УДК37.026 (Дидактические принципы. Принципы обучения)
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
© 2020 У.Г. Егорова
Егорова Ульяна Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики.
E-mail: [email protected] ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева». Самара, Россия
Статья поступила в редакцию 16.10.2020
В статье обосновывается актуальность развития связной речи в старшем дошкольнином возрасте в условиях семейного воспитания. В этой связи определены основные понятия, к которым автор относит «связную речь», «монологическую и диалогическую речь». Автор акцентирует внимание на принципах оганизации логопедической работы по развитию связной речи. В статье констатируется необходимость поэтапной работы, включающей подготовительный, основной и заключительный этапы. Автор настаивает на развитии связной речи у старших дошкольников посредством формирования навыков составления рассказа по серии сюжетных картинок. В статье оцениваются условия результативности логопедического сопровождения семьи. В заключении делается вывод о необходимости включения логопедической работы в целостный процесс психолого-педагогической подготовки ребенка к школе.
Ключевые слова: логопедическая работа, работа логопеда с родителями, связная речь, развитие связной речи, монолог и диалог, старший дошкольный возраст. DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-74-21-25
Постановка проблемы.
Дошкольный возраст - этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его социальное окружение. От речи родителей и педагогов во многом зависит успешное овладение ребенком системой родного языка. Ребенок, умеющий правильно и грамотно выражать свои мысли, становится более успешным в учебной деятельности, его коммуникативные
возможности расширяются, психические процессы развиваются более активно, повышается самооценка.
Соответственно включение родителей в целостный образовательный процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
В условиях современного общества проблема речевого развития стоит остро. Родители заняты карьерой, дети часто проводят досуг в интернете: играют в онлайн игры, смотрят мультфильмы, сериалы, ток-шоу. Поэтому на сегодняшний день яркая и наполненная речь у детей является достаточно редким явлением. Чаще это односложные рассказы, состоящие лишь из простых, нераспространенных
предложений. Говорить умеют все, но делают это правильно и красиво - единицы. К сожалению, в наше время речевому развитию ребенка в семье уделяется мало внимания. Родители чаще всего общаются со своим ребенком в форме «вопрос -ответ». Во время рассказа ребенка о чем-либо родители прежде всего обращают внимание на смысл его речи, а не на связность.
Встает вопрос о развитии связной речи в условиях семейного воспитания, о том, как неравнодушные родители могут помочь старшему дошкольнику в развитии у него связной речи.
Основные понятия.
Связная речь - отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и
расчленяющийся на более или менее законченные смысловые части. Смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и взаимопонимание. Речь считается связной, если для неё характерны содержательность, точность, логичность, ясность и правильность.
В психологической литературе речь подразделяется на устную и письменную, на монологическую и диалогическую. В процессе
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, № 74, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanities, Biomedical Sciences, Vol. 22, no. 74, 2020
диалога ребенок учится произвольности своего высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания. В диалоге происходит зарождение и развитие навыков монологической речи. Монолог - это логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателя. Такое высказывание содержит более полную формулировку информации о предмете разговора, стимулируется внутренними мотивами. Содержание и языковые средства монологической речи выбираются самим субъектом разговора.
В дошкольном возрасте развитие устной речи рассматривается как предпосылка дальнейшего развития письменной речи.
Монолог может вплетаться в диалог, а монологическая речь может приобретать диалогические свойства. Это важно учитывать при формировании у детей связной речи, т.к. навыки овладения диалогической речью помогут в дальнейшем ребенку овладеть и монологической речью. Грамотно выстроенный диалог с ребенком как бы подводит его к связным монологическим высказываниям.
Владение связной монологической речью -одна из основных задач речевого развития в старшем дошкольном возрасте. Ее успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.
Принципы организации работы.
Возникает вопрос о том, каким же образом родители могут способствовать развитию связной речи своего ребенка. Во-первых, необходимо рассказывать о своей работе; о том, как прошел день; делиться воспоминаниями из своего детства; показывать детям различные предметы и рассказывать об их свойствах. Во-вторых, наблюдать с ребенком различные явления природы в разные времена года; ходить на любые экскурсии и выставки; своими действиями и поступками показывать бережное отношение к природе, животным и к людям. В-третьих, использовать специально
организованные занятия с детьми по любым видам деятельности, в частности, легоконструирование, сюжетно-ролевые игры, рассказ по серии сюжетных картинок.
