Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Демидова Анна Петровна
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); студент-бакалавр Чернова Злата Михайловна
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОСКАЗОК
Аннотация. В статье рассматриваются понятия связной речи и логопедических сказок (логосказки): их функции и особенности. Описаны специфика речи детей старшего дошкольного возраста с РАС и развитие их связной речи с использованием логосказок.
Ключевые слова: связная речь, логопедические сказки, расстройство аутистического спектра, дети старшего дошкольного возраста.
Annotation. The article discusses the concepts of coherent speech and logopedic fairy tales (logoscales): their functions and features. The specifics of the speech of older preschool children with ASD and the development of their coherent speech using logoscales are described.
Keywords: coherent speech, speech therapy fairy tales, autism spectrum disorder, older preschool children.
Введение. C каждым годом число детей с аутистическими расстройствами растёт. В переводе с греческого слово «аутизм» обозначает - ушедший в себя, или же внутри себя. Без своевременной коррекционно-развивающей работы у детей с расстройством аутистического спектра способна усугубиться степень нарушений высших психических функций, одним из которых является и речь.
Развитие речи детей с расстройством аутистического спектра выступает основным в логопедической работе, так как у них наблюдается комплексное нарушение речевой функции. Этот вопрос изучали Нуриева Л.Г, Якушина О.В., Сандрикова В.С., Морозова С.С. и другие.
Нуриева Л.Г. описала особенности проведения речевых занятий с аутичными детьми в книге «Развитие речи у аутичных детей», где представила основные направления, этапы работы, дала общие рекомендации к занятиям и создала подкрепляющий к содержанию картинный материал [7]. Сандрикова В.С. в пособии «Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра» собрала перечень игр и заданий по развитию предпосылок речевого общения и по формированию речевой коммуникации [8]. Якушина О.В. в своей статье дала описание практической коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи детей с РАС и её результаты [13]. В книге Морозовой С.С. «Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах» рассмотрены методы коррекционной работы и вопросы практической психологии; приведены конкретные примеры из уникального опыта работы специальной школы по коррекции аутизма, использовавшей прикладной поведенческий анализ как методическую основу деятельности [6].
Как известно, речевая система состоит из нескольких компонентов, последним из которых является связная речь. Её развитием занимаются с детьми как без отклонений, так и с нарушениями интеллектуального и поведенческого характера. Если вовремя не принять меры по развитию связной речи, то в будущем это вызовет трудности в обучении, коммуникации со сверстниками и учителями, что очень важно в школьный период.
Поэтому для детей с РАС необходимы специальные подходы, методы и средства, направленные на коррекцию и развитие связной речи и высших психических функций (ВПФ). Таким средством считаются сказки.
Изложение основного материала статьи. Много учёных давали разные определение связной речи. Для М.Р. Львова связная речь - отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание [12]. А.М. Бородич считал, что «связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей»[12].
А.В. Текучев понимал связную речь как любую единицу речи, составленные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое [12].
Исходя из всех определений, Алексеева М.М. и Яшина В.И. дают последнюю трактовку: связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки [1].
Развитие связной речи идёт по двум направлениям: обучение диалогической и монологической речи.
Диалог - вид речи, в котором участвуют два и более человека, заключающийся в восприятии чужой речи с одновременным обдумыванием собственных реплик, вопросов.
Содержание обучения диалогической речи состоит в следующих умениях:
- слушать и правильно понимать мысль, которую выражает собеседник;
- формулировать в ответ, правильно выражать его средствами языка;
- использовать самоконтроль речи.
Монолог - это речь одного лица.
Содержание обучения монологической речи состоит из умений
- понимать и осмысливать тему, определять ее границы;
- отбирать необходимый материал;
- располагать материал в нужной последовательности;
- пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания;
- строить речь преднамеренно и произвольно.
В зависимости от источника высказывания выделяют монологи:
- по игрушкам, предметам и картинкам, которые подсказывают содержание речи;
- из жизненного опыта ребёнка;
- творческие рассказы, направленные на развитие воображения [1].
Развивать связную речь необходимо не только у нормотипичных детей, но и у детей РАС в связи с тем, что именно она служит для общения между людьми. Учитывая психологические и речевые особенности таких детей, коммуникация как средство передачи информации им не присуще. Это связывают с несостоятельностью диалога при хорошо развитой монологической речи, с их эмоциональным состоянием, степенью тяжести расстройства [4; 5; 7].
