игрового, деятельностного. Обязательным условием в процессе решения поставленных задач является внедрение личностно-ориентированного подхода. Таким образом, определены цели, задачи, методика оптимизации содержания, объема и рациональных методов обучения и воспитания, которые реализованы при разработке учебных программ бальной хореографии.
Приведенные положения позволили выделить направления оптимизации содержания профиля «Педагогика бального танца» - построение модели, в которой осуществляется формирование и оптимизация элементов программ; определение необходимого содержания, потребного объема и целесообразной последовательности прохождения программ; оптимизация выбора методов обучения и воспитания на каждом виде занятий. Особенностью данного подхода является также выделение, конкретизация и реализация задач обучения и воспитания, без которых невозможно подготовить конкурентно-способных и высокообразованных специалистов. Так, для процесса обучения кроме общепризнанных знаний, навыков и умений, которые обеспечивают развитие когнитивных новообразований, должны быть выделены опыт, способности и творчество для формирования структуры мышления в соответствии с профессиональным предназначением.
Для обеспечения процесса воспитания нами выделено развитие ценностных ориентаций, а также развитие структуры и иерархии потребности - мотивы, чувства и потребности (социальные и духовные).
При моделировании элементов дисциплин бальной хореографии выделены основные требования к программам: формирование уровня подготовки, обеспечивающего использование обучаемых по профессиональному предназначению; обеспечение подготовки всех обучаемых с учетом индивидуальных особенностей и способностей; оптимальное сочетание теоретической и практической подготовки; обеспечение подготовки специалистов в оптимальные сроки; дифференциация содержания программ и предоставление возможности для реализации индивидуальных планов обучаемых; обеспечение достижения цели развития личности путем комплексного решения задачи; усвоения знаний, формирования навыков и умений, а также развития способностей, мышления, ценностных ориентаций и системы потребностей. Системный анализ определяет, что оптимизация отдельно взятых элементов не исключает неэффективного функционирования всей системы. Поэтому методика оптимизации элементов учебно-воспитательных программ представляет собой комплекс объединенных общей целью компонентов, позволяющих формировать и оптимизировать элементы разрабатываемых программ подготовки специалистов в бальной хореографии.
Методика оптимизации содержания профиля «Педагогика бального танца» включает пять блоков.
Блок 1. Определение целей подготовки с учетом требований по реализации образовательных и воспитательных задач, согласно профессиональному предназначению. Результаты моделирования по этому блоку являются основополагающими для последующей работы по формированию программ подготовки.
Библиографический список
Блок 2. Определение исходного уровня образования и воспитания. Чтобы цель подготовки была реально достигнута, необходимо знать исходное состояние, с которого начинается движение к поставленной цели обучения и воспитания.
Блок 3. Логико-дидактическая структура оптимизации профиля «Педагогика бального танца» предназначена для непосредственного формирования программ подготовки на основе согласования между требуемым и исходным уровнем подготовки. Этот блок реализует выполнение следующих работ:
- определение и оптимизацию содержания обучения;
- определение оптимального потребного объема подготовки;
- определение оптимальной последовательности прохождения дисциплин бальной хореографии;
- определение оптимальных видов и форм бальной хореографии;
- выбор эффективных методов обучения и воспитания.
Блок 4. Оценка по частным критериям элементов программ на оптимальность. Общий принцип построения системы критериев: каждому элементу программ свои критерии. На основе этих критериев получен обобщенный, который позволяет оценить качество разработанных программ подготовки. В конечном счете, построенная система критериев дает возможность судить о качестве результатов еще до начала процессов обучения и воспитания, если осуществить прогноз качества. Этот прогноз осуществляется в блоке 5 «Анализ результатов формирования программ по обобщенному показателю эффективности».
Если качество разработанных программ не соответствует общепринятым в педагогике показателям, то проводится её корректировка до получения требуемых данных.
В блоках 1 и 2 определяются требуемые и исходные уровни подготовки. На основе выявленного рассогласования между ними формируется программа подготовки. Эта работа (блок 3) включает последовательное формирование и оптимизацию содержания, последовательности, поиск рационального объема, методов обучения и воспитания, выбора видов и форм. В блоке 4 по выбранным критериям проверяется оптимальность элементов разработанной программы. Результаты проверки оптимизируются (блок 5), и при необходимости проводится корректировка системы до достижения требуемых показателей качества разработанной программы [6, с. 38].