Важно обогащать и наполнять как можно больше свою речь в диалоге с дошкольником. Если дошкольник будет свободно и понятно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только связная устная речь, но и письменная. На практике формирования связной речи логопеды используют различные естественные для жизни ребенка ситуации, и доминирует в этом списке игровая деятельность. Пользуются популярностью пересказ сказок, применение лего-конструирования, использование невербальных средств общения [7]. В любом случае, отбору лингвистического и дидактического материала следует уделять особое внимание как условию эффективной логопедической работы [6]. И еще один принцип-закономерность лежит в основе развития связной речи — принцип любознательности: чем больше читаем детям, тем более любознательными они становятся, тем больше дети хотят делиться новыми эмоциями с другими, что стимулирует развитие связной речи. Методология.
Нашу коррекционно-логопедическую работу по развитию связной речи у старших дошкольников мы будем строить на основе формирования навыка составления рассказа, опираясь на методики В.П. Глухова, Т.А. Ткаченко, В.К. Воробьева, Н.Н. Трауготт и др. При подборе серии сюжетных картинок для рассказа необходимо ориентироваться не только на тематическую направленность, но и на возрастную и смысловую доступность, на постепенное возрастание объема и логической сложности рассказов в течение учебного года. Рекомендуется использовать серии с ясным сюжетом, нравственно формирующие ребенка, эмоционально ему близкие. В нашей практике мы используем серии сюжетных картинок В. Сутеева, такие как «Весной», «Бабочка», «Страшный зверь», «Не ходи, козел, в огород!» и другие. Кроме того, родителям рекомендуем серии сюжетных картинок Радлова, такие как «Приключения зонтика», «Собака и муха», «Как зайцы волка поймали» и другие.
Очень важно то, как взрослый, в данном случае родитель, слушает рассказы ребенка. Только внимательному слушателю хочется рассказывать, только ему ребенок продемонстрирует все лучшее, на что способен; появляются скрытые резервы, удивительные возможности детской компенсаторики.
Коррекционное обучение предусматривает тесную взаимосвязь в работе логопеда не только воспитателей группы, но и родителей. Воспитателем может проводиться
подготовительная работа к некоторым занятиям логопеда (беседы и чтение литературы по теме, знакомство детей с окружающей средой и т. д.). На воспитательских занятиях закрепляются навыки, полученные детьми в ходе обучения рассказыванию (словарная работа, закрепление правильного употребления словоформ, синтаксических конструкций и т. д.). Нужно безусловно учитывать и развитие речи при межполушарной асимметрии. В частности, что левополушарные дети чаще используют существительные и глаголы, а правополушарные - прилагательные [2]. Кроме того, гендерные различия в развитии познавательных процессов дошкольников могут повлиять на становление связной речи [4].
Рассказ как фрагмент используется в старшей и подготовительной группе на фронтальных (групповых) и индивидуальных занятиях:
- занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи;
- занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.
Этапы логопедической работы.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков составления рассказа ведется поэтапно. Она включает в себя три этапа: подготовительный, основной,
заключительный.
Цель подготовительного этапа: сформировать навык составления рассказа по серии сюжетных картинок на неречевом уровне. Формирование навыков составления рассказа проводиться со всеми детьми независимо от степени нарушения их языковой системы, т.к. основной прием, использующийся на подготовительном этапе, -восстановление последовательности событий в не речевом плане. Так как текст определяет, прежде всего, система предикатов, то на данном этапе работы эта система отрабатывается в невербальной форме.
Цель основного этапа заключается в формировании навыка программирования связного текста в речевом плане. На данном этапе мы предлагаем использование графических схем. Такие схемы помогут ребенку сформировать программирование содержания высказываний, а также целостно выстраивать свой рассказ.
Если у ребенка возникают трудности при описании картинки и выделении основной мысли, нужно помочь ему наводящими вопросами. Для родителей можно предложить вопросы для обсуждения с детьми по каждой картинке. Например, к серии сюжетных картинок «Страшный зверь» можно предложить следующие комментарии и вопросы для детей. 1. Начните свой рассказ с таких слов «Случилась эта история летом...» или «Однажды дети отправились в лес за грибами.». Согласны ли вы, что это завязка, то есть начало истории? Почему вы так думаете? Как вы назовете ребят? 2. Что ребята увидели, когда решили отдохнуть у толстого дерева? Что их так напугало? Кто мог прятаться в дупле дерева? Это дупло какое? (темное, таинственное). Кого могли представить себе дети? 3. Расскажите, что происходило дальше. Почему дети побежали за помощью? Кого они встретили? Докажите, что дети испугались. Опишите их внешность. 4. Когда дети рассказывали о произошедшем леснику, что они могли ему рассказать? Что за зверь это мог быть, которого они так сильно испугались? Почему лесник задумался? Расскажите, что вы видите на рисунке. 4. Согласны ли вы, что это продолжение забавной истории? Почему можно считать, что это кульминация рассказа? 5. Расскажите, что вы видите на этом рисунке? Что делает лесник? Чьи большие желтые глаза выглядывают из дупла? Как действие движется в развязке? 6. Чем закончилась история? Кого же испугались ребята? Какую пословицу можно использовать, чтобы закончить рассказ? Какое название можно предложить?
