Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР II-III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ СКАЗОК'

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР II-III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ СКАЗОК Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
331
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
монологическая речь / дошкольный возраст / недоразвитие речи / проблемы формирования речи / monologue speech / preschool age / speech underdevelopment / problems of speech formation

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кирилина Ю.Г.

В настоящее время проблема развития связной монологической речи продолжает оставаться актуальной из-за неуклонного роста числа детей дошкольного возраста с различными нарушениями речевого развития, а именно с общим недоразвитием речи. В связи с этим особую важность приобретают разные методики и технологии логопедической работы с детьми, являющиеся эффективными и направленными на преодоление речевого дефекта, связанного с недоразвитием связной монологической речи. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены требования к структуре программы, к ее объему в образовательной области относительно речевого развития дошкольников. Постановка проблемы эффективность логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня по становлению монологической речи с использованием народных сказок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кирилина Ю.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COHERENTMONOLOGICAL SPEECH IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH ONR II-III LEVEL BY MEANS OF FOLK TALES

At present, the problem of the development of coherent monological speech continues to be relevant due to the steady increase in the number of preschool children with various speech development disorders, namely with general speech underdevelopment. In this regard, various methods and technologies of speech therapy work with children are of particular importance, which are effective and aimed at overcoming the speech defect associated with the underdevelopment of coherent monological speech.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР II-III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

УДК 376.37

Кирилина Ю.Г.

магистрант,

Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева (г. Красноярск, Россия)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР II-III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Аннотация: в настоящее время проблема развития связной монологической речи продолжает оставаться актуальной из-за неуклонного роста числа детей дошкольного возраста с различными нарушениями речевого развития, а именно с общим недоразвитием речи. В связи с этим особую важность приобретают разные методики и технологии логопедической работы с детьми, являющиеся эффективными и направленными на преодоление речевого дефекта, связанного с недоразвитием связной монологической речи.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены требования к структуре программы, к ее объему в образовательной области относительно речевого развития дошкольников.

Постановка проблемы эффективность логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня по становлению монологической речи с использованием народных сказок.

Ключевые слова: монологическая речь, дошкольный возраст, недоразвитие речи, проблемы формирования речи.

Постановка проблемы. На современном этапе становления логопедической науки ряд ученых выражают мнение о необходимости развития монологической речи с использованием наглядных средств, что позволяет дошкольнику яснее и полнее выражать свои мысли (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.А. Ткаченко). В настоящий момент недостаточно специальных

систематизированных методических материалов, позволяющих подготовить дошкольников к овладению монологической речью и существует дефицит комплексных занятий, специальных разработок, связанных с возможностью овладения монологической речью. На наш взгляд решением данного вопроса может быть использование в работе с детьми народных сказок, как эффективного средства для развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, так как отсутствуют либо недостаточно разработаны систематизированные методические подходы при рассмотрении данного подхода в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Проблемой развития монологической речи занимались ученые в области психологии (Д.Б. Эльконин), лингвистики (Л.Н. Гвоздев, Н.А. Пленкин), педагоги (Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, А.П. Усова и др.). Плодотворно изучением становления связной монологической речи занимались В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, О.С. Ушакова, Т.Б, Филичева, которые указывали на важность использования картинного материала при обучении дошкольников умению рассказывать и осуществлять пересказ. Однако в настоящее время недостаточно систематизированных сведений в области специальных разработок, комплексов занятий, дидактических и методических материалов, нацеленных на подготовку к овладению связной монологической речи через использование народных сказок на этапе дошкольного детства.

В процессе проведенного анализа литературных источников при рассмотрении данной проблемы исследования, нами были выявлены некоторые противоречия между:

несформированностью монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и ее важностью для дальнейшей социализации детей;

важностью развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и недостаточной изученностью использования народных сказок в логопедической работе с данной группой детей.

Методологию исследования составляют, положение о понимании речи как сложной функциональной системы (О.В. Грибова, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и др.).