Данная модель уже сегодня позволяет оптимизировать содержание учебных программ и готовить квалифицированные кадры с базовым, основным уровнем законченного высшего образования для работы в области бального танца. Однако, с целью углубленного изучения специальных дисциплин, дальнейшего развития творческого и научного потенциала кадров, нужна непрерывная образовательная траектория бакалавриат - магистратура. Кафедра бальной хореографии АГИК планирует в 2019 году открыть магистратуру по направлению «хореографическое искусство», профилю «педагогика бального танца», что поможет решить не только проблему кадров в образовательных учреждениях края, но и во многом поможет дальнейшему развитию педагогики бального танца.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 52.03.01 хореографическое искусство. Москва, 2016.
2. Всероссийский реестр видов спорта. Available at: rulaws. ru /acts/ vserossisyskiy - reestr - vidov - sporta
3. Педагогический словарь. Москва, 2005.
4. Пустовой Н.В., Зима Е.А. Формирование компетенций современного инженера в условиях перехода на двухуровневую систему. Высшее образование в России. 2008; 10: 3 - 7.
5. Асташкина Н.В. Воспитание современного специалиста как индивидуальности. Ректор вуза. 2008; 7: 44 - 50.
6. Темлянцева С.Н., Темлянцев С.И. Основы подготовки специалистов бальной хореографии в системе высшего профессионального образования. Барнаул, 2007. References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 52.03.01 horeograficheskoe iskusstvo. Moskva, 2016.
2. Vserossijskij reestr vidov sporta. Available at: rulaws. ru /acts/ vserossisyskiy - reestr - vidov - sporta
3. Pedagogicheskij slovar'. Moskva, 2005.
4. Pustovoj N.V., Zima E.A. Formirovanie kompetencij sovremennogo inzhenera v usloviyah perehoda na dvuhurovnevuyu sistemu. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008; 10: 3 - 7.
5. Astashkina N.V. Vospitanie sovremennogo specialista kak individual'nosti. Rektor vuza. 2008; 7: 44 - 50.
6. Temlyanceva S.N., Temlyancev S.I. Osnovy podgotovkispecialistov bal'noj horeografii v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya. Barnaul, 2007.
Статья поступила в редакцию 28.11.18
УДК 37.013
Trashchenkova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow Region State University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF SUBJECTS OF INTERGENERATIONAL RELATIONS AS CREATIVE INDIVIDUALS. In the context of the diversity caused by the globalization of the world community, the study of intergenerational relations in child-adult communities is of particular relevance. The article, on the basis of the theory of individual creative development, analyzes the categories of "development" and "individual development" in the context of intergenerational relations in adult-child communities. The author takes the position that the individuality of each subject of child-adult communities accumulates in itself, on the one hand, the universal, and on the other hand, individuals and particular. The presented material allows to conclude that for the development of the creative individuality of the subjects of intergenerational relations, the most important is the personality capable of self-knowledge, self-analysis and self-actualization.
Key words: child-adult communities, intergenerational relations, development, individuality, creative individuality of subjects of intergenerational relations.
С.А. Тращенкова, канд. пед. наук, доц., Московский государственный областной университет, Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ТВОРЧЕСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ
В условиях многообразия обусловленного глобализацией мирового сообщества исследование межпоколеннных отношений в детско-взрос-лых сообществах представляет особую актуальность. В статье, на основе теории индивидуально-творческого развития, проведен анализ категорий «развитие» и «индивидуальность» в контексте межпоколенных отношений в детско-взрослых сообществах. Автор придерживается позиции, что индивидуальность каждого субъекта детско-взрослых сообществ аккумулирует в себе с одной стороны - всеобщее, а с другой стороны - единичное, индивидуальное, особенное и собственное. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что для развития творческой индивидуальности субъектов межпоколенных отношений важнейшую роль играет сама личность, способная к самопознанию, самоанализу и самоактуализации.
Ключевые слова: детско-взрослые сообщества, межпоколенные отношения, развитие, индивидуальность, творческая индивидуальность субъектов межпоколенных отношений.