Нарушение связной речи у детей с аутизмом проявляется и как несформированность компонентов речевой системы: лексико-грамматический строй. Поэтому вместе со связной речью должны параллельно развиваться словарный запас и грамматический строй. Для этого в современной логопедической практики используют сказкатерапию, вошедшую сначала в психиатрическую практику, а затем в логопедическую в виде логосказок (логопедических сказок).
Логосказка - это целостный, педагогический процесс, который способствует развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач) [3].
Логосказки делятся на:
- артикуляционные, которые развивают речевое дыхание, голос и артикуляционную моторику;
- пальчиковые, направленные на развитие мелкой моторики, графических и каллиграфических навыков;
- фонетические, которые способствуют уточнению артикуляции определённого звука, автоматизации и дифференциации звуков;
- лексические, по обогащению словарного запаса и уточнению их значения;
- грамматические, закрепляющие знания о грамматических категориях;
- сказки по формированию и развитию связной речи [3].
Любое логопедическое занятие с дошкольником, особенно с РАС, проводится в игровой, сказочной, форме. Тогда ребёнок примеряет на себе определённую роль, основная функция которой - это научить нормам поведения, принятым в социуме. Поэтому в игровой деятельности ребенок проецирует бытовые ситуации, которые наблюдал в жизни, и закрепляет в своем сознании человеческие порядки. Игра становится источником развития и понимания морали как основы взаимоотношений между людьми.
Через игру формируется дружный детский коллектив, самостоятельность ребенка, положительное отношение к труду, исправление отклонений в поведении и многое другое. Все эти воспитательные эффекты опираются и на влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, и на становление его личности [11].
Известно, для детей с аутизмом характерны агрессивность, тревожность, низкий уровень эмпатии. Именно эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Поэтому в своей логопедической и дефектологической деятельности необходимо создавать благоприятную атмосферу и поддерживать детей при выполнении заданий и упражнений. К тому же рекомендуется использовать эмоционально-смысловой комментарий, который позволяет «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного [4; 7]. Логопедические сказки используются с учетом: возрастных и индивидуальных особенностей, структуры дефекта. При работе необходимо задействовать все чувства ребёнка, его заинтересованность, воображение, коммуникативные навыки и память.
Для определения уровня речевого развития детей с РАС нами было проведено исследование на базе детского сада компенсирующего вида № 33 «Незабудка». В исследовании участвовали пять детей старшего дошкольного возраста с РАС.
Для этого были использованы методики: на понимание инструкций Ю.Ф. Гаркуша, на определение уровня пассивного словаря Е.С. Зайцевой, В.К. Шептуновой, на определения уровня сформированности грамматического строя Н.М. Щелованова и связной речи: составление словосочетаний - Е.М. Мастюковой [10].
Результаты проведенной диагностики по всем направлениям представлены на рисунке 1.
Уровень развития речи
35%
Низкий Выше низко го Средний Выше среднего Высокий
■ Ур овень р а звитня сжжнойр ечп
Рисунок 1. Уровень развития речи у группы детей
Проанализировав результаты, понятно, что дети старшего дошкольного возраста с осложненной формой аутизма не воспринимают речь взрослого, не понимают речевых инструкций. В речи отмечены эхолалии: автоматическое повторение слов, что свидетельствует о низком уровне экспрессивной речи. Поэтому с данной категорией детей работа по развитию связной речи будет затруднительна и долгосрочна.
Однако, больше половины детей с лёгкой формой аутистического расстройства показали средний уровень понимания речевых инструкций, пассивного словаря, связной речи по составлению словосочетаний и низкий уровень сформированности грамматического строя. С ними работа по развитию связной речи может быть осуществлена.
С детьми с РАС необходимо начинать развитие связной речи с подготовительного этапа, где дошкольники формируют умение понимать обращенную речь, учатся отвечать на вопросы полным предложением, что является частью диалогической речи, и последовательности в изложении своей мысли. Эта работа направлена не только на развитие грамматического и синтаксического строев речи, но и на развитие лексической стороны речи, расширение семантических полей, развитие импрессивной речи и экспрессивной речи. Исходя из речевого развития детей старшего дошкольного возраста с РАС, были подобраны логосказки и проведены индивидуальные и групповые занятия по развитию связной речи.
В коррекционно-развивающей работе использовались следующие логосказки: «Как найти дорожку», «На цветочной клумбе», «Спор животных» [2]. Ниже приведены примеры.
1. Логосказка «Как найти дорожку».
Цель: обогащение словаря по теме деревья.
Ход: Сказка читается логопедом. После он просит ребёнка вспомнить, о каких деревьях говорила белка. (Если ребёнок не помнит, логопед читает сказку ещё раз и останавливается на моменте, на котором говорится о дереве и спрашивает ребенка о нём). Выкладывается дорожка из картинок-деревья. Актуализируются представления о разных деревьях: чем они отличаются друг от друга.