1) Положение о развивающей роли обучения в развитии ребенка (В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

2) Положение о развитии речи в процессе ручной деятельности (Н.А. Чевелева).

3) Концепция об ориентированности на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).

4) Учение об общих закономерностях развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и др.).

В соответствии с поставленной целью и задачами исследования нами были определены методы исследования: теоретические, к которым относится анализ логопедической, психологической и педагогической литературы по рассматриваемой проблеме исследования; эмпирические - анализ медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка, беседы с участниками образовательных отношений, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, количественно-качественный анализ данных.

Обзор научной литературы. Впервые научно-обоснованная теория порождения речи была выдвинута Л. С. Выготским. В ее основу были положены концепции о единстве процессов мышления и речи, соотношении понятий "смысл" и "значение", учение о структуре внутренней речи. По его мнению, процесс перехода от мысли к слову осуществляется "от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредствованию ее во внутреннем слове, затем - в значениях внешних слов, и, наконец, в словах". Теория порождения речи, созданная Л. С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах отечественных авторов, таких, как А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Л. С, Цветкова, И. А. Зимняя и др.

А. А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения схемы, на основе которой порождается речевое высказывание.

В трудах А. Р. Лурия представлен подробный анализ некоторых этапов порождения речи (мотив, замысел, внутренняя предикативная схема высказывания, "семантическая запись"), показана роль внутренней речи. Как необходимые операции, определяющие порождение развернутого речевого высказывания, автор выделяет операции контроля за его построением и сознательного выбора нужных речевых компонентов. Порождение речевого высказывания представляет собой сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле; замысел формируется с помощью внутренней речи. Здесь же формируется психологическая "смысловая" программа высказывания, которая реализуется во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка. [Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Красанд, 2010. - 216, Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 378 с., Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с., Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2019. - 336 с.].

Результаты исследования. 1) Разработанное нами содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной монологической речи у дошкольников 5 - 6 лет с ОНР II-III уровней является результативным. Были определены основные задачи, которые предусматривали дифференциацию для двух групп дошкольников с ОНР, а именно для детей с относительно благоприятной и менее благоприятной перспективой сформированности связной монологической речи. Учитывался объем и характер подачи информации, а также объем логопедической помощи дошкольникам.

2) Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию связной монологической речи у дошкольников 5 - 6 лет с ОНР II-III уровней предусматривало уточнение, активизацию словаря; формирование грамматического и лексического оформления высказывания; программирование,

а также возможности самостоятельного высказывания и создания сюжетной линии сказки.

3) Нами, с целью подготовки дошкольников с ОНР II-III уровней к развитию связной монологической речи, проводились занятия, которые имели определенную последовательность. Подготовительное занятие - прочтение и демонстрация сказки; следующее занятие - составление вопросов к скрытой картинке, на которой изображен герой продемонстрированной ребенку сказки; затем - занятие, направленное на составление рассказа по серии сюжетных картинок. Вся логопедическая работа строилась специалистом в рамках коррекционного курса «Развитие речи».

С целью исследования связной монологической речи у детей дошкольного возраста 5 - 6 лет нами использовались общеизвестные в логопедии подходы, предложенные Г.А. Волковой, О.А. Капитовской, М.Г. Плохртнюк, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой. Бальная оценка использовалась Т.Б. Ахутиной и Т.А. Фотоковой.

Для реализации диагностического комплекса на этапе констатирующего экспериментального исследования мы взяли задания, которые позволяли определить уровень возможности у дошкольников с ОНР составлять рассказ и осуществлять пересказ, внимание уделялось умению строить фразовые высказывания.

Каждое из предложенных дошкольникам заданий предполагало наличие опорного материала, включало инструкцию логопеда. Стимульный речевой материал подготавливался заранее и был расположен в комфортной форме в виде предметных и сюжетных картинок. Предлагаемые дошкольникам наглядные и словесные инструкции, давались в точной и четкой форме. Сам речевой материал был подобран с учетом программных требования для данной возрастной группы детей.