В условиях многообразия обусловленного глобализацией мирового сообщества представляет актуальность исследования межпоколенных отношений в детско-взрослых сообществах, под которым мы понимаем «группу субъектов (детей, родителей и педагогов, руководителей, специалистов, представителей общественности др.), призванную решать задачи образовательной организации и самих членов объединения, независимо от того создана ли эта группа самопроизвольно или целенаправленно» [1, с. 262].
Рассматривая межпоколенные отношения в детско-взрослых сообществах, представляет важность определение особенностей развития субъектов межпоколенных отношений как творческих индивидуальностей. В связи этим, особое значение имеет обращение к сущности таких категорий как «развитие» и «индивидуальное развитие», анализ которых мы проводили на основе теории индивидуально-творческого развития.
Трактовка содержания понятия «развитие» достаточно разнообразна. Данный термин активно применяется как научно-популярной, так и в специальной литературе, однако единая трактовка данного понятия отсутствует.
В современном энциклопедическом словаре под «развитием» понимается 1. «необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры...»; 2 «процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и других систематических групп (историческое развитие, или филогенез)» [2].
Ю.Н. Лапыгин рассматривает развитие как закономерное направленное и необратимое, изменение материи и сознания [3].
В понимании А.Л. Гапоненко развитие есть движение вперед, формирование структурных характеристик объекта, его новых черт По мнению автора, процесс развития связан с эволюцией объектов, их улучшением, совершенствованием, прогрессом. Анализируя категорию «развитие» применительно к организации автор отмечает следующие характерные для нее изменения - в структуре организации, в выполняемых функциях, в уровне эффективности, в качестве деятельности [4, с. 11].
Рассматривая развитие в контексте российской школы А.Г. Асмолов, Ю.Н. Кулюткин, М.М. Поташник и др. понимают его как целенаправленные, планомерные, качественные изменения, приводящие к значительному улучшению общего положения дел в общеобразовательной организации и получению качественно иных прогрессивных результатов ее деятельности [5; 6; 7].
Определяя сущность процесса индивидуального развития с учетом особенностей детско-взрослых сообществ и специфики межпоколенных отношений, обратимся к понятию «индивидуальность».
С позиции системного подхода индивидуальность человека представляет собой целостную систему свойств различного иерархического уровня. Так, В.М. Русалов, Т.Ф. Бадышева, О.Ф. Потешкина выделяют систему организующую шесть уровней индивидуальности: 1. биохимический; 2. общесоматический или морфологический; 3. нейро-динамический; 4. психодинамический; 5. личностный; 6. метаиндивидуальный. При этом «интегральную индивидуальность», как отмечают ученые, определяет особый, имеющий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека [8].
Категория «индивидуальность» характеризует целостного человека, его уникальность и неповторимость. Она не сводятся к отдельным свойствам или к их совокупности, а понимается как система, которая больше суммы своих элементов, состояний и свойств. Результатом взаимодействия элементов системы являются целостные, сверхсуммативные свойства, которые в свою очередь представляют собой собственные характеристики индивидуальности, являясь свойствами целого и которые не зависят от условий и природы взаимодействующих элементов. Б.Г Ананьев отмечает, что «индивидуальность - всегда есть индивид с комплексом природных свойств, хотя, конечно, не всякий индивид является индивидуальностью» [9, с. 230].
С нашей точки зрения, для достижения индивидуальности индивид должен достичь уровня личности. Иерархические и субординационные связи в этом случае можно представить как «индивид - личность - индивидуальность».
Поскольку «индивидуальность как проявление неповторимости свойственная не только духовному, но и физическому миру и у человека является сложным системным качеством» [10, с. 61] в индивидуальности субъектов межпоколенных отношений детско-взрослых сообществ находят свое выражение как индивидуальные особенности человека, так и личности в целом.
В контексте нашего исследования представляет интерес позиция С.Л. Рубинштейна. Автор разделяет понятия личность и индивидуальность. Под индивидуальностью ученый понимает наличие у человека неповторимых, единичных, особенных свойств. Сознательное же отношение к окружающей действительности определяет человека как личность [11, с. 312].