Кроме того, в сознании родители должны держать уже готовый вариант рассказа, к которому будет подводить ребенка в эвристической беседе. Можно предложить такие варианты рассказов по картинам Н. Радлова. Рассказ первый называется «Два кота и птичка». Как-то раз два кота заметили птичку. Она сидела на пеньке и щебетала. Коты притаились за кустами. Каждый хотел поймать птичку. Они резко набросились на неё. А птичка упорхнула. Коты же столкнулись лбами. Они были очень недовольны. Второй рассказ - «Заводная мышка». Однажды кошка и собака играли и увидели мышку. Они одновременно бросились на неё. Каждому хотелось поймать её. Они схватили мышку острыми зубами и стали тащить её в разные стороны. Мышка оказалась заводной. И в пасти у кошки и собаки осталась лишь пружина.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, № 74, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanities, Biomedical Sciences, Vol. 22, no. 74, 2020
Цель заключительного этапа состоит в формировании развернутых рассказов с учетом тех навыков, которые дети приобретают на предыдущих этапах. На этом этапе предполагается усложнение языкового материала: введение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений,
использование различных средств связи. Родители при развитии связной речи могут брать на себя роли как воспитателя, так и логопеда.
Формы работы логопеда с родителями.
Наиболее популярные формы работы с родителями следующие.
Совместные занятия детей и родителей. Такие занятия могут проводиться ежемесячно. На них дети и родители играют, вместе выполняют задания. На этих занятий родители на практике учатся выполнять артикуляционную гимнастику, обращая внимание на успехи или неточности в их исполнении; составлять рассказы, акцентируясь на правильном грамматическом строе речи, ударениях, словоизменениях; общаться и заниматься с детьми, организуя ведущий вид деятельности -игру. В результате и дети, и родители получают положительные эмоции, необходимый опыт; родители видят затруднения и успехи своих детей.
Индивидуальные аудио- и видео- записи. Эту форму мы используем, когда необходимо дать образец четкой и правильной речи, с требующейся силой голоса, интонацией, выделением главного. Дома ребенок под руководством родителей прослушивает, заучивает или повторяет нужный материал в качественном произношении. Кроме того, ребенок при помощи взрослого записывает результат собственного творчества -
составления рассказа. Как показывает практика, такие аудио- и видео- записи стимулируют к выполнению задания. Дети наряжаются,
готовятся к записи, чувствуя себя «звездой», что не может не действовать благотворно на развитие связанной речи. С этой целью можно использовать «Говорящую ручку» [1]. Такая обратная связь дает возможность понять уровень выполнения заданий дома и возможных трудностей.
Еще одной формой работы с родителями является ведение «дневника читателя» [2]. В нем родители записывают все произведения, которые они прочитали совместно с детьми, дается подробный анализ каждого из них с точки зрения эмоциональных состояний ребенка во время прочтения. Родители фиксируют вопросы детей, беседу с ребенком по данному произведению. В заключение родитель записывет рассказ ребенка о каждом произведении.
Таким образом, используя в общении с родителями различные формы взаимосвязи, выбираем наиболее удобные, доступные и интересные для родителей формы работы. Родители получают интересующую их информацию в доступной и наглядной форме, а к детям предъявляются единые требования как со стороны логопеда, так и родителей. Формы работы с родителями учат их создавать ситуации успеха при выполнении сложной интеллектуальной функции — развитии связной речи.
Выводы.
Для того чтобы процесс логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников в системе семейного воспитания становился результативным, требуется четкое сопровождение этого процесса со стороны логопеда. Специалист самостоятельно выбирает наиболее эффективные формы сопровождения семьи. А содержание сопровождения может быть включено в психолого-педагогическую подготовку родителей к поступлению ребенка в школу [3].
1. Александрова, А. Л. "Дневник читателя" как форма воспитательной работы со студентами в вузе // Образование в современном мире: профессиональная подготовка кадрового потенциала с учетом передовых технологий. Сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Ответственный редактор Т.И. Руднева. - 2018. - С. 228-231.
2. Гордиевский, А. Ю., Федосова, О. Ю. Особенности развития лексических компонентов речи в зависимости от латерализации функций головного мозга и половой принадлежности младших школьников // Поволжский педагогический вестник. - 2019. - Т. 7.№ 3(24). - С. 63-71.