В процессе проведения констатирующего эксперимента с учетом сформированности связной монологической речи нами обследованы дошкольники с условной речевой нормой и дошкольники с ОНР II-III уровней по

ряду заданий: задание на пересказ по опорной картинке, здание-рассказ по серии сюжетных картин, задание составление рассказа на основе прочитанной и продемонстрированной сказки и задание на составление вопросов к скрытой картинке.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что сформированность связной монологической речи и ее овладение осуществлялось на дефектной основе. У детей с ОНР нарушены все языковые структуры. Соединение нарушений в речевой деятельности дошкольников с ОНР по указанным критериям искажает высказывание в целом. Дети не могут овладеть нормотипичной монологической речью и это затрудняет общение детей друг с другом и окружением.

По полученным результатам на этапе констатирующего эксперимента, была определена необходимость организации коррекционно-логопедической работы, целью которой является теоретическое обоснование, разработка, а также апробация содержания логопедической работы, направленной на формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР II-III уровней 5 - 6 лет с использованием народных сказок.

В качестве ведущих положений по развитию связной монологической речи у рассматриваемой группы дошкольников, нами использовались положения Л.С. Выготского об ориентированности при обучении детей на их зону ближайшего развития. Соответственно, нами определены задачи для каждой группы дошкольников с ОНР в отношении лексического, грамматического, смыслового оформления, адекватности и программирования. В результате совместной деятельности со взрослым ребенок может опережать стихийно формирующиеся знания. Также ученый выдвинул положение о развивающем характере обучения, согласно которому обучение способствует развитию высших психических функций и позволяет раскрыть весь потенциал ребенка. Наи предполагалось становление умений, которые вызывают трудности в зоне ближайшего развития, создать возможности перехода в зону актуального развития.

Анализ теоретической и методической литературы, а также полученные результаты на этапе констатирующего эксперимента позволил выделить основы формирующего эксперимента (специфические и обще-дидактические принципы обучения, методы и методические приемы обучения), а также позволили определить содержание коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с ОНР.

Основные этапы работы.

1 этап - исходный (включает исследование уровня сфомированности связной монологической речи и определение ее уровня до начала коррекционно-логопедической работы);

2 этап - коррекционный (представляет содержание коррекционно-логопедической работы с учетом результатов, полученных на 1 этапе исследования и на их основе определить методологию исследования: положения, принципы, методы и приемы, а также направления и формы занятий);

3 этап - итоговый (предполагает использование заданий, что и на этапе констатирующего эксперимента, позволяет обследовать состояние связной речи после осуществления коррекционно-логопедической работы и отследить ее динами).

Последовательность представленных выше этапов позволяет определить общую стратегию реализации содержания коррекционно-логопедической работы по развитию связной монологической речи у дошкольников 5-6 лет с ОНР.

Для реализации коррекционного этапа работы по развитию связной монологической речи у дошкольников с ОНР определена последовательность направлений логопедической работы:

1) Обогащение и активизация словаря;

2) Грамматическое и лексическое оформление высказывания;

3) Программирование высказывания и определение сюжетной линии

сказки.

В соответствии с выделенными направления логопедической работы решались задачи, которые были дифференцированы с учетом определения групп

как с относительно благоприятной перспективой развития связной монологической речи, так и с менее благоприятной перспективой. Объем речевого материала, который давался на занятиях для каждой группы, мера оказываемой помощи была дифференцированной.

Занятия в работу с дошкольниками с ОНР включались постепенно и поэтапно. Дошкольникам предлагалось подготовительное занятие, на котором их знакомили с народной сказкой, а затем осуществлялась работа по вопросам: «О ком говорится в сказке?», «Что делал герой сказки?», «Какой он был? Опиши его», «От кого убежал?». Нами составлен перечень народных сказок для проведения занятия раз в неделю, что согласовывается с требованиями СанПин при непрерывной деятельности с дошкольниками в течение 20 минут. В рамках групповой работы было задействовано 10 дошкольников на подготовительном этапе. Следующий вид занятия предусматривал занятие, на котором дошкольники составляли рассказ на основе чтения с демонстрацией сказки логопедом. Дети учились составлять рассказ по описанию героя сказки вербальными средствами. Дошкольникам предлагалось игровое оборудование (игрушки либо фигурки) сказочных героев и давалась инструкция: «Помоги Колобку рассказать о себе: Какой он? Что делал? Что с ним случилось?».