Мы придерживаемся позиции, что индивидуальность каждого субъекта дет-ско-взрослых сообществ аккумулирует в себе с одной стороны - всеобщее, а с другой стороны - единичное, индивидуальное, особенное и собственное. Так, в каждом конкретном представителе межпоколенных отношений отражаются воспитательное и творческое начала характерные для общности людей в целом. Каждый ребёнок и взрослый в зависимости от пола, возраста, национальности, специальности, жизненного и личностного опыта и ряда других факторов имеет характерные для него особенности. Каждый ребёнок и взрослый как отдельный человек единичен в конкретной единственности своего бытия. При этом индивидуальность человека проявляется ярче, чем более он несет в себе всеобщего и особенного. Уровень развития человеческой индивидуальности, ее уникальности и целостности имеет огромнейший диапазон различий. При этом, ориентация человека на характерные общности приводит к торможению его развития и ограничению возможностей по проявлению индивидуальных характеристик, свойств и качеств.
Отличной от С.Л. Рубинштейна позиции придерживается И.С. Кон. Ученый, связывая категории индивидуальность и личность, говорит об индивидуальности личности, формируемой под влиянием социальных отношений в процессе жизненного пути человека. Многообразие существующих видов данных отношений «обусловливает известную автономию личности от каждой из ее социальных ролей. Какими бы общими не были роли, взятые в отдельности, их структура, их воплощение в личности отдельного индивида является уникальным, специфическим только для него» [12, с. 12 - 13].
Обобщая вышеизложенное, мы придерживаемся точки зрения о том, что индивидуальность субъекта детско-взрослого сообщества является особой формой бытия отдельного человека, в рамках которой он живет и действует как автономная, неповторимая и уникальная биосоциальная система, сохраняя целостность и тождественность самому себе, в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений. Кроме того, форма выражения целостной, интеграционной системы, которая в то же время уникальна, единична и обладает индивидуальностью формы.
Рассматривая субъектов межпоколенных отношений как творческих индивидуальностей, нами выделены следующие, присущие им признаки: стремление к актуализации своего потенциала; непрерывное изменение; наличие ценностно-смысловой обусловленности мотивов; относительная независимость творчества (опора на собственный опыт); сопротивление попыткам заставить действовать в противоречии с собственными идеями и ценностями; творческая самодеятельность (самостоятельная постановка цели, поиск средств, оценка результата); своеобразие, индивидуальность, ориентация на привнесение нового.
Подводя итог, отметим, что для процесса развития творческой индивидуальности субъектов межпоколенных отношений важнее не индивидуальность личности, а сама личность, способная к самопознанию, самоанализу и самоактуализации. [13; 14]. Только благодаря личности и ее регулирующему влиянию взрослый и ребёнок выходят на уровень самоактуализации, на проявление и развитие своих творческих возможностей и способностей.
Библиографический список
1. Тращенкова С.А. Системно-синергетический подход в моделировании процесса становления и развития детско-взрослых сообществ. Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018; 7 (161): 262 - 265.
2. Развитие. Большой энциклопедический словарь. Москва: БРЭ, Санкт-Петербург: Неринт, 1998.
3. Лапыгин Ю.Н. Теория организации. Москва: ИНФА-М, 2007.
4. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление. Москва: Омега-Л, 2010.
3. Асмолов А.Г Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Москва: Смысл: Academia, 2007.
6. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский госуд. университет педагогического мастерства, 2002.
7. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Москва: Центр пед. образования, 2009.
8. Русалов В.М., Бадышева Т.Ф., Потешкина О.Ф. Индивидуальность человека и общественная практика. Москва: ИПАН, 1994.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер, 2001.
10. Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва: Наука, 1986.
11. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Москва: АН СССР 1957.
12. Кон И.С. Социология личности. Москва: Политиздат, 1976.
13. Хутинаева С.З. Педагогическое творчество учителя в инновационном образовательном учреждении. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2000.
14. Чаплыгина О.В. Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (на примере изучения иностранного языка). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск, 2003.
References
1. Traschenkova S.A. Sistemno-sinergeticheskij podhod v modelirovanii processa stanovleniya i razvitiya detsko-vzroslyh soobschestv. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018; 7 (161): 262 - 265.
2. Razvitie. Bol'shoj 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: BR'E, Sankt-Peterburg: Nerint, 1998.
3. Lapygin Yu.N. Teoriya organizacii. Moskva: INFA-M, 2007.
4. Gaponenko A.L. Strategicheskoe upravlenie. Moskva: Omega-L, 2010.
3. Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka. Moskva: Smysl: Academia, 2007.