Можно спросить у ребёнка, какие ещё он знает деревья (при этом иметь с собой картинный материал с разными деревьями).
(Эту сказку можно брать и для обучения последовательности в изложении).
2. Логосказка «На цветочной клумбе».
Цель: обучение отвечать на вопросы полным предложением.
Задача: развитие грамматического строя.
Ход: Логопедом читается рассказ по частям и к ним задаются вопросы (где росли цветы? какие цветы росли на клумбе? Сколько было цветов? и т.д.). Подкрепление иллюстрациями.
Если у ребёнка есть предпосылки развития монологической речи, его можно попросить рассказать о своем любимом цветке.
3. Логосказка «Спор животных».
Цель: актуализация представлений о пользе домашних животных.
Ход: сказка читается по частям, задаются вопросы по содержанию (обучение отвечать на вопросы полным предложением). Подкрепление иллюстрациями.
(Эту сказку можно брать и для обучения последовательности в изложении).
Кроме определённых логопедических сказок, можно использовать известные всем сказки, например, «Колобок», «Репка» и «Теремок». Примеры представлены ниже.
4. Сказка «Колобок».
Цель: обучение последовательности в изложении.
Ход: Читается сказка и по мере появления героев сказки выкладываются картинки с ними. После задаются вопросы: кого первого встретил колобок? кого последнего? и т.п. (обучение отвечать на вопросы полным предложением и понимание последовательности действий), при этом ребёнок показывает на картинку.
5. Сказка «Репка».
Цель: обучение отвечать на вопросы полным предложением и понимать услышанный текст.
Ход: Читается сказка и подкрепляется сюжетными иллюстрациями. Логопед задает вопросы по содержанию и просит ребёнка ответить на них полным предложением.
После логопед предлагает разложить картинки в правильном порядке: кто за кем стоял в сказке. (При этом можно попросить ребёнка произнести текст сказки: «дедка за репку», «бабка за дедку» и т.д.).
6. Сказка «Теремок» (кукольный театр).
Цель: закрепление умения последовательности в изложении.
Оборудование: пальчиковые куклы, игрушка-теремок.
Ход: После изучения сказки каждому ребенку даётся своя роль: на пальчик надевается кукла, олицетворяющая отдельного персонажа. Детям требуется внимательно слушать повторное чтение сказки и сыграть свою кукольную роль (персонаж появляется на дороге, идёт, живет в теремке и т.д.).
Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с РАС происходит в процессе оречевления действий ребенка. Сначала он слышит инструкцию, а затем отвечает на вопрос, что им было сделано, как он это сделал, какие у него возникли трудности при выполнении задания. Затем на смену этим занятиям приходят инсценировки, составление рассказов по иллюстрации, заканчивание предложений.
Работа над структурой простого предложения для рассказов заключается в использовании наглядного материала-карточек, игрушки или изображения людей, животных и закрепления значения слов и конструкций через действия логопеда и ребёнка [8].
Для этого в нашей работе, помимо известных и специальных сказок, были представлены придуманные стихотворные рассказы, направленные на развитие грамматического строя речи, обогащения словарного запаса и развития связной речи. Примеры приведены ниже.
1. Рассказ «Мышонок Пип».
Ход: Читается рассказ и задаются вопросы по тексту (умение отвечать на вопросы полным предложением), параллельно на интерактивной доске появляются иллюстрации, чтобы закрепить в памяти сюжет рассказа.
Игра «Повтори».
Цель: развитие общей моторики, понимания обращенной речи, обогащение словаря глаголов.
Появляются картинки с действиями героев рассказа. Логопед читает рассказ, останавливается на определённом месте, а ребёнок находит картинку, соответствующую фрагменту и действию.
Как только все фрагменты будут отнесены к иллюстрациям, логопед предлагает повторить действия персонажей и сказать, что он сделал. Если ребёнок не справляется самостоятельно, то логопед выполняет вместе с ним. При этом дает комментарий, какое действие они выполнили.
2. Рассказ «Мартышка Лёля».
Цель: развитие понимания обращенной речи, понимания текста, обучение отвечать на вопрос полным предложением.
Ход: Рассказ читается и подкрепляется иллюстрациями. По содержанию задаются вопросы, на которые ребёнок или дети должны дать полный ответ, и актуализируются на картинном материале.
Игра «На сцене».
Цель: развитие общей моторики, связной речи, воображения.