Третий вид занятий предполагал реализацию занятий по составлению рассказа по серии сюжетных картинок, которые содержали рассматривание и последовательное составление из картинок с изображением сюжета прослушанной / продемонстрированной сказки. Форма занятия предполагала индивидуальную работу с каждым ребенком в отдельности, на котором дошкольник с ОНР вербально описывал героя сказки и совершенные им действия. Данный этап проводился в форме индивидуального занятия.

Следующий вид занятий был нацелен на обучение дошкольников с ОНР пересказу текста с использованием опорной картинки. Использовался речевой материал и опорная картинка с изображением одного героя, однако сюжет отличался от прослушанной дошкольником сказки. Основное внимание уделялось на данном этапе логопедической работе по умению выстроить

пересказ текста. Все внедренные в коррекционно-логопедическую работу занятия были нацелены на развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок, на пересказ по опорной картинке на основе умения составлять вопросы по скрытой картинке, а также на составление рассказа на основе прочитанной народной сказки с одновременной ее демонстрацией.

Содержание логопедической работы по развитию программирования текста, а также развитию самостоятельности и умению осуществлять лексическое и грамматическое оформление высказывания осуществлялось при контакте с дошкольниками, а также в процессе взаимодействия дошкольников друг с другом в парах при непосредственном участии логопеда и контролем над связностью речи дошкольников. Деятельность дошкольников была организована следующим образом: логопед предварительно организовывал логопедические опоры; дошкольники с ОНР учились постепенно переходить от совместной с логопедом деятельности к действиям самостоятельным, где их эмоционально вовлекали в работу.

Заключение. Для развития связной монологической речи нами было разработано содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной монологической речи у дошкольников 5 - 6 лет с ОНР II-III уровней является результативным. Были определены основные задачи, которые предусматривали дифференциацию для двух групп дошкольников с ОНР, а именно для детей с относительно благоприятной и менее благоприятной перспективой сформированности связной монологической речи. Учитывался объем и характер подачи информации, а также объем логопедической помощи дошкольникам. Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию связной монологической речи у дошкольников 5 - 6 лет с ОНР II-III уровней предусматривало уточнение, активизацию словаря; формирование грамматического и лексического оформления высказывания; программирование, а также возможности самостоятельного высказывания и создания сюжетной линии сказки.

Нами, с целью подготовки дошкольников с ОНР II-III уровней к развитию связной монологической речи, проводились занятия, которые имели определенную последовательность. Подготовительное занятие - прочтение и демонстрация сказки; следующее занятие - составление вопросов к скрытой картинке, на которой изображен герой продемонстрированной ребенку сказки; затем - занятие, направленное на составление рассказа по серии сюжетных картинок. Вся логопедическая работа строилась специалистом в рамках коррекционного курса «Развитие речи».

Полученные на этапе контрольного эксперимента результаты показали положительную динамику уровня сформированности связной монологической речи у дошкольников с ОНР. Однако динамика в ЭГ являлась более выраженной, нежели в КГ, что свидетельствует об эффективности разработанного содержания коррекционно-логопедической работы.

Таким образом, полученные количественные и качественные результаты до и после формирующего эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективность содержания логопедической работы по развитию связной монологической речи будет повышена, при условии использования в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня народных сказок, которая нашла свое подтверждение.

Теоретической и методологической основой явились следующие положения, концепции и учения: Положение о понимании речи как сложной функциональной системы (О.В. Грибова, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и др.);

Результаты: полученные количественные и качественные результаты до и после формирующего эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективность содержания логопедической работы по развитию связной монологической речи будет повышена, при условии использования в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня народных сказок, которая нашла свое подтверждение.

