребенку, 8 картинок, и предлагаем ему найти общую тему, то, с чем связана каждая картинка из числа представленных. Ребенок в начале изучает содержание картинок, перечисляет что это, после чего начинает в слух рассуждать как связаны эти картинки.
Ребенок 001:
- Ручка находится в пенале, ручкой можно писать в тетради, все это лежит в рюкзаке. Это школа, в школе есть учитель, там стоят парты. Общая тема - Школа.
Стоит отметить, что ребенок 001 умеет читать и писать, смог прочесть надпись на приведенном примере, представленном в виде изображения (см. изобр. 1). Поинтересовался что изображено на картинке 6 (школьная форма), изъявил желание пойти в школу и получать много пятерок.
По результатам контрольного этапа мы наблюдаем незначительную положительную тенденцию в уровне связной речи детей дошкольного возраста.
Диаграмма 1. Сравнительная диаграмма уровней развития связной речи
Кроме того, важно создавать условия для развития креативности и оригинальности у детей. Для этого можно использовать различные техники, например, брейнсторминг, рисование, моделирование, игры-творчества и т.д. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и имеет свои способности и интересы, поэтому важно предоставлять детям возможность выбирать то, что им нравится и что им интересно.
Выводы. Таким образом, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста является важным этапом в их личностном росте. Использование Кроссенса и других методик помогает детям развивать навыки мышления, внимания и памяти, формировать социальную компетентность и успешную адаптацию в обществе. При этом важно учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка и создавать условия для развития его креативности и оригинальности.
Литература:
1. Сытина, О.И. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников [Электронный ресурс] / О.И. Сытина // Молодой ученый. - 2017. - № 51 (185). - С. 296-297. - URL: https://moluch.ru/archive/185/47396/ (дата обращения: 2.05.2023)
2. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод, пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений [Электронный ресурс] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. -109 с. - URL: https://pedlib.rU/Books/5/0220/5_0220-109.shtml#book_page Jop (дата обращения: 3.05.2023)
3. Муминова, М.Г. Особенности сформированности навыка связной речи у дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / М.Г. Муминова, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №63-4. -С. 78. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-sformirovannosti-navyka-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov-s-onr (дата обращения: 29.04.2023)
4. Осипова, А.И. Мастер-класс «Что такое кроссенс?» [Электронный ресурс] / А.И. Осипова // Урок РФ. - Режим доступа: М1рз://урок.рф/НЬгагу/таз1егк1азз_сМо_1акое_кгоззепз_125335.Мт1 (дата обращения: 21.02.2023)