3. Егорова, У. Г. Психологические аспекты готовности родителей к изменению социального статуса ребенка // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11. - № 4-5. - С. 1201-1204.
4. Егорова, У. Г., Чистакова, О. А. Гендерные различия в воображении дошкольников // Модернизация культуры: от человека традиции к креативному субъекту. Материалы V Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 235-240.
5. Рахматулин, Р.Я. Профессиональное родительство как тренд современного общества // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2018. - № 2. - С. 60-62.
6. Чаладзе, Е. А., Горчакова, А. М. Лингвистический материал как условие эффективной логопедической работы по преодолению моторной алалии// Специальное образование. - 2019. -№ 3 (55). - С. 115-124.
7. Чаладзе, Е. А., Михайлова, Е.А. Использование просодических и невербальных средств общения детьми с моторной алалией в процессе текстообразования // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-1. - С. 331-334.
WORKING WITH PARENTS TO DEVELOP COHERENT SPEECH IN OLDER PRESCHOOLERS
© 2020 U.G. Egorova
Ulyana G.Egorova, Candidate of psychological sciences, associate professor of pedagogic.
E-mail: [email protected] Samara National Research University named after academician S.P. Korolev.
Samara, Russia
The article substantiates the relevance of the development of coherent speech in senior preschool age in the context of family education. In this regard, the basic concepts to which the author refers to "coherent speech", "monologue and dialogical speech" are defined. The author focuses on the principles of organizing speech therapy work on the development of coherent speech. The article states the need for step-by-step work, including preparatory, main and final stages. The author insists on the development of coherent speech in older preschoolers through the formation of skills in composing a story based on a series of plot pictures. The article assesses the conditions for the effectiveness of speech therapy support of the family. In the conclusion, it is concluded that speech therapy work is included in the integral process of psychological and pedagogical preparation of a child for school.
Key words: speech therapy work, speech therapist work with parents, coherent speech, development of coherent speech, monologue and dialogue, senior preschool age. DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-74-21-25
1. Aleksandrova, A. L. "Dnevnik chitatelya" kak forma vospitatel'noy raboty so studentami v vuze ("Reader's Diary" as a form of educational work with students at a university) // Obrazovaniye v sovremennom mire: professional'naya podgotovka kadrovogo potentsiala s uchetom peredovykh tekhnologiy. Sbornik nauchnykh trudov Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. Otvetstvennyy redaktor T.I. Rudneva. - 2018. - S. 228-231.
2. Gordiyevskiy, A. YU., Fedosova, O. YU. Osobennosti razvitiya leksicheskikh komponentov rechi v zavisimosti ot lateralizatsii funktsiy golovnogo mozga i polovoy prinadlezhnosti mladshikh shkol'nikov (Features of the development of the lexical components of speech, depending on the lateralization of brain functions and gender of primary schoolchildren) // Povolzhskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2019. - T. 7.№ 3(24). - S. 63-71.
3. Yegorova, U. G. Psikhologicheskiye aspekty gotovnosti roditeley k izmeneniyu sotsial'nogo statusa rebenka (Psychological aspects of parents' readiness to change the child's social status) // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. - 2009. - T. 11. - № 4-5. - S. 1201-1204.
4. Yegorova, U. G., Chistakova, O. A. Gendernyye razlichiya v voobrazhenii doshkol'nikov (Gender differences in the imagination of preschoolers) // Modernizatsiya kul'tury: ot cheloveka traditsii k kreativnomu sub"yektu. Materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2-kh chastyakh. - 2017. - S. 235-240.
5. Rakhmatulin, R.YA. Professional'noye roditel'stvo kak trend sovremennogo obshchestva (Professional parenting as a trend of modern society) // Sotsial'naya pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskiy zhurnal. - 2018. - № 2. - S. 60-62.
6. Chaladze, Ye. A., Gorchakova, A. M. Lingvisticheskiy material kak usloviye effektivnoy logopedicheskoy raboty po preodoleniyu motornoy alalii (Linguistic material as a condition for effective speech therapy work to overcome motor alalia ) // Spetsial'noye obrazovaniye. - 2019. - № 3 (55). - S. 115-124.
7. Chaladze, Ye. A., Mikhaylova, Ye.A. Ispol'zovaniye prosodicheskikh i neverbal'nykh sredstv obshcheniya det'mi s motornoy alaliyey v protsesse tekstoobrazovaniya (The use of prosodic and non-verbal means of communication by children with motor alalia in the process of text formation) // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2018. - № 61-1. - S. 331-334.