6. Kulyutkin Yu.N. Izmenyayuschijsya mir i problema razvitiya tvorcheskogo potenciala lichnosti. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosud. universitet pedagogicheskogo masterstva, 2002.
7. Potashnik M.M. Upravlenie professionalem rostom uchitelya v sovremennoj shkole. Moskva: Centr ped. obrazovaniya, 2009.
8. Rusalov V.M., Badysheva T.F., Poteshkina O.F. Individual'nost' cheloveka i obschestvennaya praktika. Moskva: IPAN, 1994.
9. Anan'ev B.G. Chelovekkakpredmetpoznaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.
10. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. Moskva: Nauka, 1986.
11. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Moskva: AN SSSR, 1957.
12. Kon I.S. Sociologiya lichnosti. Moskva: Politizdat, 1976.
13. Hutinaeva S.Z. Pedagogicheskoe tvorchestvo uchitelya vinnovacionnomobrazovatel'nom uchrezhdenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2000.
14. Chaplygina O.V. Pedagogicheskie usloviyarazvitiya tvorcheskojindividual'nostistudentov (na primere izucheniya inostrannogoyazyka). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2003.
Статья поступила в редакцию 27.11.18
УДК 371
Finashina G.V., Deputy General Director of CJSC "ABI Group" (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE QUESTION OF THE SPECIFICITY OF FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE IN THE OLD SCHOOLS. The article presents material dedicated to the analysis of formation of a healthy lifestyle for high school students. The author presents the program "HLS for high school students: problems, implementation, prospects and practical experience" aimed at the usage of a set of activities: sports competitions, contests, quizzes, coping strategies, the purpose of which was to optimize knowledge about healthy lifestyles for high school students. The pedagogical toolkit of the program is described, aimed at solving informational, axiological, and practical tasks that help senior pupils to consciously feel the importance and significance of a healthy lifestyle on the basis of factual material.
Key words: healthy lifestyle, focusing on healthy lifestyle, high school students, author's program "Healthy lifestyle for high school students: problems, implementation, perspectives and practical experience", coping strategies, competitions.
Г.В. Финашина, заместитель генерального директора ЗАО «АБИ Групп», г. Владимир, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В статье представлен материал, посвященный анализу формирования здорового образа жизни у старшеклассников. Представлена авторская программа «ЗОЖ старшеклассников: проблемы, реализация, перспективы и практический опыт», направленная на реализацию комплекса мероприятий: спортивных соревнований, конкурсов, викторин, копинг-стратегий, целью которых была оптимизация знаний о здоровом образе жизни у старшеклассников. Описан педагогический инструментарий программы, направленный на решение информационных и ценностно - практических задач, помогающих старшеклассникам на фактическом материале осознанно прочувствовать важность и значимость здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, формирование направленности на здоровый образ жизни, старшеклассники, авторская программа «ЗОЖ старшеклассников: проблемы, реализация, перспективы и практический опыт».
Вопрос о здоровье нации не может быть решён вне проблемы формирования здорового образа жизни. Здоровье является одним из важнейших факторов для полноценной реализации всех страт населения, в том числе, учащихся старших классов. Проблемой, требующей немедленного системного, многоуровневого решения, выступает необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни у старшеклассников, их родителей и педагогов.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273 (редакция от 03 августа 2018 года) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 41, в пункте № 4 говорится, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ, создают условия для охраны здоровья обучающихся», а в пункте № 2 указывается, что «организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями» [1]. Таким образом,
образовательная организация, при решении данной задачи, выступает наиболее подходящим местом для реализации комплекса педагогических условий, поскольку затрагивает все три стороны участников: обучающихся, их родителей и педагогов.
На констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что 53% из 240 старших школьников 10-11 классов г. Владимира и г. Коврова не обладают достаточными представлениями о том, что из себя представляет здоровый образ жизни. Было констатировано, что подростки не занимаются спортом, имеют высокий уровень стресса и не соблюдают постоянный распорядок дня. Такая ситуация возникает от того, что здоровый образ жизни не воспринимается ими как первоочередная витальная ценность. Так, например, ценность эстетического восприятия себя не коррелирует с ценностями сохранения и поддержки на должном уровне своего здоровья. Обусловленная влиянием социума потребность быть