Ход: Логопед даёт ребёнку роль, которую он должен сыграть, например, роль мартышки Лёли. Говорит, чтоб он себя представил актёром театра, который играет на сцене. Просит ребёнка внимательно слушать рассказать и делать всё, как Лёля, при этом он должен комментировать, что сделал (составление предложений), либо же логопед сам спрашивает его об этом (ответы на вопросы полным предложением).
Важно, чтобы проделанная работа закреплялась в обычной жизни. Родителям рекомендуется читать своим детям разные сказки, в том числе и логопедические. При этом необходимо задавать ребёнку вопросы по содержанию сказки, интересоваться его впечатлениями, комментировать поступки героев, опираться на эмоциональное состояние как персонажа, так и самого ребёнка.
Работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста показала, что дети с минимальными аутистическими проявлениями были заинтересованы в заданиях, однако быстро уставали и переключали своё внимание, поэтому был использован картинный материал и различного рода интерактивные игры. Детям понравилось быть участниками кукольного театра. Наблюдалось улучшение эмоционального состояния, понимания речевых инструкций и увеличение объёма пассивного словаря.
Однако, у детей возникли трудности в ответах на вопросы полным предложением: не получалось выстроить грамматически правильное предложение.
Логопедическая работа по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с РАС должна быть продолжена и реализована посредством игровой деятельности и логопедических сказок-рассказов.
Выводы. Расстройство аутистическое спектра представляет собой вид атипичного развития, при котором нарушение общения является основным. Всё это усугубляется повышенной утомляемостью, снижением их памяти, внимания, воображения.
Дети с данным нарушением нуждаются в особой логопедической помощи, в специальных средствах, приёмах и методах взаимодействия и развития. Логопедические сказки являются одним из современных методов в коррекционно-развивающей работе практикующего логопеда.
Их использование будет эффективным средством развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста при условии, если понимать их возрастные, специфические, связанные с дефектом, особенности развития, речевые и психические возможности. Нужно: учитывать основные принципы коррекционной работы по данному направлению и ведущую деятельности детей; применять различные техники воздействия не только влияющие на восприятие речи взрослого, но и на все высшие психические функции, особенно эмоционально-волевую сферу.
Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. - Санкт-Петербург: КАРО, 2001. - 128 с.
3. Жулина Е.В., Медведская И.В. Логосказки как средство коррекции речевых нарушений у детей // Проблемы современного педагогического образования. - 2018.
4. Иванов Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. -Санкт-Петербург, Изд-во "Дидактика Плюс". - 2004. - 80 с.
5. Мамохина У.А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра / У.А. Мамохина. - Аутизм и нарушения развития: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - Т. 15. - № 3. - С. 24
6. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. - Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 176 с.: ил. - (Коррекционная педагогика). ISBN 978-5-691-01630-1
7. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О. С. Никольская. - Москва: Теревинф, 2012.
8. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб. [Текст] / Л.Г.Нуриева. - Изд. 2-е. Москва: Теревинф, 2017. - 112 с. - (Серия «Особый ребенок»). ISBN 978-5-4212-0423-7
9. Сандрикова В.С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. ред. О.В. Елецкой. - Москва: Редкая птица, 2019. - 80 с. - (Серия «Начинаем говорить»). ISBN 978-5-6041973-0-1
10. Щукина Д.А. Логопедическая диагностика детей с расстройством аутистического спектра: Учеб. -метод. пособие. -Москва: Редкая птица, 2019. - 192 с. - (Логопед-практик). ISBN 978-5-6042829-6-0
11. http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/3429/1/12Plotnikova.pdf
12. https://mydocx.ru/6-123341.html
13. https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2021/02/01/sbomik-2020-issn_2712_-515-526.pdf
Педагогика
УДК 371.3
доктор филологических наук, доцент Джаубаева Фаина Ибрагимовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук, доцент Узденова Земфира Каншаубиевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)
К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Современные требования к методике преподавания русского языка в средних и высших образовательных учреждениях предполагает использование разных видов анализа текста. Актуальность обозначенной темы заключается в том, что лингвистический анализ не только исследование формы, структуры и языковых единиц художественного текста, но и определение степени усвоения теоретического материала обучающимися в полилингвальной образовательной среде. Целью данной статьи является оказание помощи обучающимся-билингвам в формировании навыков и умений осмысления семантики текста, совершенствование речевой культуры, развитие навыков культуры чтения, а также популяризация основных принципов и методов научного разыскания.
Ключевые слова: художественный текст, языковой анализ, научный метод, синхронный и диахронный анализ, грамматическая форма, умения и навыки, языковая норма.