Заключение: Таким образом, полученные количественные и качественные результаты до и после формирующего эксперимента

подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективность содержания логопедической работы по развитию связной монологической речи будет повышена, при условии использования в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня народных сказок, которая нашла свое подтверждение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений - 3 - е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «академия», 2000. - 400 с.

2. Ахунджанова С. Формирование диалогической речи дошкольников в продуктивных видах деятельности / Дошкольное воспитание, 1983. № 6. - 126 с.

3. Бишоп, Д. В. М., Сноулинг, М. Дж., Томпсон, П. А., и Гринхал, Т., и консорциум CATALISE-2 (2017). Фаза 2 CATALISE: многонациональное и междисциплинарное исследование консенсуса Delphi по проблемам языкового развития: терминология. Журнал детской психологии и психиатрии // https://acamh.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcpp. 12721

4. Вершинина О.М. Совместная работа логопеда и воспитателя в условиях дошкольного образовательного учреждения / О.М. Вершинина. - М. : Изд-во МПСИ, 2003. - 336 с.

5. Выготский Л.С. Избранные сочинения: в 6-ти томах. - Т. 3. Проблема развития психики / Под ред. А.М. Матюшина. - М.: педагог, 2000. - 368 с.

6. Выготский, Л. 1962 . Мысль и язык , Кембридж, Массачусетс : MIT Press // https://psycnet.apa.Org/PsycBOOKS/toc/11193

7. Выготский, Л. 1962 . Мысль и язык, Кембридж, Массачусетс : MIT Press // https://psycnet.apa.org/PsycBOOKS/toc/11193

8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб: Детство-Пресс, 2007. - 470 с.

9. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: В. Секачев, 2012. - 262 с.

10. Гудман, С. 1978. Интеграция вербального и моторного поведения у детей дошкольного возраста. Ватерлоо, Онтарио, Канада. Неопубликованная кандидатская диссертация. диссертация, Университет Ватерлоо // https://scholar.google.com/scholar_lookup?hl=en&publication_year=1978&pages=%00empty%00 &author=S.+Goodman&isbn=%00null%00&title=+The+integration+of+verbal+and+motor+behavi or+in+preschool+children

11. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эльконин Д.Б.; ред.-сост. Д.Б. Эльконин. - 4-е изд., стур. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.

12. Диагностика речевого развития дошкольников: научно-методическое пособие / Под ред. ОС. Ушаковой. - М., 1997.

13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи. Книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1985. - 198 с.

14. Жинкин Н И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 378 с.

15. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 343 с.

16. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.

17. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 480 с.

18. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5 - 7 лет. Пособие для логопедов / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2019. - С. 22 - 24.

19. Колберг, Л., Ягер, Дж. и Хертхольм, Э. 1968. Частная речь: Четыре исследования и обзор теорий. Развитие ребенка, 39: 691-736. // https://www.jstor.org/stable/1126979?origin=crossref

20. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 1973. - 219с

21. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004. - 72 с.

22. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / под ред. Р.Е. Левиной. - Репр. воспроизведение изд. М.: АльянС, 2013. - 367 с.

23. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у дошкольников / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - С. 67 - 85.

24. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Красанд, 2010. - 216

25. Ломакина О.С. Значение театрализованной деятельности в коррекции речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / О.С. Ломакина, Е.В. Жулина // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 40(82). - С. 94 - 97.

Kirilina Yu.G.

Krasnoyarsk State Pedagogical University (Krasnoyarsk, Russia)

DEVELOPMENT OF COHERENT MONOLOGICAL SPEECH IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH ONR II-III LEVEL BY MEANS OF FOLK TALES

Abstract: at present, the problem of the development of coherent monological speech continues to be relevant due to the steady increase in the number of preschool children with various speech development disorders, namely with general speech underdevelopment. In this regard, various methods and technologies of speech therapy work with children are ofparticular importance, which are effective and aimed at overcoming the speech defect associated with the underdevelopment of coherent monological speech.

Keywords: monologue speech, preschool age, speech underdevelopment, problems of speech formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.